Инновационная/экспериментальная деятельность

Коробенкова Тамара Ивановна

Формирование патриотического воспитания обучающихся через проектную деятельность.

 

Есть события, над которыми не властно время, которые навсегда остаются в памяти народной, таким событием стала Великая Отечественная война.

2020 год - Год Памяти и Славы - 75 летие Великой Победы

За всю историю наш народ подвергся немалым испытаниям. Но Великая Отечественная война по своим масштабам, разрушениям и человеческим жертвам не имела себе равных за всю историю нашего государства. Тем значимее наша Победа!  

Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей. Эта трагедия прошла через каждую семью и сердце каждого гражданина СССР. За годы ВОВ погибло более 27 миллионов человек. Эта трагедия коснулась абсолютно каждого в нашей стране. Много людей погибло от голода, бомбежек, артобстрелов, тяжких условий жизни и труда. В эти тяжелые годы солдаты и обычные жители совершали героические поступки, спасая чужие жизни и приближая Великую Победу.

Всё население России и бывшие постсоветские государства вот уже на протяжении 75 лет вспоминают те страшные события. С каждым годом все меньше и меньше остаётся участников и свидетелей тех страшных событий, тех, кто вёл ожесточённую борьбу с фашистами, кто воевал на полях сражений, кто в тылу не покладая рук, не жалея сил трудился на благо Родине, приближая Великую Победу.

Очень важно, нам - нынешнему поколению, не забывать и передавать потомкам всю историю Великой Отечественной войны 1941-1945гг. Рассказывать подрастающему поколению правду о войне, о ее Героях и их героических поступках, о той боли и лишениях самоотверженных жителей нашей Родины, которые через всё прошли и сохранили мужество, доброе сердце и любовь к Родине. Каждая семья чтит память своих предков, бережно хранит награды своих Героев. Важно сохранить на века и передавать из поколения в поколение память о Великой Отечественной войне. Воспитывать уважение к ветеранам, участникам Великой отечественной войны и национальной гордости за страну. 

Чтобы сохранить память о героях Великой Отечественной войны будущим поколениям нужно рассказывать  о героях и их подвигах, проводить тематические мероприятия, посещать памятники и мемориалы памяти, воспитывать любовь к Родине.

  • Всероссийский урок Памяти "Блокадный хлеб"
  • Всероссийская Акция "Окна Победы"
  • Всероссийская Акция "Фонарики Победы"
  • Всероссийский челлендж "Георгиевская ленточка онлайн"
  • Конкурс чтецов, посвященный Дню Победы
  • Всероссийская Акция "Наследники Победы"

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.

Слайд 2

Введение 2020 год – год знаменательный, 75-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Для нашей страны эта дата наполнена особым смыслом. Это – священная память о погибших на полях сражений. Это – наша история, наша боль, наша надежда… Основной долг всех последующих поколений нашей страны - долг перед поколением победителей - сохранить историческую память о Великой Отечественной войне, не оставить в забвении ни одного погибшего солдата, отдать дань благодарности за героический подвиг в Великой Отечественной войне живым ветеранам войны и трудового фронта. К сожалению, не каждому из нас выпало счастье пообщаться со своим дедом или прадедом, который воевал в Великую Отечественную, многие не могут назвать имена своих родных-участников прошедшей войны. Однако, проведя простые поисковые мероприятия, мы можем поименно вспомнить и выразить свою благодарность им, нашим родным дедам и прадедам – воинам- победителям.

Слайд 3

Участники: обучающиеся 3 «а» класса -и их родители. Срок реализации проекта: октябрь 2019 - май 2021 География проекта: территория микрорайона МАОУ СОШ №40 Методы : исследовательский, творческий, агитационный

Слайд 4

Актуальность: В истории каждого народа есть события, которыми стоит гордиться и помнить о тех, кто сыграл в них важнейшую роль. Великая Отечественная война является именно таким событием. Участников, переживших эту страшную войну и принёсших нашему народу Великую победу, становится всё меньше и меньше. У современных детей мало возможности узнать об этих героических событиях от дедов и прадедов. И наша задача рассказать об этой войне, о её героях, о страданиях людей, об огромных потерях, о Великой Победе.

