Мои выступления

Ермолаева Ольга Николаевна
Данный раздел содержит текст и презентации выступлений на методических семинарах и педагогических чтениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Вепрёвская основная общеобразовательная школа                                                        имени Ф.В. Морина Сонковского района Тверской области»

Наставники                             послевоенного поколения

Ермолаева Ольга Николаевна,

учитель физической культуры

Сонково 2020 год

(Слайд 2)

На территории Вепрёвского сельского совета в военные и послевоенные годы действовали следующие школы:

  • Вепрёвская начальная школа,
  • Вепрёвская школа рабочей молодёжи,
  • Пореченская начальная школа

 Сейчас сложно восстановить составы педагогических коллективов военного времени. (Слайд 3)

В послевоенный период начала свою педагогическую деятельность в Пореченской, а позже в Васьянской начальной школе Гринкевич Евгения Ивановна. (Слайд 4,5,6)

Она является родоначальницей целой династии педагогов, служивших на благо общества на протяжении многих поколений. Её педагогический пример стал образцом поведения и образом жизни для её детей и внуков.

Многие знают семью Гринкевич. Сын Евгении Ивановны Владислав Николаевич и его жена Анна Павловна посвятили свою жизнь обучению и воспитанию подрастающего поколения. В свою очередь их дети Евгения и Светлана пошли по стопам родителей и бабушки.

Во время войны многие учителя ушли на фронт. Не вернулся с поля боя учитель Вепрёвской школы Хазов Александр Васильевич и другие педагоги. 

(Слайд 7)

 Но были и те, кто по возвращении на родную землю после победы продолжили свою педагогическую деятельность. Среди них Каржавин Иван Михайлович, уроженец деревни Добрыни Сонковского района Калининской области. Вот отрывок из воспоминаний Ивана Михайловича, напечатанных в газете «Знамя Ильича» за 1990 г. «Окончив семилетку, я поступил в Бежецкое педучилище. Стипендия в 50 рублей позволяла жить, но только впроголодь. Пришлось потуже затянуть ремень, -  на шею матери садиться было стыдно, ей и так забот хватало. Получив профессию учителя начальных классов, работал до октября 1940 года в Сонковском районе. А потом меня призвали в армию, я стал артиллеристом». 

Иван Михайлович проходил службу на границе с Финляндией. В ночь на 22 июня 1941 года он находился с другом в дозоре. На рассвете солдат внезапно обстрелял чужой самолёт, и они даже не поняли, в чём дело. Подоспевший командир сообщил им страшную весть. (Слайд 8)

Беспрестанные бои и вражеские обстрелы, голод и холод, - всё это пережил Иван Михайлович.  Но свой воинский долг солдат исполнил до конца. Участвовал в обороне Ораниенбаумского плацдарма, защищая подступы к Ленинграду, попавшему в блокаду. Был награждён медалью «За оборону Ленинграда». Вторую медаль «За отвагу» получил, когда остался один на командном пункте и внезапно получил известие о появление врага. Иван Михайлович быстро произвёл необходимые расчёты и приказал открыть огонь. Враг был уничтожен.

Победу весной 1945 года наш земляк встретил в Прибалтике. Вернувшись в родной район, он посвятил себя благородному делу: учил и воспитывал детей. (Слайд 9)

 Из воспоминаний его коллеги Кокотуновой Валентины Николаевны: «Иван Михайлович преподавал в начальных классах, был учителем музыки и труда, а ещё вёл уроки физкультуры. Учителем он был добросовестным, старательным, учил ребят играть на пианино, баяне. В школе был организован оркестр, неоднократно занимавший первые места в Сонкове на смотрах художественной самодеятельности».

Из воспоминаний Валентины Александровны Елагиной, выпускницы Вепрёвской восьмилетней школы 1971 года.

«В Вепрёвской школе я училась с 5 по 8 класс. Иван Михайлович Каржавин вёл у нас физкультуру, пение, рисование, черчение, труд в мастерской. В том, что мы испытывали огромный интерес к этим предметам, была, несомненно, его заслуга. Песни, которые мы разучивали на уроках пения, сохранились в памяти до сих пор. Он играл на всех музыкальных инструментах, что были тогда в школе: на пианино, на баяне, аккордеоне, гитаре, балалайке, мандолине, - и учил нас.

