Урок по ОРКСЭ "Заповеди"

Кузнецова Лидия Сергеевна

План – конспект урока по ОРКСЭ

Тема: «Заповеди»

Выполнила: учитель начальных классов, «Киевская СОШ» Кузнецова Лидия Сергеевна

 

Цель: осмысление моральных и этических норм, записанных в заповедях и предъявляемых к человеку в православной культуре.

Задачи:

Образовательная: ознакомить учащихся с понятием «заповеди», предоставить возможность определить своё ценностное отношение к миру, к окружающим людям, самому себе.

Развивающая: развивать умение работать в группах, коммуникативную компетенцию учащихся.

Воспитательная: воспитать толерантность, уважение и чуткое отношение друг к другу.

УУД:

Регулятивные: определять, формулировать учебную задачу, цель деятельности на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;

Познавательные: ориентироваться в учебнике; отличат неизвестное от уже известного в диалоге с учителем и одноклассниками; выделять главное в тексте, отделять от второстепенного;

Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи, устно давать ответ на вопрос, слушать и понимать речь других;

Уметь вести диалог в паре, стараться договориться, уметь уступать, находить общее решение, вступать в диалог.

Личностные: объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих ценностей; вырабатывать правила поведения.

Оборудование: учебник «Основы православной культуры»», автор А.В. Кураев; понятие «заповедь» из толкового словаря, тексты заповедей, карточки «Работа в парах»; мультимедийный проектор, ноутбук.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Ход урока

1. Организация деятельности учащихся

Эпиграф урока:

«Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы продлились дни твои на земле, которую дает тебе Господь Бог твоей»

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

- Что помогает людям дружно жить в коллективе, в обществе – назовите общим словом? (правила, законы, традиции).

- Как вы думаете есть ли связь между словами «Заповедь», «Заповедник», «Заповедный»? Эти слова похожи по звучанию. Их можно назвать однокоренными словами?

Тема нашего урока «Заповеди». Заповеди записаны в Библии. Которая говорит о том, что они даны людям от Бога.

- Как вы понимаете смысл слова «Заповедь»

Учащиеся находят информацию в толковом словаре С.И. Ожегова:

1. Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого – нибудь, чего- нибудь.

2. Изречение, содержащее религиозно – нравственное предписание.

- Давайте попробуем сформулировать задачи, которые вы поставите перед собой на уроке.

Задачи нашего урока:

- познакомиться с описанными в Библии обстоятельствами, при которых были даны заповеди;

- выяснить значение заповедей;

-подумать: легко ли соблюдать заповеди?

-подумать: нужны ли заповеди нам? Зачем?

3.Открытие новых знаний. Работа над темой урока.

-А кто из вас знает, как люди получили от Бога заповеди?

История возникновения Заповедей.

В древние времена жизнь людей была суровой: чтобы выжить, людям приходилось переступать законы жизни. Через Заповеди Бог дал людям правила, нормы поведения. Эти заповеди были даны пророку Моисею на горе Синай

История Моисея из Библии.
Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и
его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Но это не было
обычным землетрясением. Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтоб там встретить Бога и получить от Него заповеди. 40 дней Моисей провел на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был знаком присутствия Бога. Бог сам начертал заповеди на двух каменных плитах (скрижалях). Скрижали были положены в ящик, обитый золотом, который назывался Ковчегом. Моисей поставил ковчег в особой палатке (скиния), где для него было отведено специальное место, которое называлось Святое Святых. Моисей вынес скрижали из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя сам он этой перемены в себе не замечал. Бог дал Моисею 10 заповедей.

4.Работа над смысловым значением Заповедей.

- Подумайте, должны ли вы знать заповеди? И зачем?

-Посмотрите у вас на партах лежат листочки с этими заповедями. Прочитайте все заповеди.

-Какие же законы дал людям Бог через своего пророка Моисея?

Давайте рассмотрим каждую из них.

-Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом.

Остальные касаются отношений людей между собой.

5. Физкультминутка

6. Первичное закрепление.

1. Работа со статьей учебника.

Учитель дает опережающее задание:

- Прочитайте статью в учебнике на стр. 40. Отмечайте новую информацию.

Учащиеся читают статью учебника стр. 40.

Учитель дает задания направленные на выяснения смысла слов, словосочетаний, выражений.

2. Работа в группах.

Осуществляется работа в группах.

- Сейчас каждая группа прочитает одну из заповедей и ответит на следующие вопросы:

1. Как вы понимаете, что означает почитание родителей?

(Почитать – значит уважать. Так мы должны относиться к своим родителям.)

2. Как вы понимаете выражение, что убить можно словом?

(Эта заповедь повелевает жить со всеми в мире и согласии, потому что и словом можно убить человека. Жизнь есть величайший дар Божий, поэтому никто не имеет права этот дар отнимать)

3. Как вы понимаете новое выражение «не прелюбодействуй»?

(Не предавай. Это заповедь о верности тому, кто любит тебя и любим тобою. Верность этой заповеди – залог сохранения семьи и дружбы.)

4. Как вы считаете, воровство – страшный грех? Чему вас учат родители, учителя?

(Тот, кто крадет – готов причинить страдания другому человеку. И о его переживаниях и трудностях он не думает. Значит, он считает себя достойнее, лучше его. И убийца, и вор расценивают другого человека как помеху. Разница лишь в том, что вор решает обойти эту помеху, чтобы добраться до вожделенной вещи. Убийца же просто сметает эту помеху. Но и убийца, и вор бесчеловечны. Воровство, как и убийство, страшный грех. Нас всегда учат тому, что воровать нельзя, это позор, это очень плохой поступок, и он всегда наказывается этой заповедью)

5. Как вы понимаете смысл пословицы «На лжи далеко не уедешь»?

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Не лги)

6.  Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Почему желания старухи не имели границ, чем, в конце концов, закончилась эта сказка? Чему она нас учит?

Зависть – это плохое качество человека? Можно преодолеть в себе зависть?

3. Работа с иллюстрацией.

-Ребята, давайте рассмотрим иллюстрацию на странице 41

Г. Доре «Моисей с заповедями на горе Синай». Кого мы видим на данной иллюстрации? Каким изобразил художник Моисея, как он изобразил людей?

(Учащиеся рассматривают картину, делают выводы по ней)

7. Закрепление

Учитель ставит проблемный вопросы:

-Для чего же служат заповеди людям? Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди?

На слайде  предложены ответы на выбор учащихся:

-Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным; сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы им не нужны.

            

         - Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.

-  Да, потому что соблюдение заповедей даёт тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше.

 

- В Библии рассказывается, что Бог дал людям заповеди, чтобы оградить их от зла. Заповеди Моисея показывают людям, что есть ценности, через которые нельзя переступать.

8.Рефлексия

- Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям?

- В чём смысл соблюдения заповедей?

- Как соблюдать заповеди, находясь в центре современной жизни?

- Какие заповеди вам были известны?

- О каких заповедях вы узнали на этом уроке?

- Какие заповеди заставили вас задуматься? Над чем?

- Что на уроке было самым интересным?

- Вы хотели ли бы, чтобы вокруг вас было больше людей, живущих по Заповедям?