Методические разработки

Лещёва Людмила Викторовна

«Целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей.

«Игра порождает радость, свободу, довольство,

покой в себе и около себя, мир с миром»

Фридрих Фребель

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

Игровая деятельность

    Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. 

   По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Функции игры

  • развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативная: освоение диалектики общения;
  • самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
  • игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  • функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Четыре главные черты присущие игре

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
  •  творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Структура игры как деятельности –

  • Целеполагание,
  • планирование,
  •  реализация цели,
  • анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Структура игры как процесс –

  • роли, взятые на себя играющими;
  • игровые действия как средство реализации этих ролей;
  • игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
  • реальные отношения между играющими;
  • сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игра как метод обучения

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

    Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

    Типология педагогических игр по характеру игровой методике

  • предметные,
  • сюжетные,
  • ролевые,
  • деловые,
  • имитационные
  •  игры-драматизации

    Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Специфика игровой технологии

    Игровая среда:

  •  игры с предметами
  •  без предметов,
  • настольные,
  •  комнатные,
  • уличные,
  •  на местности,
  • компьютерные,
  •  с ТСО,  
  • с различными средствами передвижения.

Игровая технология

    Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  •  группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

    При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

    Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

    Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

Преподавателям важно опираться на роль игры в воспитании. Но им нельзя отождествлять у ребёнка игру только с развлечением. Пусть некоторые игры будут веселым развлечением, а иные любимым занятием в часы досуга. Хорошо, если никто не скучает, все заняты делом, интересной игрой. Но не только это определяет неразрывную связь игры со всем процессом воспитания. Многое зависит от методики и техники их организации, от стиля игры, а главное от ее качества. Только таким образом реализуется роль игры в воспитании.

Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.

Если игры действительно увлекли ребят, то воспитатель имеет в своем распоряжении и необходимые иногда меры наказания, вплоть до исключения детей из игры за нарушение правил, за плохое поведение.

Несмотря на большую роль игры в воспитании ее нельзя обособлять, считать моносредством, рассчитывать путем только одних игр воспитывать детей.

Велика роль игры в воспитании правильного отношения к труду. Очень часто можно так удачно скомпоновать игру с трудовым процессом, что она украсит труд, воспитает постоянную любовь к нему, поможет успешно овладеть мастерством.

Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины.

При планировании работы на учебный год воспитатели ставят перед собой цели и задачи, посредством которых они будут развивать творческие способности учащихся, физические возможности детей, помогать создавать дружный детский коллектив, т.е. максимально использовать роль игры в воспитании. Вот почему игры во всем своем многообразии широко применяются в воспитательной работе с детьми.

          Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

         Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

          Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

 

Вывод

Итак, игра занимает важное место в организации жизни детей. Игры повторяются ежедневно, на «их плечах» в благоприятных условия растет и крепнет детский коллектив, с присущим ему разнообразием интересов, радостью общения, навыками общественной жизни. В играх ясно виден уровень общественного воспитания, моральные качества, навыки поведения в обществе детей, уровень их интересов.

Процесс игры у дошкольников требует включения преподавателя, но с разными целями, на разных уровнях развития отношений между детьми. Когда воспитатель входит в центр детской жизни – в круг отношений, которые складываются между детьми, то ему легко ориентироваться в организации игры. Отсюда следует вывод о необходимости владеть мастерством руководства игрой в такой мере, чтобы быть готовым в любой момент показать детям игру, проиграть ее с ними, оценить их достижения в овладении правилами и еще небольшой, но все же существующей техникой игры. Для ребенка овладение новой игрой означает получение нового опыта. Когда дети овладеют игрой, тогда мы скажем: «Теперь вы уже умеете играть сами». Взрослый в роли ценителя и советчика выступает тем чаще, чем больше у него контакта с детьми. Высказывать оценку следует дружески, избегая тона наставления, приказа.

Мы берем игру как жизнь детей со всеми заключающимися в ней противоречиями, чувствами, переживаниями, поступками, в общем, с проявлениями цельной человеческой личности. Если для ребенка игра есть подлинная жизнь, то организовав эту жизнь хорошо, разумно мы получаем большие возможности в воспитании детей.

 

 

Выступление на МО ДЮЦ преподавателя ДО

Лещёвой Людмилы Викторовны.

Февраль 2021 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_vok.raboty.docx18.8 КБ
Файл igra.docx23.11 КБ
Файл мастер-класс19.84 КБ
Файл мастер-класс22.41 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ВОКАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Голосовые возможности детей.

Голосовые складки каждого ребенка, как и взрослого певца, имеют свои пределы по частоте (нижний и верхний порог) в зависимости от анатомического строения голосового аппарата, эластичности тканей, свойств нервной системы, тренировки в пении и прочее.

Нижний предел голоса можно установить путем исполнения постепенно нисходящего звукоряда. Установление же верхнего зависит от способа измерения звуковысотного диапазона. Поющий ученик исполняет короткую попевку, которая многократно повторяется по полутонам вверх и доводится до верхнего предела голоса. Исполняется беспрерывный восходящий звукоряд на гласный «а», например, по мажорной гамме.

В результате измерения звуковысотного диапазона первым и вторым способами у одного и того же певца может быть установлен разный верхний предел голоса, так как первый способ рассчитан на сглаживание регистров, а второй – на выявление границы натуральных регистров.

Когда ребенок поет поступенный восходящий звукоряд грудным голосом, то где-то при подходе к переходным тонам в звуке появляется напряжение, и необученный певец прекращает петь, так как ему кажется, что дальше он не может. Эту высоту, как правило, в диапазоне до второй октавы – фа второй октавы, и отмечают как верхний предел голоса.

При оценке голосового диапазона необученного певца важно учитывать способ регистрового звучания его голоса.

Если ребенку трудно спеть более высокий звук, значит, он использует динамику, еще не свойственную уровню развития его голоса, и, следовательно, допущена регистровая перегрузка. Основным критерием правильного использования динамики и высоты звука (то есть регистрового режима) является отсутствие вялости или чрезмерного напряжения в голосе ребенка.

Каждый ребенок должен спеть любую знакомую ему песню без музыкального сопровождения в удобной для него тесситуре. Тон не задается.

В процессе прослушивания нужно учитывать два фактора: качество звуковысотной интонации и преимущественное использование голосового регистра.

В отношении качества интонации детей можно разделить на три группы:

1) дети с плохой интонацией, которые совсем неправильно воспроизводят мелодию исполняемой песни («гудошники»);

2) дети со средней по качеству интонацией, которые искажают мелодию лишь частично;

3) учащиеся с хорошей и отличной интонацией, исполняющие мелодию без искажений.

По типу преимущественного использования регистрового звучания голоса выделяются четыре группы:

1) с чисто грудным звучанием;

2) микст, близкий к грудному типу;

3) микст, близкий к фальцетному типу;

4) чистый фальцет.

Следует отметить, что такое разделение на группы по типу регистрового звучания весьма условно, так как нередко ребенок, исполнивший песню, например, микстом, близким к грудному звучанию, по просьбе педагога может повторить эту же песню в более высокой тесситуре, используя при этом другой регистровый режим, ближе к фальцетному типу. Однако рекомендуется судить по первому исполнению, так как регистровый режим при этом был выбран самим поющим.

Певческий голос не обученных пению детей, особенно с плохой интонацией, близок к речевому голосу по тембру и диапазону.

Регистровые возможности голоса младших школьников проявляются далеко не одинаково у всех детей. Это зависит от различных объективных и субъективных причин: врожденных свойств высшей нервной деятельности, возрастных и индивидуальных особенностей анатомии и морфологии голосового аппарата, общего физического развития, функции эндокринной системы, музыкального и вокального опыта при обучении или спонтанном пении.

Певческое положение гортани в процессе пения

Значительное внимание уделяется свободному и низкому положению гортани. Ни в коем случае гортань не должна дергаться, подпрыгивать или «задираться» вверх. При задранной гортани звук получается некрасивый, резкий, напряженный; вдобавок пение на зажатой гортани вызывает ухудшение звука, «задранность» его на верхних нотах, тремоляцию. Кроме того, при «задранной» гортани невозможно добиться красивого звучания крайнего верха (у высоких голосов) или крайнего низа (у низких голосов), а злоупотребление подобным «приемом» может привести к полному исчезновению последних. При правильном вдохе гортань естественно опускается вниз. В таком положении она и должна оставаться на протяжении пения, независимо от громкости и высоты звука. Если гортань «подскочила» вверх или затряслась, значит, на связки легла двойная нагрузка.

Если у ребенка во время пения задралась гортань, то надо напомнить ему о том, чтобы он расслабился и попробовал установить ее (гортань) обратно в певческое положение очень легким зевком, как в момент вдоха. Этого можно также достигнуть чисто механическим путем, просто немного опустить голову.

Перед тем как начать петь, вдохните носом и полуоткрытым ртом, улыбнитесь мягкими глазами. У вас сразу сократятся мышцы лица, и звук будет ярким, близким. Чтобы не прыгала гортань, звук формируйте у корня языка, придерживая его мышцами, которые расположены около ноздрей. Улыбайтесь глазами!

Проверить, правильно ли открыт рот, можно следующим образом: возьмитесь пальцами за лицо на уровне середины уха. При максимальном открытии рта почувствуете пальцами, как сустав открывается и закрывается – значит, рот открыт правильно.

Настройка певческих голосов детей.

При любом регистровом режиме работы гортани следует добиваться правильного звукообразования, то есть пения свободного, но в меру активного, без форсировки и излишнего напряжения, в близкой вокальной позиции, звонкого, слегка округлого.

Настройка голоса на правильное звукообразование в любом регистровом режиме должна непременно идти в такой последовательности: легкое стаккато, переходящее в протяжный звук. При этом действует следующий физиологический механизм. Звуковой импульс стаккато органично приводит в движение на короткий миг вместе с голосовыми связками голосовые мышцы эластичного конуса, а затем наступает расслабление. Когда после толчка атаки звук переходит в кантилену на той же высоте тона, то при этом используется уже полученная форма согласованного движения различных мышечных групп звукообразующего участка гортани. Кроме того, стаккато само по себе активизирует опорно-мышечную дыхательную функцию, что обеспечивает равномерность выдоха воздуха, а также оптимальный уровень силы звука легато.

Если сразу начать с протяжного звука, то при ненастроенном голосовом аппарате у певца голос зазвучит или вяло, или слишком напряженно по привычке от неправильного бытового пения и напряженной речи.

Отрывистое пение не допускает мышечных зажимов и является отправной точкой для правильного звукообразования, как бы его зародышем. Начальный отрывистый звук, переведенный на последующее за ним протяжное звучание, даст положительный результат при формировании необходимых качеств певческого звука и кантилены.

Методы работы над певческим дыханием.

На первом этапе работы одним из методов является использование дыхательных упражнений вне пения.

Дыхательные упражнения без пения необходимы лишь в том случае, когда вводится понятие о правильных дыхательных движениях. С этой целью рекомендуется несколько упражнений в определенной последовательности.

Для формирования более прочного навыка правильных дыхательных движений упражнения следует выполнять регулярно. Этим упражнениям обычно отводится 2–3 минуты. Их можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе репетиции, и особенно рекомендуется применять в работе с ансамблем.

Нередко в практике ансамблевой работы с детьми используется метод произнесения слов песни в ритме мелодии активным шепотом с четкой артикуляцией. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры на дыхании, но и тренирует артикуляционный аппарат.

Певческое дыхание

Основой вокальной техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.

Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается.  сновной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.

Обращающийся должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос, с ощущением легкого полузевка. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.

Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.

Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить.

Дыхание тесно связано с другими элементами вокальной техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием и т. д.

Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с «подъездом» к заданному тону, как правило, снизу. Таким образом, певческое дыхание является основой вокальной техники. Приобретение других вокальных навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания.

Выступление Лещёвой Л.В.

 на МО ДЮЦ октябрь 2019 г.



Предварительный просмотр:

«Целесообразность использования игры как активного метода обучения в системе современного дополнительного образования детей.

«Игра порождает радость, свободу, довольство,

покой в себе и около себя, мир с миром»

Фридрих Фребель

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Игра одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

Игровая деятельность

    Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. 

   По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Функции игры

  • развлекательная (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
  • коммуникативная: освоение диалектики общения;
  • самореализация в игре как полигоне человеческой практики;
  • игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
  • межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
  • функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Четыре главные черты присущие игре

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
  •  творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Структура игры как деятельности –

  • Целеполагание,
  • планирование,
  •  реализация цели,
  • анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Структура игры как процесс –

  • роли, взятые на себя играющими;
  • игровые действия как средство реализации этих ролей;
  • игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
  • реальные отношения между играющими;
  • сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Игра как метод обучения

  • в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  • как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

    Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

    Типология педагогических игр по характеру игровой методике

  • предметные,
  • сюжетные,
  • ролевые,
  • деловые,
  • имитационные
  •  игры-драматизации

    Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Специфика игровой технологии

    Игровая среда:

  •  игры с предметами
  •  без предметов,
  • настольные,
  •  комнатные,
  • уличные,
  •  на местности,
  • компьютерные,
  •  с ТСО,  
  • с различными средствами передвижения.

Игровая технология

    Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

  • игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  •  группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

    При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

    Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.

    Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

Преподавателям важно опираться на роль игры в воспитании. Но им нельзя отождествлять у ребёнка игру только с развлечением. Пусть некоторые игры будут веселым развлечением, а иные любимым занятием в часы досуга. Хорошо, если никто не скучает, все заняты делом, интересной игрой. Но не только это определяет неразрывную связь игры со всем процессом воспитания. Многое зависит от методики и техники их организации, от стиля игры, а главное от ее качества. Только таким образом реализуется роль игры в воспитании.

Роль игры в воспитании состоит в том, что именно в играх дети раскрывают свои положительные и отрицательные качества и воспитатель получает полную возможность влиять должным образом на всех вместе и на каждого в отдельности.

Если игры действительно увлекли ребят, то воспитатель имеет в своем распоряжении и необходимые иногда меры наказания, вплоть до исключения детей из игры за нарушение правил, за плохое поведение.

Несмотря на большую роль игры в воспитании ее нельзя обособлять, считать моносредством, рассчитывать путем только одних игр воспитывать детей.

Велика роль игры в воспитании правильного отношения к труду. Очень часто можно так удачно скомпоновать игру с трудовым процессом, что она украсит труд, воспитает постоянную любовь к нему, поможет успешно овладеть мастерством.

Воспитательная роль игры состоит в том, что игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины.

При планировании работы на учебный год воспитатели ставят перед собой цели и задачи, посредством которых они будут развивать творческие способности учащихся, физические возможности детей, помогать создавать дружный детский коллектив, т.е. максимально использовать роль игры в воспитании. Вот почему игры во всем своем многообразии широко применяются в воспитательной работе с детьми.

          Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

         Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

          Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Вывод

Итак, игра занимает важное место в организации жизни детей. Игры повторяются ежедневно, на «их плечах» в благоприятных условия растет и крепнет детский коллектив, с присущим ему разнообразием интересов, радостью общения, навыками общественной жизни. В играх ясно виден уровень общественного воспитания, моральные качества, навыки поведения в обществе детей, уровень их интересов.

Процесс игры у дошкольников требует включения преподавателя, но с разными целями, на разных уровнях развития отношений между детьми. Когда воспитатель входит в центр детской жизни – в круг отношений, которые складываются между детьми, то ему легко ориентироваться в организации игры. Отсюда следует вывод о необходимости владеть мастерством руководства игрой в такой мере, чтобы быть готовым в любой момент показать детям игру, проиграть ее с ними, оценить их достижения в овладении правилами и еще небольшой, но все же существующей техникой игры. Для ребенка овладение новой игрой означает получение нового опыта. Когда дети овладеют игрой, тогда мы скажем: «Теперь вы уже умеете играть сами». Взрослый в роли ценителя и советчика выступает тем чаще, чем больше у него контакта с детьми. Высказывать оценку следует дружески, избегая тона наставления, приказа.

Мы берем игру как жизнь детей со всеми заключающимися в ней противоречиями, чувствами, переживаниями, поступками, в общем, с проявлениями цельной человеческой личности. Если для ребенка игра есть подлинная жизнь, то организовав эту жизнь хорошо, разумно мы получаем большие возможности в воспитании детей.

Выступление на МО ДЮЦ преподавателя ДО

Лещёвой Людмилы Викторовны.

Февраль 2020 г.



Предварительный просмотр:

Мастер- класс «Пение это великий дар»

Для музыкальных руководителей, учителей музыки и педагогов дополнительного образования, работающих в области музыки.

Дата проведения: 22 марта 2021 г.

Автор: педагог 1 квалификационной категории Лещёва Людмила Викторовна (МАУ ДО «ДЮЦ гор. Гвардейска»)

Цель: познакомить с азами народной (фольклорной) вокальной техники.

Задачи:- создать условия для профессионального общения;

- дать понятие: народная (фольклорная) вокальная техника;

- распеться, сделать упражнения на дыхание;

- познакомить с закличками, пропеть их в народной (фольклорной) манере;

- повысить профессиональное мастерство коллег;

- распространить педагогический опыт.

Оснащение (ноутбук, экран, проектор, эл. пианино, стулья, инструмент шумового оркестра: свистулька)

План:

Настроить коллег на работу.

Разновидности вокального искусства.

Определение народного (фольклорного) пения.

Правильная постановка корпуса (упражнения).

Дыхательные упражнения. Упражнения с голосом.

Скороговорки. Распевки.

Весенние заклички. Разучивание.

Время занятия 45 минут.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Введение:

актуальность опыта заключается в том, чтобы коллеги научились определять народную (фольклорную) манеру исполнения в вокальном искусстве и использовали в своей работе.

Предмет материала – народное (фольклорное) пение.

Объект, предмет исследования - человеческий голос, весенние заклички.

Научно-практическая значимость – использование данного материала в работе с обучающимися к календарным народным праздникам.

Проблематичность рассматриваемого опыта – нежелание участвовать в работе мастер-класса.

На занятиях музыки встречаются темы «Музыка моего народа», где я, как педагог ДО, стараюсь использовать календарный фольклор. Для исполнения данного жанра необходима народная (фольклорная) манера исполнения произведений. При разучивании этих произведений с детьми наибольшие усилия я направляю на развитие вокально-певческих навыков. Для этого мы используем комплекс вокально-певческих упражнений, которые в свою очередь помогают нам при овладении народной (фольклорной) манерой пения.
 

Основная часть.

(ход мастер-класса)

- Друзья, я приглашаю Вас

На свой вокальный мастер – класс!

1. (2 минуты) Свой мастер - класс, я хочу начать словами М. Горького, закройте глаза, почувствуйте красоту этих слов: «Когда я слушаю музыку, то забываю день на земле или ночь. Мальчишка я или старик, забываю все».

Пение – это великий дар, который каждый из нас получает при рождении. Как говорил Георгий Александрович Струве (выдающийся педагог, хормейстер, композитор, создатель хоровой школы «Пионерия») «Среди людей нет неталантливых. Все люди могут, и должны, научится петь».

А вы любите петь?

2. (1 минута) Пение бывает: народное (фольклорное, аутентическое), академическое, эстрадно - джазовое, рок-пение и т.д. Мы же с Вами сегодня познакомимся с народным (фольклорным), т.к. тема моего занятия у детей будет «Музыка моего народа. Заклички», а заклички исполняются в народной (фольклорной) манере.

3. (2 минуты) Итак, народное (фольклорное) пение – самый древний, естественным образом развивавшийся вид пения. Как правило, народное пение близко к естественной речевой манере человека, имеет грудное звучание и произношение звуков в народном пении «открытое» (то есть звук идет наружу, а не «в голову»).

- А сейчас, уважаемые коллеги, прошу вашего дружеского участия и внимания.

Я мастер – класс сегодня покажу

Много интересного поверьте, расскажу.

Дети любят эти упражнения

Увлекут они и вас, вне всякого сомнения!

-Первое, с чего нужно начать, это настроить правильное дыхание, а

4. (5 минут) певческое дыхание начинается с правильной постановки корпуса.

Если хочешь стоя петь,

Головою не вертеть.

Встань спокойно, подтянись,

И спокойно улыбнись.

Выполним с вами двигательные упражнения.

Исходное положение (стоя прямо, ноги на ширине плеч)

1 упражнение «Пружинки». «Вверх» подняться на носочки, «вниз» - опуститься.

2 упражнение «Пиджачок» описываем полукруговые движения плечами назад, как будто снимаем пиджак, накинутый на плечи, а затем вперёд, как будто надеваем.

Таким образом, отрабатывается певческая постановка корпуса при пении с опорой на ноги.

Молодцы!

5. (7 минут). А теперь перейдём к дыхательным упражнениям, которые способствуют не только развитию голоса, но и служат охране голоса от различных заболеваний.

Проведём с вами лечебную гимнастику:

1.«Выдох 3 раза» (Берём активный вдох по руке дирижёра и выдыхаем коротко 3 раза с силой);

«Длинный выдох» (Берём активный вдох по руке дирижёра и выдыхаем длинно 1 раз с силой пока не закончится вдох);

упражнение «Ветер» уже к дыханию подключаем голос – на звук «у» на выдохе, поём на единой высоте, т.е. строим унисон. В любом коллективе, чистый унисон – это главное профессиональное искусство.

упражнение «Переменный ветер» со звуком «у» высота звука меняется по руке дирижёра.

упражнение «Голос проснись!» - наклоняемся, берём вдох, медленно поднимаем корпус на звук «о» и слушаем долго друг друга.

Хорошо! С дыхательными и вокальными упражнениями справились, теперь переходим к артикуляционной гимнастике.

6. (7 минут) Проговорим с Вами скороговорку, четко произнося каждое слово.

Сначала проговорим в медленном темпе, затем в умеренном, затем в быстром темпе.

скороговорка «У Вари на бульваре варежку порвали»

А теперь распоёмся, в процессе распевания я попрошу вас следить за своим певческим дыханием, певческой постановкой корпуса.

Сначала фразу пропою я «У кота воркота колыбелька хороша».

Мелодия распевки плавная, протяжная. И мы должны спеть её с вами легко, полетным красивым голосом.

Теперь вы попробуйте спеть, обратите внимание на мою руку, я буду показывать движение мелодии. Мышцы лица не напряжены. По моей руке начинаем петь.

Хорошо!

Молодцы!

7. (20 минут) Мы с Вами познакомились с народной (фольклорной) манерой пения, теперь давайте её применим, переходим с вами к пению весенних закличек.

По русскому обычаю весну встречают трижды. Первый раз – в день Сретения. Второй раз – на Сороки 22 марта в день весеннего равноденствия. И третий раз – 7 апреля на Благовещение.

У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик. Желая поторопить птиц, хозяйки пекли из теста фигурки птичек с крылышками, глазками. По давней традиции в домашнем приготовлении жаворонков принимают участие дети. Их раздавали всем членам семьи. Нужно было выйти на улицу и, подбрасывая вверх птичку из теста приговаривать заклички:

Я сейчас продемонстрирую, а затем споём вместе.

1. Чувиль-виль-виль,

Жаворонушки

Прилятите к нам, принясите нам.

Лето тёплое, весну красную.

Нам зима надоела.

Весь хлеб переела.

Весна - красна.

На чём пришла.

На прутике.

На хомутике.

Чувиль-виль-виль.

Жаворонушки.

2. Жаворонушки, уж вы матушки.

Прилятите к нам, принясите нам.

Весну-красну.

На сохе, на бороне,

На ржаным калаче… У….

Молодцы!

8. (1 минута) Заключение занятия. Вот и мы все вместе, дружным коллективом, вспомнили и закрепили творческие навыки в народной манере исполнения песен, закличек весны.

Пойте чаще, пойте вашим друзьям, пойте с любимыми исполнителями.

Спасибо всем за участие, до новых встреч!

22 марта 2021 г.

Педагог ДО Лещёва Л.В.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Особенности   вокальной   работы   в   объединениях   народного   и   эстрадного пения».

Для музыкальных руководителей, учителей музыки и педагогов дополнительного образования, работающих в области музыки.

Дата проведения: 25 ноября 2020 г.

Автор: педагог ДО Лещёва Людмила Викторовна (МАУ ДО «ДЮЦ гор. Гвардейска»)

Цель: познакомить с азами народной (фольклорной) и эстрадной  вокальной техники.

Задачи:- создать условия для профессионального общения;

- дать понятие: народная (фольклорная) и эстрадная вокальная техника;

- распеться, сделать упражнения на дыхание;

- познакомить с песней, пропеть её в народной (фольклорной) и эстрадной манере;

- повысить профессиональное мастерство коллег;

- распространить педагогический опыт.

Оснащение (ноутбук, экран, проектор, эл. пианино, стулья)

План:

Настроить коллег на работу.

Разновидности вокального искусства.

Определение народной и эстрадной манеры пения.

Правильная постановка корпуса (упражнения).

Дыхательные упражнения. Упражнения с голосом.

Песня «Порушка-Параня». Разучивание. Исполнение в народной и эстрадной манере пения.

Время занятия 45 минут.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1 Введение: 10-12 минут

 Добрый   день,   уважаемые   коллеги.   Тема   нашего   мастер – класса «Особенности   вокальной   работы   в   объединениях   народного   и   эстрадного пения». Народный вокал.   В   основе   народного   пения   лежат   вокальные   традиции   конкретного народа. Зачастую народные исполнители демонстрируют слушателю особую "разговорную"   манеру   пения   и   горловой,   "плоский"   звук.   Отголоски народного пения можно услышать в любой музыке, начиная от классической и заканчивая эстрадной.  Каждого человека, обладающего достаточно хорошим слухом и 

