Самообразование.
Повышение педагогического мастерства по обучению дошкольников лего-конструированию.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.33 КБ | |
| 727.67 КБ | |
| 1.09 МБ | |
| 22.18 КБ | |
| 271.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план саморазвития
Должность: Воспитатель
ФИО: Базаржапова Цыцыгма Бальжинимаевна
Образование ( когда и какое учебное заведение окончил): Агинское высшее педагогическое училище (колледж) 1997г
Специальность по диплому: Бурятский язык и литература, русский язык и литература в неполной средней школе
Когда обучался на курсах повышения квалификации_____________________
Индивидуальная тема: Развивающие возможности Лего – конструирования в работе с детьми дошкольного возраста.
Когда начата работа над темой: сентябрь 2023г
Когда предполагается закончить работу над темой: май 2025г
Цель самообразования по теме: повышение педагогического мастерства по обучению дошкольников лего-конструированию.
Задачи самообразования :
1. Путем изучения литературы расширить возможности в легоконструировании.
2. Разработать альбомы для конструирования на разнообразные тематики.
3. Разработать и внедрить новую методику составления схем для конструирования объемных и плоскостных предметов.
4. Распространение своего опыта и достижений.
5. Применение полученных знаний на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.
Организовать целенаправленную работу по применению Лего-конструкторов в Детском саду начиная со средней группы.
- Повысить интерес родителей к Лего-конструированию через организацию активных форм работы родителей с детьми.
Основные вопросы, намеченные для изучения
Этапы проработки материала: начальный
Какой предполагается результат :
сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
• умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
• умение активизировать творческие способности и умения; распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.
Форма предоставления результатов: открытое занятие для педагогов и родителей.
План работы над темой по самообразованию
этапы | Содержание работы | сроки |
Информационно-подготовительный | Изучение учебно-методической литературы и интернет ресурсов: 1.А. Бедфорд «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2017 г. 2. Е.В.Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2019 г. Л. Г. 3. Комарова, Строим из Лего / Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 г. 4.Л.В.Куцакова, Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2015 г. 5.«LEGO конструирование в детском саду» Феншина Е. В. пособие для педагогов – Москва, Сфера, 2011 г. 6.М.С.Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2019 г. 7.О.В.Дыбина, Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г. 8.Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации/Федеральные государственные образовательные стандарты: http://mon.gov.ru/pro/fgos/ в течении года сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март 10. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» Лусс Т. В. - Москва, Владос, 2013 г. | В течении года 2023г |
Практический | Разработать картотеку схем и образцов из конструктора Лего | В течении гогда 2023г. |
Консультация для родителей «Как правильно выбрать конструктор Лего, учитывая возрастные особенности ребёнка» | Октябрь 2023г | |
Консультация «Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста»; | Январь 2023г | |
Рекомендации «Развитие конструктивных навыков в играх с разными видами конструкторов» | Февраль 2023г | |
Картотека игровых упражнений и дидактических игр с использованием конструкторов типа Лего | Октябрь –ноябрь 2024г | |
Создание картотеки «Речевые игры с конструктором LEGO» | Декабрь 2024г. | |
Буклеты, памятки «Методы и приемы, используемые на занятиях по лего-конструированию» | Январь 2025г | |
Папка-передвижка «Лего играть помогает и ум развивает» | Февраль 2025г | |
Обобщающий | Показ открытого занятия. Обобщение опыта по данной теме через презентацию «Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста» | Февраль 2025 г. Апрель-май 2025г |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие по лего-конструированию в подготовительной группе.
Воспитатель: Базаржапова Ц.Б.
Дата проведения: 21.11.2024 г.
Тема занятия: «Как хорош дом, в котором ты живешь»
Цель: закрепление навыков конструирования домов по замыслу.
Задачи:
Образовательные :
- Создать условия для конструирования из LEGO -конструкторов по замыслу. Продолжать знакомить с профессией архитектора, архитектурой как искусством сооружения различных зданий. Продолжать учить планировать творческую деятельность.