Иван Михайлович был у нас классным руководителем. В школе у него (как, наверно, у всех учителей) было прозвище, которое и прозвищем-то трудно назвать: между собой мы называли его ласково -  Иванушка.

 Как учитель и человек он был замечательный! Ни одна большая перемена в осеннее и весеннее время не проходила без нашего классного руководителя. В классе мы не сидели. Все были на спортивной площадке. Любимая игра - волейбол!!! - не обходилась без его участия. Он учил, подсказывал и не только в том, что касалось спортивных игр. Он учил своих воспитанниц красиво ходить, опрятно одеваться. Ему хотелось, чтобы каждый ученик выглядел достойно».

(Слайд 10)

В послевоенный период вместе с Иваном Михайловичем в нашей школе работали такие замечательные учителя, как:

Дегунова Валентина Ивановна, учитель биологии,

Веселов Александр Мартынович, учитель немецкого языка

Лисина Екатерина Михайловна, учитель русского языка и литературы,

Гринкевич Владислав Николаевич, учитель истории,

Гринкевич Анна Павловна, учитель математики,

Колоколина Нина Александровна, учитель химии, географии,

Кокотунова Валентина Николаевна, учитель начальных классов и другие.

Все выпускники того послевоенного времени говорят слова благодарности в адрес своих наставников. Их многолетний труд, преданность профессии заслуживают восхищения и уважения, а также являются примером для последующих поколений педагогов.



Предварительный просмотр:

МОУ «Вепрёвская основная общеобразовательная школа                                                        имени Ф.В. Морина Сонковского района Тверской области»

«Мечты о дальних странах.

Ф.Ф. Матюшкин»

Ермолаева Ольга Николаевна,

учитель физической культуры

с.Кой 2017 год

Матюшкин Федор Федорович

 (1799 ‒ 1872)http://tsarselo.ru/images/photos/1362c4ac39e202a161d58e2dbd013cfe.jpg

(СЛАЙД 1) Федор Матюшкин - ближайший друг Пушкина как по Лицею, так и после окончания его, единственный из первенцев-лицеистов ставший мореплавателем: его имя вошло в историю отечественного флота.

Мечты о дальних странах

Два романтически настроенных соученика с детства мечтали о дальних странах. Один - поэт - видел их в своем воображении и поэтически описал в своих произведениях; другой - мореплаватель - объехал весь свет.

(СЛАЙД 2) Как благословение прозвучали обращенные к Федору Матюшкину слова Пушкина (стихотворение "19 октября 1825 г."):

Счастливый путь!

С лицейского порога

Ты на корабль перешагнул шутя,

И с той поры в морях твоя дорога,

О, волн и бурь любимое дитя!

Ты сохранил в блуждающей судьбе

Прекрасных лет первоначальны нравы:

Лицейский шум, лицейские забавы

Средь бурных волн мечталися тебе,

Ты простирал из-за моря нам руку,

Ты нас одниХ’ в младой душе носил

И повторял: "На долгую разлуку

Нас тайный рок, быть может, осудил!"

Федор Федорович Матюшкин происходил из старинного русского дворянского рода. Родился он в - один год с А.С. Пушкиным в 1799 г. в Германии, в Штутгарте, где отец его состоял надворным советником при русском посольстве. Сохранились датированные 1799 г. донесения Федора Матюшкина - дипломата о передвижении войск во время итальянского и швейцарского походов русской армии, о взятии Суворовым Чертого моста.

(СЛАЙД 3) Свое первоначальное образование Матюшкин получил в Московском университетском пансионе. После успешно сданного экзамена двенадцатилетний Федор Матюшкин был переведен в новое учебное заведение - Царскосельский лицей.

Добродушный, с мягким характером, но твердой волей, Матюшкин сразу вызвал симпатию и товарищей, и педагогов. Его прекрасные дарования, "пылкое понятие" и живое воображение, любовь к чтению, прилежание отмечали все наставники. Преподаватель российской словесности Николай Федорович Кошанский писал о Матюшкине: "Одарен счастливыми способностями, его старание и прилежание происходят совершенно от чувства собственной пользы".

При всей живости своего характера он оставался скромен в поведении.

С первых же дней все приметили в Матюшкине ничем не объяснимую страстную любовь к морю. По-видимому, в том был повинен и Александр Пушкин, который увлекал Федора Матюшкина своим поэтическим воображением, рисуя невиданные страны. Мечты о романтических морских путешествиях разжигали желание Матюшкина стать мореплавателем. И это решение горячо поддерживалось Пушкиным.

Специально для Матюшкина в Лицее выписывались книги по гео-графии и мореплаванию. В Лицее за любовь к морю получил прозвище "Плыть хочется".

В Царскосельском парке были укромные уголки. На берегу озера стояло красное кирпичное здание Адмиралтейство. Был там каменный сарай. В сарае отдавало пенькой, дегтем, паклей. Модель корабля "Лейпциг" хранилась в шлюпочном сарае рядом с пирогой Тихого океана, турецким каяном, алеутской байдаркой, венецианской гондолой и индейским каноэ.http://tsarselo.ru/images/photos/726f4f621b72d73b832f1f2ef1490ed0.jpg

Старые матросы поминали годы странствий, и Федор их слушал. Невысокий, крепкого сложения, с добрым, открытым лицом, внутренне собранный, с твердым намерением быть только моряком, Ф. Матюшкин особенно полюбился второму директору Лицея - Е.А. Энгельгардту. (СЛАЙД 4)

Чуткий педагог, он понимал, что Матюшкин в Лицее "как сирота": его отец - дипломат - умер рано, а мать, живя в Москве, не имела средств и возможности навещать сына.

Когда к воспитанникам приезжали родители, Энгельгардт уводил Матюшкина к себе. Живой и добрый нрав юноши снискал любовь всех домочадцев директора. Лишенный возможности видеться с родными, Федор, или как ласково прозвали его соученики Федернелька, особенно чувствовал братскую связь с товарищами. Дружба с Вольховским, Пущиным, Кюхельбекером и особенно с Пушкиным приобрела для него большое значение.

В характеристике 1816 г. Е.А. Энгельгардт писал о Матюшкине: "Тихая, добрая душа, которая делает именно то, что должна, дает именно то, что имеет. Товарищи называют его из-за флегмы голландцем: у него есть склонность к морской службе".

Из Лицея Матюшкин был выпущен на гражданскую службу коллежским секретарем. Энгельгардт приложил все усилия, чтобы помочь ему в осуществлении мечты стать мореплавателем. При содействии Министерства народного просвещения Энгельгардт добился определения Матюшкина волонтером на шлюп "Камчатка", которым командовал известный мореплаватель В.М. Головин. "Камчатка" направлялась в кругосветное плавание, а это было тогда редким предприятием.


Кругосветное плавание
(СЛАЙД 5)

Перед отправкой в кругосветное плавание Матюшкин получает отпуск и едет к матери в Москву.

"Я отправился, - пишет Матюшкин, - в дорогу. Прощаясь с местом, где я, может быть, провел счастливейшее время жизни, я не мог удержаться от слез. Хотя я ехал в Москву, хотя я ехал к любимой мною матери, которую не видел шесть добрых лет, но я не радовался: какая-то непонятная грусть тяготила меня; мне казалось, что я оставляю Царское Село против воли, по принуждению. Из Ижоры я спешил как можно скорее, чтобы, признаюсь, мне не возвратиться назад..."

Вильгельм Кюхельбекер, обрадованный за друга, что сбылись его мечты, обратился к нему с посланием в стихах. В журнале "Сын отечества", где стихотворение было опубликовано, оно имело примечание:

"Воспитаннику Императорского Царскосельского Лицея, отправляющемуся ныне в путешествие кругом света с знаменитым мореплавателем нашим Василием Михайловичем Головниным на корабле "Камчатка".

Стихотворение "К Матюшкину" Кюхельбекер считал впоследствии одним из лучших своих юношеских произведений.

Скоро, Матюшкин, с тобой разлучит нас шумное море:

Челн окрыленный помчит счастье твое по волнам!

Но не забудешь друзей! Нашей мольбою храним,

Ты не нарушишь обетов святых о, Матюшкин! В отчизну

Прежнюю к братьям любовь с прежней душой принесешь!

