Реализации педагогических инициатив

Анчугов Дмитрий Сергеевич

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации города Когалыма

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8» города Когалыма

Принято на заседании методического (педагогического) совета

от «___»________________

Протокол №____________

Утверждаю

Директор МАОУ Александрова Е.В.

«___»_______________20___г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Военно-историческое моделирование»

направленность: техническая

Уровень: базовый

Возраст обучающихся: 10-13 лет

Срок реализации: 1 год                                                                                                                                              Составитель:

                                                                                  Анчугов Дмитрий Сергеевич,

                                                                                                  Педагог дополнительного образования

г. Когалым,  

2020 год

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа ««Военно-историческое моделирование» в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.) Российская федерация федеральный закон об образовании в российской федерации.

- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей  от 07.03.1995г. №233 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.03.2009 № 216).

Письмо Минобразования Российской Федерации от 20 мая 2003 года № 28-51-396/16 «О реализации дополнительных образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей».

- Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 №06-1844 « О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей  Минобрнауки Российской Федерации от 11.12. 2006 г. № 06-1844 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей».

- Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" от 01.07.2013 №68-оз (ред. от 19.11.2014)

- Концепция развития дополнительного образования, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации детей от 04.09.2014 № 1726-р; Концепция  развития системы образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года.

- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14);

- Уставом МАОУ «Средняя школа №8»

Направленность программы Дополнительная развивающая программа «Военно-историческое моделирование» имеет техническую направленность.

Уровень программы Уровень программы – базовый

Актуальность программы

«Военно-историческое моделирование» заключается в том, что она способствует удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся в занятиях научно-техническим творчеством и направлена на обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания обучающихся. Оригинальность программы заключается в объединении процессов изучения возникновения, развития военной техники и вооружения и обучения навыкам копийного моделирования техники и оружия из дерева.

Военно-патриотическое воспитание является составляющей частью воспитательного процесса подрастающего поколения и становится все более актуальной        в        наши        дни.        Общественно-политические и социально-экономические        изменения  в стране, развитие демократии, реформа образования, значительное расширение информационного поля повлияли на военно-патриотическое воспитание. Современный ребенок, восторгающийся «Звездными войнами», насмотревшись американских фильмов о второй мировой войне, наигравшись в компьютерные игры «Воздушные сражения» или «Танковые войны» (которые претендуют на полную историческую достоверность), считает, что в Великой Отечественной войне победили американцы, что самый лучший танк в мире - гитлеровский «Тигр», что русские войска никогда не умели грамотно воевать и так далее.

Форма восстановления национального военно-патриотического воспитания могут быть различными: военно-спортивные комплексные игры, военно-исторические клубы и движения, историко-исследовательские, поисковые направления и т.д. Одной из таких форм может быть моделизм, точнее его военно-техническое направление.

Существует целая отрасль моделирования разной степени сложности, доступности и используемого материала, в том числе из древесины. Но в основном система рассчитана либо на взрослых, либо на детей старшего школьного возраста, имеющих соответствующую подготовку и навыки в области моделизма. Издания, предлагающие детям для занятий моделизмом свою продукцию, немногочисленны, а предлагаемые ими модели для самостоятельной сборки либо примитивны и практически не соответствуют историческим прототипам, либо сложны для детей возраста 8-15 лет, а также не дают системных знаний и доступных исторических справок по развитию военного оружия.

Особенностью программы является этапность изучаемого материала в зависимости не от хронологической последовательности появления того или иного вида военной оружия или вооружения, а от степени доступности моделей для практической работы.

Основной составляющей частью программы является моделирование, построение копий масштабной модели оружия , тематически направленное, доступное в любом образовательном учреждении практически каждому обучающемуся младшего и среднего школьного возраста.

Важность программы состоит в том, что она даёт возможность не только получить знания, умения и навыки в области моделизма посредством создания доступных и демократичных моделей, максимально приближенных к историческим прототипам, но и познакомиться с различными историческими эпохами, военной историей России и других стран, военной терминологией и т. д.

Цель программы

Цель программы  обучение моделированию из дерева оружия .

Задачи программы Обучающие:

обучить технологии изготовления моделей военного оружия.

дать знания об основных этапах истории развития оружия, его эволюции и значении;

дать знания о военной истории как части мировой истории и истории России;

научить основам работы с деревом.

Развивающие;

развить логическое, абстрактное и пространственное мышление; развить творческие способности;

сформировать умения и навыки, способствующие профориентации. Воспитательные;

воспитать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости, уважительного отношения к военной истории своей Отчизны;

содействовать формированию интереса к исследовательской и поисковой работе;

воспитать чувство коллективизма;

Обучающиеся, для которых программа актуальна Возраст обучающихся по данной программе: 8-15 лет. Группы формируются с учетом возраста и индивидуальных

возможностей и способностей обучающихся. Формы и режим занятий

Форма обучения – очная, групповая.

Количество обучающихся в группе: 10-13 человек

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (4часа в неделю), с перерывами 15 минут в конце каждого часа.

          Срок реализации программы

Срок реализации программы – 1 год Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения:140 часов.

Планируемые результаты. 