Развивающее
- Развивать восприятие, пространственное мышление, творческое воображение, интерес к разнообразным архитектурным сооружениям.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей уважение к труду архитекторов и строителей, к результатам своей работы и работе других детей. Закреплять умение работать самостоятельно, желание доводить начатую работу до конца.
Активизация словаря: профессия, архитектор, архитектурное сооружение, этажи, дома, жилое здание, фундамент.
Демонстрационный материал: иллюстрации или фотографии с изображением архитектурных сооружений (жилых зданий); эскиз дома; схемы конструкций. фотографии домов.
Раздаточный материал: широкий выбор конструктора LEGO. Для обыгрывания построек: LEGO человечки, маленькие игрушки бытовых приборов, мебели, посуды.
Ход занятия
Этапы занятия | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Вводно-мотивационный | - Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь. - Утром к нам сегодня пришла посылка. Как вы думаете, от кого она и что же в ней? - Только прочитав адрес отправителя мы сможем узнать, от кого пришла посылка. (Воспитатель читает адрес на посылке) - Ребята, эта посылка от Незнайки и прислал он ее из Солнечного городка. Текст письма: «Здравствуйте, дорогие ребята! У нас в Солнечном городке очень много архитектурных сооружений, зданий, и разные виды домов. Каждый житель нашего городка строит себе жилье, и мне хочется поселиться в необычное, уютное, комфортное жилье. Но я не знаю, какой дом мне построить. Я отправил вам посылку из LEGO- конструкторов и очень надеюсь на вашу помощь и отзывчивость, что вы построите разные макеты домов. А в ответ пришлите мне свои варианты построек фотографиями на мою электронную почту Незнайка.ru». Ваш Незнайка. - Ребята, поможем Незнайке? | Дети здороваются. Варианты ответов детей. Дети вместе с воспитателем открывают посылку, и находят письмо. Ответы детей. |
Операционно-содержательный | - Ребята, Незнайка предлагает построить модель дома, а как вы понимаете слово «дом»? - Дом – это архитектурное сооружение, которое люди создают для комфортной жизни в защищенном, теплом, уютном и красивом месте. Дом -это не только архитектурное сооружение, но еще и то, что находится внутри здания (мебель, бытовые приборы, одежда, посуда и другие вещи). Но самое главное в доме – это живущие в нем люди, семья. - Ребята, а как вы думаете, кто создает архитектурные сооружения? Архитектор — это главный строитель, который занимается архитектурой здания, то есть планированием, дизайном, расчётом конструкций зданий и других сооружений. Архитектор планирует (проектирует) здание и осуществляет руководство строительством. Он планирует, как будет выглядеть здание снаружи и внутри. Это профессия, которой нужно специально и долго учиться, чтобы постройки были прочными, надежными, служили долго и радовали людей. (Приложение ) - Ребята, давайте вспомним, какие бывают дома и из чего их строят?
- Посмотрите на иллюстрации (на иллюстрациях изображены: шалаш деревянная избушка, каменный дом). - Давным- давно, когда не было современных прочных материалов, дома делали из веток, палок, бревен, шкур животных, из камней. А в настоящее время, очень много современных материалов, из которых строят дома: это кирпичи, панели, блоки, стекло и другие.
- Ребята, попробуйте подобрать слова, к тем, которые я вам назову. Я скажу какой дом, а вы назовите, из какого материала его построили. Деревянные – это дома, построенные из…(дерева); панельные –… (из панелей -блоков); кирпичные –… (из кирпича); стеклянные -… (из стекла); каменный -… (из камня).