26 июля 1817 г. в своем дневнике Матюшкин записал, что наконец исполнилось его желание, сбылись его мечты, коими его воображение питалось несколько лет. Дневник этот, по словам самого ф. Матюшкина, он " собирался вести по совету и плану Пушкина" и вел во время кругосветного плавания.

С первых дней плавания оказалось, что Матюшкин был подвержен морской болезни, но огромная сила воли помогла ему бороться с болезнью и преодолевать ее. Он остро ощущал незнание морского дела, но упорно учился, выполняя самые трудные задания. Смелость, выносливость и исполнительность Матюшкина снискали ему доверие и симпатию капитана В.М. Головнина. (СЛАЙД 6)

По окончании кругосветного плавания В.М. Головнин представил Матюшкина вместе с другими офицерами к награде. Однако морское ведомство отклонило это представление, ссылаясь на то, что Матюшкин не является морским офицером. Понимая несправедливость отказа морского ведомства, В.М. Головнин вместе с Е. Энгельгардтом добились того, что Федор Федорович вскоре получил орден Св. Анны 3-й степени.

 

"Питомец моря смелый..." (СЛАЙД 7,8,9, 10)

По окончании кругосветного плавания Матюшкин увидел мать, лицейских товарищей, Пушкина. Но радость свидания была непродолжительной.

Весной 1820 г. Матюшкин назначен в экспедицию к берегам Ледовитого океана, отправляющуюся под начальством, лейтенанта барона Ф.П. Врангеля. Вместо корабля их ждали нарты с упряжкой собак, вместо морских просторов - тайга, тундра. В Томске Матюшкин останавливался у своего лицейского товарища А.Д. Илличевского. Это была трудная экспедиция. Несмотря на изнуряющие переходы и тяжелые условия, в которых находился Матюшкин, он писал Энгельгардту о своем путешествии, писал и лицейским товарищам.

В одном из писем Матюшкин описывал полярную пургу, заставшую экспедицию: "Мы лежали молча вокруг потухшего огня - юрта гнулась от сильных порывов ветра и не защищала нас от пронзительного ветра. Наконец, один решился выйти посмотреть собак - проходит час, он не возвращается... ветер скрепчал еще более, но это были последние его порывы... - товарища нашли у самой палатки, он не мог найти юрты... И вьюга не дозволила ему открыть глаза. - Собак и нарты вырыли из-под снега, развели огонь, воспили чаю - и улеглись спать".

В то время, когда Матюшкин находился у берегов Ледовитого океана, Пушкин писал в одном из черновых набросков:

Завидую тебе, питомец моря смелый,
Под сенью парусов и в бурях поседелый!
Спокойной пристани давно ли ты достиг -
Давно ли тишины вкусил отрадный миг -
И вновь тебя зовут заманчивые волны.
Дай руку - в нас сердца единой страстью полны.

Северная экспедиция под командованием Врангеля окончилась в 1824 г. Именем Матюшкина был назван мыс в Северном Ледовитом океане.


Единомышленник декабристов (СЛАЙД 11)

После отпуска Федор Федорович вернулся к месту своей службы в Кронштадт, там он осознал ужасающее положение на русском флоте, рождалась мысль о необходимости кардинальных реформ на флоте. Он встретил своих единомышленников в среде флотских офицеров-декабристов М.К. Кюхельбекера, братьев А.П. и П.П. Беляевых, А.П. Арбузова и др. В марте 1824 г. произошло знакомство Ф. Матюшкина и К.ф. Рылеева.

Принадлежал ли Матюшкин к тайному декабристскому обществу? Ответ на этот вопрос мы найдем, если обратимся к "следственным делам" декабоистов.

В апреле 1826 г., отвечая на вопрос об отношениях Южного общества с Северным, М.П. Бестужев-Рюмин писал: "Рылеев намеревался сформировать Морскую управу и уже начал принимать флотских членов. По имени помню только Матюшкина".

Вероятно, лейтенант Матюшкин должен был быть одним из офицеров на корабле, увозящем императорскую фамилию в изгнание. Но участвовать в этих событиях Матюшкину не пришлось.

25 августа 1825 г. он отправился в кругосветное плавание на шлюпе "Кроткий", опять под начальством Ф.П. Врангеля.

Затем был вахтенным начальником на эскадре адмирала Гейдена во время плавания по Средиземному морю. В декабре 1829 г. назначен командиром брига "Ахиллес". За "неподражаемое мужество и храбрость против мятежников" во время греческого восстания был награжден бантом на орден Св. Владимира 4-й степени и произведен в капитан-лейтенанты.

"Пушкин убит!" (СЛАЙД 12)

Поздней осенью 1836 г. Матюшкин, служивший на Черноморском флоте, приехал в Петербург и в последний раз виделся с поэтом. Весть о его гибели он получил, находясь в Севастополе. В письме Матюшкина к М. Яковлеву слышен крик отчаяния: "Пушкин убит! Яковлев! Как ты это допустил? У какого подлеца поднялась на него рука? Яковлев! Яковлев! Как ты мог это допустить?.." Матюшкин любил Пушкина и как великого поэта, и как друга.

Лицейское братство

Около 15 лет прослужил Матюшкин на Черноморском флоте, а затем был переведен на Балтику. С 1852 г. началась его береговая служба в морском ведомстве.

Во время Крымской войны 1853-1856 гг. основные военные действия развернулись на Черном море, у стен Севастополя. Но английский флот двинулся к балтийским берегам России, к Кронштадту, Петербургу, Свеаборгу. Руководить оборонными работами в Свеаборге стал контр-адмирал и бригадный командир Ф.Ф. Матюшкин.

Энергия, военный талант Матюшкина ярко проявились в организации оборонительных работ. Англичане бомбардировали город и крепость летом 1855 г. в течение 45 часов, но крепость не сдалась. Англичане вынуждены были прекратить военные действия на Балтике.

Друзья Матюшкина Корнилов, Истомин, Нахимов героически погибли, обороняя Севастополь.

Ф. Матюшкин семьи не имел. Его семья - это лицейские товарищи, которых он никогда не оставлял в беде. После смерти князя Д.А. Эристова заботился о семье друга. Был шафером на свадьбе И.И. Пущина и Н.Ф. Фонвизиной. Вместе с Корфом и Яковлевым подарил дочери Пущина фортепьяно.

11 февраля 1853 г. растроганный Пущин писал Матюшкину: "Спасибо вам, от души спасибо!.. Фортепьяно в Сибири будет известно под именем лицейского..." Че¬рез две недели Пущин как бы продолжает письмо: "...Ваше фортепьяно - первое в нашем городке... Одним словом, ура Лицею старого чекана!.. Портрет твой над фортепьяно... Обнимаю тебя, добрый друг, и ты обними за меня всех наших ветеранов..."

В 60-е* годы, живя в Петербурге, Матюшкин часто бывал в доме лицейского товарища М.А. Корфа. По воспоминаниям С.Д. Шереметева, Матюшкин навещал Корфа по понедельникам "Никаких особых приготовлений не делалось, - вспоминает Шереметев, - обязательно ставилась только на стол бутылка Amontissado для Матюшкина... Корф по-товарищески шутил с Матюшкиным, который скорее казался сумрачным и молчаливым..."

С 30 августа 1861 г. Федор Федорович - сенатор. В 1867 г. Ф. Матюшкин был произведен в адмиралы. Мореплаватель, ученый и исследователь, находившийся всю жизнь в морях и странствиях, в походах и сражениях, он, будучи председателем в Морском ученом комитете, плодотворно занимался историографией русского флота.

В конце 1860-х гг., когда был оборудован комитет для создания памятника Пушкину, Матюшкин первым предложил поставить памятник поэту там, где он родился, - в Москве. После смерти М. Яковлева к Матюшкину перешел лицейский архив, который был свято им храним и незадолго до кончины передан академику Я.К. Гроту - лицеисту выпуска 1832 г. (СЛАЙД 13)

Ф.Ф. Матюшкин умер в Петербурге л возрасте 73 лет и похоронен на Смоленском кладбище. В 1950 г. его останки были перенесены в некрополь Александро-Невской лавры.

За все время существования Царскосельского лицея (1811-1843 гг.) из него вышло всего два мореплавателя: Ф.Ф. Матюшкин и А.А. Воронихин, закончивший Лицей в 1823 г. (умер в 1835 г. в чине лейтенанта флота).

Хотя в Лицее и учился сын прославленного адмирала Василия Михайловича Головнина - Александр Васильевич (лицеист 1839 г. выпуска), но он не продолжил дело отца, а стал министром просвещения.

Источники информации:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. https://proza.ru/2015/02/18/1621
  3. https://www.liveinternet.ru/users/5674892/post353131456/
  4. https://w.histrf.ru/articles/article/show/matiushkin_fiodor_fiodorovich
  5. http://hronika.su/matjushkin-licejskij-drug-pushkina/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«О, волн и бурь любимое дитя!» Матюшкин Фёдор Фёдорович (1799 ‒ 1872) "19 октября 1825 г.« А.С. Пушкин

Слайд 2

Счастливый путь! С лицейского порога Ты на корабль перешагнул шутя, И с той поры в морях твоя дорога, О, волн и бурь любимое дитя!

Слайд 3

Царскосельский лицей

Слайд 4

Егор Антонович Энгельгардт Директор Царскосельского лицея

Слайд 5

Плавание В.М. Головнина на военном шлюпе «Камчатка» (1817-1819гг) Матюшкин Ф.Ф. Головин В.М.

Слайд 6

Орден Святой Анны Девиз ордена: «Любящим правду, благочестие и верность»

Слайд 7

Путешествия Ф.П. Врангеля (1820-1824 гг ) Матюшкин Ф.Ф. Врангель Ф.П.

Слайд 8

Последняя страница письма Ф.Ф. Матюшкина к Е.А. Энгельгардту от 3 июня 1820 г Страница из письма с изображением Индигирки от 20 ноября 1820 г

Слайд 9

Страница письма Ф.Ф. Матюшкина от 20 ноября 1820 года со схемой пути от Якутска до Нижне- Колымска Зарисовка Ф.Ф. Матюшкина одеяния чукчей, приложенная к письму из Островного от 24 мая 1822 года

Слайд 10

Мыс Матюшкина в Чаунской губе назван в 1823 году Ф.П.Врангелем Гора Матюшкина на юге острова Врангеля

Слайд 11

Русский мореплаватель, адмирал, друг А.С. Пушкина Матюшкин Фёдор Фёдорович

Слайд 12

Памятник А.С. Пушкину в Москве скульптор А.М. Опекушин



Предварительный просмотр:

МОУ «Вепрёвская основная общеобразовательная школа                                                        имени Ф.В. Морина Сонковского района Тверской области»

 «Гиподинамия и её влияние на организм человека»

Ермолаева Ольга Николаевна,

учитель физической культуры

Сонково 2021 год

(Слайд 2)

«Если вы не можете летать – бегите, если вы не можете бежать – идите, если вы не можете ходить – тогда ползите, но, чтобы вы ни делали, всегда продолжайте двигаться вперёд».

Мартин Лютер Кинг

Движение – естественная потребность организма человека.

Великий русский физиолог И.М. Сеченов считал, что нет ни одной функции организма человека, которая не была бы так или иначе связана с движением. Оно (движение) – основа жизни, его недостаток или отсутствие приводит к увяданию организма.                        

В последние десятилетия в связи с урбанизацией, автоматизацией и механизацией труда, увеличением роли средств коммуникации, с развитием всех благ цивилизации, дети и подростки стали меньше двигаться.

(Слайд 3)

Телефоны, планшеты, ноутбуки и компьютеры... Компьютерные игры, фильмы, мультфильмы... Наверняка можно было бы продолжить, но уже и перечисленного достаточно, чтобы понять, сколь много факторов способно «привязать» человека – почти в буквальном смысле – к одному месту.

Первый отрицательный момент всех гаджетов – они не позволяют ребенку проявлять достаточную физическую активность в течение дня, второе – они блокируют нормальное живое общение.

Малоподвижный образ жизни – бич современного общества. Тем тревожнее его наблюдать, поскольку не обходит эта проблема и наших детей.

Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Последние годы в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме школьника. Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом. Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82-85% дневного времени большинство учащихся находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16-19% времени суток. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%.Что же делать? Как избежать негативного проявления и возникновения гипокинезии и гиподинамии. Данная проблема в настоящее время стала очень актуальна.    

(Слайд 4)

Гипокинезия (греч. hypo — понижение, уменьшение, недостаточность; kinesis — движение) — особое состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности. В ряде случаев это состояние приводит к гиподинамии.

Гиподинамия (греч. hypo — понижение; dynamis — сила) — совокупность отрицательных морфофункциональных изменений в организме вследствие длительной гипокинезии.

(Слайд 5)

Виды гиподинамии и причины её возникновения.

Виды гиподинамии

Классификационный признак — причина и мотивация гиподинамии

Физиологическая

Влияние генетических факторов, наличие моторной «дебильности», аномалии развития

Привычно-бытовая

Привыкание к малоподвижному образу жизни, наличие сниженной двигательной инициативы, бытовой комфорт, пренебрежение физической культурой

Клиническая

Заболевание опорно-двигательного аппарата, болезни и травмы, требующие длительного постельного режима

Школьная

Неправильная организация учебно-воспитательного процесса: перегрузка учебными занятиями, игнорирование физического и трудового воспитания, отсутствие свободного времени.

Климатогеографическая

Неблагоприятные климатические или географические условия, ограничивающие двигательную активность

Экспериментальная

Моделирование сниженной двигательной активности  для проведения медико-биологических исследований

(Слайд 6)

Симптомы гиподинамии

Гиподинамию называют «болезнью цивилизации», так как в последние годы гиподинамии стали подвержены не только взрослые, но и дети, а состояние это приводит к серьезным нарушениям.

Особенно опасна гиподинамия в раннем детском и школьном возрасте. Она резко задерживает формирование организма, отрицательно влияет на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем организма. Также существенно снижается сопротивляемость организма возбудителям инфекционных болезней: дети часто болеют, заболевания могут приобретать хроническое течение. Малая подвижность у детей может приводить к более выраженным нарушениям функций, чем у взрослых. Причём это проявляется, к сожалению, не только в отношении физической, но и умственной работоспособности. Физическая активность детей играет очень важную роль в развитии их двигательных навыков, в формировании нервных связей между опорно-двигательным аппаратом, центральной нервной системой и внутренними органами, в развитии мускулатуры и скелета, в формировании осанки ребенка, в регуляции обменных процессов, кровообращения и дыхания.

(Слайд 7)

Для гиподинамии характерно постепенное развитие, то есть симптомы патологии проявляются у больного не сразу, а поэтапно. Болезнь неподвижного образа жизни начинает проявляться в виде нарастающего чувства апатии, быстрой утомляемости, заметного снижения работоспособности, нарушениях качества сна, появлении нервозности, раздражительности, агрессивности. С развитием заболевания происходит отягощение симптомов – начинаются периодические головные боли, повышается риск переломов, увеличивается вес, наблюдается одышка, а также обостряются боли в спине. По причине недостатка физической активности происходит уменьшение силовых показателей, сокращение массы и объема мышечной ткани, нарушение нервно-рефлекторной функции. Все это приводит к развитию вегетососудистой дистонии, а также к появлению признаков депрессивного состояния.

Гиподинамия отрицательно сказывается на работе органов и систем нашего организма, снижает иммунитет к инфекционным и неинфекционным заболеваниям, снижает устойчивость к стрессам, вызывая следующие симптомы: 

  • Вялость
  • Сонливость
  • Плохое настроение
  • Раздражительность
  • Общее недомогание
  • Усталость
  • Нарушение сна
  • Снижение работоспособности
  • Снижение или повышение аппетита

Последствиями гиподинамии:

 слабеют мышцы сердца;

 ослабляется деятельность сердца, оно детренируется;

 нарушение обмена веществ;

 дистрофия мышечной ткани;

 истончаются кости, а содержащийся в них кальций поступает в кровь, который оседает на стенках сосудов, из-за чего сосуды становятся ломкими, теряют эластичность и легко повреждаются;

 сколиоз;

 избыточная масса тела.

(Слайд 8)

Как же бороться с гиподинамией?

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организма человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

Занятия физическими упражнениями также вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям ими.  

Проблема борьбы с гиподинамией и гипокинезией стала актуальна не только для ученых, врачей и психологов, но и для школьных учителей физической культуры.

Только на уроках физической культуры ученик имеет возможность двигаться во время всего занятия. Поэтому на уроках необходимо применять такие здоровьесберегающие технологии, которые будут направлены на физическое развитие и укрепление здоровья, сформируют не только интерес к занятиям физической культурой и спортом, но и потребность в этих занятиях.

Урок физической культуры должен быть нацелен на решение основной задачи – сформировать культуру физического здоровья, привить интерес к занятиям физической культуры, дать школьникам почувствовать ощущение «телесной радости», мотивировать их заботу о физическом, нравственном и социальном здоровье.

Вот некоторые виды физической культуры и спорта, наиболее полезные для здоровья:

- Быстрая ходьба – один из самых удобных видов физических упражнений. Все, что нам нужно – это удобная обувь и дорожка.

- Бег трусцой. По сути, это просто медленный бег. Считается лучшим средством для укрепления сердечно-сосудистой системы. Необходима соответствующая обувь.

- Езда на велосипеде. Велосипед – прекрасное средство для занятий спортом. При этом сжигается до 700 калорий в час. Единственное условие, предъявляемое к этому виду – это быть внимательным и соблюдать меры предосторожности, чтобы не попасть в ДТП.

- Плавание. При плавании задействуются все основные группы мышц. Оно также помогает сохранить подвижность суставов и не менее полезно для сердечно-сосудистой системы, чем бег трусцой.

- Прыжки на батуте. Для этого упражнения нужен лишь небольшой батут. Любители этого вида спорта говорят, что оно улучшает координацию движений, развивает вестибулярный аппарат, поддерживает мышечный тонус сердца и межрёберных мышц.

- Силовые упражнения и растяжка. Такие упражнения не только укрепляют мышцы, но и повышают плотность кости, а также способствуют сжиганию жира.

В нашей школе на уроках физкультуры и на внеурочной деятельности также осуществляется профилактика гипокинезии и гиподинамии.

(Слайд 9,10)

На уроке физкультуры начиная с вводной и заканчивая заключительной частью, ребята находятся в постоянном движении, делают разминку, выполняют упражнения, разучивают новые техники, играют в подвижные или спортивные игры. Любой раздел программы в каждом классе предусматривает развитие двигательных навыков, физических качеств обучающихся.

Во время внеурочной деятельности проводим спортивные праздники, весёлые старты, школьные соревнования, недели физкультуры, совершаем велопоходы и многие другие мероприятия.

Двери спортзала всегда открыты, и ребята с большим удовольствием приходят в перемены, после уроков, чтобы потренироваться и поиграть.

(Слайд 11)

Обучающиеся нашей школы принимают участие в районных соревнованиях. Часто становятся победителями и призёрами. При этом, завоёвывая победные и призовые места, они повышают свою самооценку, у них растёт желание заниматься не только на уроках физкультуры, но и дополнительно дома, как самостоятельно, так и под моим руководством. А это ещё один плюс в борьбе с малоподвижным образом жизни.

(Слайд 12)

Прогресс дарит человеку множество самых совершенных приспособлений, способных избавить человека от любой физической нагрузки. Но это делает человека слабее. Во всем цивилизованном мире ширится движение за здоровый образ жизни. Все больше людей осознают, что определенная доза физической активности просто необходима для сохранения здоровья. А школьникам – в первую очередь. Со стороны учеников и их родителей это требует не только осознания важности ведения активного образа жизни, но и практической реализации, приложения определенных усилий с целью изменения образа жизни, включения в повседневную деятельность физических упражнений. Ведь «закладка» здоровья происходит в школьном возрасте, и от степени двигательной активности, проявляемой ребёнком, зависит во многом его будущее.

(Слайд 13)

«Если ручка двери часто движется – она не ржавеет. Так и человек, если он много двигается – он не болеет».

Хуа То


Список использованной литературы

1.Сайт http://www.fat-man.ru/gipodinamiya/

2.Сайт http://www.systemdev.ru/articles/zd_articles/hipodinamia.html

3.Сайт http://yalechusama.ru/gipodinamiya-vrag-1.html

4. Сайт http://ffk-sport.ru/gipokineziya-gipodinamiya/

5.Гиподинамия. Борискин Геннадий. Москва, 2007г.

6. К здоровью через движение. Рекомендации. Развивающие игры. Комплексы упражнений. Вера Феоктистова, Любовь Плиева. Издательство: Учитель. 2014 г.