Музыкальная азбука. Обучающие материалы для детей и их родителей.

Левитина Мария Юрьевна

Что мы делаем с ребятами на музыкальных занятиях?

      Поём,

            танцуем,

                  слушаем музыку,

                             играем на музыкальных инструментах,

                                         играем в подвижные и

                                                     музыкально-дидактические игры.

 

              ПОПРОБУЙТЕ ПОИГРАТЬ ВМЕСТЕ С НАМИ!

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                  модель Т. Боровик         

                                        П Т И Ц А - С О Р О К А            

                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                     

          ПТИ-     ЦА-   СО-     РО-          КА,

          ПТИ-     ЦА-    СО-    РО-          КА,

                                                                               А? 

                                                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                 

              ГДЕ     ТЫ    БЫ-    ЛА? 

              ЧТО     СЛЫ- ША-    ЛА?

--   СЛЫШАЛА    Я     …. (КОШКУ,).

--   ЧТО ОНА СКАЗАЛА?

--   …. (МУР)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Листики летят. Это- листопад .

Слайд 4

Снег, снег, кружится. Белая вся улица.

Слайд 5

Шарики разные: Жёлтые, красные.

Слайд 6

Он не мал, не велик, Снеговик- озорник.



Предварительный просмотр:

Игры для детей младшего дошкольного возраста, игры для развития звуковысотного слуха, игры для развития чувства ритма, игры для детей старшего дошкольного возраста, игры для развития памяти и слуха, игры для развития детского творчества, игры для развития тембрового слуха...

                                         Где мои детки?

 

   Игровой материал. Четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих). На больших карточках изображены гусь, утка, курица, птица; на маленьких – утята, гусята, цыплята, птенчики в гнездышке.

   Ход игры. Дети сидят полукругом напротив воспитателя, у каждого по маленькой карточке. Воспитатель предлагает поиграть и начинает рассказ: «В одном дворе жили курица с цыплятами, гусь с гусятами, утка с утятами, а на дереве в гнездышке птица с птенчиками. Однажды подул сильный ветер. Пошел дождь, и все спрятались. Мамы – птицы потеряли своих детей. Первой стала звать своих детей утка (показывает картинку): «Где мои утята, милые ребята? Кря – Кря!» (поет на ре первой октавы).

 

                 Мама – утка поет:

 

                 Где  мо–и   у–тя–тя–та,  ми–лы–е  ре–бя–та?  Кря – кря!

 

   Дети, у которых на карточках изображены утята, поднимают их и отвечают: «Кря – кря! Мы здесь.» (поют на звуке ля второй октавы).

 

               Утята – отвечают:

 

                Кря  –  кря!     Мы   здесь.

 

   Воспитатель забирает у ребят карточки и продолжает: «Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама – курица и тоже стала звать своих детей: «Где мои цыплята, милые ребята? Ко – ко!» (поет на ре первой октавы). Игра продолжается, пока все птицы не найдут своих детей.

                                             Чудесный мешочек.

 

   Игровой материал. Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: мишка, заяц, птичка, кошка, петушок. Можно использовать персонажи из кукольного театра.

  Ход игры. Участвует вся группа. «Дети, - говорит воспитатель, - к нам на занятие пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть здесь? (Показывает мешочек.) Сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Петушок» - русская народная мелодия,  «Серенькая кошечка» В. Витлина, «Воробушки» М. Красева, «Медведь» В. Ребикова и др. Дети узнают музыку, кто – либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

 

 

                                        Птицы и птенчики.

 

   Игровой материал. Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки (3-4 большие птицы и 3-4 птенчика).

   Ход игры. Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например, до второй октавы. Дети, которые держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

 

 

 

                                    Подумай и отгадай.

 

  Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на которых изображены медведь, зайчик, птичка.

   Ход игры. Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в грамзаписи звучит мелодия: «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Красева. Дети узнают  мелодию и поднимают нужную карточку. Например, после песни «Медведь» В. Ребикова поднимают карточку с изображением медведя.

                                            В лесу.

 

    Игровой материал. На планшете изображен лес; 2 - 3 дерева, пенек приклеены средней частью по высоте. Этим как бы создается объемность и, кроме того, к одной половине елки (дерева, пенька) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка зайчика (петушка, кошки, мишки и т. д.). картонажная фигурка девочки ставится рядом с лесом.

    Ход игры. «Дети, посмотрите, какой красивый лес, - говорит воспитатель. – Здесь березки, елочки. Девочка Таня пришла в лес собирать цветы и ягоды. А за деревом кто – то спрятался, наверное, какой – то зверек. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте». На фортепиано или в грамзаписи исполняется, например, «Заинька», русская народная мелодия в обработке Н. Римского – Корсакова. Для проверки ответа ребенку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка елки сгибается вдоль по центру, там кармашек).

  Игра проводится со всеми детьми и может быть использована  на музыкальном занятии во время пения и слушания музыки.

