Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся

Анчугов Дмитрий Сергеевич

Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Технологии здорового образа жизни  на уроках технологии

Под технологиями здорового образа жизни понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье.

       Технологии здорового образа жизни - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

Используя технологии здорового образа жизни,  ставлю перед собой следующие  цели и задачи:

  • обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,
  • сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни,
  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

За последние годы произошло значительное ухудшение здоровья школьников. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. Поэтому проблема охраны и укрепления здоровья детей стоит очень остро.

Анализ причин "школьных болезней" привел врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящей к нарушению здоровья. К этим недостаткам образования относятся:

  • недостаточная освещенность классов;
  • плохой воздух школьных помещений;
  • неправильная форма и величина школьных столов;
  • перегрузка учебными занятиями.

Психолого-педагогические факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся.

  • стрессовая тактика авторитарной педагогики;
  • интенсификация учебного процесса, т.е. увеличение темпа и объема учебной нагрузки;
  • несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся;
  • несоблюдение элементарных физико-гигиенических требований к организации учебного процесса;
  • отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.

 Технологии здорового образа жизни на уроках технологии - задача особой важности для преподавателей этих предметов.

На уроках, прежде всего, создаются условия для здорового развития детей:

1.Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима:

  • время трудоспособности, утомляемости учащихся;
  • учебная нагрузка, дозирование домашних заданий,
  • физкультминутки.

2.Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения:

  • воздушно-тепловой режим;
  • световой режим;
  • режим и организация учебно-воспитательного процесса.

3.Формируется здоровый образ жизни.

На уроках технологии проводятся мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки (физкультминутки), введена система разминок для глаз. Упражнение сочетает в себе движение глазами, головой и туловищем.

Большое внимание уделяется нормированию домашних заданий, для недопущения перегрузок. Обращается особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом.

В кабинете технологии воздушно-тепловой и световой режим соблюдается полностью. Кабинет регулярно проветривается. Для большей освещенности кабинета и снятия нагрузки на глаза, было проведено дополнительное освещение.

Преподавание предмета технологии и трудового обучения позволяет органично вписывать принципы сбережения здоровья в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашних заданий.

При изучении раздела «Кулинария», учащиеся знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учащихся на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований.

В ходе изучения тем из раздела «Эстетика пришкольного участка» учащиеся знакомятся с разновидностями комнатных и приусадебных декоративных растений, их положительном влиянии на эмоционально-психологическое состояние людей. Работая на пришкольном участке, учащиеся получают дополнительную физическую разгрузку, проводят время на открытом воздухе. Многочисленными медицинскими исследованиями установлено, что посильный сельскохозяйственный труд оказывает благотворное влияние на развивающийся организм детей и подростков. Эта работа требует определенных физических усилий, при которых основная нагрузка ложится на костно-мышечный аппарат. Последний, в свою очередь, способствует нормальной деятельности сердечнососудистой системы, органов дыхания, пищеварения, усиливает обмен веществ, стимулирует крепкий, здоровый сон, повышает работоспособность и выносливость. Однако при этом необходимо организовать занятия, так чтобы они соответствовали возрастным, половым и индивидуальным возможностям каждого учащегося, а также предполагали обязательное соблюдение правил гигиены и безопасности труда.  Неправильно организованный сельскохозяйственный труд учащихся, вместо ожидаемого оздоровительного эффекта, может явиться причиной отклонений (искривление позвоночника, нарушение осанки и т.д.) в их физическом развитии и здоровье.

Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.

    Технологии здорового образа жизни позволяют реализовать принцип «не навреди». Используются мной на уроках следующим образом:  применяю функциональную музыку; чередую занятия с  низкой и высокой (физкультминутки) двигательной активностью;  на уроках технологии постоянно обращаю внимание детей на соблюдение правил техники безопасности. На уроке создаю микроклимат доброжелательности,  условия успеха и т.д.

Уроки технологии дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую деятельность, более эмоциональную.

Каждый школьник получает за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.



Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках  технологии

          Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Каждый из нас знает, что установка на здоровый образ жизни не появляется у человека сама по себе, а формируется в результате определенного педагогического взаимодействия. Одной из центральных задач модернизации образования является построение здоровьесберегающего образования. Данная задача не может быть решена, если мы не будем сами осознанно относится к своему здоровью.  В настоящее время можно с уверенностью сказать, что именно учитель, в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, даже  чем врач. Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе. Под здоровьесберегающими технологиями понимают систему мер по охране и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

 Необходимо обратить внимание на гигиенические условия в классах (кабинетах): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса. Неблагоприятное воздействие на здоровье учащихся оказывают  и такие психолого-педагогические факторы, как:

стрессовая тактика авторитарной педагогики;
увеличение темпа и объема учебной нагрузки;

 несоответствие технологий обучения возрастным особенностям учащихся;

 отсутствие у учащихся элементарных знаний о том, как стать здоровым.

Здоровьесберегающие технологии на уроках  технологии - задача особой важности.
        С целью здоровьесбережения учеников возникает необходимость включения в двигательный режим школьника мероприятий, направленных на улучшение мозгового кровообращения, снижение зрительного утомления и статического напряжения мышц спины и кисти.

На уроках технологии  проводятся физкультминутки, которые являются обязательной составной части урока (по 1-2 минуте из 3-х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), введена система разминок для глаз. Для этого используются схемы зрительных траекторий, расположенные на экране. Упражнения сочетают  в себе движение глазами, головой и туловищем. Такие упражнения хороши, когда ученикам так необходима физическая разминка, разрядка, резкая смена деятельности.

Упражнение «Росток» способствует повышению активности организма.  Уверенно встать на всю стопу, сделать глубокий вдох, поднять руки через стороны вверх, потянуться как можно выше, не отрывая пятки от пола, вернуться в и.п. Повторить 3 раза.

Для улучшения мозгового кровообращения проводится упражнение «Гибкая шея». И.п.: сидя или стоя. 1 – руки за голову; локти развести широко, голову наклонить назад;  2 – локти вперед; 3–4 – руки расслабленно вниз, голову наклонить вперед. Темп медленный. Повторить 3 раза.

Упражнение «Наклоны» способствует профилактике нарушений зрения.  И.п.: сидя, откинувшись на спинку парты. Глубокий вдох. Наклонившись вперед, к крышке парты, выдох. Повторить 5 раз.

Упражнение «Непоседа» - снятию статического напряжения мышц спины. И.п.: руки на краю парты, встать, один хлопок перед грудью, сесть. Встать, два хлопка перед грудью, сесть. Встать, три хлопка перед грудью, сесть. Повторить 5 раз, чередуя количество хлопков.

