Родителям на заметку от логопеда

Берсенева Галина Александровна

Информация для родителей. 

Речь — это разговор человека, выражение эмоций через знаки языка, действие, выраженное при помощи звуков. Язык — это система знаков, через которую мы передаем информацию письменно и устно.

 Способность человека говорить является одной из ярких его особенностей.  Чем богаче и правильней его речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в получении информации, в оперировании ею, полноценнее будут его взаимоотношения с окружающим миром. Этим  объясняется большое внимание, которое уделяется проблеме речи. Необходимо помнить, что недостатки речи оказывают отрицательное влияние на многие стороны личности ребенка. У него может возникнуть речевая замкнутость, нерешительность, излишняя застенчивость. Особенно резко обнаруживается неуверенность в своих силах и знаниях. Это понижает интерес к окружающему, подавляет любознательность.

Многие речевые аномалии, если их своевременно не исправить, могут стать причиной неуспеваемости ребенка в школе. Вот почему коррекцию нарушений речи в дошкольный период можно считать особо значимой проблемой специальной педагогики. Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условия для полноценного речевого и психического развития подрастающего человека. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родителям на заметку

Учитель-логопед МДОУ детский сад № 28: Берсенева Г.А

! Нормы речевого развития от 0 до 3-х лет

1,5 - 3 месяцев - гуление

6 - 8 месяцев - лепет

1 - 1,5 года - звукоподражания, 5-15 первых слов

2 года- от 50 слов, первая фраза, состоящая из двух слов

3 года- от 800 слов, развернутая фразовая речь

! При каких условиях речи не будет?

1. Пока возможности ребенка не учитываются.

2. Пока желания ребенка угадывают речи не ждите.

3. Пока мамина речь льется потоком- откуда появится речь у ребенка!?

4. Пока в руках у ребенка планшет, телефон - речи не будет.

Только качественное взаимодействие с мамой дает мотив к общению и повторению.

! Когда появляются первые слова

Первые слова возникают из лепета и как правило, состоят из двух одинаковых слогов (мама, папа, баба...) появляются они в возрасте 1 года.

️Если в 1 год нет слов?

Если в речи ребенка есть активный лепет, то стимулируем ребенка на произнесение первых слов.

️Когда стоит волноваться?

* в 1 год нет слов

* нет активного лепета

* ребенок не откликается на имя

! Речь не существует самостоятельно сама по себе

Она обслуживает ведущую деятельность.

▪️ до 3- х лет- предметную

▪️с 3 до 7 лет- речь развивается в рамках игровой деятельности

▪️ с 7 лет- учебную

На сценарий ведущей деятельности возраста накладывается сценарий речевой.

! К психологическим предпосылкам речи относятся:

1. Потребность в общении со взрослым

2. Умение вступать в совместную деятельность

3. Неречевое и речевое подражание

! Особенности речи девочек

Для девочек характерно более раннее начало речи, так как их нервная система "созревает" быстрее.

  • У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы.
  • Девочки позднее осваивают фразовую речь, зато стараются говорить правильно "как взрослые".
  • Для них важна речь как общение.

! Особенности речи мальчиков

Речь мальчиков характеризуется более поздним появлением.

  • У них прежде всего формируется словарь названий действий, относительно рано формируется грамматический строй речи, но говорят мальчики при этом часто "на своем языке".
  • У мальчиков цель общения - вступить в диалог, чтобы получить некий ответ.


Предварительный просмотр:

Родителям на заметку

Учитель-логопед МДОУ детский сад № 28: Берсенева Г.А.

Движение и речь - как связаны между собой?

Речевое развитие в онтогенезе проходит параллельно с моторным.

2 месяца - ребенок самостоятельно держит голову - появляется гуление.

6 месяцев - ребенок самостоятельно сидит - появляется лепет.

В 1 год - ребенок самостоятельно пошел - появляются первые слова.

Если искажается двигательная сфера- искажается и речевое развитие.

Речевой режим для неговорящих детей

На этапе первых слов и первых фраз малыша родителям необходимо соблюдать

особый "режим" в общении с ребенком дома.

1. Говорим только о том, что делаем

2. Даем речевой образец

3. Задаем альтернативные вопросы

4. Говорим мало, четко артикулируя, утрированно

5. Многократно повторяем каждое слово.

Речевые прогулки с мамой

Гуляя с ребенком - не молчите!

