Самообразование.

Базаржапова Цыцыгма Бальжинимаевна

Повышение педагогического мастерства по обучению дошкольников лего-конструированию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план саморазвития
Должность:
Воспитатель
ФИО: Базаржапова Цыцыгма Бальжинимаевна

Образование ( когда и какое учебное заведение окончил): Агинское высшее педагогическое училище (колледж) 1997г
Специальность по диплому: Бурятский язык и литература, русский язык и литература в неполной средней школе
Когда обучался на курсах повышения квалификации_____________________
Индивидуальная тема:
Развивающие возможности Лего – конструирования в работе с детьми дошкольного возраста.
Когда начата работа над темой:
сентябрь 2023г
Когда предполагается закончить работу над темой: май 2025г
Цель самообразования по теме:
повышение педагогического мастерства по обучению дошкольников лего-конструированию.

Задачи самообразования :

1. Путем изучения литературы расширить возможности в легоконструировании.

2. Разработать альбомы для конструирования на разнообразные тематики.

3. Разработать и внедрить новую методику составления схем для конструирования объемных и плоскостных предметов.

4. Распространение своего опыта и достижений.

 5. Применение полученных знаний на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.

 Организовать целенаправленную работу по применению Лего-конструкторов в Детском саду начиная со средней группы.

- Повысить интерес родителей к Лего-конструированию через организацию активных форм работы родителей с детьми.

Основные вопросы, намеченные для изучения

Этапы проработки материала: начальный
Какой предполагается результат :

сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:

• умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;

• умение активизировать творческие способности и умения; распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.
Форма предоставления результатов: открытое занятие для педагогов и родителей.

                     План работы над темой по самообразованию

этапы

Содержание работы

сроки

Информационно-подготовительный

Изучение учебно-методической

 литературы и интернет ресурсов:

1.А. Бедфорд «Большая книга LEGO» -

 Манн, Иванов и Фербер, 2017 г.

2. Е.В.Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2019 г. Л. Г.

3. Комарова,

Строим из Лего / Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.

4.Л.В.Куцакова, Конструирование и художественный труд в детском саду /

 Л. В. Куцакова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2015 г.

 5.«LEGO конструирование в детском саду» Феншина Е. В. пособие для педагогов – Москва, Сфера, 2011 г.

6.М.С.Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2019 г.

7.О.В.Дыбина, Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.

8.Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации/Федеральные государственные образовательные стандарты: http://mon.gov.ru/pro/fgos/ в течении года сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март

10. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» Лусс Т. В. - Москва, Владос, 2013 г.

В течении года 2023г

Практический

Разработать картотеку схем и образцов из конструктора Лего

В течении гогда 2023г.

Консультация для родителей «Как правильно выбрать конструктор Лего, учитывая возрастные особенности ребёнка»

Октябрь 2023г

Консультация «Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста»;

Январь 2023г

Рекомендации «Развитие конструктивных навыков в играх с разными видами конструкторов»

Февраль 2023г

Картотека игровых упражнений и дидактических игр с использованием конструкторов типа Лего

Октябрь –ноябрь 2024г

Создание картотеки «Речевые игры с конструктором LEGO»

Декабрь 2024г.

Буклеты, памятки «Методы и приемы, используемые на занятиях по лего-конструированию»

Январь 2025г

Папка-передвижка «Лего играть помогает и ум развивает»

Февраль

2025г

Обобщающий

Показ открытого занятия.

Обобщение опыта по данной теме через презентацию

«Развивающие возможности ЛЕГО - конструирования в работе с детьми дошкольного возраста»

Февраль 2025 г.

Апрель-май 2025г



Предварительный просмотр:

Открытое занятие по лего-конструированию в подготовительной группе.

Воспитатель: Базаржапова Ц.Б.

Дата проведения: 21.11.2024 г.

Тема занятия: «Как хорош дом, в котором ты живешь»

Цель: закрепление навыков  конструирования домов по замыслу.

Задачи:

Образовательные :

- Создать условия для конструирования из LEGO -конструкторов по замыслу. Продолжать знакомить с профессией архитектора, архитектурой как искусством сооружения различных зданий. Продолжать учить планировать творческую деятельность.

Развивающее 

- Развивать восприятие, пространственное мышление, творческое воображение, интерес к разнообразным архитектурным сооружениям.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей уважение к труду архитекторов и строителей, к результатам своей работы и работе других детей. Закреплять умение работать самостоятельно, желание доводить начатую работу до конца.

Активизация словаря: профессия, архитектор, архитектурное сооружение, этажи, дома, жилое здание, фундамент.

Демонстрационный материал: иллюстрации или фотографии с изображением архитектурных сооружений (жилых зданий); эскиз дома; схемы конструкций. фотографии домов.

Раздаточный материал: широкий выбор конструктора LEGO. Для обыгрывания построек: LEGO человечки, маленькие игрушки бытовых приборов, мебели, посуды.

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводно-мотивационный

- Ребята, сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь.

- Утром к нам сегодня пришла посылка. Как вы думаете, от кого она и что же в ней?

- Только прочитав адрес отправителя мы сможем узнать, от кого пришла посылка. (Воспитатель читает адрес на посылке)

- Ребята, эта посылка от Незнайки и прислал он ее из Солнечного городка.

Текст письма: «Здравствуйте, дорогие ребята! У нас в Солнечном городке очень много архитектурных сооружений, зданий, и разные виды домов. Каждый житель нашего городка строит себе жилье, и мне хочется поселиться в необычное, уютное, комфортное жилье. Но я не знаю, какой дом мне построить.

  Я отправил вам посылку из LEGO- конструкторов и очень надеюсь на вашу помощь и отзывчивость, что вы построите разные макеты домов. А в ответ пришлите мне свои варианты построек фотографиями на мою электронную почту Незнайка.ru». Ваш Незнайка.

- Ребята, поможем Незнайке?

Дети здороваются.

Варианты ответов детей.

Дети вместе с воспитателем открывают посылку, и находят  письмо.

Ответы детей.

Операционно-содержательный

- Ребята, Незнайка предлагает построить модель дома, а как вы понимаете слово «дом»?            

- Дом – это архитектурное сооружение, которое люди создают для комфортной жизни в защищенном, теплом, уютном и красивом месте. Дом -это не только архитектурное сооружение, но еще и то, что находится внутри здания (мебель, бытовые приборы, одежда, посуда и другие вещи). Но самое главное в доме – это живущие в нем люди, семья.

- Ребята, а как вы думаете, кто создает архитектурные сооружения?

Архитектор — это главный строитель, который занимается архитектурой здания, то есть планированием, дизайном, расчётом конструкций зданий и других сооружений. Архитектор планирует (проектирует) здание и осуществляет руководство строительством. Он планирует, как будет выглядеть здание снаружи и внутри. Это профессия, которой нужно специально и долго учиться, чтобы постройки были прочными, надежными, служили долго и радовали людей. (Приложение )

- Ребята, давайте вспомним, какие бывают дома и из чего их строят?

  1. Показ иллюстраций (Приложение )

- Посмотрите на иллюстрации (на иллюстрациях изображены: шалаш деревянная избушка, каменный дом).

- Давным- давно, когда не было современных прочных материалов, дома делали из веток, палок, бревен, шкур животных, из камней. А в настоящее время, очень много современных материалов, из которых строят дома: это кирпичи, панели, блоки, стекло и другие.

  1. Игровое упражнение «Доскажи словечко»

- Ребята, попробуйте подобрать слова, к тем, которые я вам назову. Я скажу какой дом, а вы назовите, из какого материала его построили.

Деревянные – это дома, построенные из…(дерева);

панельные –… (из панелей -блоков);

кирпичные –… (из кирпича);

стеклянные -… (из стекла);

каменный -… (из камня).

  1. Беседа «Из каких частей состоит дом?»

- Ребята, а какие части домов вы знаете, для чего они нужны?

Давайте договоримся, если мы с вами строим дома, то обязательно в них должны быть фундамент, стены, двери, крыша, окна и другие конструкции, по вашему желанию.

- Как вы думаете, мы готовы к выполнению просьбы Незнайки -строительству модели домов?

- Да, но сначала я предлагаю вам рассмотреть разноцветные детали   LEGO, которые прислал Незнайка в посылке.

- Скажите, пожалуйста, а на какие геометрические фигуры похожи детали конструктора, и как они между собой крепятся?

- Молодцы, ребята, предлагаю вам подготовиться к работе, размяться.

«На горе мы видим дом».

На горе мы видим дом

Много зелени кругом                                      

Вот деревья, вот кусты

Вот душистые цветы

Окружает всё забор

За забором – чистый двор

Мы ворота открываем

К дому быстро подбегаем

В дверь стучимся: тук-тук-тук

Кто-то к нам идет на стук?

В гости к другу мы пришли и гостинцы принесли  

- Для возведения моделей домов вы можете объединиться в пары или сделать постройку самостоятельно.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

Дети подбирают слова.

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей. Стопкой, внахлест, ступенькой.

Составленными под углом ладонями имитируем крышу дома      

Разводим руки в стороны, показывая как много зелени

Соединяем ладони, образуя ими вытянутый и круглый шарик.                      

Складываем ладошки в виде чаши.                                                                          

Пальцем в воздухе рисуем зигзагообразную линию.                                                          

Гладим руками воздух.                                                                                                

Соединяем ладони боками и раздвигаем их.                                                                      

Двумя пальцами руки показываем бег.          

Стучим кулаком по воздуху или по столу.                                                              

Прислушиваемся, приложив ладонь к уху.                                                                

Вытягиваем руки вперед, как будто что-то передаем.

Самостоятельная практическая деятельность детей.        

Рефлексивно-оценочный

- От кого мы получили сегодня посылку и письмо?

- О какой помощи попросил нас Незнайка?

- Из чего строили дом?

- Из каких частей состоит ваш дом?

- Было ли вам тяжело строить дом?

- Одинаковые или разные дома у вас получились?

- Понравилось ли вам строить дома?

Воспитатель отмечает индивидуальность, особенность каждой модели дома, которые построили дети. 

- Молодцы, ребята, вы справились с поручением Незнайки. У вас получились разные варианты домов. Вы сегодня были настоящими архитекторами и строителями. Все ваши постройки я сейчас сфотографирую и оправлю Незнайке на его электронную почту.

Ответы детей на вопросы воспитателя.

Текст письма:

«Здравствуйте, дорогие ребята! У нас в Солнечном городке очень много архитектурных сооружений, зданий, и разные виды домов. Каждый житель нашего городка строит себе жилье, и мне хочется поселиться в необычное, уютное, комфортное жилье. Но я не знаю, какой дом мне построить.

  Я отправил вам посылку из LEGO- конструкторов и очень надеюсь на вашу помощь и отзывчивость, что вы построите разные макеты домов. А в ответ пришлите мне свои варианты построек фотографиями на мою электронную почту Незнайка.ru». Ваш Незнайка.

https://internet-olimpiada.ru/wp-content/uploads/1/b/e/1be001dac81343a520a11fcb9ad555e4.jpeg

https://penza.asdamdiplom.com/wp-content/uploads/2020/05/arhit.jpeg

https://specialistekb.ru/image/cache/catalog/courses/stroitelstvo/5bfe661c039bc-800x800.jpg

https://pro-dachnikov.com/uploads/posts/2021-10/1634080925_37-pro-dachnikov-com-p-plan-krestyanskogo-doma-16-17-veka-foto-38.jpg


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

«Речевые игры с использованием «ЛЕГО-конструктора»

В современном мире с каждым годом растет процент ребят с задержкой речевого развития. Дети начинают говорить поздно, мышцы лица развиты слабо, у детей наблюдается вялая мелкая моторика, скудный словарный запас, происходят сложности в составлении предложений, они дают односложные ответы и многое другое.

        В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Используя популярные игрушки в игровой деятельности, можно решить многие образовательные задачи.

        На сегодняшний день наборы ЛЕГО зарекомендовали себя во всем мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности. В этот конструктор с удовольствием играют и взрослые, и дети.

Применение ЛЕГО при организации деятельности по речевому развитию способствует:

- закреплению звуков в ходе игры (выстраивание «волшебных» ступенек, лесенок, дорожек, по которым ребенок «проходит», называя соответствующие звуки, слоги, слова и т.д.);

- развитию словаря в рамках определенных тем с учетом календарно-тематического планирования;

- формированию/развитию грамматической составляющей речи (закрепление навыков согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразования существительных с предлогами, образование сложных слов и т.д.);

- развитию связной речи (диалога, монолога в виде пересказа, самостоятельных рассказов разного вида);

- знакомству с графическим образом букв при обучении грамоте;

- овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначением гласных, твердых и мягких согласных);

- развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления);

- тренировке тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук (тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следовательно, и на развитие речи).

Речевые игры по развитию звукопроизношения

        Игра «Звуковой коврик»

Цель: закрепление навыка произнесения изолированного звука

Оборудование: лего-платформа и набор лего-фишек синего и зеленого цветов равного количества.