Упражнение «Лицо релаксанта»  - релаксация.  Дети садятся в удобную позу, закрывают глаза, слегка опускают нижнюю челюсть, будто пытаются произнести звук ы, стремятся расслабить все мышцы лица, ни о чем не думать и вызвать у себя ощущение полного спокойствия.

Во время выполнения упражнений очень важен эмоциональный климат и наличие у школьников желания их выполнять, стремление больше узнать, радость от активности.
     Преподавание предмета технологии позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания на уроках.
   Работая на пришкольном участке, учащиеся получают дополнительную физическую разгрузку, проводят время на открытом воздухе. Всем известно, что посильный сельскохозяйственный  труд оказывает благотворительное влияние на развивающийся организм школьников. Эта работа требует определенных физических усилий, при которых основная нагрузка ложится на костно-мышечный аппарат. Последний, в свою очередь, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, пищеварения, усиливает обмен веществ, стимулирует крепкий, здоровый сон, повышает работоспособность и выносливость. Однако, при этом необходимо организовать занятия, так чтобы они соответствовали возрастным, половым и индивидуальным возможностям каждого учащегося, а также предполагали обязательное соблюдение правил гигиены, безопасности труда и требований к режиму и условиям.
    Неправильно организованный сельскохозяйственный труд учащихся, вместо ожидаемого оздоровительного эффекта, может явиться причиной отклонений (искривление позвоночника, нарушение осанки и т.д.) в их физическом развитии и здоровье.
Большое значение на уроках технологии имеет соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, которые направлены на предупреждение травматизма и сохранение здоровья учащихся.
   Уроки технологии  дают возможность переключения учащихся с умственной деятельности на физическую, более эмоциональную.

Заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов.
   Показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.

 



Предварительный просмотр:

Программа

по работе с родителями

"МЫ – ВМЕСТЕ!"

       Составитель: Анчугов Д.С.

                   учитель технологии

 

г. Когалым


Пояснительная записка

Воспитывает всё: люди, вещи, явления,

но прежде всего и дольше всего – люди.

Из них на первом месте –

родители и педагоги.

А.С. Макаренко

        

Одним из важных и необходимых направлений в деятельности МАОУ «Средняя школа № 8» является взаимодействие педагогического коллектива с семьями учащихся. Для реализации направления разработана Программа работы с родителями учащихся учреждения.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и различных социальных учреждений. Влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, улицы, СМИ. Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Однако семья не может обеспечить в полном объёме воспитания активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности. Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Произошло снижение статуса семьи как воспитательного института, даже во внешне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между детьми и родителями. Родители проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причины семейных проблем – неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, что наносит значительный вред развитию личности ребёнка.

Следствием неблагополучного состояния семьи является и проблема здоровья детей. Заметно увеличился, особенно в подростковой среде, рост социально - обусловленных заболеваний – таких, как алкоголизм, наркомания.

Аудио- и видеопродукция, социальные сети вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяют детям родительское общение, подрывают авторитет семьи, школы, образовательных учреждений. Именно поэтому образовательным учреждениям и родителям необходимо объединить усилия по воспитанию детей.

Система дополнительного образования – одна из составляющих сферы образования, которая играет существенную роль в воспитании подрастающего поколения, так как способна создавать творческий союз детей и взрослых: педагог – ребёнок – родитель. В учреждениях дополнительного образования детей работа с родителями – важнейшая составляющая воспитательного процесса.

Взаимодействие с родителями строится на основе взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательного процесса.

Учитель может и должен стать авторитетом, который оказывает влияние на становление и развитие ребенка. Но работа педагога  становится гораздо результативнее и эффективнее, когда он вовлекает в совместную и взаимодополняющую воспитывающую деятельность родителей.

Цель и задачи программы связаны с формированием системы взаимодействия родителей с педагогами для создания условий свободного и творческого развития детей, их эффективной социализации, самопознания и реализации своих способностей и возможностей; активное вовлечение родителей в разные сферы деятельности; стимулирование проявления в семьях здорового образа жизни; создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков; педагогическая поддержка семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.); организация и проведение совместных мероприятий: участие в соревнованиях, конкурсах и выставках.

В центре программы - предложение родительской общественности строить отношения семьи и образовательного учреждения через взаимодействие и партнерство. Это означает сотрудничество педагогов и родителей, направленное на развитие творческой атмосферы, интересной для всех субъектов образовательного процесса.

Работа с родителями делится на психолого-педагогическую диагностику и организационно-педагогическую деятельность. Программа включает: изучение семьи воспитанника; проведение тематических родительских собраний; психолого-педагогическое просвещение родителей (которое способствует развитию педагогического мышления и воспитательных навыков родителей, изменению восприятия собственного ребёнка, его более глубокому пониманию); вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (для этого проводятся открытые занятия для родителей, дни открытых дверей).

Данная программа определяет содержание, методы и формы работы с родителями.

Основные направления деятельности:

  • диагностика потребностей родителей в воспитании и развитии детей;
  • приобщение родителей к педагогическому процессу;
  • педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания, образования и развития детей;
  • практическая помощь в разрешении личностных и других проблем детей и родителей через индивидуальные педагогические консультации;
  • привлечение родителей к участию в деятельности учреждения через культурно-досуговые мероприятия, поиск материалов и инструментов, необходимых для организации занятий, пробуждение интереса к успехам своего ребёнка.

Учитель осуществляет основные направления деятельности программы, используя воспитательно-развивающую, просветительскую, коммуникативную, оздоровительную функции взаимодействия с семьёй.

Ожидаемые результаты

Активные формы работы с родителями дадут  возможность педагогам познакомиться с детско-родительскими отношениями в семье, создадут  условия для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми, будут способствовать  согласованному принятию совместных решений.

         Реализация программных мероприятий позволит в значительной мере снизить социальную напряжённость и разобщённость людей в их ближайшем жизненном окружении, повысить уровень культуры отношений между родителями, детьми, школой, комплексно решать вопросы профилактики асоциального поведения детей и подростков. Взаимодействие участников Программы будет способствовать укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейного воспитания.

В результате осуществления реализации Программы ожидается:

  • повышение уровня духовно-нравственного потенциала семьи;
  • снижение уровня преступности среди несовершеннолетних;
  • уменьшение уровня детской безнадзорности;
  • повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся;
  • создание в коллективе, школе благоприятной образовательной, развивающей и воспитательной среды, здорового нравственно-психологического климата;
  • повышение взаимодействия между школой и родителями (законными представителями), учениками;
  • укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейного воспитания.

Социально-педагогические результаты работы с родителями

На уровне детей и родителей:

  • разрешение личностных проблем детей и родителей;
  • повышение компетентности родителей в решении педагогических, психологических и других проблем детей.