Предметные результаты

знать:

технику безопасности при сборке модели из дерева;

основные операции по сборке простых моделей-копий различных типов военного оружия и техники ;

основные памятные даты Российской военной истории; виды военного вооружения и ее назначение

основные этапы военной истории, связанные с использованием военной техники и оружия ;

технические особенности и краткие характеристики наиболее известных образцов военного  вооружения и техники;

основы воинских традиций Российских Вооруженных Сил; уметь:

читать схематические и габаритные чертежи для моделирования;

выбирать модификацию, вариант исполнения и окраску собираемой модели;

определять степень доступности и сложности модели-копии из двп и дерева;

изготавливать масштабные модели-копии из древесины образцов боевого вооружения;

работать с столярными инструментами, металлом, проволокой,.

       Личностные результаты

−        сформирована способность мыслительных операций: наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;

−        воспитано стремление к организованности, взаимопомощи, отзывчивости, пониманию, уверенности в себе;

−        сформировано ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

−        созданы предпосылки формирования целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

−        сформировано осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;

−        сформирована коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

−        сформирована готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

−        сформирована способность творчески использовать приобретѐнные навыки;

−        сформированы нравственные чувства и приобретены навыки нравствен-ного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

Метапредметные результаты

сформировано умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы своей познавательной деятельности;

сформировано умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

сформировано умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

сформировано умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

сформировано умение оценивать собственные возможности решения учебной задачи и правильность ее выполнения;

приобретен опыт целостного восприятия окружающего мира.


2. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. 

Формы контроля.

Реализация программы «Военно-историческое моделирование» предусматривает входной и текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Входной контроль осуществляется в форме собеседования с обучающимся и одним из законных представителей обучающегося.

Текущий контроль включает следующие формы:

подготовка копий моделеи и участие в конференции проектно-исследовательских работ;

тестирование по теоретическому освоению материала; мини-выставка обучающихся;

участие в выставках, фестивалях, конкурсах городского, всероссийского и международного уровня.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципального автономного образовательного учреждения Средняя школа № 8 города Когалым в формах: тестирование, зачет; защита реферата, учебно-исследовательской работы или проекта, участие в конференциях, олимпиадах, выставках, смотрах.

Тестирования индивидуальной мини-выставки.

Публичная презентация образовательных результатов программы осуществляется в форме открытой выставке тематических работ обучающихся.

Средства контроля

Для подведения итогов выделяются измеряемые параметры, соответствующие планируемым результатам. В таблице фиксируются оценки знаний, сформированных умений и практических навыков у обучающихся за год. Полученные результаты позволяют отразить динамику успехов и неудач обучающегося, определить конкретные формы помощи со стороны педагога.

Ф.И.О. обучающегося

Основные виды военной техники и типаж периода согласно теме года

История возникновения и особенности боевого применения видов военной техники и  оружия

Чтение чертежа и схем сборки модели, расшифровка разверток, определение алгоритма работы

Техника изготовления модели, точность и аккуратность сборки

Оформление и отделка модели, соответствие образцу

Участи е в выставках, конкурсах, фестивалях конференциях

1

2

3

4

5

6

Низкий уровень:

1. Недостаточно знаний об основных видах военной техники, типах боевой, транспортной и вспомогательной техники определенного        периода согласно теме года;

2. Низкий уровень об истории возникновения и особенностях боевого применения видов военной техники и оружия .

3. Недостаточно хорошо умеет читать чертеж, определять схему сборки и расшифровывать развертки модели;

4. Не владеет техникой изготовления модели, не может выполнить сборку модели от начала и до конца;

5. Не может самостоятельно оформить и отделать модель; 6. Не принимает участия в выставках.

Средний уровень:

1. Знает об основных видах военной техники, типах боевой, транспортной и вспомогательной техники определенного периода согласно теме года;

2. Знает историю возникновения и особенности боевого применения видов военной техники.

3. Умеет читать чертеж, определять схему сборки и расшифровывать развертки модели;

4. Владеет техникой изготовления модели, может выполнить сборку модели от начала и до конца;

5. Может самостоятельно оформить и отделать модель; 6. Принимает участие в выставках.

Высокий уровень:

1. Хорошо знает об основных видах военной техники, типах        боевой, транспортной и вспомогательной техники определенного        периода согласно теме года;

2. Хорошо        знает        историю        возникновения        и        особенности        боевого применения видов военной техники.

3. Хорошо умеет читать чертеж, определять схему сборки и расшифровывать развертки модели;

4. Способен самостоятельно организовывать и выполнять свою работу, хорошо владеет техникой изготовления модели;

 5. Проявляет фантазию в оформлении и отделки модели, вносит индивидуальные черты в проработке модификации и дополнительных

опций.

6. Активно принимает участие в выставках, конференциях, фестивалях, конкурсах.