 

                                   

                                    Курица и цыплята.

   Игровой материал. Домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курица и цыплята).

  Ход игры. Дети рассаживаются вокруг стола. Воспитатель берет куклу и говорит: «В этом домике живет кукла Маша, у нее есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовет Маша», играет на металлофоне ре второй октавы. Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи – пи – пи». Затем кукла Маша зовет кур - воспитатель играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко–ко-ко».

 

                                         Кто в домике живет?

 

  Игровой материал.  На карточке  нарисован красочный терем в два этажа : нижние окна большие, верхние – поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки : кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки, куда вставляются картинки перечисленных животных, а также картинки с изображением детенышей этих животных.

   Ход игры. Воспитатель рассаживает детей полукругом и показывает дом – теремок, в котором живут кошка с котенком, птичка с птенчиком и медведь с медвежонком. «На первом этаже, - говорит воспитатель, - живут мамы, на втором ( с маленькими окошками )-их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой,  то перепутали, кто где живет. Поможем им найти свои комнаты». Раздается каждому по одной карточке. Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. Например, звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В. Витлина. Ребенок, у которого соответствующая карточка, вставляет ее в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике. Звучит та же мелодия, но на октаву выше. Встает ребенок с карточкой котенка и помещает ее в окошечке на втором этаже.

   Так же проводится игра с музыкой  про птичку и медведя («Птичка»  М. Красева, «Медведь» В. Ребикова). Она продолжается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кармашки.

   В конце игры воспитатель поощряет правильные ответы. Если кто – то из детей ошибся, объясняет, что медведь не поместится в кровать кошечки и не сможет сесть за ее стол, когда вдруг попадет не в свою комнату и т. д.

 

                 

                                      Угадай - ка.

 

   Игровой материал. 4 - 6 больших  карточек – каждая разделена на две части. На первой половине изображен гусь, на второй – гусенок

( утка – утенок, кошка – котенок, корова – теленок и т. д.). Фишки – по две на карточку.

    Ход игры. Игра проводится с подгруппой детей ( 4-6 ) за столом. У каждого одна карта и две фишки. Воспитатель произносит: «Га-га-га»

( поет на ре первой октавы ). Дети, у которых на карточке изображен гусь, должны закрыть его фишкой . Воспитатель произносит: «Га-га-га» ( поет на ля первой октавы ), дети закрывают фишкой картинку с гусенком .

 

 

 

                                              Буратино. 

 

   Игровой материал. Коробка, на ней нарисован Буратино. С боковой стороны коробка открывается, туда вставляются карточки с красочными иллюстрациями к различным программным песням и пьесам (елочка, паровоз, машина, санки, кукла, флажок и т. д.), знакомым детям.

   Ход игры. Воспитатель объясняет детям, что к ним  в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие – дети сами должны отгадать. Музыкальный руководитель проигрывает произведения, дети отгадывают. Для проверки ответа из коробки достают соответствующую картинку. Например, исполняется песня «Елочка» М. Красева, ребенок достает карточку с изображением новогодней елки, или звучит мелодия песни «Паровоз» З. Компанейца – из коробки достают картинку паровоза и т. д.

   Игра может проводиться на музыкальном занятии с целью закрепления программных музыкальных произведений.

 

                                      Найди игрушку.

  

    Игровой материал. Игрушки, соответствующие содержанию песен:

Зайчик, медведь, кошечка, петушок и т. д.; проигрыватель с пластинками программных произведений.

   Ход игры. Игрушки лежат на столе. Полукругом сидят дети. Воспитатель предлагает послушать мелодию и выбрать ( называет имя ребенка ) соответствующую игрушку. Игра заканчивается, когда на столе не остается ни одной игрушки.

   Игра  может проводиться на занятие для закрепления знакомых произведений и в свободное от занятий время ( лучше во второй половине дня ).

 

 

                                        Прогулка.

 

   Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих.

  Ход игры. Дети рассаживаются полукругом. «Сейчас, дети, пойдем с вами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам будут музыкальные молоточки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице», - педагог медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу, - продолжает воспитатель, - светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!» - частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю», - воспитатель медленно ударяет молоточком. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыло солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень», - воспитатель постепенно ускоряет ритм ударов молоточком. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад», - быстро и ритмично ударяет молоточком.

   В игре может принимать участие подгруппа детей и вся группа. Желательно проводить игру в часы досуга.

 

 

                                    К нам гости пришли.

 

   Игровой материал. Игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка), бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

  Ход игры. Воспитатель предлагает детям подойти к нему: «Дети, сегодня к нам в гости должны прийти игрушки». Слышится стук в дверь. Воспитатель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети, я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Лена, сыграй мне на бубне, я попляшу». Девочка медленно ударяет в бубен, мишка в руках воспитателя ритмично переступает с ноги на ногу. Дети хлопают.