На уровне учреждения:

  • -повышение результативности образовательного процесса за счёт организации совместной работы с родителями.

Сегодня образовательные организации играют существенную роль в воспитании подрастающего поколения, создают творческий союз детей и взрослых: педагог – ребёнок – родитель. Деятельность МАОУ «Средняя школа № 8»  и родителей в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками и будут взаимодействовать на основе взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательного процесса.

Методическое обеспечение

Методы взаимодействия с родителями

  • методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;
  • методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций;
  • методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение, благодарность, одобрение;

Формы взаимодействия с родителями

Благодарственное письмо родителям используется с целью информирования родителей о достижениях детей, а также как выражение благодарности семье за помощь, активное участие, поддержку и инициативу. Благодарственные письма подписываются директором и педагогом.

Родительское собрание – одна из основных форм работы с родителями. На нём обсуждаются проблемы жизни творческого объединения, учреждения и родительского коллектива. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Родительское собрание может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии родителей с приглашением нужных специалистов, консультации со специалистами и др.

Информационный стенд – форма наглядного отражения деятельности МАОУ «Средняя школа № 8». Оформление стендов подчинено единым принципам, ведущими из которых являются оперативность и красочность. Материалы стенда, как правило, адресованы не только родителям, но и самим ребятам, и всем, приходящим в учреждение.

Консультация для родителей – проводят педагоги, методисты и администрация учреждения по поводу решения конкретных психолого-педагогических, личностных или административных проблем. По способу организации консультации – групповые и индивидуальные. Групповые консультации сопровождаются разработкой памяток, рекомендаций и других печатных материалов, адресованных родителям.

Открытое учебное занятие – учебное занятие с приглашением родителей воспитанников, администрации учреждения. Основная цель – укрепление взаимопонимания в триаде «педагог-ребёнок-родитель». Открытое занятие позволяет продемонстрировать родителям творческие возможности, успехи и достижения детей, степень их включённости в занятие, методы работы педагога с детьми и уровень взаимопонимания между участниками образовательного процесса. Традиционно после открытых занятий родителям предлагаются анкеты для получения обратной связи, организуется обмен мнениями и пожеланиями.

День открытых дверей – мероприятие, позволяющее родителям приобщиться к интересам ребёнка, организовать совместный семейный досуг.

Мероприятия – организованная форма совместного досуга родителей и детей. Проводится с целью активного включения родителей в жизнь учреждения. Родители привлекаются и как участники, и как соорганизаторы мероприятий.

Выставка – форма представления творческих работ учащихся МАОУ «Средняя школа № 8». Может быть совместной с родителями, бабушками, дедушками. Проводится с целью активизации творческого потенциала детей и их родителей, повышения статуса семьи.

Творческий отчёт перед родителями – традиционная форма работы с родителями. Проводится с целью демонстрации творческого роста воспитанников, мотивации родителей к сотрудничеству с коллективом учреждения. Используются разнообразные формы творческих отчётов в зависимости от направления творческой деятельности объединения: выставка, соревнования, мероприятие и т. д. В настоящее время родителям доступен сайт учреждения, на котором они могут ознакомиться с размещённой на нём информацией.

Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, помощь в подготовке к выступлениям.

Тема семьи, взаимопонимания между членами семьи, а также между семьёй и педагогами должна стать одной из самых важных в работе образовательного учреждения. Формирование такой системы взаимодействия родителей с педагогами создаст благоприятные условия для свободного развития личности и сформирует у детей ценностное отношение к семье.


План работы

Направление

Сроки исполнения

Ответственные

Психолого-педагогическая диагностика

1.

Анкетирование родителей

«Изучение семей воспитанников, социального статуса семьи»

Сентябрь

Учитель технологии

Первичное (личностные качества детей, склонности, одаренность, особенности эмоциональной сферы)

В начале учебного года

Сентябрь

педагоги

Вторичное (достижения ребенка, удовлетворенность родителей услугами дополнительного образования, пожелания родителей)

В конце учебного года

Апрель

педагоги

2.

Анкетирование, тестирование, диагностика  детей

Первичное (собеседование, тестирование)

Сентябрь

педагоги

Удовлетворенность образовательным процессом (отношение к деятельности детского объединения, педагогам, пожелания)

Май

педагоги

Опросники по проведенным мероприятиям

В течение учебного года

Педагог - психолог

3.

Организационно-педагогическая деятельность

1.

Родительские собрания, встречи:

“День открытых дверей” - презентация творческих объединений

Сентябрь  

Администрация, учителя предметники

Беседа «Как стать другом для своего ребенка»

Декабрь

Педагог д/о

Беседа «Подросток и курение. Стадии табакокурения» (с применением презентации)

Март

Индивидуальное консультирование родителей

В течение года

Беседа «Безопасность детей на дороге»

1 раз в квартал

2.

3.

Мероприятия с родителями и детьми

Круглый стол «Наши семейные традиции»

В соответствие с планом работы д/о

Учитель технологии

 Вечер отдыха, посвященный Дню пожилого человека «Бабушкины посиделки»

В соответствие с планом работы д/о

Оформление стенда в объединении «Семья, друзья и здоровье»

В соответствие с планом работы д/о

Выставка семейных работ «Остров семейных сокровищ»

В соответствие с планом работы д/о

Помощь родителей в подготовке к выставкам, соревнованиям, конкурсам, мероприятиям

В течение года

Оформление кабинета к Новому году

Декабрь

«Женский день – 8 марта» – праздничный концерт

Март

«День Защитника Отечества» - поздравление пап, дедушек

Февраль

Открытое занятие. Мастер-класс «Звукообразование и голосоведение».

Творческий отчет перед родителями. Награждение родителей грамотами, благодарственными письмами

Май    

Мероприятия с детьми

«Счастливый день»

В соответствие с планом работы д/о

Учитель технологии

«О маме с любовью” - конкурс рисунков.

В соответствие с планом работы д/о

«Мой любимый папа» - праздничный концерт

В соответствие с планом работы д/о

«Событие в моей семье» - конкурс на самый интересный рассказ о событии, произошедшем в семье.

В соответствие с планом работы д/о

Итоговая выставка работ в каждом  объединении  «Покажи свой  талант»

Май

Взаимодействие семьи и  дополнительного образования  отличается от взаимодействия с родителями в школе. Отношения между учащимися, родителями и педагогами в дополнительном образовании построены на основе свободы выбора. Но, как правило, большинство родителей не видит необходимости систематически общаться с преподавателями, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. Отношение родителей к занятиям ребенка в системе дополнительного образования нередко носит парадоксальный характер:

  • с одной стороны – родители заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался «полезным делом»;
  • с другой стороны, значительная часть родителей проявляет крайне «потребительское отношение» к занятиям и педагогу.

         Сложным является и понимание родителями содержания деятельности детского объединения, его значения в развитии ребенка – к занятиям относятся как чему-то несерьезному, либо сразу рассматривают их как начальную профессиональную подготовку.   

В тоже время успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов.

        Учителя  и родителей объединяет забота о здоровье, развитии ребенка, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности.

Основная цель  работы  с родителями обучающихся, в создании психолого-педагогических условий  для взаимодействия детей и родителей,  укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, в мобилизации  социокультурного потенциала семьи для создания единой  гуманной, доброжелательной воспитательной среды. Вместо обособленности и формальной связи с родителями, педагоги дополнительного образования должны стремиться идти к социальному партнерству с семьей, с родителями, включая их в образовательный процесс.

Работа с  родителями включает в себя комплекс мер – различные формы психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, - которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.

Задачи сотрудничества с родителями:

1.    Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.

2.    Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.

3.    Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.

4.    Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

В процессе развития ребенка  современная педагогика выделяет три сферы:

  • образование – (целенаправленное воздействие на ребенка),
  •  семью (основной институт социализации личности)
  • социум (стихийное влияние «улицы»).

        Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех фактов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного взаимодействия.Если первичным является отдельный человек, то семья представляет ту микросреду, в которой, по выражению Ф.М.Достоевского,   человек и может только «выделаться» в человека. Именно поэтому, и семья должна выступать помощником общества, и общество должно всемерно помогать, поддерживать семью.

        С точки зрения общества, быть родителем – это значит, прежде всего, удовлетворять основные потребности ребенка, заботиться о его здоровье, благополучии, счастье. С точки зрения  педагогики и детской психологии, в это понятие включаются  взаимоотношения с детьми, их воспитание, направленное на развитие личности.

        Родители испытывают потребность  получать поддержку в воспитании своих детей. Очевидно, что сейчас эта потребность в квалифицированной помощи актуальна как никогда, поскольку, занимаясь профессиональной подготовкой подрастающего поколения, воспитание будущих родителей находится на очень низком уровне. Воспитание родителей – международный термин, под которым понимается также помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей – родительские функции.

        Как показывает опыт работы с родителями, их интересует в большей степени именно совместная деятельность с их детьми. Это хорошая возможность увидеть своего ребенка в новых незнакомых видах деятельности, посмотреть на него другими глазами, просто провести время рядом с ним.   

Для этого в образовательном учреждении используются активно следующие формы работы с семьей:

1.    Групповые формы:

  • Дни открытых дверей.
  • Конференция.
  • Родительское собрание.
  • Творческие мастерские. 
  • Государственно-общественные формы работы.
  • Совместная игровая деятельность.

2.    Индивидуальные формы:

  • Анкетирование, диагностика.
  • Посещение семьи на дому.
  • Индивидуальная консультация (беседа).
  • Просветительская работа.

Остановимся  на вышеперечисленном более подробно:

Интерактивные формы работы.

        Анкетирование, диагностика. Проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенности работой преподавателя, объединения, организации. Составить анкеты по различным вопросам вам помогут методисты и психологи, педагогическая и методическая литература.

        Посещение семьи на дому. Эта форма работы с родителями не всегда является удобной и приемлемой, но возможно для кого-то она покажется необходимой. Это очень эффективная форма, и иногда является переломной в отношениях педагога и родителя. О посещении необходимо договариваться с родителями заранее.

        Конференция. Форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Проводятся раз в год, требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными. Конференции нужно проводить не в отдельном объединении или группе, а в отделе или в организации в целом.

Индивидуальная консультация (беседа). Во время бесед обе стороны имеют возможность познакомиться с микроклиматом в семье, обговорить волнующие родителей и педагогов проблемы. Эта форма очень эффективная. На индивидуальных беседах родители более открыты, нежели на групповых встречах. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.

        В приглашении важно сформулировать цель беседы с родителем, недопустима такая формулировка, как «Зайдите ко мне, пожалуйста, на следующей неделе», так как данное высказывание приводит родителей в состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения.

        Девиз консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга».

Совместная игровая деятельность.

Одним из оптимальных пространств  для реализации части  идей – есть игровое пространство. Именно в игре ребенок чувствует себя в безопасности, комфортно, ощущает психологический простор и свободу. При этом  исключительно важна роль взрослого, который это пространство организует. Именно поэтому педагоги считают необходимым занять самую активную позицию не только как организаторы игр, программ, но и как помощники родителей в приобретении новых знаний о способах совместного с детьми времяпровождения. Опыт организации такого рода работы показывает, что при этом результативность совместной деятельности значительно возрастает, так как сочетаются возможности и преимущества ее участников: опыт и мудрость взрослого, оригинальность и нестандартность  мышления детей.

Через игру взрослым легче корректировать  отношения между детьми, прививать навыки самоорганизации, уважительного отношения друг к другу.

Традиционные формы работы.

Дни открытых дверей.  Способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Иногда «день открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете. Может проводиться до 3 раз в год.

Творческие мастерские. Родители и дети могут периодически вовлекаться в совместную деятельность в творческих мастерских. Под основной целью функционирования творческих мастерских подразумевается создание условий для творческой самореализации детей и родителей и как результат – радость совместного творческого труда.

Родительское собрание. Это основная форма работы с родителями, в которой концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Однако проведение встреч в виде формальных отчетов и поучающих бесед имеет негативные последствия. Нужно использовать методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор.

В подготовке и проведении родительских собраний надо учесть следующие моменты:

1. За 2-3 недели до собрания объявить дату проведения обучающимся. Такой срок позволит родителям спланировать своё время в день проведения собрания и создаст психологический настрой на посещение школы.

2. Выступление педагога на собрании должно быть хорошо подготовленным, эмоциональным, доброжелательным.

Задача педагога состоит в том, чтобы поддержать интерес каждого родителя к общей работе в процессе самого собрания, Это возможно тогда, когда родители на фоне общих дел видят деятельность своих детей.

Родители, приводящие своих детей на занятия в учреждение дополнительного образования, как правило, не склонны выслушивать длинные монотонные лекции (пусть даже на интересующую их тему).

3. Собрание целесообразно проводить не реже 1-2 раз в учебный год.

  Просветительская работа.

Разработка и ведение сайта (или странички на сайте вашей организации дополнительного образования) В последние годы в связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, педагоги стали использовать возможности сети интернет для освещения деятельности своего творческого объединения. Структура сайта, содержание представленного на нем материала не должны противоречить требованиям Российского законодательства.

Если на сайте имеются интерактивные опросы для родителей, то эту форму работы можно также отнести и к интерактивным.

Наглядная информация. 

Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. Поэтому важна форма и способ подачи информации, а так же её содержание.

Формы наглядно-текстовой информации:

  • Выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей.
  • Индивидуальные (сольное) выступления.
  • Фотовитрины и фотоколлажи: стенды представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность студийцев.
  • Передвижная библиотечка. Эта форма особенно оптимальна для родителей школьного возраста. Передвижная библиотечка предполагает « чтение на месте», когда родители ожидают ребенка. Педагог может выставлять книги по актуальным проблемам воспитания детей, журналы, брошюры, буклеты и т. д.
  • Газета. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, педагоги и сами родители. Газета может включать репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы, поздравления и благодарности, юмор и многое др.
  • Буклеты. Помогают педагогу представить свое объединение. В буклете может содержаться информация за несколько лет (цель программы, достижения, история выпускников, отзывы родителей и т.п.), а также на конкретный учебный год – расписание, режим работы, необходимое оборудование, правила поведения, контактные данные директора и педагога и т.д.
  • Государственно-общественные формы работы.

Данные формы работы предполагают создание попечительских советов, советов школ, советов отцов, городских советов родителей; вхождение родителей в управляющие советы учреждений и т.п.

В целом, чётко организованная работа с родителями носит конструктивный характер, позволяя смоделировать единую образовательную среду в организации. Поскольку именно родители изначально являются главными заказчиками образовательных услуг, специалистам необходимо стремиться уделять должное внимание эффективным формам взаимодействия организаций дополнительного образования с семьями воспитанников.

В заключении, хочется напомнить вам  золотые правила, которые помогут вам, уважаемые педагоги, эффективного взаимодействовать с родителями обучающихся:

  • Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.
  • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу; если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.
  • Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать — это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
  • Умейте терпеливо слушать родителей, давайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам. Не спешите с выводами! Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали.
  • То, о чем родители вам поведали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.
  • Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.
  • Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией к специалистам.
  • Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.

Литература

  1. Кожурова О.Ю. Воспитательный потенциал семьи как основа семейной педагогики:
  2. учебно-методическое пособие / О.Ю. Кожурова, Д.В. Григорьев. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2011. – 84 с.
  3. Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей / авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с. Ил.
  4. Формы работы с родителями. 5-11 классы / Сост. Л.П. Барылкина, Т.А. Фалькович, Г.И. Татаренко. – М.: ВАКО, 2013. – 160 с.__



Предварительный просмотр:

Правила ТБ в мастерских

ПРАВИЛА

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Рабочее место

- Рабочее место учащегося должно быть организовано так, чтобы предупредить всякую возможность несчастного случая.

Каждое рабочее место должно быть оборудовано сидениями (приставными, выдвижными или откидными), которыми учащиеся могут пользоваться для отдыха и производства отдельных операций при выполнении основной работы.

- Рабочие места должны быть оборудованы специальными приспособлениями: тумбочками, выдвижными ящиками, шкафами, инструментальными полками или стеллажами для хранения инструмента, защитных очков, чертежей и т.п.; хранимые на стеллажах заготовки, инструмент и др. не должны выступать за пределы рабочей площади стеллажа.

- Запрещается загромождение рабочих мест и проходов материалами, заготовками, деталями и отходами производства. Нахождение на рабочем месте предметов, не требующихся для выполнения работы, запрещается.

- Инструмент должен находиться в специальных инструментальных ящиках, шкафах, столиках у оборудования, а в тех случаях, где это предусмотрено конструкцией машины, - внутри ее.

- Тиски на верстаках устанавливаются на расстоянии не менее 1 м между их осями. Ширина верстака должна быть не менее 0,75 м. Для защиты учащихся от отлетающих осколков должны быть установлены щиты (из сетки с ячейками не более 3 мм) высотой не менее 1 м.

Тиски должны обеспечивать надежное крепление заготовки, губки тисков должны иметь несработанную насечку.

- Молотки, кувалды и др. должны иметь выпуклую поверхность бойка, гладкую, несбитую, без заусениц, выбоин, трещин, иметь прочные рукоятки.

- Ручки молотков, кувалд изготовляются из твердых и вязких пород древесины (клен, дуб, береза и др.). Применение ручек из мягких или крупнослойных пород дерева (ель, сосна) запрещается.

Ручки молотков и кувалд должны быть ровными, овального сечения, с утолщениями к их свободным концам. Поверхность ручек должна быть гладкой, ровно зачищенной, без трещин, заусениц и сучков.

- На хвостовики напильников, стамесок, долот, отверток, пил и др. должны быть прочно насажены ручки, стянутые металлическими кольцами, предотвращающими раскалывание.

Длина ручек должна соответствовать размерам инструмента.

Размеры инструментов и их вес должны соответствовать возрастным особенностям учащихся Работа перечисленными и подобными инструментами без ручек или с неисправными (имеющими трещины, отколы и т.д.) ручками запрещается.

- Пилы (ножовки, поперечные, лучковые и пр.) должны быть правильно разведены и хорошо заточены. Ручки пил должны быть прочно закреплены, гладко зачищены.

Лучковые пилы должны иметь прочный станок, обеспечивающий надежное натяжение полотна и необходимое его вращение.

- Строгальный инструмент для обработки древесины (шерхебели, рубанки, фуганки и т.п.) должен иметь гладкие, ровно зачищенные колодки.

Задний конец колодки рубанка, шерхебеля и др. в верхней своей части должен быть закруглен. Рукоятки колодок должны быть гладкими. Железки строгального инструмента должны быть правильно заточены, прочно и плотно пригнаны к деревянным колодкам и не должны иметь выбоин, вмятин, трещин и заусениц.

- Гаечные ключи должны соответствовать размерам гаек и головок болтов и не должны иметь трещин, забоин и заусениц. Запрещается наращивать ключи контрключами, трубами и т.д.

Разводные ключи не должны иметь люфта в подвижных частях. Рабочие грани губок ключей должны быть параллельны между собой.

- Все приспособления (кондукторы, делительные головки и пр.), применяемые на оборудовании, должны быть исправными, удобными, безопасными в эксплуатации.

- Допуск   учащихся к работе без спецодежды и предохранительных приспособлений запрещен.

- Размер и модель спецодежды учащихся должны исключать возможность захватывания ее движущимися частями станков и обрабатываемыми деталями. Не должно быть свисающих или развевающихся концов (полы, галстука, косынки, передника, тесемки). Одежда должна наглухо застегиваться, свисающие концы косынок, платков, тесемок должны быть подобраны, манжеты рукавов должны плотно охватывать руки около кистей.

Размеры спецодежды должны соответствовать росту учащихся.

- Волосы у работающих должны быть закрыты плотно облегающим головным убором и подобраны под него.

- Учащиеся, производящие работу по очистке деталей или изделий от ржавчины, краски, грязи, а также при рубке металла и др. должны быть снабжены защитными очками или маской из оргстекла для предохранения от разлетающейся окалины, пыли и т.п.

- Учителя по технологии обязаны строго следить за выполнением учащимися как в учебных мастерских, так и на предприятиях указанных требований по мерам индивидуальной защиты во время работы, а также обеспечить надлежащий уход за индивидуальными защитными приспособлениями.

 Пожарная безопасность

- Учебно-производственные мастерские должны быть полностью обеспечены противопожарным инвентарем, пенными и углекислотными огнетушителями, сигналами и прочим оборудованием.

- Воспрещается загромождать доступ и проходы к противопожарному инвентарю и оборудованию, а также использовать этот инвентарь и оборудование не по назначению.

- Обтирочный материал, как использованный, так и не использованный, должен складываться и храниться в специальных металлических ящиках, закрытых крышками.

- Использованный обтирочный материал, стружки, мусор должны убираться после каждого занятия.

- В столярной мастерской не должно быть более однодневного запаса материалов.

РАЗМЕЩЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ В МАСТЕРСКИХ        

1. Рабочее место учителя, включающее кафедру, верстак и классную доску, целесообразно расположить недалеко от входа.

2. Классная доска и место преподавателя должны быть хорошо видны с каждого рабочего места.

3. Расстояние между слесарными верстаками должно быть не менее 80 см, а между рядами (проходы вдоль мастерской) - не менее 100 см.

4. От станков верстаки должно отделять расстояние не менее 90 см.

5. Крайние тиски на многоместных слесарных верстаках, упирающихся торцами в стену, должны отстоять от стены не менее чем на 70 см.

6. Расстояние между столярными верстаками, расположенными в ряд, должно быть не менее 65 см, а между рядами - не менее 70 см.

7. В столярной мастерской необходимо при размещении верстаков учитывать увеличение их размеров за счет выдвижения зажимных винтов.

8. Механическое оборудование следует располагать ближе к рабочему месту учителя. Токарные и фрезерные станки устанавливаются у окон мастерской на расстоянии 40 - 50 см от стены.

9. Заточной станок устанавливается возможно дальше от других станков.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ

НА ТОКАРНОМ СТАНКЕ ПО МЕТАЛЛУ

Опасности в работе

Несчастные случаи при работе на токарных станках происходят вследствие:

1. Отсутствия или неисправности ограждения.

2. Непрочного крепления детали и инструмента.

3. Неисправности и притупления режущего инструмента.

4. Надевания и снятия ремня на ходу станка.

5. Неисправности электрооборудования и, в частности, заземления.

6. Беспорядка на рабочем месте.

До начала работы

1. Правильно надеть спецодежду (фартук с нарукавниками или халат):

а) застегнуть обшлага рукавов на пуговицы, избегать завязывать их тесемкой;

б) спрятать волосы под головной убор: берет или косынку, завязанную без свисающих концов.

2. Проверить наличие и надежность крепления защитных ограждений и соединения защитного заземления (зануления) с корпусом станка.

3. Расположить инструменты и заготовки в определенном порядке на приставочной тумбочке или на особом приспособлении.

4. Прочно закрепить резец и обрабатываемую деталь. Вынуть ключ из патрона и положить на установленное место.

5. Проверить работу станка на холостом ходу и исправность пусковой коробки путем включения и выключения кнопок и рычагов управления.

Во время работы

1. Плавно подводить резец к обрабатываемой детали, не допускать увеличения сечения стружки.

2. Во избежание травм запрещается:

а) наклонять голову близко к патрону или режущему инструменту;

б) передавать и принимать предметы через вращающиеся части станка;

в) облокачиваться или опираться на станок, класть на него инструменты или заготовки;

г) измерять обрабатываемую деталь, смазывать, чистить и убирать стружку со станка до полной остановки;

д) охлаждать режущий инструмент или обрабатываемую деталь с помощью тряпки или концов;

е) выход из-под резца длинной стружки;

ж) останавливать станок путем торможения рукой патрона;

з) отходить от станка, не выключив его;

и) поддерживать и ловить рукой отрезаемую деталь.

3. Зачистку деталей на станке производить напильником или шкуркой, прикрепленными к жесткой оправе. Рукоятка оправы должна быть с предохранительным кольцом. При работе держать ее левой рукой.

4. Перед выключением станка необходимо отвести резец от обрабатываемой детали.

5. При работе на центрах проверить, надежно ли закреплена задняя бабка, и следить, чтобы засверловка была достаточна и угол ее соответствовал углу центров.

6. Пользоваться ключами, соответствующими гайкам и головкам болтов.

7. Обрабатываемый пруток не должен выступать за пределы станка.

8. При выключении тока в сети во время работы немедленно выключить пусковую кнопку.

После окончания работы

1. Отвести суппорт, выключить мотор.

2. Удалить стружку со станка при помощи щетки, а из пазов станины - крючками. Сдувать стружку ртом и сметать рукой запрещается.

3. Протереть станок, смазать, привести в порядок инструмент и индивидуальные средства защиты. Сдать станок  учителю.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА ФРЕЗЕРНОМ СТАНКЕ

Опасности в работе

1. Ранение рук и пальцев.

2. Перелом локтевой кости.

3. Заматывание волос оправкой фрезы и скальпирование.

4. Поражение глаз отлетающей стружкой при обработке хрупких металлов.

Но кроме указанных возможны и другие несчастные случаи, характерные для работы на металлорежущих станках

До начала работы

1. Надеть и привести в порядок свою спецодежду:

а) застегнуть обшлага рукавов на пуговицы;

б) спрятать волосы под берет, косынку, завязанную без свисающих концов;

в) надеть защитные очки.

2. Осмотреть станок и проверить его исправность на холостом ходу; проверить, на месте ли все ограждения и исправны ли они.

3. Проверить исправность рабочего и вспомогательного инструмента.

4. Проверить исправность защитного заземления.

Во время работы

1. Установить и надежно укрепить фрезу и обрабатываемую деталь.

2. Не класть ничего на станок и не облокачиваться на него.

3. Не отвлекаться во время работы посторонними делами и разговорами.

4. Пользоваться только исправными инструментами.

5. Не хватать ремень, фрезу, работающие части станка.

6. Не убирать стружку руками, а пользоваться для этого щеткой и др. инвентарем.

7. Не тормозить станок руками нажимом на ремень или шкив.

