Разработки уроков ( 7 класс)

Сагайдак Анна Сергеевна

Кубановедение 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Подвиг донцов и хоперцев . Взятие Азова»

Цель. Познакомить учащихся с подвигом донцов и хоперцев  во время  новой осады  крепости Азова, способствовать воспитанию ценностного отношения к защите своей страны на примере боевой истории Кубанского казачьего войска.                                                                                               Задачи:

1. Образовательные:

- раскрыть роль казаков в решении  внешнеполитических  задач  России на южном  направлении.                                                                                                        - способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, а также памяти, внимания, логического мышления;  

- обобщить и систематизировать знания путем создания условий для интеллектуального развития личности ребенка на уроке;

- развивать историческую  культуру речи;  

  -способствовать формированию познавательных и практических умений учащихся на всех этапах урока;

-оценить качество и определить уровень знаний и умений по теме;

-содействовать созданию условий для самостоятельной работы учащихся.

Развивающие:

-

 интерес;

-содействовать развитию содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действий;

-создать условия для развития логического мышления, грамотной письменной и устной речи;

- развивать познавательный у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Воспитательные:

-содействовать осознанию учащимися важности изучаемого предмета;

-помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

-содействовать развитию у детей умений общаться;

- воспитание любви к своему краю, бережного отношения к истории страны.

 -воспитывать историческую  культуру и эстетическое восприятие исторических событий.

Ход урока:                                                                                                                        1.Организационный момент.                                                                                                        Учитель:-Приветствие  «Добрый день ,ребята!»Поприветствуйте друг друга , повернитесь к своему соседу и скажите «Мне приятно,  с тобой общаться»                                                                                                                    -Готовность к уроку, учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке;                                                                                                                             Учащимся  раздаются  оценочные  таблицы с заданиями.

2. Актуализация знаний

Проверим  ваши знания по  предыдущей теме  урока «Борьба России за укрепление южных рубежей»                                                                                                                                                           Слово учителя: Ребята, вам нужно ответить прилагательными на вопрос: «Какой мечтал видеть Россию Пётр1? ( мощной, великой, сильной, развитой, торговой, морской).                                                                                                        

3. Определение темы урока и постановка учебной задачи , направление размышления  учащихся  по направлению данной темы. (3мин)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Учитель: прослушайте песни «Славьтесь, казаки». Вопрос. Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке?ответ учащихся о казаках                                       Запишите тему урока в тетрадь. «Подвиг донцов и хоперцев . Взятие Азова.     Учитель: сегодня на уроке  вы самостоятельно попытаетесь ответить на вопрос : «Какие факты говорят  о важной роли  хоперских  и донских казаков в успехе второй осады Азова?»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

4.Изучение нового материала, реализация построенной стратегии:                                                                                                                                    Учитель. Прием «Лекция со стопами»                                                                                       Второй поход 1696 Второй поход русской армии против турецкой крепости Азов состоялся в марте — июле 1696 г. В этом походе русские силы, которыми руководил воевода А.С. Шеин, были доведены до 75 тыс. чел .На этот раз в результате совместных действий армии и флота Азов был полностью блокирован. Атаки крымских войск, пытавшихся помешать осаде, были отбиты. Отражен был и натиск со стороны моря. В мае 1696 г. казачьи струги атаковали вошедшую в устье Дона турецкую эскадру с 4-тысячным десантом. Казаки донцы и хоперцы расправились с турецкими судами. Следом за ней на морские просторы впервые вышла русская эскадра и к 12 июня  русские  корабли  сосредоточились против устья Дона. . После этого турецкие корабли покинули район боевых действий . Тогда азовский гарнизон попытался наладить связь с находившимися в степи кубанскими татарами. Но этому помешали украинские и донские казаки, которые сыграли решающую роль во взятии Азова. Отбив попытки кубанских татар прорваться к крепости, хопёрцы совместно с донцами  под командованием  атамана Ф. Минаева, внезапным ударом 2-тысячного отряда с необычайной удалью и отвагой сумели 17  июля 1696 г. не только захватить два Азовских бастиона с пушками, но и удержать эти стратегически важные пункты обороны крепости. Захват казаками главных бастионов решил её судьбу. 19  июля 1696 г. Азов был взят


Самостоятельная работа с текстом учебника.

Заполнить таблицу «Подвиг донцов и хоперцев . Взятие Азова.»

Дата

Участники казаки

 Военные  действия и  Результат

Воинские и человеческие качества  казаков

5. Первичное закрепление с проговариванием  во внешней речи Завершается заполнение таблицы. Проводится обсуждение. Делаются выводы об участии казаков  в осаде Азова.

6. Рефлексия. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Учитель: Ребята, вы все сегодня хорошо поработали.                                                                                                                         Беседа с учащимися:                                                                                                                           Что нового вы узнали  на уроке?......                                                                                                                               Что  было вам интересно  на уроке? ……..                                                                                                  

7.Домашнее задание 

                                                   

 



Предварительный просмотр:

Ногайцы на Кубани

1. Вставьте пропущенные слова.

Ногайцы - потомки  1  племён, входивших в    2 . С распадом Золотой Орды к началу XV в. из неё выделилась 3 . Первые сведения о появлении ногайцев в степях Северного Кавказа относятся к концу 4  в. Ногайцы исповедовали 5.

2. Откуда произошло название "ногайцы"?

3. Заполните таблицу.

Ногайское общество в XVI - XVII вв.

Сословие

Характеристика

Бек

Нураддин

Мурзы

Беи и уздени

Свободные крестьяне - скотоводы

Чагары

Рабы

Ногайцы на Кубани

1. Вставьте пропущенные слова.

Ногайцы - потомки  1  племён, входивших в    2 . С распадом Золотой Орды к началу XV в. из неё выделилась 3 . Первые сведения о появлении ногайцев в степях Северного Кавказа относятся к концу 4  в. Ногайцы исповедовали 5.

2. Откуда произошло название "ногайцы"?

3. Заполните таблицу.

Ногайское общество в XVI - XVII вв.

Сословие

Характеристика

Бек

Нураддин

Мурзы

Беи и уздени

Свободные крестьяне - скотоводы

Чагары

Рабы



Предварительный просмотр:

Традиционные занятия и материальная культура ногайцев. Кубановедение 7 класс

1. Завершите предложения.

Ногайцы, оставшиеся для охраны аула и его жителей, принимали на себя эти обязанности при условии  1. В отдельных районах Северного Кавказа долгое время единицей обмена служила 2. Для охоты ногайцы использовали ловчих птиц - 3. Глава ногайской семьи всегда сидел на 4 - почётной стороне юрты. Традиционный стол ногайцев составляли преимущественно 5 блюда.

2. Заполните пропуски, используя слова для справки.

В степных районах Прикубанья и Приазовья, по мнению Э. Челеби, по соседству с черкесами находилось десять тысяч 1  кочевнических шатров.2 возникла в XV в. на развалинах 3 и своё название получила от имени темника 4..
Ногайцы вели 
5 образ жизни. 6 занимало в их хозяйстве главное место. Особое внимание уделялось 7.
Ногайцы выезжали со своей продукцией в ближайшие к их кочевьям торговые центры - 
8.

Слова для справки: Ногайская Орда, Ногая, Ногаи Малые, торговле, Тамань и Каплу, кочевое скотоводство, Золотой Орды, кочевой, ногайских.

3. Отметьте знаком + правильный ответ.

1) Основным занятием ногайцев было:

- земледелие
- скотоводство
- пчеловодство
- собирательство

2) Основным занятием ногайцев было:

- кочевое скотоводство
- растениеводство
- золотошвейное производство
- шелководство

3) Жилище ногайцев называлось:

- хатой
- саклей
- юртой
- избой

4) Что из перечисленного не являлось отраслью хозяйства ногайцев?

- Коневодство
- Верблюдоводство
- Свиноводство
- Овцеводство

5) Какой из перечисленных продуктов ногайцы покупали у соседних народов?

- Сыр
- Чай
- Масло
- Мясо

4. Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопросы.

ногайцы

1) Что составляло основу хозяйства ногайцев?
2) Какой тип жилища существовал у ногайцев?
3) Можно ли назвать хозяйство ногайцев натуральным? Ответ аргументируйте.

5. Заполните таблицу.

Жилище ногайцев

Достоинства

Недостатки

 

6. Почему у ногайцев преобладала меновая торговля и не было постоянных торговых партнёров?

Традиционные занятия и материальная культура ногайцев. Кубановедение 7 класс

1. Завершите предложения.

Ногайцы, оставшиеся для охраны аула и его жителей, принимали на себя эти обязанности при условии получения соответствующей доли добычи. В отдельных районах Северного Кавказа долгое время единицей обмена служилаовца. Для охоты ногайцы использовали ловчих птиц - соколов. Глава ногайской семьи всегда сидел на северной - почётной стороне юрты. Традиционный стол ногайцев составляли преимущественно мясо-молочныеблюда.

2. Заполните пропуски, используя слова для справки.