- Ребята, а какие части домов вы знаете, для чего они нужны? Давайте договоримся, если мы с вами строим дома, то обязательно в них должны быть фундамент, стены, двери, крыша, окна и другие конструкции, по вашему желанию. - Как вы думаете, мы готовы к выполнению просьбы Незнайки -строительству модели домов? - Да, но сначала я предлагаю вам рассмотреть разноцветные детали LEGO, которые прислал Незнайка в посылке. - Скажите, пожалуйста, а на какие геометрические фигуры похожи детали конструктора, и как они между собой крепятся? - Молодцы, ребята, предлагаю вам подготовиться к работе, размяться. «На горе мы видим дом». На горе мы видим дом Много зелени кругом Вот деревья, вот кусты Вот душистые цветы Окружает всё забор За забором – чистый двор Мы ворота открываем К дому быстро подбегаем В дверь стучимся: тук-тук-тук Кто-то к нам идет на стук? В гости к другу мы пришли и гостинцы принесли - Для возведения моделей домов вы можете объединиться в пары или сделать постройку самостоятельно. | Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Дети подбирают слова. Ответы детей. Ответы детей. Ответы детей. Стопкой, внахлест, ступенькой. Составленными под углом ладонями имитируем крышу дома Разводим руки в стороны, показывая как много зелени Соединяем ладони, образуя ими вытянутый и круглый шарик. Складываем ладошки в виде чаши. Пальцем в воздухе рисуем зигзагообразную линию. Гладим руками воздух. Соединяем ладони боками и раздвигаем их. Двумя пальцами руки показываем бег. Стучим кулаком по воздуху или по столу. Прислушиваемся, приложив ладонь к уху. Вытягиваем руки вперед, как будто что-то передаем. Самостоятельная практическая деятельность детей. |
Рефлексивно-оценочный | - От кого мы получили сегодня посылку и письмо? - О какой помощи попросил нас Незнайка? - Из чего строили дом? - Из каких частей состоит ваш дом? - Было ли вам тяжело строить дом? - Одинаковые или разные дома у вас получились? - Понравилось ли вам строить дома? Воспитатель отмечает индивидуальность, особенность каждой модели дома, которые построили дети. - Молодцы, ребята, вы справились с поручением Незнайки. У вас получились разные варианты домов. Вы сегодня были настоящими архитекторами и строителями. Все ваши постройки я сейчас сфотографирую и оправлю Незнайке на его электронную почту. | Ответы детей на вопросы воспитателя. |
Текст письма:
«Здравствуйте, дорогие ребята! У нас в Солнечном городке очень много архитектурных сооружений, зданий, и разные виды домов. Каждый житель нашего городка строит себе жилье, и мне хочется поселиться в необычное, уютное, комфортное жилье. Но я не знаю, какой дом мне построить.
Я отправил вам посылку из LEGO- конструкторов и очень надеюсь на вашу помощь и отзывчивость, что вы построите разные макеты домов. А в ответ пришлите мне свои варианты построек фотографиями на мою электронную почту Незнайка.ru». Ваш Незнайка.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Речевые игры с использованием «ЛЕГО-конструктора»
В современном мире с каждым годом растет процент ребят с задержкой речевого развития. Дети начинают говорить поздно, мышцы лица развиты слабо, у детей наблюдается вялая мелкая моторика, скудный словарный запас, происходят сложности в составлении предложений, они дают односложные ответы и многое другое.
В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Используя популярные игрушки в игровой деятельности, можно решить многие образовательные задачи.
На сегодняшний день наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всем мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В этот конструктор с удовольствием играют и взрослые, и дети.
Применение ЛЕГО при организации деятельности по речевому развитию способствует:
- закреплению звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие звуки, слоги, слова и т.д.);
- развитию словаря в рамках определенных тем с учетом календарно-тематического планирования;
- формированию/развитию грамматической составляющей речи (закрепление навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразования существительных с предлогами, образование сложных слов и т.д.);
- развитию связной речи (диалога, монолога в виде пересказа, самостоятельных рассказов разного вида);
- знакомству с графическим образом букв при обучении грамоте;
- овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);
- развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);
- тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно, и на развитие речи).
Речевые игры по развитию звукопроизношения
Игра «Звуковой коврик»
Цель: закрепление навыка произнесения изолированного звука
Оборудование: лего-платформа и набор лего-фишек синего и зеленого цветов равного количества.