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Цель: научить собирать в соответствии со схемами сборки и чертежами, сформировать навыки работы с инструментами для моделирования, окрашивать модели с помощью кистей и аэрографа

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

  1. Вводное занятие

4

2

2

  1. Организация рабочего места при работе

2

1

1

  1. Немного истории

8

4

4

  1. Выбор модели и чтение схем и чертежей

6

2

4

  1. Правила работы с клеями и шпаклёвками

7

2

5

  1. Инструменты и их назначение

6

1

5

  1. Сборка модели оружия

8

1

7

  1. Соединение крупных узлов и деталей оружия

14

1

13

  1. Сборка оружия

9

1

8

  1. Важные «мелочи»

15

1

14

  1. Сборка и деталировка оружия

12

2

10

  1. Окрашивание моделей

10

1

13

  1. Детализация оружия

6

1

5

  1. Имитация эксплуатации

12

1

11

  1. Индивидуальная работа с учащимися

16

-

16

  1. Защита проекта

5

-

5

  1. Техника безопасности (в рамках занятий)

ИТОГО

140

20

120

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ – 144 ЧАСА

Теория – 24 часа, практика – 120 часов

  1. Вводное занятие. Введение в образовательную программу.

Теория: Введение теоретических понятий: моделирование, модель, диорама, литники, расходные материалы, аэрограф. Знакомство с моделями различных фирм, специальной литературой, журналами, Интернет-сайтами для моделистов.

Практика: Развитие коммуникативных навыков учащихся, умения работать в Интернете, с учебной литературой. Демонстрация диорам в школьном музее, видеопрезентация. Просмотр фото и видеоматериалов. Просмотр журналов, чтение специальной литературы. «Экскурсия» по Интернет-сайтам для моделистов.

  1. Организация рабочего места моделиста

Теория: Инструктаж по технике безопасности при работе в мастерской. Закрепление теоретических понятий: верстак.

Практика: Изучение научной организации труда. Подготовка чертежей оружия .Шаблонирование частей оружия и техники

Немного истории

Теория: История Второй мировой. Военная техника на полях сражений. История созданияоружия, участие в боях. Конструкторы. Герои войны.

Практикум: Работа с историческими документами, изучение мемуарной литературы, энциклопедических материалов (Интернет-ресурсы). Просмотр фото и видеоматериалов. Создание презентаций в программе Power Point, защита учащимися презентаций по выбранным темам.

 Контроль знаний по истории. Тестирование.

  1. Выбор модели и чтение схем и чертежей

Теория:  История развития моделирования. Фирмы-производители оружия.

Практикум: Выбор модели в зависимости от темы будущего проекта. Фирмы-производители. Обучение проектированию. Составление плана будущего проекта. Масштаб. Схемы сборки. Чертежи. Схемы окрашивания.

  1. Правила работы с клеями и шпаклёвками

Теория: Виды клеев и шпаклевок. Техника безопасности при работе с клеями и шпаклёвками. Химические составы для склеивания деталей.

Зачет по теории.

Практика: Соединение деталей, клея для дерева. Работа с моделью оружия

и другими видами оружия.

Инструменты и их назначение

Теория: Инструменты для работы с деревом . Наждачная шкурка различной степени зернистости... Свёрла, ручные тиски. Техника безопасности при работе с инструментами. Разметочный инструмент.

Практика: Развитие умения работать с разметочными инструментами: штангенциркулем, линейкой, транспортиром, шаблоном. Вырезание деталей из двп с последующей зачисткой. Разметка и резка древесины, зачистка готовых деталей. Вырубка деталей из тонколистового металла.

Сборка модели. .

Теория: Изучение порядка сборки модели. Расположение деталей на чертеже.

Практика: Пиление шаблонов, разметка на материале. Выпиливание деталей из дерева. Зачистка дефектов древесины. Проверка стыковки деталей. Правильность расположения соединительных штифтов. Фиксация деталей модельным скотчем. Поузловая сборка.

  1. Соединение крупных узлов и деталей

Теория:  Техника безопасности при работе с режущими инструментами, клеями, шпаклевками. Сравнительный анализ модели с прототипом.

Практика: Соединение деталей корпуса и башни бронетехники. Склеивание. Зачистка дефектов. Шпаклевание. Многодетальные изделия, неподвижное и подвижное соединение деталей.

  1. Сборка оружия и техники

Теория: Виды оружия

Практика: Сборка раздельных оружия. Окрашивание.

  1. Важные «мелочи»

Теория: Имитация. Детализация. Экономное расходование материала и использование вторичного обрезков древесины.

Практика: Зачистка соединительных швов.. Крепление мелких деталей к корпусу. Изготовление мелких деталей из подручных материалов.

  1. Сборка и деталировка артиллерийских орудий

Теория: Изучение фотографий артиллерийских орудий и оружия. Заочные экскурсии в музей оружия (по материалам Интернет-сайтов, фотоальбомам).

Практика: Сборка и окраска. Работа с мелкими деталями.

  1. Окрашивание моделей

Теория: Техника безопасности при работе с красками. Окрашивание. Окраска с помощью кисти. Работа с кистью. Акриловые краски, эмалевые, нитрокраски. Лаки.

Практика: Изготовление и подготовка к работе палитры . Окрашивание бронетехники, артиллерийских орудий, самолетов, кораблей в соответствии с периодом эксплуатации (летний и зимний камуфляж; немецкая, советская, американская техника), театром военных действий (Вторая мировая война, локальные конфликты). Выполнение камуфляжа с помощью краскопульта и кисти. Атмосферная и воздушно-тепловая сушка изделий.

  1. Детализация

Теория: Опознавательные знаки военной техники. Работа с историческими материалами.

Практика: Изготовление частей оружия курков, прицелов .