   Аналогичным образом воспитатель обыгрывает приход других игрушек. Зайчик прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмические удары музыкального молоточка, птичка летит под звон колокольчика.

   Игра проводится со всеми детьми в свободное от занятий время.

                                           Что делают дети?

 

   Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображены дети (они поют, маршируют, спят), вторая половина пустая; фишки.

   Ход игры. Детям раздают по одной карточке. Педагог исполняет знакомые музыкальные произведения (можно в грамзаписи): «Марш» Э. Парлова, «Колыбельная» А. Гречанинова, «Бай - бай» В. Витлина, любую песню (которую знают и поют дети). Тот, кто узнал музыкальное произведение, закрывает фишкой пустую половину карты.

   Игра сначала проводится на занятии, а затем в свободное от занятий время.

 

 

 

                                                      Зайцы.

 

   Игровой материал. На планшете изображены лес, поляна (в центре сделаны разрезы, куда могут вставляться картинки – «Зайцы пляшут», «зайцы спят»).

   Ход игры. Воспитатель предлагает детям пойти погулять на поляну, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку».

  Звучит мелодия колыбельной или танцевальной музыки. Дети определяют ее и по просьбе воспитателя вставляют соответствующую картинку в прорези на планшете. Если ребенок узнал музыкальное произведение, дети аплодируют.

   Игру можно использовать на занятиях и в часы досуга.

 

---------------------------------------------------------------------------------------------

                                             

                                    Нам игрушки принесли.

 

   Игровой материал. Музыкальные игрушки: дудочка, колокольчик, музыкальный молоточек; кошка (мягкая игрушка); коробка.

   Ход игры. Воспитатель берет коробку, перевязанную лентой, достает оттуда кошку и поет песню «Серенькая кошечка» В. Витлина. Затем говорит, что в коробке лежат еще музыкальные игрушки, которые кошка даст детям, если они узнают их по звучанию.

   Педагог незаметно от детей (за небольшой ширмой) играет на музыкальных игрушках. Дети узнают их. Кошка дает игрушки ребенку, тот звенит колокольчиком (постукивает музыкальным молоточком, играет на дудочке). Затем кошка передает игрушку другому ребенку. Одна и та же дудочка не передается, желательно иметь их несколько.

   Игру можно провести на праздничном утреннике или в часы досуга.

 

                                       Колпачки.

 

   Игровой материал. Три красочных бумажных колпачка, детские музыкальные инструменты: губная гармошка, металлофон, балалайка.

   Ход игры. Подгруппа детей сидит полукругом, перед ними стол, на нем под колпаками лежат музыкальные инструменты. Воспитатель вызывает к столу ребенка и предлагает ему повернуться спиной и отгадать, на чем он будет играть. Для проверки ответа разрешается заглянуть под колпачок.

   Игра проводится в свободное от занятий время.

 

                                          Наш оркестр.

 

   Игровой материал. Детские музыкальные игрушки и инструменты (домры, балалайки, дудочки, колокольчики, бубны, угольники), большая коробка.

   Ход игры. Педагог говорит детям, что в детский сад пришла посылка, показывает ее, достает музыкальные инструменты и раздает их детям (предварительное знакомство с каждым инструментом проводится на музыкальном занятии). Все играют на этих инструментах так, как им хочется. Эта игровая ситуация может быть использована на утреннике. После «творческой» игры, дети слушают игру детей старшей группы.

 

 

                             Музыкальное лото.

 

   Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеек (нотный стан), кружочки – ноты, детские    (балалайка, металлофон, триола).

  Ход игры. Ребенок – ведущий играет мелодию на одном из инструментов вверх, вниз или на одном звуке. Дети должны на карточке выложить ноты – кружочки от первой линейки до пятой, или от пятой до первой, или на одной линейке.

   Игра проводится в свободное от занятий время.

 

 

 

                                        Ступеньки.

 

   Игровой материал. Лесенка из пяти ступенек, игрушки (матрешка, мишка, зайчик), детские музыкальные инструменты (металлофон, аккордеон, губная гармошка).

  Ход игры. Ребенок – ведущий исполняет на любом инструменте мелодию, другой ребенок определяет движение мелодии вверх, вниз или на одном звуке и соответственно передвигает игрушку (например, зайчика) по ступенькам лесенки вверх, вниз или постукивает на одной ступеньке. Следующий ребенок действует другой игрушкой.

  В игре участвует несколько детей.

 

 

 

                              Найди нужный колокольчик.

 

   Игровой материал. Пять наборов колокольчиков по типу «Валдай».

  Ход игры. В нем участвуют пять детей, один из них ведущий. Он садится за небольшой ширмой или спиной к играющим и звенит то одним, то другим колокольчиком. Дети должны в своем наборе найти колокольчик, соответствующий данному звучанию, и прозвенеть им. При повторении игры ведущим становится тот, кто правильно определял звучание каждого колокольчика.

