Проекты

Киселева Наталья Александровна

Проект - это специально организованный воспитателем и выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на решение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта.

На этой страничке я буду выкладывать проекты, которые я риализовала со своими детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное дошкольное образовательное учреждение                детский сад №9 «Петушок» комбинированного вида                                                                            г. Благовещенск Республика Башкортостан                                        

Согласованно:_______                                            Утверждаю:___________

Старший воспитатель                                              Заведующий МАДОУ

Субботина Т.Г.                                                         детский сад №9 «Петушок»

ПРОЕКТ  ПО ЭКОЛОГИИИ                                                    

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«ПЧЕЛКА»

(Для участия в III экологической научно-практической конференции дошкольников «Дети и экология: будущее в твоих руках)

                                                                                                       Руководители проекта:      

                                                         Киселева Н.А., Серова В.М

                                 

Благовещенск - 2019

Тип проекта: информационно -  познавательный, творческий.

Продолжительность: краткосрочный – 1 месяц.

Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Актуальность

Пчелы - самые известные и трудолюбивые насекомые. Опыляя растения, они увеличивают богатство растительного мира. Являются производителями питательных продуктов, используемых в медицине, в быту и на производстве.

Содержание проекта направлено на расширение и углубление экологических знаний у детей, воспитание экологической культуры и потребности принимать личное участие в охране окружающей среды, сообщение новых знаний и представлений о живом объекте – пчеле. На изучение вопросов, связанных с жизнью пчел, их привычек и повадок, продуктов их жизнедеятельности. Начиная с дошкольного возраста необходимо знакомить детей с процессом получения меда в условиях естественной среды живой природы и его лечебных свойствах, что особенно важно для жителей Башкортостана. Формирование у детей ясных представлений о продуктах, приносящих пользу организму. Изучение меда, как ценного продукта питания и выявление полезных свойств меда в лечении многих заболеваний.

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Наша задача – развивать и направлять этот интерес, учить детей внимательно наблюдать явления природы, воспитывать деятельную любовь к ней, умение заботиться о растениях и животных, нетерпимо относиться к бессмысленному их уничтожению.                                                                                                   Благодаря этому проекту, дети смогут окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир пчел. 

Проблема: 

Во время прогулки дети увидели пчелу. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие — испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить пчелу. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о пчелах очень скудные.

Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта.

 Познакомить детей с башкирской  пчелой и продуктами  её жизнедеятельности.

Задачи:

- Приобщать  к традициям и обычаям башкирского народа;

- Углублять знания о башкирском пчеловодстве;

- Познакомить детей с пчелиным царством; 

- Расширить знания детей о продуктах пчеловодства (мед, прополис, воск), их полезных свойствах и использовании  человеком; 

- Дать представление о работе пчеловода и поведении на пасеке; 

- Определить с детьми, какой мед на вкус, и чем он для них является: лакомством или лекарством;

- Выяснить с помощью опытов натуральный мёд или нет;

- Формировать проектно-исследовательские умения и навыки; 

- Развивать творческое мышление, воображение, память; 

- Совершенствовать связную речь, обогащать  словарный запас (улей, дупло, соты, нектар);

- Учить подбирать слова, обозначающие вкусовые качества меда;

- Способствовать развитию познавательной активности в процессе реализации проекта;

- Развивать воображение и творческие способности детей;

- Развивать коммуникативные навыки, формировать навыки исследовательской деятельности.

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края;

Ожидаемые результаты:

- У детей сформируются элементарные представления о жизни пчелы  (особенности, образ жизни, взаимосвязь с растениями и человеком);

- Активизируется словарь детей: трудолюбивая пчела, улей, нектар, опыление, пасека, прополис, воск, соты, пчеловода;

- Дети научатся, определять натуральный мёд или нет;

- Узнают о пользе мёда;

- Познакомятся с художественной литературой по теме;

  

 

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный этап

- Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта;                                                                                                                                          - Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями;                                                                                                                  - Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических);                                                                         - Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых;                                                                                                                                             - Сотрудничество с родителями (оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы, аудио и видеоматериалов, презентаций. Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

Основной этап                                                                                                                   В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта

Работа с детьми

Познавательное развитие:

- Виртуальные экскурсии «Увлекательное путешествие в мир пчеловодства»;  

 «Трудолюбивая пчела»;

- Беседы: «Правила поведения на пасеке», «Как растения привлекают пчел», «Роль насекомых в природе. Охрана насекомых», Рассказ-беседа «Пчелка — трудолюбивое насекомое», «Мед – источник здоровья и красоты» (с врачом);

- Просмотр видеофильмов «Заповедные места Башкортостана», «Башкирский мед»;

- Рассматривание: репродукций, иллюстраций, картинок, фотографий по теме;

- ОЭД  «Натуральный мёд или нет»;

- Вечер загадок: «Чудесный сундучок»;

- Викторина «Знатоки пчеловодства».

Речевое развитие

- Составление творческих рассказов  «Если бы я был пчелой»;

- Чтение и пересказ рассказов К.Паустовского «Муха и пчела», «Паук и пчела»;

- Чтение и обсуждение  башкирской сказки «Медведь и пчелы»,  Г.Тукая «Шурале»;

- Чтение и заучивание стихотворений башкирских поэтов Р. Тимершина «Пчела», М. Гафури «Пчела»;

- Инсценировка: «Медведь и пчелы» (по мотивам башкирской сказки)

Художественно-эстетическое развитие

- ООД (рисование)  «Пчёлка»;

- ООД (лепка): «Чак – чак» - башкирское  национальное блюдо;  

- Творческая мастерская: Коллаж «На пасеке» (коллективная работа) «Пчёлка на лугу;

- Слушание аудиозаписей: Н.Римский-Корсаков «Полет шмеля»; звуки природы: рой пчел.

Игровая деятельность:

- Дидактические  игры: «Пчёлы и цветы», «Рассади пчёл по ульям», «Назови, одним словом», «Что лишнее?», «Пчеловод и его инструменты», «Кто больше назовет продуктов пчеловодства», «Растения-медоносы», «Четвёртый лишний»;

- Игры-импровизации: «Полет пчелиного роя», «Мы - пчёлы»;

- Пальчиковые игры: «Пчелки не ёлке», «Цветочек», «Пчела».

- Сюжетно-ролевые игры: «Пасека», «Пчелиная семья»;

- Подвижные игры: «Дикие и домашние пчелы»,  «Медведь и пчёлы», «Поймай пчелу».

Работа с родителями

- Использование раздаточного, наглядного  материала, в соответствии с темой проекта; 

- Изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр;

- Участие в создании мини – музея «Пчелиное царство»;

- Папка передвижка: «Всё о пользе мёда»;

- Консультация: «Оказание первой помощи при укусах пчелами»;

- Изготовление книжек-малышек о пчелах, сборника башкирских и русских сказок.

Заключительный этап

На третьем, заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы.                                                                                                                                                  - Книжки – малышки: «Загадки», «Пословицы и поговорки», «Стихи», «Интересные факты о пчелах»;                                                                                             - Оформлен мини-музей «Пчелиное царство»;                                                                                                           - Презентация проекта.

Вывод

 В ходе проекта, дети убедились в том, что пчёлы наши лучшие друзья. Они помогают избавиться от болезней, получить ни с чем несравнимое удовольствие, счастье быть здоровым. Они самые известные и самые уважаемые насекомые. Пчелы единственные насекомые, дающие человеку питательную и вкусную пищу. С давних пор пчела служит символом трудолюбия. Значение пчёл в нашей жизни неоценимо велико не только потому, что опылительной деятельностью они сохраняют и увеличивают богатство растительного мира, не только потому, что они сами являются производителями питательных высококачественных продуктов, несущих здоровье, но и потому, что само их общественное устройство вызывает у нас большой интерес.



Предварительный просмотр:

ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИГРОВОЙ ПРОЕКТ                                                               «ЮНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ»


Тип проекта: творческий, игровой

Продолжительность проекта: среднесрочный

Срок реализации проекта: сентябрь – март

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Актуальность

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. 

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Поэтому знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.

Ознакомление с профессиями уже в дошкольном возрасте обеспечивает дальнейшее вхождение ребёнка в современный мир, приобщение его к ценностям, удовлетворение и развитие познавательных интересов. Сегодня невозможно себе представить город, посёлок, которые бы не развивались, не строились, не ремонтировались. Ни один город не появляется ниоткуда. Поэтому профессии архитектора и строителя всегда вызывают у нас уважение и почёт. Это люди самой мирной и созидательной профессии. Знакомство детей дошкольного возраста с данными профессиями вызывает большой интерес, позволяет создавать конструкции, имитирующие реальные объекты окружающего мира, расширяет кругозор и общую осведомленность ребёнка об этом мире и способствует развитию ранней профориентации дошкольников.                                                                                                                              В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками, умение действовать совместно с другими.                                            Исходя из этого нами были поставлены следующие цели и задачи.

Цель: развитие архитектурно - технических способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:                                                                                                                   

1.Познакомить детей с профессией архитектора. Дать представление о тех знаниях и умениях, которыми они должны владеть.

2. Познакомить детей с архитектурными особенностями своего города;                    3. Уточнить знания детей об архитектуре как виде искусства, её видах, функциях (прочность, польза, красота);                                                                                                       4. Уточнить и закрепить названия элементов архитектуры (этажи, окна, балконы, лоджии, входы и др.);                                                                                                                    5. Формировать представление о том, что архитектура каждого здания зависит от его назначения.                                                                                                                              6. Учить анализировать планы построек (дом, качели, скамья), выделять основные части.                                                                                                                                                7. Учить детей планировать последовательность работы в соответствии с чертежом.

Развивающие:                                                                                                                       1. Развивать познавательные процессы и логические операции (сравнение, анализ, выделение характерных признаков, обобщение);                                                                                             2. Развивать эстетические способности (чувство формы, цвета, пропорций, эстетической эмпатии), творчество и фантазию.                                                               3.Развивать инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению.                                                                     4. Развивать навыки сотрудничества: выбирать партнеров по совместной деятельности, распределять обязанности в паре или группе.

         

Воспитательные:                                                                                                                      1. Воспитывать любовь к своему городу и интерес к его архитектуре;                          2. Вызвать желание создать индивидуальный проект, используя полученные знания.                                                                                                                                     3. Воспитывать стремление трудиться, доводить начатое дело до конца.                                          

Ожидаемые результаты

1.Положительная динамика в развитии архитектурно - технических способностей в процессе ознакомления с профессией архитектора и строителя, расширение представления детей по данной теме.

2.Приобретённые знания, умения и навыки помогут детям в планировании жизнедеятельности, концентрации внимания, активизации аналитико-синтетической деятельности мышления.

3.Дети смогут заняться проектной деятельностью, будут лучше понимать чертежи и схемы, составлять их.                                                                                                                   4. Смогут увидеть предметы в трёх измерениях.                                                                            5. Дети увидят пользу творческой деятельности человека, будут уважать труд.

Этапы работы над проектом

 Подготовительный этап                                                                                                          - Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта;                                                                                                                                         - Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями;                                                                                                               - Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических);                                                                         - Создание предметно-развивающей среды.                                                                                                                              - Сотрудничество с родителями (оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы);                                                                                    - Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ;                                                                             - «Оформление заказов» (изготовление шаблонов и трафаретов разных архитектурных сооружений для детей).

Основной этап                                                                                                                           В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:                                                                                        

Мероприятия по работе с детьми:                                                                                          - ООД,                                                                                                                                                 - Чтение художественной литературы,                                                                                      - Просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций,                                                            - Беседы,                                                                                                                                           - Дидактические игры,                                                                                                                                     - Сюжетно-ролевые игры                                                                                              

Мероприятия по работе с родителями:                                                                                      - Использование наглядного  материала, в соответствии с темой проекта,                      - Изготовление пособий для занятий и атрибутов для дидактических игр,                                   - Изготовление материалов и оборудования для сюжетно-ролевых игр «Архитектор», «Строитель»,                                                                                                            - Изготовление альбомов «Город Благовещенск»,                                                                                                                                      - Выставка рисунков «Сказочные дома»,                                                                                         - Родительское собрание «Ранняя профориентация дошкольников».                                                                                                            

Заключительный этап                                                                                                         На третьем, заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы:    

- Изготовление макета «Детский сад будущего»                                                                                                                                                                                                               - Оформление музея « Я - архитектор»                                                                                                                                              - Презентация проекта на РМК.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Оснащение развивающей среды

Сентябрь

Чтение художественной литературы о профессиях.

Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)

Разработка проекта «Юные архитекторы»

Пополнение материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических);                                                                        

Октябрь

ООД « Кто такой архитектор»

Беседа «Архитектура Древней Руси» Виртуальная экскурсия  

 

Бумажная пластика «На стройке».

Консультация «Конструктор для детей»

Изготовление материалов и оборудования для

 СРИ «Архитектор», Строители»

Сюжетно-ролевые игры

«Архитектор», «Строители»

Ноябрь

ООД «Профессия – строитель»

Конструирование  «Мы строители».

Конкурс макетов

«Я – архитектор»

«Оформление заказов» (изготовление шаблонов и трафаретов разных архитектурных сооружений для детей)

Консультация «конструктивно-модельная деятельность для детей дошкольного возраста»

Оформление музея макетов зданий, выполненных своими руками

Шаблоны и трафареты разных архитектурных  сооружений

Декабрь

Конструирование «Мой город»

Конструирование «Терем для Деда Мороза»

Оформление альбомов                  «Город Благовещенск»

Консультация  «как играть с ребенком дома, используя разные виды конструирования»

Альбомы «Город Благовещенск»

Картотека дидактических игр

Январь

Беседа «Парки, Скверы»

Макет «Улица детства»

Награждение победителей конкурса «Я – Архитектор»

Февраль

Беседа «Памятники Архитектуры» (Дворцы)

Рисование «Сказочный дворец».

Консультация «Приобщение детей к искусству архитектуры посредством сказочных образов»

Выставка рисунков «Сказочные дома»

Оформление альбома «Сказочные дома»

Март

Макет «Детский сад будущего»

Сюжетно-ролевая игра «Строители»

Дидактические игры

Оказание помощи в создании макета «Детский сад будущего»

Пополнение картотеки дидактических игр

Апрель

Сюжетно-ролевая игра «Архитектор»

Дидактические игры

Родительское собрание «Ранняя профориентация детей»

Презентация проекта

Электронная картотека презентаций

Май

Фотоотчет по проекту

                                                       



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЛЕЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №12 «РЯБИНКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА                                             БЛАГОВЕЩЕНСК РБ

ПРОЕКТ

ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ                            В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

«МАЛЕНЬКИЙ ФИНАНСИСТ»

                                                              РАЗРАБОТАЛА: ВОСПИТАТЕЛЬ

                                                                                                   КИСЕЛЕВА Н.А.

БЛАГОВЕЩЕНСК - 2019

Актуальность                                                                                                                              

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.               Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи:  сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.                                                                                                                         К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.                                                                                                                                                 

Цель: расширить горизонты познания окружающего мира, вводя дошкольников последовательно в мир человеческих отношений, мир финансовых категорий, профессий, денег.

Задачи:

- Дать элементарные понятия о деньгах, о купле, продаже. Воспитывать предприимчивость.                                                                                                                                 - Расширить знания детей о профессиях, продолжить учить правильно называть действия и орудия труда. Воспитывать уважение к труду.                                                                 - Расширить знания детей о труде взрослых, дать представление о необходимости экономии в быту, воспитывать трудолюбие.                                                                                  - Развивать познавательный интерес, память, внимание, речь, стимулировать активность детей.                                                                                                                                                          - Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.                                                                                             - Повысить уровень знаний родителей по теме проекта.

Продолжительность проекта: среднесрочный

Тип проекта: творческо - познавательный.

Срок реализации проекта: февраль - апрель

Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели группы, родители.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

- Дошкольники приобретут первичный экономический опыт;                                                                 - Родители получат дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;                                 - Пополнится предметно – развивающая среда в группе по теме проекта.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.

Подготовительный этап

- Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта,                                                                                                                                          - Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями                                                                                                                   - Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)                                                                         - Создание развивающей среды, внесение игр по теме, дидактических, сюжетно-ролевых.                                                                                                                                              - Сотрудничество с родителями (оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы. Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

Основной этап

В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:

Мероприятия по работе с детьми: чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций, беседы, экскурсии, наблюдения, дидактические игры.

 Мероприятия по работе с родителями: использование раздаточного, наглядного  материала, в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр, участие в конкурсе, изготовление альбомов по теме проекта, проведение общего родительского собрания.

Заключительный этап

На третьем, заключительном этапе проводятся обобщение результатов работы:

- Изготовление альбома «Магазин», материал и оборудование для сюжетно-ролевой игры «Магазин»;                                                                                                                                - Оформление фотовыставки «Родители на работе», альбомов «Деньги», «Профессии», «Копилки»;                                                                                                                                                     - Презентация проекта на педагогическом совете.

ПЕРСПЕКТИНЫЙ ПЛАН

РАБОТА С ДЕТЬМИ

«Мир финансовых категорий» 

Цель: дать элементарные понятия о деньгах, о купле, продаже. Воспитывать предприимчивость.

ФЕВРАЛЬ  

1 неделя

Беседа о деньгах. Рассматривание альбомов «Деньги».

2 неделя

Просмотр мультфильма «Финансовая грамотность» (Смешарики).

3 неделя

Беседа «Моя первая копилка.

4 неделя

Творческое раскрашивание «Копилка».

5 неделя

Заучивание стихотворения П. Воронько «Обновки».

МАРТ

1 неделя

Дидактическая игра «Что можно купить, что не продается».

«Мир профессии»

Цель: расширить знания детей о профессиях, продолжить учить правильно называть действия и орудия труда. Воспитывать уважение к труду.

2 неделя

Беседа «Профессии».

3 неделя

Дидактическая игра «Кто знает больше профессий».

4 неделя

Чтение стихотворения Б.В Заходер «Строители».

Просмотр мультфильма «Кем быть?»

5 неделя

Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

АПРЕЛЬ

«Мир труда»

Цель: расширить знания детей о труде взрослых, дать представление о необходимости экономии в быту, воспитывать трудолюбие.

1 неделя

Беседа «Кто заботиться о детях?»

2 неделя

Чтение стихотворения  Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться».

3 неделя

Игровая ситуация «Каждой вещи свое место».

4 неделя

Наблюдение за трудом продавца.

5 неделя

Беседа о необходимости экономии в быту.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

ФЕВРАЛЬ

Анкетирование.

Оформление альбома «Деньги».

Консультация «Финансовая грамотность. Экономическое развитие дошкольников».

Конкурс книжек-малышек «Мой первый финансовый словарь»

Беседа с родителями о проекте. Изготовление материалов и оборудования для реализации проекта.

Изготовление материалов и оборудования для сюжетно-ролевой игры «Магазин».

МАРТ

Рекомендации «Как научить ребенка планировать финансы и правильно их тратить».

Оформление альбома «Профессии».

Общее родительское собрание «Обучение финансовой грамотности дошкольников в семье».

Папка раскладушка «Дидактические игры по финансовой грамотности».

АПРЕЛЬ

Памятка «Как научить детей контролировать финансы».

Памятка «Финансовая грамотность населения».

Выставка рисунков на тему «Кем я хочу быть».

Фотовыставка «Родители на работе».

Буклет «Советы по рациональному использованию электроэнергии, теплоэнергии, воды, которые сэкономят ваши деньги».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Аменд А.Ф., Саламатов А.А. Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.55.
  2. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  3. Бокарев А.А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/А.А. Бокарев//Финансы.-2010-№9.-С.3-6.
  4. Белокашина С.В. Экономика и дети. Пословицы и поговорки // Дошкольная педагогика. 2009. №7. с.8.
  5. Горяев А., Чумаченко В. Финансовая грамота для школьников. Спецпроект Российской экономической школы по личным финансам.-2010..-С.42.
  6. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  7. Зеленцова А.В. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практикаа. А.В. Зеленцова,  Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. – М.: КноРус, 2012.-106 с.
  8. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169 с.
  9. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности»  (для дошкольников), - Калининград, 2013.-26 с.
  10. Лушникова Е.В. Как мы играем в экономику //Воспитатель ДОУ «ТЦ СФЕРА» М.; 2008. № 11. с.75.
  11. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
  12. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
  13. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63.
  14. Ягунова Н.М. Приобщение дошкольников к экономике в творческих видах деятельности // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.128.

Интернет ресурсы

https://www.minfin.ru/ru/document

https://dohcolonoc.ru/

http://e.stvospitatel.ru/



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                                детский сад № 9 «Петушок» комбинированного вида                                                                     г. Благовещенска Республики Башкортостан                                                      

Проектная деятельность

во 2 группе раннего возраста

«Веселая ферма»

 (развитие познавательной активности и исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста)

на 2021-2022 учебный год

                                                                    Автор проекта:                                                                                                 воспитатель                        

                                                                    высшей квалификационной                                                                            

                                                                    категории Киселева Н.А

Благовещенск - 2021

Вид проекта: социально – нравственный, познавательно-исследовтельский, творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный / 1.10.2021 – 31.04.2022/

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Актуальность проекта:

В наше время дети мало знакомы с жизнью домашних животных и птиц, с условиями, в которых они живут, как за ними ухаживают, какую пользу они приносят человеку, как важно любить и бережно относиться к ним. Для современного ребёнка корова, баран, овечка, лошадь практически редкие животные. Отношение ребенка к животному, его целенаправленное действие могут оказаться неправильными в силу целого ряда причин. Прежде всего, ребенок не знает, что можно делать, а что нельзя, что для животного вредно, а что полезно. Знания названий детёнышей домашних животных практически отсутствуют, при этом понятие «мама – малыш» - самое близкое для дошколят. Также дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, об овощах и фруктах. Как они растут, какие условия необходимы для их роста и чем же они полезны. Проблема: дети не имеют достаточных знаний о домашних животных и их детенышах, об овощах и фруктах.

Практическая значимость проекта: если в детском саду будут созданы условия для формирования познавательного интереса и воспитания бережного отношения к животным и растениям, то у детей расширятся и обогатятся знания о «братьях наших меньших», они научаться беречь и защищать природу.

Поэтому я решила разработать проект, направленный на развитие познавательной и исследовательской активности детей младшего дошкольного возраста «Веселая ферма».

Цель проекта:

- Привить детям экологическую и моральную ответственность перед живыми существами;                                                                                                                

- Систематизировать представления детей о домашних животных, птицах, овощах и фруктах, познакомить с понятием «ферма»;

Задачи проекта:

- Расширить и углубить представления детей младшего дошкольного возраста о домашних животных птицах, их характерных особенностях, их детёнышах; о фруктах и овощах, о работниках фермы;

- Систематизировать и обобщать представления об условиях среды обитания животных и птиц;

- Учить детей ухаживать за растениями;

- Дать представления о потребности животных, птиц и растений для их роста и развития;

- Формировать умение делать определенные выводы и умозаключения.
- Развивать мелкую моторику кистей рук;

- Воспитывать любознательность, чувство сопереживания ко всему живому;

- Воспитывать трудолюбие и желание помогать взрослым;           

Методы и приемы работы: наглядный, игровой, словесный, практический; наблюдения, беседы, эксперименты, продуктивные виды деятельности, работа с родителями.

Формы работы: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Ожидаемые результаты:

-  Дети должны знать названия домашних животных, птиц  (взрослых и детёнышей), что за домашними животными и птицами ухаживает человек (кормит, поит, лечит, моет, охраняет, пасет): названия жилищ домашних животных и птиц, чем питаются, какую пользу приносят людям;

- Дети должны уметь сравнивать домашних животных по размеру, внешнему виду, образу жизни, голосу;

-  Проявления у детей любви и бережного отношения к животным;

- Родители примут активное участие в реализации проекта, у них пополнится арсенал знаний по данной теме.

Реализация проекта

Подготовительный этап:

- Постановка целей и задач, составление плана работы с детьми и родителями;

- Предварительная  работа с детьми и родителями;

- Выбор и изготовление оборудования и материалов для создания макета «Ферма» и огорода на подоконнике;

- Работа с познавательной и художественной литературой (подбор иллюстраций, книг, сказок, рассказов, загадок, стихотворений по теме проекта);

- Оформление книжного уголка;

- Оформление альбомов: «Домашние животные», «Домашние птицы», «Овощи и фрукты», «Кто работает на ферме?»;

- Подбор записей голосов домашних животных и птиц, презентаций и видеороликов.

Основной этап:

Работа с детьми:

- Тематические занятия, беседы по теме проекта;

- Рассматривание тематических альбомов, муляжей овощей и фруктов, домашних животных и птиц;                                                                                 

- Чтение и заучивания стихотворений, потешек, рассказов, сказок, песенок;

- Дидактические, настольные, музыкальные, подвижные игры;

- Организовано-образовательная, игровая, индивидуальная деятельность с макетом «Веселая ферма»;

- Посадка и уход за растениями на «ферме» (мини огород на подоконнике);

- Рассматривание семян: лука, укропа, петрушки, фасоли, гороха;                         

- Трудовая, опытно-эксперимаентальная деятельность на мини  огороде на подоконнике. Наблюдением за ростом растений, полив и рыхление почвы.                                   - Проведение опытов и экспериментов. Установление связи, что растениям для роста необходимы солнечный свет, вода и тепло;

- Виртуальные экскурсии, презентации, мультпесенки  по теме проекта.                                      

Работа с родителями:

- Знакомство родителей с проектом «Веселая ферма», обсуждение реализации проекта;

- Консультации: «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Огород на подоконнике в домашних условиях», «Роль домашних животных в жизни ребенка».

- Собрание на тему: «Трудовое воспитание детей в детском саду и семье»                            - Список рекомендуемой литературы для детского чтения;

- Выставка совместного творчества детей и родителей в рисунках на тему «Веселая ферма»;

- Помощь в оформлении макета «Веселая ферма», мини огорода на подоконнике, дидактического и демонстрационного материала;

- Творческий конкурс книжек – малышек, развивающих игр.

Работа педагогами:                                                                                                                    - Консультация: дидактическое пособие «Весёлая ферма»;                                                         - Мастер-класс: «Как организовать сельскохозяйственное подворье  на подоконнике в детском саду? Опытно - экспериментальная деятельность на сельскохозяйственном подворье и развитие познавательной активности у дошкольников» - из опыта работы по проекту;

- Презентация проекта на педагогическом совете.

Заключительный этап:

- Подведение итогов проекта;

- Выставка творческих работ;

- Фотоотчет;                                                                                                                                    

- Презентация проекта на педсовете.

                                                                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Перспективный план

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Оснащение развивающей среды

Сентябрь

Чтение художественной литературы по теме проекта, просмотр мультфильмов.

Знакомство с проектом

Подбор материала и оборудования для реализации проекта

Октябрь

- ООД Познание «Рассматривание овощей», Н.С. Голицына, с.19;                                              - ООД Развитие речи «Вот какие овощи»,  Н.С. Голицына, с.22;

- ООД Рисование «Поливаем огород», Н.С. Голицына, с.23;

- ООД Лепка «Огурчики и морковки», Н.С. Голицына, с.24;

- Чтение художественной  литературы «Русская народная сказка «Репка» (рассказывание)»,  Н.С. Голицына, с.23;

- Просмотр презентации «Животные на ферме». Знакомство с профессией фермера;

- Дидактические, подвижные, музыкальные игры по теме.

Консультация «Дидактическое пособие «Веселая ферма»

Подбор и изготовление материалов и оборудования для создания макета «Веселая ферма»

Дидактическое пособие «Веселая ферма»

Муляжи овощей и фруктов

Ноябрь

- ООД Познание                                            «Рассматривание овощей и фруктов», Н.С. Голицына, с.30;                                                       - ООД Развитие речи                                   «На огород прилетели птички»,                            Н.С. Голицына, с.32;

- ООД Развитие речи «Драматизация русской народной сказка «Репка», Н.С. Голицына, с.32;

- ООД Рисование                                        «Наш лисенок заболел фруктов очень захотел», Е.В. Полозова, с.89;      

- ООД Лепка                                             «Разные овощи и фрукты для                                зверюшек», Н.С. Голицына, с.33;

- Просмотр развивающего мультфильма                                          «Синий трактор. Овощи»;

- Дидактические, подвижные, музыкальные игры по теме.

Творческий конкурс «Веселая ферма»

Изготовление дидактических пособий и игр на тему «Овощи и фрукты»

Развивающие книжки,  дидактичес -кие пособия и игры по теме проекта

Декабрь

1 неделя

- ООД Познание

«Рассматривание картины «Кошка с котятами», Н.С. Голицына, с.50;          

- ООД Развитие речи                                                        «Кто что делает», Н.С. Голицына, с.52;

- ООД  Рисование                                   «Клубочки для котят», Н.С. Голицына, с.54;            

- ООД Лепка                                                   «Мячики для щенят»,  Н.С. Голицына, с.55;                                        

- Чтение художественной литературы                     А. Барто «Кто как кричит» (чтение)»,                       Н.С. Голицына, с.53;

- Знакомство с профессией доярки                                - Дидактические, подвижные, музыкальные игры по теме.

Выставка совместного творчества детей и родителей в рисунках «Веселая ферма»

Консультация «Роль домашних животных в жизни ребенка»

Презентация «Дидактичес -кое пособие «Веселая ферма»

Альбом «Веселая ферма» - работы детей и родителей

2 неделя

- ООД Познание                                                           «Кто в домике живет?», Н.С. Голицына, с.56;                                                

- ООД Развитие речи                                     «Птичий двор», Н.С. Голицына, с.57;

- Знакомство с профессией птичницы;

- ООД Рисование

«Собака гуляет по снегу: топ-топ»,                     Н.С. Голицына, с.59;

- ООД Лепка «Птичка», Н.С. Голицына, с.59;

- Чтение художественной литературы  «Народные потешки о птицах»,  Н.С. Голицына, с.59;

- Просмотр развивающего мультфильма «Синий трактор. Животные»;                            

- Дидактические, подвижные, музыкальные игры по теме.

Январь

- Рассматривание семян овощей;

- Беседа «Чем полезен лук»;

- ООД «Посадка лука», (разработка);

- ООД «Посадка гороха», (разработка);

- Просмотр развивающего мультфильма «Овощи на ферме»;

- ОЭД «С водой и без воды»;

- Чтение художественной литературы Ю.Тувим «Овощи»;

- Дидактические, подвижные, музыкальные игры по теме. 

Консультация «Огород на подоконнике в домашних условиях»

Подбор и изготовление материала и оборудования для создания огорода на подоконнике

Огород на подоконнике

Альбом наблюдений за ростом растений

Февраль

- ООД  «Посадка фасоли», (разработка);

- Посадка семян овощей и зелени с использованием набора «Вырасти меня»;

- ОЭД «Растение хочет пить»;

- ОЭД «В темноте и на свету»;

- Просмотр развивающего мультфильма «Овощи»;

- Вечера загадок «Веселые овощи»;

- Наблюдение и уход за растениями на огороде на подоконнике;

- Дидактические, подвижные, музыкальные игры по теме.

Приобретение или изготовление набора «Вырасти меня»

Консультация «Овощи и фрукты- полезные продукты»

Мастер – класс «Как организовать сельскохозяйственное подворье  на подоконнике в детском саду?

Пополнение мини огорода на подоконнике

Март

мап

Беседа «Овощи»;

- ОЭД «В тепле и в холоде»;

- Наблюдение и уход за растениями на огороде на подоконнике;

- Чтение художественной литературы;

- Дидактические, подвижные, музыкальные игры;

Родительское собрание «Трудовое воспитание детей в детском саду и семье»

Апрель

- Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»;                                            - Наблюдение и уход за растениями на огороде на подоконнике;

- Дидактические, подвижные, музыкальные игры;

- Чтение художественной литературы.

Фотоотчет  «Мы маленькие фермеры»

Презентация проекта на пед. совете



Предварительный просмотр:

Проект    «Эколята – дошколята»                                                                                                    

    (развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания)

Срок реализации:  сентябрь 2023- май 2024) 

Участники проекта: дети средней группы (4 - 5 лет), воспитатели, родители.

Тип проекта: познавательно-исследовательский

Основная идея проекта: «Сохранить природу – значит сохранить Родину».

 

Актуальность

         Дошкольный возраст –   самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств, хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.

         «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Так говорил русский писатель М.М.Пришвин. Красоты родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где ты живёшь.

         Дошкольное детство - ответственный период для формирования основ правильного отношения к окружающему миру. Именно в дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. С ранних лет своей жизни ребенок начинает осмысленно познавать и анализировать окружающий его мир, формировать определенное мнение и отношение к людям. В дошкольном возрасте формируются экологические позиции, которые помогают малышу в дальнейшем определить свое отношение к природе, сопереживание ей и принятие активных действий в решении большинства экологических проблем, которыми сейчас богат наш мир. Впитывая как губка, ребенок получает знания от близких ему людей и развивается, учится правильно вести себя в природе, начинает осознавать, что можно делать, а что – нельзя.

         Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого предавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

         К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.

        В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.

Цель: содействовать становлению экологического сознания, выработки неравнодушного отношения к состоянию окружающей среды и личностного восприятия экологических проблем, самостоятельного критического мышления.

Задачи:

- Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы;                                                                                                                                                                                   - Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру;                                                                                                                                                                            - Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать;                                                                                                                                                                               - Способствовать накоплению у детей представлений об окружающем мире (о предметном, социальном мире и мире природы).                                                                                                                                  - Развивать способности детей в различных видах художественно-эстетической деятельности.

Нормативно-правовая база Проекта:

- Статья 74 п. 2 Закона РФ «Об охране окружающей среды»
- Статья 58 «Конституции Российской Федерации» от 12.12.1993 г. 
«Концепция дошкольного воспитания» от 16.06.1989 г. раздел «Воспитание дошкольников».
- Статья 29 «Конвенции о правах ребенка».                                                                                                                                                                                                                      - СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»                                                                                                                                                                                                                      - Конвенция о Правах ребёнка

Ожидаемый результат:

- Формирование основ экологической грамотности у детей;

- Воспитание ответственности за свои действия по отношению к окружающей среде;

- Вовлечение в исследовательскую деятельность каждого ребенка;
- Развитие у детей коммуникативных навыков;
- Развитие творческих способностей.

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Оснащение развивающей среды

Сентябрь

«Эколята – юные защитники природы»

1.Беседа: «Знакомство с Эколятами - юными защитниками природы».

2.Изготовление поделок сказочных образов героев Эколят: Шалун, Тихоня, Умница, Ёлочка.

3. ОД «Кто такой эколог?»

4. Экологический праздник: «Мы дошколята - эколята».

5.СРИ «Юные экологи».

Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс на начало проекта.

Анкеты для родителей

«Экологическое образование в семье»

Изготовление поделок сказочных образов героев Эколят: Шалун, Тихоня, Умница, Ёлочка

Игры, оборудование дидактический и наглядный  материал для реализации проекта

Сказочные герои – Эколята

Оборудование для СРИ «Юные экологи»

Октябрь

4 октября - Всемирный день животных.

1.Беседа «Животные нашего леса». Изготовление альбома «Животные нашего края».

2.Рассматривание Красной книги Республики Башкортостан, иллюстраций, энциклопедий.

3.Просмотр мультфильмов о животных.

4.Наблюдение за животными (кошкой, собакой).

5.Чтение худ. литературы: А. Куприн «Слон», В. Дмитриева «Малыш и Жучка», Л. Толстой «Лев и собачка», С. Чёрный «Волк».

6.Экологические игры: д/и «Кто, где живёт?», «Чьи детки», «Зоологическое лото», «Узнай зверя по описанию», «Кто у кого?», «Назови семью».

7. Знакомство с профессиями: кинолог, ветеринар.

8. СРИ: кинолог, ветеринар.

Конкурс агиток «Берегите животных!».

Фотовыставка «У меня живёт питомец».

Консультации «Мы в ответе, за тех, кого приручили».

Альбомы

«Животные нашего края»,

Игровые экологические  макеты

Оборудование для СРИ: «Кинолог», «Ветеринар»

Ноябрь

  1. ноября – Международный день энергосбережения.

1.Просмотр презентации «От лучины до лампочки».                                                                                                2. Беседы: «Откуда взялся электрический ток», «Опасно: ток!»

3. Загадывание загадок об электрических приборах, пословицы и поговорки о свете.                              4. Просмотр мультфильмов из мультсериалов  «Фиксики», «Аркадий Паровозов».

5. Знакомство с профессией: орнитолог.

  1. ноября - «Синичкин день»

1.Акция  «Покормите птиц зимой». 

2.Беседа: «Как помочь птицам зимой».

3.Просмотр компьютерной презентации «Синички. Какие они?».  

4.Сочинение описательных рассказов о синице.

5. Ситуативный разговор «Дети – друзья птиц».

6.Офомление альбомов: «Перелетные птицы нашего края», «Зимующие птицы нашего края».

5.Наблюдения: за птицами, «Чем питаются синички».

6.Чтение худ. литературы. Е. Ильин «Синица», В. Бианки «Синичкин календарь».

7.Экологические игры: д/и: «Четвертый - лишний», «Чьё жилище», п/и: «Птицы в гнёздышках», «Перелёт птиц», «У кого кто?», «Исправь ошибку», «Что умеют делать птицы?»

8.Труд в природе: подкормка птиц.

5. Знакомство с профессией: орнитолог.

6. СРИ «Орнитолог».

Листовка «Экономим электроэнергию – бережём планету!».

Акция «Собираем отслужившие батарейки»

Конкурс: «Птичья столовая»

Акция «Собираем отслужившие батарейки»

Альбомы:                            « Перелетные птицы нашего края»

Оборудование для СРИ «Юные орнитологи».

Декабрь

«Деревья нашего края»

1.Беседы: «Деревья родного края», «О пользе деревьев», «Деревья зимой». 

2.Организация   природоохранной акции в детском саду: «Зелёная ёлочка – живая иголочка» - изготовление плакатов в защиту елки.

3.Экологические игры: д/и: «С какого дерева лист» «Плоды и листья», п/и:«Тополек», «Лети листок ко мне в кузовок».

 4.Конкурс поделок из бросового материала: «Елочка – красавица»

5.Составление описательного рассказа о деревьях.

6.Чтение худ. литературы: сказка «Дурак и береза», «История одной Елочки», «Сказка о маленьком кедре».

7.Наблюдения за деревьями на участке детского сада.

Конкурс «Елочка – красавица»

Природоохранная акция: «Зелёная ёлочка – живая иголочка»

Плакаты в защиту елки «Зеленая елочка – живая иголочка»

Картотек «Игры по развитию речи»

Январь

  1. января – День признательности комнатным растениям

1.Беседа «Мир комнатных растений».

2.Рассматривание иллюстраций, альбомов, книг.

3.Экологические игры: д/и: «Найдите, что опишу»,  «Отгадайте, что за растение».

4. СРИ «Магазин «Цветы».

5.Опыты: «С водой и без воды», «На свету и в темноте», «Дыхание листа».

6.Чтение худ. литературы: сказки: «Колючий лилипут», «Зеленый ежик» 

7.Труд: уход за комнатными растениями.

  1. января – День зимующих птиц России

1.Беседа: «Зимующие птицы», «Чем кормить птиц».

2.Общероссийская культурно-экологическая акция «Покормите птиц!

3.Труд: подкормка птиц.

4. Квест – игра «Зимующие птицы нашего края».

5.Чтение худ. литературы: М. Горький «Воробьишко», Ненецкая народная сказка «Кукушка».

6. Выпуск буклетов «Чем кормить птиц зимой».

7.Наблюдения: за птицами

Консультация «Для чего нужны комнатные растения»

ОКЭ Акция «Покормите птиц!»

Выпуск буклетов «Чем кормить птиц зимой».

Консультация «Развитие речи дошкольников в процессе экологического воспитания»

ОКЭ Акция «Покормите птиц!»

Паспорт комнатных растений

Картотека игр

Альбом

«Зимующие птицы нашего края»

Февраль

«Сити-фермерство – профессия будущего»

1.ООД «Сити - фермерство – профессия будущего».

2. Создание «Огорода на подоконнике: поэтапная высадка растений, посадка  лука, укропа, петрушки, салата, редиса.

3.Создание  «Каскада цветов» (вертикальное озеленение на подоконнике)

4.Чтение худ. литературы:  «Репка», «Спор овощей».

5.Наблюдение за ростом лука, укропа, петрушки, редиски.

6.Опыты: «Растут ли наши растения», «В почве есть воздух», «Хитрые семена», «Висячие сады», «Ветка в вазе».

7. Экспериментирование: рассматривание семян через увеличительное стекло, выявление благоприятных условий для прорастания семян.

8.Труд: уход за растениям на огороде на подоконнике, в природном уголке.

9. СРИ: «Ветеринар», «Фермер», «Лаборант».

Помощь в создании огорода на подоконнике

Огород на подоконнике

Оборудование для СРИ «Ветеринар», «Фермер», «Лаборант»

Март

1 марта – Всемирный день кошек

1.Презентация:  «Усатые - полосатые».  Рассматривание картинок кошек разных пород.

2.Чтение худ. литературы: Л. Толстой «Котёнок»,

3.Просмотр мультфильма «Котёнок по имени «Гав».

4.Экологические игры: п/и «Кошка и мышки», «Котята и щенята», татарская игра «Кисонька».

5. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами».

6.Наблюдения: за кошкой.

7. СРИ «Ветеринар».

3 марта – Всемирный день дикой природы

1.Интеллектуально-познавательная викторина «Знатоки природы».

2.Рассматривание экознаков «Правила поведения в природе».

3.Чтение худ. литературы: «Глупый волк», русская сказка «Зимовье зверей».

4.Экологические игры: д/и: «Назови по порядку», «Назови ласково», «Береги природу», «Сохраним нашу планету»,  п/и «Медведь и пчёлы», «Лиса и зайцы», «Бездомный заяц»,

5. Просмотр мультфильма:  «На лесной тропе».

21 марта – Международный день леса

1.Рассматривание гербария, иллюстраций, открыток.

2.Беседы: «Почему случаются лесные пожары», видеосюжет «Лес – лёгкие планеты»

3.Загадывание загадок о деревьях.

4.Сочинение сказок «О чём думают берёза и ель».                                                        5.Прослушивание аудиозаписи «Голоса леса».

6.Игра-викторина «Деревья наших лесов».                                                                            

8.Сбор макулатуры «Соберём бумагу – сбережём лес!»

5. Знакомство с профессиями: лесник, егерь, пожарный.

6. СРИ:  «Лесник», «Пожарный».

22 марта – Всемирный день водных ресурсов (День воды)

1.Просмотр компьютерной презентации: «Круговорот воды в природе».

2.Экскурсия к водоёму.

3.Рассказы воспитателя: «Секреты воды», «Вода в природе».

4. Просмотр мультфильмов: «Чебурашка и Гена чистят реку».

5.Чтение экологических сказок о воде.

6.Составление рассказов и сказок о дожде, реке.

7.Экологические игры: игра-соревнование «Очистим речку», п/и «Солнышко и дождик», «Ходит капелька по кругу», «Море волнуется…», «Караси и щука»

6.Опыты: «Вода нужна всем», «Ходит капелька по кругу», «Как добыть воду для питья?».

Акция сбора корма для питомцев, проживающих в приюте

«Памятка защитника природы», экологический десант

Сбор макулатуры

Конкурс плакатов «Берегите воду», поездка к роднику

Сбор макулатуры

Альбом «Усатые – полосатые»

Оборудование для СРИ «Ветеринар»

Экологические знаки «Привила поведения в природе»

Плакаты «Берегите лес от пожаров»

Оборудование для СРИ: «Лесник», «Пожарный».

Картотека опытов и экспериментов

Плакаты «Берегите воду»

Апрель

1 апреля – Международный день птиц

1.Просмотр видеофильма «Перелётные птицы».

2.Составление описательных рассказов «Мы друзья пернатых».

3.Драматизация: «Птичий базар».

4.Чтение худ. литературы: М. Горький «Воробьишко», А. Пушкин «Птичка», В. Бианки «Чей нос лучше?»

5.Экологические игры: д/и «Назови одним словом», «Нелепицы», «Называй и сосчитай»;  п./и «Мы пришли с тобой в лесок».

6. Беседа: «Кто такой орнитолог».

7.СРИ «Юные орнитологи».

19 апреля – День подснежника

1.Видеоролик «Вот расцвёл подснежник».

2.Рассматривание иллюстраций первых весенних цветов.

3.Просмотр мультфильма «Двенадцать месяцев».

5.Чтение худ. литературы: Е. Благинина «Подснежник».

6.Экологические игры: д/и «Угадай цветок по описанию», «Составь букет», «Скромник и хвастун»,  «Скажи правильно».

6. СРИ «Магазин цветов».

5.Экологическая акция «Защищаем первоцветы».

22 апреля – Всемирный день Земли

1.Компьютерная презентация «Человек – часть природы».

2.Беседа-раздумье «Чем мы можем помочь нашей планете?»

3.Чтение худ. литературы: Н. Рыжовой, И. Соколов-Микитов «Соль земли».

4.Экологические игры: «Мы пришли с тобой в лесок», «защитим планету от мусора», «Сортировка мусора», «Грустная и веселая планета».

5.Экологический праздник «День Земли»

6.Оформление стенда «День Земли», изготовление плакатов «Берегите природу»

7.Разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками

8. Знакомство с профессией геолога.

9. СРИ «Мы - геологи».

Изготовление и развешивание скворечников на территории детского сада и парка

Экологическая акция «Защищаем первоцветы»

Разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками

Праздник «День Земли»

Скворечники

Оборудование для СРИ «Юные орнитологи».

Красная книга «Берегите первоцветы» -

Оборудование для СРИ «Мы – геологи»

Май

«Экологические знаки»

1.Беседа на тему «Полевые цветы».

2.Наблюдения: за птицами, за деревьями и кустарниками, за клумбой, за песком.

4.Чтение худ. литературы.

Б.Заходер «Ласточка», «Птичья школа», Т.А.Шорыгина «Зелёные сказки», В.Степанов «Весёлые стихи».

2.Распределение экологических знаков на участке ДОУ.

3.Викторина «Мой любимый край».

4.Фольклор: песенки — потешки, загадки, скороговорки.

5.Экологические игры: «Найди дерево по описанию», «Что изменилось», «Повторяй друг за другом», «Подскажи словечко».

6.Труд в природе. Совместно с воспитателем прополка и полив огорода и цветника, мытьё игрушек после прогулки

7. СРИ «Юные экологи».

Изготовление экологических знаков

Экологические знаки

Дидактические игры



Предварительный просмотр:

Тип проекта:  познавательно – творческий.                                                                                  

Вид проекта: групповой.                                                                                            

Участники: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.                                

Сроки реализации: октябрь 2022 – апрель 2023                                                                          

Актуальность  проблемы

 2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Нам важно помнить о нашем наследии, ведь Россия огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими искусством, традициями и обычаями. Народные промыслы многих регионов известны по всей стране и за её пределами, а многие являются негласными символами России.

Одним из ярких символов России является Матрёшка. У многих из нас среди первых игрушек была всеми любимая расписная деревянная кукла, внутри которой такие же куклы, но всё меньше и меньше. Игрушки из нескольких предметов, вкладывавшихся друг в друга, были известны давно. Они привлекали взор человека своей простотой и яркостью.

Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребёнка прилагать определённые физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития. Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость рук, смекалку, речь, формирует первые математические представления.

Проблема состоит в том, что в последнее время современные родители не приобщают детей к национальной культуре, не воспитывают у них уважение и бережное отношение к культуре и традициям нашего народа, а возможно и не знают, как это сделать. Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребёнка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно, народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки и практически не покупают их своим детям.  

Важнейшей составной частью образовательной среды являются игра и игрушка. Игрушка – это не просто забава. Игрушки способны вызвать у ребенка эмоциональный отклик, стимулировать его развитие, активизировать игру, способствовать музыкальному развитию детей. Таким образом, проблема использования игрушек для решения задач развития детей младшего дошкольного возраста в настоящее время является актуальной.

Поэтому я решила разработать и провести в группе проект «Матрёшка – русская народная игрушка», привлекая к активному участию и детей, и их родителей.

Цель: развитие познавательно – творческих способностей детей посредством ознакомления с народной игрушкой – матрешкой.

Задачи:                                                                                                                                             - Формировать представления о русской народной игрушке;                                                      - Формировать интерес к народной культуре и традициям;                                                                            - Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности;                                                                                          - Способствовать развитию всех компонентов устной речи в различных видах детской деятельности, пополнению словарного запаса;                                                                                    - Способствовать развитию элементарных математических представлений;                                                                                                                                        - Прививать интерес к нетрадиционным способам рисования, аппликации, лепки, конструирования;                                                                                                                                                                                   - Развивать сенсорные представления и мелкую моторику кистей рук;                                                                                                                                                                                              - Вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке;                               - Воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней;                                                            - Обогащать эмоциональную сферу;                                                                                                          - Создать условия для развития творческих  навыков и способностей детей и родителей;                                        - Создать условия для детской самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности;                                                                                                                                     - Установить доброжелательные отношения между педагогами и родителями;                                                       - Вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность.

Предполагаемый результат:                                                                                                                 - Дети познакомятся с русской народной игрушкой - Матрёшкой, с некоторыми техниками нетрадиционного рисования, аппликации, лепки;                                                                                                                    - Дети проявят заинтересованность к русской народной игрушке – Матрешке;                                     - Дети приобретут  навыки пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой;                                                                                                                                                   - Появился более устойчивый интерес к творчеству, интерес к русской культуре через знакомство с матрёшкой.                                                                                                                             - У детей расширился словарный запас.                                                                                               - Улучшиться работа по взаимодействию с родителями.

                                                                                                                                                                                                                                       

Продукт проектной деятельности:                                                                                                   - Мини – музей  «Веселые матрешки»;                                                                                                - Развлечение                                                                                                                                        - Презентация  проекта.          

Этапы работы над проектом

 Подготовительный этап                                                                                                          - Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта;                                                                                                                                         - Прогнозирование результата, составление плана совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями;                                                                                                               - Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических);                                                                         - Создание предметно-развивающей среды.                                                                                                                              - Сотрудничество с родителями (оформление папок-передвижек для родителей по теме проекта, подборка фото, литературы);                                                                                                - Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ;                                                                             

Основной этап                                                                                                                           В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта:                                                                                        

Мероприятия по работе с детьми:                                                                                                                             - ООД по познавательному развитию, лепке, аппликации, конструированию;                                                                                                                                                - Чтение художественной литературы;                                                                                      - Просмотр мультфильмов и мультимедийных презентаций;                                                            - Беседы;                                                                                                                                          - Дидактические игры;                                                                                                                                - Развлечение «Веселые матрешки».                                                                                                                                

Мероприятия по работе с родителями:                                                                                      - Использование наглядного  материала, в соответствии с темой проекта;                                          - Изготовление пособий для занятий и атрибутов для дидактических игр;                                        - Консультации, родительское собрание;                                                                                               - Творческий конкурс «Веселые матрешки»;                                                                                                                           - Создание мини – музея «Веселые матрешки».    

Мероприятия с педагогами:                                                                                                        - Мастер – класс: «Любимая игрушка»  

Заключительный этап                                                                                                                                    - Обобщение результатов и подведение итогов реализации проекта;                                               - Презентация проекта на педагогическом совете.

Перспективный план

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Оснащение развивающей среды

Сентябрь

Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс на начало проекта: опрос для родителей,  о роли матрешки в воспитании и развитии детей (анкетирование и опрос)

Игры, оборудование дидактический и наглядный  материал для реализации проекта

Октябрь

- Беседа «В гости к нам пришла матрешка»

- Аппликация «Укрась матрёшке сарафанчик»

- Сенсорная игра «Сказка  о матрёшке»

- Пальчиковая гимнастика «Мы красавицы-матрёшки».

- Разучивание стихотворения «Матрёшки - деревяшки» Н.Костиной

- Показ мультфильма «Вовка в тридевятом царстве» 

- Самостоятельные игры с матрёшками

Знакомство детей с русской народной игрушкой -  «Матрёшка»

«Народная игрушка – русская матрёшка"

Сенсорная игра «Сказка о матрёшке»

Ноябрь

- Беседа "Почему Матрёшку назвали                Матрёшкой"

- Рисование «Матрешки-крошки»

- Песенка «Как  у нашей, у матрёшки».

- Д/и  «Найди матрёшку»

Речевая игра с движением «Матрёшка, ты где?»

- Самостоятельные игры с матрёшками

 «Матрёшка своими руками из подручных средств»

Творческий конкурс поделок «Веселые матрёшки»

Создание мини-музея «Веселые матрёшки»

Декабрь

- Беседа «Деревянная красавица» (поговорить с детьми о материале, из которого делают матрёшку).

- Танец «Матрёшечки» (муз. рук)

- Д/и «Расставь Матрёшек по росту»

- Театрализация сказки «Колобок» с использованием сюжетной матрёшки

- Самостоятельные игры с матрёшками

Д/игра «Укрась фартук матрёшке» (с геометрическими фигурами)

Январь

- ООД «Кто делает матрешек. Знакомство с профессиями»

- Коллективная работа создание матрёшки в технике папье-маше «Наша Маша»

- Д/игра «Подбери домик для матрёшки».

- П/игра «Платочек» Разучивание песни «Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки»

- Театрализация сказки «Репка» с использованием сюжетной матрёшки

- Самостоятельные игры с матрёшками

Мастер – класс «Любимая матрешка»

Д/игра «Подбери домик для матрёшки».

Февраль

- Презентация «Русские матрешки»

- Рисование манной крупой «Сарафан расписной»

- Д/игра «Подбери сестричку»

- Слушание «Мы матрёшки» - прививать интерес к музыке

- Театрализация сказки «Курочка Ряба» с использованием сюжетной матрёшки

- Самостоятельные игры с матрёшками

Д/игра «Подбери сестричку»

Март

- Рассматривание иллюстраций с изображением народных игрушек, рассматривание иллюстраций книг.

- Пластилинография «Ах красавица матрёшка»

- Разучивание стихотворения Некрасовой «Веселые матрешки».

- С/р игра «Новоселье у матрёшек» 

- Д/игра «Большие и маленькие матрёшки»

- П/игра «Матрёшка в гостях у ребят»

- Самостоятельные игры с матрёшками

Д/игра «Большие и маленькие матрёшки»

Апрель

- Музыкально – дидактическая игра: «Матрёшка пляшет, матрёшка спит»

- Развлечение «Веселые матрёшки»

- Самостоятельные игры с матрёшками

Презентация проекта