  1. Имитация эксплуатации

Теория: Тонировка. Высветление. Шпаклевание. Зачистка

Практика: Имитация окраски, , , работа  по сборке оружия различными способами. Специальные эффекты: дефекты поверхности, следы от попадания снарядов и пуль.

  1. Индивидуальная работа с учащимися.

Практика: Работа по методу «подмастерья». Оказание консультативной помощи при сборке и окрашивании моделей.

  1. Защита проекта

Практика: Уроки контроля. Выступления учащихся. Демонстрация моделей. Сообщения по истории создания военной техники. Участие в научно-практических конференциях, выставках технического творчества, конкурсах.

IV.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Работа по программе предполагает использование перспективных технологий обучения и воспитания:

1. Личностно-ориентированных

Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. На занятиях объединения «Моделист» формируются и развиваются такие качества личности, как целеустремленность, терпение, толерантность.

2.Проектной технологии

Проектная технология–одна из современных интерактивных технологий обучения, которая  формирует навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Кроме того, именно проектная технология способствует дальнейшему профессиональному самоопределению, учит применять полученные знания в нестандартных ситуациях.

3. Развивающего обучения

Позволяет выращивать  в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка. К концу третьего года обучения школьники демонстрируют высокий уровень самостоятельности при выполнении проектов, уже на втором году обучения проявляют больше инициативы в выборе тематики будущих диорам, отборе информации. Для многих увлечение моделированием перерастает в хобби.

4. Индивидуального обучения

Воспитание и обучение с учётом  индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка (особенностей памяти, уровня развития трудовых навыков, проектных умений и т.д.) позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы. Для одаренных учеников разработаны индивидуальные образовательные маршруты.

5. Информационно-коммуникационных

В современном мире при все нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. Из-за удаленности поселка от центра Интернет является одним из самых действенных источников информации. Умение находить, отбирать и перерабатывать информацию является одним из важнейших проектных умений, которые формируются в процессе занятий объединения «Моделист». На занятиях часто применяются мультимедийные презентации, видеоматериалы, кадры военной кинохроники, организуются заочные видеоэкскурсии по сайтам музеев. Учащиеся готовят презентации Power Point для зачетных занятий по истории («История российского флота», «Флот Петра I», «Русский военный мундир», «Героическая оборона Сталинградского тракторного» и др.).  

6. Развития творчества

Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать  у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.

Ведущим в обучении подростков по данной программе является метод творческих проектов. Диорама – это учебный проект, то есть ее создание требует самостоятельной исследовательской деятельности ребенка, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость. При подготовке проекта развиваются интеллектуальные умения: аналитическое, ассоциативное, логическое мышление. Ребенок учится планировать свою деятельность от замысла до воплощения в изделии. Защита проекта предполагает выступление учащегося с краткой характеристикой работы, коллективное обсуждение.

Применяются также следующие методы и приемы:

  • Наглядности (работа с таблицами окрашивания, схемами сборки , просмотр видеофильмов, фотоматериалов, энциклопедических изданий, специальной литературы и др. наглядных пособий оружия)
  • Словесные (пояснения, комментарии к документальным фильмам, фотографиям, хронике)
  • Практические (самостоятельное  и под руководством педагога выполнение проектов, использование различных инструментов и материалов)
  • Эвристические (открытие новых знаний по истории)
  • Проблемно-поисковые
  • Проблемно-мотивационные
  • Метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в процессе выбора темы, композиции, материалов для будущего изделия, консультативная помощь педагога в процессе выполнения проекта)

Формы работы с детьми во время занятий разнообразны:

  • Беседы – обсуждение документальных фильмов на исторические темы, документальных фотографий.
  • Лекции «Леди танковых войск», «История Т-34», «Малоизученные страницы истории», «Курская битва», «Бои под Сталинградом» и др.
  • Разгадывание кроссвордов на исторические темы
  • Викторины на исторические темы: «Города-герои и города воинской славы», «Великие полководцы», «Цифры и факты» и др.
  • Подготовка и защита мультимедийных презентаций.
  • Заочные экскурсии по сайтам  «Музеи России» http://www.museum.ru, «Кубинка»http://www.tankmuseum.ru,«Диорамы»  http://www.diorama.ru.
  • Предзащита проектов (изделии)
  • Просмотр видеофильмов, кинохроники военных лет (теоретический блок)
  • Работа с энциклопедиями и специальной литературой
  • Чтение схем сборки и окрашивания изделий, карт военных действий, чертежей военной техники.
  • Практическая работа по сборке, окрашиванию, тонировке моделей (групповая, индивидуальная, в парах)

В течение всего периода обучения проводится мониторинг развития у школьников проектных умений. Для достоверности результатов диагностики используются данные, полученные разными способами: при оценке учеником, оценке группы и оценке учителем. Из совокупности разносторонних оценок и складывается оценка результатов проектного обучения школьников, которая позволяет эффективно организовывать проектную деятельность учащихся в дальнейшем.

Проектные умения дифференцируются по уровням сложности: низкий, базовый, продвинутый, высший. Эти уровни соответствуют уровням сформированности умений и навыков проектной деятельности учащихся и доле самостоятельности ученика при выполнении проекта. Выделение уровней сложности проектных умений позволяет осуществить дифференцированный подход к проектному обучению.