   Игра проводится в свободное от занятий время.

                                           Повтори звуки.

 

   Игровой материал. Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков; красный – «дан», желтый – «динь», зеленый – «дон»; маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждом по одному); металлофон.

   Ход игры. Воспитатель – ведущий показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): «динь-динь-динь». Педагог просит детей спеть, как звучат бубенчики: низкий, средний, высокий. Затем всем детям раздают по одной большой карточке.

   Воспитатель показывает маленькую карточку

, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, как звучит этот бубенчик, поет «динь - динь-динь» (соль первой октавы). Воспитатель дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.

   Металлофон можно использовать для проверки ответов детей, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).

   В игре участвует любое количество детей (в зависимости от игрового материала). Но при этом надо помнить, что каждый участник получит маленькую карточку только тогда, когда споет соответствующий звук или сыграет его на металлофоне.

 

 

                                   Угадай колокольчик.

 

   Игровой материал. Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый), которые соответствуют как бы высоким, средним и низким звукам; три музыкальных колокольчика (по типу «Валдай») различного звучания.

   Ход игры. Ребенок – ведущий звенит поочередно то одним, то другим колокольчиком, , дети располагают кружочки на соответствующей линейке: красный кружок – на нижней, если звенит большой колокольчик; желтый – на средней, если звенит средний колокольчик; зеленый – на верхней, если звенит маленький  колокольчик.

   Играют несколько детей. Игра проводится во вторую половину дня.

   Примечание. Игру можно провести с металлофоном. Ведущий поочередно играет верхний, средний, низкий звуки. Дети располагают кружки – ноты на трех линейках.

 

 

                                Три поросенка.

 

   Игровой материал. На планшете изображены лес и сказочный дом. В нем вырезано одно окошко, в котором вращающийся диск с изображением трех поросят: Нуф - Нуф в синей шапочке, Наф - Наф в красной шапочке, Ниф - Ниф в желтой шапочке. Если диск вращать с обратной стороны планшета, то в окошечке домика появляются поочередно все поросята. Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой фа первой октавы нарисована мордочка поросенка в синей шапочке – Нуф - Нуфа, под пластинкой ля первой октавы - поросенок в красной шапочке – Наф -Наф, под пластинкой до второй октавы - поросенок в желтой шапочке -  Ниф – Ниф. Здесь же прикреплен молоточек от металлофона, который свободно и легко вынимается из петельки. 8–12 больших карт (по числу играющих), каждая разделена на три части (три окошечка) с изображением шапочек трех поросят: синей, красной и желтой.

   Ход игры. Дети рассаживаются полукругом. «Посмотрите, дети, какой красивый дом, -  говорит воспитатель. – Живут в нем знакомые вам поросята: Нуф - Нуфа, Наф - Наф, Ниф - Ниф. Поросята очень любят петь. Они спрятались и выйдут только тогда, когда вы споете так, как они поют. У  Ниф – Нифа самый высокий голос: «Я Ниф – Ниф!» (поет и играет на пластинке  ). У Нуф – Нуфа самый низкий голос (поет и играет на пластинке фа второй октавы). У Наф – Нафа немного повыше  (поет и играет на пластинке ля второй октавы).»                                      Затем воспитатель объясняет правила игры, которые заключаются в следующем. Дети по очереди вращают диск. В окошечке домика появляется поросенок, например, в желтой шапочке. Ребенок должен: «Я Ниф – Ниф!» - на звуке до второй октавы и, если он спел правильно, получает карточку с изображением желтой шапочки и закрывает ею соответствующее изображение на своей карточке. Если ребенок затрудняется спеть, он играет на пластинке. Побеждает тот, кто раньше закроет все три части своей карты.

   Игра проводится в свободное от занятий время  и на музыкальном занятии (без раздачи карточек).

 

 

 

                                            Прогулка.

 

   Игровой материал. Музыкальные молоточки по числу играющих; фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки (с оборотной стороны карточек приклеена фланель).

   Ход игры. Содержание игры соответствует аналогичной игре, проводимой в младшей группе, но, кроме этого, дети должны передать ритмический рисунок – выложить на фланелеграфе карточки. Широкие карточки соответствуют редким ударам, узкие – частым. Например: «Таня взяла мяч, - говорит воспитатель, - и стала медленно ударять им о землю». Ребенок медленно стучит музыкальным молоточком о ладошку и выкладывает широкие карточки.

 

   «Пошел частый, сильный дождь», - продолжает воспитатель. Ребенок быстро стучит молоточком и выкладывает узкие карточки.

 

   Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.

 

                                      Определи по ритму.

 

   Игровой материал. Карточки, на одной половине которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты – группа ударных (угольник, музыкальный молоточек, ложки, барабан и др.). каждому дают по 2 – 3 карточки.

   Ход игры. Ребенок – ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и картинкой закрывают, пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

   При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся. Одному ребенку можно дать большее число карточек (3 - 4).

                                      Наше путешествие.

 

   Игровой материал. Металлофон, бубен, угольник, ложки, барабан, музыкальный молоточек.

   Ход игры. Воспитатель предлагает детям придумать небольшой рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить на каком–либо музыкальном инструменте. «Послушайте, сначала я вам расскажу, - говорит воспитатель. – Оля вышла на улицу, спустилась по лестнице (играет на металлофоне).

 

   Увидела подружку, она очень хорошо прыгала через скакалку. Вот так (ритмично ударяет в барабан). Оле тоже захотелось прыгать, и она побежала домой за скакалками, перепрыгивая через ступеньки (играет на металлофоне).

  Мой рассказ можете продолжить или придумать свой рассказ». Игра проводится во второй половине дня.

 

 

 

                                       Выполни задание.

 

   Игровой материал. Фланелеграф, карточки с изображением коротких и длинных звуков (см. игру «Прогулка»), детские музыкальные инструменты (металлофон, арфа, баян, триола).

   Ход игры. Воспитатель – ведущий проигрывает на одном из инструментов ритмический рисунок. Ребенок должен выложить его карточками на фланелеграфе.

   Количество карточек можно увеличить. В этом случае каждый играющий будет выкладывать ритмический рисунок на столе.

 

                                       Учитесь танцевать.

 

   Игровой материал. Большая матрешка и маленькие (по числу играющих).

   Ход игры. Игра проводится с группой детей. Все сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрешка, у детей маленькие. «Большая матрешка учит танцевать маленьких», - говорит воспитатель и отстукивает своей матрешкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрешками.

   При повторении игры ведущим может стать ребенок, правильно выполнивший задание.

 

                                      Определи инструмент.

 

   Игровой материал. Аккордеон, металлофон, арфа (каждого инструмента по два), колокольчик, четыре деревянные ложки.

   Ход игры. Двое детей сидят друг к другу. Перед ними на столах лежат одинаковые инструменты. Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте. Если ребенок правильно выполняет музыкальное задание, то все дети хлопают. После правильного ответа играющий имеет право загадать следующую загадку. Если ребенок ошибся, то он сам слушает задание.

   Игра проводится в свободное от занятий время.

 

 

                                   Слушаем внимательно.

 

   Игровой материал. Проигрыватель с пластинками инструментальной музыки, знакомой детям; детские музыкальные инструменты (пианино, аккордеон, скрипка и т. д.).

   Ход игры. Дети сидят полукругом перед столом, на котором находятся детские инструменты. Им предлагают прослушать знакомое музыкальное произведение, определить, какие инструменты исполняют это произведение, и найти на столе.

     Игра проводится на музыкальном занятии с целью закрепления пройденного материала по слушанию музыки, а также в часы досуга.

 

 

                                    Музыкальные загадки.

 

   Игровой материал. Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

   Ход игры. . Дети сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе  находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ребенок – ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком – либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше всех фишек.

      Игра проводится в свободное от занятий время.

                                        На чем играю?

 

   Игровой материал. Карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.

   Ход игры. Детям раздают по нескольку карточек (3 - 4). Ребенок – ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком – либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую  половину карточки.

   Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на 4 – 6 квадратов, дается изображение различных инструментов (4 - 6). Маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребенку дают по одной большой карте и 4 – 6 маленьких.

   Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой.

                                  Громко – тихо запоем.

 

   Игровой материал. Любая игрушка.

   Ход игры. Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. водящий должен руководствуясь громкость звучания пески, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

   Игру можно провести как развлечение.

 

 

 

                                              Колобок.

 

   Игровой материал. Игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом порядке.

   Ход игры. Дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются,  за какую фигурку они  спрячут колобок, и зовут водящего:

 

     «Укатился колобок, колобок – румяный бок,

Как же нам его найти, к деду с бабой принести?

Ну-ка, Ира, по дорожке походи, походи

            И по песенке веселой колобок отыщи».

 

   Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то дети поют тихо, если близко – громко.

   Игра проводится с подгруппой детей в свободное от занятий время.

 

 

                                         Найди щенка.

 

   Игровой материал. Игровое поле, щенок, 2 – 3 небольших  бочонка, молоточек с матрешкой на конце.

   Ход игры. Дети договариваются в какую из бочек они спрячут щенка, и зовут водящего:

 

«Вот щенок наш убежал, спрятался за бочку,

Во дворе их много так, не найти его никак.

Ну-ка, Саша, поспеши и щенка нам отыщи,

Мы не будем помогать, будем песню запевать».

 

   Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то дети поют тихо, если близко – громко.

   Игра проводится с подгруппой детей в свободное от занятий время.

 

                               Сколько нас поет?

 

   Игровой материал. Планшет со вставными карманами или фланелеграф, три матрешки – картинки большого размера (для фланелеграфа с оборотной стороны матрешки оклеены фланелью), карточки (по числу играющих) с прорезями, три матрешки – картинки (для каждого играющего), музыкальные инструменты.

   В игре можно использовать другой материал – три карточки с изображением поющих детей (на первой одна девочка, на второй двое детей, на третей трое).

   Ход игры. Ребенок – ведущий играет на одном из инструментов один, два или три звука. Дети определяют количество звуков и вставляют в прорези своих карточек соответствующее число матрешек. Вызванный ребенок выкладывает матрешек на фланелеграфе или вставляет в кармашки планшета. Надо обязательно напомнить детям, что они должны брать столько матрешек, сколько разных звуков услышат. Если звучит один и тот же звук, то поет только одна матрешка.

   При выполнении игры с другим игровым материалом дети поднимают карточки с изображением одной, двух или трех поющих девочек в соответствии с количеством звуков.

   Игра проводится с подгруппой детей в свободное от занятий время. Необходимо, что бы вначале педагог был в роле ведущего.

 

 

                                     Слушаем музыку.

 

   Игровой материал. 4 – 5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы), проигрывать с пластинками.

   Ход игры. Дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе  располагаются картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое - либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают.

   Игра проводится на музыкальном занятии в свободное от занятий время.

                                   Наши песни.

 

  Игровой материал. Карточки – картинки (по числу играющих), иллюстрирующие содержание знакомых детям песен, металлофон, проигрывать с пластинками, фишки.

   Ход игры. Детям раздают по 2 – 3 карточки. Исполняется мелодия песни на металлофоне или в грамзаписи. Дети узнают песню и закрывают фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закроет все карточки.

     Игра проводится в свободное от занятий время.

 

 

 

                               Волшебный волчек.

 

Игровой материал. На планшете располагаются иллюстрации к программным произведениям по слушанию или пению, в центре вращающаяся стрелка.

   Ход игры.

   Вариант 1.  В грамзаписи или на фортепиано исполняется знакомое детям произведение. Вызванный ребенок указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию, называет композитора, написавшего музыку.

   Вариант 2. Ведущий исполняется на металлофоне мелодию программной песни. Ребенок стрелкой указывает на картинку, которая подходит по содержанию к данной мелодии.

   Вариант 3. Ребенок – ведущий стрелкой указывает на какую – либо картинку, остальные дети поют песню, соответствующую содержанию этой картинки.

    1 и 2 варианты игры используются на музыкальных занятиях в разделе слушания и пения. 3 вариант обыгрывается детьми самостоятельно в свободное от занятий время.

   Игра может быть использована и в группах младшего дошкольного возраста.

 

 

 

                            Что делают в домике?

 

   Игровой материал. На планшете изображены сказочные домики с открывающимися ставнями. В окошках домиков находятся рисунки, соответствующие музыке: танец, марш и колыбельная. Проигрывать с пластинками и поощрительные значки.

   Ход игры. Воспитатель – ведущий предлагает детям послушать музыку и отгадать, что происходит в домике. Музыкальный руководитель играет на фортепиано (или звучит мелодия в грамзаписи). По музыке дети узнают, например, «Детскую польку» М. Глинки. Ребенок говорит: «В домике танцуют». Для проверки ему разрешается открыть ставни домика, в окошке рисунок с изображением танцующих  детей. За правильный ответ он получает поощрительный значок. Выигрывает тот, кто получит большее число значков.

   Игра проводится на занятии и в свободное от занятий время.

 

 

 

                               Назови композитора музыки.

 

   Игровой материал. Проигрывать с пластинками программных произведений М. Глинки, П. Чайковского, Д. Кабалевского.

   Ход игры. Воспитатель показывает детям портреты композиторов

М. Глинки, П. Чайковского, Д. Кабалевского, предлагает назвать знакомые произведения этих композиторов. За правильный ответ ребенок получает очко. Затем музыкальный руководитель проигрывает то или иное произведение (или звучит грамзапись). Вызванный ребенок должен назвать это произведение и рассказать о нем. За полный ответ ребенок получает два очка.  Выигрывает тот, кто получит большее число очков.

   Игра проводится на занятии, а также может быть использована в качестве развлечения.

 

                                        Веселая пластинка.

 

   Игровой материал. Игрушечный проигрыватель с набором пластинок – в центре нарисована картинка, передающая содержание песни; проигрыватель с набором пластинок программных произведений.

   Ход игры. Ведущий проигрывает в грамзаписи вступление к какому – нибудь знакомому детям  произведению. Вызванный ребенок находит среди маленьких пластинок нужную и «проигрывает» ее на игрушечном проигрывателе.

 

 

 

                                          Какая музыка?

 

   Игровой материал. Проигрыватель, пластинки с записями вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих вальс, народную пляску и польку.

   Ход игры. Детям раздают карточки. Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано (в грамзаписи) музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Дети узнают произведение и поднимают нужную карточку.

                                Музыкальный телефон.

   Игровой материал. К планшету прикреплен вращающийся диск от телефона со стрелкой. Вокруг диска помещены рисунки, передающие содержание знакомых детям песен.

   Ход игры. Дети сидят полукругом, перед ними воспитатель–ведущий, он показывает игру, объясняет, что это музыкальный телефон и дети могут заказать по нему любую песню – она будет исполнена. Вращается диск телефона вправо, стрелка останавливается против рисунка, на котором изображены, например, гуси. Все поют песню «Гуси» А. Филиппенко. Затем выходит ребенок, вращает диск, исполняется другая песня, которую поют все дети или индивидуально, по желанию. Перед исполнением песни дети должны назвать ее и имя композитора. В дальнейшем дети играют самостоятельно по типу концерта по заявкам.

 

 

                                  Музыкальная шкатулка.

 

   Игровой материал. Красочно оформленная шкатулка, карточки с рисунками, иллюстрирующие содержание знакомых песен (на обороте карточки для контроля указывается название песни и композитора).

   Ход игры. В шкатулке помещается 5 – 6 карточек. Дети по очереди вынимают карточки и передают их ведущему, называя музыкальное произведение и композитора. Песни исполняются без музыкального сопровождения всей группой детей или индивидуально.

   В дальнейшем игра проводится как концерт.

 

 

                              Наши любимые пластинки.

 

   Игровой материал. Набор самодельных пластинок с рисунками знакомых песен, игрушечный проигрыватель.

   Ход игры. Пластинку устанавливают на диск и озвучивают ее, т.е. поют все дети или индивидуально.

   Игру хорошо использовать в сюжетно – ролевых играх в «семью», «день рождения кукол» и т. д.

                                      Веселый маятник.

 

   Игровой материал. На планшете изображен маятник, под ним рисунки, соответствующие содержанию какого – либо вида детской исполнительской деятельности: игра на музыкальных инструментах, пение, танец, чтение стихотворения.

   Ход игры. Дети рассаживаются полукругом, в центре ведущий, он держит маятник. Ведущий устанавливает стрелку маятника на рисунке, изображающем поющих детей. Все или заранее выбранные дети исполняют знакомую песню без музыкального сопровождения. Ведущий указывает стрелкой и объясняет следующий номер (называет имя ребенка и вид его деятельности). Таким образом, организуется концерт детской художественной самодеятельности.

   Игра проводится как развлечение.

 

 

 

                                       Музыкальный магазин.

 

   Игровой материал. Игрушечный проигрыватель с вращающимся диском, пластинки с иллюстрациями к знакомым песням, инструменты (металлофон, арфа, аккордеон, баян, губная гармошка и т. д.).

   Ход игры. Покупатель просит прослушать звучание инструмента, который он хочет купить. Ребенок – продавец должен сыграть на этом инструменте несложный ритмический рисунок или мелодию знакомой песни. Если же покупают пластинку, то продавец ставит ее на вращающийся диск проигрывателя и голосом воспроизводит мелодию. От его исполнения зависит, будет ли куплена данная пластинка. Иногда сами покупатели могут попросить звучание инструмента.

   Игра помогает развитию самостоятельной деятельности детей и проводится в свободное от занятий время.

 

 

                                  Музыкальная карусель.

 

   Игровой материал. Карусель – подвижный шестигранник, на каждой стороне которого крепится рисунок, характеризующий один из видов детской деятельности.

   Ход игры. Дети садятся по кругу, ведущий в центре за столом, на котором устанавливается карусель. Дети загадывают, кто будет первым играть на металлофоне. Ведущий раскручивает карусель. Когда она останавливается, дети определяют, кто сидит перед картинкой с изображением играющего на металлофоне. Этот ребенок должен исполнить на металлофоне какую – либо мелодию. Таким образом дети определяют, кто будет петь, танцевать, читать стихи.



Предварительный просмотр:

Игры и упражнения

Старшая группа 

1. «Хлопаем в такт».

Задача: чувствовать и воспроизводить в хлопках метрический пульс речи (стихов) и музыки.

Методика проведения: педагог читает стишок или исполняет музыкальную пьесу, дети улавливают и воспроизводят хлопками метрическую пульсацию.

 

2. «Сенокос».

Задача: читать стихотворение в ритме и сопровождать его ритмичными движениями. Развитие внимания, координации, метроритмического чувства.

Старый заяц сено косит,

А лиса сгребает.

Муха сено к возу носит,

А комар кидает.

Довезли до сеновала.

С воза муха закричала:

«На чердак я не пойду,

Я оттуда упаду,

Ноженьку сломаю,

Буду я хромая.

«косит»

«сгребает»

«носит»

«кидает»

вращение колёс

 

движение головы вправо-влево

притопы

4 прыжка на одной ноге

«хромает»

3. «Помидоры».