Ход игры: ведущий предлагает игроку/игрокам выложить произвольно коврик из лего-фишек. Затем просит «пройти» по коврику и назвать звуки в соответствии с лего-фишками: на фишку синего цвета произносить слово с твердым заданным звуком, на фишку зеленого цвета произносить слово с мягким заданным звуком.

        Игра «Заведи грузовик»

Цель: закрепление навыка произнесения изолированного звука «Р».

Оборудование: набор лего-деталей для постройки грузовика и игровое поле.

Ход игры: ведущий предлагает игроку собрать из лего грузовик, которому предстоит «проехать» весь путь, делая остановки около заправочных станций. Грузовик становится на начало игрового поля. Игрок произносит длительно звук Р и продвигается по игровому полю.

Речевые игры по развитию словаря

        Игра «Сравни постройки»

Цель: закрепление навыка образования слов-антонимов.

Оборудование: наборы лего-деталей для построек 2 башен, 2 мостиков, 2 дорожек, 2 горок.

Ход игры: ведущий предлагает игрокам разбиться на пары. Каждой паре необходимо сделать диаметрально противоположные постройки, сравнить их между собой и назвать.

Примерные ответы: широкая арка — узкая арка, высокий дом — низкий дом.

        Игра «Кто что делает? Кто как голос подает?»

Цель: развитие глагольного словаря.

Оборудование: наборы лего-деталей для постройки домашних животных и птиц.

Ход игры: ведущий предлагает игрокам выполнить постройки, ответить на вопрос «Что делает? Например, «Курица что делает? Ходит, клюет, бегает, квохчет, кудахчет, сидит (на гнезде) и т.д. Кто как голос подает? Лошадка ржет, собака лает и т.д.

Игра «Выбираем одежду для Маши и Миши»

Цель: развитие словаря по теме «Одежда», дифференциация женской и мужской одежды.

Оборудование: 2 шкафчика, сделанные из лего-конструктора. На одном шкафчике эмблема «девочка Маша», на другом «мальчик Миша». Набор предметных карточек с изображением одежды.

Ход игры: ведущий предлагает игрокам разделиться на две команды: девочки и мальчики. Девочкам нужно отобрать одежду для Маши, мальчикам – для Миши.

Игра «Часть и целое»

Цель: закрепление знаний о частях предметов, развитие словаря существительных.

Оборудование: наборы лего-деталей для постройки предметов мебели: например: стул, кресло, диван, кровать.

Ход игры: ведущий предлагает игрокам определить, какой предмет мебели каждый из них будет собирать. После сборки называют предмет мебели, который они собрали, и части этого предмета.

Например: это стул, у него есть спинка, сиденье, ножки.

Речевые игры по развитию звукового анализа

        Игра «Посели в домик»

Цель: развитие умений простого звукового анализа.

Оборудование: лего-домики с крышами синего, красного и зеленого цвета.

Ход игры: ведущий предлагает назвать предмет на картинке и определить первый звук в слове, затем «поселить» в домик. Например: утка — первый звук У нужно поселить в домик с красной крышей; ракета — первый звук Р, в домик с синей крышей, перец — в домик с зеленой крышей.

        Игра «Гномики и великаны»

Цель: развитие умений словообразования существительных.

Оборудование: 2 лего-человечка, один большой — великан, другой маленький — гномик.

Ход игры: ведущий предлагает игроку рассмотреть 2 игрушки: великана и гномика, рассказывает игроку о том, что нужно распределить предметы, изображенные на картинках.

Примерный перечень предметов на картинках: дом, домик, стол, столик, стул, стульчик, кровать, кроватка, диван, диванчик, брюки, брючки и т.д.

Речевые игры по развитию грамматического строя речи

        Игра «Составь предложение»

Цель: закрепление навыка составления предложений из 3, 4 слов.

Оборудование: лего-модели: мальчик, девочка, ель, дом, машина, самолет, кот, собака, лошадь; 1 схема предложения из 3 слов, 1 схема предложения из 4 слов; 2 лего-детали желтого цвета 2×6 (для обозначения слова), 2 лего-детали для  обозначения слова в начале предложения с большой буквы и 1 деталь желтого цвета 2×2 (для обозначения предлога).

Ход игры: ведущий предлагает рассмотреть первую схему предложения из трех слов и составить по ней предложение, отобрав из набора необходимые постройки и лего-детали. Затем аналогично играют со второй схемой предложения из 4 слов, также третья и четвертая схема.

        Игра «Загрузи грузовичок»

Представлен грузовик, цифры от 1-5, 5-10, лего-кирпичики, лего-кубики.

Нужно загрузить заданное количество кубиков или кирпичиков в грузовик, считая их.  Можно загрузить предметы по изучаемой лексической теме, на автоматизируемый звук.

Игра «Один - много»

     Каждому ребенку раздается плато, набор элементов конструктора и набор предметных картинок.

     По образцу педагога дети выкладывают элементы конструктора таким образом, что на расстоянии друг от друга закреплен один элемент и группа из нескольких элементов. Один элемент обозначал единственное число, группа элементов – множественное число.

        Педагог предлагает детям положить одну из картинок рядом с отдельным элементом и назвать слово в единственном числе. Затем эту картинку дети перекладывают к группе элементов и называют слово во множественном числе.

Игра «Огромный, средний, маленький»

        По образцу педагога дети выкладывают на своих плато элементы конструктора в следующем порядке: 1-ая деталь – большая, 2-ая – средняя, 3-я – маленькая.

     Педагог предлагает детям взять определенную картинку и, прикладывая ее к каждому элементу на плато назвать ее в соответствии с размером детали (например – «сумище – сумка – сумочка»).

Игра  «Изучаем предлоги»

       Нет более простого способа, чтобы максимально легко и быстро понять и запомнить предлоги, чем озвученная ролевая игра с конструктором. Именно при ролевой игре с постройками проще всего показать (естественно каждый раз озвучивая), например, что во время прогулки собачка понюхала цветочки ПОД мостиком, затем забралась НА этот мостик, забежала ЗА домик или пробежалась ВОКРУГ домика, а потом МЕЖДУ деревьями, и улеглась ПЕРЕД будкой. Девочка может скатываться С горки, зайти В домик и выйти ИЗ него, перепрыгнуть ЧЕРЕЗ ручеек и т.д.

     Перед началом игры сделайте некоторые постройки, заранее обдумав, какой предлог, в каком месте можно обыграть.

Игра «Где Матрешка?»

    Наглядный материал: постройки из лего ( домик, кровать, машина), игрушечная матрешка

     Ход игры: воспитатель передвигает Матрешку в постройке: ставит на крышу, сажает на кровать, прячет за дом, за машину. Дети объясняют, где Матрешка – Матрешка, стоит на крыше.

Игра «Дерево родственных слов»

    Цель: учить образовывать однокоренные слова.

     Материал: постройка «дерево»

     Ход: «Растёт в таинственном лесе волшебное дерево. Листья на нём появляются только тогда, когда к слову находятся слова-родственники». Детям предлагается подобрать родственные слова к какому-либо заданному слову. С каждым словом на дерево прикрепляется листочек (кирпичик зелёного цвета). Если дети затрудняются, можно помочь им, задав наводящие вопросы.

      Например: подобрать однокоренные слова к слову «рыба». Вопросы: «Если рыба маленькая, как можно её назвать? А если большая? Как называется суп с рыбой? Как называется человек, который ловит рыбу? и т.д.»

      После того, как дети подобрали слова к заданному слову, «дует ветерок и все слова-листики падают на землю». Предлагается вернуть их обратно на дерево, придумав родственные слова к другому слову.

Игра «Построим сказку»

        Предложите детям на трёх пластинах построить рассказанную педагогом сказку. Каждая группа (из 2-3 человек) строит свою часть сказки. Затем дети по своим опорным постройкам сами пересказывают сюжет.

Игра «Построй конец истории»

        Начать рассказывать детям историю, затем предложить построить её конец в зависимости от литературного жанра: с фантастическим концом, драматическим, юмористическим, и т.п.

        Обсудить с детьми, какими наречиями мы пользуемся при составлении рассказа: «вдруг», «и тогда», «потом» и др. Попросите детей использовать именно эти слова для совместного строительства своего рассказа.

        Предложите детям построить другой вариант окончания рассказа. Объяснить, как этот новый конец повлияет на персонажей.



Предварительный просмотр:

Схемы

по

Лего-конструированию

5-7 лет

Дом

Пирамидка

Светофор

       

Яблоня

Машина

Телевизор

Корабль

Утенок

Лошадка

Крокодил

Цветы в горшке

Попугай

Жираф

Цветок