Экологическое воспитание

Киселева Наталья Александровна

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание детей                                                                 в соответствии с ФГОС ДО

Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.

Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.

Что же такое - экология?

Экология - это наука, изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей средой.

Посмотрите, как подчас легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами поведения, мы можем выбросить пластиковую бутылку, стаканчики. И так делают многие, причем все это происходит на глазах у детей. А ведь нам надо воспитывать экологическую культуру поведения у дошкольников, пробудить их экологическое сознание.

Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.

За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития.

Комплексные:

  • «Детский сад - дом радости», (Н.М. Крылова)
  • «Детство» (В.И.Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.)
  • «Истоки» (Л.А.Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.)
  • «Кроха» (Г.Г.Григорьева, Д.В.Сергеева, Н.П.Кочетова и др.)
  • «От рождения до школы» (Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева)
  • «Радуга» (Т.Г.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик и др.)
  • «Развитие» (Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Н.С.Варенцова и др.)
  • «Успех» (Д.И.Фельдштейн, А.Г.Асмолов, Н.В.Федина)

Парциальные программы (специально направленные на формирование экологических представлений, отношений):

  • «Мы» (Н.Н.Кондратьева), 
  • «Наш дом – природа» (Н.А.Рыжова),
  • «Паутинка» (Ж.Л.Васякина-Новикова),
  • «Природа и художник» (Т.А.Копцева),
  • «Семицветик» (В.И.Ашиков, С.Г.Ашикова), 
  • «Юный эколог» (С.Н.Николаева).

В процессе экологического образования у детей формируются познавательные действия, развивается познавательная мотивация и интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т.е. те личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО. Цели и задачи экологического воспитания, а также содержание работы педагога в этом направлении отражены в образовательной области «Познавательное развитие», в разделах «Ознакомление с миром природы» и «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».

Цели и задачи экологического воспитания детей:

  • Ознакомление с природой и природными явлениями.
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
  • Формирование элементарных экологических представлений.
  • Формирование понимания того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
  • Воспитание умения правильно вести себя в природе.
  • Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
  • Развитие познавательных интересов детей, развитие любознательности и познавательной мотивации;
  • Формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;
  • Формирование первичных представлений об объектах, свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
  • Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Особенностью образовательного процесса в соответствии с ФГОС является то, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.

Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных форм, методов и приемов работы. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание.

В педагогическом процессе педагоги используют различные формы организации детей и различные методы обучения.



Предварительный просмотр:

Методы экологического воспитания детей                                                  в соответствии с ФГОС ДО

Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателей и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

В экологическом воспитании детей широко используются следующие методы обучения: наглядные, практические, словесные.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста,  позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений, о способах ухода за комнатными растениями дети узнают в процессе труда, о свойствах снега и льда – при проведении опытов или игр. Знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.

Наглядные методы обучения

Наблюдение

Наблюдение является основным методом экологического воспитания.

Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний – установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин изменения и развитие объектов (растений, животных), сезонных наблюдений.

Для успешного достижения поставленной цели воспитатель продумывает и использует специальные приемы, организующие активное восприятие детей: задает вопросы, предлагает обследовать, сравнить объекты между собой, установить связи между отдельными объектами и явлениями природы.

Включение разнообразных органов чувств в процессе наблюдения обеспечивает полноту и конкретность формируемых знаний. Наблюдение необходимо сопровождать точной речью воспитателя и детей, чтобы полученные знания усвоились. Так как наблюдение требует сосредоточенности произвольного  внимания, педагог должен регулировать его по времени, объему и содержанию.

Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит решению одной из важных задач умственного воспитания.

Наблюдение может проводится как с отдельными детьми, с небольшими группами, так и со всей группой воспитанников. В зависимости от поставленных воспитателем целей наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).

Использование иллюстративно-наглядного материала в работе с детьми

Знакомя детей с природой, педагоги используют разнообразный иллюстративно-наглядный материал: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, диафильмы, кинофильмы, презентации.

Иллюстративно – наглядный материал помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно. Например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине или посмотреть кинофильм о данном животном.

Практические методы обучения

Моделирование

Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Решить успешно эти задачи помогает воспитателю моделирование как метод ознакомления детей с природой.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению моделей. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Оно основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Несложные опыты и экспериментирование

Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Например, чтобы доказать необходимость тепла для роста растений и уточнить эти знания, воспитатель ставит опыт: помещает два одинаковых растения в разные условия (одно – в теплое место, а другое - в прохладное) и в течение нескольких дней наблюдает с детьми за изменениями в их развитии.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

Проводят опыты чаще всего в старших группах детского сада. В младшей и средней группах воспитатель использует лишь отдельные поисковые действия.

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.

Ознакомление детей с природой в играх

В экологическом воспитании дошкольников широко используются разнообразные игры. В практике дошкольного воспитания применяются несколько групп игр:

Дидактические игры – игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. Игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.

Настольно-печатные игры это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки («Зоологическое лото», «Четыре времени года», «Растения», «Подбери листок» и др.).

В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей, и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле», «Нужно – не нужно» и др.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе. Например, такие игры как «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Волк и овцы» и др.

Экспериментальные игры позволяют убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей («Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Сделаем растворы», «В какой воде легче плавать»). В старших группах с успехом можно использовать соревновательные игры, игры-путешествия.

Словесные методы

Рассказ воспитателя о предметах и явлениях природы

На занятиях, экскурсиях и прогулках, в повседневном общении с детьми воспитатели используют рассказы о природе. Основная цель этого метода – создать у детей точное, конкретное представление о наблюдаемом в данный момент или виденном ранее объекте, явлении природы. Рассказ используется и для того, чтобы сообщить детям о новых, неизвестных им фактах. Тема рассказа выбирается воспитателем с учетом содержания знаний, определенного программой детского сада.

Рассказ – вид творческой художественной деятельности воспитателя, требующий от него определенных знаний о природе, наблюдательности, умения сопоставить явления природы, размышлять над ними. Не менее важна выразительность речи. Составляя рассказ, воспитатель должен позаботиться о включении в него не только известных детям слов, но и новых, обогащающих их речь.

Рассказ хорошо сопровождать демонстрацией иллюстраций, фотографий, слайдов. Это помогает детям понять его смысл.

Использование художественной природоведческой литературы

Чтение художественного произведения детям помогает воспитателю обогащать их знания, учить глубже всматриваться окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.

Многие книги о природе для детей написаны учеными-биологами. Содержание их научно достоверно, помогает детям познать природу во всем ее многообразии. Так, Нина Михайловна Павлова – ученый-растениевод - в течение 20 лет вела фенологические наблюдения, в результате которых появилась одна из детских книг – «Желтый, белый и лиловый». Виталий Бианки – ученый-биолог – во всех своих книгах для детей показывает сложнейшие явления в природе с высокой биологической точностью и вместе с тем в занимательной, высокохудожественной форме («Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» и др.). В каждой книге о природе заложены идея ответственности человека за ее сохранение, призыв к маленькому слушателю беречь и защищать, изучать природу.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации. Это помогает воспитывать этические представления: любовь и бережное отношение к природе. Общее для всех возрастных групп требование к методике использования книг – сочетание чтения с непосредственным наблюдениям в природе. После чтения художественных произведений организуется беседа об одной или нескольких прочитанных книгах.