8. Нельзя работать на станке со снятыми ограждениями.

9. Нельзя отлучаться от станка, не остановив его предварительно.

После окончания работы

1. Остановить станок.

2. Удалить стружку со станка и вытереть тщательно его и инструмент.

3. Привести в порядок рабочее место. Смазать станок.

4. Сдать учителю станок и рабочее место.

5. Привести себя в порядок.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ

НА СТРОГАЛЬНОМ СТАНКЕ

Опасности в работе

1. Ранение рук движущимися частями и резцом.

2. Травмирование лица и глаз отлетающей стружкой.

3. Ушиб движущейся платформой продольно-строгального станка или ползуном.

До начала работы

1. Надеть и привести в порядок спецодежду:

а) застегнуть обшлага рукавов;

б) спрятать волосы под берет, косынку, завязанную без свисающих концов;

в) надеть защитные очки.

2. Убрать все лишнее со станка и ненужные при работе детали.

3. Осмотреть станок и проверить его исправность на холостом ходу.

4. Проверить исправность защитного заземления (зануления).

Во время работы

1. Надежно крепить обрабатываемую деталь.

2. Не пользоваться для установки и крепления деталей неприспособленными подкладками, несоразмерными гаечными ключами.

3. Не производить на ходу станка измерение обрабатываемых деталей, съема их, дождаться полной остановки станка.

4. Накопившуюся стружку на станке не сметать рукой, а пользоваться специальной щеткой.

5. Затупление и выкрошивание резца определять по поверхности обрабатываемой детали.

6. Не отвлекаться посторонними разговорами.

7. Отлучаясь от станка, следует выключить его и дождаться полной остановки.

8. Не класть заготовки, инструменты и приспособления на станок.

После окончания работы

1. Остановить станок.

2. Убрать рабочее место, инструмент и приспособления. Смазать станок.

3. Сдать учителю станок и рабочее место.

4. Привести себя в порядок.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ

НА СВЕРЛИЛЬНОМ СТАНКЕ

Опасности в работе

1. Ранение глаз отлетающей стружкой при сверлении металла.

2. Ранение рук при плохом закреплении деталей.

До начала работы

1. Правильно надеть спецодежду (фартук с нарукавниками или халат, берет или косынку).

2. Проверить надежность крепления защитного кожуха ременной передачи.

3. Проверить надежность соединения защитного заземления (зануления) с корпусом станка.

4. Надежно закрепить сверло в патроне.

5. Проверить работу станка на холостом ходу и исправность пусковой коробки путем включения и выключения кнопок.

6. Прочно закрепить деталь на столе станка в тисках или кондукторах. Запрещается при сверлении незакрепленную деталь поддерживать руками.

7. Надеть защитные очки.

Во время работы

1. Нельзя пользоваться сверлами с изношенными конусными хвостовиками.

2. После того как шпиндель станка набрал полную скорость, сверло к детали подавать плавно, без усилий и рывков.

3. Перед сверлением металлической заготовки необходимо накернить центры отверстий. Деревянные заготовки в месте сверления накалываются шилом.

4. Проявлять особое внимание и осторожность в конце сверления. При выходе сверла из материала заготовки нужно уменьшить подачу.

5. При сверлении крупных деревянных заготовок (деталей) на стол под деталь кладется обрезок доски или кусок многослойной фанеры.

6. Во избежание травм в процессе работы на станке запрещается:

а) наклонять голову близко к сверлу;

б) производить работу в рукавицах;

в) класть посторонние предметы на станину станка;

г) смазывать или охлаждать сверло с помощью мокрых тряпок. Для охлаждения сверла нужно пользоваться специальной кисточкой;

д) тормозить руками патрон или сверло;

е) отходить от станка, не выключив его.

7. При прекращении подачи электротока немедленно выключить мотор.

8. Перед остановкой станка необходимо отвести сверло от детали, после чего выключить мотор.

 

После окончания работы

1. После остановки вращения сверла удалить стружку со станка с помощью щетки. В пазах станочного стола стружка убирается металлическим крючком. Запрещается сдувать стружку ртом или сметать рукой.

2. Отделить сверло от патрона и сдать станок учителю.

3. Привести себя в порядок.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ

НА ТОКАРНОМ СТАНКЕ ПО ДРЕВЕСИНЕ

Опасности в работе

1. Ранение глаз отлетающей стружкой.

2. Ранение рук при прикосновении их к обрабатываемой детали.

3. Ранение рук при неправильном обращении с резцом.

4. Ранение осколками плохо склеенной древесины, косослойной, суковатой.

До начала работы

1. Правильно надеть спецодежду (фартук с нарукавниками или халат и головной убор: мальчики - берет, девочки - косынки).

2. Проверить надежность крепления защитного кожуха ременной передачи.

3. Осмотреть надежность присоединения защитного заземления (зануления) к корпусу станка.

4. Убрать со станка все посторонние предметы, инструменты разложить на установленные места.

5. Проверить, нет ли в заготовке сучков и трещин, обтесать заготовку до нужной формы, после чего надежно закрепить на станке.

6. Установить подручник с зазором 2 - 3 мм от обрабатываемой детали и закрепить его на высоте центровой линии заготовки.

7. Проверить исправность режущего инструмента и правильность его заточки.

8. На холостом ходу проверить работу станка, а также исправность пусковой коробки путем включения и выключения его кнопок.

9. Перед началом работы надеть защитные очки.

Во время работы

1. Подачу режущего инструмента на материал следует производить только после того, как рабочий вал наберет полное число оборотов.

Подача инструмента должна быть плавной, без сильного нажима.

2. Своевременно подвигать подручник к обрабатываемой детали, не допускать увеличения зазора.

3. Во избежание травм во время работы на станке запрещается:

а) близко наклонять голову к станку;

б) принимать и передавать предметы через работающий станок;

в) замерять обрабатываемую деталь до полной остановки ее вращения;

г) останавливать станок путем торможения рукой обрабатываемой детали;

д) отходить от станка, не выключив его.

После окончания работы

1. Уложить на свои места инструменты.

2. Удалить со станка стружку при помощи щетки. Сдувать стружку ртом и сметать ее рукой запрещается.

3. Сдать станок учителю.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ

НА АБРАЗИВНОМ СТАНКЕ (ЭЛЕКТРОТОЧИЛЕ)

Опасности в работе

Работа на заточных станках без индивидуальных средств защиты может привести к следующему:

а) травмирование глаз (ранение, ожоги, засорение);

б) движущими незакрытыми деталями станка захват одежды, волос;

в) ранение лица, тела в результате вылета осколков абразива или инструмента из-за большого зазора подручника.

До начала работы

1. Правильно надеть спецодежду.

2. Проверить надежность крепления ограждений опасных мест на станке: защитного кожуха у абразивного круга и концов шпинделя, а также исправность защитного экранчика против абразивной пыли.

3. Путем осмотра убедиться, нет ли трещин и отколов на абразивном круге.

4. Проверить исправность защитного заземления станка.

5. Установить подручник для точки инструментов на 2 - 3 мм от круга абразива и надежно закрепить его.

6. Надеть защитные очки или опустить предохранительный экран.

7. Проверить станок на холостом ходу, отступить несколько в сторону от опасной зоны против круга.

Во время работы

1. При заточке инструмента необходимо надежно удерживать его руками, плавно, без рывков и усилий подводить к абразивному кругу несколько выше горизонтальной оси его.

2. Не наклоняться к затачиваемому инструменту для наблюдения за ходом заточки. Момент соприкосновения круга с инструментом определять по искре. Момент окончания заточки определять после того, как круг отведен от инструмента и инструмент выведен в безопасную зону.

3. Во избежание травм запрещается:

а) производить заточку на неисправном круге;

б) работать без защитного экрана или очков;

в) стоять в направлении плоскости вращения абразивного круга;

г) проводить заточку на боковой поверхности круга;

д) определять рукой на ощупь остроту и ровность заточенных инструментов;

е) класть предметы на корпус станка;

ж) отходить от станка до полной остановки вала с абразивным кругом.

После окончания работы

1. Выключить станок. После окончания вращения круга убрать пыль со станка с помощью сметки.

2. Привести себя и индивидуальные средства в порядок.

3. Станок сдать учителю.

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКЕ МЕТАЛЛА

До начала работы

1. Правильно надеть спецодежду: фартук с нарукавниками или халат и головной убор - берет или косынку. При этом следует тщательно подбирать волосы и заправлять концы косынки.

2. При рубке металла надеть очки.

3. Проверить наличие инвентаря (совок, сметка, щетка для чистки напильников, сидение, подставная решетка).

4. Проверить состояние инструментов индивидуального пользования, разложить их в строгом порядке, установленном учителем. В случае неисправности инструментов сообщить об этом учителю.

5. Проверить состояние верстачных тисков (губки тисков должны быть плотно привинчены, насечка не сработана).

Во время работы

1. Прочно закрепить обрабатываемую деталь в тисках. Рычаг тисков опускать плавно, чтобы не получить травму рук.

2. Работу выполнять только исправными, хорошо налаженными инструментами.

3. Во избежание травмирования необходимо следить за тем, чтобы:

а) поверхность бойков молотков, кувалд была выпуклой, а не сбитой;

б) инструменты (напильники и др.), имеющие заостренные концы-хвостовики, были снабжены деревянными, плотно прилегающими рукоятками установленной формы, без расколов и трещин;

в) ударные режущие инструменты (зубило, бородок, кернер, крейцмейсель и др.) имели несбитую поверхность;

г) зубило имело длину не менее 150 мм, причем оттянутая его часть равнялась 60 - 70 мм;

д) при работе напильниками пальцы находились на поверхности напильников.

4. Не проверять пальцами качество опиливаемой поверхности.

5. Не применять ключей, имеющих зев большего размера, чем гайка, не удлинять рукоятку ключа путем накладывания (захвата) двух ключей.

6. Слесарными инструментами пользоваться только по их прямому назначению.

7. При резании металла ножницами придерживать отрезаемую заготовку из листового металла рукой в перчатке (рукавице).

После окончания работы

1. Проверить состояние инструментов и в случае неисправности их доложить учителю.

2. Привести в исправное состояние инструменты (снять заусенцы на молотке, зубиле, керне, очистить напильники от стружки).

3. Тщательно убрать рабочее место (стружку и опилки не сдувать и не смахивать руками). Отходы сложить в специальный ящик.

4. Положить инструменты в том порядке, который установил учитель.

5. Во избежание порчи насечек на губках тисков не зажимать их плотно, оставлять зазор в 1 - 2 мм.

6. Привести себя в порядок.

7. Из мастерской выходить с разрешения учителя

ИНСТРУКЦИЯ

ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКЕ ДРЕВЕСИНЫ

До начала работы

1. Правильно надеть спецодежду: фартук с нарукавниками или халат и головной убор - берет или косынку. При этом следует тщательно подбирать волосы и заправлять концы косынки.

2. Проверить наличие инвентаря (сидение, щетка-сметка, совок), исправность верстака (зажимные коробки, упор для пиления, зажимные клинья, приспособления для чертежа).

3. Разложить на верстаке инструменты индивидуального пользования в строгом порядке, установленном учителем. На верстаке не должно быть ничего лишнего.

Во время работы

1. Надежно закрепить обрабатываемый материал (древесину) в зажимах верстака.

2. Пользоваться инструментом только по назначению, исправным, хорошо налаженным и наточенным.

3. Концы полотен лучковых пил должны быть прочно закреплены в шаховках, полотна разведены. Шнур должен обеспечивать необходимое натяжение полотна.

4. Строгальные инструменты должны иметь рожок или вывеску в зензубелях, калевках, гелтелях. Задняя часть колодки должна быть округлой и гладкой. Расщепленные части стругов немедленно заменяются. Ручка инструмента должна быть удобной для работы.

5. Технологические операции (пиление, отесывание, долбление, сверление, соединение деталей) выполнять на верстаке в установленных местах, используя приспособления, упоры и подкладные доски.

6. Не допускать захламленности верстака отходами, стружками. Своевременно возвращать учителю инструмент общего пользования.

7. Не отвлекаться во время работы, следить за правильными приемами работы.

8. Приготовление и разогревание клея производить под постоянным наблюдением в изолированном от мастерской и хорошо вентилируемом помещении.

9. Пользоваться открытым огнем, а также электроразогревателями в деревообрабатывающей мастерской категорически запрещается.

10. Во избежание травмирования необходимо:

а) следить за натяжкой полотна лучковой пилы;

б) применять направитель для опоры полотна инструмента при запиливании;

в) проводить чистку стругов (рубанок, шерхебель, фуганок) деревянными клиньями;

г) в случае порчи инструмента во время работы немедленно заменять его.

После окончания работы

1. Остатки материалов, незаконченные изделия сдать дежурному или учителю.

2. Проверить состояние инструментов и положить их в том порядке, как установлено учителем.

3. Убрать свое рабочее место, пользуясь сметкой. Сдувать стружку ртом или сметать рукой запрещается.

4. На верстаке проверить наличие и состояние клиньев, а зажимные коробки (задняя, передняя) завинтить до установленного зазора (не более 2 - 5 мм).

5. Привести себя в порядок.

6. Из мастерской выходить с разрешения учителя.