В степных районах Прикубанья и Приазовья, по мнению Э. Челеби, по соседству с черкесами находилось десять тысяч ногайских кочевнических шатров.Ногайская Орда возникла в XV в. на развалинах Золотой Орды и своё название получила от имени темника Ногая. В XVI в. в степных районах Прикубанья и Приазовья сложилось государственное образование Ногаи Малые.
Ногайцы вели 
кочевой образ жизни. Кочевое скотоводство занимало в их хозяйстве главное место. Особое внимание уделялось торговле.
Ногайцы выезжали со своей продукцией в ближайшие к их кочевьям торговые центры - 
Тамань и Каплу.

Слова для справки: Ногайская Орда, Ногая, Ногаи Малые, торговле, Тамань и Каплу, кочевое скотоводство, Золотой Орды, кочевой, ногайских.

3. Отметьте знаком + правильный ответ.

1) Основным занятием ногайцев было:

- земледелие
+ скотоводство
- пчеловодство
- собирательство

2) Основным занятием ногайцев было:

+ кочевое скотоводство
- растениеводство
- золотошвейное производство
- шелководство

3) Жилище ногайцев называлось:

- хатой
- саклей
+ юртой
- избой

4) Что из перечисленного не являлось отраслью хозяйства ногайцев?

- Коневодство
- Верблюдоводство
+ Свиноводство
- Овцеводство

5) Какой из перечисленных продуктов ногайцы покупали у соседних народов?

- Сыр
+ Чай
- Масло
- Мясо

4. Рассмотрите иллюстрацию и ответьте на вопросы.

1) Что составляло основу хозяйства ногайцев?
2) Какой тип жилища существовал у ногайцев?
3) Можно ли назвать хозяйство ногайцев натуральным? Ответ аргументируйте.

1) Кочевое скотоводство
2) Юрты (кибитки) двух типов: разборная и неразборная.
3) Можно. Ногайцы разводили скот и производили продукты питания.

Натуральное хозяйство — самодостаточный тип (натуральное хозяйство противоположно обмену и торговле) хозяйствования, который направлен только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу).

5. Заполните таблицуЖилище ногайцев

Достоинства

Недостатки

Юрта легко устанавливалась и разбиралась
Удобно находиться летом

Непрочная конструкция
Юрта зимой плохо защищала от стужи и степной вьюги
Мало места

7. Почему у ногайцев преобладала меновая торговля и не было постоянных торговых партнёров?

Потому что у них не было ни своих городов, ни постоянных жилищ. Они кочевали с места на место из-за этого такой способ торговли был удобен для них

Основание Екатеринодара . Кубановедение 8 класс

1. Выберите правильный ответ и отметьте его знаком +

1) Место под строительство войскового города выбрал

- А.А. Головатый
+ З.А. Чепега
- Ф.Я. Бурсак
- Т.Т. Котляревский

2) Первый городничий Екатеринодара Д.С. Волкорез в ноябре 1794 г.

- определил название строящегося города
- дал названия улицам города
+ провёл первую перепись горожан
- организовал контроль за вырубкой войскового леса вокруг города

3) В первые годы строительства Екатеринодара среди жилых построек казаков преобладали

- каменные дома
- землянки
+ деревянные дома
- турлучные хаты

2. Заполните схему

обязанности городничего Д.С. Волкореза

3. Военный историк и этнограф, казачий генерал-лейтенант, автор книги "Черноморские казаки в их гражданском и военном быту" И.Д. Попко писал:

"Екатеринодар, так названный во имя блаженной памяти Государыни Екатерины II, основан в 1794 году. В протоколе об основании его сказано: "Ради войсковой резиденции, к непоколебимому подкреплению и утверждению состоящих на пограничной страже кордонов при реке Кубани, в Карасунском куте, воздвигнут град".
Назовите главную цель строительства города. Определите, какой из указанных автором фактов современными историками трактуется иначе.

Современные историки считают 1793 год годом основания Краснодара, а не 1794, как пишет Попко.
Главная цель строительства города - строительство города-центра Черноморского войска. Он должен был стать новым кошем, то есть местом, где находилось административное управление войском, куренями, важнейшие учреждения.

4. Ф.А. Щербина в книге "История Кубанского казачьего войска" следующим образом описал план города Екатеринодара:

"В центре огромного четырехугольника оставлено было место для церкви, а по окраинам в четырех направлениях устроено было 40 куреней для бездомной сиромы и служивших в строю казаков".

Используя приведённое описание и иллюстрации, сравните особенности планировки и заселения Екатеринодарской крепости и Запорожской Сечи. Сделайте выводы.

http://kubanovedov.ru/images/170_1.jpg

Екатеринодарская крепость расположилась в излучине Кубани, пересекаемой с северо-востока Карасуном, а с запада ее закрывали река и Ореховатая балка. Земляное укрепление было создано по правилам фортификации конца XVIII– начала XIX вв. в согласии с традициями Запорожья. По своему месторасположению и плану крепость очень напоминала Новую Сечь. Она стояла на возвышенном месте обособлено от городских кварталов, закрывая последние своими укреплениями со стороны речной поймы. У крепости имелись укрепленные ворота – башта. В самой крепости как и в Сечи вдоль валов стояли курени, образуя собой квадрат. В центре в 1793 г. была установлена походная Троицкая церковь, замененная затем большим деревянным Вознесенским собором (1801 г.).

7. В честь какого события и где был установлен изображённый на фото памятный камень?

памятный камень

В городе Краснодаре, на улице Короткой есть небольшой сквер с памятным камнем. На том месте, где он установлен, в XVIII веке располагалась Екатеринодарская крепость. На камне выгравирована дата 1793 год. Впервые в исторических справках Екатеринодарская крепость упоминается в 1793 году. Тогда казацкий атаман Чепега в своем послании Черноморскому военному правительству говорил о необходимости выстроить в Екатеринодаре крепость для защиты города. Крепость строилась с участием черноморских казаков, без какого-либо участия архитекторов. В качестве оборонительного сооружения был построен земляной ров, вал и бастионы. Крепость в связи с нарушением всех правил строительства быстро начала разрушаться. Но разрушение связывают еще и с безалаберным к ней отношением казаков, которые переходили через ров в неположенном месте и разрешали местным жителям пасти скотину на прилегающей территории. Крепость постоянно ремонтировали. После окончания Кавказской войны ее разобрали. Но, еще некоторое время оставался нетронутым угловой бастион с установленной на ней пушкой, подаренной Черноморскому войску Потемкиным. Долгие годы она своим выстрелом, вещала жителям Екатеринодара о наступлении полдня.



Предварительный просмотр:

Тема: «Освоение Кубани русскими переселенцами в конце XVII века»

Цель урока: Познакомить учащихся с причинами переселения  русских    на  Кубань.

Задачи:

  • Показать  отношение царской власти к переселенцам.
  • Познакомиться с новыми терминами.

Термины: «Соборное Уложение1649года », церковно-обрядовая реформа, церковный раскол.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Сообщение нового материала
  3. Домашнее задание
  4. Закрепление

2. Изучение нового материала:

План

  • Причины переселения русских людей на Кубани.
  • Отношение  царской власти к переселенцам

Сегодня, ребята, мы начинаем изучение нового раздела предмета Кубановедения История Кубани 17-18 веков.  В этом разделе вы познакомитесь с историей заселения Кубани. Войнами, которые проходили в это время, об образовании Черноморского казачьего войска, знаменитыми людьми того времени и, конечно, об основании столицы Краснодарского края города Екатеринодара.

        Эпиграфом к сегодняшнему уроку  являются слова известного земского статиста Федора Андреевича Щербины «Знание родного края – сила и величие России». Кто пояснит эти слова?.......

Верно, историю страны невозможно изучить, не зная истории отдельных регионов, как и наоборот история отдельного региона тесно переплетается с историей нашей замечательной страны.

Итак, тема сегодняшнего урока: «Начало освоения Кубани русскими переселенцами в конце 17 века».

 Что  вы  можете сказать о территории края? (не освоенная, находилась вне пределов государственной территории России)

         Что же, какие силы заставили народ покидать родные места? Что заставляет народ осваивать новые земли?   (либо гонения, либо исследования п.и. и пр.)

Вот мы и подошли к цели нашего урока, выяснить причину заселения русскими территории края. История нашей Малой Родины неразрывно связана с историей Великой России. Именно в ее истории нам нужно искать причину переселения русских на территорию Краснодарского края.

Задачи:

Показать  отношение царской власти к переселенцам.

Итак, заглянем в прошлое.  Появление русских на Кубани относится к концу 17 века и связано с церковной реформой патриарха Никона.

Патриарх - Высшее духовное лицо, глава православной церкви N1.

Ещё до принятия патриаршества Никон обращал внимание на ошибки, допущенные в богослужебных книгах. И ещё до него пытались эти ошибки исправить; но исправления велись всё по тем же славянским книгам, правда, более древним, но тоже с ошибками, допущенными при переписывании греческих (византийских) оригиналов. С греческих книг не брались исправлять просто за незнанием греческого языка. Но, тем не менее «исправленные» книги печатались и вводились в обращение, а печатное слово уже считалось «неприкосновенным»

В 1654 году, через два года после вступления на патриарший престол, Никон созвал русских архипастырей на собор, и они признали необходимость исправления богослужебных книг и обрядов, что было закреплено соответствующим соборным актом. Содержание сводилось к приведению русских религиозных текстов и обрядов в соответствие с греческими образцами. Например, двуперстное   крестное знамение было заменено троеперстным, имя Спасителя, ранее писавшееся «Исус», было переделано на «Иисус» и др.

Реакция населения на преобразования Никона была неоднозначной. Православные, не согласные с нововведениями, стали считать самого патриарха и его единомышленников еретиками и отступниками. Особенно много было недовольных среди крестьян и посадских людей. Дело в том, что церковно-обрядовая реформа церкви проводилась почти одновременно с реализацией норм «Соборного уложения» Александра Михайловича (1649г) предусматривавших полное закрепощение крестьян.

Государство выступило на стороне церковных реформаторов.  Царь издал указ, по которому велено было сжигать тех верующих и священнослужителей, которые после расспросов и пыток не отказывались от старой веры, были названы раскольниками.        Народные массы, становясь на защиту «старой веры» (староверы), тем самым выражали свой протест против феодального гнета.

Опасаясь от преследований, староверы уходили на окраины России. (Север, Урал, Сибирь) Одним из таких мест стал и Донской край, где жил народ вольных казаков. В то время донские земли административно не подчинялись Московскому государству и являлись прибежищем для людей, в силу разных причин скрывшихся от царского правительства (беглые крепостные, преступники и пр.) Донские казаки принимали их у себя, причем существовало правило: «С Дону выдачи нет»

Тем не менее, в течение 70-80 годов 17 века царское правительство неоднократно обращалось к Войску Донскому с требованием о выдаче инакомыслящих, и в 1688 году эти требования были удовлетворены, донской войсковой  атаман Денисов получил царский приказ разорить пристанища раскольников на Дону, а их самих казнить. Опасаясь расправы, свободолюбивые казаки и старообрядцы обратили свои взоры на берега Кубани и Кумы, где по бескрайним степям были разбросаны лишь редкие кочевья татар.

Известный кубанский историк П.П. Короленко писал: «…1688 год был роковым для многих раскольников Донского края, они старались уйти за пределы российских границ, чтобы избегнуть казней и разорения. Убегавшие со своей родины казаки староверы делились на партии и шли туда, куда их вели партионные представители. Одна из таких партий в этом году вышла на Кубань». Численность прибывших неизвестна, а привел их сюда атаман – предводитель Петр Мурзенко. Крымский хан указал место для поселения при слиянии  реки Лабенчик (Лаба) и Кубани.На высоком берегу Лабы, на месте древнего городища казаки построили каменный городок, в последствии получивший название Некрасовка.

Другая партия в 2000 семей под предводительством Левка (Льва) Манацкого в том же году ушла на реку Куму. Здесь в «пустынном месте среди лесов рек Кумы и Домузлы,вблизи руин древних Маджар», переселенцы построили земляной городок.

В 1692 году с Дона на Кубань отправилась еще одна партия их сторонников. Они приняли покровительство крымского хана и получили дозволение поселиться между Кубанью и Лабой. Переселенцы стали именоваться кубанскими казаками.

В 1695 году один из предводителей- Лев Манацкий прибыл в Черкасск повинной. Однако ему не  поверили в искренность и казнили. Впоследствии кубанские казаки из-за Кубани переселились на Таманский полуостров. Он стал своеобразным плацдармом, откуда они совершали совместные с крымскими ханами походы в русские земли.

Так закончился первый этап заселения Кубани.

3. Домашнее задание:

4. Закрепление.

Ребята, я вам предлагаю  заполнить таблицу на основе учебника:

Начало заселения Кубани  русскими переселенцами  (вторая половина XVII века)

1649 год –

принятие Соборного уложения царя Алексея Михайловича

1653 год-

церковно-обрядовая реформа патриарха Никона

1688 год –

переселение части казаков – раскольников под предводительством Льва Манацкого на Северо-Восточный Кавказ. Часть из них осела на реке Кума (приток Кубани).

1689 год-

переселение трёхсот казачьих семей на реку Кума.

1692год

Переселенцы именуются кубанскими казаками

Ребята заполняют таблицу. Делают выводы о причинах переселения, выводы записывают в тетрадь.