«Детский текст как продукт обучения в «перевёрнутом классе»»

Кузнецова Лидия Сергеевна

«Детский текст как продукт обучения в «перевёрнутом классе»»

Уже несколько лет популярна новая методика – «перевёрнутый класс». Это одна из моделей смешанного обучения. Ученики дома изучают теорию, а на уроке отрабатывают знания, практические задания, задают вопросы учителю, могут вести диалог между собой.

Большинство учителей тратят время на разъяснение нового материала, а для практических работ, анализа, и для того, чтобы что-то создать времени остаётся мало. Либо, его совсем нет, и все это переходит в домашнее задание. Школьник рад  бы его выполнить, но лекцию учителя и прямой вопрос к нему не осуществить. Эту проблему решили учителя Джонатан Бергман и Аарон Сэмс. Они в 2007 году начали записывать свои лекции на видео и рассылать ученикам, которые часто болели. Это оказалось настолько продуктивным, что они не остановились и продолжили работать в этом направлении. И это направление стало методикой «перевёрнутого класса».

«Перевёрнутый класс» позволяет использовать нужное количество времени на изучение нового материала, так как темп работы у каждого школьника свой. Можно в любой момент остановить лекцию или вернуть назад для повторного прослушивания и записать необходимое.

Во время классного урока школьники имеют возможность поработать с практическими заданиями, выполнить творческую работу., задать вопросы учителю, посоветоваться с другом. При этой эффективной методике, ученик чувствует себя успешным.

Важным моментом является то, что «перевёрнутый класс» нужно вводить постепенно. В первую очередь на родительском собрании объяснить родителям что такое «перевёрнутый класс» и заручиться поддержкой с их стороны. Рассказать об учебных задачах, которые решаются при помощи методики и особенности подготовки ребят к уроку. Без сотрудничества с родителями сложно работать. Флэш карту нужно приобрести, за интернет заплатить, в компьютере нужно разрешение поработать и разное другое.

О «перевёрнутом классе» нужно доходчиво донести до школьников. Чтобы до детей дошёл смысл происходящего, чтобы дети понимали, что от них ждёт учитель.

Для учителя очень важно продумать все этапы деятельности и для самостоятельного изучения темы, и для урока. Учесть все плюсы и минусы, на сколько та или иная тема важна, на сколько можно знания «перевернуть». Потому что есть темы, которые «перевернуть» не возможно.

Как подготовиться учителю к «перевёрнутому классу»?

  1. Определиться с темой согласно календарно-тематическому планированию рабочей программы.
  2. Подобрать образовательные ресурсы – средства обучения (видеоурок, фрагмент лекции учёного, энциклопедия, учебник, видеофильм, иллюстрации, природные объекты для наблюдения и т.д.).
  3. Обеспечить детей всеми материалами.
  4. Определить и сформулировать результаты по предмету (знания, умения).
  5. Продумать какой будет конечный образовательный продукт.
  6. Разработать план работы для учащихся, используя ресурс внеучебной и учебной деятельности.
  7. Распланировать время подготовки к новой теме.
  8. Спланировать проведение собственно урока (уроков), опирающиеся на творческий инструмент.

Использование «перевёрнутого класса» позволяет организовать учебную деятельность в пределах двух уроков, поэтому это уже не урок, а например «Проектный день». Можно использовать два урока подряд или урок и внеурочную деятельность.

«Перевёрнутый класс» был опробован в первом классе на уроках окружающего мира. И так как, дети еще толком не умеют самостоятельно писать, могут только списывать и рисовать. Пришла идея использовать творческий инструмент – смэшбук (смеш-тетрадь).

Смешбук - это блокнот или тетрадь сделанный собственными руками. В смешбук можно вписать, вклеить, нарисовать свои знания, воспоминания, впечатления, действия, мысли.

Были выбраны две темы «Как зимуют травы, кустарники и деревья», «Учимся различать деревья и кустарники зимой». В 1-ом классе нет домашних заданий, поэтому была использована внеурочная деятельность по развитию речи.

Составлен план работы для детей в виде заданий. Четыре занятия внеурочной деятельности ушло на выполнение четырёх заданий:

1 задание «Как зимуют растения» - 1 день

2 задание «Как различать деревья зимой»- 2 день

3 задание «Как различать кустарники зимой»- 3 день

4 задание «Какие деревья  и кустарники растут в нашем краю?»- 4 день

И одно занятие на то, чтобы окончательно всё проговорить, подготовить, привести в порядок.

Продумать время для реализации работы. Распланировать каждое занятие внеурочной деятельности, чтобы оно было продуктивным. Затем приступать к работе.

Каждый день просматривались видео «Пришла зима. Видеоурок по окружающему миру 1 класс», ссылка: «Как зимуют деревья» отвечали на вопросы в виде картинок, выполняли задания.  Вопросы и задания проговаривались учителем, т.к. дети в 1ом классе не умеют читать. Читающим выдавались задания на каждое занятие, и при этом помогалось ребятам.

         Во время выполнения заданий создавалась одна страничка смэшбука. Страничка смэшбука состояла из картинок по которым ребята рассказывали с какой информацией они познакомились. Одно из главных моментов в уроке – требование полного, развернутого ответа от ребенка, обучение ребенка такому ответу – с опорой на его картинку. Дидактические картинки предтеча в основной школе текста-описания. Тут же записывались темы «Пришла зима», «Снежные загадки». И по желанию они разрисовывали её. Обязательно около данной странички должно быть свободное место, где дети могут развить своё творчество по данной теме. Обязательно смэшбук имеет автора, т.е. подписывается именем ребёнка.

Знакомство с темами проходила не только в теории, но и в практике. Были проведены

- экскурсии к деревьям и кустарникам (наблюдали, сравнивали, делали вывод);

- приглашалась лаборатория «След», где исследовали и рассматривали те деревья и кустарники, которых не было в нашем селе.

- трогали веточки, семена, оставшиеся плоды, то что упало на землю вклеивали в смэшбук ;

- в процессе всего ребята фотографировались, чтобы эмоции, впечатления поместить в смэшбук.

 

Урок по окружающему миру в 1 классе, смешанное обучение (УДЕ, «перевёрнутый класс»)

Тема: «Как зимуют травы, кустарники и деревья», «Учимся различать деревья и кустарники зимой».

Класс: 1

Цели:

  1. закрепление знаний учащихся о жизни деревьев и кустарников, трав в зимнее время года; формирование знаний о признаках, по которым различаются деревья, кустарники зимой.
  2. развитие умений сравнивать деревья, кустарники зимой; различие по строению, по расположению веток, по оставшимся семенам и плодам, по цвету коры; расширение представлений и знаний о видах деревьев и кустарников в нашей местности.
  3. воспитание бережного отношения к природе через знакомство с Красной Книгой Тюменской области; через правила поведения на экскурсии в природу в зимнее время.

 

Регулятивные УУД:  оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу.

Познавательные УУД: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой природы, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУДумение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группе), с достаточной  полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД: проявление познавательной инициативы при выполнении заданий, осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за её сохранение.

 

 

 

Этап изучения

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Цель

Введение.

Внеурочная деятельность.

1.Знакомство с темами: «Как зимуют травы, кустарники и деревья», «Учимся различать деревья и кустарники зимой».

2. Знакомство учащихся с видео «Деревья, кустарники, травы», «Как зимуют деревья».

3. Знакомство с информацией в учебнике Окружающий мир, 1 класс, автор О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. стр. 42-45; информацией в хрестоматии Давай знакомиться, мир, стр.40-43.

4. Знакомство с планом работы по дням (раздать его каждому учащемуся).

5. Условия создания смешбука.

6. Составление небольшого рассказа с помощью рисунков.

7. Правила поведения на экскурсии в зимнем лесу.

 

1. Называет темы.

2. Во внеурочное время включает видео для ознакомления с новыми темами.

3. Показ работы с учебником и хрестоматией.

4. Познакомить с планом работы по дням.

5. Напомнить условия создания смэшбука.

6. Напомнить, как составляется рассказ, опираясь на картинки, рисунки и т.д.

7. Попросить назвать правила поведения на экскурсии в зимнем лесу.

1. Прочитать, проговорить, обсудить новые темы урока.

2. Познакомиться с планом работы по дням.

2. Просмотреть видео, задать имеющие вопросы. Ответить на вопросы, выполнить задания.

3. Внимательно ознакомиться с информацией в учебнике и хрестоматии. Ответить на вопросы, выполнить задания.

5. Вспомнить как создаётся смэшбук. Создать его.

6. Вспомнить как составлять рассказ по картинкам. Составить, запомнить.

7. Вспомнить правила поведения в зимнем лесу. Собрать материал на экскурсии для смэшбука.

Создать условия учащимся для ознакомления с новыми темами на внеурочной деятельности. Учащиеся отвечают на каждый блок вопросов в виде рассказа по картинкам. При этом создавая продукт – смэшбук.

В классе

1. Организационный момент.

1. -Ребята, над какими темами вы работали?

2. - Какие цели вы перед собой ставили?

 

1.- Как зимуют травы, кустарники и деревья. Учимся различать деревья и кустарники зимой.

2. 1. Узнать, как выживают травы, кустарники, деревья зимой. Выяснить, что их защищает.

2. Научиться, различать деревья и кустарники. Узнать, по каким признакам их можно различить зимой.

3.Выяснить, какие деревья и кустарники растут в нашей местности.

4. Познакомиться с красной книгой Тюменской области и найти деревья и кустарники, которые в неё входят.

5. Создать смэшбуки.

 

Организовать на рабочую деятельность.

Назвать темы.

Проговорить цели.

2. Организация самостоятельной деятельности.

 

1. – Ребята, в зимнем лесу много разных деревьев и кустарников, а где-то встречаются и травы. Как живут растения зимой, как узнать какое перед вами дерево или кустарник? Вы нам сейчас об этом расскажите.

И для этого я вам предлагаю поработать в группах.

Определите руководителя группы. Руководители выходят вытягивают вопрос над которым будет работать вся группа. Задача групп – ответить на вопрос в виде небольшого рассказа. Используя при этом ваши смэшбуки.

(вопросы: «Как зимуют растения?», «Как различать деревья зимой?», «Как различать кустарники зимой?», «Какие деревья и кустарники растут в нашем краю?»)

1. Определяют руководителя группы. Он выходит за вопросом, выслушивает задачу над которой будет работать его группа. Используют для рассказа смэшбуки и другой имеющийся материал.

Закрепить знания учащихся о жизни деревьев и кустарников, трав в зимнее время года; сформировать знания о признаках, по которым различаются деревья, кустарники зимой.

Закреплять умение  договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в группе).

 

 

3. Выступление групп.

Практическая работа.

 

1. -Во время ответов групп – выполняете задание «Незнакомые незнакомцы», который предоставлен у вас на столе.

2. -Выступление групп.

 

1 группа «Как зимуют растения?»

После выступления отвечают на вопрос.

2 группа «Как различить деревья зимой?»

После выступления отвечают на вопрос.

3 группа «Как различать кустарники зимой?»

После выступления отвечают на вопрос.

4 группа  «Какие деревья и кустарники растут в нашем краю?»

После выступления отвечают на вопрос.

 

Достаточно  полно и с точностью выражать свои мысли.

Проявить познавательную инициативы при выполнении заданий, осознать ценность природы и необходимости нести ответственность за её сохранение.

Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой природы, провести простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, осуществить поиск и выделение необходимой информации.

 

 

4. Физминутка «Станем мы деревьями».

1. Станем мы деревьями сильными, большими.

Ноги – это корни, их поставим шире.

2. Чтоб держали дерево, падать не давали.

3. Из глубин подземных воду доставали.

4. Наше тело – ствол могучий,

5. Он чуть-чуть качается.

6. И своей верхушкой острой

7. В небо упирается.

8. Наши руки – ветки, крону образуют.

9В месте им не страшно, если ветры дуют.

 

1. Ноги на ширине плеч.

2. Ставят один кулак на другой. 3. Наклоняются, складывают ладони чашечкой.

4 Проводят ладонями вдоль тела вниз.

5. Покачиваются из стороны в сторону

6. Складывают ладони шалашиком .

7. Поднимают соединённые руки над головой.

8. Раскрывают ладони, разводят пальцы в стороны, смыкают.

9. Качают головой. Качают поднятыми руками

Снять утомляемость.

Вспомнить части дерева в игровой форме.

5. Проверка выполненного задания.

- Сравните свои работы с образцом (на доске). Подпишите свои работы!!!!

Выполненные работы вывешиваем в уголок «Мы знаем! Мы умеем!»

 

Сравнивают.

Подписывают все участники группы. Руководитель группы вывешивает работу.

Проверить правильность результата своей деятельности.

6. Закрепление знаний.

1. Стихотворение рассказывает Галимов, Готовцева.

Стихотворение Агнии Барто, написанное в 1933 году. «Я у мальчиков спросила…»

 

 

 

- Для того чтобы различать деревья, их нужно знать.

2. -Перед вами игра «Собери пазлы». У вас в каждой группе на парте лежит картинка. Соберите части картинки и назовите дерево. Объясните, почему вы так считаете. Обсудите в группах.

ПАЗЛЫ

1)ель

2) клён

3) дуб

4) берёза

3. – Подведём итог этой работы. Какие части растений помогли нам их распознать?

1. Я у мальчиков спросила:

— Это что за деревце?

— Говорят они: — Осина.

— Только мне не верится…

Даже ёлки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз торчат иголочки,

Значит, это ёлочки.

А когда на ветку ели

Мы получше поглядели,

Оказалось, что она

Не такая, как сосна.

Мы в своей тетрадке синей

Нарисуем все листы

И не скажем об осине:

«Ах, берёза, это ты!»

Погляжу на дерево

И скажу уверенно:

«Это липа, это клёны,

А вот это — дуб зелёный».

 2. Собирают пазлы. Обсуждают. Начинают со слов «Наша группа получила фото дуба в зимнее время. Мы узнали это растение по расположению веток, рядом лежащих желудях, по тёмной коре…»

Ответ сопровождается собранным пазлом.

3. Ветки, плоды, кора, расположение веток…

 

Развивать умения сравнивать деревья, кустарники зимой; различать по строению, по расположению веток, по оставшимся семенам и плодам, по цвету коры; расширять представления и знания о видах деревьев и кустарников в нашей местности.

7. Рефлексия.

-Руководитель оценивает работу своей группы.

Встаёт руководитель и говорит о результатах своей группы.

Начинает со слов «Наша группа с выступление справилась очень хорошо, с выполнением задания «Незнакомые незнакомцы» справилась не справилась. Оцениваю свою группу на Синий - у нас всё получилось, Жёлтый – получилось, но не всё, Красный – нам нужна помощь».

 

Оценить результаты своей деятельности, анализировать собственную работу.