Краевой профессиональный конкурс " Учитель года Кубани по кубановедению"

Сагайдак Анна Сергеевна

Вируальная экскурсия " Убранство казачьей хаты"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Предмет    Кубановедение

Класс  - 5 

Тема урока: «Занятия жителей колоний. Микка- дочь Стратоника»

Цель урока: Познакомить учащихся с повседневной жизнью греческих колоний.

Задачи.        

  1. Выяснить, что собой представляла жизнь греческих колоний на берегах Черного и Азовского морей.
  2. Развитие навыков работы с историческими источниками, художественным текстом.

        3.Воспитание бережного отношения к историческому прошлому Кубани

Тип урока:  комбинированный.

Формирование УУД:

Личностные действия: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация

Регулятивные действия: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Познавательные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы

Коммуникативные действия:  планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов,  управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Оборудование:   компьютер ( презентация).

Технологическая карта урока.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

Организация детей к уроку

Вступительное слово « Здравствуйте, ребята.- Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Проверка отсутствующих.

 

Актуализация знаний

На прошлом уроке мы  познакомились с текстом « Битва на реке Фат».

Вам необходимо ответить на следующие вопросы (За каждый правильный ответ вы получите 1 балл). Возьмите листики, которые лежат на парте.

Задание № 1

Оценить утверждения и поставь в соответствующем квадрате значок «+» или «-»:

1. Багос – сотник гвардейцев царя фатеев Арифрна

Верно         Неверно

2. Борьбу за престол Боспорского царства вели братья Сатир и Притан.

Верно       Неверно

3. Первая битва закончилась победой Сатира.

Верно       Неверно

4. Рана Сатира, нанесённая копьём Багоса, оказалась несмертельной.

Верно      Неверно

Задание № 2

Прочитать текст и указать, кто сражался на стороне

Сатира_____________________________________

Евмела____________________________________

Обменяйтесь листочками и  оцените работу друг друга.  Правильные ответы и критерии  вы увидите на слайде. ( Слайд 3).

«5» - 5 баллов

«4» - 4 балла

«3» - 3 балла

«2» - 2 балла

Поднимите руки, кто выполнил на «5», на «4», на «3». Молодцы!

Первичное закрепление полученных знаний.

Постановка учебной задачи

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о жителях Боспора.  Перед вами карта Северного Причерноморья – это часть античного мира (Именно сюда прибыли во время «великой колонизации» греки). ( Слайд 4).

 Давайте вспомним:

- Что такое колония? (Поселение людей в чужой стране) , поселение переселенцев из другой страны или области.
– Что такое колонизация?
(Образование колоний), процесс заселения и освоения новых территорий.

- Назовите колонии греков на Черном  и Азовском морях?  (Горгиппия, Гермонасса, Пантикапей)

   На слайде фрагмент текста: ( Слайд 5). 

«На плодородных землях греки получали большие урожаи. Колонисты занимались животноводством, коневодством, рыболовством. Развивалось ремесленное производство…»  

 Обратимся к фрагменту текста на cлайде и сформулируем тему сегодняшнего урока. Занятия жителей колоний.

Ребята, какую цель поставите на уроке?    Познакомиться с повседневной жизнью в греческих городах-колониях.

Сформулируйте тему и цель   нашего урока. Запишем тему урока в тетрадь.

Работа  по карте

Ответ на проблемный  вопрос

Открытие нового знания

 Учитель.  Как выглядела греческая колония? Что мы видим? (  Слайд 6)

Что мы видим на иллюстрации?

Почему поселение окружали мощные стены?

Почему улочки в таких поселениях были узкими?

Античные города Северного Причерноморья были очень маленькими, даже самый крупный из них можно было пройти из конца в конец за 10 — 15 минут.

Ширина центральных улиц достигала 6 — 8 метров, были вымощены каменными плитами. На окраинах узкие кривые улочки мостились мелкими камнями или битой керамикой.

И все же это были настоящие города  с мощными каменными стенами,  и тяжелыми воротами, которые закрывали на ночь. Внутри города дома стояли один возле другого и выходили на улицу глухими глиняными стенами.

Дома горожан, возведенные на каменных фундаментах, имели 1-2 этажа, с подвалами и иногда с внутренними двориками. Глубина подвалов достигала 1,5 метров. Некоторые из них были жилыми. Стены домов возводились из камня или сырцовых блоков – кирпичей.