Беседа как метод ознакомления детей с природой

Беседа используется воспитателями с разными дидактическими целями:

- для возбуждения интереса к предстоящей деятельности (перед наблюдением, экскурсией);

- для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе, формирования отношения к природе.

В каждой беседе решается задача развития речи детей.

Беседы о природе принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые.

Установочная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полеченными ранее, и предстоящей экскурсией, наблюдением и т.д.

Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач.

Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда и т.д. Итоговая беседа организуется воспитателем, начиная со средней группы. Она проводится по мере накопления у детей представлений о природе и только при условии, если эти представления усвоены всеми детьми.

Проектный метод

Современное образование требует от педагогов применения в образовательной практике наиболее эффективных педагогических технологий, которые помогли бы ребенку овладеть необходимыми знаниями и навыками поведения в природе. Одной из таких технологий является метод проектов, который в последние годы очень прочно вошел в практику дошкольных образовательных учреждений.

Особенностью проектных мероприятий является то, что они носят интегрированный характер, решают комплекс образовательных задач, вовлекая детей в деятельность, относящуюся к разным образовательным областям. Другая особенность состоит в том, что реализация проектов, как правило, занимает длительное время и  завершается созданием «продукта» в виде выставок поделок, рисунков, организации праздников.

Метод проектов даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка. Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, помогает самостоятельно осваивать окружающую действительность. Участвуя в проектах, ребенок развивается, учится находить выход из трудной ситуации и становится увереннее в своих силах.



Предварительный просмотр:

Основные формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию

Организованная образовательная деятельность (занятия)

Занятия являются ведущей формой организации работы по ознакомлению детей с природой. Они позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности, с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.

Под руководством воспитателя на занятиях у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни.

Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами – наглядными, практическими и словесными.

Экскурсии

Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. 
На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений  о взаимосвязях в природе, а также развитию наблюдательности.

Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы.

Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения в природе. Намечает воспитатель экскурсию исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.

Экологические праздники и досуги

Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на их «природное» содержание. В сценариях этих мероприятий используется материал, который детям хорошо знаком. Чаще, чем праздники, проводятся досуги на самые разные темы - их организует воспитатель.

Экологические акции

Эффективным средством решения задач экологического воспитания дошкольников являются экологические акции. Экологические акции – это событийно-значимые мероприятия, направленные на сохранение окружающей среды. В ходе их проведения дошкольники получают природоведческие знания, у них формируются навыки экологической культуры, активная жизненная позиция. Акции служат экологической пропагандой и среди родителей, которые становятся активными помощниками.

Акции – это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности.

— акции направлены на формирование активной жизненной положительной позиции по отношению к природе и помогают понять ребенку, что от него зависит состояние окружающей нас среды;

— акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе, а осознанных знаний этих правил;

— акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.

Дети дошкольного возраста могут принимать участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, их жизнедеятельность. Именно поэтому, природоохранные акции могут быть приурочены к датам, событиям: например, Новый год, День Земли, День птиц и другие.

Ознакомление детей с природой в повседневной жизни

Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводятся в тесной связи с работой в повседневной жизни.

Педагоги широко используют для экологического воспитания детей прогулки. Они дают возможность накопить у детей представления о таких явлениях природы, которые протекают длительное время. Педагоги знакомят воспитанников с повседневными изменениями природы по сезонам на участке детского сада, организуют разнообразные игры с природным материалом – песком, глиной, водой, льдом и т.д. У детей накапливается чувственный опыт, воспитывается любознательность, наблюдательность.

А также в группах детского сада необходимо создать соответствующую предметно-развивающую среду, которая предусматривает построение вариативного развивающего пространства, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, участников совместной деятельности. Она должна быть доступной, т. е. обеспечивать свободный доступ воспитанников к материалам, пособиям, объектам природы. Безопасной, т. е. все ее элементы должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования. И включать в себя не только природный уголок, но и центр познавательной активности для экспериментирования с различными материалами, наблюдения за природными явлениями и объектами неживой природы.

Труд детей в природе

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней.

Трудясь в природе, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

В процессе труда в природе у детей формируются знания о растениях, о животных.

Дети наблюдают за растениями, упражняются в трудовых навыках и умениях (полив растений, рыхление, сбор семян и урожая и т.д.). Эта работа оказывает большое влияние на воспитание трудолюбия, самостоятельности и взаимопомощи.

Работа с родителями - одна из важнейших форм экологического воспитания

Полноценный воспитательный эффект достигается тогда, когда детский сад и семья действуют в одном направлении. Поэтому работа с родителями – одна из важнейших форм экологического воспитания.

Совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей используются различные формы:

  • Анкетирование, проведение опросов
  • Родительские собрания, круглые столы, семинары, мастер-классы, консультации;
  • Оформление наглядной информации экологической направленности для родителей;
  • Совместные досуги, праздники, КВНы, викторины и т.д.
  • Участие в тематических выставках, смотрах-конкурсах.
  • Привлечение родителей к совместной с детьми трудовой деятельности на участке детского сада, озеленение территории детского сада;
  • Выпуск газет, фотогазет, экологических альбомов, плакатов, папок- передвижек.

Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.

Таким образом, формирование экологического сознания, экологической культуры — это длительный процесс, началом этого пути является дошкольное детство. Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее.

А в заключение хочется сказать, что самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, и их родителей желание любить, беречь и охранять природу.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение                детский сад №9 «Петушок» комбинированного вида                                                                            г. Благовещенск Республика Башкортостан                                        

Согласованно:_______                                            Утверждаю:___________

Старший воспитатель                                              Заведующий МАДОУ

Субботина Т.Г.                                                         детский сад №9 «Петушок»

ПРОЕКТ  ПО ЭКОЛОГИИИ                                                    

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«ПЧЕЛКА»

(Для участия в III экологической научно-практической конференции дошкольников «Дети и экология: будущее в твоих руках)

                                                                                                       Руководители проекта:      

                                                         Киселева Н.А., Серова В.М

                                 

Благовещенск - 2019

Тип проекта: информационно -  познавательный, творческий.

Продолжительность: краткосрочный – 1 месяц.

Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность

Пчелы - самые известные и трудолюбивые насекомые. Опыляя растения, они увеличивают богатство растительного мира. Являются производителями питательных продуктов, используемых в медицине, в быту и на производстве.

Содержание проекта направлено на расширение и углубление экологических знаний у детей, воспитание экологической культуры и потребности принимать личное участие в охране окружающей среды, сообщение новых знаний и представлений о живом объекте – пчеле. На изучение вопросов, связанных с жизнью пчел, их привычек и повадок, продуктов их жизнедеятельности. Начиная с дошкольного возраста необходимо знакомить детей с процессом получения меда в условиях естественной среды живой природы и его лечебных свойствах, что особенно важно для жителей Башкортостана. Формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму. Изучение меда, как ценного продукта питания и выявление полезных свойств меда в лечении многих заболеваний.