Ход игры: ведущий предлагает игроку/игрокам выложить произвольно коврик из лего-фишек. Затем просит «пройти» по коврику и назвать звуки в соответствии с лего-фишками: на фишку синего цвета произносить слово с твердым заданным звуком, на фишку зеленого цвета произносить слово с мягким заданным звуком.
Игра «Заведи грузовик»
Цель: закрепление навыка произнесения изолированного звука «Р».
Оборудование: набор лего-деталей для постройки грузовика и игровое поле.
Ход игры: ведущий предлагает игроку собрать из лего грузовик, которому предстоит «проехать» весь путь, делая остановки около заправочных станций. Грузовик становится на начало игрового поля. Игрок произносит длительно звук Р и продвигается по игровому полю.
Речевые игры по развитию словаря
Игра «Сравни постройки»
Цель: закрепление навыка образования слов-антонимов.
Оборудование: наборы лего-деталей для построек 2 башен, 2 мостиков, 2 дорожек, 2 горок.
Ход игры: ведущий предлагает игрокам разбиться на пары. Каждой паре необходимо сделать диаметрально противоположные постройки, сравнить их между собой и назвать.
Примерные ответы: широкая арка — узкая арка, высокий дом — низкий дом.
Игра «Кто что делает? Кто как голос подает?»
Цель: развитие глагольного словаря.
Оборудование: наборы лего-деталей для постройки домашних животных и птиц.
Ход игры: ведущий предлагает игрокам выполнить постройки, ответить на вопрос «Что делает? Например, «Курица что делает? Ходит, клюет, бегает, квохчет, кудахчет, сидит (на гнезде) и т.д. Кто как голос подает? Лошадка ржет, собака лает и т.д.
Игра «Выбираем одежду для Маши и Миши»
Цель: развитие словаря по теме «Одежда», дифференциация женской и мужской одежды.
Оборудование: 2 шкафчика, сделанные из лего-конструктора. На одном шкафчике эмблема «девочка Маша», на другом «мальчик Миша». Набор предметных карточек с изображением одежды.
Ход игры: ведущий предлагает игрокам разделиться на две команды: девочки и мальчики. Девочкам нужно отобрать одежду для Маши, мальчикам – для Миши.
Игра «Часть и целое»
Цель: закрепление знаний о частях предметов, развитие словаря существительных.
Оборудование: наборы лего-деталей для постройки предметов мебели: например: стул, кресло, диван, кровать.
Ход игры: ведущий предлагает игрокам определить, какой предмет мебели каждый из них будет собирать. После сборки называют предмет мебели, который они собрали, и части этого предмета.
Например: это стул, у него есть спинка, сиденье, ножки.
Речевые игры по развитию звукового анализа
Игра «Посели в домик»
Цель: развитие умений простого звукового анализа.
Оборудование: лего-домики с крышами синего, красного и зеленого цвета.
Ход игры: ведущий предлагает назвать предмет на картинке и определить первый звук в слове, затем «поселить» в домик. Например: утка — первый звук У нужно поселить в домик с красной крышей; ракета — первый звук Р, в домик с синей крышей, перец — в домик с зеленой крышей.
Игра «Гномики и великаны»
Цель: развитие умений словообразования существительных.
Оборудование: 2 лего-человечка, один большой — великан, другой маленький — гномик.
Ход игры: ведущий предлагает игроку рассмотреть 2 игрушки: великана и гномика, рассказывает игроку о том, что нужно распределить предметы, изображенные на картинках.
Примерный перечень предметов на картинках: дом, домик, стол, столик, стул, стульчик, кровать, кроватка, диван, диванчик, брюки, брючки и т.д.
Речевые игры по развитию грамматического строя речи
Игра «Составь предложение»
Цель: закрепление навыка составления предложений из 3, 4 слов.
Оборудование: лего-модели: мальчик, девочка, ель, дом, машина, самолет, кот, собака, лошадь; 1 схема предложения из 3 слов, 1 схема предложения из 4 слов; 2 лего-детали желтого цвета 2×6 (для обозначения слова), 2 лего-детали для обозначения слова в начале предложения с большой буквы и 1 деталь желтого цвета 2×2 (для обозначения предлога).
Ход игры: ведущий предлагает рассмотреть первую схему предложения из трех слов и составить по ней предложение, отобрав из набора необходимые постройки и лего-детали. Затем аналогично играют со второй схемой предложения из 4 слов, также третья и четвертая схема.
Игра «Загрузи грузовичок»
Представлен грузовик, цифры от 1-5, 5-10, лего-кирпичики, лего-кубики.
Нужно загрузить заданное количество кубиков или кирпичиков в грузовик, считая их. Можно загрузить предметы по изучаемой лексической теме, на автоматизируемый звук.
Игра «Один - много»
Каждому ребенку раздается плато, набор элементов конструктора и набор предметных картинок.
По образцу педагога дети выкладывают элементы конструктора таким образом, что на расстоянии друг от друга закреплен один элемент и группа из нескольких элементов. Один элемент обозначал единственное число, группа элементов – множественное число.
Педагог предлагает детям положить одну из картинок рядом с отдельным элементом и назвать слово в единственном числе. Затем эту картинку дети перекладывают к группе элементов и называют слово во множественном числе.
Игра «Огромный, средний, маленький»
По образцу педагога дети выкладывают на своих плато элементы конструктора в следующем порядке: 1-ая деталь – большая, 2-ая – средняя, 3-я – маленькая.
Педагог предлагает детям взять определенную картинку и, прикладывая ее к каждому элементу на плато назвать ее в соответствии с размером детали (например – «сумище – сумка – сумочка»).
Игра «Изучаем предлоги»
Нет более простого способа, чтобы максимально легко и быстро понять и запомнить предлоги, чем озвученная ролевая игра с конструктором. Именно при ролевой игре с постройками проще всего показать (естественно каждый раз озвучивая), например, что во время прогулки собачка понюхала цветочки ПОД мостиком, затем забралась НА этот мостик, забежала ЗА домик или пробежалась ВОКРУГ домика, а потом МЕЖДУ деревьями, и улеглась ПЕРЕД будкой. Девочка может скатываться С горки, зайти В домик и выйти ИЗ него, перепрыгнуть ЧЕРЕЗ ручеек и т.д.
Перед началом игры сделайте некоторые постройки, заранее обдумав, какой предлог, в каком месте можно обыграть.
Игра «Где Матрешка?»
Наглядный материал: постройки из лего ( домик, кровать, машина), игрушечная матрешка
Ход игры: воспитатель передвигает Матрешку в постройке: ставит на крышу, сажает на кровать, прячет за дом, за машину. Дети объясняют, где Матрешка – Матрешка, стоит на крыше.
Игра «Дерево родственных слов»
Цель: учить образовывать однокоренные слова.
Материал: постройка «дерево»
Ход: «Растёт в таинственном лесе волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. С каждым словом на дерево прикрепляется листочек (кирпичик зелёного цвета). Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы.
Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? и т.д.»
После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову.
Игра «Построим сказку»
Предложите детям на трёх пластинах построить рассказанную педагогом сказку. Каждая группа (из 2-3 человек) строит свою часть сказки. Затем дети по своим опорным постройкам сами пересказывают сюжет.
Игра «Построй конец истории»
Начать рассказывать детям историю, затем предложить построить её конец в зависимости от литературного жанра: с фантастическим концом, драматическим, юмористическим, и т.п.
Обсудить с детьми, какими наречиями мы пользуемся при составлении рассказа: «вдруг», «и тогда», «потом» и др. Попросите детей использовать именно эти слова для совместного строительства своего рассказа.
Предложите детям построить другой вариант окончания рассказа. Объяснить, как этот новый конец повлияет на персонажей.
Предварительный просмотр:
Схемы
по
Лего-конструированию
5-7 лет
Дом
Пирамидка
Светофор
| |||
Яблоня
Машина
Телевизор
Корабль
Утенок
Лошадка
Крокодил
Цветы в горшке
Попугай
Жираф
Цветок



