Знакомьте его с окружающим миром: ребенок познает осязая и обоняя окружающий мир!

Если позволяет погода, отправляйтесь с ребенком на прогулку.

Подборка книг по работе с малоговорящими детьми.

1. О. Е. Грибова " Что делать, если ваш ребенок не говорит? "

2. Г. В. Дедухина, Е. В. Кириллова "Учимся говорить: 55 способов общения с неговорящим ребенком"

3. Е.А. Янушко "Помогите малышу заговорить!"

4. С. В. Батяева, Е. В. Савостьянова "Альбом по развитию речи для самых маленьких"



Предварительный просмотр:

Несколько рекомендаций для родителей по воспитанию звуковой культуры речи у детей:

  1. Тренируйте артикуляционный (речевой) аппарат ребёнка с помощью упражнений в тетради.
  2. Развивайте дыхание и голос с помощью различных упражнений.
  3. Упражняйте детей в различении разных звуков по слуху.
  4. Не искажайте слова («сюсюкание»), говорите правильно и отчётливо.
  5. Исправляйте ошибки в речи ребёнка мягко, но настойчиво.
  6. Развивайте длительный плавный выдох, так как от силы и направленности воздушной струи зависит произношение многих звуков.
  7. Пойте песни.

Важно помнить, что любое занятие должно приносить ребёнку только положительные эмоции!

В норме, дети старшего дошкольного возраста: к 6-7 годам, должны четко произносить все звуки в составе слов и предложений. На вопросы ребенок уже отвечает развернутыми фразами: сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, может пересказать сказку, придумать рассказ по картинке, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме.

Некоторые недостатки в речи детей, возможно, устранить только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков устранить легко, и доступно и родителям. Для того, чтобы помочь вашему ребенку во время овладеть звукамиправильно их произноситьиграйте в данные игры:

  1. Игра с мячом «Назови слова со звуком [м]»

Цель: Продолжать учить детей называть слова с заданным звуком, различать звуки в словах.

Ход: Передавая мяч друг другу нужно назвать слово со звуком [м]. Можно задавать звук в начале слова ( мак, мяч), в конце слова (сом, ком).

  1. Игра «Хлопни, топни, прыгни»

Цель: Развивать фонематический слух детей, умение слышать заданный звук.

Ход: Взрослый называет разные слова, в том числе со звуком [м]. Ребенок слушает, как услышит слово с заданным звуком -  выполняет действие – хлопок, прыжок и т.д. (рак, мак, бак; щука, диван, сом)

  1. Игра «Слово-друг»

Цель: Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.

Ход: Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку. Ребенок называет слово-друга и возвращает мяч обратно. Образец: ком – дом, рак – мак, галка-палка, мышка-мишка, печка-свечка, стол-пол, Маша-растеряша.

  1. Игра «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие (ягоды).

Движется по дорогам, по воде, по воздуху (транспорт).

  1. Игра «Угощаю»

Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые»«соленые»«горькие» слова.

  1. Игра «Подружи слова»

Листья падают – листопад. Снег падает – снегопад. Вода падает – водопад. Сам летает – самолет. Пыль сосет – пылесос и т.д.

  1. Игра «Интересная буква»

Цель:  Запомнить образ буквы.

Ход: рисовать букву на листе, на песке, в манке. Лепить букву из пластилина, теста, глины. Выкладывать букву из палочек, веревочек, камушек, листочков, машинок и т.д.

Игры и упражнения на развитие дыхания

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно.

Параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух;

- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

  1. Игра «Надуваем животик»

Цель: учить детей делать вдох носом, выдох ртом.

Ход: лежа на спине делать вдох носом и надувать живот, выдох ртом - живот плавно опускать вниз. Повторять 3 - 4 раза. «Мы будем «надувать» животик как шарик, делая вдох носом. И «сдувать», делая медленный выдох ртом»

Рекомендации: вначале игра проводиться беззвучно; затем выдох можно делать длительным и сильным, воздушная струя холодная; затем медленный, длительный выдох с произнесением гласного звука (а, о, у), воздушная струя теплая.

  1. Игра «Снег идет или одуванчики»

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: кусочки ваты.

Ход : Перед началом занятия разложите кусочки ваты на столе расскажите историю, что будете сдувать зимой снежинки, летом - одуванчики. Взрослый показывает как надо дуть на вату, ребенок повторяет.

Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.

  1. Игра «Вертушка»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно:

- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.

Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.