Разработки уроков ( 5 класс)

Сагайдак Анна Сергеевна

Кубановедение 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mify_5_klass.docx24.71 КБ
Файл razdatochnyy_material_mify_5_klass.docx144.85 КБ
Microsoft Office document icon mify_5_klass.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Античная мифология и Причерноморье.

Мифы о Геракле, Прометее, амазонках.

Цель урока: Отработка навыка воспроизведения исторического материала на основе мифологических рассказов

Задачи:

1.Формирование представления об отношении населения древней Греции к населению Северного Причерноморья.

2.Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом.

3.Привитие бережного отношения к историческому прошлому родного края.

Регулятивные УУД

  1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
    2. Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.
    3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
    4. Работать по плану, сверяясь с целью.
    5. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД
1. Сравнивать объекты по заданным критериям.
2. Выделять главное из разных источников

Коммуникативные УУД
1. Излагать своё мнение, подтверждая его аргументами, фактами.

План урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу.

III. Работа с текстом учебника.

IV. Творческие задания (практикум).

V. Подведение итогов урока.

VI. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу

Ответы на вопросы:

- что такое мифология? Миф – от греческого предание, сказание и слово. Мифология – фантастическое представление о мире, передаваемое в форме устных повествований.

- какие мифы древней Греции вы читали (изучали на уроках истории)?

- назовите известных авторов древних мифов Геродот 

Тема нашего: урока Мифы о Геракле, Прометее, амазонках.

Цель нашего урока: Отработка навыка воспроизведения исторического материала на основе мифологических рассказов

III.  Проработка содержания темы. Работа с текстом и практическая часть урока.

Мифы о Геракле

        Потомком Ио в тринадцатом колене стал самый известный и любимый герой Эллады — Геракл, сын Зевса и Алкмены. По велению Аполлона, чтобы искупить тяжкое преступление, Геракл поступил на службу к царю Еврисфею и, исполняя его задания, совершил двенадцать подвигов. При совершении четырех из них герой побывал в Причерноморье. Здесь он преследовал керинейскую лань шел за яблоками к Гесперидам, гнал коров великана Гериона и сражался с амазонками,
Причерноморье упоминается в более поздних вариантах мифов. Керинейская лань бежала от Геракла в течение
года, пока он не настиг ее в стране гипербореев, в Скифии. В трагедии Еврипида Геракл сражается с амазонками в земле савроматов, на берегах Меотиды: «Через бездну Эвксина к берегам Меотиды в многоводные степи на полки амазонок много воинов славных за собой он увлек».
В разных частях заселенных греками земель существовали местные предания о Геракле. Наибольшую известность приобрела изложенная ранее легенда о происхождении скифов. В ней говорилось, что встреча Геракла с полудевой-полузмеей произошла в то время, когда он отправился за коровами
Гериона в Причерноморье. Геродот пишет: «Гера наслала на стадо овода, который погнал коров через Фракию в скифскую пустыню, Геракл отправился за ними.
Холодной ночью, в непогоду, он завернулся в львиную шкуру и крепко уснул на склоне каменистого холма. Проснувшись, обнаружил, что кони, которых он накануне выпряг из своей колесницы, чтобы дать им попастись, исчезли. Он обыскал всю округу и наконец, пришел в лесистую местность под названием
Гилея, где странное существо, полудева-полузмея, прокричало ему из пещеры, что кони у нее и что она готова их отдать, если Геракл станет ее супругом».
Как уже отмечалось, Геракл ответил согласием. От этого союза родились три сына, один из которых стал родоначальником всех царей, правивших скифами. Для греков эта легенда о родстве скифов и Геракла, от которого они вели свое происхождение, имела огромное значение, т. к. подтверждала их права на обладание землями в Причерноморье. Не случайно при раскопках боспорских городов находят многочисленные изображения Геракла на сосудах, монетах, а также надгробиях (об этом вы подробнее узнаете при изучении культуры греческих колоний).

        Ребята, давайте выполним задания 1-3 в раздаточном материале у вас на парте.

Физминутка

Во дворе растет подсолнух,

Утром тянется он к солнцу.

(Дети встают на одну ногу и тянут руки вверх)

Рядом с ним второй, похожий,

К солнцу тянется он тоже.

(дети встают на другую ногу  и снова тянут руки вверх)

Вертим ручками по кругу.

Не задень случайно друга!

Несколько кругов вперед,

А потом наоборот.

(Вращение прямых рук вперед и назад)

Руки в спину упираем,

Поясницу прогибаем.

А теперь давай дружок,

Посмотри на потолок.