Слайд 5

Гипотеза : совместная деятельность педагогов, обучающихся и их родителей, позволит сформировать целостное представление о событиях ВОВ и о роли каждой семьи в этих событий. Проблема : Современные дети мало знают историю своей семьи, о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Слайд 6

Цель проекта: Приобщить обучающихся к изучению истории Великой Отечественной войны, сохранению преемственности поколений, формированию у школьников уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитанию патриотизма и чувства гордости за свою Родину. Задачи проекта: • Провести поисковую работу с учащимися школы и родителями по сбору информации об участниках ВОВ микрорайона школы, их боевых заслугах ; работников тыла, детей войны; С обрать и оформить информацию на переносные стенды; Провести «фотокросс» на территории микрорайона школы; Зажечь Свечу памяти; • Выпустить информационные буклеты; С оздать видеофильм «Победа в сердце каждого»

Слайд 7

Партнёры Школьный музей «Факел» Школьная библиотека (Книга Памяти) Совет отцов Кураторы учителя истории

Слайд 8

Этапы реализации Подготовительный этап Анкетирование Определение цели и задач Привлечение родителей Анализ ситуации План работы Семьи учащихся

Слайд 9

О сновной этап Информационный пункт Переносной информационный стенд Свеча Памяти

Слайд 10

Комсомольская площадь Площадь Славы Улица Комсомольская – Дети ВОВ, работники тыла Улица Октябрьская – ветераны ВОВ ФОТОКРОСС

Слайд 11

З аключительный этап .

Слайд 12

Не только для всей нашей страны, но и для нас каждого эта дата наполнена особым смыслом. Это – священная память о погибших на полях сражений. Это – наша история, наша боль, наша память… Мы все должны гордиться нашими предками, которые спасли мир от фашистского ига, отстояли независимость нашей Родины. Мы обязаны помнить, какой ценой досталась Победа, и чтить их память. Мы должны услышать призывы наших ветеранов и оправдать их надежды: « Я хочу сказать молодежи, чтобы они достойно прожили свою жизнь, чтобы родили детей, жили в достатке и любви друг к другу и своему отечеству. Чтобы они помнили своих отцов, дедов и бабушек, которые отстояли свободу и независимость своей Родины» Короткин Юлий Георгиевич (ветеран ВОВ)



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №40" города Улан-Удэ

          Формирование гражданско-патриотических качеств личности будущих первоклассников в условиях реализации ФГОС

           

учитель начальных классов

Коробенкова Т.И.

 ФГОС   - портрет выпускника начальной школы. Предназначение школы сегодня выполнить задачу формирования «портрета выпускника начальной школы», и эта задача тесно связана с задачами патриотического  воспитания.

      Одним из принципов организации педагогической работы в школе является принцип непрерывного и общего развития личности. Однако при переходе учащихся  из детского сада в первый класс у многих детей часто возникают отрицательные эмоции, связанные с адаптацией, и вместо радости появляются проблемы, которые принято называть проблемами преемственности. Переход из детского сада в начальную школу – это переход к новым условиям деятельности , к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми     [2,c.5]                                                                                                                                                             С 1 сентября 2011 года школы России работают по новому ФГОС, где сказано, что Стандарт обеспечивает преемственность основных образовательных программ дошкольного, начального общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.  Таким образом, Стандарт гарантирует  преемственность дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования .  Однако вопрос преемственности отдельных ступеней системы отечественного образования  сохраняет свою актуальность и на этапе модернизации образования. Вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с появлением в нашей стране различных моделей обучения , стали нарастать признаки рассогласованности и недостаточной преемственности на различных ступенях общего образования. Наиболее остро эта проблема стоит в момент поступления детей в школу, и возникает она по следующим причинам:

        •        Недостаточно плавное, даже скачкообразное , изменение методов и содержания обучения, которое приводит к росту психологических трудностей;

        •        Обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня.

          Исследования готовности детей к обучению в школе показывают ,что  она рассматривается как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовность. На ступени дошкольного образования  личностный компонент универсальных учебных действий самоопределения и нравственно-этического оценивания определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению – степенью внутренней позиции школьника, критериями которой являются:

      1. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации      необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;

      2. Проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что проявляется, во-первых,  в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; во-вторых, в наличии адекватного  содержательного представления о  подготовке к школе;

     3. Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе; предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным способам поощрения.

      ФГОС  устанавливает требования к предметным результатам основной образовательной программы по окружающему миру – воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы; уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни. [3,c.12]

     «Детство – важнейший период в человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самостоятельная, неповторимая жизнь! И от того , как прошло детство, кто вёл  ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце от окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит , каким человеком станет сегодняшний малыш», -говорил В.А.Сухомлинский. [1, с.13]  Соблюдение преемственности и перспективности работы детских садов и школ требует единого подхода к воспитанию и обучению будущих первоклассников.  Перед начальной школой ставятся важные задачи не только в обучении, но и в воспитании.

       Источник патриотического воспитания - жизненный опыт людей. Из поколения в поколение передавались советы, наставления потомкам, как жить в мире и согласии, избегать зла и несправедливости, жить и служить Родине.

        Вопросы о решающей роли нравственного  воспитания  в развитии и формировании гражданско-патриотических качеств личности приоритетными были всегда, о важности нравственно-патриотического воспитания маленького гражданина говорили Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский , В.Н. Сухомлинский .

      Характерная черта работы  учителя начальной школы – проведение интегрированных уроков, внеклассных занятий,  а для этого нужно хорошо знать особенности психологии детей этого возраста. Возрастные особенности младших школьников характеризуются повышенной эмоциональностью, интересом к познанию окружающего мира, чувствительностью к воздействию со стороны взрослых.

    Работая  по патриотическому воспитанию,  решаю следующие задачи: формирование гражданских качеств личности, его уважительного отношения к России и своему краю; ознакомление  с историческим прошлым и современной жизнью населения нашей республики, участием и значением родного села в исторической, политической и культурной жизни России; формирование представлений о культуре, обычаях и традициях своего народа;  расширение исторического и экологического кругозора учащихся.

Изучая культурные традиции своего народа, ребенок не только получает багаж знаний, накопленный веками, но и полностью раскрывает личностные особенности; а погружаясь в творческий процесс, старается показать все лучшее, что у него есть. К.Д Ушинский называл Россию Отечеством, Родиной, матушкой. Отечеством – потому, что тут жили наши предки, Родиной – мы здесь родились и живём, матушкой – потому, что растит нас, защищает, учит культуре  и народной мудрости.

   Основные ценностные ориентиры формирования гражданской позиции первоклассников остаются неизменными и на протяжении всего обучения в начальной школе.

    Это:

-ценность семьи и традиционных семейных  отношений, построенных на уважении к родителям, взаимопомощи и сопереживании; отношении к матери как  одной из главных святынь и к материнству как единству природного (биологического) и духовно-нравственного начал;

-ценность родной земли, Родины, производительного труда на родной земле;

-ценность здорового образа жизни и одухотворённой красоты человека.

     Издревле на Руси мать являлась для ребёнка первичным и самым главным источником его духовно-нравственного становления и развития. Образ матери, её колыбельные песни, выпеченный хлеб, вышитая скатерть, нормы отношения к мужу, к родителям и другим детям, несли ребёнку огромную социальную информацию о нравственных ценностях семьи и семейной жизни, формировали у него идеалы. С образом матери ассоциируются такие качества, как материнская любовь к детям, забота о них, доброта, сочувствие, поддержка, защита. В русской православной культуре преклонение перед матерью и материнством нашло отражение в культе Богородицы.

     В первом классе, в разделе «Твоя семья», я предлагаю детям составить рассказ  о своей семье,  воспользоваться   фотографиями из семейного архива или просто нарисовать свою семью.  Начать такой урок можно с рассказа о себе и своей семье. Затем предлагаю вспомнить колыбельные, которые пела им мама; игры, в которые они любят играть.

    Во втором  классе при разговоре о семье  важное место занимает тема «Что такое семья» и «Чем семья занимается в свободное время». На уроках по данным темам ребята рассказывают не только о традициях в своей  семье, но ещё стараются узнать, почему в их доме есть такая традиция , и как долго она существует в семействе.

В преддверии этого урока  составляем «Древо семьи». При построении «Древа семьи» учащимся предстоит узнать историю семьи и близких родственников.  Задания такого плана не только воспитывают чувство патриотизма, но и укрепляют родственные связи, что в наше время немаловажно.

    Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Ребенок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа, изучая богатство русского народа:

        •        народный фольклор (потешки,  прибаутки, загадки,пословицы, сказки),

        •        народные песни, музыкальные инструменты,

        •        умение найти и выделить народный русский костюм,

        •        знание народных игрушек и народных игр,

        •        произведения народного декоративного искусства,

        •        знание народных примет и особенностей быта и труда русских людей,

        •        знание народных обычаев и праздников.

  Я считаю, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа.  В нашем лицее уже стало хорошей традицией отмечать следующие праздники:

        •        Рождество - разучиваем с детьми рождественские колядки, устраиваем для них представления и рассказываем, что святки – это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Вместе с детьми готовим рождественские подарки.

        •        Проводы зимы – Масленица проходит с веселыми шутками, играми со скоморохами, пением закличек, угощением детей блинами и сжиганием Масленицы.

        •         Именины  - по сезонам с поздравлением детей, изготовлением подарков, пением песен, приглашением родителей.

        •        Праздник Пасха проходит с изготовлением атрибутов, росписью яиц и народными играми.

       Приобщение к народной культуре должно носить обязательно живой, неформальный характер. Учитывая этот принцип, всю работу с детьми я провожу в форме бесед, посиделок, различных игр, сказок. Исходя из этого, я считаю наиболее эффективными следующие формы работы с детьми :

встречи с известными людьми, экскурсии, краеведческие недели, викторины, исторические игры , конкурсы различного уровня.

Почитание родной земли – духовно-нравственная ценность русского народа. На уроках окружающего мира в разделе «Россия – твоя Родина» очень удачно подобраны темы: «Родина – что это значит?», «Родной край – частица Родины», «Как Русь начиналась»

Чувство Родины у всех у нас развито очень сильно.  Это чувство  у каждого  из нас  начинается  с памяти детства, со своего дома, своей улицы, своего города или села. И вместе с тем живо в нас ощущение большой, великой Родины, где испокон веков жили наши отцы и деды. Воспитание патриотизма  и гражданственности  к Родине нужно начинать с любви к родному краю.      Именно на старте школьной жизни ребёнок должен научиться основным способам общения, умению решать проблемные ситуации, получить опыт познания окружающего мира, понимать значение выражений «малая Родина», «Отечество», «родная земля», , «родная школа», «моя семья и род», «мой дом», « родной город» и т.д.  В работе использую  методы :

-чтение сказок и рассказов;

- инсценирование, театрализованные представления;

-проведение игр(дидактических, сюжетно-ролевых ит.д.);

-организация праздников с привлечением работников культуры;

-организация внеклассных мероприятий совместно с родителями.

  Введение ФГОС во многом меняет школьную жизнь ребенка. Вводятся новые формы  организации обучения, новые образовательные технологии, новая открытая информационно-образовательная среда, далеко выходящая за границы школы, улучшается материально-техническое обеспечение классов. Конечно, проводится очень серьезная и ответственная работа, в ходе которой задача учителя начальной школы – совершенствовать, варьировать формы, методы, приёмы работы так , чтобы детям интересно было учиться, чтобы они испытывали радость от процесса познания. Психологи говорят : «Если вы думаете на год вперёд – сейте зёрна, если вы думаете на 100 лет вперёд – сажайте деревья, если вы думаете на 1000 лет вперёд – воспитывайте человека». Задача воспитания человека – главная задача в работе каждого педагога.