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Наша задача – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных, нетерпимо относиться к бессмысленному их уничтожению.                                                                                                   Благодаря этому проекту, дети смогут окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир пчел. 

Проблема: 

Во время прогулки дети увидели пчелу. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить пчелу. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о пчелах очень скудные.

Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта.

 Познакомить детей с башкирской  пчелой и продуктами  её жизнедеятельности.

Задачи:

- Приобщать  к традициям и обычаям башкирского народа;

- Углублять знания о башкирском пчеловодстве;

- Познакомить детей с пчелиным царством; 

- Расширить знания детей о продуктах пчеловодства (мед, прополис, воск), их полезных свойствах и использовании  человеком; 

- Дать представление о работе пчеловода и поведении на пасеке; 

- Определить с детьми, какой мед на вкус, и чем он для них является: лакомством или лекарством;

- Выяснить с помощью опытов натуральный мёд или нет;

- Формировать проектно-исследовательские умения и навыки; 

- Развивать творческое мышление, воображение, память; 

- Совершенствовать связную речь, обогащать  словарный запас (улей, дупло, соты, нектар);

- Учить подбирать слова, обозначающие вкусовые качества меда;

- Способствовать развитию познавательной активности в процессе реализации проекта;

- Развивать воображение и творческие способности детей;

- Развивать коммуникативные навыки, формировать навыки исследовательской деятельности.

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;

Ожидаемые результаты:

- У детей сформируются элементарные представления о жизни пчелы  (особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком);

- Активизируется словарь детей: трудолюбивая пчела, улей, нектар, опыление, пасека, прополис, воск, соты, пчеловода;

- Дети научатся, определять натуральный мёд или нет;

- Узнают о пользе мёда;

- Познакомятся с художественной литературой по теме;

  

 

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный этап

- Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта;                                                                                                                                          - Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями;                                                                                                                  - Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических);                                                                         - Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых;                                                                                                                                             - Сотрудничество с родителями (оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы, аудио и видеоматериалов, презентаций. Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

Основной этап                                                                                                                   В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта

Работа с детьми

Познавательное развитие:

- Виртуальные экскурсии «Увлекательное путешествие в мир пчеловодства»;  

 «Трудолюбивая пчела»;

- Беседы: «Правила поведения на пасеке», «Как растения привлекают пчел», «Роль насекомых в природе. Охрана насекомых», Рассказ-беседа «Пчелка — трудолюбивое насекомое», «Мед – источник здоровья и красоты» (с врачом);

- Просмотр видеофильмов «Заповедные места Башкортостана», «Башкирский мед»;

- Рассматривание: репродукций, иллюстраций, картинок, фотографий по теме;

- ОЭД  «Натуральный мёд или нет»;

- Вечер загадок: «Чудесный сундучок»;

- Викторина «Знатоки пчеловодства».

Речевое развитие

- Составление творческих рассказов  «Если бы я был пчелой»;

- Чтение и пересказ рассказов К.Паустовского «Муха и пчела», «Паук и пчела»;

- Чтение и обсуждение  башкирской сказки «Медведь и пчелы»,  Г.Тукая «Шурале»;

- Чтение и заучивание стихотворений башкирских поэтов Р. Тимершина «Пчела», М. Гафури «Пчела»;

- Инсценировка: «Медведь и пчелы» (по мотивам башкирской сказки)

Художественно-эстетическое развитие

- ООД (рисование)  «Пчёлка»;

- ООД (лепка): «Чак – чак» - башкирское  национальное блюдо;  

- Творческая мастерская: Коллаж «На пасеке» (коллективная работа) «Пчёлка на лугу;

- Слушание аудиозаписей: Н.Римский-Корсаков «Полет шмеля»; звуки природы: рой пчел.

Игровая деятельность:

- Дидактические  игры: «Пчёлы и цветы», «Рассади пчёл по ульям», «Назови, одним словом», «Что лишнее?», «Пчеловод и его инструменты», «Кто больше назовет продуктов пчеловодства», «Растения-медоносы», «Четвёртый лишний»;

- Игры-импровизации: «Полет пчелиного роя», «Мы - пчёлы»;

- Пальчиковые игры: «Пчелки не ёлке», «Цветочек», «Пчела».

- Сюжетно-ролевые игры: «Пасека», «Пчелиная семья»;

- Подвижные игры: «Дикие и домашние пчелы»,  «Медведь и пчёлы», «Поймай пчелу».

Работа с родителями

- Использование раздаточного, наглядного  материала, в соответствии с темой проекта; 

- Изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр;

- Участие в создании мини – музея «Пчелиное царство»;

- Папка передвижка: «Всё о пользе мёда»;

- Консультация: «Оказание первой помощи при укусах пчелами»;

- Изготовление книжек-малышек о пчелах, сборника башкирских и русских сказок.

Заключительный этап

На третьем, заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы.                                                                                                                                                  - Книжки – малышки: «Загадки», «Пословицы и поговорки», «Стихи», «Интересные факты о пчелах»;                                                                                             - Оформлен мини-музей «Пчелиное царство»;                                                                                                           - Презентация проекта.

Вывод

 В ходе проекта, дети убедились в том, что пчёлы наши лучшие друзья. Они помогают избавиться от болезней, получить ни с чем несравнимое удовольствие, счастье быть здоровым. Они самые известные и самые уважаемые насекомые. Пчелы единственные насекомые, дающие человеку питательную и вкусную пищу. С давних пор пчела служит символом трудолюбия. Значение пчёл в нашей жизни неоценимо велико не только потому, что опылительной деятельностью они сохраняют и увеличивают богатство растительного мира, не только потому, что они сами являются производителями питательных высококачественных продуктов, несущих здоровье, но и потому, что само их общественное устройство вызывает у нас большой интерес.



Предварительный просмотр:

Опыты с водой

(для детей дошкольного возраста)

Картинка Капля Воды Для ДетейКартинка Капля Воды Для Детей

Картинка Капля Воды Для Детей

Опыт № 1 «Свойства  воды» 

Цель: познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Материалы: несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.

Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.

Итог: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.


Опыт № 2 «Вкус воды»

Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.

Материалы: вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.

Процесс. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Итог: вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Опыт № 3 «Запах воды»

Цель: выяснить имеет ли запах вода.

Материалы: стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.

Процесс. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?

Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

Опыт № 4 «Цвет воды»

Цель: выяснить имеет ли цвет вода.

Материалы: несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета.

Процесс. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?

Итог: вода бесцветная,  принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

Опыт № 5 «Живая вода» 

Цель: познакомить детей с животворным свойством воды.

Материалы: свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».

Процесс. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд сними  на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни.

Итог: одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.

Опыт № 6 «Испарение»

Цель: познакомить детей с превращениями воды из жидкого в газообразное состояние и обратно в жидкое.

Материалы: горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.

Процесс. Вскипятите воду, накройте сосуд крышкой и покажите, как сконденсированный пар превращается снова в капли и падает вниз.

Итог: при нагревании вода из жидкого состояния переходит в газообразное, а при остывание из газообразного обратно в жидкое.

Опыт № 7  «Агрегатные состояния воды» 

Цель: доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.

Процесс.1) Если на улице тепло, то вода находится в жидком состоянии. Если на улице минусовая температура, то вода переходит из жидкого в твердое состояние (лед в лужах, вместо дождя идет снег).  2) Если налить воду на блюдце, то через несколько дней вода испарится, она перешла в газообразное состояние.  

Опыт № 8 «Вода при замерзании расширяется»

Цель:  выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.

Процесс. Вынести на прогулку две бутылки (банки) с водой одинаковой температуры. Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Что произошло с водой? Почему в снегу вода не замерзла?

Вывод: в снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло, на поверхности превратилась в лед. Если банка или бутылка, где вода превратилась в лед, лопнет, то сделать вывод, что вода при замерзании расширяется.

                                      Опыт № 9 «Лед легче воды»
Процесс.Опустить кусочек льда в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не перельется через край.

Вывод: вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, то есть она тяжелее.

Опыт № 10 «Зависимость таяния снега от температуры»

Цель: подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

Процесс.1) В морозный день предложить детям слепить снежки. Почему снежки не получаются? Снег рассыпчатый, сухой. Что можно сделать? Занести снег в группу, через несколько минут пытаемся слепить снежок. Снег стал пластичный. Снежки слепили. Почему снег стал липким? 2) Поставить блюдца со снегом в группе на окно и под батарею. Где снег быстрее растает? Почему?

Вывод: состояние снега зависит от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее тает снег и изменяет свои свойства.

Опыт № 11 «Тёплая и холодная вода»

Цель: уточнить представления детей о том, что вода бывает разной температуры – холодной и горячей; это можно узнать, если потрогать воду руками, в любой воде мыло мылится: вода и мыло смывают грязь.

Материалы: мыло, вода: холодная, горячая в тазах, тряпка.

Процесс. Воспитатель предлагает детям намылить руки сухим мылом и без воды. Затем предлагает намочить руки и мыло в тазу с холодной водой. Уточняет: вода холодная, прозрачная, в ней мылится мыло, после мытья рук вода становится непрозрачной, грязной.

Затем предлагает сполоснуть руки в тазу с горячей водой.

Вывод: вода – добрый помощник человека.

Опыт № 12 «Когда льётся, когда капает?»

Цель: продолжать знакомить со свойствами воды; развивать наблюдательность; закреплять знание правил безопасности при обращении с предметами из стекла.

Материалы: пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакет, губка, розетка.

Процесс. Воспитатель предлагает ребятам поиграть с водой и делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? (вода капает, ударяясь о поверхность воды, капельки издают звуки). Накапать несколько капель из пипетки. Когда вода быстрее капает: из пипетки или пакета? Почему?

Дети из одной мензурки переливают воду в другую. Наблюдают, когда быстрее вода наливается – когда капает или когда льётся?

Дети погружают губку в мензурку с водой, вынимают её. Что происходит? (вода сначала вытекает, затем капает).

Опыт № 13 «В какую бутылку нальётся вода быстрее?»

Цель: продолжать знакомить со свойствами воды, предметами разной величины, развивать смекалку, учить соблюдать правила безопасности при обращении со стеклянными предметами.

Материалы: ванночка с водой, две бутылки разного размера – с узким и широким горлышком, салфетка из ткани.

Процесс. Какую песенку поёт вода? (Буль, буль, буль).

Послушаем сразу две песенки: какая из них лучше?

Дети сравнивают бутылки по величине: рассматривают форму горлышка у каждой из них; погружают в воду бутылку с широким горлышком, глядя на часы отмечают, за какое время она наполнится водой; погружают в воду бутылку с узким горлышком, отмечают, за сколько минут она наполнится.

Выяснить, из какой бутылки быстрее выльется вода: из большой или маленькой? Почему?

Дети погружают в воду сразу две бутылки. Что происходит? (вода в бутылки набирается неравномерно)

Опыт № 14 «Друзья»

Цель: познакомить с составом воды (кислород); развивать смекалку, любознательность.

Материалы: стакан и бутылка с водой, закрытые пробкой, салфетка из ткани.

Процесс. Стакан с водой на несколько минут поставить на солнце. Что происходит? (на стенках стакана образуются пузырьки – это кислород).

Бутылку с водой изо всех сил потрясти. Что происходит? (образовалось большое количество пузырьков)

Вывод: в состав воды входит кислород; он «появляется» в виде маленьких пузырьков; при движении воды пузырьков появляется больше; кислород нужен тем, кто живёт в воде.

Опыт № 15 «Куда делась вода?»

Цель: выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (открытая и закрытая поверхность воды).

Материалы: две мерные одинаковые ёмкости.

Процесс. Дети наливают равное количество воды в ёмкости; вместе с воспитателем делают отметку уровня; одну банку закрывают плотно крышкой, другую — оставляют открытой; обе банки ставят на подоконник.

В течение недели наблюдают процесс испарения, делая отметки на стенках ёмкостей и фиксируя результаты в дневнике наблюдений. Обсуждают, изменилось ли количество воды (уровень воды стал ниже отметки), куда исчезла вода с открытой банки (частицы воды поднялись с поверхности в воздух). Когда ёмкость закрыты, испарение слабое (частицы воды не могут испариться с закрытого сосуда).

Опыт № 16 «Почему снег греет?»

Оборудование: лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Процесс. Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет тепло).

Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод: в бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим.

Опыт № 17 «Можно ли пить талую воду»

Цель: показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.

Процесс. Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить её и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для питья людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также её можно давать животным.

Опыт № 18 «Способность воды отражать окружающие предметы»

Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы.

Процесс. Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти своё отражение, вспомнить, где ещё видели своё отражение.

Вывод: вода отражает окружающие предметы, её можно использовать в качестве зеркала.



Предварительный просмотр:

Мини огород на подоконнике

    В нашей группе, как элементу исследовательской деятельности, большое внимание уделяется мини  огороду на подоконнике. 

C:\Users\Наталья\Desktop\видео\20220310_071439.jpg

    Цель – создать условия для развития у дошкольников познавательных интересов, потребности в опытно – экспериментальной деятельности, через организацию огорода на окне.                                                                                                                    

    Задачи:                                                                                                                      Образовательные:                                                                                                                         - Поддерживать интерес к растениям, желание наблюдать, выращивать и ухаживать за ними;                                                                                                                         - Углублять и расширять знания о растениях (название, внешний вид, части растения, условия для их роста);                                                                                                 - Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию;                                                                                  Развивающие:                                                                                                                                               - Развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы, доказательно строить суждения;                                                                                                  - Развивать сенсорные эталоны и мелкую моторику рук детей;                                                           - Формировать навыки безопасного поведения, ценностное отношение к здоровому образу жизни;                                                                                                                 Воспитательные:                                                                                                                            - Воспитывать желание участвовать в труде, проявлять сочувствие ко всему живому.