Узкие улочки, ведущие к гавани, торговые склады, кузнечные и гончарные мастерские. Дома, крытые черепицей, с внутренними двориками.В некоторых городах возле моря находилась вторая площадь, так называемый «рыбный рынок». В дни торгов сюда съезжалось множество людей. Кого тут только не было: почтенные горожане, рабы с корзинами для продуктов, варвары в плотных штанах и куртках, праздные зеваки, ищущие развлечений и отдыха. Торговали в лавках, в лёгких палатках и просто с дощатых столов. На лотках лежала жирная пеламида, темная блестящая кефаль, виднелись большие тунцы и крабы. Рыба была одним из главных богатств.

Центром античного города была площадь — агора. ( Слайд 7). Она служила местом проведения народных собраний. Здесь стояли храмы, общественные здания, лавки торговцев и дома зажиточных горожан. Красивые многоколонные храмы, где греки приносят жертвы греческим богам.

Сейчас работа с учебником. Открываем стр.100, самостоятельно читаем текст пункта 1.( Слайд 8).

Заполняем схему

«Занятия  жителей  древнего  полиса»

Составляем схему, обобщаем.

Проверка по слайду презентации.( Слайд 9).

 Физминутка:

Вот у нас физкультминутка, наклонились ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись. (Наклоны вперед и назад).

Разминаем руки, плечи, чтоб сидеть нам было легче,

чтоб писать, читать и отвечать и совсем не уставать.

Голова устала тоже. Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. (Вращение головой).

Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты).

Греческие колонисты вели активную торговлю с местными синдо-меотскими племенами. Основу торговли составлял экспорт зернового хлеба, достигавший колоссальных по тому времени размеров:. Древнегреческий оратор Демосфен рассказывает, что Афины получали с колоний половину всего необходимого им привозного хлеба – около 16 тысяч тонн в год.

Помимо хлеба вывозили в Грецию соленую и вяленую рыбу, скот, кожу, меха, рабов. ( Слайд 10).

В обмен на все эти товары государства Греции отправляли в Причерноморье вино, оливковое масло, металлические изделия, дорогие ткани, драгоценные металлы, предметы искусства – статуи, терракоту, художественные вазы. Часть этого импорта оседала в городах, другая часть переправлялась торговцами в степь для знати окружающих племен.

  В конце VI века до н. э. лидерство в торговле с боспорскими городами перешло к Афинам. ( слайд 11).

Теперь  мы  с  вами поработаем с текстом « Микка - дочь Стратоника».

Фронтальный  опрос

  Дети высказывают свои мнения, приходят к выводу о том:

1.Основным занятием греческих колонистов было: земледелие, животноводство, рыболовство, коневодство, ремесленное производство

2. Переселенцы достигли более высокий уровень умений и навыков в ремесленном производстве (производство черепицы, посуды, статуэтки греческих богов, детские куклы.)

Работают самостоятельно, заполняют схему.

Выполняют упражнения.

Учащиеся поочередно читают текст.

Первичное  закрепление  

  - Услышав и  прочитав  о повседневной жизни семьи Стратоника верно или неверно данное утверждение:

1.Микка была рабыней Стратоника. (Неверно).

2.На шерстяном покрывале, которое  Микка  отвезёт в храм богини Афродиты были вытканы солнце, луна, звёзды, яркие цветы. (Верно).

3.Микка не хотела отдавать в дар богине Афродите своё ожерелье. (Неверно).

4.Агора - главная площадь, вблизи которой находилось святилище Афродиты. (Верно).

5.Микка волновалась, так как ей предстояло солировать в гимне, который девушки  пели в честь Афродиты. (Верно).

Проверка с презентацией. ( Слайд 12).

  

Рефлексия

  • Выскажите свое мнение: ( Слайд 13).

Сегодня я узнал …

Было трудным для меня …

Меня удивило….

Дети высказывают    свое  мнение.

Подведение итогов

Заключительное   слово

  Греческие колонисты вели активную торговлю с местными синдо-меотскими племенами, с городами Греции, с прибрежными городами Малой Азии, Египтом.

 Домашнее задание (1 мин.)

§16 прочитать, ответить на вопросы 1-3 стр. 104

Для желающих получить оценку «5» даю творческие задания: Составить продолжение рассказа  «Микка  - дочь Стратоника». ( Слайд 14)

Записывают домашнее задание в дневники.


Предварительный просмотр: