Рекомендации для родителей

Смирнова Елена Владимировна

На данной странице размещены рекомендации и советы для родителей, которые подскажут им как правильно помочь ребенку в освоении сложной темы и понять математику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как научить ребенка решать задачи: рекомендации родителям

   Вопрос «Как научить ребенка решать задачи по математике» преследует некоторых родителей даже во сне. Как? Как сделать так, чтобы он наконец понял?

   Решать задачи ребенку придется часто: и по математике, и по алгебре, и по геометрии, и по физике, и по химии. Поэтому стоит раз и навсегда понять, как это делать, ведь есть общие закономерности, которые применимы к любому предмету. Мама не может (и не должна!) учиться в школе ВМЕСТО сына или дочки, и уж тем более не должна делать «домашку» вместо них. Вместе — да, но не ВМЕСТО!

   «Решение задач — это практическое искусство, подобно плаванию, или катанию на лыжах, или игре на пианино: вы можете научиться этому, только практикуясь … если вы захотите научиться плавать, то вынуждены будете зайти в воду, а если вы захотите стать человеком, хорошо решающим задачи, вы вынуждены их решать». (Математик и педагог Д. Пойа).

Любая задача состоит из 4 составляющих:

1. Условие
2. Вопрос
3. Решение
4. Ответ

Самое главное, чему нужно научить ребенка:

  • Ответ задачи скрыт в ее условии. 
  • Ответ нужно списывать с вопроса.
  • Ответ всегда начинается с числа.
  • Ребенок должен четко знать значение «математических фраз»: «больше/меньше в… раз», «больше/меньше на…» и др.
  • Ребенок должен знать понятия «слагаемое», «уменьшаемое», «вычитаемое» и т.д.

Только после этого условия задач не будут казаться такими запутанными и сложными, а решение станет простым и очевидным.  

Что нужно сделать, чтобы решить задачу по математике?

  • Нужно внимательно прочитать задачу и выделить эти 4 части.

Решение любой задачи сводится к одному: по двум данным найти третье (неизвестное). Итак, что нам известно? Что мы должны найти?

  • Составить краткую запись, сделать схематический рисунок или любым другим способом превратить задачу в «живую» наглядность.

Это поможет ребенку понять, что происходит в тот момент, который описан в условии задачи. Иногда можно продемонстрировать, как «Коля раскладывал тетрадки на 3 стопки…» или как «Миша разрезал яблоко на 4 части…» Разыграйте сценку, чтобы ребенок оказался сам «внутри задачи». 

  • Проверьте правильность решения обратной задачей.

Не торопитесь сообщать, что «ты решил верно» или «ответ не верный». Подставьте получившиеся значения и проверьте. Возможно, не так все просто, в задаче не одно, в два или даже три действия. Пусть ребенок порассуждает сам, вы лишь направляйте.

Чтобы научить ребенка решать задачи, нужно сформировать привычку это делать, и делать это с удовольствием. А этому можно научить!

К решению любой задачи нужно подходить творчески. Не получается так — попробуйте иначе. 

  • Попробуйте дать задачу, которая содержит лишние сведения. Ребенок сам почувствует, что важно, а что можно смело «опустить».
  • Попробуйте нестандартные ситуации. Пусть в вашей задаче будет два или даже три варианта решения.

И самое главное! Не ждите, что вы научите ребенка решать задачи, выполнив с ним одну-две похожих. Навык нужно довести до автоматизма, задачи нужно научиться «чувствовать».

http://rastishka.by/wp-content/uploads/2018/04/matematika-3.jpg



Предварительный просмотр:

Как заинтересовать ребёнка задачами и примерами

Публикуем 7 полезных советов, которые помогут ребёнку сдать экзамен, не возненавидев предмет.

Совет первый: покажите ребёнку на бытовых примерах, что математика – это интересно

– Выпускники 11-х классов часто не справляются с решением задачи "про счётчики воды и электроэнергии". И это не потому, что они не умеют умножать или делить, а потому что в сознании некоторых выпускников счётчик каждый месяц обнуляет свои показатели автоматически. Познакомьте детей с квитанцией ЖКХ, попросите их проверить правильность начисления – просто попросите у них помощи, и, уверяю, дети, проявят интерес и с удовольствием помогут в решении поставленной задачи. Вообще, примеров "математики в быту" множество: во время приготовления еды можно вместе считать, в каких пропорциях нужны ингредиенты для каши, плова, во время ремонта можно вместе рассчитывать, сколько потребуется обоев, линолеума, ламината, краски. Привлекайте детей к совместному решению текущих проблем – это будет им на пользу не только при изучении математики, но и в воспитательном процессе.

Совет второй: заставляйте детей решать однотипные примеры, но не делайте из этого наказание

– Сложение, вычитание, умножение, деление – это алгоритм, автоматизированный навык, ребёнок должен делать это, не задумываясь. Решать много одинаковых примеров нужно для того, чтобы довести умение до автоматизма. Делать дома это надо потому, что на уроках сделать это не всегда возможно, просто не позволяет время. Конечно, ребёнок будет воспринимать это, как некоторое наказание, на этапе начальной школы он не понимает, для чего его заставляют это делать. Школьнику надо объяснить, что раз он не может решить – значит, на данном этапе у него трудности, и их надо преодолеть. Родители могут поговорить с ребёнком и объяснить ему, для чего надо научиться решать эти примеры. Наказывать ребёнка излишними заданиями абсолютно бесполезно, можно только убеждать и объяснять с маленького возраста.

Совет третий: контролируйте выполнение домашнего задания

– Родитель не должен делать с ребёнком уроки, он должен контролировать выполнение домашнего задания. У большинства детей возникают трудности с учёбой в 7 классе, когда "Математика" заменяется предметами "Алгебра" и "Геометрия". И если с предметом "Алгебра" ещё можно разобраться и справиться, заучив формулы и научиться выполнять действия по алгоритмам, то "Геометрия" вызывает у некоторых ребят панический страх… При изучении геометрии формируется понятийное мышление, от учащихся требуется умение рассуждать, анализировать и самое трудное – высказывать свои мысли языком математики. Почему возникли такие проблемы? Ответов на этот вопрос много, но один момент, на мой взгляд, заслуживает особого внимания и осмысления. Сейчас часто стали говорить о том, что у современных детей формируется "клиповое мышление", этому способствует окружающая нас реальность: интернет, телевидение, дети всё чаще показывают свою неготовность читать тексты и слушать длинные речи.

Как родители могут помочь детям? На начальном этапе изучения геометрии можно вместе заучивать теорию, спрашивать у детей выученные наизусть определения понятий, формулировки теорем. Чтобы ребёнку было легче, можно учить с ребёнком определения "нараспев" и "задом наперёд". После прочтения параграфа попросите ребёнка составить по прочитанному тексту 4–5 предложений, при этом ребёнок должен в своих предложениях изложить суть прочитанного и не перечислять детали. Или к одному абзацу составьте 2–3 вопроса. Такая работа очень полезна для формирования работы с любым текстом.

Совет четвёртый: следите за аккуратным оформлением решения

– Надо обращать внимание не только на решение задачи, но и на ведение тетради – на почерк и качество записи. Не надо думать, что если это математика, то можно писать, как хочется. 50 % успеха при изучении математики – это аккуратные записи, важно, чтобы сам ребёнок хорошо понимал, что написал и мог увидеть, где допустил ошибку. "Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит", – говорил Ломоносов. А это делается через письменные записи. Есть очень способные дети, которые думают, что расписывать решение им не требуется – ответ они легко просчитывают в уме. Это гениальные дети, но им надо объяснить, что впереди экзамены, где есть задания не только на решение в уме, но и задания, где надо объяснить решение.

Совет пятый: даже школьника-"не математика" надо убедить в важности предмета

– Все капризы ребёнка о том, что он не математик, можно принять, можно выслушать это. Пусть он поплачет, его можно и нужно пожалеть, посочувствовать, но потом надо убедить его в том, что всё равно надо получить аттестат, сдать экзамены, как бы тяжело ни было.

Совет шестой: при подготовке к ЕГЭ не "забивайте" на лёгкие задания

– Способные дети, которые идут сдавать профильный экзамен, говорят: "Да что нам эта первая часть, там же такие лёгкие задания, давайте будем разбирать решения второй части". Но основная часть баллов набирается в первой части, и потерять баллы в первой части – это очень обидно. Чтобы набрать максимум баллов в первой части, надо не просто решить первые 12 заданий, а решив, отложить их, потом снова взять и решить и сравнить ответы. Если ответы разные – надо решать третий раз.

Совет седьмой: при выборе подготовки к ЕГЭ надо ориентироваться на особенности ребёнка

– Подготовка детей к ЕГЭ на курсах подходит тем детям, которые умеют работать мобильно и в группе. Есть дети, которые говорят: "Я могу решать всё сам", они много решают через Youtube – там есть видеоуроки, на которых всё подробно объясняют. Есть дети, которые лучше понимают материал, когда с ними занимаются один на один. При выборе подготовки к экзамену надо ориентироваться на особенности ребёнка.



Предварительный просмотр:

       Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Методические рекомендации для родителей подскажут им как правильно помочь ребенку в освоении сложной темы. Сколько всяких  не обоснованных страхов и предубеждений сыпется на бедную математику, а ведь нет более труднопреодолимого препятствия, чем накрепко засевшие в нашей голове предрассудки.

                     

Уважаемые родители!

      Если вы хотите, чтобы у ваших детей не было проблем с математикой, то сформулируйте для них десять полезных советов  и следите, чтобы они придерживались их.

         

 

Десять   полезных   советов  (для  учеников)

 

     Совет 1: настройтесь на успех!

       Если ты достаточно успешно справляешься с другими школьными дисциплинами, ты просто не можешь не справиться с математикой – это только дело времени и твоего собственного труда. При изучении математики используются те же логические построения, что и в остальных науках.

    Совет 2: постоянно тренируйтесь!

      Окружающий нас мир полон множеством чисел, которыми мы постоянно пользуемся. Почему бы не попробовать использовать их для тренировки наших математических способностей и начать складывать числа на номерах проезжающих мимо машин, считать количество шагов до школы, магазина и узнавать скорость вашего движения до этих пунктов?

   Совет 3: воспринимайте математические примеры как игру!

      Самый сложный и страшный пример попробуйте превратить в игру, а все возможные варианты его решения, пусть даже сначала ошибочные, воспринимайте как захватывающую погоню за кладом. Никаких пробелов в знаниях быть не должно, все пройденные правила и теоремы надо знать наизусть  – именно они основа всего, без них не обойтись так же, как и без знания карты местности, где зарыт клад.

    Совет 4: необходимо хорошо понимать смысл правил и теорем!

      Вы не сдвинетесь с места, если будете просто зазубривать все теоремы. Необходимо очень хорошо представлять себе, о чем именно в них идет речь. Вам мало поможет тот факт, что "квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов”, если вы не представляете, что такое катет и где он находится.

      Во время объяснения учителем нового материала не стесняйтесь спрашивать сразу, что непонятно, поскольку именно для этого учитель и находится в классе.

 Совет 5: создайте себе окружение из формул!

     Окружи себя формулами, которые тебе необходимо выучить. Напиши их на листе бумаги и повесь в своей комнате или около зеркала. Постоянно натыкаясь на них, ты запомнишь их как навязчивую телевизионную рекламу и, в случае надобности, всегда сможешь вызвать их в памяти.

   Совет 6: не ломайте голову в одиночестве!

     Длинные тоскливые примеры и сложнейшие задачи прямо-таки преображаются, оживают, если к их решению приступить в компании с другом или подругой. Обмениваясь каждый своим вариантом решения, легче и веселее идти к истинному ответу.

    Совет 7: внимательно читайте задание!

      Очень часто ключ к решению задачи таится в ее условии, и все ваши неудачи из-за того, что вы невнимательно прочитали задание. Внимательно и вдумчиво прочитайте задание и только потом приступайте к его решению.

     Совет 8: действуйте методически!

      Прежде всего,  исходите из данных, имеющихся в вашем распоряжении, изобразите их все при помощи таблицы или чертежей на листе бумаги для наглядности. Воспроизведите в памяти и напишите все теоремы или правила, вам известные и имеющие отношение к данному вопросу.

    Совет 9: постоянно контролируйте свои действия!

      Каждый раз проверяйте произведенные математические операции, чтобы в них не закралась какая-нибудь неточность, которая потом повлияет на правильность окончательного решения. Также не забывайте проверять, все ли исходные данные были вами задействованы – они не могут остаться невостребованными в решении задания.

      Совет 10: наведите порядок в цифрах! 

        Математика – наука точная, и, как ни одна другая не терпит даже малейших неточностей. Сколько уже вы наделали ошибок из-за неправильно прочитанного числа, лишнего нуля или если пишете  «как курица лапой».

         Итак, если хотите подружиться с математикой, вам придется стать точным и последовательным, не оставлять без внимания даже такие мелочи, как промежутки между цифрами, ровные и аккуратные столбики вычитания и сложения, а также количество таких любителей теряться, как нолики.