Распространение педагогического опыта

В любой науке, в любом искусстве лучший учитель — опыт. Сервантес

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27 КБ
PDF icon nikonova_lyubov_aleksandrovna_tsifrovoy_urok_2022_1.pdf311.65 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция

«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК АКТУАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ»

2021г.

Никонова Любовь Александровна,

учитель химии, биологии 1КК

МОУ « Останинская СОШ»

ДОКЛАД

ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

НА  ХИМИИ И БИОЛОГИИ

Аннотация к статье: в данной статье  представлен опыт работы по формированию естественно-научной грамотности на уроках химии и биологии  в основной школе.

Ключевые понятия статьи: функциональная грамотность, естественно-научная грамотность,

В настоящее время одним из актуальных направлений модернизации российского образования является развитие особого вида грамотности обучающихся - функциональной. Она характеризуется сформированностью умений самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества.

А. А. Леонтьев дает следующее определение функциональной грамотности: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

А, значит, основной задачей современной школы является создание оптимального комплекса условий, которые будут способствовать формированию и развитию функционально грамотной личности, свободно ориентирующейся в современном мире и действующей в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Одним из видов функциональной грамотности, в рамках внешней оценки учебных достижений учащихся, является естественнонаучная грамотность, под которой понимается способность использовать естественнонаучные знания и доказательства, оценивать их достоверность, выявлять проблемы, прогнозировать возможные изменения и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека.

Понимание естественнонаучных явлений, умение их объяснять, описывать, оценивать, планировать исследовательскую деятельность, научно интерпретировать данные и доказательства являются основными компетентностями естественнонаучной грамотности. Они оценивается в международных исследованиях, в заданиях PISA, TIMSS и т.д.

Выделяют три уровня ЕНГ:

  1. Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенных исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения
  2. Использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельных явлений; выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования
  3. Воспроизведение простых знаний (терминов, фактов, правил), умение приводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основных естественнонаучных понятий.

Для диагностики ЕНГ на уроках могут применяются разработанные тексты-задания, при подборе которых необходимо придерживаться следующих требований:

  1. Объем.
  2. В текстах должны содержаться научные проблемы, противоречия и разногласия, которые надо разрешить. Использовать тексты с описанием жизненных ситуаций.
  3. Текст может состоять из фрагментов из разных источников. В каждом фрагменте должна быть часть информации, необходимая для поиска ответа на поставленные вопросы к тексту, чтобы в конечном итоге получить избыточность информации.
  4. Текст может относиться к разным жанрам. Можно использовать художественные, авторские, публицистические, научно–популярные, энциклопедические и другие тексты.
  5. Текст может быть разных типов: словесный текст, схема, таблица, график, диаграмма, чертеж, карта.
  6. Вопрос к тексту необходимо сформулировать так, чтобы учащийся часть ответа мог найти в материале самого текста, а часть – смоделировать самостоятельно. В вопросе к тексту может быть заключена дополнительная информация.

Задания, формирующие ЕНГ, должны содержать:

  • как текстовую информацию, так и информацию в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем;
  • материал из разных предметных областей;
  • мотивацию обучающихся на определение способа действий, постановки и решения проблемы;
  • требования по привлечению дополнительной информации или наоборот «лишние данные»;
  • должны быть комплексными и структурированными.

Одним из методов формирования естественно-научной грамотности является эксперимент, который позволяет решать исследовательские и коммуникативные задачи, формирует умение анализировать различные ситуации в учебном процессе.

Другой метод – метод проектов. Формирует способности адаптироваться в изменяющихся условиях, ориентироваться в разных ситуациях, работать в различных коллективах.

Использование игровых технологий (ребусы, кроссворды, ролевые игры) – это вид деятельности в различных ситуациях, направленных на создание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Также формированию естественно-научной грамотности способствует проблемное обучение. Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Использование проблемных заданий на уроках, позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура.

На уроках часто провожу работы с текстом. Ученик должен понимать тексты различных видов, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном. На уроках мы работаем с разными текстами, такими как научные статьи, биографии ученых, документы, статьи из газет и журналов, инструкции и т.п. Часто используемый мною прием – это вычерчивание кластера, выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление.

Ниже приведены примеры заданий, которые были разработаны мною для курсов повышения квалификации по данной тематике и использованы на уроках биологии в 8 классе.

ТЕКСТ ДЛЯ РАБОТЫ

Воздух – естественная смесь газов, образующая земную атмосферу. В воздухе содержится 78% азота, 21% кислорода, 0,03% углекислого газа, 0,94% инертных газов. Воздух необходим для существования живых организмов.

Знаете ли вы, что в нашем организме происходит процесс, сходный с процессом горения свечи и крайне необходимый для жизнедеятельности организма? Этот процесс называется дыхание. Выдающийся профессор доктор Ранке в свое время сказал: Воздух есть хлеб для легких, с той лишь разницей, что его вдыхают, а не едят. Никому не придет в голову покушать того, что уже переработал другой организм. Общеизвестно и давно доказано, что лучше всего снимает стресс, возвращает работоспособность человеку плач. А ведь причина кроется не в самом плаче, а в процессе дыхания во время него.

 

 

Задания на проверку конкретной компетенции

научное объяснение заданий

понимание особенностей естественнонаучого исследования

интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Что общего между процессом горения и дыхания?

Какие вещества содержатся в выдыхаемом воздухе. Как экспериментальным путём это можно доказать?

Постройте диаграммы процентного содержания в воздухе газов

 

КУРЕНИЕ ТАБАКА

Табак курят в сигаретах, сигарах и трубках. Исследование показывает, что от заболеваний, связанных с курением, погибает около 13500 людей по всему миру каждый день. Прогнозируют, что к 2020 году заболевания, связанные с курением станут причиной 12% смертей по всему миру. Табачный дым содержит много вредных веществ, самыми вредными из которых являются смола, никотин и угарный газ.

Вопрос1: Табачный дым вдыхается через легкие. Смола от дыма осаждается в легких, что не дает им работать правильным образом. Какая из перечисленных функций является функцией легких?

A. Перекачивать кровь, насыщенную кислородом, во все части тела.

B. Передавать некоторое количество вдыхаемого кислорода в кровь.

C. Очищать кровь путем сокращения содержания углекислого газа до нуля.

D. Осуществлять переход молекул углекислого газа в молекулы кислорода.

ОЦЕНКА ОТВЕТА НА ВОПРОС

  1. B.
  2. Другие ответы.

Вопрос 2: Табачное курение повышает риск рака легких и иных заболеваний. Повышается ли риск приобретения данных заболеваний из-за табачного курения? Обведите «Да» или «Нет» для каждого случая.

Повышается ли риск приобретения данных заболеваний из-за табачного курения?

«Да» или «Нет»

Бронхит

Да / Нет

ВИЧ/СПИД

Да / Нет

Ветряная оспа

Да / Нет

ОЦЕНКА ОТВЕТА НА ВОПРОС

  1. Три правильных ответа в следующем порядке: Да, Нет, Нет.
  2.  Другие ответы.
  3.  Ответ отсутствует

Вопрос 3:  Некоторые люди используют никотиновый пластырь для того, чтобы бросить курить. Пластырь размещается на коже и  выделяет никотин в кровь. Это облегчает тягу к курению и абстинентный синдром, когда люди бросают курить. Для изучения эффективности никотинового пластыря случайным образом отбирается группа из 100 курильщиков, которые хотят бросить курить. За группой будет вестись наблюдение в течение 6 месяцев. Эффективность никотинового пластыря будет измеряться с учетом того, сколько людей прекратили курить к концу исследования. Что из следующего является лучшим планом для эксперимента?

A. Все члены группы носят пластырь.

B. Все носят пластырь, за исключением одного человека, который пытается бросить курить собственными усилиями.

C. Люди сами решают, будут они носить пластырь или нет.

D. Случайным образом отобранная половина использует пластырь, а другая нет.

ОЦЕНКА ОТВЕТА НА ВОПРОС

1: D.

2. Другие ответы.

3. Ответ отсутствует.

Вопрос 4: Существуют различные методы влияния на людей с целью бросить курить. Основаны ли следующие способы взаимодействия с этой проблемой на технологии? Обведите «Да» или «Нет» для каждого случая.

Основан ли данный способ борьбы с курением на технологии

«Да» или «Нет»

Увеличить стоимость сигарет

Да / Нет

Производить никотиновый пластырь, чтобы помочь людям бросить курить.

Да / Нет

Запретить курение в общественных местах.

Да / Нет

ОЦЕНКА ОТВЕТА НА ВОПРОС

1: Три правильных ответа в следующем порядке: Нет, Да, Нет.

2. Другие ответы.

3. Ответ отсутствует.

Вопрос 5:  Насколько вам интересна следующая информация?

Отметьте только один вариант ответа в каждом ряду.

Очень интересно  

Средний интерес  

Почти не интересно  

Неинтересно

А. Понимание того, как смола в табаке ухудшает работу легких

В. Понимание того, почему никотин вызывает зависимость

С. Получение знаний о том, как организм восстанавливается после того, как человек бросил курить

Список использованных источников

  1. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA-2000. М.: Логос, 2004, 296
  2. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.
  3. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся старшей школы по предметам естественно-научного цикла. Методическое пособие. – Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. – 48 с.
  4. Развитие естественнонаучной грамотности учащихся посредством использования методов и приемов активного обучения. URL: https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00843750_0.html#text
  5. Смирнова И. В. Методическая разработка по биологии на тему «Развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии URL: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2015/02/09/razvitie-estestvennonauchnoy-gramotnosti-na-urokakh-biologii


Предварительный просмотр: