Работа педагога - психолога

Берсенева Галина Александровна

Предварительный просмотр:

Развивающее занятие в подготовительной группе.

Конспект занятия по теме "Такие разные эмоции" 

Цель занятия: Определение основных эмоциональных состояний.

Задачи:

  • Сформировать понятие об эмоциях, показать их схематическое изображение.
  • Определение основных эмоциональных состояний;
  • Обогащение невербальных средств коммуникации;
  • Актуализировать опыт и знания из области эмоциональной сферы, способствовать осмыслению своих состояний и пониманию того, как можно управлять ими.
  • Обучать способам выражения негативных эмоций в социально приемлемой форме.
  • Развивать умение владеть различными мышцами (лица, рук, ног), развивать волевую регуляцию поведения.
  • Развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения участников друг к другу.

Оборудование: конверт с письмом; компьютер, проектор; презентация; 3 ладошки из цветного картона; шкатулка с медальками для каждого ребенка; изображение банок для эмоций.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Педагог – психолог: Ребята посмотрите, к нам сегодня на занятие заглянуло солнышко! Скажите, какое оно? (Радостное)

А мы рады видеть солнышко? (Да)

А еще я очень рада видеть вас сегодня на занятии, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

Упражнение «Приветствие»

Психолог, передает мяч стоящему справа от него ребенку, и вежливо обращаясь к нему по имени: «Яна, я рада видеть тебя на занятии!». Дети передают друг другу мячик и проговаривают приветствие с обращением по имени.


Педагог – психолог: Ребята, я шла к вам на занятие и встретила по дороге почтальона. Он передал мне необычное письмо. Давайте посмотрим, что за письмо? Так, детский сад «Ромашка» детям. Это письмо вам.  От кого оно? От смешарика Ежика. Знаете такого? Прочтем письмо? Слушайте внимательно.

ПИСЬМО

Здравствуйте ребята! Пишет Вам Ежик из страны Смешариков. Если кто меня не знает высылаю свою фотографию. Любимое мое занятие – составление разных коллекций: фантиков, грибов, кактусов. Предметы для своих коллекций я ищу везде: в горах, море, даже в темном лесу. Совсем недавно я забрел в один из таких лесов в поисках чего-то нового для своей коллекции. 

И вдруг я вышел на поляну, на которой стоял красивый дворец. Мне стало интересно, и я зашел в этот дворец. Там жили разные эмоции: радость, злость, испуг, удивление и другие. 
Оказалось, что в этот день в их царство пробрался злой волшебник Грустиплач. Он перессорил все эмоции между собой, а я очень люблю всех мирить, даже тех, кто не хочет мириться ни в какую. И мне это удалось. Злой волшебник рассердился на меня и запер в темнице. А еще он отобрал  у меня мой смех, а я так люблю смеяться. Помогите мне вернуть мой смех и выбраться из темницы его дворца, а для этого выполните задания злого волшебника Грустиплача. Спасибо Вам ребята, я верю в то, что вы легко справитесь со всеми его заданиями. 

– Ну, что ребята, мы сможем помочь Ежику?
– При каждом правильно выполненном задании мы будем ближе подходить  к замку злого волшебника Грустиплача, чем ближе будем подходить, тем лучше нам он будет виден, а пока мы его не видим.
– Приступим к первому заданию.

Упражнение «Изобрази эмоцию»

Грустиплач дает такое задание: изобразить  двух жителей дворца эмоций. 

1 пиктограмма – радость.

– А как выглядит человек, когда он радуется? (Этот человек улыбается или смеется, уголки губ приподняты вверх, глаза прищурины)

- Вспомните, что-нибудь радостное и когда я досчитаю до 3 все вместе изобразим радость. Хорошо.

– Посмотрите какие красивые лица у тех, кто радуется.

– Ребята, а когда вам бывает радостно? (Когда приходит мама, читают книги, покупают игрушку, сладости...)

- Что чувствует радостный человек? (У радостного человека появляется уверенность в себе и собственных силах. Он ощущает необыкновенную легкость, ему хочется летать, прыгать, плясать, то бы выплеснуть переполняющую его радость).

–Вот и уже немного стал виден дворец злого колдуна Грустиплача.

2 пиктограмма – злость.

– Как выглядит человек, когда злится? (Брови у злого человека опущены и сведены вместе, глаза раскрыты, губы сжаты, зубы стиснуты. Кисти рук сжаты в кулаки, он может сильно размахивать руками или топать ногами. Громко кричать).

 – Давайте попробуем на счет 3 показать, как мы злимся.
– Посмотрите как мы выглядим, когда злимся .

- А когда вы злитесь? (Когда обижают, что-то не получается).

 – Хорошо, мы увидели еще один кусочек дворца.

Упражнение «Способы овладения негативным эмоциональным состоянием»

– Грустиплач считает, что если человек злится, то это может продолжаться очень долго. Как вы считаете, что можно сделать, чтобы злость быстро ушла от вас? (Развеселить себя, нарисовать что-нибудь красивое, побить подушку, порвать бумагу, поиграть в веселую игру, посмотреть интересный мультик, почитать веселую книгу, съесть конфетку, полепить из пластилина, побегать на улице, попускать мыльные пузыри)
– Ребята, а с какими людьми приятнее общаться: с добрыми или злыми? 
(Злые похожи на рыбу «Ежа», и с ними не хочется общаться и дружить)
– Молодцы, он не знал, что вы сможете найти ответ на этот вопрос. 

Игра «Кричалки – хлопалки - молчалки»

– Ой, тут какие - то ладошки. Так, что же это за задание?
Грустиплач не верит, что мы сможем выполнить это задание, потому что
здесь нужно быть очень внимательными и запомнить порядок выполнения действий. А порядок такой: Если я покажу желтую ладошку, то нужно всем вместе громко кричать звук «А», если зеленую, то нужно всем вместе громко хлопать, если красную, то нужно сидеть тихо-тихо. Давайте вспомним и потренируемся. Ну, а теперь очень внимательно выполняем это задание злого волшебника.

Упражнение «Заряд энергии»

– Давайте мы с вами отдохнем, и сейчас сильно потрем ручки между собой, теперь о ножки разотрем. А сейчас выполним удары кончиками пальцев друг о друга. Ударяем кончиками пальцев рук друг о друга – 7 раз. (Такие вибрационные движения полезны для поддержания работы сердца, укрепления иммунитета, улучшения мозговой деятельности, прояснения сознания.)

– Молодцы! Еще одна часть замка появилась.

Упражнение «Найди отличия»

– Перед нами следующее задание. Грустиплач как мог нарисовал двух жителей дворца эмоций. Какие это эмоции?  Они вроде бы немного похожи, но на самом деле у них есть 5 отличий. Нужно найти все отличия. 
– Молодцы, вот и последняя часть замка появилась.

– А вот и Ежик, ребята у нас получилось, Ежик снова смеется.

- Ежик в знак благодарности и на память о нашем сказочном занятии дарит вам волшебные медальки со своей фотографией, а на обратной стороне написано волшебное слово «Улыбнись». Пусть, когда вам грустно или вы злитесь, то эта медалька вам поможет стать веселее и добрее. (каждомуребенку вручается медалька с изображением Ежика).

И передает нам свои пожелания.

- Ребята, а вы помните, чем Ежик любил заниматься? (Коллекционировать)

- Вот Ежик, чтобы различать эмоции и дружить сними, каждый вечер кладет в одну баночку смайлик с эмоцией, которую чаще всего видел в этот день у окружающих, а в другую баночку – смайлик с эмоцией, которую чаще всего испытывал. И Вам передал такие баночки и просит начать прямо сейчас!

- Какая эмоция была у тебя сегодня? В первой баночке нарисуйте смайлик.

- Какую эмоцию чаще всего испытывали люди вокруг? Нарисуйте смайлик в другой баночке. Как вы думаете, какие эмоции испытывали наши гости на занятии?

– Наше сказочное занятие подошло к концу, давайте скажем нашим гостям спасибо и до свиданья!

Фотоотчет открытого занятия в подготовительной группе.

 



Предварительный просмотр:

Педагог-психолог МДОУ детский сад № 28 Берсенева Г.А.

Психолого-педагогическое сопровождение семей, члены которых подлежат частичной мобилизации.

«Как не паниковать из-за частичной мобилизации»

В период глобальной неопределенности основной запрос на консультации у педагога-психолога связан с чувством паники, тревогой, общим эмоциональным напряжением, постоянной концентрацией на новостях и безразличием к остальным, обычно значимым для человека вопросам. Напряжение родителей и педагогов сказывается и на детях, которые восприимчиво считывают их эмоциональное состояние.

Самое стабильное в нашей жизни сегодня – это неопределенность. И именно к ней приходится адаптироваться, а для человека (психики) это очень сложно.

Частичная мобилизация, что приходит сейчас в наши дома – это еще один вызов в ситуации неопределенности.

Паническое состояние приобретает устойчивый характер, когда травмирующая обстановка характеризуется высокой интенсивностью или длительностью. В данный момент у людей вызывает чрезмерный стресс - страх за мобилизованных и военнообязанных родственников.

Что происходит сейчас с нами со всеми? Мы все ощущаем тревогу, мы тревожимся каждый день, потому что неоднозначность, неопределенность, новизна и непредсказуемость ситуации того, что сейчас происходит вокруг. Как тревога может проявляться:

- может проявляться в теле: невозможность расслабиться, мышечное напряжение.

- суетливость, неусидчивость;

- сложно сосредоточится;

- трудности со сном;

- быстрая утомляемость;

- трудно контролируемые цепляющие друг за друга мысли и образы.

Это можно наблюдать у детей, родных, коллег, родителей – это нормально, в нашей ситуации.

Как поддержать себя, чтобы не впадать в панику, и поддержать других.

- Стабилизироваться. Вернуть дела, которые делали до того, как все это стало происходить (походы в спорт зал, культурные занятия), вернуть ритуалы отхода ко сну, прогулки. Что бы не происходило, ребенок должен быть накормлен, заигран, и обязательно сказка на ночь.

- Если затапливают чувства, тревожно, страшно, невозможно сосредоточиться – понять, что эти чувства нормальные в ситуации глобальной неопределённости. Дать этим чувствам место, назвать их, назвать «да я боюсь», проговорить их с кем – то, рядом есть человек, с которым можно поговорить.

- Осознавать, что происходит сейчас. Отрицание – это защитный механизм, но нужно принимать реальность: задавать себе вопросы, искать на них ответы, понимать, что происходит и тогда будет легче принимать решения.

Способы справиться:

- Поддержание рутины - продолжайте работать и сохранять ежедневный ритм жизни. Отвлекаться от негативных эмоций поможет: уборка дома, общение с друзьями, если вы чем-то занимались с периодичностью, возобновите это. (Допустим - встреча в субботу с родственниками).

- Упорядочение среды – навести порядок, там, где вы можете его, навести и смериться с тем, что не можете навести порядок там, где не можете. (Допустим сейчас это перебрать одежду убрать летную и достать зимнюю  - да я это могу иду и делаю. И это помогает смириться с тем, что Я не могу навести порядок в окружающем мире. Взять ответственность за вещи, которые находятся в зоне контроля. Это эмоциональный фон в семье, отношения с ребенком и близкими, режим, сон, количество входящей негативной информации).

- Опора на то, что может оставаться стабильным. Выполнять ежедневные обязательства. Если я ежедневно в 6.00 утра ходила гулять с собакой, то я встаю и иду это делать.

- Удовлетворение базовых потребностей. Нельзя игнорировать базовые потребности – это сон, еда, вода, отдых, для сохранения своего физического состояния.

- Обращение с информацией.         Ограничить поток информации по теме, которая вызывает интенсивные негативные эмоции. Для этого: выделить время на чтение новостей раз или два раза в день, а в остальное время игнорировать их; ограничить время на соцсети, в которых пользователи часто и эмоционально делятся негативными эмоциями; сократить количество источников информации – остановиться на двух-трех СМИ, к которым есть доверие, а от остальных отписаться.

Так же найти информацию, где можно найти помощь. Допустим родственники мобилизованных – это центры помощи мобилизованным, это горячие линии.

- Перераспределение ролей. Если из семьи мобилизуется человек, то нужно сесть и распределить обязанности между остальными членами семьи.

- Поддерживающие отношения с близкими. Поддерживать отношения с друзьями, родственниками, которые разделяют вашу точку зрения.

- Методы само и взаимопомощи: дыхательные упражнения, телесные упражнения (заземление), переключение внимания, методы релаксации (эффективная мышечная релаксация по Джекобсону «напряжение-расслабление»), возвращение в здесь-сейчас (стараться замечать, что происходит здесь и сейчас, переключать себя, налить горячую чашку чая и зафиксироваться в данный момент только на ней, ощутить – аромат, тепло, вкус.), методы помогающие снизить напряжение – это физическая активность, спорт, активная деятельность.

Если у ребенка в семье есть мобилизованные, для ребенка это стресс – что-то происходит в его семье. Состояние детей зависит от состояния взрослых. И ребенок будет воспринимать эту ситуацию, так как эту новость воспринимает его семья. Это дети находятся в состоянии стресса, могут снизиться когнитивные способности (память, внимание), предложение педагогу временно снизить требования.

Я подготовила памятки «6 правил, чтобы самостоятельно справить со стрессом» и «Как общаться с ребенком в стрессовой ситуации» для помощи родителям в преодоление своих эмоций и общении со своими детьми.

Надежда, положительный настрой, вера в отличную развязку, стойкость духа и позитивные эмоции помогут всей семье выстоять и одолеть панику.

6 правил,

чтобы самостоятельно справить со стрессом

Чтобы не транслировать детям тревожный фон, воспользуйтесь методами, которые помогут расслабиться и сконцентрироваться на позитивных эмоциях.

6 правил,

чтобы самостоятельно справить со стрессом

Чтобы не транслировать детям тревожный фон, воспользуйтесь методами, которые помогут расслабиться и сконцентрироваться на позитивных эмоциях.

1

Займитесь повседневными делами. Продолжайте работать и сохраняйте ритм жизни. Отвлекитесь от негативных эмоций с помощью физического труда: уберитесь дома, переставьте мебель, пересмотрите гардероб.

1

Займитесь повседневными делами. Продолжайте работать и сохраняйте ритм жизни. Отвлекитесь от негативных эмоций с помощью физического труда: уберитесь дома, переставьте мебель, пересмотрите гардероб.

2

Устройте себе выходной. Примите ванну с маслами. Предложите себе и друзьям сходить в парк, лес, чтобы собрать гербарий из осенних листьев и понаблюдать за птицами.

2

Устройте себе выходной. Примите ванну с маслами. Предложите себе и друзьям сходить в парк, лес, чтобы собрать гербарий из осенних листьев и понаблюдать за птицами.

3

Контролируйте круг общения. Ограничьте общение с людьми, которые внушают негативные мысли или после общения, с которыми вы плохо себя чувствуете. Обсудите тревогу с тем, кому доверяете и кто умеет слушать.

3

Контролируйте круг общения. Ограничьте общение с людьми, которые внушают негативные мысли или после общения, с которыми вы плохо себя чувствуете. Обсудите тревогу с тем, кому доверяете и кто умеет слушать.

4

Давайте выход эмоциям. Если эмоции зашкаливают, дайте им выйти с помощью слез и не думайте, что это неправильно или плохо. Перед сном совершай прогулки на свежем воздухе.

4

Давайте выход эмоциям. Если эмоции зашкаливают, дайте им выйти с помощью слез и не думайте, что это неправильно или плохо. Перед сном совершай прогулки на свежем воздухе.

5

Порадуйте себя. Смотрите каждый день по 1-2 любимого сериала или начните читать книгу по часу в день. Выбирайте легкие, юмористические произведения.

5

Порадуйте себя. Смотрите каждый день по 1-2 любимого сериала или начните читать книгу по часу в день. Выбирайте легкие, юмористические произведения.

6

Не делайте поспешных выводов. Если не удается связать с близким (супругом, сыном) не делайте негативные выводы и не ищите разные способы связи. Помните, что отсутствие новостей не является плохой новостью. Знайте, что не всегда получается связаться и это может быть долго.

6

Не делайте поспешных выводов. Если не удается связать с близким (супругом, сыном) не делайте негативные выводы и не ищите разные способы связи. Помните, что отсутствие новостей не является плохой новостью. Знайте, что не всегда получается связаться и это может быть долго.

Как общаться с ребенком в стрессовой ситуации

Что бы не проецировать на детей негативные эмоции и сохранить в семье атмосферу психологического комфорта, воспользуйтесь правилами общения с ребенком в ситуации кризиса.

Как общаться с ребенком в стрессовой ситуации

Что бы не проецировать на детей негативные эмоции и сохранить в семье атмосферу психологического комфорта, воспользуйтесь правилами общения с ребенком в ситуации кризиса.