Список литературы

1. Гаврилычева Г.В. Младший школьник  и его ценности.//Начальная школа. 2008.№7, - с.13

2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос.Федерации. - М.: Просвещение, 2011.-с.5.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./ М-во образования и науки Рос.Федерации. - М.: Просвещение, 2011.-с.12.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №40" города Улан-Удэ

     Тема самообразования: Воспитание патриотов своей Родины,  развитие качеств патриотизма, гуманизма, любви к родному краю.

          

                 

                                   

учитель начальных классов

Коробенкова Т.И.

         Воспитание патриотической личности – одна из важных задач педагогики. Проблема патриотического воспитания наиболее актуальна в наше время. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам   всегда  были свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью всегда был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос  о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать, начиная с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность.  

    Патриот – это человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам  какого-нибудь  дела, глубоко привязанный к  чему-нибудь.   Чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим. Для того чтобы у наших детей появилось желание ощущать себя гражданином Отечества, появилось чувство ответственности за свое будущее, недостаточно только учебных занятий, на которых приобретаются знания, нужна система учебной деятельности и внеклассной работы, основанная на сотрудничестве учителей, учеников, родителей и общественных организаций. Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Основным средством воспитания настоящего патриота является включение учащихся в разнообразные виды деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Патриотическое воспитание начинается с первых дней учёбы в школе. В учебниках по литературному чтению, познанию мира, русскому языку, математике есть  много  материала, на основе которого можно воспитывать патриотов нашей страны.    

   Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

        Патриотическое воспитание младших школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране – умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа. Все это поможет вырастить поколение, готовое к подвигу, готовое отстаивать интересы своей страны. Патриотизм имеет характерные черты – верность, терпимость, законопослушность, трепетную любовь к родной природе.

     Мы хотим жить в процветающей, богатой  стране, хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в чём не нуждались. Для этого нужно воспитывать подрастающее поколение патриотами своей Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем и будущем своих граждан. Дети должны любить свою Родину, уважать её традиции, знать историю своей страны. Если будут такие люди, они сделают всё для процветания нашей России. Патриотическое воспитание формирует такие нравственные качества, как: любовь  к родному краю, желание видеть родной город  хорошеющим и процветающим, любовь к своему народу и к семье. Я уделяю много времени патриотическому воспитанию своих учеников. Провожу следующую работу: проведение бесед на темы, посвящённые истории нашей Родины, чтение произведений о Родине, о природе нашей страны с последующим проведением классных часов, посвящённых обсуждению прочитанного материала. Это и просмотр фильмов по истории и окружающему миру с той целью, чтобы вызвать гордость у ребёнка за наших соотечественников, за красоту и бескрайние просторы нашей Родины.    

   Уделить несколько минут патриотическому воспитанию можно и нужно на каждом уроке. Любой учитель всегда может подобрать необходимый материал, задания которого помогают воспитывать ребёнка, не навязывая своего мнения, а как – бы исподволь подводя его к нужному мнению. Главное, чтобы каждый хотел участвовать в  такой работе по мере своих сил. Пусть родители помогают своим детям в поиске. Такая работа объединяет и сплачивает семьи. В результате мы подталкиваем каждого ученика изучать историю страны и узнавать, какой вклад привнесла его семья в развитие города, страны. Через совместную работу мы помогаем ему гордиться своими родными, своим городом, своей Родиной.

     Начиная с первого класса, в свою работу я включаю задания для расширения кругозора учащихся по основам истории и окружающего мира. Уже в «Азбуке» под редакцией Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. у нас есть вопросы и задания по изучению истории родного края, города, своей страны. Мы знакомимся с историей возникновения названий рек, городов, фамилий людей. Узнаём, почему в нашей стране такие государственные символы, что они означают, откуда появились.                    

      На уроках литературного чтения  мы читаем великие произведения с огромным нравственным потенциалом. Я работаю над тем, чтобы на уроке дети   думали над прочитанным, сопереживали героям, оценивали их поступки, осмысливали их проблемы, соотносили их жизнь со своей жизнью,  старались поступать в соответствии с нравственными нормами. Мы работаем по учебнику, авторы которого  Климанова, Горецкий. В нём много произведений известных русских писателей. Много стихотворений о нашей стране, о красоте нашей природы, о хороших людях. Читая и анализируя произведение, ребенок должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. Не нужно думать, что он еще маленький и что его не следует пугать или осложнять его жизнь такими вопросами, – современный ребёнок на своем пути сталкивается порой с такими серьезными проблемами, что чем раньше он начнет думать над ними, тем лучше. Чем  глубже, полнее,  ярче и содержательнее будут знания учащихся  о родном крае и лучших его людях, тем более действенно скажутся они в формировании благородного  нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков,  а  главное – они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма, как чувства долга перед народом, перед Родиной.  

   Или возьмём учебник по окружающему миру «Мир вокруг нас», автор Плешаков  А. А. Чтобы любить природу, надо её изучать. Изучение природы - эту задачу решает курс «Окружающий мир», одной из задач которого является научить ребёнка самого находить ответы на интересующие его вопросы. Учу детей работать с дополнительной литературой: готовить сообщения, искать ответы на вопросы, составлять кроссворды, викторины

  Изучая тему «Полезные ископаемые» разве мы не гордимся, что наша страна богата полезными ископаемыми, а это наши богатства, которые играют роль в экономике нашей страны, а значит в развитии и процветании. Разве это не патриотизм?!                                                                                                                                                                                                                    

   В  разделе «Путешествие по городам и странам», 3 класс, есть тема «Золотое кольцо России». Урок можно построить так, чтобы вызвать гордость за Россию, за прекрасные города нашей страны, по которому любят путешествовать не только россияне, но и иностранные туристы. Путешествуя по городам, можно приобщиться не только к  прекрасному, но и много узнать об истории нашего государства.

        Для воспитания патриота хорошо использовать экскурсии по родному городу.                                                                                                                                                                                                                                                                     Но патриотов государства не воспитаешь, если они не будут любить свою семью. А значит нужно также воспитывать любовь  к ближнему: маме, папе, бабушке, дедушке, сестрёнке, братишке. Надо учить уважать  окружающих их людей, товарищей, одноклассников,  не предавать друзей, близких им людей, воспитывать «чувство локтя».

   Этому способствует  мероприятия, проводимые в классе и школе во внеурочное время,  музыкально – литературные композиции, посвящённые значимым событиям в нашей стране. Здесь дети не только узнают много нового для себя, но и учатся дружить, не подводить своих товарищей и учителей, взаимовыручке. Эти мероприятия сплачивают детей.          

    Любовь к своей стране неразрывно связана с любовью к своим близким и родным.   Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как во многих  семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Моя задача - правильно организовать занятия в данном направлении. Как гласит народная мудрость: «Без корня и полынь не растёт», поэтому невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своей семье, к своим истокам. Для каждого ребёнка первый шаг к познанию Родины - изучение своей семьи. Изучение истории семьи не только способствует духовному сближению взрослых членов семьи и детей, но и является первым шагом в познании Родины, её традиций, истории.

  Для воспитания патриотизма в работе можно использовать народную тематику: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т.е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Такая работа осуществлялась на уроках  ИЗО и технологии. Знание культурных корней своего народа необходимо прежде всего потому, что оно позволяет по- настоящему уважать и ценить общечеловеческие и эстетические нормы, любить Родину. Знакомство с народным творчеством русского народа на уроках чтения, разучивание песен на уроках музыки, знакомство с народными играми , с различными видами декоративно- прикладного искусства на уроках изобразительного искусства и трудового обучения, знакомство с одеждой, домашней утварью, укладом жизни простого народа .