Задача: чувствовать и воспроизводить в хлопках ритм стихов.

Методика проведения: педагог и дети читают стишок  и воспроизводят хлопками ритм.

 

В огороде за забором

Созревают помидоры.

Держатся за колышки,

Греются на солнышке.

 

 

4. «Яблонька».

Задача: декламация текста с движением. Развитие внимания, координации, выразительности и ритмичности  движений.

 

Веточки на яблоньке

Висли от печали.

 

Яблочки на веточках

Висели и скучали.

 

Девочки и мальчики

Ветки раскачали,

 

Яблоки о землю

Громко застучали.

Качание рук над головой вправо-влево, постепенно опуская вниз

 

Качание опущенных рук вправо-влево.

 

 

Качание рук вперёд-назад

 

 

Хлопки по коленкам

 

 

5. «Ай, дуду».

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.

Ай, дуду, дуду, дуду,

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу,

Во трубу серебряну.

Через мышкин, мышкин дом

Идёт дым столбом, столбом.

Кошка с мышкой подрались,

В одной ямке собрались.

Пружинка с разворотом

 

Имитация игры на трубе

 

Изображают дым

 

Выброс пальцев кистей рук («брызги»)

Сужение круга в центре, присесть

6. «Волк».

Задание: читать текст в ритме, сопровождая движением. Развитие ритмичности, координации движений и слова.

Через речку, через мост            приставной шаг с пружинкой

Серый грозный волк идёт.     

Страшный волк-волчи-ще,        выбрасывание пальцев рук вперёд, 

                                                      раскрывая кулачки

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.             4 хлопка

Острые зуби-щи,                        выбрасывание пальцев рук вперёд,

                                                     раскрывая кулачки

Щёлк-щёлк, щёлк-щёлк.              4 хлопка

 

7. «Ты, мороз!»

Задача: развитие слухового внимания, ритмичности.

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уноси с собой.

А мы саночки возьмём

И на улицу пойдём.

Сядем в саночки-самокаточки,

С горки –Ух!

Сужение круга

Расширение круга

Сужение круга

Расширение круга

Лёгкий бег по кругу на носочках, держась за руки

 

Присели

 

 8. «Как на горке снег».

Задача: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег.

А под снегом спит медведь,

Тише, тише, не шуметь.

4 хлопка

4 шлепка по коленкам

7 притопов

«тс» - показать 4 раза

 

9. «Тили-бом!»

Задача: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Тили-тили, тили-бом!

Сбил сосну зайчишка лбом!

Жалко мне зайчишку –

Носит зайка шишку.

Поскорее сбегай в лес,

Сделай заиньке компресс!

Прист. шаг, пружинка (2 раза)

3 хлопка, «ударить» ладонями по лбу

наклоны головы вправо-влево

 

лёгкий бег по кругу

на последнее слово - присесть

 

10. «Тук-тук».

Задача: развивать ритмичность, координацию, умение воспроизводить ритм стиха в звучащих жестах и на деревянных палочках.

 

Тук-тук-тук-тук-

Это что за стук?

Деревянный это звук:

Тук-тук-тук-тук.

 

Тук-тук-тук-тук-

Это что за стук?

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом.

 

 

Кулачок о кулачок

Хлопки

Шлепки

Кулачок о кулачок

 

Кулачок о кулачок

Хлопки

Шлепки

Кулачок о кулачок

 

 

11. «Маляр».

Задача: развивать плавность движений, чувство ритма, координацию движения и речи.

Есть у мастера сноровка:

Водит кистью очень ловко,

Тянет следом за собой

Ленту краски голубой.

Удивлялась птичья стая,

Мимо дома пролетая:

«Вот так крыша! Чудеса!

Голубей, чем небеса».

Плавные движения рук, будто красим кистью

 

 

 

«Незнайка»

 

Хлопки

 

 

12. «Едет мышка на ежах».

Задача: развивать внимание, координацию, чувство ритма.

Трах-трах-тарарах!

Едет мышка на ежах.

 - Подожди, колючий ёж!

Больше ехать невтерпёж!

Больше ехать невтерпёж!

Очень колешься ты, ёж!

Хлопки

Шлепки по коленкам

Щелчки-клювики

Притопы

Хлопки – «тарелочки»

Хлопки

 

13. «Котенька-коток».

Задача: развивать внимание, чувство ритма, координацию.

Ах ты, котенька-коток,

Котя – серенький хвосток.

Приди, котик, ночевать,

Нашу деточку качать.

Я тебе коту, коту

За работу заплачу.

Дам кусочек пирога,

Полну миску молока.

Шаги по кругу, «вышагивать» ритм.

 

«Зовут» ручками

плавные движения качания

Шаги по кругу в другую сторону

 

Будто держат пирог и миску на ладошках, делают пружинки в это время