1

Не обманывайте. Не скрывайте и не преувеличивайте положительную сторону событий, чтобы полностью оградить ребенка. Помните, дети, как и вы получают информацию из СМИ, от родных, близких, друзей.

1

Не обманывайте. Не скрывайте и не преувеличивайте положительную сторону событий, чтобы полностью оградить ребенка. Помните, дети, как и вы получают информацию из СМИ, от родных, близких, друзей.

2

Создайте атмосферу безопасности. Обеспечьте психологический комфорт в семье. Поговорите с ребенком, дайте возможность рассказать о своих мыслях. Предложите детям проявить чувства в рисунках, игре, лепке. Чаще хвалите поступки ребенка и говорите, что вы его любите.

2

Создайте атмосферу безопасности. Обеспечьте психологический комфорт в семье. Поговорите с ребенком, дайте возможность рассказать о своих мыслях. Предложите детям проявить чувства в рисунках, игре, лепке. Чаще хвалите поступки ребенка и говорите, что вы его любите.

3

Разговаривайте о папе. Если ребенок спрашивает, разговаривайте об отце, передавайте приветы или пожелания. Посмотрите вместе семейные фотографии, чтобы успокоиться и вспомнить веселые моменты.

3

Разговаривайте о папе. Если ребенок спрашивает, разговаривайте об отце, передавайте приветы или пожелания. Посмотрите вместе семейные фотографии, чтобы успокоиться и вспомнить веселые моменты.

4

Не проецируйте свой стресс. Не переносите свои негативные эмоции на ребенка, не говорите ему, что вам и так плохо, а он вам мешает еще и не слушается. Попросите поиграть самостоятельно: предложите например краски, пластилин и скажите, что присоединитесь позже.

4

Не проецируйте свой стресс. Не переносите свои негативные эмоции на ребенка, не говорите ему, что вам и так плохо, а он вам мешает еще и не слушается. Попросите поиграть самостоятельно: предложите например краски, пластилин и скажите, что присоединитесь позже.

5

Организуйте семейный досуг. Предложите детям погулять перед сном, смотрите и обсуждайте семейные фильмы или читайте книги. Предложите детям вместе решать бытовые вопросы: сходить в магазин, приготовить ужин и т.д. включите музыку для релаксации и сделайте вместе с ребенком физические упражнения или массаж с помощью мячиков – ежиков.

5

Организуйте семейный досуг. Предложите детям погулять перед сном, смотрите и обсуждайте семейные фильмы или читайте книги. Предложите детям вместе решать бытовые вопросы: сходить в магазин, приготовить ужин и т.д. включите музыку для релаксации и сделайте вместе с ребенком физические упражнения или массаж с помощью мячиков – ежиков.



Предварительный просмотр:

Конспект психокоррекционного занятия с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Я слышу, я чувствую»

Цель:  развитие и совершенствование личностной сферы дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи.

Задачи:

1. Отработка коммуникативных навыков, развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;

Снижение психоэмоционального напряжения, тревожности у детей;

Организация эмоционального поведения детей, то есть создание положительного эмоционального настроя в группе;

Обучение способам регуляции эмоциональных состояний;

Обучение анализу внутреннего состояния (своего и других людей);

 Работа над пластикой тела, развитие чувственного восприятия.

Оборудование: мягкая игрушка мишка, воздушный шарик, фотоаппарат, флейта для каждой пары детей, косынка на глаза для каждой пары детей

Ход занятия

Ориентировочный этап

З а д а ч и :

- сплочение группы;

- раскрепощение участников;

- установление доверительных отношений между детьми

и психологом;

- снятие негативного настроения.

Дети заходят в кабинет, где их встречает мягкая игрушка мишка на стуле, под стулом лежит коробка с красным воздушным шариком. Мишка привлекает внимание детей.

Педагог-психолог: Ребята, посмотрите кто нас встречает?

Дети: Мишка.

Педагог-психолог: Верно, Мишка принес нам подарок. Хотите посмотреть, что там?

Дети: Да!

Педагог - психолог совместно с детьми открывают коробку, оттуда вылетает воздушный шарик.

 Педагог-психолог: Посмотрите, какой яркий шарик подарил нам мишка. Сейчас мы с вами поприветствуем друг друга. Передаем шарик друг другу и говорим добрые слова, Я начну: «Таня, доброе утро!»

Дети передают шарик по кругу и приветствуют друг друга.

Педагог-психолог: Поочередно глядя на каждого ребенка, продолжает: «И <Таня> здесь … И <Даня> здесь … И <Сема> здесь…»

Дети вслед за ним повторяют: «И <Таня> здесь…»

Педагог - психолог: «Все здесь!»

Дети встают на носочки, не разъединяя рук, поднимают их вверх и хором говорят: «Все здесь!». После этого, медленно опуская руки, садятся на корточки.

2. Коррекционный этап

З а д а ч и :

- развитие навыков сотрудничества, взаимной эмпатии;

- разрядка агрессивных импульсов;

- коррекция страхов и негативных черт характера (жадности,упрямства и т.д.);

- развитие мимики, пантомимики;

- развитие эмоциональной произвольности в коммуникативной сфере;

- развитие психических процессов.

Педагог-психолог:  Ребята, сейчас мы с вами посетим “Театр масок”. Вы станете артистами, а я – фотографом. Вы будете изображать выражение лица различных героев. Например, покажете, как выглядит злая Баба-яга».

Дети с помощью мимики и несложных жестов изображают Бабаягу.

Педагог-психолог продолжает: «Хорошо! А теперь замрите. Фотографирую. Молодцы! Некоторым даже смешно стало. Смеяться можно, но только после того, как кадр отснят. А теперь изобразите Ворону из басни “Ворона и Лисица” в тот момент, когда она сжимает в клюве сыр».

Дети плотно сжимают челюсти, одновременно вытягивая губы – изображают клюв.

Педагог-психолог продолжает: «Внимание! Замрите! Снимаю! Спасибо! Молодцы! А теперь покажите, как испугалась бабушка из сказки “Красная Шапочка”, когда поняла, что разговаривает не с внучкой, а с Серым Волком».

Педагог предлагает  детям изобразить сердитого Карабаса Барабаса, грустного Пьеро, радостного Буратино, который нашел золотой ключик, спящую царевну (спокойное расслабленное лицо) и т.п.

Педагог - психолог: сейчас мы с вами поиграем еще с одним подарком от мишутки, посмотрите что в этом узелочке

Дети: дудочки.

Педагог-психолог просит разделиться детей на пары. Два участника встают лицом друг к другу. Одному из них (по желанию) завязывают глаза платком, просят внимательно слушать, как его партнер играет на флейте, и следовать за ним. Играющий на инструменте все время медленно движется назад. Игрок с завязанными глазами идет на звук, следуя за партнером по всей комнате, но до него не дотрагиваясь. По сигналу психолога (взмах руки) музыка смолкает, оба участника останавливаются. Затем дети меняются ролями, игра повторяется. (Психологу рекомендуется первым выступить в роли ведущего.) Играющему на флейте нужно напоминать о том, что следует двигаться медленно и не уходить слишком далеко от партнера. Вместо флейты можно использовать другие подходящие инструменты.

3. Релаксационный этап

З а д а ч и :

- снятие мышечных зажимов, развитие чувства собственного

тела;

- снижение психоэмоционального напряжения, тревожности;

- развитие воображения, чувственного восприятия.

Педагог-психолог просит детей сесть на стульчики, образуя большой круг.

Педагог-психолог: «Давайте представим, что наступило лето. Окно открыто, и к нам в группу налетело много комаров. Сейчас зазвучит запись комариного писка вы привстанете и будете ловить

комаров. Вот так!»

Педагог -психолог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки, то поочередно, то одновременно.

Педагог-психолог продолжает: «Каждый из вас будет “ловить комаров”, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде “Стоп!” – вы сядете на стульчики. Готовы? Начали!.. Стоп! Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные руки вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдохнут. А теперь снова за работу!»

4. Заключительный этап

З а д а ч и :

- подведение итогов (получение обратной связи);

- закрепление полученных навыков.

Педагог-психолог: Ребята, что вам сегодня больше всего понравилось? Что не получилось? Чего хотелось от своих друзей?

Дети: делятся впечатлениями. Прощаются с мишуткой.

“Театр масок”

IMG_20231019_151233

IMG_20231019_151348

«Я слышу, я чувствую»

IMG_20231019_152035


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Мой ребенок манипулятор!

       С этой проблемой сталкиваются все семьи. Кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени. Каждый родитель может привести не один пример такого поведения своего ребенка.

       «Мой ребенок «вьет из меня веревки!» «Мы не знаем, что с ним делать. Чуть что сразу слезы и истерики!» Такими словами родители детей младшего и подросткового возраста описывают поведение своих детей, на отказ удовлетворить их просьбу.

Что такое манипуляции

Сейчас слово «манипулятор» ассоциируется непременно с чем-то негативным. Хотя сама по себе манипуляция — это действие, направленное на предсказуемый результат.

Например: я намерена съесть яблоко, которое висит на ветке. Ждать, когда оно упадёт само, я не хочу. Мне нужно сейчас. Я беру ветку и начинаю её трясти.

Если яблоки упали, значит, у меня получилось. Теперь я знаю: чтобы съесть яблоко с яблони, надо провести манипуляцию — потрясти ветку. Яблоки будут падать на землю, и цель будет достигнута.

Если посмотреть на манипуляцию с этой стороны, можно сказать, что это полезное действие для достижения цели.

       Так что же такое манипуляция? Как и зачем дети манипулируют родителями? Что делать, если ребенок манипулирует взрослыми, рассмотрим в этой статье.

       Манипуляция  – это воздействие на другого человека с целью получить свою выгоду. Зачастую это спланированные действия, которые имеют психологическое давление. Иногда это может получиться неосознанно, но при получении желаемого, человек понимает, что этим можно воспользоваться не один раз. И это снова сработает.

Когда дети учатся манипулировать своими родителями?

       Дети учатся этому практически с самого рождения, у них же прекрасные учителя – собственные мама и папа. Зачастую родители своим поведением провоцируют и развивают определенные способы детской манипуляции.

       Не умея говорить, ребенок не может объяснить, что он хочет, и тогда он начинает плакать. Родители реагируют на плач и пытаются выяснить, что хочет ребенок, куда показывает пальчиком и стараются дать ему это, чтобы он успокоился. Это первые навыки манипулирования, которые ребенок получает. Конечно, не стоит путать слезы и капризы ребенка, когда он болен. Причина слез в данном случае совсем другая.

      Когда ребенку что-то запрещает один из членов семьи, он находит подход к другому и добивается своего. Например: мама не разрешила смотреть телефон или сладкое. Четко понимая твердость маминой позиции, ребенок подходит к папе и не рассказывая разговора и запрета матери, просит разрешения. Отец, не согласовывая с женой, разрешает ребенку. Таким образом, ребенок получил то, чего хотел. Такая же картина поведения прослеживается с манипуляторством бабушек и дедушек.

       Ребенок четко находит индивидуальный подход к каждому родителю и добивается своего.

Зачем дети используют манипуляцию в своих целях?

       Причина манипуляции не только в том, что ребенок хочет добиться контроля над родителями, но и в том, что мамы и папы не видят других способов налаживания контакта со своими детьми, кроме, как ублажать свое дитя. Что же может быть еще?

       Недостаток внимания родителей. Ребенок всячески пытается сделать так, чтобы родители его заметили, отвлеклись от ежедневной рутины дел и увидели, что есть их ребенок, который нуждается в любви, ласке, заботе и внимании. В силу маленького возраста или подросткового, не умеют объяснить, чего хотят, поэтому выбирают метод манипулирования. У многих это становится привычкой. Если родители поддаются на уловки ребенка, манипуляции становятся частью его характера.

Не получая всего этого, дети прибегают к манипуляции:

-  Плачет, кричит и капризничает;

- Болезнь или ее симуляция. Ребенок четко знает, что, когда он болеет родители, очень переживают, заботятся о нем, больше, чем, когда он здоров. Чтобы достичь своих целей могут описываться симптомы недугов, которыми ребенок переболел ранее, либо видел у кого-то из близкого окружения. Зачастую это головная боль, боли в животе, отсутствие аппетита и упадок жизненных сил. Если ребенок понервничал, у него действительно может повышаться температура тела и тогда родителям ничего не остается, как поверить в его болезнь, а значит позволить ему то, чего до этого было нельзя. Этот механизм хорошо усваивается ребенком, и он может начать использовать это в личных целях.

Что делать, чтобы прекратить манипуляции детей?

     -  Относитесь к ребенку с пониманием, отзывчивостью, любовью. Прекратите жалеть манипулятора, наберитесь сил и терпения.

      - Оставайтесь спокойными и непреклонными к истерикам и слезам ребенка.

       - Уделяйте больше внимания на общение со своим ребенком. В беседе вы сможете объяснить ему свои аргументы, привести разные жизненные примеры, научить ребенка находить выход из создавшейся ситуации самостоятельно и достойно. Учитесь сами и учите ребенка управлять своими эмоциями.

      - Не обзывайте и не унижайте ребенка за плохое поведение и манипуляции. Ребенок должен понимать, что он всегда любим.

     -  Договоритесь с мужем (женой) и остальными родственниками о единстве намерений и воспитании. Чтобы запрет одного из родителей никогда не становилось разрешением от другого. А бабушки и дедушки не становились запасным вариантом для желаемого «да».

      - Умейте твердо, а порой и категорично говорить «нет». Чтобы ребенок понимал, что торговаться с родителем не имеет смысла.

     -  Научитесь пресекать манипуляции, как только вы это заметили. Ребенок может их менять и учиться новым. Только не используйте при этом физические наказания. Понятно, что это будет резкая ваша реакция на очередной поступок ребенка, но это не исправит, а только усугубит положение дел.

       - Старайтесь сами не быть манипуляторами. Ведь, как было сказано в самом начале, родители сами учат этому своих детей. Не используйте манипуляции в своих целях. Например: «покушай, а потом дам конфетку». Обращаясь так к ребенку, вы являетесь примером человек-манипулятор.

     

Желаю вашим семьям радости и добра, любви и понимания!

Педагог-психолог МДОУ детский сад № 28

Берсенева Г.А.



Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная поляна»

Цель: Восстановление эмоционального равновесия или устранение имеющихся нарушений поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать интеллектуальному развитию. Воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста.

Задачи:

1) развитие идентификации со своим именем, формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я»;

2) стимулирование творческого самовыражения;

3) развитие произвольности поведения.

Необходимые материалы: Клубок ниток, цветные карандаши, восковые мелки, спокойная музыка, стулья по числу детей.

Ход работы.

Дети с педагогом-психологом входят в кабинет, где тихо играет спокойная музыка.

Педагог-психолог: «Доброе утро, ребята! Мне очень приятно всех вас видеть. На наших занятиях мы будем много путешествовать, фантазировать, узнаем много новых сказочных историй. Будем учиться слушать и понимать друг друга. А каждая наша встреча будет начинаться с приветствия.

Сегодня мы поприветствуем друг друга улыбкой. Нужно повернуться к соседу справа и подарить ему улыбку.

Дети приветствуют друг друга улыбкой.

Педагог-психолог: Молодцы! А сейчас устраивайтесь поудобней, и я расскажу вам одну удивительную историю. Ну так вот, слушайте!

В те далекие-далекие времена, когда нас с вами еще не было на свете, появилась в нашей Галактике чудесная сказочная страна. И жили в той стране самые разные имена. Никто не видел, как они выглядели, но говорили, что они были прозрачны, как воздух, и серебрились переливами красочных огоньков. С первыми лучами солнца имена собирались на цветочной поляне и начинали рассказывать друг другу разные сказочные истории. И тогда поляну заполнял сладостный звук музыки, который просто завораживал. А еще любили имена путешествовать. Особенно нравилось им прилетать на нашу планету. Переливаясь разноцветными огоньками, они спускались на землю в то время, когда люди спали. И тогда всем снились прекрасные сны, ведь имена умели рассказывать интересные истории. А их они знали, уж поверьте, очень много.

Людям так понравились эти волшебные существа, что они тоже стали придумывать себе имена. И оказалось, что так даже легче общаться друг с другом.

Вот и до сих пор, когда рождается новый маленький человечек, родители дают ему имя. А если родители долго не могут решить, как назвать своего малыша, то на помощь им прилетают имена со сказочной планеты и нашептывают им во снах свои истории. Так продолжается жизнь имен на земле. Вот такая история.

Сегодня я предлагаю вам попробовать разгадать тайну ваших имен. Мы отправимся в сказочную страну Имени, и если нам повезет, то мы сможем не только услышать наши имена, но и увидеть их. Но чтобы войти в сказочную страну, нужно соткать паутинку из наших имен. И только тот, кто пройдет через эту паутинку, сможет наполниться волшебной силой и прикоснуться к таинству имени.

Педагог-психолог: Вы готовы?

Дети: Да!

Педагог-психолог: У меня в руках клубочек. Каждый из вас будет брать его в руки и наматывать ниточку на свой стульчик, произнося свое имя. Все остальные в это время постараются придумать и назвать как можно больше ласковых имен для своего товарища».

Когда ласковые имена будут названы, ребенок, для которого их придумывали, выбирает то, которое ему понравилось больше всего. Затем -перекидывает клубок тому товарищу, который назвал это имя. И так до тех пор, пока каждый из детей не выберет себе ласковое имя. В процессе игры педагог-психолог помогает закрепить нитку за стульчик, создавая тем самым «паутинку».

Дети, которые вторично получили клубок, просто обматывают нитку вокруг своего стульчика и передают клубок дальше.

Педагог-психолог: «Вы молодцы! Все действовали дружно и поэтому соткали такую чудесную «паутинку» из наших имен. Теперь нам осталось только пройти через нее, чтобы наполниться волшебной силой. В добрый путь!

Дети по очереди перелезают через «паутинку», помогая друг другу.

Педагог-психолог: Вот мы и добрались до страны Имени и находимся в самом ее сердце. Слышите, волшебные звуки музыки уже встречают нас. Давайте присядем и приготовимся к встрече со своим именем. Закройте глаза и представьте себе, на что похоже ваше имя, как оно выглядит? Из чего оно сделано? Какие в нем есть цвета? Как оно пахнет? Как звучит? Как двигается?

Внимательно послушайте, что нашепчет вам музыка страны Имени. В какую тайну вас посвятит.

Музыка звучит еще 1-2 минуты.

Педагог-психолог: А теперь, используя эти волшебные предметы (карандаши, восковые мелки и т. д.), изобразите портреты ваших имен, чтобы все могли не только слышать, но и увидеть ваши чудесные имена.

Выбирайте, что вам нравится, и приступайте к работе. У вас есть 15 минут».

Включается спокойная музыка. В процессе работы детям сообщается, что осталась половина времени, одна минута, чтобы они успели завершить начатое. После окончания работы дети садятся в круг и представляют свое имя, какое оно.

Педагог-психолог: Расскажите на что похоже ваше имя, как оно выглядит? Из чего оно сделано? Какие в нем есть цвета? Как оно пахнет? Как звучит? Как двигается?

Даня: Мое имя пахнет мандаринкой!

Арина: А мое духами, и оно танцует!

Настя: Мое имя пахнет конфетами и оно пушистое!

Вика: Мое имя пахнет супом, красным, борщом и оно такое мягкое, как кошечка.

Сема: А я иногда бываю, вот таким веселым и вот таким грустным и наверно вкусное мое имя.

Аня: мое имя разное иногда грустное, часто веселое и такое сладкое как зефир в шоколаде.

Педагог-психолог: Вы молодцы! Вы были очень внимательными и смогли познать тайну своего имени. А сейчас пора возвращаться. Нам нужно вновь пройти через «паутинку» имен. Но вначале совершим круг почета своим именам.

Дети проходят круг под музыку, держа перед собой портреты.

Педагог-психолог: Спасибо, чудесная страна, и до свидания!

Приложение к конспекту «Волшебная поляна»

Прохождение «волшебной паутинки имени»

D:\Берсенева\ПСИХОЛОГ\Сказкотерапия\1 Волшебная поляна\IMG_20240117_102802.jpg

D:\Берсенева\ПСИХОЛОГ\Сказкотерапия\1 Волшебная поляна\IMG_20240117_102834.jpg

В чудесной стране имени


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тематическое занятие

для детей старшего возраста

«Поговорим о доброте»

https://sc44-surgut.gosuslugi.ru/netcat_files/48/190/slide_11.jpg

Разработала: Берсенева Г.А.

педагог-психолог МДОУ детский сад № 28

ГО Богданович

ЦЕЛЬ: обобщать представление детей о доброте как о ценном качестве человека, развивать социальные чувства, взаимопомощь.

ЗАДАЧИ:

- Формировать дружеские взаимоотношения;

- раскрыть сущность понятий «добро» и «доброта», «добрые поступки»;

- активизировать словарь детей (добро, радость, счастье, забота, внимание);

- развивать у детей логическое мышление, воображение и внимание, привить интерес к новой форме игровой деятельности;

- формировать представление у детей о доброте, воспитывать добрые чувства к окружающим людям, помочь понять детям, что все нуждаются в любви и доброжелательном отношении;

- создание благоприятного климата в группе, развитие коммуникативных навыков.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривание иллюстраций, чтение стихов, пословиц о добре, заучивание наизусть, просмотр мультфильмов, чтение сказок о добре.

Ход занятия:

Педагог-психолог: Давайте сегодня все станем добрее,

Посмотрим на мир от души, веселее,

Поможем старушке котомку нести,

Тем более, если нам с ней по пути.

И станет от этого радостней, легче,

Все будут ценить нас, наверное, крепче,

И станут сбываться все планы, мечты!

Вас с праздником, люди! Всех с Днем доброты!

Педагог-психолог: Ребята, вам понравилось стихотворение? Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Ответы: о доброте

Педагог-психолог: А что такое доброта?

Ответы: стремление делать добро другим.

Педагог-психолог: Как хорошо, когда вы все улыбаетесь. Хочу вам предложить весь сегодняшний день посвятить добрым делам.

Педагог-психолог: Что же такое добрые дела?

Ответы детей: ………..

Педагог-психолог: Предлагаю поиграть в игру «Оцени поступок».

Игра «Оцени поступок».

Цель: с помощью сюжетных картинок развивать представления детей о добрых и плохих поступках; характеризовать и оценивать поступки; воспитывать чуткость, доброжелательность.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры

Дети работают в парах. Каждая пара берет со стола сюжетную картинку. Дети должны рассмотреть картинку, описать, что видят и оценить поступок. Например: двое детей рассказывают по очереди: «Мальчик забрал у девочки мяч, девочка плачет. Мальчик сделал плохо, так делать нельзя».