 Формами контроля знаний, умений и навыков обучающихся являются:

  • Исторические викторины (Великая Отечественная война, Города-герои, Герои Советского Союза, Техника времён Второй мировой и др.)
  • Выполнение творческих заданий (презентаций Power Point на исторические темы, диорамы, модели военной техники)
  • Подготовка и защита рефератов на научно-практической конференции
  • Участие в конкурсах  творческих и исследовательских работ различного уровня
  • Тестирование
  • Решение кроссвордов

Программой предусмотрена работа с родителями, а также работа в тесном контакте с  общественными организациями:

  • Индивидуальные консультации
  • Оказание родителями помощи в сборке моделей шаблонов изделии
  • Помощь родителей в заготовке природных материалов для творческих проектов
  • Участие в исторических сборах
  • Анкетирование родителей (удовлетворенность дополнительными образовательными услугами)
  • Участие в работе родительских собраний
  • Фото экспозиции творческих работ учащихся
  • Открытые занятия и дни открытых дверей

Дидактические материалы:

  • Схемы сборки моделей военной техники и фигурок солдатиков
  • Схемы окрашивания
  • Подборка журналов
  • «Библиотека моделиста»
  • «Вокруг света»
  • «Масштабные модели»
  • «М-хобби»
  • «Техника молодежи»
  • «Фронтовое оружие»
  • Коллекции с документальными фильмами и исторической хроникой
  • 9 мая. Коллекция отечественных фильмов о Великой Отечественной войне.
  • Великая Отечественная война. Диорамы.
  • Великая отечественная. Неизвестная война.
  • Величайшие сражения Второй мировой войны.
  • Военная хроника Германии и СССР. Курская дуга: танковые баталии.
  • Вторая мировая война. Курская дуга.
  • Вторая мировая война. Освобождение Крыма. Освобождение Украины.
  • Вторая мировая война. Рельсовая война. Битва за Берлин.
  • Вторая мировая: факты и хроники. Стратегия победы.
  • Набутов К. Тайны Финской войны. Телекомпания «Адамово яблоко»
  • Оружие. Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  • От Кремля до Рейхстага.
  • Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова. Фильм А.Пивоварова.
  • Советские танки. Выпуски 1-8.
  • Хроники третьего рейха (выпуски 1-4). Документальные фильмы.
  • Карты сражений Великой Отечественной войны
  • Тематические кроссворды
  • Викторины по истории Второй мировой и Великой Отечественной войн
  • Документальные фотографии времен Великой Отечественной войны и локальных конфликтов

.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Барятинский М.Б. Советские танковые асы. – М.: Яуза, Эксмо, 2008 г.
  2. Журнал «Масштабные модели», 2006-2007 гг.
  3. Иванов Д. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. – М.: «Чистые пруды», 2007 г.
  4. Касперская О.В. Система работы с одаренными детьми: современные технологии, рекомендации, мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
  5. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений. – Ростов н/Д: изд-во «Учитель», 2007 г
  6. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
  7. Портфолио ученика. Оценка достижений школьников. – Издательство «Учитель», 2007 г (CD)
  8. Управление школой. Инновационная деятельность. – Издательство «Учитель», 2008 г (CD)
  9. Одарённые дети. Система работы в школе. – Издательство «Учитель», 2007 г (CD)
  10. Профильное обучение в школе. – Издательство «Учитель», 2007 г (CD)
  11. Профильное обучение. Специальный выпуск. Тематические номера газет ИД «Первое сентября» (CD)
  12. Бешенков А.К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 кл.: Метод.пособие/ А.К. Бешенков, А.В. Бычков, В.М. Казакевич. – М.: Дрофа, 2003.
  13. Пономарева Н.А. Технология, 5-11 кл. Проектная деятельность на уроках: планирование, конспекты уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
  14. Технология. 5-11 классы: проектная деятельность учащихся/авт.-сост. Л.Н. Морозова, Н.Г. Кравченко, О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  15. Боровых В.П. Технология. 7-11 классы: практико-ориентированные проекты. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
  16. Технология профессионального успеха: учеб. Пособие для 10-11 кл./А.В. Гапоненко, С.О. Крапивнянская, О.В. Кузина и др. – М.: Просвещение, 2006

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Барятинский М. Великая танковая война 1939-1945. – М.: Яуза, Эксмо, 2009 г.
  2. Барятинский М.Б. Самоходки. В одном строю с танками. – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007 г.
  3. Былинин С. Битва за Москву – М.: ООО «Издательский центр Экспринт», 2005 г.
  4. Былинин С. Танковое сражение под Бродами – Ровно, 1941г – М.: ООО «Издательский центр Экспринт», 2006 г.
  5. Военная техника. – М.: ООО Издательство Астрель, 2001.
  6. Вокруг света. Журнал Российского географического общества.
  7. Горбачева Е.Г., Смирнова Л.Н. Всемирная история бронетехники. – М.: Вече, 2002.
  8. Демченко В. Делаем солдатиков. – М.: ООО Издательство «Цейхгауз», 2007 г.
  9. Земке Э. От Сталинграда до Берлина. Операции советских войск и вермахта. 1942-1945. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009 г.
  10. Исаев А.В. 1945-й… Триумф в наступлении и обороне: от Висло-Одерской до Балатона. – М.: Вече, 2008 г.
  11. Моделист – конструктор. Журнал. Москва, с 1982 года.
  12. Модель – хит. Журнал для моделистов и коллекционеров. Проект издательского дома «Техника молодежи». Москва, 2002-2008 г.
  13. О/Мэлли Т.Дж. Современная артиллерия: орудия, РЗСО, миномёты. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
  14. Рассел А. Танки современных армий. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
  15. Стендовый моделизм. Журнал. Учредитель – АО «Звезда». ООО АМА-ПРЕСС, Москва. 2003 – 2008 г.
  16. Строим диорамы. Масштабные модели. Независимый информационный бюллетень моделистов – коллекционеров стендовых моделей. № 32, 33.
  17. Танки Вермахта. Масштабные модели. Независимый информационный бюллетень моделистов – коллекционеров стендовых моделей. № 28.
  18. Танковые сражения Второй мировой войны/Авт.-сост. Е.В. Свириденко. – М.:АСТ: Мн.: Харвест, 2005 г.
  19. Униформа советской армии. – Журнал «Солдат на фронте», № 21-23, 2006 г.
  20. Фаулер У. Курская дуга – 24 решающих часа/ пер.с англ. Е.Л. Нейман – М.: Эксмо, 2007 г.
  21. Фаулер У. Сталинград – 7 решающих дней/пер.с англ. Е.Л.Нейман – М.: ЭКСМО, 2007 г.
  22. Шеин Д. 3-я гвардейская танковая армия в боях за Берлин. – «Стратегия КМ», 2005 г.

Литература для родителей.

1. Петрусинский В.В. Игры – обучение – тренинг – досуг. М.,1994 г.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Л.,1992 г.

3. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко – библиографические очерки. М., 1991 г.

4. Журнал для родителей «Семья и школа». М.,ЗАО редакция «Семья и школа».

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

  1. Как наши деды воевали. http://grandwar.kulichki.net.
  2. Военно-исторический клуб. http://www.rkka.msk.ru
  3. Музеи России. http://www.museum.ru
  4. Кубинка. http://www.tankmuseum.ru
  5. Диорамы.  http://www.diorama.ru
  6. Исследователь. http://www.researcher.ru
  7. Клуб «Техника молодёжи».  http://www.club-tm.ru
  8. Компания РПК: книги, журналы, сборные модели, видео. http://www.rpk-models.ru

Литература для педагога

1. Алехин П. Наполеоновские войны. Униформа и вооружение Российской и европейских армий. – М: ЭКСМО, 2007.

2. Артиллерия Наполеона. Серия «Новый солдат» № 13, - М., 2000.

3. Барятинский М. Бронетранспортеры Второй мировой войны. – М: Броне-коллекция МК № 5(26), 2000.

4. Барятинский М. Бронетанковая техника США 1939-1945 гг. – М: Броне-коллекция МК № 3(12), 1997.

5. Барятинский М. «Зверобои» - убийцы «Тигров». – М: ЭКСМО, 2011.

6. Барятинский М. Бронетанковая техника стран Европы 1916-1992 гг. – М: Бронеколлекция МК № 5, 1999.

7. Барятинский М., Коломиец М. Бронеавтомобили «Остин-Путиловец». – М: Бронеколлекция МК № 1(10), 1997.

8. Барятинский М. Легкие танки Второй мировой. – М: Яуза, 2007.

 9. Барятинский М. Бронетанковая техника СССР 1930-1945 гг. – М: Броне-коллекция МК № 1, 1998.

10.Барятинский М. Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 гг. – М: Бронеколлекция МК № 4, 2003.

11.Барятинский М. Советская бронетанковая техника 1946-1995 гг. ч. 1-2. – М: Бронеколлекция МК № 3 и 4, 2000.

12.Желтов И., Павлов М., Павлов И. Неизвестный Т-34. - М., 2001. 13.Журналы «Цейхгауз» №№ 1-45 1992-2008 гг.

14.Иванов С. Истребители Поликарпова ч. 1-2, Серия «Война в воздухе» № 137. - Белорецк: АРСТ, 2005.

15.Иванов С. Т-34 крупным планом. Серия «Танк на поле боя» № 27, - М., 2008.

16.Иванов С. Бронепоезда. Серия «Железная дорога» вып. 3-4. – М: 2003. 17.Кащеев Л. Транспортеры танков 1930-1945 гг. – М: Бронеколлекция МК

№ 4(91), 2010.

18.Кащеев Л., Реминский А. Автопарк Красной Армии. – Рига: Торнадо, 2000.

19.Кириндас С. Полугусеничные вездеходы Красной Армии. – М: Экспринт, 2004.

20.Кириндас С. БМ-13 «Катюша». – М: Экспринт, 2003.

21.Кирсанов С. Т-34 снизу доверху. Серия «Фронтовая иллюстрация», - М., 2006.

22.Козырев В., Козырев Н., Обозначение и окраска военных самолетов Гер-мании 1935-1945 гг. – М: Авиаколлекция МК № 6, 2004.

23.Козырев В., Козырев Н., Авиация Красной Армии. - М: Центрополиграф, 2011.

24.Коломиец М. Бронепоезда Красной Армии 1930-1945 гг. – М., 2004. 25.Коломиец М., Мощанский И. Камуфляж танков Красной Армии 1930-

1945 гг. – М: Экспринт, 2004.