   Мир природы невозможно познать по картинке. Для того чтобы ребенок научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить его в соответствующую атмосферу. Самое настоящее чудо для детей в зимний период - это создание огорода на окне. Многие родители, не имеющие свои огороды и дачи, не подозревают, что зеленое царство может вызвать огромный интерес у детей. Так как мир вокруг себя ребенок познаёт практически, поэтому дети должны непосредственно участвовать в уходе за растениями.                                                                                                                        

    Если с самого раннего возраста приобщать ребенка к работе на собственной маленькой грядке, это благотворно скажется на его мировосприятии. А приобщение к посильному труду по уходу за растениями поможет в развитии таких качеств, как ответственность, целеустремленность и любознательность.                                

    Чтобы удовлетворить детскую любознательность я создала мини огород на подоконнике «Веселая ферма» (см. видео 2). Данный вид деятельности дает возможность детям увидеть: как растут культурные растения, какие условия необходимы для их роста и чем же они полезны. Умение самим посадить семена, ухаживать за ним, пронаблюдать, как и насколько быстро они вырастут, вселяет в детей чувство гордости и победы.                                                                                                                           

    Огород мы оформляли совместно с детьми и родителями.  Родители помогли нам приобрести землю, семена, контейнеры. А дети помогали непосредственно в оформлении мини огорода: сделали забор, озеро, расставляли таблички…                                                                                                               

    На нашем огороде дети сами посадили и выращивают растения, ухаживают за ними. У детей формируется наблюдательность, понимание причинно - следственных связей, способность самостоятельно мыслить. Они учатся анализировать, сравнивать, обобщать увиденное, понимать простейшие закономерности.                                                                                                            

    Проводя познавательную и исследовательскую деятельность на мини  огороде на подоконнике, я использовала разные формы организации: беседы, опыты и эксперименты, игры, наблюдения, труд.
   В ходе наблюдения использовали различные формы восприятия – зрительную, слуховую и обоняние.
                                                                                                                 

    В процессе выращивая и ухаживая за растениями, мы наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму, цвет и размер листьев, рассматривали через лупу семена, определяли условия, необходимые для роста и развития, изучали правила ухода за растениями.                                      Данная деятельность способствует бережному и заботливому отношению к природе. Происходящие изменения – быстрые, наглядные, яркие.                                        

    При организации наблюдений за ростом растений, использовали дневник наблюдения, в котором фиксировали результаты своих наблюдений, опытов  и экспреиментов.

C:\Users\Наталья\Desktop\видео\20220309_155544.jpgC:\Users\Наталья\Desktop\видео\20220221_104459.jpgC:\Users\Наталья\Desktop\видео\20220303_101211.jpg



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                                детский сад № 9 «Петушок» комбинированного вида                                                                     г. Благовещенска Республики Башкортостан                                                      

Проектная деятельность

во 2 группе раннего возраста

«Веселая ферма»

 (развитие познавательной активности и исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста)

на 2021-2022 учебный год

                                                                    Автор проекта:                                                                                                 воспитатель                        

                                                                    высшей квалификационной                                                                            

                                                                    категории Киселева Н.А

Благовещенск - 2021

Вид проекта: социально – нравственный, познавательно-исследовтельский, творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный / 1.10.2021 – 31.04.2022/

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Актуальность проекта:

В наше время дети мало знакомы с жизнью домашних животных и птиц, с условиями, в которых они живут, как за ними ухаживают, какую пользу они приносят человеку, как важно любить и бережно относиться к ним. Для современного ребёнка корова, баран, овечка, лошадь практически редкие животные. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Знания названий детёнышей домашних животных практически отсутствуют, при этом понятие «мама – малыш» - самое близкое для дошколят. Также дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, об овощах и фруктах. Как они растут, какие условия необходимы для их роста и чем же они полезны. Проблема: дети не имеют достаточных знаний о домашних животных и их детенышах, об овощах и фруктах.

Практическая значимость проекта: если в детском саду будут созданы условия для формирования познавательного интереса и воспитания бережного отношения к животным и растениям, то у детей расширятся и обогатятся знания о «братьях наших меньших», они научаться беречь и защищать природу.

Поэтому я решила разработать проект, направленный на развитие познавательной и исследовательской активности детей младшего дошкольного возраста «Веселая ферма».

Цель проекта:

- Привить детям экологическую и моральную ответственность перед живыми существами;                                                                                                                

- Систематизировать представления детей о домашних животных, птицах, овощах и фруктах, познакомить с понятием «ферма»;

Задачи проекта:

- Расширить и углубить представления детей младшего дошкольного возраста о домашних животных птицах, их характерных особенностях, их детёнышах; о фруктах и овощах, о работниках фермы;

- Систематизировать и обобщать представления об условиях среды обитания животных и птиц;

- Учить детей ухаживать за растениями;

- Дать представления о потребности животных, птиц и растений для их роста и развития;

- Формировать умение делать определенные выводы и умозаключения.
- Развивать мелкую моторику кистей рук;

- Воспитывать любознательность, чувство сопереживания ко всему живому;

- Воспитывать трудолюбие и желание помогать взрослым;           

Методы и приемы работы: наглядный, игровой, словесный, практический; наблюдения, беседы, эксперименты, продуктивные виды деятельности, работа с родителями.

Формы работы: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Ожидаемые результаты:

-  Дети должны знать названия домашних животных, птиц  (взрослых и детёнышей), что за домашними животными и птицами ухаживает человек (кормит, поит, лечит, моет, охраняет, пасет): названия жилищ домашних животных и птиц, чем питаются, какую пользу приносят людям;

- Дети должны уметь сравнивать домашних животных по размеру, внешнему виду, образу жизни, голосу;

-  Проявления у детей любви и бережного отношения к животным;

- Родители примут активное участие в реализации проекта, у них пополнится арсенал знаний по данной теме.

Реализация проекта

Подготовительный этап:

- Постановка целей и задач, составление плана работы с детьми и родителями;

- Предварительная  работа с детьми и родителями;

- Выбор и изготовление оборудования и материалов для создания макета «Ферма» и огорода на подоконнике;

- Работа с познавательной и художественной литературой (подбор иллюстраций, книг, сказок, рассказов, загадок, стихотворений по теме проекта);

- Оформление книжного уголка;

- Оформление альбомов: «Домашние животные», «Домашние птицы», «Овощи и фрукты», «Кто работает на ферме?»;

- Подбор записей голосов домашних животных и птиц, презентаций и видеороликов.

Основной этап:

Работа с детьми:

- Тематические занятия, беседы по теме проекта;

- Рассматривание тематических альбомов, муляжей овощей и фруктов, домашних животных и птиц;                                                                                 

- Чтение и заучивания стихотворений, потешек, рассказов, сказок, песенок;

- Дидактические, настольные, музыкальные, подвижные игры;

- Организовано-образовательная, игровая, индивидуальная деятельность с макетом «Веселая ферма»;

- Посадка и уход за растениями на «ферме» (мини огород на подоконнике);

- Рассматривание семян: лука, укропа, петрушки, фасоли, гороха;                         

- Трудовая, опытно-эксперимаентальная деятельность на мини  огороде на подоконнике. Наблюдением за ростом растений, полив и рыхление почвы.                                   - Проведение опытов и экспериментов. Установление связи, что растениям для роста необходимы солнечный свет, вода и тепло;

- Виртуальные экскурсии, презентации, мультпесенки  по теме проекта.                                      

Работа с родителями:

- Знакомство родителей с проектом «Веселая ферма», обсуждение реализации проекта;

- Консультации: «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Огород на подоконнике в домашних условиях», «Роль домашних животных в жизни ребенка».

- Собрание на тему: «Трудовое воспитание детей в детском саду и семье»                            - Список рекомендуемой литературы для детского чтения;

- Выставка совместного творчества детей и родителей в рисунках на тему «Веселая ферма»;

- Помощь в оформлении макета «Веселая ферма», мини огорода на подоконнике, дидактического и демонстрационного материала;

- Творческий конкурс книжек – малышек, развивающих игр.

Работа педагогами:                                                                                                                    - Консультация: дидактическое пособие «Весёлая ферма»;                                                         - Мастер-класс: «Как организовать сельскохозяйственное подворье  на подоконнике в детском саду? Опытно - экспериментальная деятельность на сельскохозяйственном подворье и развитие познавательной активности у дошкольников» - из опыта работы по проекту;

- Презентация проекта на педагогическом совете.

Заключительный этап:

- Подведение итогов проекта;

- Выставка творческих работ;

- Фотоотчет;                                                                                                                                    

- Презентация проекта на педсовете.

                                                                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Перспективный план

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Оснащение развивающей среды

Сентябрь

Чтение художественной литературы по теме проекта, просмотр мультфильмов.

Знакомство с проектом

Подбор материала и оборудования для реализации проекта

Октябрь

- ООД Познание «Рассматривание овощей», Н.С. Голицына, с.19;                                              - ООД Развитие речи «Вот какие овощи»,  Н.С. Голицына, с.22;

- ООД Рисование «Поливаем огород», Н.С. Голицына, с.23;

- ООД Лепка «Огурчики и морковки», Н.С. Голицына, с.24;

- Чтение художественной  литературы «Русская народная сказка «Репка» (рассказывание)»,  Н.С. Голицына, с.23;

- Просмотр презентации «Животные на ферме». Знакомство с профессией фермера;

- Дидактические, подвижные, музыкальные игры по теме.

Консультация «Дидактическое пособие «Веселая ферма»

Подбор и изготовление материалов и оборудования для создания макета «Веселая ферма»

Дидактическое пособие «Веселая ферма»

Муляжи овощей и фруктов

Ноябрь

- ООД Познание                                            «Рассматривание овощей и фруктов», Н.С. Голицына, с.30;                                                       - ООД Развитие речи                                   «На огород прилетели птички»,                            Н.С. Голицына, с.32;

- ООД Развитие речи «Драматизация русской народной сказка «Репка», Н.С. Голицына, с.32;

- ООД Рисование                                        «Наш лисенок заболел фруктов очень захотел», Е.В. Полозова, с.89;      

- ООД Лепка                                             «Разные овощи и фрукты для                                зверюшек», Н.С. Голицына, с.33;

- Просмотр развивающего мультфильма                                          «Синий трактор. Овощи»;

- Дидактические, подвижные, музыкальные игры по теме.

Творческий конкурс «Веселая ферма»

Изготовление дидактических пособий и игр на тему «Овощи и фрукты»

Развивающие книжки,  дидактичес -кие пособия и игры по теме проекта

Декабрь

1 неделя

- ООД Познание

«Рассматривание картины «Кошка с котятами», Н.С. Голицына, с.50;          

- ООД Развитие речи                                                        «Кто что делает», Н.С. Голицына, с.52;

- ООД  Рисование                                   «Клубочки для котят», Н.С. Голицына, с.54;            

- ООД Лепка                                                   «Мячики для щенят»,  Н.С. Голицына, с.55;                                        

- Чтение художественной литературы                     А. Барто «Кто как кричит» (чтение)»,                       Н.С. Голицына, с.53;

- Знакомство с профессией доярки                                - Дидактические, подвижные, музыкальные игры по теме.

Выставка совместного творчества детей и родителей в рисунках «Веселая ферма»

Консультация «Роль домашних животных в жизни ребенка»

Презентация «Дидактичес -кое пособие «Веселая ферма»

Альбом «Веселая ферма» - работы детей и родителей

2 неделя

- ООД Познание                                                           «Кто в домике живет?», Н.С. Голицына, с.56;                                                

- ООД Развитие речи                                     «Птичий двор», Н.С. Голицына, с.57;

- Знакомство с профессией птичницы;

- ООД Рисование

«Собака гуляет по снегу: топ-топ»,                     Н.С. Голицына, с.59;

- ООД Лепка «Птичка», Н.С. Голицына, с.59;

- Чтение художественной литературы  «Народные потешки о птицах»,  Н.С. Голицына, с.59;

- Просмотр развивающего мультфильма «Синий трактор. Животные»;                            

- Дидактические, подвижные, музыкальные игры по теме.

Январь

- Рассматривание семян овощей;

- Беседа «Чем полезен лук»;

- ООД «Посадка лука», (разработка);

- ООД «Посадка гороха», (разработка);

- Просмотр развивающего мультфильма «Овощи на ферме»;

- ОЭД «С водой и без воды»;

- Чтение художественной литературы Ю.Тувим «Овощи»;

- Дидактические, подвижные, музыкальные игры по теме. 

Консультация «Огород на подоконнике в домашних условиях»

Подбор и изготовление материала и оборудования для создания огорода на подоконнике

Огород на подоконнике

Альбом наблюдений за ростом растений

Февраль

- ООД  «Посадка фасоли», (разработка);

- Посадка семян овощей и зелени с использованием набора «Вырасти меня»;

- ОЭД «Растение хочет пить»;

- ОЭД «В темноте и на свету»;

- Просмотр развивающего мультфильма «Овощи»;

- Вечера загадок «Веселые овощи»;

- Наблюдение и уход за растениями на огороде на подоконнике;

- Дидактические, подвижные, музыкальные игры по теме.

Приобретение или изготовление набора «Вырасти меня»

Консультация «Овощи и фрукты- полезные продукты»

Мастер – класс «Как организовать сельскохозяйственное подворье  на подоконнике в детском саду?

Пополнение мини огорода на подоконнике

Март

мап

Беседа «Овощи»;

- ОЭД «В тепле и в холоде»;

- Наблюдение и уход за растениями на огороде на подоконнике;

- Чтение художественной литературы;

- Дидактические, подвижные, музыкальные игры;

Родительское собрание «Трудовое воспитание детей в детском саду и семье»

Апрель

- Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»;                                            - Наблюдение и уход за растениями на огороде на подоконнике;

- Дидактические, подвижные, музыкальные игры;

- Чтение художественной литературы.

Фотоотчет  «Мы маленькие фермеры»

Презентация проекта на пед. совете



Предварительный просмотр:

Проект    «Эколята – дошколята»                                                                                                    

    (развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания)

Срок реализации:  сентябрь 2023- май 2024) 

Участники проекта: дети средней группы (4 - 5 лет), воспитатели, родители.

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Основная идея проекта: «Сохранить природу – значит сохранить Родину».

 

Актуальность

         Дошкольный возраст –   самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.

         «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель М.М.Пришвин. Красоты родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где ты живёшь.

         Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Именно в дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. С ранних лет своей жизни ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя.

         Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого предавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

         К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

        В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.

Цель: содействовать становлению экологического сознания, выработки неравнодушного отношения к состоянию окружающей среды и личностного восприятия экологических проблем, самостоятельного критического мышления.

Задачи:

- Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы;                                                                                                                                                                                   - Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру;                                                                                                                                                                            - Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать;                                                                                                                                                                               - Способствовать накоплению у детей представлений об окружающем мире (о предметном, социальном мире и мире природы).                                                                                                                                  - Развивать способности детей в различных видах художественно-эстетической деятельности.

Нормативно-правовая база Проекта:

- Статья 74 п. 2 Закона РФ «Об охране окружающей среды»
- Статья 58 «Конституции Российской Федерации» от 12.12.1993 г. 
«Концепция дошкольного воспитания» от 16.06.1989 г. раздел «Воспитание дошкольников».
- Статья 29 «Конвенции о правах ребенка».                                                                                                                                                                                                                      - СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»                                                                                                                                                                                                                      - Конвенция о Правах ребёнка

Ожидаемый результат:

- Формирование основ экологической грамотности у детей;

- Воспитание ответственности за свои действия по отношению к окружающей среде;

- Вовлечение в исследовательскую деятельность каждого ребенка;
- Развитие у детей коммуникативных навыков;
- Развитие творческих способностей.

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Оснащение развивающей среды

Сентябрь

«Эколята – юные защитники природы»

1.Беседа: «Знакомство с Эколятами - юными защитниками природы».

2.Изготовление поделок сказочных образов героев Эколят: Шалун, Тихоня, Умница, Ёлочка.

3. ОД «Кто такой эколог?»

4. Экологический праздник: «Мы дошколята - эколята».

5.СРИ «Юные экологи».

Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс на начало проекта.

Анкеты для родителей

«Экологическое образование в семье»

Изготовление поделок сказочных образов героев Эколят: Шалун, Тихоня, Умница, Ёлочка

Игры, оборудование дидактический и наглядный  материал для реализации проекта

Сказочные герои – Эколята

Оборудование для СРИ «Юные экологи»

Октябрь

4 октября - Всемирный день животных.

1.Беседа «Животные нашего леса». Изготовление альбома «Животные нашего края».

2.Рассматривание Красной книги Республики Башкортостан, иллюстраций, энциклопедий.

3.Просмотр мультфильмов о животных.

4.Наблюдение за животными (кошкой, собакой).

5.Чтение худ. литературы: А. Куприн «Слон», В. Дмитриева «Малыш и Жучка», Л. Толстой «Лев и собачка», С. Чёрный «Волк».

6.Экологические игры: д/и «Кто, где живёт?», «Чьи детки», «Зоологическое лото», «Узнай зверя по описанию», «Кто у кого?», «Назови семью».

7. Знакомство с профессиями: кинолог, ветеринар.

8. СРИ: кинолог, ветеринар.

Конкурс агиток «Берегите животных!».

Фотовыставка «У меня живёт питомец».

Консультации «Мы в ответе, за тех, кого приручили».

Альбомы

«Животные нашего края»,

Игровые экологические  макеты

Оборудование для СРИ: «Кинолог», «Ветеринар»

Ноябрь

  1. ноября – Международный день энергосбережения.

1.Просмотр презентации «От лучины до лампочки».                                                                                                2. Беседы: «Откуда взялся электрический ток», «Опасно: ток!»

3. Загадывание загадок об электрических приборах, пословицы и поговорки о свете.                              4. Просмотр мультфильмов из мультсериалов  «Фиксики», «Аркадий Паровозов».

5. Знакомство с профессией: орнитолог.

  1. ноября - «Синичкин день»

1.Акция  «Покормите птиц зимой». 

2.Беседа: «Как помочь птицам зимой».

3.Просмотр компьютерной презентации «Синички. Какие они?».  

4.Сочинение описательных рассказов о синице.

5. Ситуативный разговор «Дети – друзья птиц».

6.Офомление альбомов: «Перелетные птицы нашего края», «Зимующие птицы нашего края».

5.Наблюдения: за птицами, «Чем питаются синички».

6.Чтение худ. литературы. Е. Ильин «Синица», В. Бианки «Синичкин календарь».

7.Экологические игры: д/и: «Четвертый - лишний», «Чьё жилище», п/и: «Птицы в гнёздышках», «Перелёт птиц», «У кого кто?», «Исправь ошибку», «Что умеют делать птицы?»

8.Труд в природе: подкормка птиц.

5. Знакомство с профессией: орнитолог.

6. СРИ «Орнитолог».

Листовка «Экономим электроэнергию – бережём планету!».

Акция «Собираем отслужившие батарейки»

Конкурс: «Птичья столовая»

Акция «Собираем отслужившие батарейки»

Альбомы:                            « Перелетные птицы нашего края»

Оборудование для СРИ «Юные орнитологи».

Декабрь

«Деревья нашего края»

1.Беседы: «Деревья родного края», «О пользе деревьев», «Деревья зимой». 

2.Организация   природоохранной акции в детском саду: «Зелёная ёлочка – живая иголочка» - изготовление плакатов в защиту елки.

3.Экологические игры: д/и: «С какого дерева лист» «Плоды и листья», п/и:«Тополек», «Лети листок ко мне в кузовок».

 4.Конкурс поделок из бросового материала: «Елочка – красавица»

5.Составление описательного рассказа о деревьях.

6.Чтение худ. литературы: сказка «Дурак и береза», «История одной Елочки», «Сказка о маленьком кедре».

7.Наблюдения за деревьями на участке детского сада.

Конкурс «Елочка – красавица»

Природоохранная акция: «Зелёная ёлочка – живая иголочка»

Плакаты в защиту елки «Зеленая елочка – живая иголочка»

Картотек «Игры по развитию речи»

Январь

  1. января – День признательности комнатным растениям

1.Беседа «Мир комнатных растений».

2.Рассматривание иллюстраций, альбомов, книг.

3.Экологические игры: д/и: «Найдите, что опишу»,  «Отгадайте, что за растение».

4. СРИ «Магазин «Цветы».

5.Опыты: «С водой и без воды», «На свету и в темноте», «Дыхание листа».

6.Чтение худ. литературы: сказки: «Колючий лилипут», «Зеленый ежик» 

7.Труд: уход за комнатными растениями.

  1. января – День зимующих птиц России

1.Беседа: «Зимующие птицы», «Чем кормить птиц».

2.Общероссийская культурно-экологическая акция «Покормите птиц!

3.Труд: подкормка птиц.

4. Квест – игра «Зимующие птицы нашего края».

5.Чтение худ. литературы: М. Горький «Воробьишко», Ненецкая народная сказка «Кукушка».

6. Выпуск буклетов «Чем кормить птиц зимой».

7.Наблюдения: за птицами

Консультация «Для чего нужны комнатные растения»

ОКЭ Акция «Покормите птиц!»

Выпуск буклетов «Чем кормить птиц зимой».

Консультация «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания»

ОКЭ Акция «Покормите птиц!»

Паспорт комнатных растений

Картотека игр

Альбом

«Зимующие птицы нашего края»

Февраль

«Сити-фермерство – профессия будущего»

1.ООД «Сити - фермерство – профессия будущего».

2. Создание «Огорода на подоконнике: поэтапная высадка растений, посадка  лука, укропа, петрушки, салата, редиса.

3.Создание  «Каскада цветов» (вертикальное озеленение на подоконнике)

4.Чтение худ. литературы:  «Репка», «Спор овощей».

5.Наблюдение за ростом лука, укропа, петрушки, редиски.

6.Опыты: «Растут ли наши растения», «В почве есть воздух», «Хитрые семена», «Висячие сады», «Ветка в вазе».

7. Экспериментирование: рассматривание семян через увеличительное стекло, выявление благоприятных условий для прорастания семян.

8.Труд: уход за растениям на огороде на подоконнике, в природном уголке.

9. СРИ: «Ветеринар», «Фермер», «Лаборант».

Помощь в создании огорода на подоконнике

Огород на подоконнике

Оборудование для СРИ «Ветеринар», «Фермер», «Лаборант»

Март

1 марта – Всемирный день кошек

1.Презентация:  «Усатые - полосатые».  Рассматривание картинок кошек разных пород.

2.Чтение худ. литературы: Л. Толстой «Котёнок»,

3.Просмотр мультфильма «Котёнок по имени «Гав».

4.Экологические игры: п/и «Кошка и мышки», «Котята и щенята», татарская игра «Кисонька».

5. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами».

6.Наблюдения: за кошкой.

7. СРИ «Ветеринар».

3 марта – Всемирный день дикой природы

1.Интеллектуально-познавательная викторина «Знатоки природы».

2.Рассматривание экознаков «Правила поведения в природе».

3.Чтение худ. литературы: «Глупый волк», русская сказка «Зимовье зверей».

4.Экологические игры: д/и: «Назови по порядку», «Назови ласково», «Береги природу», «Сохраним нашу планету»,  п/и «Медведь и пчёлы», «Лиса и зайцы», «Бездомный заяц»,

5. Просмотр мультфильма:  «На лесной тропе».

21 марта – Международный день леса

1.Рассматривание гербария, иллюстраций, открыток.

2.Беседы: «Почему случаются лесные пожары», видеосюжет «Лес – лёгкие планеты»

3.Загадывание загадок о деревьях.

4.Сочинение сказок «О чём думают берёза и ель».                                                        5.Прослушивание аудиозаписи «Голоса леса».

6.Игра-викторина «Деревья наших лесов».                                                                            

8.Сбор макулатуры «Соберём бумагу – сбережём лес!»

5. Знакомство с профессиями: лесник, егерь, пожарный.

6. СРИ:  «Лесник», «Пожарный».

22 марта – Всемирный день водных ресурсов (День воды)

1.Просмотр компьютерной презентации: «Круговорот воды в природе».

2.Экскурсия к водоёму.

3.Рассказы воспитателя: «Секреты воды», «Вода в природе».

4. Просмотр мультфильмов: «Чебурашка и Гена чистят реку».

5.Чтение экологических сказок о воде.

6.Составление рассказов и сказок о дожде, реке.

7.Экологические игры: игра-соревнование «Очистим речку», п/и «Солнышко и дождик», «Ходит капелька по кругу», «Море волнуется…», «Караси и щука»

6.Опыты: «Вода нужна всем», «Ходит капелька по кругу», «Как добыть воду для питья?».

Акция сбора корма для питомцев, проживающих в приюте

«Памятка защитника природы», экологический десант

Сбор макулатуры

Конкурс плакатов «Берегите воду», поездка к роднику

Сбор макулатуры

Альбом «Усатые – полосатые»

Оборудование для СРИ «Ветеринар»

Экологические знаки «Привила поведения в природе»

Плакаты «Берегите лес от пожаров»

Оборудование для СРИ: «Лесник», «Пожарный».

Картотека опытов и экспериментов

Плакаты «Берегите воду»

Апрель

1 апреля – Международный день птиц

1.Просмотр видеофильма «Перелётные птицы».

2.Составление описательных рассказов «Мы друзья пернатых».

3.Драматизация: «Птичий базар».

4.Чтение худ. литературы: М. Горький «Воробьишко», А. Пушкин «Птичка», В. Бианки «Чей нос лучше?»

5.Экологические игры: д/и «Назови одним словом», «Нелепицы», «Называй и сосчитай»;  п./и «Мы пришли с тобой в лесок».

6. Беседа: «Кто такой орнитолог».

7.СРИ «Юные орнитологи».

19 апреля – День подснежника

1.Видеоролик «Вот расцвёл подснежник».

2.Рассматривание иллюстраций первых весенних цветов.

3.Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев».

5.Чтение худ. литературы: Е. Благинина «Подснежник».

6.Экологические игры: д/и «Угадай цветок по описанию», «Составь букет», «Скромник и хвастун»,  «Скажи правильно».

6. СРИ «Магазин цветов».

5.Экологическая акция «Защищаем первоцветы».

22 апреля – Всемирный день Земли

1.Компьютерная презентация «Человек – часть природы».

2.Беседа-раздумье «Чем мы можем помочь нашей планете?»

3.Чтение худ. литературы: Н. Рыжовой, И. Соколов-Микитов «Соль земли».

4.Экологические игры: «Мы пришли с тобой в лесок», «защитим планету от мусора», «Сортировка мусора», «Грустная и веселая планета».

5.Экологический праздник «День Земли»

6.Оформление стенда «День Земли», изготовление плакатов «Берегите природу»

7.Разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками

8. Знакомство с профессией геолога.

9. СРИ «Мы - геологи».

Изготовление и развешивание скворечников на территории детского сада и парка

Экологическая акция «Защищаем первоцветы»

Разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками

Праздник «День Земли»

Скворечники

Оборудование для СРИ «Юные орнитологи».

Красная книга «Берегите первоцветы» -

Оборудование для СРИ «Мы – геологи»

Май

«Экологические знаки»

1.Беседа на тему «Полевые цветы».

2.Наблюдения: за птицами, за деревьями и кустарниками, за клумбой, за песком.

4.Чтение худ. литературы.

Б.Заходер «Ласточка», «Птичья школа», Т.А.Шорыгина «Зелёные сказки», В.Степанов «Весёлые стихи».

2.Распределение экологических знаков на участке ДОУ.

3.Викторина «Мой любимый край».

4.Фольклор: песенки — потешки, загадки, скороговорки.

5.Экологические игры: «Найди дерево по описанию», «Что изменилось», «Повторяй друг за другом», «Подскажи словечко».

6.Труд в природе. Совместно с воспитателем прополка и полив огорода и цветника, мытьё игрушек после прогулки

7. СРИ «Юные экологи».

Изготовление экологических знаков

Экологические знаки

Дидактические игры