Педагог-психолог: А что нужно для того, чтобы люди стали добрее, чтобы доброта была повсюду? Как нужно начинать свой день?

Ответы: с добрых слов и добрых дел.

Педагог-психолог: А какие добрые и вежливые слова вы знаете?

Ответы: доброе утродобрый день, до свидания, здравствуйте, извините, пожалуйста, приятного аппетита, простите, спасибо.

Педагог-психолог: Молодцы, слова вспомнили, но вы их и так говорите все на дню по сто раз. Я вас приглашаю выйти на коврик, встаем все в круг, поиграем в игру «Ласковое слово».

Игра «Ласковое слово»

Цель: учить детей ласково, с любовью обращаться к своим родным; развивать связную речь, мышление; воспитывать любовь к своей семье.

Материал: воздушный шарик.

Ход игры

Педагог-психолог бросает мяч ребенку и предлагает назвать определенное слово ласково: например, мама - мамочка, папа - папочка т.д. Затем дети бросают шар друг другу и называют друг друга ласково.

Педагог-психолог: Ребята давайте вспомним правила доброты.

Дети с педагогом: совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений. Любить людей знакомых и незнакомых. Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких, друзей. Не завидовать. Не вредничать. Не грубить.

Педагог-психолог: Отлично сейчас послушайте сказку о корове Зорьке и добрых делах.

Сказка о корове Зорьке и добрых делах

Надежда Болтачева

Жила-была домашняя корова.

Весь день щипала клевер на лугу.

Раз пастушку шепнула:

– Знаешь, Вова, в коровнике жить больше не могу!

Жевать траву я без толку устала.

Пойду кА делать добрые дела! –

Взяла ведро, водички натаскала

И все цветы в округе полила.

Но было в этот день с утра ненастно,

И очень скоро дождь заморосил…

– Цветочки поливала я напрасно!

– А кто тебя, их поливать просил? –

Пастух ответил плачущей корове.

– Цветы все лето поливает дождь. –

В ответ корова улыбнулась Вове:

– А ты со мной на подвиги пойдешь?

– На подвиги? Как это благородно!

От этих слов захватывает дух.

Готов идти с тобой куда угодно,

Ведь я твой друг, защитник и пастух.

Приятели отправились в дорогу,

Вдруг видят, вязнет в луже грузовик.

Шофер ждет тракториста на подмогу.

Он весь промок: бушлат и дождевик.

«Я помогу вам, – Зорька промычала, –

Ура, я дело доброе нашла!»

Минут пятнадцать грузовик качала…

И на пол метра сдвинуть не смогла.

Через минуту трактор появился

И вытащил из лужи грузовик.

«В лесу немного, братцы, заблудился.

Я так спешил, поехал напрямик».

Опять корова Зорька огорчилась.

–  И как тут делать добрые дела?

Я так старалась, но не получилась.

Помочь хотела, но не помогла. –

Кивнул ей пастушок: – Не огорчайся.

Полно еще на свете добрых дел.

Вот шоколадка, Зорька, угощайся,

Ей протянул, немножко покраснел…

Гляди уж полдень – время для обеда,

Пора чего-нибудь перекусить.

– Я все решила! Котика-соседа

Нам нужно шоколадом угостить. –

Но хитрый кот от плитки отвернулся,

Кусочек колбасы он съесть мечтал.

А Вовка вдруг на птенчика наткнулся.

Он из гнезда нечаянно упал.

– Гляди кА, Зорька, добрым делом пахнет.

Вот мама-птичка скоро прилетит.

Посмотрит на гнездо и сразу ахнет!

Где мой сыночек-птенчик закричит. –

На дерево залез спокойно Вова

И птенчика обратно посадил.

Копытами захлопала корова.

– Какой ты славный подвиг совершил!

Тобой я не устану восхищаться!

Мне ж с добрыми делами не везёт.

– Пора домой нам, Зорька, возвращаться.

Деревня молоко на ужин ждет.

Ждет МОЛОКО! Да как же ты забыла?

Ходить не нужно, Зорька, далеко.

Ты добрых дел так много совершила,

Ведь каждый день даешь нам МОЛОКО!

Без молока, поверь мне, что за каша?

Добрее дел, пожалуй, не найдешь.

Сыр, масло, творог, йогурт, простокваша…

Притом наград и почестей не ждешь!

Все: тракторист, шофер и кот соседский

Сметану обожают и кефир.

Есть даже шоколад молочный детский.

А я люблю сгущенку и пломбир.

Спасибо тебе, Зоренька, за это.

Пойду косу у деда попрошу,

Пока в разгаре солнечное лето,

На ужин свежей травки накошу.

Педагог-психолог: О чем говорится в сказке?

Дети: корова хотела сделать доброе дело, но у нее не получалось.

Дети: Корова и так делает доброе дело каждый день, она дает нам молоко!

Педагог-психолог: Ребята, вы сегодня были очень внимательны и добры друг другу. Выйдем на коврик и сделаем упражнение «снеговик».

Упражнение «Снеговик»

Цель: снять психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов; создание благоприятного климата в группе; развитие коммуникативных навыков.

Педагог-психолог: Желаю добрыми вам быть,

Прощать, любить и верить.

Пока тепло горит в сердцах,

Вам все открыты двери.

Я хочу вам пожелать быть добрыми и совершать хотя бы одно доброе дело каждый день, и вы увидите, как мир вокруг вас изменится и солнце станет ярче.

Приложение

Игра «Оцени поступок»

Игра «Назови ласково»

         

Собрали «Дерево добрых дел»