26.Коломиец М., Макаров М. Самоходная артиллерия Красной Армии. – М., 2002.

27.Кондратьев В., Котельников В. Окраска и обозначение самолетов РККВФ и ВВС РККА до 1940 г. – М: Авиаколлекция МК № 12, 2007

28.Котельников В. Бомбардировщик ТБ-3 – воздушный линкор. – М., 2008. 29.Котельников В. Окраска и обозначения самолетов авиакорпуса и ВВС

армии США 1926-1945 гг. – М: Авиаколлекция МК № 12, 2002. 30.Котельников В. «Бостоны» в Советском Союзе. – М: Авиамузей БТВ-МИ,

2002.

31.Котельников В. Окраска и обозначение самолетов британских ВВС 1930-1945 гг. – М: Авиаколлекция МК № 6, 2005.

32.Котельников В. Окраска и обозначение самолетов итальянских ВВС 1922-1945 гг. – М: Авиаколлекция МК № 12, 2005.

33.Котельников В. «Спитфайр» – лучший истребитель союзников. – М., 2010.

 34.Кузнецовв С. Як-1 — наш лучший истребитель 1941 года. – М., 2010.    35.«Крылья» - Дайджест лучших публикаций об авиации. Серия «Самолеты

мира» вып. 1-46. – М: Техник, 1996-1999.

36.Липатов П. Униформа воздушного флота. – М: Техника-молодежи, 2000. 37.Липатов П. Униформа Красной Армии. – М: Техника-молодежи, 2001. 38.Максей М. Танк против танка. – М: ЭКСМО, 2007.

39.Маслов М. Первые истребители СССР от И-1 до И-5. - М: Яуза ЭКСМО, 2012.

40.Маслов М. Роковой истребитель Чкалова И-17, И-180, И-185, - М., 2011. 41.Марковский М. Ил-76 — герой Кандагара. - М: Яуза ЭКСМО, 2007. 42.Марковский В., Приходько И. Фронтовой бомбардировщик Су-24 - ядер-

ный фехтовальщик СССР. - М: Яуза ЭКСМО, 2013.

43.Марковский В., Приходько И. МиГ-27 — бич небесный. Инстребители-бомбардировщики в бою. - М: Яуза ЭКСМО, 2012.

44.Марковский В., Приходько И. Первый сверхзвуковой истребитель-бомбардировщик Су-7Б — выйти из тени. - М: Яуза ЭКСМО, 2010.

45.Марковский В., Приходько И. Штурмовик Су-25 «Грач» - бронированный наследник Ил-2. - М: Яуза ЭКСМО

46.Марковский В., Приходько И. Истребитель-бомбардировщик Су-17 — убийца «духов». - М: Яуза, ЭКСМО, 2013.

47.Медведь А., Хазанов Д. МиГ-3 – первый высотный истребитель. – М., 2007.

48.Медведь А., Хазанов Д. Пикирующий бомбардировщик Пе-2 - «Пешка», ставшая ферзем. – М: ЭКСМО, 2007.

49.Орлов М., Вахламов В. Окраска и обозначение самолетов советских ВВС 1941-1945 гг. – М: Авиаколлекция МК № 12, 2008.

50.Растренин О. Штурмовик Ил-2 – летающий танк. – М: Яуза, 2007. 51.Русская артиллерия 1805-1814 гг. Серия «Новый солдат» № 9. – М., 1999. 52.Сергеев И. Советская артиллерия. Серия «Военные машины» № 58. – Ки-

ров, 1998.

53.Федосеев С. Бронетанковая техника Японии 1939-1945 гг. – М: Бронекол-лекция МК № 3, 1995.

54.Федосеев С. «Сухопутные корабли» - первые танки. – М: Бронеколлекция МК № 5(32), 2000.

55.Шмелев И., Танки БТ. – М: Хоббикнига, 1993.

56.Хазанов Д. Су-2 принимает бой, - М: Яуза ЭКСМО, 2010.

57.Хазанов Д. Авиация в Курской битве. Провал операции «Цитадель», - М., 2013.

58.Харитонов Н.П. Технология разработки и экспертизы образовательных программ в системе дополнительного образования детей. Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и методистов. М., 2012

59. Харук А. Истребители Второй мировой. Самая полная энциклопедия. – М., 2009.

60. Якубович Н. Истребитель Як-9 – заслуженный фронтовик. – М: ЭКСМО, 2008.

61. Якубович Н. Як-3 — истребитель «Победа». - М: Яуза ЭКСМО, 2011.

62. Якубович Н. Первые сверхзвуковые истребители МиГ-17 и МиГ-19. – М., 2014.

63. Якубович Н. Истребитель МиГ-21 - русский дух против «Фантомов». – М., 2008.

64. Якубович Н. Летающие суперкрепости Б-29 и Ту-4. Ядерный ответ Сталина. - М: Яуза ЭКСМО, 2013.

для обучающихся:

1. Бегунова А. От кольчуги до мундира. – М: Просвещение, 1993. 2. Дональд Д. Военные винтовые самолеты. – М: Омега, 2002.

3. Иванов Ю., Каштанов Ю., Халхатов Р. Великие сражения. – Смоленск, 2004.

4. Канник П. Военная униформа. – М: Центрополиграф, 2003.