   Тема Великой Отечественной войны- ведущая в этой работе. Она включает в себя:

-беседы, рассказы, чтение книг;

-конкурсы рисунков;

-беседы по картинам о Великой Отечественной войне;

-конкурсы чтецов стихов о военной поре;

-слушание песен военных лет;

- акции: «Окна Победы», «Свеча Памяти», «Бессмертный Полк», «Песни войны»                                                                                                                                                                      Я считаю, работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель в свою очередь на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Учителю должно быть небезразлично, что происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И будет результат этой работы.                                                                      

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №40" города Улан-Удэ

Доклад на тему:

«Инновации в  деятельности учителя начальных классов.  Проблемы духовно-нравственного воспитания в начальной школе и их решение на занятиях по внеурочной деятельности»

учитель начальных классов

Коробенкова Т.И.

    Методологической основой разработки и реализации ФГОС общего образования является Концепция духовно-нравственного воспитания. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

      Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это наша малая Родина, наш народ и его история, семья, труд, искусство, религия, природа. Соответственно этому и определяются базовые национальные ценности: любовь к своей малой Родине, милосердие, помощь ближнему, ценность знания, забота о здоровье, уважение к родителям, уважение к труду, творчество и созидание.

        Понятие «духовно-нравственное воспитание", имея глубокие исторические корни, в наше время приобретает второе рождение как в обществе в целом, так и в системе российского образования.

        Нельзя быть подлинно нравственным человеком без любви к прошлому, будучи равнодушным к судьбам собственного народа. Но и нельзя быть настоящим патриотом, любя только собственный народ и ненавидя или презирая все остальное человечество.

        При таком подходе изучение истории, природы и культуры родной страны, родного края является фундаментом в духовно - нравственном воспитании младших школьников.

        Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.

      Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

         Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Иными словами, необходима  интегрированность всех программ духовно-нравственного развития личности.

Формирование духовно-нравственного сознания младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Поэтому работа с детьми в области формирования патриотизма является актуальной задачей в настоящее время

Можно с уверенностью сказать, что школа дает общее образование, очень важное и значимое, по развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности.

Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

В современном понимании патриотизм - это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений. Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну  и трепетное, уважительное, отношение к ее истории.

Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

Построение работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

        •Изучение накопленного опыта работы по патриотическому воспитанию (опыт работы учителей, классных руководителей, опыт работы, описанный в научно-методической литературе, Интернете).

        •В воспитательной деятельности классного коллектива определены не только общие задачи, такие как воспитание любви и уважения к своей семье, классу, школе, городу, стране, но и конкретные: знакомство с музеями, особенностями их работы, формирование патриотических чувств и гражданского сознания у младших школьников на основе ценностей своей семьи, использования богатых материалов библиотек.

        •В плане воспитательной работы с классным коллективом особое внимание уделено формам и методам работы с детьми младшего школьного возраста

Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

Наши педагоги, изучая все лучшее, что было наработано, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную   духовной энергией, которой обладает православие, интеллектуально развитую личность.

Используемые в школе учебные авторские программы и разработки уроков, внеклассных мероприятий представляют особую ценность, так как содержат крупицы опыта работы учителей по формированию интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры, духовной жизни, что так актуально сегодня.

Технологии:

        •поисково-исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории страны  области, города;

Переступив порог школы, первоклассники сразу встретились с игрой. На уроке знаний ребята путешествовали через весь земной шар на веселом поезде, встретились с островами школьных предметов, вернулись в родной город,  увидели его красивые дома и улицы, попрощались с детским садиком и вошли в светлую, просторную школу.

Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.

Формы работы:

        •деловые игры,  встречи с интересными людьми, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки,  соревнования, экскурсии, походы, трудовые дела, знакомство с историческим прошлым Отечества и малой родины, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором.

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.

На внеурочных занятиях с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на патриотические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков. Однако, чтобы вся эта система занятий была эффективной, необходимо, чтобы каждое воздействие педагога имело силу формирующего.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.

Воспитательный процесс на внеурочных занятиях планируется и строится во взаимосвязи духовного и нравственного направлений, а практическая  деятельность является логическим продолжением бесед. Ведущим направлением является духовное воспитание, причем при разработке планов, содержания  работы учитывается возраст учащихся, прослеживается последовательность в развитии личности ребенка.

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.


Предварительный просмотр: