Мастер - классы

Киселева Наталья Александровна

Предварительный просмотр:

Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания

          детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ.

   

Цель: познакомить педагогов с реализацией темы патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным городом и краем в образовательном процессе детского сада. 

Задачи: 

  1. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике методов и приёмов патриотического воспитания детей посредством ознакомления с родным городом и краем. 
  2. Вызвать у участников интерес к демонстрируемым приёмам технологии ТРИЗ. 
  3. Развивать творческую активность педагогов. 

План:

  1. Актуальность темы.
  2. Практикум «Освоение алгоритма по реализации содержания патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным городом и краем ».
  3. Игровой тренинг.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Предлагаю вашему вниманию  мастер-класс на тему: «Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания  детей дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ».

Но для начала вспомним определения слов, которые нам сегодня понадобятся. Что такое патриотизм? (Ответы присутствующих.) 

ПАТРИОТИЗМ – ЭТО

-Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей Родины. 

                                                       С.И.Ожегов. Словарь русского языка

- Любовь к Отчизне.  (В.И.Даль. Толковый словарь русского языка).

Патриот – человек, любящий своё Отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и свершающий подвиги во имя интересов своей Родины.

Педагог: Что такое Родина для вас? Какой мысленный образ возникает у вас при произнесении этого слова? (Ответы.)                                                                                                У каждого человека понятие «родина» свое, но общее то, что это место, где ты родился и живешь. Человек, знающий и любящий свою Родину, не способен её предать.

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

В настоящее время стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

Национальная доктрина образования Российской Федерации определила, что «система образования призвана обеспечить  воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов». 

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает педагогов на формирование у дошкольников «первичных представлений   о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках». Таким образом, от педагогов требуется глубокая работа по воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, уважения к правам и свободам человека. 

Как показывает практика дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе и крае. 

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что работа по нравственно — патриотическому воспитанию детей является актуальной задачей нашего дошкольного образовательного учреждения.

С чего же начинается патриотическое воспитание детей дошкольного возраста?  Чтобы ответить на этот вопрос, давайте выстроим логическую цепочку в словах, которые я прочту: Родина, народ, человек, семья, род.

(Человек, семья, род, народ, Родина.)

Д.С. Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к её истории, её прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре».

В работе по данному направлению можно использовать следующие технологии: здоровьесберегащие, проектно – исследовательские, технологии ТРИЗ, личностно – ориентированные, игровые технологии, ИКТ.

В центре внимания ТРИЗ – технологии  находится  человек творческий и творящий, имеющий богатое, гибкое, системное воображение, владеющий мощным арсеналом способов решения изобретательских задач и имеющий достойную жизненную цель. Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом: «Творчество – во всем!» Целью использования технологии в детском саду является развитие с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость и подвижность, системность и диалектичность, а с другой – поисковой активности, стремление к новизне, а также речи и творческого воображения. Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. Решение изобретательской задачи, как основного инструмента ТРИЗ - технологии – это выявление, анализ и решение противоречий. Маленький человек должен постоянно готовиться к решению различного рода задач (в том числе исследовательского и экологического плана), которые ставит перед нами жизнь, полная противоречий и проблем. Существует около 70 различных методов и приёмов ТРИЗ: например, метод противоречий, метод синектики, метод фокальных объектов. У них очень серьёзные, взрослые названия, однако на практике эти методы реализуются в очень простых, доступных играх и заданиях.

 Сегодня я предлагаю вам познакомиться с  методами и приёмами, которые применяются в нашей группе  для знакомства дошкольников с родным городом и краем.

/Проводится  мастер-класс, участвуют педагоги ДОУ/

Город мой любимый, город мой родной!
Ты зеленый летом, осенью цветной.
Чистый белоснежный ты стоишь зимой,
А весной ты нежный – я горжусь тобой!

Наш город просто невозможно не любить: ведь он древний и современный,  растущий и развивающийся. А когда сам любишь свой город, свою республику, хочется, чтобы их любили все, кто проживает в нашем краю, в том числе и подрастающее поколение – наши дети!

Русский народ, любя свою Родину, сложил много пословиц и поговорок                                         1. Я предлагаю вам, используя «Разноцветный алфавит» разгадать зашифрованные пословицы о Родине  /индивидуально для каждого педагога/   

 В этой игре буквы алфавита представлены эталонами цветных форм – квадрат, треугольник, овал, ромб, цветок, звезда, плюс, прямоугольник.  Например: буква А – красный квадрат, М – желтый кружок и т.д.

 - Вот так выглядит зашифрованное название нашего города /Благовещенск/.

      Я уверена, что вы без труда расшифруете спрятанные пословицы, приступайте!

  Педагог: Задания такого характера используются с детьми старшего дошкольного возраста и помогают детям овладеть мыслительными операциями, действиями, важными в плане общего интеллектуального развития. Пользуясь шифром, дети декодируют название города, в котором они живут, название улиц, животных и растений родного края. Кроме того, разгадывание зашифрованных слов способствует эффективному усвоению знаний о родном крае. На начальном этапе такие задания вызывают определенную трудность: у детей ещё недостаточно сформировано умение сравнивать, классифицировать, рассуждать и здесь нужно помнить о том, что мыслительные умения, как и всякие другие, вырабатываются в процессе многократных упражнений.                                                                                                                          Педагог: Какие пословицы у вас получились? Озвучьте их.

Родина любимая, что мать родимая.

Жить – Родине служить.

Береги землю родимую, как мать  любимую.

Одна у человека мать, одна и Родина!

Всякому мила своя сторона.

Дома и стены помогают.

Своя земля и в горсти мила.

Человек без родины — что соловей без песни

Родная сторона - мать, а чужая – мачеха

На чужой стороне Родина милей вдвойне

Из этих пословиц видно, как русский человек любит свою Родину. 

Педагог: Ведь Родина это страна, в которой мы родились и живем. Россия это наша большая Родина. 

Педагог: Но в большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок: деревня, улица, дом, где он родился. Это малая Родина. За последние годы наш город вырос. В нем много домов.                                                                                                                      Педагог: Для чего нужны дома? (Да, дом это жилище, которое защищает нас в непогоду от жары и холода, ветра, дождя и снега).                                                              Педагог:  А в нашем городе дома какие? (Высокие, низкие, деревянные, кирпичные,  панельные, многоэтажные, новые, старые, красивые).
  Педагог:  Но первые дома в городе были построены с использованием дерева. Скажите, строить дома из дерева это хорошо или плохо?                                        Хорошо: они полезны для здоровья человека, в них приятно жить, дерево хорошо сохраняет тепло.
Педагог: А я говорю, что строить дома из дерева это плохо. Почему?                                  Плохо: Дерево быстро горит, возможны пожары, быстро вырубаются леса, т.к. нужно много материала, можно поселить мало людей.                                                Педагог: В нашем городе на сегодняшний день проживают более 50тысяч  горожан, поэтому нужны многоэтажные дома. Строить такие дома хорошо. Почему? Они быстро строятся, можно заселить много людей, занимают малую площадь.
А я говорю, что строить такие дома плохо, почему? Большой шум, плохие соседи, небезопасно.                                                                                                                          Педагог: Предложенная словесная игра «Хорошо – Плохо» является элементом системы ТРИЗ. Дети, играя по системе ТРИЗ, не только закрепляют знания о родном городе, но и видят мир во всем его многообразии, многоцветии, многогранности. ТРИЗ учит дошкольников находить позитивные решения возникающих проблем, что очень пригодится им и в школе, и во взрослой жизни.                                                              

Педагог:  Использование приема ЭМПАТИИ, при котором ребенок, воспринимая предмет, проецирует на него свое эмоциональное состояние, испытывая при этом позитивные или негативные эстетические переживания, дает возможность проникнуть детям во внутренний мир предметов, вещей, учит детей беречь общественное, воспитывает элементы гражданственности и правила поведения в общественных местах.                                                                                                                                       Педагог: Вы сорванный цветок, что Вы чувствуете?
                 Вы затоптанный газон, о чем Вы мечтаете?                                                                 Вы чистый тротуар, о чем Вы думаете?                                                                                       Вы красивая берёзка, что Вы чувствуете?                                                                         Принимая на себя роль того или иного предмета, ребенок учится постигать добро и зло, истинные глубины культуры, сопереживать. Этот прием является своеобразным тренингом эмоций, творческого воображения образного мышления и развития речи ребенка. А также помогает воспитывать у дошкольников бережное отношение к тому, что создано в нашем городе,  крае  человеком и природой.

Педагог: А вот такие приемы как, динамические паузы, физкультминутки,  способствуют повышению работоспособности детей, обеспечивают кратковременный активный отдых. Работая активно по данному направлению, физкультминутки и динамические паузы, необходимо подбирать в соответствии с темами по ознакомлению дошкольников с родным городом, краем  и сейчас я предлагаю вам построить дом:

        «Строим дом»
      Кладу кирпич за кирпичом,
      Я строю, строю, новый дом.
      Стена все выше, выше, выше.
      А это будет крыша.
      Вот здесь окно,
      А тут крыльцо.
      Ступеньки посчитай 1,2,3,4,5.      

      И двери открывай!

Педагог:  Использую в практике работы пальчиковую гимнастику, которую сейчас и продемонстрирую, повторяйте за мной:
Люблю по городу гулять,

Люблю смотреть, люблю считать.

Красивый фонтан – это раз, 

Площадь у ГДК – это два,

Улица Советская – это три,

Широкая, светлая – посмотри.

А четыре — я живу в квартире.

Пять – гуляю в парке я опять.

Шесть – на  гору схожу

И на волны Белой погляжу.

Семь – спортивный комплекс,

Новый и красивый он.

Восемь – Храмы и Собор

Поутру на службу сбор.

Девять – повстречался мне

Памятник большой войне.

Я тихонько постою и цветочки положу!

Десять – милый детский сад,

Где ребятам каждый рад.

Город я свой очень люблю,

Его охраняю и берегу!

Использование пальчиковой гимнастики способствует не только развитию мелкой моторики, но и стимулирует зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь.  

Педагог: Каждый момент ознакомления детей с родным городом, краем пронизан созданием проблемных ситуаций. Задачи приобщения детей к жизни города, культуре, истории, природе наиболее эффективно могут быть решены в процессе стимулирования умственной активности ребенка. Для решения ситуаций используются проблемные задания с обязательным участием догадок, предположений, вопросов. 

* Что бы было, если бы на домах не было номеров?
* Что бы было, если бы исчезли птицы?
* Что бы было, если бы не было фруктовых деревьев?

* Что бы было, если бы не было Красной книги?

Следует помнить, что проблематизация — это не только расширение знаний о родном городе, но и важнейшее условие поддержания высокого уровня умственной активности дошкольников.

Педагог: Одним из методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является  метод фокальных объектов (МФО).

МФО является альтернативой метода каталога. 

Метод фокальных объектов (МФО) – это  метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно, объектов. Отсюда другое название – метод случайных объектов.

Теоретической основой МФО является алгоритм из 6 шагов, выполняемых последовательно. 

Это - Выбираем случайные объекты (2-3 понятия, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).

  Шаг 3. Записываем свойства случайных объектов.

  Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.

  Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.

  Шаг 6. Оцениваем с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученные решения.

Теперь посмотрим, как можно применить этот метод в конкретных случаях.

Педагог:  Допустим, наш фокальный объект – город. Можно до поры хранить его в тайне от детей.

Берём два случайных объекта. Пусть это будут матрешка и метеорит. Определяем их свойства.  

   Например: матрешка                       метеорит

                      красивая                          крупный

                      деревянная                      горячий

                      русская                            стремительный

Затем, берем наше слово в фокусе (город), к которому применяем уже названные свойства и предлагаем описать новый объект, ответив на вопросы:  «Как это можно использовать?», «Для чего это нужно?» и т.д.

Например, город: 

— красивый – много красивых зданий, деревьев и цветов; 

— деревянный – много старинных зданий, сделанных из дерева;

— русский – находится в России;

— горячий – когда жарко летом;

— крупный – в нем живет много людей.

В конце игры можно предложить детям составить рассказ или сказку с этим объектом.

Педагог: А теперь попробуйте самостоятельно берём 2 случайных объекта – мама и солнце.

Слово в фокусе – семья, к которому мы применим те свойства, которые мы использовали для описания слов и применим к описанию нового объекта,  ответив на вопросы:  «Как это можно использовать?», «Для чего это нужно?» и т.д.

   Семья – трудолюбивая (трудятся много, вместе и дружно)

               - яркая (артистичны, любят танцы)

                - драгоценная (дорожат друг другом, заботятся друг о друге)

               - красивая (приятны в общении, ухоженные, внимательные)……..

Педагог:  Развивающие игры по  технологии ТРИЗ  можно также активно использовать при ознакомлении дошкольников с историей родного края.

Игра «Объяснялки»

Цель: Формировать умение строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.

Предлагается детям изображение (Горы. Невьянская башня).                                       Задача: Составить объяснение (цепочку-рассказ, как от леса перейти к башне).                                                                                                       Педагог начинает цепочку, коллеги продолжают. Возможный вариант развития причинно-следственной цепочки.                                                                                                      — По середине нашей огромной Родины стоят Уральские горы, на которых…                                    — Растет огромный лес и есть плодородные земли….                                                                                   — Лес был такой богатый и на земле могло вырасти все что угодно, поэтому сюда пришли люди, которые….   Которые стали пахать и сеять зерно.                                           — Когда они копали и сеяли зерно то нашли….  Золото и медную руду.                                   — Так как из медной руды можно было делать разные изделия то они стали …                              — Строить завод и выплавлять руду.                                                                                           — Руда была высокого качества и изделия из нее прославили хозяина на весь мир и он решил….                                                                                                                                           — Увековечить свое имя и построил Невьянскую башню.

Игра «Мои загадки».

Цель: учить выявлять признаки объекта (функции, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…»«Но не….».                                                                                     Педагог: Модель составления загадок и сравнений - Объект. Свойства. Объекты с аналогичными свойствами. Данные заносим в таблицу.                                                       Допустим, сочиняем загадку о березке.                                                                                                                                                                                                                    

Какой?

Что такое же?

Белоствольная

Стройная

Высокая

Снег

Девушка

Столб

Белоствольная – снег; стройная – девушка; высокая – столб -  Разделив каждую пару выражениями «но не» или «как» получаем фразы сравнения с элементом загадки«Белоствольная, но не снег»«Высокая, но не столб»«Стройная, но не девушка».   Или же:  «Белоствольная, как снег»«Высокая как столб»«Стройная как девушка»  (Берёзка).

Педагог: возможен другой вариант, когда объект сравнивается с другими предметами и при этом указываются отличия -  Объект. Схожий объект. Отличия.                                   Например, рассматриваем объект – планета Земля.                                                                         На что похож? Чем отличается?

Что такое же?

Какой?

Мяч

Огромный

Воздушный шарик

Прочный

Яблоко

Несъедобный

На что похож? Чем отличается? -  Получилась загадка:  «Как мяч, но огромный; Как воздушный шарик, но прочный; Как яблоко, но несъедобный.»/ планета Земля/ Педагог: Модель работы по прямой аналогии. Объект Описание функции Прямой перенос их на объект. Рассматриваемый объект – Колобок.

Что делает?

 Что такое же?

Катится

Колесо

Скачет  

Заяц

Пахнет

Цветок

Что делает? Что такое же? - Получаем«Катится, но не колесо; Скачет, но не заяц, Пахнет, но не цветок».                                                                                                                              После заполнения таблички педагог предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки "Как" или "Но не".

Практическое задание: Каждая команда, используя таблицу, придумывает загадку и загадывает ее второй. (Самовар. Молоток)

Педагог: Вот сейчас я предлагаю вам подарить нашему городу, краю (республике)  «Букет красивых пожеланий». Какой же букет без цветов? Ставя свой цветок в вазу, вы скажете свое пожелание, например: «Город Благовещенск, я желаю тебе…» (процветания, благоустройства, добрых и заботливых горожан, чистого воздуха, солнечных дней, смеха детей, культурного роста, спортивных достижений и т.п.).

Получился прекрасный букет!

Педагог: много городов у нас красивых,

Их названий и не перечесть.

Только всех милее мне в России

Город Благовещенск — спасибо, что ты есть.

Педагог: Я надеюсь, что предложенные мной приёмы из технологии ТРИЗ  по знакомству детей с родным городом, краем  помогут вам в деле патриотического воспитания, успех которого будет достигнут только тогда, когда сам педагог будет знать и любить историю своей страны, своего города. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. А результатом работы можно считать возросший уровень знаний детей о своем городе, его архитектуре, достопримечательностях, интерес к истории и культуре, чувство сопричастности к жизни своего микрорайона, своей малой Родины.

Спасибо вам за общение!



Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов

«Камешки марблс – разноцветное счастье детей»

Доброе утро, уважаемые коллеги, члены жюри! Сегодня я представляю вам мастер-класс на тему: «Камешки марблс – разноцветное счастье детей». 

Цель:  повышение компетентности педагогов в вопросах практического  применения камешков марблс в работе с детьми  дошкольного возраста. (СЛАЙД)

Задачи:

- Познакомить воспитателей с нетрадиционной технологией использования камешков марблс в обучении детей;

- Мотивировать воспитателей на применение камешков марблс в образовательной  деятельности с детьми;

- Развивать творческий и познавательный интерес к использованию камешек марблс.

Оборудование: презентация; камешки марблс разного цвета, формы, размера, карточки

Ход мероприятия

(СЛАЙД) Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.

Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной,  эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. Это подтолкнуло меня к поиску как традиционных, так и нетрадиционных игровых приемов и средств работы с детьми. Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием  интересных камешков, которые называются марблс. Это особый дидактический материал, который побуждает активность и интерес детей.

(СЛАЙД)

Все дети любят сокровища и создают свои сокровищницы. Основную часть «сокровищ» составляют мелкие предметы: бусины, значки, сломанные брошки, красивые пуговицы, предметы совсем непонятного происхождения и назначения, привлекающие внимание именно своей странностью. Им нравится сама плоть этих вещиц: насыщенные цвета, переливающиеся оттенками, необычная форма, особенно ее изгибы, гладкость, блеск, малый размер, позволяющий полностью спрятать предмет в кулаке. И почти в каждой детской сокровищнице есть кристаллы.

(СЛАЙД) Марблс – далекий потомок глиняных шариков, которые многие тысячи лет назад служили игрушками для древних людей.

(СЛАЙД) Это шарики или сплюснутые камешки-кабошоны. Они могут быть сделаны из глины, дерева, пластика или чаще всего из стекла. Они имеют разнообразные оттенки, цвета, красота которых завораживает настолько, что не только детям, но и взрослым хочется к ним прикоснуться, подержать в руках.

Использование камешков марблс на практике, способствует решению многих задач. Каких именно задач мы с вами выясним в ходе практической работы.

(СЛАЙД) На данный момент имеется   богатый  и разнообразный практический материал – комплексы игр с использованием камешков марблс. И сейчас с некоторыми из них я вас  познакомлю.

Практическая часть

Прежде чем знакомить детей с камешками марблс обязательно нужно познакомить их с правилами безопасности.

Итак, приступим к работе.

Посмотрите на коробочки, стоящие  на столе

- Что в этих коробочках? Как вы полагаете?

- Опустите свои руки в коробочки

Говорим и отдыхаем,

Камешки перебираем,

Разные — разные:

Голубые, красные,

Желтые, зеленые,

Легкие, тяжелые.

- Обратите внимание на форму, цвет, текстуру и расскажите какие они (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т.д)

- Посмотрите на цвет камешков и назовите одним словом, какие они?

(цветные, разноцветные)

- А сейчас попробуем ощутить тактильные прикосновения, они бывают разные:

Кулачковые (как можно больше возьмите в кулачок камешков и, раскрыв кулачки,  определите визуально, не считая в каком кулачке больше (можно и считать)

Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше).

Пинцетный  (взять  камешек большим и указательным пальцем обеих рук).                           А теперь возьмите камешек большим и средним пальцами, большим и мизинцем и т.д.), средними (указательными, мизинцами..) пальцами обеих рук

Можно упражнять все пальчики  в любом порядке.

Вопрос: как вы думаете, что можно развивать во время использования таких упражнений?  (моторику пальцев, сосредоточенность, тактильные ощущения)

- Правильно вот мы с вами и назвали одну из задач, которая решается с помощью камешков марблс – это развитие мелкой моторики пальцев рук и координация движения кистей рук, а также эти упражнения способствуют развитию межполушарных связей  головного мозга. (Т.к. мы работаем одновременно двумя руками)

- А сейчас положите несколько камешков в каждый мешочек, распределяя их на группы по какому либо признаку.

- По какому признаку вы разделили камешки? (По цвету, по форме, по размеру)

- Данная игра направлена на развитие умений различать цвет, форму, размер и группировать предметы по признакам – это еще одна задача, решаемая с помощью камешков марблс.

- А теперь посчитайте камешки в каждом мешочке. В каком мешочке камешков больше?

- Что нужно сделать, чтобы камешков стало поровну? (Правильно, добавить или убрать из одного мешочка).

 - Выполняя такие упражнения, мы закрепляем счет, умение сравнивать количество предметов в группах и устанавливать равенство между ними                                                         - Уберите, пожалуйста, камешки обратно и карточку с мешочками (можно положить ее под другие карточки)

- Перед вами следующая карточка. Как вы думаете, что нужно сделать?

- Верно. Продолжить ряд, соблюдая закономерность.

Вопрос: как вы думаете, что можно развивать во время использования таких упражнений?  Формируем умение путем логического мышления продолжать ряды фигур по образцу, закрепляем знания цветов, развитие зрительного внимания.

- Данная игра может быть разных вариантов (СЛАЙД)

 

- Следующая игра, с которой я хотела бы вас познакомить – это «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ».

- Как мы обычно пишем графический диктант, на листах в клетку. Сегодня мы с вами будем писать графический диктант необычным способом – с помощью камешек марблс. Возьмите листы в клетку и положите перед собой.

Инструкция: Красная шапочка заблудилась. Давайте мы ей поможем, дойди к дому бабушки.

- положите 1 камешек справа от К.Ш.

- 3 камешка вверх

- 3 камешка вправо

- 1 камешек вниз…

- А теперь давайте проверим, правильно ли вы выложили тропинку к дому бабушки.

- В эту игру можно играть и по-другому. Ребенок сам выкладывает дорожку от К.Ш к домику бабушки. А затем рассказывает, как он ее выкладывал.

Можно разделить воспитателей на 2 группы. 1 группа выкладывает дорожку по словесной инструкции, 2 - самостоятельно. Затем кто-нибудь из второй группы  рассказывает, как он строил дорожку.

Вопрос: Какие понятия можно формировать этим упражнением?

(закрепляем понятия слева, справа, вверх, вниз и т.д) (слайд 9, 10, 11)

- Правильно. Вот вы и озвучили следующие задачи: учить ориентироваться на плоскости, профилактика оптико-пространственных нарушений, развитие мелкой моторики.

(СЛАЙД)

Игра «ВЫЛОЖИ УЗОР ПО КОНТУРУ»                                                                                               Материалы: стеклянные камешки, шаблоны с картинками.                                          Инструкция. Разложите  камешки, накладывая их на образец - карточку, на которой нанесен рисунок.                                                                                                              Усложнение:                                                                                                                               1. Выкладывание камешков, ориентируясь на образец на свободном пространстве.                                                                                                                            2. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

Вопрос: что можно развивать, используя данную игру?  

- Верно. Развивать умения различать цвета, называть их. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику рук.

Игры, которые мы с вами рассмотрели, направлены на формирование элементарных математических представлений.

Для решения данных задач можно использовать еще и такие игры (СЛАЙД)

Игра «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК»

Оборудование: мешочек, камешки марблс.

Инструкция: достать из мешочка камешек определенного цвета и назвать предмет такого же цвета. Например, зелёный камешек - зелёный огурец, красный камешек - красное платье и т. д.

Вопрос: какую задачу мы решаем с помощью этой игры?

- Верно. Закрепление названия цветов, упражнение в согласовании прилагательных с существительными, ассоциативное мышление.

В эту игру можно играть и по-другому. Ребёнок достаёт из мешочка камешек (зелёного, синего или красного цвета) и придумывает слово на соответствующий звук (он придумывает сам), который стоит вначале слова (середине, конце) (синий цвет — твёрдый согласный звук, красный-гласный звук, зелёный — мягкий согласный звук).

И здесь уже будет решаться  другая задача: развитие фонематического слуха и восприятия.

Игра «ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ»

Оборудование: камешки марблс, карточки с образцами букв для наложения камешков, звуковая схема слова.

Выкладывать дети могут по образцу, затем самостоятельно, затем составлять слоги, слова.

Следующее задание можно давать детям выкладывать  схему звукового анализа  слова.

- А я вам предлагаю выложить звуковую схему слова. А кого слова вы узнаете, отгадав загадку:

Голова на ножке

В голове горошки.

Солнце жжет его макушку

Хочет сделать погремушку. (Мак)

Вопрос: давайте и здесь мы с вами выделим, какие задачи можем решить с помощью данных игр.

Задачи: Закрепить зрительный образ изучаемой буквы (цифры), развитие мелкой моторики рук; закрепляем умение составлять схему звукового анализа слова.

Для решения данной задачи,  можно использовать и такие игры (СЛАЙД)

Игра «СОЧИНЯЛКИ»

Инструкция:  Выложите камешки  в произвольном порядке и составьте рассказ. Например, камешки лежат так: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый

Например: Светило желтое солнышко. Маша в красном платье пошла в лес. Там она увидела синюю речку. Переплыла она через речку на зеленой лодочке. Вдруг, видит, растет оранжевая морковка. Сорвала она ее, помыла и съела.

- Вот какие замечательные рассказы у вас получились  

Вопрос: сформулируйте цель данный игры.

- Верно. Развитие связной речи, словесно – творческое мышление.

Данная игра подходит для старшего дошкольного возраста.

А в младшей и средней группе можно подбирать предметы по цветам камешков и просто называть слова: желтое - солнышко, красный - шарик, синий флажок, зеленый листик.

Игра по сюжетной картинке  «Дикие животные»

- Пред вами следующая карточка. Сюжетная картина. 

- Посмотрите внимательно на картину и скажите.

- Что изображено на картине? (Лес, звери, птицы…)

- Молодцы. А теперь найдите на картинке всех маленьких птиц и закройте их камешками красного цвета. Посчитайте, сколько маленьких птиц. Хорошо. Теперь найдите больших птиц и закройте их камешками синего цвета. Посчитайте их. Каких птиц больше маленьких или больших?

Также на этой же картине можно отработать классификацию диких  животных. Например, Хищных животных отметить красным камешком, травоядных – зеленым, всеядных – синим. Каких животных вы отметили красным? Почему?...

Можно закрепить такие понятия как вверху, внизу, под, на, предлагая ребенку положить камешек, например, на дерево, под дерево, около медведя…

Т.е. работая с одной картиной, мы можем закрепить знания детей из разных образовательных областей. Это можно сделать и без камешков. Но с ними интереснее и увлекательнее.

Также можно использовать следующие картины (СЛАЙД)

Игра «ВЫКЛАДЫВАНИЕ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК ИЗ КМЕШКОВ». (СЛАЙД) Инструкция: возьмите белые листы. Положите их перед собой. Сейчас я вам предлагаю немного пофантазировать. И выложить из камешков картину на любую тему. («Морское дно» или «Домик в деревне»«Колобок»«Новый год»«Рыбки в аквариуме»). 

Звучит музыка

- Какие замечательные картины у вас получились. Придумайте название вашей картине.

Вопрос: а что же мы развиваем с помощью данной и игры - развитие фантазии, творчества и мелкой моторики рук, развитие речи.

- Хорошо. Уберите все на свои места.

- А сейчас еще раз опустите свои руки в вазочки с камнями и ощутите, какая от них идет положительная энергия.

- А сейчас давайте подведем итог:

- Какие задачи решаются с помощью камешков марблс? (Слайд)

- В каких образовательных областях можно их применить? (Слайд)

- В каких формах работы с детьми можно включать игры и упражнения с камешками марблс? (Слайд) 

Вывод.   И так, какой вывод можно сделать? А вывод такой:

Камешки «Марблс» положительно влияют на тонкую мускулатуру пальцев и кистей рук ребенка. Камешки яркие, разнообразные по форме, цвету, фактуре, они отвечают потребностям детей в эстетическом познании мира, способствуют психоэмоциональному благополучию и развитию познавательных процессов ребёнка. Они вызывают у детей чувства радости, счастья, стремление трогать, щупать, перебирать и играть с ними, самое главное дети проявляют интерес. Камни используются как стимульный материал для свободных ассоциаций ребенка, а для педагога это очень удобный материал, который способствует решению образовательных задач и повышению уровня развития воспитанников.

На этом мой мастер-класс закончен. Всем большое спасибо!

 

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение                                                     детский сад №9 «Петушок» комбинированного вида                                                                                              

Мастер - класс

«Как организовать сельскохозяйственное подворье  на подоконнике в детском саду? Опытно - экспериментальная деятельность на сельскохозяйственном подворье и развитие познавательной активности у дошкольников» - из опыта работы по проекту

                                       

Подготовила и провела:                                                                                                                                             воспитатель Киселева Н.А.

Благовещенск - 2022

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем мира. Мир открывается ему через его личные ощущения, действия, переживания и опыт. Дети склонны наблюдать, экспериментировать, искать новое в окружающем мире и это важнейшая черта их поведения. Постоянное стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы его психическое развитие разворачивалось, как процесс саморазвития. На сегодняшний день слова великого философа Конфуция: «Что я слышу – забываю, что я вижу – я помню, что я делаю – я понимаю» становятся значимыми и востребованными. Если дети слышат, видят и делают что-то сами, своими руками, то знания надолго откладываются в их памяти. Задача педагога помогать развитию познавательно-исследовательской деятельности и активности детей.                                   С утверждением ФГОС ДО к требованиям основной общеобразовательной программы дошкольного образования данная деятельность дошкольников вышла на новый этап развития. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования определено:                                                                                                    - ребенок склонен экспериментировать, наблюдать;                                                              - ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, проявляет любознательность;                       - ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения.                                                                                                                                       Задача развития и воспитания детей заключается в формировании умений действовать самостоятельно, проявлять любознательность, творческую активность и др. Именно в детском возрасте начинают закладываться позитивные чувства к природе и природным явлениям. Открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека.

В нашей группе реализуется проект «Веселая ферма».                                                       

Цели проекта:

- Привить детям экологическую и моральную ответственность перед живыми существами;                                                                                                                

- Систематизировать представления детей о домашних животных, птицах, овощах и фруктах, познакомить с понятием «ферма»;

Задачи проекта:

- Расширить и углубить представления детей младшего возраста о домашних животных птицах, их характерных особенностях, их детёнышах; о фруктах и овощах, о работниках фермы;

- Систематизировать и обобщать представления об условиях среды обитания животных и птиц;

- Учить детей ухаживать за растениями;

- Дать представления о потребности животных, птиц и растений для их роста и развития;

- Воспитывать любознательность, чувство сопереживания ко всему живому;

- Воспитывать трудолюбие и желание помогать взрослым;           

- Формировать умение делать определенные выводы и умозаключения.

Свой проект я условно разделила на 2 части: создание макета «Веселая ферма», «Огород на подоконнике».

Игровой макет «Веселая ферма»

Цель: развивать и обобщать знания о домашних животных, живущих на ферме (внешний вид животного, название животных и их детенышей, среда обитания, их поведение), об овощах и фруктах, растущих на ферме.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей о домашних животных, отличать характерные признаки животных;

Формировать умение различать животных и их детенышей;

Закреплять знания об овощах и фруктах (название, цвет, размер, форма)

Закрепить умение сравнивать, находить сходство и различия;

Закреплять сенсорные представления детей (цвет, размер, форму, количество предметов…)

Развивающие:

- Развивать интерес и побуждение к действиям;

- Развивать умение сравнивать по свойствам и признакам;

- Развивать зрительное, осязательное и тактильное восприятие.

- Развивать память, воображение, мышление, внимание;

- Развивать мелкую моторику рук;

- Развивать интерес и любовь к живой природе.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей доброе отношение к животным, и вызывать желание помогать им;

- Создавать эмоционально положительное настроение.

Макет «Веселая ферма» изготовлен с использованием конструктора Лего «Ферма», игрушек-животных; овощей, слепленных из теста; грядок, сделанных из поролона и фоамирана; фетра, деревянного колодца.

Макет можно использовать для  развития: речи, памяти, мышления, внимания, мелкой моторики рук, то есть все те качества, которые необходимы для ребенка в дальнейшей его жизни. Одним из факторов, влияющих на развитие всех этих качеств, является создание специальной среды, которая наполнена разными необходимыми предметами для изучения. Такими предметами являются в первую очередь игры и игрушки, дающие зрительные и тактильные ощущения. Данный макет - это многофункциональное, легкое в использовании при работе с детьми пособие. Данное пособие я использую, как в организации образовательной деятельности, так и для организации игровой, самостоятельной  деятельности, и для индивидуальной работы. На основе макета можно проводит беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о животных, составление коротких рассказов, отгадывание загадок, дидактические игры: "Чей детёныш?", "Чем питаются?", "Какую пользу приносят?", «Один - много», «Большой - маленький», «Кого не стало» («Чего не стало»), «Собери овощи» («Собери фрукты» по размеру, цвету...) и т.д. Также данный макет можно использовать и в старших группах: составлять задачи, считать, сравнивать количество, составлять рассказы…

Показ презентации

Мини-огород на подоконнике

В нашей группе, как элементу исследовательской деятельности, большое внимание уделяется мини - огороду на окне.                                                                                           

Цель – создать условия для развития у дошкольников познавательных интересов, потребности в опытно – экспериментальной деятельности, через организацию огорода на окне.                                                                                                                    

Задачи:                                                                                                                      

Образовательные:                                                                                                             - Поддерживать интерес к растениям, желание наблюдать, выращивать и ухаживать за ними;                                                                                                                         - Углублять и расширять знания о растениях (название, внешний вид, части растения, условия для их роста);                                                                                                 - Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию;

Развивающие:                                                                                                                                               - Развивать умения обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы, доказательно строить суждения;                                                                                                  - Развивать сенсорные эталоны и мелкую моторику рук детей;                                                           - Формировать навыки безопасного поведения, ценностное отношение к здоровому образу жизни;  

Воспитательные:                                                                                                                            - Воспитывать желание участвовать в труде, проявлять сочувствие ко всему живому.

Мир природы невозможно познать по картинке. Для того чтобы ребенок научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить его в соответствующую атмосферу.                                                                                                                               Мы оформили мини-огород на окне, как на настоящем огороде (домик, забор, колодец, с ведерком для полива, садовый инструмент, грядки). Огород мы оформляли совместно с детьми и родителями.  Родители помогли нам приобрести землю, семена, в изготовлении наглядного и развивающего материала: игры, книжки, альбомы … А дети помогали непосредственно в оформлении мини-огорода: сделали забор, озеро, расставляли таблички… На нашем огороде дети сами посадили и выращивают растения, ухаживают за ними. У детей формируется наблюдательность, понимание причинно - следственных связей, способность самостоятельно мыслить. Они учатся анализировать, сравнивать, обобщать увиденное, понимать простейшие закономерности.

Проводя познавательную и исследовательскую деятельность на мини - огороде на окне я использовали разные формы организации:
1. Беседы:
• «Что такое огород и что на нём растёт»,
• «Что такое «Огород на окне»,
• «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
• «Волшебные семена».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
• «Строение растений»,
• «Рост и развитие растений»,
• «Вода и росток»,
• «Проращивание семян».
                                                                                                                                         3. Практическая деятельность:
• Отбор и посев семян.
• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
4. Экологические занятия по темам:
• «Семена»
• «Первые всходы»
• «Мир овощей».
                                                                                                                          5. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу».
• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи», «Теневое лото», «Кубики»
• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
• Дидактические игры на липучках: «Разложи по цвету», «Собери урожай», «Огород», «Найди половинку» и другие
• Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин», «Фермер»
6. Художественно - творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок.
• Рисование «Лук от всех недуг».
• Аппликация «Помидоры в банке».
• Лепка «Овощи большие и маленькие».
                                                                                           7. Речевое развитие.
• Чтение и инсценировка сказки: «Репка»
• Разучивание с детьми стихов, загадок об овощах.

В ходе наблюдения использовали различные формы восприятия – зрительную, слуховую и обоняние.                                                                                                               В процессе выращивая и ухаживая за растениями, мы наблюдали за тем, какие из них растут быстрее, сравнивали форму, цвет и размер листьев, рассматривали через лупу семена, определяли условия, необходимые для роста и развития, изучали правила ухода и потребности растений. При организации наблюдений за ростом растений, использовали дневник наблюдения (схемы), модели, обозначающие действия, с помочью которых можно правильно осуществлять уход за растениями, фиксировать этапы опытов, собирать информацию о растениях.                                   Данная деятельность способствует бережному и заботливому отношению к природе. Происходящие изменения – быстрые, наглядные, яркие.                                  Показ презентации

Работа с родителями

Родители приняли активное участие в подготовке и реализации нашего проекта: изготовили развивающие книжки, игры, демонстрационный материал, приобрели  землю и семена, наборы «Вырасти меня».                                                                                                   Родителям было предложены консультации, памятки по данной тематике: «Трудовое воспитание. Посильный труд дошкольников в уголке природы, цветнике и на огороде», «Огород на подоконнике. Как его создать» и др.

Практическая деятельность с педагогами «Использование набора                   «Вырасти меня» в работе с детьми дошкольного возраста»

Материалы: набор «Вырасти меня», лопатки, емкости с водой, чайные ложки, мерные стаканчики, контейнеры, полиэтиленовые мешочки, канцелярские резинки, влажные салфетки; листы бумаги, ручки, карандаши.                                                                                              Педагогам предлагается разделиться на 3 группы, посадить растение, используя набор «Врасти меня», определить цели и задачи данного деятельности, сделать схему и рассказать, что у них получилось.