Методический уголок учителя информатики

Воронкова Юлия Александровна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по учебному предмету «Информатика» для 10-11классов

(базовыйуровень)

  1. Планируемые результаты освоения предмета

Личностные результаты:

  1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
  2. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  3. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  4. эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
  5. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты:

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Предметные результаты:

  1. сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
  2. владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
  3. сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
  4. систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
  5. сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
  6. сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
  7. сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
  8. понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
  9. владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
  10. сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
  11. владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
  12. овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;        
  13. владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
  14. владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
  15. владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
  16. владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
  1. Содержание

Для полного освоения программы базового уровня рекомендуется изучение предмета «Информатика» по 1 часу в неделю в 10 и 11 классах (всего 34 часа в 10 классе и 34 часа в 11 классе).

Учебно-тематическое планирование

Тема

Количество часов / класс

Всего

10 кл.

11 кл.

Основы информатики

Техника безопасности. Организация рабочего места

2

1

1

Информация и информационные процессы

7

2

5

Кодирование информации

6

6

Логические основы компьютеров

2

2

Устройство компьютера

2

2

Программное обеспечение

2

2

Компьютерные сети

2

2

Информационная безопасность

2

2

Итого:

25

19

6

Алгоритмы и программирование

Алгоритмизация и программирование

10

10

Решение вычислительных задач

3

3

Итого:

13

13

0

Информационно-коммуникационные технологии

Моделирование

6

6

Базы данных

9

9

Создание веб-сайтов

10

10

Итого:

25

0

25

Резерв

                5

2

3

Итого по всем разделам:

68

34

34

10 класс (34 часа)

Информация и информационные процессы

Информатика  и  информация.  Получение  информации. Формы  представления  ин-

формации. Информация в природе. Человек, информация, знания. Свойства информации.

Информация в технике.

Передача информации. Обработка информации. Хранение информации.

Структура информации. Таблицы. Списки. Деревья. Графы.

Кодирование информации

Равномерное и неравномерное кодирование. Правило умножения. Декодирование.

Условие Фано.

Алфавитный подход к оценке количества информации.

Системы счисления. Перевод целых чисел в другую систему счисления.

Двоичная система счисления. Арифметические операции. Сложение и вычитание степеней числа 2. Достоинства и недостатки.

Кодирование графической информации. Цветовые модели. Растровое кодирование.

Форматы файлов. Векторное кодирование. Трёхмерная графика. Фрактальная графика.

Кодирование звуковой информации. Оцифровка звука. Инструментальное кодирова-ние звука. Кодирование видеоинформации.

Логические основы компьютеров

Логические операции «НЕ», «И», «ИЛИ». Операция «исключающее ИЛИ». Импли-кация. Эквиваленция.

Логические выражения. Вычисление логических выражений. Диаграммы Венна.

Упрощение логических выражений. Законы алгебры логики.

Множества и логические выражения. Задача дополнения множества до универсаль-ного множества.

Как устроен компьютер

Современные компьютерные системы. Стационарные компьютеры. Мобильные уст-ройства. Встроенные компьютеры.

Параллельные вычисления. Суперкомпьютеры. Распределённые вычисления. Об-лачные вычисления.

Выбор конфигурации компьютера.

Общие принципы устройства компьютеров. Принципы организации памяти. Выпол-нение программы.

Архитектура компьютера. Особенности мобильных компьютеров. Магистрально-модульная организация компьютера. Взаимодействие устройств. Обмен данными с внеш-ним устройствами.

Облачные хранилища данных.

Программное обеспечение

Виды программного обеспечения. Программное обеспечение для мобильных уст-ройств. Инсталляция и обновление программ.

Авторские права. Типы лицензий на программное обеспечение. Ответственность за незаконное использование ПО.

Коллективная работа над документами. Рецензирование . Онлайн-офис. Правила коллективной работы

Пакеты прикладных программ. Офисные пакеты. Программы для управления пред-приятием. Пакеты для решения научных задач. Программы для дизайна и вёрстки. Систе-мы автоматизированного проектирования.

Обработка мультимедийной информации. Обработка звуковой информации. Обра-ботка видеоинформации.

Системное программное обеспечение. Операционные системы. Драйверы устройств.

Утилиты. Файловые системы.

Компьютерные сети

Сеть Интернет. Краткая история Интернета. Набор протоколов TCP/IP. Адреса в Ин-тернете. IP-адреса и маски. Доменные имена. Адрес ресурса (URL). Тестирование сети.

Службы Интернета. Всемирная паутина. Поиск в Интернете. Электронная почта. Обмен файлами (FTP). Форумы. Общение в реальном времени. Информационные систе-мы.

Личное информационное пространство. Организация личных данных. Нетикет. Ин-тернет и право.

Алгоритмизация и программирование

Алгоритмы. Этапы решения задач на компьютере. Анализ алгоритмов. Оптимальные линейные программы. Анализ алгоритмов с ветвлениями и циклами. Исполнитель Робот. Исполнитель Чертёжник. Исполнитель Редактор.

Введение в язык Python. Простейшая программа. Переменные. Типы данных. Раз-мещение переменных в памяти. Арифметические выражения и операции.

Вычисления. Деление нацело и остаток. Стандартные функции.

Ветвления. Условный оператор. Сложные условия.

Циклические алгоритмы. Цикл с условием. Циклы с постусловием. Циклы по пере-менной.

Процедуры. Функции.

Рекурсия. Ханойские башни. Анализ рекурсивных функций.

Массивы. Ввод и вывод массива. Перебор элементов.

Символьные строки. Операции со строками.

Вычислительные задачи

Решение уравнений. Приближённые методы. Использование табличных процессо-

ров.

Информационная безопасность

Понятие информационной безопасности. Средства защиты информации.

Информационная безопасность в мире. Информационная безопасность в России.

Безопасность в интернете.        Сетевые угрозы. Мошенничество. Шифрование данных.

Правила личной безопасности в Интернете

  1. класс (34 часа)

Информация и информационные процессы

Передача данных. Скорость передачи данных.

Информация и управление. Кибернетика. Понятие системы. Системы управления. Информационное общество. Информационные технологии. Государственные элек-

тронные сервисы и услуги. Электронная цифровая подпись (ЭЦП). Открытые образова-тельные ресурсы. Информационная культура.

Стандарты в сфере информационных технологий.

Моделирование

Модели и моделирование. Иерархические модели. Сетевые модели. Модели мышле-ния. Искусственный интеллект. Адекватность.

Этапы моделирования. Постановка задачи. Разработка модели. Тестирование моде-ли. Эксперимент с моделью. Анализ результатов.

Математические модели в биологии. Модель неограниченного роста. Модель огра-ниченного роста.

Базы данных

Многотабличные базы данных. Ссылочная целостность. Типы связей.

Таблицы. Работа с готовой таблицей. Создание таблиц. Связи между таблицами. Запросы. Конструктор запросов. Критерии отбора. Запросы с параметрами. Вычис-

ляемые поля. Запрос данных из нескольких таблиц.

Формы. Простая форма.

Отчёты. Простые отчёты.

Создание веб-сайтов

Веб-сайты и веб-страницы. Статические и динамические веб-страницы. Веб-программирование. Системы управления сайтом.

Текстовые веб-страницы. Простейшая веб-страница. Заголовки. Абзацы. Специаль-ные символы. Списки. Гиперссылки.

Оформление веб-страниц. Средства языка HTML. Стилевые файлы. Стили для эле-ментов.

Рисунки, звук, видео. Форматы рисунков. Рисунки в документе. Фоновые рисунки.

Мультимедиа.

Блоки. Блочная вёрстка. Плавающие блоки.

Динамический HTML. «Живой» рисунок. Скрытый блок. Формы.

Обработка изображений

Ввод изображений. Разрешение. Цифровые фотоаппараты. Сканирование. Кадриро-

вание.

Коррекция изображений. Исправление перспективы. Гистограмма. Коррекция цвета. Ретушь. Работа с областями. Выделение областей. Быстрая маска. Исправление «эффекта красных глаз». Фильтры.

Многослойные изображения. Текстовые слои.

Анимация.

Векторная графика. Примитивы. Изменение порядка элементов. Выравнивание, рас-пределение. Группировка.

Трёхмерная графика

Понятие 3D-графики. Проекции.

Работа с объектами. Примитивы. Преобразования объектов.

Сеточные модели. Редактирование сетки.

Материалы и текстуры.

Рендеринг. Источники света. Камеры.

  1. Календарно-тематическое  планирование

10 класс

Номер

Урока

Содержание

(разделы, темы)

Количество

часов

Даты

проведения

план

факт

Информация и информационные процессы

6

1

Информация. Информационная грамотность и информационная культура.

1

2

Подходы к измерению информации.

1

3

Информационные связи в системах различной природы

1

4

Обработка информации

1

5

Передача и хранение информации

1

6

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информация и информационные процессы» Проверочная работа.

1

Компьютер и его программное обеспечение

5

7

История развития вычислительной техники

1

8

Основополагающие принципы устройства ЭВМ

1

9

Программное обеспечение компьютера

1

10

Файловая система компьютера

1

11

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Компьютер и его программное обеспечение». Проверочная работа.

1

Представление информации в компьютере

9

12

Представление чисел в позиционных системах счисления

13

Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую

1

14

«Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления

1

15

Арифметические операции в позиционных системах счисления

1

16

Представление чисел в компьютере

1

17

Кодирование текстовой информации

1

18

Кодирование графической информации

1

19

Кодирование звуковой информации

1

20

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Представление информации в компьютере».  Проверочная работа.

1

Элементы теории множеств и алгебры логики

8

21

Некоторые сведения из теории множеств

1

22

Алгебра логики

1

23

Таблицы истинности

1

24

Основные законы алгебры логики

1

25

Преобразование логических выражений

1

26

Элементы схем техники. Логические схемы

1

27

Логические задачи и способы их решения

1

28

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Элементы теории множеств и алгебры логики». Проверочная работа.

1

Современные  технологии создания и обработки информационных объектов

5

29

Текстовые документы

1

30

Объекты компьютерной графики

1

31

Компьютерные презентации

1

32

Выполнение мини-проекта по теме «Создание и обработка информационных объектов»

1

33

Итоговое тестирование

34

Основные идеи и понятия курса

Итого

34 ч.

11 класс

Номер

Урока

Содержание

(разделы, темы)

Количество

часов

Даты

проведения

план

факт

Обработка информации в электронных таблицах

6

1

Табличный процессор. Основные сведения

1

2

Редактирование и форматирование в табличном процессоре

1

3

Встроенные функции и их использование

1

4

Логические функции

1

5

Инструменты анализа данных

1

6

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Обработка информации в электронных таблицах» (урок-семинар или проверочная работа)

1

Алгоритмы и элементы программирования

9

7

Основные сведения об алгоритмах

1

8

Алгоритмические структуры

1

9

Запись алгоритмов на языке программирования Паскаль

1

10

Анализ программ с помощью трассировочных таблиц

1

11

Функциональный подход к анализу программ

1

12

Структурированные типы данных. Массивы

13

Структурное программирование

1

14

Рекурсивные алгоритмы

1

15

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Алгоритмы и элементы программирования» (урок-семинар или проверочная работа)

1

Информационное моделирование

8

16

Модели и моделирование

1

17

Моделирование на графах

1

18

Знакомство с теорией игр

1

19

База данных как модель предметной области

1

20

Реляционные базы данных

1

21

Системы управления базами данных

1

22

Проектирование и разработка базы данных

1

23

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информационное моделирование» (урок-семинар или проверочная работа)

1

Сетевые информационные технологии

5

24

Основы построения компьютерных сетей

1

25

Как устроен Интернет

1

26

Службы Интернета

1

27

Интернет как глобальная  информационная система

1

28

Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Сетевые информационные технологии» (урок-семинар или проверочная работа)

1

Основы социальной информатики

3

29

Информационное общество

1

30

Информационное право

1

31

Информационная безопасность

1

32

Обобщение и систематизация  изученного материала по теме «Основы социальной информатики» (урок-семинар)

1

33

Итоговое тестирование

1

34

Резерв

1

Итого

34 ч.