развитой музыкальностью, можно научить петь. Другое дело, что такой ученик может не стать профессионалом, пригодным для сцены, но он будет петь во всех смыслах   грамотно      и   в   отношении   техники,   и   в   исполнительском   плане. Разговорной манерой пения пользуются все. Народную манеру пения обычно называют "белым звуком", "открытым пением", в противовес округленному прикрытому звучанию голоса в академической манере. Прикрывание звука, которым   человек   обычно   от   природы   не   владеет,  дает   возможность   певцу получить выровненный (по тембру и силе звучания) двухоктавный (и более) диапазон   смешанного   звучания   с   плавным   переходом   от   грудной   части диапазона к головной. Кто умеет прикрывать, тот сумеет и открыть. Но тот, кто поет только открытым звуком, никогда прикрыть не сможет. Слово вокал происходит от итальянского "воче"  голос. Но голос служит только   инструментом,   само   же   искусство   пения   гораздо   сложнее   одного звуковедения. Оно рисует нам образы, отражает эмоциональные состояния. В пении участвует не только звук, но и осмысленное слово. Народная   манера   пения   придерживается   тех   же   принципов, что   и   эстрадная,   но   с   рядом   отличительных   особенностей,   как в   звукообразовании   так   и   в   расположении   акртикуляционных форм.   Если  академическая  манера   приобретает   легкий   зевок,   куполообразную форму рта, приподнятое, легкое небо, то народная приобретает форму, отвечающую форме активных частей артикуляционного аппарата: губ и   языка.   А   отсюда   появляется   своеобразное   овальное   звукообразование, своеобразный тембр и сила. Звук направляется и усиливается в области «маски», появляется дикция близкая к разговорной речи, звук более естественный и «близкий», грудное резонирование более плотное и массивное. Певческий голос имеет три кита: (1) звук, (2) дыхание, (3) объем. На этой тройке и строится всё. Отличия между двумя видами вокала именно в этих составляющих. А основное отличие в  объёме. В академическом вокале он максимальный. Объём  формируется   в   ротоглотке   (опускание   гортани),   в   лёгких (расширение   рёбер,   взятие   в   спину)   и   в   брюшной   полости   (брюшная   и "тазовая" диафрагмы).  Звук.   Эстрадный   звук   тембрально   более   резкий,  четкий   и   плоский  (в народном  максимально плоский). Минимум обертонов (объёмные призвуки, дающие   богатство   тембра).   Обертонам   неоткуда   взяться   и   раскатиться, поскольку   звук   формируется   преимущественно   в   ротоглотке.   Трахея   и бронхи практически выключены. Народные   певцы,   попсовики   и   джазисты   в   большинстве   своем   по сравнению с академическими и рок певцами не поют, а попевают или слегка напевают   с  умеренной   силой,  в  ограниченном   диапазоне   высот   и   тембров, близких разговорной речи и, почти всегда, в микрофон. А то, их не будет слышно. Все   те   певцы,   которые   в   большей   или   меньшей   степени   используют народную   манеру   пения,   т.е.   белоплоский   звук   –   это   народники, фольклорники,   кантри,   джазисты,   попсовики   и   некоторые   рок   певцы   –   в подавляющем   большинстве   случаев   поют   по   высоте   ниже,   чем   поют академические певцы. И вообще мало используют технически сложных видов вокальной техники, мелизмы, вибрато. Высокие ноты и трудное они своими относительно   белыми   голосами   петь   не   могут,   потому   что   наша   природа постаралась так, что ввела физиологический предел пению белым плоским (т.е. как бы разговорным) голосом в очень ограниченном диапазоне. И чем белее манера пения певца, тем труднее ему лезть наверх. Зря что ли певцы академическую манеру изобретали?  Конечно,   бывает,   что   певцы   (условно   говоря)   вокальнолегких   в вокально-техническом   смысле   жанров   тоже   иногда   залетают   повыше   и погромче, но тогда они вынужденно используют те виды вокальной техники, которые присущи академическим и рок певцам. Вокальное воспитание приводит к активному развитию и музыкального слуха. Вокал рассматривается как технологический процесс художественного пения.   Как   всякий   специалист   вооружен   знаниями   и   определенными приемами, так и певец должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом. Певческий   аппарат   человека   чрезвычайно   сложен   по   своему устройству.   Хотя   мы   различаем   отдельные   звенья   (систему   дыхания, звукообразования,   резонаторы,   артикуляционный   аппарат),   действие   их   в певческом акте целостно. 

Дети   развиваются   по-разному,   и   если   одному   ребёнку   достаточно нескольких занятий, чтобы научиться управлять голосом, то у других этот процесс может занимать несколько месяцев, а иногда и года. Главное, чтобы работа   велась   последовательно   и   комплексно.   Систематическое   обучение заключается   в   регулярных   занятиях   и   тренировках   голосового   аппарата, которые только и могут привести к полноценному развитию голоса, позволить окрепнуть сформироваться соответствующим мышцам. Структура занятий не всегда   одинакова,   она   меняется   в   зависимости   от   настроения,   усталости детей, иногда даже от погодных условий в день занятий. В работе с младшими детьми   часто   для   смены   деятельности   полезно   использовать   игровые моменты, но они тоже могут включать задания, направленные на продолжение вокальнохоровой работы.  Первый  этап работы  особенно  трудный  и  ответственный.  По сути, создаётся   исполнительский   коллектив   из детей,   не   владеющих   своим инструментом – певческим голосом.

2. Работа над дыханием. 15 минут.

Сначала мы учимся  дышать. Поэтому основное внимание я уделяю певческому  дыханию. На  первом этапе  обучения  вполне  достаточно  объяснить детям  три общих правила, касающихся певческого дыхания: 1)  вдох надо делать быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч); 2)     после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание; 3)     выдох производить ровно и постепенно (как будто ты дуешь на зажженную свечу). Сначала нередко   выполняются   дыхательные   упражнения   вне   пения. Существуют различные точки зрения на целесообразность использования этих упражнений.  Большинство   педагогов   всё   же   считают   их   необходимыми.   С этой целью используются различные комплексы дыхательной гимнастики. В работе я применяю систему Стрельниковой, а так же упражнения на дыхание.

 Упражнение первое.

Короткий вдох через нос и длинный замедленный выдох со счётом. 

Упражнение второе. Короткий вдох через нос при выдвижении стенки живота вперёд (как будто   надуваешь   шарик), активизации   мышц   спины   в   районе   пояса   и небольшом   раздвижении   нижних   рёбер   с   фиксацией   на   этом   внимания хористов. Каждый ученик контролирует свои движения, положив ладони рук на косые мышцы живота. Выдох по возможности длинный и равномерный на звук «С». При повторении упражнения выдох удлиняется.

Упражнение третье.

Короткий и глубокий вдох через нос при выдвижении вперёд стенки живота, задержка дыхания, по руке дирижёра мягко воспроизвести закрытым ртом   звук   заданной   высоты   в   середине   диапазона   и   тянуть   его   ровным   и умеренным   по   силе   голосом.   Время   звучания   потом   постепенно увеличивается. При этом необходим постоянный самоконтроль учеников за сохранением положения вдоха во время пения. Особое внимание нужно уделить правильному вдоху. Во время вдоха нельзя   втягивать   в   себя   воздух   специально.   Начинать   следует   с   полного выдоха.  Затем,  выдержав   паузу,  надо   дождаться   момента,  когда   захочется вдохнуть.   Только   в   этом   случае   вдох   будет   ограниченным:   достаточно глубоким и оптимальным по объёму.

Для   скорейшего   формирования   прочного   навыка   правильных дыхательных   движений   упражнения   следует   выполнять   регулярно. Правильные   навыки   певческого   дыхания   закрепляются   в   процессе   самого пения и проверяются по характеру звука. Тип дыхания влияет на качество звука, а звук, в свою очередь,  на качество певческого дыхания. В этой цепи действует принцип обратной связи. И действительно, если певец будет петь тихим или громким голосом, спокойно, мягко или взволновано, твёрдо, долго тянуть или петь отрывисто, то характер вдоха и фонационного выдоха будет соответственно   меняться.   Выполнение   упражнения, построенного   на нисходящем гаммообразном звукоряде, ровным по силе голосом, тренирует плавность и постепенность выдоха, а это непременное условие формирования навыка хорошего певческого дыхания. Условием для выработки правильных дыхательных движений следует считать соблюдение певческой установки. На репетициях дети часто не могут долго  сохранять необходимую  подтянутость. В этом случае целесообразно сделать глубокий вдох, поднимая руки вверх. Затем, после задержки дыхания на несколько секунд, медленный выдох, опуская руки. Во время занятий с детьми необходимо чередовать пение сидя и стоя. Весёлая шутка, похвала также   снимают   усталость,   поднимают   настроение   детей,   повышают   их работоспособность. Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию и развитию певческих навыков. На распевание нельзя смотреть лишь как на разминку голосовых связок перед исполнением репертуара: это путь к овладению техническими основами вокального искусства. Распевание  одинаково  необходимо  как  при обучении певца-солиста, так и хорового коллектива. Необходимо оно и на уроках музыки, особенно в младших   классах,   где   закладывается   фундамент   массового   музыкального певческого   образования.   Общеизвестен   факт,   что   при   поступлении   в общеобразовательную школу процент поющих детей часто бывает невелик. Но при   наличии   опытного   преподавателя   музыки   и   умелой   вокально-хоровой работе к концу первого года обучения у большинства детей уже появляются элементарные певческие навыки. По программе распевание занимает на занятиях музыки минимальное время, от пяти до восьми минут.

3. Работа над песней «Порушка-Параня» в разных манерах исполнения. 15 минут.

А сейчас давайте попробуем исполнить песню «Порушка-Параня» в народной и эстрадной манере исполнения.

 (Раздаю текст песни. Слушаем фонограмму, работаем над мелодикой. Включаем в работу полученные умения для исполнения в разных манерах).

4. Вывод. Завершение работы.

Вот  мы все вместе, дружным коллективом, вспомнили и закрепили творческие навыки в народной и эстрадной манере исполнения песен.

Пойте чаще, пойте вашим друзьям, пойте с любимыми исполнителями.

Спасибо всем за участие, до новых встреч!

25 ноября 2020 г.

Педагог ДО Лещёва Л.В.