Профессионально-личностный рост музыкального руководителя детского сада в условиях реализации ФГОС ДО

Добрынина Ирина Анатольевна

Выступпление на педагогическм совете ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл professionalno.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Профессионально-личностный рост музыкального руководителя детского сада в условиях реализации ФГОС ДО

Типология профессионального стиля деятельности:

  1. Ответственный исполнитель (большинство)
  2. Творческий исполнитель
  3. Оригинальный автор и др.).

Первое качество, которое, на наш взгляд, чрезвычайно важно для педагога-музыканта, это понимание значимости этой профессии, осознание своей Миссии. Современный музыкальный руководитель должен иметь четкие представления о целях и ценностях музыкального воспитания, о методологии музыкальной педагогики.

Второе важное качество в профессии музыкального руководителя — это его психолого-педагогическая компетентность

Третьим важным качеством можно назвать музыкальную подготовленность педагога-музыканта, его влюбленность в музыку как в искусство, профессиональное владение музыкальным инструментом (желательно двумя и более), обладание широким музыкальным кругозором, художественным вкусом.

Без общекультурной подготовки педагога развитие психолого-педагогической компетенции теряет смысл! Музыкальный руководитель (как и любой педагог) должен быть широко образованным человеком, с грамотной речью, обладающий коммуникативными навыками.

Настоящий педагог должен обладать деятельностными способностями, то есть способностями к самоизменению, самовоспитанию, саморазвитию.

Основные качества педагога-музыканта, без которых не может идти речь о полноценном музыкальном воспитании детей, это любовь к детям, увлеченность музыкой, профессиональная музыкальная
подготовка и способность к творчеству.

Все остальные умения можно приобрести или компенсировать.

Проблема профессиональной компетентности музыкального руководителя ДОО:

Компетентность — наличие знаний, умений и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, а также в новых обстоятельствах.

  • Правовая компетентность;
  • Коммуникативная компетентность;
  • Психолого-педагогическая компетентность;
  • Профессиональная музыкально-педагогическая компетентность

Музыкальный руководитель должен знать, понимать и выполнять:

  • Конституцию РФ
  • Закон об образовании РФ
  • Конвенцию ООН о правах ребенка
  • ФГОС ДО
  • Трудовой кодекс РФ
  •  Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

Основные положения ФГОС ДО:

«Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека…»

  • Все разные. Все равные. Нельзя оценивать и сравнивать детей друг с другом;
  • «Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» (п.1.3.2.);
  • Гибкость планирования всех форм работы с детьми, готовность идти за ребенком, а не по плану;
  • «Поддержка инициативы детей» на основе «сотрудничества детей и взрослых», … «признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений» (п.1.4).

Приоритетным в содержании музыкального руководителя должны быть ценности:

«Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности».

И для реализации этих требований ФГОС ДО предлагает использование «вариативных форм организации деятельности с детьми, возможности формирования Программ различной направленности (в том числе – музыкальной), создания социокультурной среды, способствующей повышению компетентности родителей в вопросах развития и образования детей» … (в том числе – вопросах музыкального воспитания).

Таким образом, цели музыкального воспитания детей должны быть сформулированы с точки зрения общих ценностей, а не только предметных задач.

То есть, музыкальное воспитание направлено не столько на развитие музыкальных способностей или на подготовку к музыкальной или балетной школе, а на «формирование общей культуры личности ребенка», его личностное развитие, эмоциональное благополучие и позитивную социализацию.

Цели массового музыкального воспитания детей:

  • целостное развитие детей средствами музыки;
  • развитие важнейших личностных качеств, таких, как эмоциональная отзывчивость, креативность, целеустремленность, трудолюбие, ответственность;
  • развитие высших психических функций: произвольного внимания, памяти, воображения;
  • воспитание эстетических потребностей и приобщение к культуре.

Как оценить достижение этих целей в детском саду?

Оценка качества музыкального воспитания без оценки уровня развития детей

п/п

Показатели оценивания

Самооценка (внутренняя оценка).

Экспертная

Оценка

(внешняя)

Итоговая оценка

1

Увлеченность детей музыкой (музыкальными видами деятельности)

2

Включение детьми разученного на занятиях музыкального репертуара в свободную игровую деятельность

3

Проявление в пении культуры вокального исполнения: пение естественным, не крикливым голосом, попытка интонировать мелодию песни.

4

Проявление в музыкально-ритмических движениях основных культурных навыков: «пружинки», прослеживания взглядом движений рук, способность к пластической (танцевальной) импровизации.

5

Согласованность  и  взаимодействие с другими педагогами и специалистами  детского сада в вопросах организации музыкального воспитания.

6

Вовлеченность родителей  в организацию музыкального воспитания детей, их активность  и участие в совместных проектах, праздниках и других культурных мероприятиях.

7

Создание условий для успешной реализации программы по музыкальному воспитанию: оснащенность предметно-развивающей среды, обоснованность образовательной программы и циклограммы работы музыкального руководителя.

2 балла – показатель ярко выражен, наблюдается постоянно у большинства детей.

1 балл – показатель выражен не ярко, наблюдается эпизодически.

0 баллов – данный показатель практически отсутствует.

Педагогическая диагностика как инструмент педагогической деятельности является частью Основной общеобразовательной программы ДО, которая разрабатывается участниками образовательных отношений. Содержание и форма мониторинга должны быть логично связаны с целями и задачами Программы, могут быть разработаны участниками образовательных отношений самостоятельно.