(Поставить ладони сзади на пояс, медленный прогиб назад)

Отдохнули мы чудесно,

И пора за парты сесть нам

Мифы об амазонках

Причерноморье упоминается в мифах о воинственных женщинах-воинах — амазонках. Эта легенда находила подтверждение: в степях Причерноморья греки увидели женщин, скачущих на конях, владеющих оружием — такими были скифянки, сарматки, меотянки. Миф, записанный Геродотом, повествует о том, как, потерпев поражение от Геракла и эллинов, амазонки были захвачены в плен. Но в открытом море амазонки напали на эллинов и перебили их. Однако, не умея обращаться с кораблем, «они носились по волнам, гонимые ветром, пока не пристали к Кремнам на озере Меотида, земле скифов».
От браков амазонок и скифских юношей произошло кочевое племя савроматов. Они переправились через Танаис (Дон) и спустя несколько дней прибыли «в местность, где обитают и поныне, они поселились там. С тех пор савроматские женщины сохраняют стародавние обычаи: вместе с мужьями и даже без них выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами». Археологические раскопки подтверждают рассказ Геродота. В женских погребениях наряду с украшениями часто находят оружие, доспехи, конскую упряжь. По-видимому, женщины занимали заметное место в войске кочевников.

        Ребята, давайте выполним задание 4 в раздаточном материале у вас на парте.

Миф о Прометее

        Среди сказаний о подвигах Геракла есть миф об освобождении титана Прометея, который похитил у богов Олимпа огонь и передал его людям. В наказание по приказу Зевса Прометей был прикован к Кавказским горам. Орел терзал его печень, ежедневно вырастающую вновь. И не было конца его мучениям. Геракл призвал на помощь Аполлона, поразившего орла стрелой прямо в сердце, и освободил титана. Этот миф вдохновил многих поэтов, художников и композиторов на создание художественных произведений.
На греческих расписных сосудах часто изображали прикованного к скале Прометея. По преданиям, скала находилась на северных склонах Кавказа. Есть мнения что это место — Большой Утриш, расположенный близ Анапы, что именно там был прикован Прометей.
 Образ Прометея в литературе, в музыке, в живописи был не раз пересмотрен. Каждый из авторов видел его по-своему. Но всегда этот персонаж олицетворял стойкость и необыкновенную смелость.
        Греческие поэты и сказители создавали новые легенды о богах и героях и их приключениях на новых землях, ставших им родиной. Так была создана легенда об основании Пантикапея, столицы Боспорского царства, сыном Ээта, братом волшебницы Медеи.

        Ребята, давайте выполним задание 5 в раздаточном материале у вас на парте.

        Ребята, вы любите отгадывать ребусы, давайте поиграем

V. Подведение итогов урока.

Выяснили, что мифы древних Греков были тесно связаны с Северным Причерноморьем

Рефлесия

VI. Домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Античная мифология и Причерноморье.

Мифы о Геракле, Прометее, амазонках.

  1. Заполните таблицу

Название мифа

Главные действующие персонажи

Исторические события, которые легли в основу легенды

Отношение авторов или участников мифа к Северному Причерноморью

2. Какие четыре подвига совершил Геракл в Северном Причерноморье?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какой миф о Геракле "иллюстрируют" золотые бляшки, найденные при раскопках кургана в станице Ивановской? (стр. 66 в учебнике)

C:\Users\Администратор\Desktop\КОНСПЕКТ УРОКА\f7ee2f3c627f9581f2ce12a98718fe12.jpgC:\Users\Администратор\Desktop\КОНСПЕКТ УРОКА\0u20e373f7-4afb16bc-4db29eb8.jpg

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________4.Какие археологические находки подтверждают сведения о существовании в степях Причерноморья амазонок - женщин-воительниц?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Прочитайте отрывок из трагедии Эсхила. Ответьте на вопрос.

Чей край, что за племя, кто предо мной
На камне, в оковах, томясь, висит
Игралищем бурь,
За какую вину гибнешь, ответь.

Как называется это произведение?

_________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Тема: «Мифы об Ахилле, Ифигении, Боспоре Киммерийском и Ио.»

                Цель урока: отработка навыков воспроизведения исторического материала

                на     основе мифологических   рассказов;   продолжение         формирования

                представления   об    отношении населения  Древней  Греции     к     жителям

                Северного Причерноморья

Планируемый результат:

Личностные: знать историю своего региона и испытывать чувство сопричастности; осознавать свою гражданскую идентичность и этническую принадлежность, осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Метапредметные: уметь работать со словарём; анализировать и обобщать факты;  делать выводы; быть готовым к сотрудничеству с соучениками и коллективной работе.

Предметные: оценивать исторические явления, получение представления о гуманистических, нравственных ценностях древних греков и коренного населения Кубани;  понимать  значение новых терминов и понятий.

Основное понятия, термины: лестригоны, Ифигения, Ахилл, Таврида. 

Тип урока: Комбинированный.

Ход урока:

1.Организационный момент

2. Актуализация знаний

(устный опрос домашнего задания)

ВОПРОСЫ:

  • Кто первым начал «бороздить» воды Понта?
  • Почему, согласно мифу, до прихода агронавтов ни один корабль не мог проплыть Понт?
  • Кто описал народы, населявшие берега Чёрного моря?
  • Как назывались эти поэмы?

      3. Организация познавательной деятельности.

          А теперь самостоятельно ознакамливаемся с мифами и отвечаем на

           вопросы:

  • Как в мифе описывается Причерноморье?
  • Опиши героев мифа. Что заслуживает внимания в их поступках?
  • Как показан в мифе образ жизни греков?
  • Какие еще мифы, где описывается Причерноморье, можете назвать?

 Мифы об Ахилле

   Ахилл - сын царя Пелея и нереиды (морской богини) Фетиды - был в числе наиболее известных и любимых в Греции героев, которого почитали как бога. Он - один из главных героев гомеровской «Илиады», предпринявший под предводительством Агамемнона поход против Трои. Его посмертной судьбе посвящено много сказаний. Фетида, желая сделать сына бессмертным, держала его за пятки и погружала в священные воды Стикса. Погиб Ахилл от стрелы Париса, попавшей в пятку.

Миф об Ифигении

Этот миф тоже связан с Причерноморьем. Ифигению, дочь царя Микен Агамемнона, должны были принести в жертву на алтаре Артемиды, чтобы боги помогли кораблям греков отправиться в поход на Трою. Как только пламя жертвенного костра охватило девушку, подул долгожданный ветер и корабли смогли выйти в море. На костер опустилось облако, а когда оно рассеялось - Ифигения исчезла. Вместо нее в жертву принесли лань. Одни рассказывали, что Артемида спасла Ифигению, превратив ее в бессмертную богиню, другие считали, что Артемида перенесла дочь Агамемнона в Тавриду и там сделала жрицей в своем храме. Храм находился на северном берегу Понта, в стране жестоких тавров, которые уничтожали всех попавших в их земли иностранцев. Ифигения должна была приносить их в жертву Артемиде. Такими жертвами чуть не стали ее брат Орест и его друг Пилад. Сказание об Ифигении - один из самых распространенных мифов, в которых действие происходит в Причерноморье. Многие греческие поэты, драматурги использовали этот сюжет.

Миф о Зевсе и его возлюбленной Ио

  С мифом о любви бога Зевса к женщине Ио греки связывали название двух проливов – Боспора Фракийского (современный пролив Босфор) и Боспора Киммерийского (современный Керченский пролив).

Зевс полюбил прекрасную Ио и, чтобы скрыть ее от жены Геры, превратил девушку в корову. Но Гера, почувствовав недоброе, потребовала у Зевса подарить ей животное. Зевс не смог отказать. Гера же, завладев Ио, отдала ее под охрану стоокому стражу Аргусу. Зевс видел страдания Ио. Пожалев ее, он призвал сына Гермеса и велел ему похитить Ио. Гермес усыпил своими речами Аргуса. Лишь только сомкнулись его сто очей, как Гермес одним ударом меча отрубил Аргусу голову. Ио была освобождена. Но и этим Зевс не спас Ио от гнева Геры. Она послала к Ио чудовищного овода. Овод гнал из страны в страну обезумевшую от мучений Ио. Нигде не находила она себе покоя.

   Бежала Ио по берегу Черного моря, переплыв пролив, получивший по этой причине, по представлениям греков, название Боспор – «бычий брод», «бычья переправа». Ее путь лежал через Европу, Азию. Наконец, после долгих скитаний, достигла она скалы, к которой был прикован титан Прометей. Он предсказал несчастной, что только в Египте избавится она от своих мук. На берегах благодатного Нила Зевс вернул ей прежний облик, и родился у нее сын Эпаф. Он был первым царем Египта и родоначальником великого поколения героев, к которому принадлежал и величайший герой Греции Геракл.

4. Рефлексия

5. Домашнее задание

  • Параграф 13-14
  • Ответы на вопросы после параграфа