5. Торопцов А. Имперские войны. Книга битв. – М: Росмэн, 1996.

6. Царева Т. Костюм, униформа и оружие в России с древнейших времен. – М., 2009

7. Шокарев Ю. История оружия – артиллерия. – М: Астрель, 2001.

Интернет-ресурсы:

1. Сайт моделистов из бумаги и картона http://only-paper.ru/


Кадровое обеспечение программы

Программа «Моделирование военной техники» реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.

Приложения Дидактические материалы

Наглядные пособия  масштабные модели боевой и транспортной техники:

- Полевые орудия с составным стволом (упрощенные макеты в 2-х вариантах лафетной установки)

- Артиллерийские орудия эпохи наполеоновских войн (мастер-макеты в масштабе 1:25 с униформированным расчетом)

- Осадное орудие начала ХIX века (упрощенный макет)

- Истребители периода первой мировой войны: Анатра-Анасаль, Моран-Солнье, Фоккер, Альбатрос, Ньюпор, Сопвич (Пап, Триплан), СЕ-5,

Ансальдо, Лебедев.

- Тяжелый танк МкI «Большой Вили» (копийный и упрощенный макеты) - Армейский автомобиль Форд-Т (копийный и упрощенный)

- Грузовой автомобиль Руссо-балт-М - Армейский автомобиль ФИАТ-15тер

- Бронеавтомобили «Остин-Путиловец», «Форд-КФТ», БА-64 - Мотобронедрезина (упрощенный вариант)

- Трехблочная секция бронепоезда (бронепаровоз с артиллерийскимбашенным и штурмовым броневагонами) с упрощенной экипажной и сцепной частью.

- Советские боевые самолеты второй мировой войны И-16, ЛаГГ-3, Ла-5ФН, Ла-7, Як-1, Як-9, Як-3, Ил-2м3, У-2, Пе-2, Ту-2, И-153, Ил-10.

- Советские танки и самоходные артиллерийские установки Великой Отечественной войны Т-26, БТ-5, Т-34, Т-34-85, КВ-1, ИС-2, Т-38, Т- 40, Т-60, Т-70, Т-27, Т-28, ИСУ-152, СУ-85, СУ-100

- Иностранные боевые и транспортные самолеты второй мировой войны Р-51 «Мустанг», Спитфайр, Харрикейн, Бленхейм, Веллингтон, Москито, Р-39 «Аэрокобра», В-17 «Летающая крепость», В-24 «Либерейтор», В-25 «Митчелл», В-26        «Мародер»,        Мессершмитт-109,        Юнкерс-87,        Юнкерс-88,        Хейнкель-111,      Фокке-Вульф-190, Девуатин-520, А6М «Зеро», «Окха», Макки-Саетта-202.

-  Иностранные  танки  Второй  мировой  войны  М3  «Генерал Ли», М4А3«Шерман», Pz-II, Pz-III, Pz-V ―Пантера», Pz-VI ―Тигр», Кромвелл,

Черчиль, Матильда, М-13/40, Ха-Го, С35.

- Советские бронетранспортеры БТР-152, БТР-40, БТР-60

- Американские бронетранспортеры второй мировой войны М2, М3 Скаут, М3А3 полугусеничный

- Послевоенные вертолеты С-54, Ми-1, Ми-4, Ми-17, Ирокез, МВВ-110,Ми-2, Ми-6, Кобра, Кайова.

- Джипы ГАЗ-64, ГАЗ-67Б, Виллис-МВ, Бантам-40

-        Баллистические        и        межконтинентальные        ракеты        СССР        и        России (упрощенные мелкомасштабные макеты)

- Советские послевоенные танки Т-54, Т-62, Т-72

- Гвардейские реактивные минометы БМ-13 (ЗИС-6 и Студебеккер)

- Советские реактивные истребители МиГ-15, МиГ-17, Як-15, МиГ-21, МиГ-25, МиГ-29, Су-25, Су-17, Ту-22, Ту-160.

- Надводные и подводные корабли различных классов.

- Башни Московского Кремля, мини-макеты зданий, оборонительных сообружений, древних крепостей, храмов.

Цветные иллюстрации по темам: - Возникновение боевого оружия;

- Огнестрельное оружия и артиллерия;

- Крепости и инженерные оборонительные сооружения; - Танки в I мировую войну;

- Военная авиация в I мировую войну; - Стрелковое оружие в начале ХХ века; - Бронеавтомобили в начале ХХ века;

- Военные автомобили в I мировую войну;

- Боевая авиация первой половины ХХ века; - Артиллерия в первой половине ХХ века;

- Военный парусный флот;

- Танки во II мировой войне;

- Автомобили во II мировой войне;

- Колесная бронетехника во II мировой войне; - Боевая железнодорожная техника;

- Военный флот с конца XIX – до конца ХХ века; - Реактивная боевая авиация;

- Самоходная артиллерия во II мировой войне; - Боевой подводный флот;

- Реактивная артиллерия;

- Боевые и военно-транспортные вертолеты; - Танки во второй половине ХХ века;

- Ракетное оружие;

- Современная боевая техника России.

Цвето-графические схемы:

- камуфляж боевых самолетов;

- камуфляж наземной боевой техники;

- форма одежды и знаки различия Императорской, Красной, Советской и Российской Армии.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: