"Современные концепции естествознания"

Мартынов Борис Викторович

Страница содержит материалы по дисциплине Современные концепции естествознания

Учебник "Концепции современного естествознания" под авторством Бочкарёва А.И. и др.

Конспект лекций по курсу для заочного отделения

Учебно-методический комплекс для бакалавров направления подготовки "Психология" очного и заочного отделения

В УМК включены перечень лекционных и семинарских занятий, вопросы по подготовке к семинарским занятиям, темы для индивидуальных занятий, перечень источников информации для самостоятельной подготовки, тестовые задания 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА

Мартынов Б.В.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 «Современные концепции естествознания»

для студентов очной формы обучения

Ростов-на-Дону

2014


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные концепции естествознания» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов очной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки:

030300.62 «Психология»

080400.62 «Управление персоналом»

Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Математика и естественнонаучные дисциплины»  (протокол №1 от  29.08.2014) и утвержден Учебно-методическим советом _________ (протокол №_  от  ________) НОУ ВПО  Института управления, бизнеса и права.

 Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации по выполнению учебных проектов (курсовых работ) и самостоятельной работы, требования к уровню освоения программы и аттестации по дисциплине, учебно-методическое и учебно-информационное обеспечение дисциплины.

Составитель: к.ф.н., доцент Мартынов Б.В. (НОУ ВПО ИУБиП)

                        

Рецензенты: к.т.н., доцент Ткачук Е.О. (НОУ ВПО ИУБиП)

                      ст. преподаватель Ларионова Е.А. (НОУ ВПО ИУБиП)

СОДЕРЖАНИЕ

1 ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ        4

2  ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ        6

3  КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ…………………………..…9

4 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ _        10

4.1 Перечень тем учебных проектов  …………………………………………………10  

4.2 Методические рекомендации по выполнению учебных проектов  …………                                        10            

5  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ        11

6 АТТЕСТАЦИЯ        12

6.1 Примерные вопросы к промежуточному тестированию……………………13

6.2 Практические задания…………………………………………………………14

6.3 Вопросы и задания к итоговой аттестации…………………………………..16

7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………18                    

8. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ                            ……………………………………………………………………………………………………...19

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ        20


1.  ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

Модуль 1

Тема 1. Теоретико-методологические основы современных концепций естествознания                               

Социогуманитарная сфера познания. Естественнонаучная сфера познания. Единство и взаимосвязь культур. Естествознание и его специфические черты. Цель и задачи  естествознания. Холизм и редукционизм. Наука в системе культуры. Специфические черты науки. Методы естественнонаучного познания. Эмпирические методы. Наблюдение. Эксперимент. Измерение. Теоретические методы. Абстрагирование. Формализация. Аксиоматизация. Всеобщие методы. Метафизика. Диалектика. Индукция. Дедукция. «Бритва Оккама». Этос науки. К. Поппер. Критерии и нормы научности. Общие модели развития науки. Парадигма Т. Куна. Научно-исследовательская программа И. Лакатоса.

Тема 2. Концепции современной естественнонаучной картины мира

Особенности современной картины мира. Принципы построения и организации современного научного знания: системность, глобальный эволюционизм, самоорганизация, историчность. Абстрактный характер современной картины мира. Основные положения современной естественнонаучной картины мира. Пространство и время в современной картине мира. Поле и вещество. Взаимодействие. Особенности постнеклассической науки. Теория самоорганизации (синергетика). Г. Хакен, И. Пригожин. Понятие открытых, сложных систем. Основные свойства самоорганизующихся систем: открытость, нелинейность, неравновесность, дисспативность. Принципы синергетики. Понятия аттрактора, флуктуации, бифуркации.

Тема 3. Современные концепции биологической картины мира

Мир живого как система. Свойства биологических систем: обособленность, эмерджентность, открытость, саморегуляция.  Понятие жизни. Свойства жизни: ассимиляция, упорядоченность, наследственная информация, размножение, онтогенез, эволюция. Основные уровни организации живого: молекулярно-генетический, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический. Понятия популяции, вида, биоценоза, биогеоценоза (экосистема). Концепции происхождения жизни. Креационизм. Абиогенез. Стационарное состояние живого мира. Панспермия. Биохимическая эволюция (А. Опарин). Биологическая эволюция. Микроэволюция. Макроэволюция. Гомологическая структура. Конвергентность. Дивергентность. Теории эволюции. Теория эволюции Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Концепция глобального эволюционизма. Концепция биосферы и ноосферогенеза. В.И. Вернадский. Гелиобиология. А.Л. Чижевский. Космические циклы.

Тема 4. Человек как объект естественнонаучного познания

Антропосоциогенез. Биосоциальная сущность человека. Антропогенез. Социогенез. Абиотические и биологические предпосылки антропосоциогенеза. Симиальная теория антропогенеза. Гоминидная триада. Антропология. Социобиология. Сходства и отличия человека от животного. Эволюция человека. Гипотезы происхождения человека. Культурогенез. Концепция адаптивного характера генезиса культуры Э. Харта. Стохастическая модель культурогенеза С. Лема. Информационный аспект культурогенеза. Каналы получения информации. Биоэтика. Этология. Валеология


2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Модуль 1

Задание 1. Наука в системе общественного знания

  1.  Раскрыть понятие науки и выявить специфику научного познания.
  2.  Определить и раскрыть основные области научного знания
  3.  Дать определение понятию «метод» и «методология». Рассмотреть классификацию методов научного познания.
  4.  Раскрыть основные принципы познания в естествознании (принцип причинности, принцип наблюдаемости, принципы отбора, принципы симметрии, принципы оптимальности,  принцип соответствия) и дать примеры их существования в природе и обществе.
  5.  Дать определение и примеры понятиям «парадигма» и «научно-исследовательская программа».

Задание 2. Эволюция естественнонаучной картины мира

  1.  Показать исторические законы развития научных исследовательских программ и картин мира.
  2.  Дать анализ развитию представлений о материи в механической, электромагнитной, квантово-полевой и современной картинах мира.
  3.  Дать анализ развитию представлений о движении в механической, электромагнитной, квантово-полевой и современной картинах мира.
  4.  Дать анализ развитию представлений о взаимодействии веществ в механической, электромагнитной, квантово-полевой и современной картинах мира.

Задание 3. Пространство, время, симметрия

  1.  Раскрыть и дать примеры основных принципов симметрии (пространственно-временных и внутренних), показать их взаимосвязь с пространством и временем, их роль в жизни и деятельности человека, его биопсихофизической структуры.
  2.  Дать анализ эволюции представлений о пространстве и времени.
  3.  Раскрыть сущность законов общей теории относительности (ОТО) и специальной теории относительности (СТО).

Задание 4. Структурные уровни и системная организация материи

  1.  Дать анализ структуры, основных взаимосвязей, процессов, законов и теорий мегамира.
  2.  Дать анализ структуры, основных взаимосвязей, процессов, законов и теорий макромира.
  3.  Дать анализ структуры, основных взаимосвязей, процессов, законов и теорий микромира.
  4.  Определить системную взаимосвязь микро, макро, и мегамира.
  5.  Раскрыть и предложить решение проблемы построения физической «теории всего».

Задание 5. Порядок и беспорядок в природе

  1.  Раскрыть сущность и дать примеры динамических и статистических закономерностей в природе и обществе.
  2.  Раскрыть концепции и принципы квантовой механики, предложить примеры их реализации в природе и обществе.
  3.  Предложить понятие энтропии, раскрыть суть принципа возрастания энтропии, предложить примеры существования энтропии в природе и обществе.
  4.  Раскрыть сущность синергетической парадигмы. Дать определение понятию «самоорганизация», раскрыть основные принципы и закономерности самоорганизации, выявить роль самоорганизации в природе, обществе, жизнедеятельности человека.

Задание 6. Проблемы современной космологии

  1.  Раскрыть суть основных законов, принципов и теорий космологических моделей (стационарная Вселенная, нестационарная Вселенная, модели Фридмана).
  2.  Раскрыть современную стандартную космологическую модель (модель Лямбда-CDM).
  3.  Показать основные стадии эволюции вселенной.
  4.  Дать анализ понятию антропного принципа и показать его роль в понимании и изучении окружающего мира.

Задание 7. Эволюция и развитие живых систем

  1.  Раскрыть и дать анализ основных концепций происхождения жизни.
  2.  Раскрыть основные законы и принципы следующих теорий эволюции: дарвинистская, СТЭ, номогенетическая, эпигенетическая. Рассмотреть и сильные и слабые стороны.
  3.  Раскрыть основные законы и принципы генетики. Выявить роль генетики в онто- и филогенезе человека.
  4.  Показать основные закономерности биосферы и ноосферы, выявить взаимосвязь между ними.
  5.  Дать анализ особенностей биологического уровня организации материи, раскрыть его основные принципы и закономерности.

Задание 8. Антропогенез

  1.  Рассмотреть основные концепции антропогенеза, дать анализ их сильных и слабых сторон.
  2.  Раскрыть основные принципы и закономерности культурогенеза, его роль в формировании человека, рассмотреть основные модели культурогенеза.
  3.  Показать взаимосвязь между генезисом сознания и языка и антропогенезом.
  4.  Дать определение понятиям «деонтология» и «биоэтика», раскрыть их основные принципы, влияние на социальную и индивидуальную деятельность человека.


3. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ

                 Перечень названий и шифров компетенций в соответствии с ФГОС ВПО:

направление подготовки 030300.62 «Психология»

- Способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных наук (ОК-2);

- Способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщению, анализу и синтезу фактов и теоретических положений (ОК-3).

направление подготовки 080400.62 «Управление персоналом»

- знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2).

                 

 Табл. 3.1 - Перечень практических заданий для контроля степени овладения компетенциями

Задание

Содержание задания

Компетенции

1

Наука в системе общественного знания

См. раздел 2 УМК

ОК-2, ОК-3

2

Эволюция естественнонаучной картины мира

ОК-2, ОК-3

3

Пространство, время, симметрия

ОК-2, ОК-3

4

Структурные уровни и системная организация материи

ОК-2, ОК-3

5

Порядок и беспорядок в природе

ОК-2, ОК-3

6

Проблемы современной космологии

ОК-2, ОК-3

7

Эволюция и развитие живых систем

ОК-2, ОК-3

8

Антропогенез

ОК-2, ОК-3


4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

4.1 Перечень тем учебных проектов

  1. Доказательства эволюции
  2. Проблемы кооперации и альтруизма в эволюционном процессе
  3. Линейность и нелинейность эволюции человека
  4. Параллельность эволюции
  5. Причины прогресса в эволюционном процессе
  6. Проблема эволюционных новообразований
  7. Проблема эволюции сообществ
  8. Эволюционная роль экологических кризисов
  9. Сущность и проблема антропогенного кризиса
  10. Горизонтальный перенос генов и его роль в эволюции
  11. Роль открытых систем в эволюционном процессе
  12. Случайность и закономерность в эволюционном процессе
  13. Проект «геном человека»
  14. Роль органогенов в эволюции человека
  15. Репродуктивные стратегии в эволюционном процессе
  16. Роль энтропии в эволюционном процессе
  17. Роль химической эволюции в развитии человека
  18. Проблема симметрии в эволюционном процессе

4.2 Методические рекомендации по выполнению учебных проектов

Учебный проект выполняется в виде решения конкретной проблемы путём поиска ответов на поставленные вопросы, раскрывающие проблематику проекта. Оформляется в виде презентации, которая является дополнением к устному ответу. Презентация состоит из 10-15 слайдов. На первом слайде отображается название учебного проекта и имя студента, его выполнившего. На втором слайде должен быть план презентации, раскрывающий конкретные вопросы исследуемой проблемы. Слайды должны содержать иллюстрации и поясняющий текст, краткие выводы, ссылки на источник информации. Последний слайд должен содержать вывод по проведённому исследованию. Номер темы соответствует номеру студента в учебном журнале.

Студент должен уметь изложить содержание своего доклада без опоры на презентацию. Презентация должна быть понятна без пояснений.

Критерии оценки: обоснованность выбора проблемы, соответствие вопросов проблематике и общей теме проекта, полнота раскрытия темы, степень изученности литературы по тематике проекта, новизна и современность литературных источников.


5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Запланированные часы учебной программы по самостоятельной  работе предусмотрены для приобретения студентами навыков работы со специальной литературой, развития творческого мышления, исследования реального сектора экономики, применения теоретических  знаний в конкретных ситуациях, а так же закрепления знаний, полученных в процессе изучения дисциплины на аудиторных занятиях. Это достигается за счет выполнения студентами учебных проектов и подготовки к промежуточным тестам и итоговым аттестационным мероприятиям. Содержание аттестационных мероприятий приведено в 6 разделе учебно-методического комплекса, учебных проектов – в 4 разделе, материалов для подготовки – 1 разделе.

Табл. 5.1 – Содержание самостоятельной работы студента

Наименование

Содержание

1

Выполнение учебного проекта

По определенной теме готовится презентация и доклад (см. 4 раздел УМК)

2

Подготовка к промежуточным тестам

По лекционным материалам курса (см. 1 раздел УМК) повторяются и закрепляются вопросы (см. 6 раздел УМК), рассмотренные на аудиторных занятиях, самостоятельно прорабатываются вопросы (см. 6 раздел УМК), не освещенные на аудиторных занятиях, выполняется тест на самопроверку в системе Moodle.

3

Подготовка к итоговым аттестационным мероприятиям

По лекционным материалам курса (см. 1 раздел УМК) повторяются и закрепляются вопросы (см. 6 раздел УМК), рассмотренные на аудиторных занятиях, самостоятельно прорабатываются вопросы (см. 6 раздел УМК), не освещенные на аудиторных занятиях, выполняется тест на самопроверку в системе Moodle.


6. АТТЕСТАЦИЯ

Структура аттестации

1. Аттестация студентов очной формы обучения проводится по четырем элементам: посещаемость, практические работы, промежуточное компьютерное тестирование, итоговая аттестация. За каждый элемент в учебном модуле студент набирает баллы, и итоговая оценка (неудовлетворительно / удовлетворительно / хорошо / отлично,  зачет / незачет) выводится в зависимости от набранной суммы балов по всем четырем элементам (0-20 для одномодульной дисциплины, 0-40 для двухмодульной дисциплины). Все элементы должны выполняться вовремя в соответствие с установленным расписанием занятием и определенными преподавателем сроки.

2. Баллы за посещаемость  (от 0 до 5 баллов) начисляются в зависимости от процента посещенных занятий, который рассчитывается отношением количества посещенных занятий студентом к общему количеству проведенных занятий по дисциплине.

3. Баллы за практические работы (от 0 до 5 баллов) начисляются в зависимости от процента выполненных работ, который рассчитывается отношением количества выполненных работ студентом к общему количеству определенных преподавателем работ.

4. Баллы за промежуточное компьютерное тестирование (от 0 до 5 баллов) начисляются в зависимости от процента правильных ответов студентов на тестовые задания, который рассчитывается отношением количества правильных ответов студента к общему количеству тестовых заданий.

5. Баллы за итоговую аттестацию (0, от 3 до 5 баллов), которая может проводиться  в форме письменного экзамена, устного  экзамена, компьютерного теста или защиты учебного проекта, начисляются в зависимости от соответствия ответа студента требованиям к этим формам. Если ответ студента на итоговой аттестации оценивается отрицательно или он не явился на итоговую аттестацию, то за нее  он получает 0 баллов, а за дисциплину - неудовлетворительно или незачет.

Табл.6.1 – Баллы по элементам аттестации

Элементы аттестации

Критерий оценки

Баллы

0

1

2

3

4

5

Посещаемость

% посещ. занятий

<20

≥20

≥40

≥60

≥70

≥85

Практические работы

% выпол. работ

<20

≥20

≥40

≥60

≥70

≥85

Промежуточное компьютерное тестирование

% прав. ответов

<20

≥20

≥40

≥60

≥70

≥85

Итоговая аттестация

не сдал, не явился

-

-

Требования к устному экзамену, письменному экзамену, компьютерному тесту, учебному проекту

Табл.6.2 – Перевод итоговых баллов в оценку

Кол-во баллов в одномодульной дисциплине

Кол-во баллов в двухмодульной дисциплине

Оценка

Зачет

Экзамен

18-20

36-40

5

зачет

отлично

15-17

30-35

4

зачет

хорошо

12-14

24-29

3

зачет

удовлетворительно

0-11

0-23

2

незачет

неудовлетворительно

6. В случае если студент получил оценку неудовлетворительно или незачет, то на основании полученного им направления на пересдачу в соответствие с графиком пересдач дисциплина сдается повторно. Если не сдана итоговая аттестация, то она пересдается в обязательном порядке. Компьютерное тестирование и выполнение практических работ обязательно пересдаются студентом в случае нехватки баллов для положительной аттестации.

6.1 Примерные вопросы к промежуточному тестированию

Модуль 1

  1.  Социогуманитарная сфера познания и естественнонаучная сфера познания.
  2.  Естествознание и его специфические черты. Цель и задачи  естествознания.
  3.  Холизм и редукционизм.
  4.  Наука в системе культуры. Специфические черты науки.
  5.  Методы естественнонаучного познания.
  6.  Эмпирические методы. Наблюдение. Эксперимент. Измерение.
  7.  Теоретические методы. Абстрагирование. Формализация. Аксиоматизация.
  8.  Всеобщие методы. Метафизика. Диалектика. Индукция. Дедукция.
  9.  Критерии и нормы научности.
  10.  Общие модели развития науки. Парадигма Т. Куна. Научно-исследовательская программа И. Лакатоса.
  11.  Особенности современной картины мира.
  12.  Принципы построения и организации современного научного знания: системность, глобальный эволюционизм, самоорганизация, историчность.
  13.  Основные положения современной естественнонаучной картины мира.
  14.  Особенности постнеклассической науки. Теория самоорганизации (синергетика). Г. Хакен, И. Пригожин. Понятие открытых, сложных систем.
  15.  Основные свойства самоорганизующихся систем: открытость, нелинейность, неравновесность, дисспативность. Принципы синергетики. Понятия аттрактора, флуктуации, бифуркации.
  16.  Мир живого как система. Свойства биологических систем: обособленность, эмерджентность, открытость, саморегуляция.  
  17.  Понятие жизни. Свойства жизни: ассимиляция, упорядоченность, наследственная информация, размножение, онтогенез, эволюция.
  18.  Основные уровни организации живого: молекулярно-генетический, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический. Понятия популяции, вида, биоценоза, биогеоценоза (экосистема).
  19.  Концепции происхождения жизни. Креационизм. Абиогенез. Стационарное состояние живого мира. Панспермия. Биохимическая эволюция (А. Опарин).
  20.  Биологическая эволюция. Микроэволюция. Макроэволюция. Гомологическая структура. Конвергентность. Дивергентность.
  21.  Теории эволюции. Теория эволюции Ч. Дарвина.
  22.  Синтетическая теория эволюции.
  23. Концепция глобального эволюционизма.
  24. Концепция биосферы и ноосферогенеза. В.И. Вернадский.

6.2 Практические задания

Модуль 1

Задание 1. Наука в системе общественного знания

  1.  Раскрыть понятие науки и выявить специфику научного познания.
  2.  Определить и раскрыть основные области научного знания
  3.  Дать определение понятию «метод» и «методология». Рассмотреть классификацию методов научного познания.
  4.  Раскрыть основные принципы познания в естествознании (принцип причинности, принцип наблюдаемости, принципы отбора, принципы симметрии, принципы оптимальности,  принцип соответствия) и дать примеры их существования в природе и обществе.
  5.  Дать определение и примеры понятиям «парадигма» и «научно-исследовательская программа».

Задание 2. Эволюция естественнонаучной картины мира

  1.  Показать исторические законы развития научных исследовательских программ и картин мира.
  2.  Дать анализ развитию представлений о материи в механической, электромагнитной, квантово-полевой и современной картинах мира.
  3.  Дать анализ развитию представлений о движении в механической, электромагнитной, квантово-полевой и современной картинах мира.
  4.  Дать анализ развитию представлений о взаимодействии веществ в механической, электромагнитной, квантово-полевой и современной картинах мира.

Задание 3. Пространство, время, симметрия

  1.  Раскрыть и дать примеры основных принципов симметрии (пространственно-временных и внутренних), показать их взаимосвязь с пространством и временем, их роль в жизни и деятельности человека, его биопсихофизической структуры.
  2.  Дать анализ эволюции представлений о пространстве и времени.
  3.  Раскрыть сущность законов общей теории относительности (ОТО) и специальной теории относительности (СТО).

Задание 4. Структурные уровни и системная организация материи

  1.  Дать анализ структуры, основных взаимосвязей, процессов, законов и теорий мегамира.
  2.  Дать анализ структуры, основных взаимосвязей, процессов, законов и теорий макромира.
  3.  Дать анализ структуры, основных взаимосвязей, процессов, законов и теорий микромира.
  4.  Определить системную взаимосвязь микро, макро, и мегамира.
  5.  Раскрыть и предложить решение проблемы построения физической «теории всего».

Задание 5. Порядок и беспорядок в природе

  1.  Раскрыть сущность и дать примеры динамических и статистических закономерностей в природе и обществе.
  2.  Раскрыть концепции и принципы квантовой механики, предложить примеры их реализации в природе и обществе.
  3.  Предложить понятие энтропии, раскрыть суть принципа возрастания энтропии, предложить примеры существования энтропии в природе и обществе.
  4.  Раскрыть сущность синергетической парадигмы. Дать определение понятию «самоорганизация», раскрыть основные принципы и закономерности самоорганизации, выявить роль самоорганизации в природе, обществе, жизнедеятельности человека.

Задание 6. Проблемы современной космологии

  1.  Раскрыть суть основных законов, принципов и теорий космологических моделей (стационарная Вселенная, нестационарная Вселенная, модели Фридмана).
  2.  Раскрыть современную стандартную космологическую модель (модель Лямбда-CDM).
  3.  Показать основные стадии эволюции вселенной.
  4.  Дать анализ понятию антропного принципа и показать его роль в понимании и изучении окружающего мира.

Задание 7. Эволюция и развитие живых систем

  1.  Раскрыть и дать анализ основных концепций происхождения жизни.
  2.  Раскрыть основные законы и принципы следующих теорий эволюции: дарвинистская, СТЭ, номогенетическая, эпигенетическая. Рассмотреть и сильные и слабые стороны.
  3.  Раскрыть основные законы и принципы генетики. Выявить роль генетики в онто- и филогенезе человека.
  4.  Показать основные закономерности биосферы и ноосферы, выявить взаимосвязь между ними.
  5.  Дать анализ особенностей биологического уровня организации материи, раскрыть его основные принципы и закономерности.

Задание 8. Антропогенез

  1. Рассмотреть основные концепции антропогенеза, дать анализ их сильных и слабых сторон.
  2.  Раскрыть основные принципы и закономерности культурогенеза, его роль в формировании человека, рассмотреть основные модели культурогенеза.
  3.  Показать взаимосвязь между генезисом сознания и языка и антропогенезом.
  4.  Дать определение понятиям «деонтология» и «биоэтика», раскрыть их основные принципы, влияние на социальную и индивидуальную деятельность человека.

6.3 Вопросы и задания к итоговой аттестации

Модуль 1

  1. Наука как способ познания мира.
  2. Понятие метода. Классификация методов научного познания.
  3. Предмет, цели и задачи естествознания. Периоды и этапы истории естествознания.
  4. Понятие научной картины мира. Принципы построения научной картины мира. Смена научных картин мира.
  5. Естественнонаучная и гуманитарная составляющие культуры. Пути решения проблемы двух культур.
  6. Системный подход в естествознании, его суть.
  7. Понятие материи как объективной реальности. Виды материи. Уровни организации материи. Материальные системы живой и неживой природы
  8. Микромир, его характеристика.
  9. Характеристика макро- и мегамира.
  10. Фундаментальные концепции описания материи.
  11. Основные положения учения о взаимодействии и движении. Фундаментальные физические взаимодействия.
  12. Пространство и время как формы существования материи. Общие и специфические свойства пространства и времени.
  13. Субстанциальная концепция пространства и времени.
  14. Пространство и время в теории относительности А.Эйнштейна.
  15. Концепции детерминизма.
  16. Самоорганизация в открытых системах (основы синергетики).
  17. Космологические модели эволюции Вселенной.
  18. Теоретическое и практическое значение системы химических знаний.
  19. Специфика и свойства живых организмов.
  20. Структурные уровни организации живой материи.
  21. Клетка как элементарная структурная единица живого организма.
  22. Молекулярно-генетический уровень организации живых систем. Механизм биосинтеза белка
  23. Современные концепции происхождения жизни на Земле: сущности и различия.
  24. Концепция биохимической эволюции происхождения жизни на земле.
  25. Развитие эволюционных идей в биологии.
  26. Особенности человека как биологического вида.
  27. Происхождение и эволюция человека (антропогенез).
  28. Психика человека как системное качество мозга. Формы проявления психики человека: процессы, состояния, свойства личности.
  29. Соотношение биологического и социального в становлении человека как личности.
  30. Сознательное и бессознательное в человеке.
  31. Концепция биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере.
  32. Ноосфера. Учение В.И.Вернадского о переходе биосферы в ноосферу.
  33. Противоречия в системе: природа - биосфера - человек.
  34. Глобальные экологические проблемы.
  35. Парадигмы современного естествознания.
  36.  Космологическая модель Лямбда-CDM.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
  1.  Основная литература

№ п/п

Перечень литературы

1

Кащеев С.И. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кащеев С.И.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.— 106 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/727.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2

Белкин П.Н. Концепции современного естествознания. Справочное пособие для подготовки к компьютерному тестированию [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Белкин П.Н., Шадрин С.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 145 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18389.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3

Гусейханов М.К. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс]: учебник/ Гусейханов М.К., Раджабов О.Р.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2012.— 540 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10935.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

  1.  Дополнительная литература

№ п/п

Перечень литературы

1

Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем.- М.: Наука, 1994.- 229 с.

2

Миллс С. Теория эволюции. История возникновения, основные положения, доводы сторонников и противников. – М.: ЭКСМО, 2008. – 208 с.

3

Стёпин B.C. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 743 с.

4

Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. Краткая история времени.- М.: Мир, 1990.- 166 с.

5

Трефил Дж. 200 законов мироздания / Джеймс Трефил – М.: Гелеос, 2007. – 528 с.

8. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п

Перечень электронных ресурсов

1

http://www.evolbiol.ru        

2

http://www.nature.com

3

http://www. macroevolution.narod.ru

4

http://spkurdyumov.narod.ru/Mat100.htm

5

http://www.kse-teoriya.ru


КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Фамилия, имя, отчество:

Мартынов Борис Викторович

Ученая степень:

кандидат философских наук

Должность:

доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Кабинет:

313

Телефон:

e-mail:

martynov@iubip.ru



Предварительный просмотр:

НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА

Мартынов Б.В.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 «Современные концепции естествознания»

для студентов заочной формы обучения

Ростов-на-Дону

2014


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные концепции естествознания» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов очной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки:

030300.62 «Психология»

080400.62 «Управление персоналом»

Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Математика и естественнонаучные дисциплины»  (протокол №1 от  29.08.2014) и утвержден Учебно-методическим советом _________ (протокол №_  от  ________) НОУ ВПО  Института управления, бизнеса и права.

 Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации по выполнению учебных проектов (курсовых работ) и самостоятельной работы, требования к уровню освоения программы и аттестации по дисциплине, учебно-методическое и учебно-информационное обеспечение дисциплины.

Составитель: к.ф.н., доцент Мартынов Б.В. (НОУ ВПО ИУБиП)

                        

Рецензенты: к.т.н., доцент Ткачук Е.О. (НОУ ВПО ИУБиП)

                      ст. преподаватель Ларионова Е.А. (НОУ ВПО ИУБиП)

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ        4

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ        5

3. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ……………………………..6

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ  РАБОТ        7

4.1 Варианты контрольных работ…………………………………………………7

4.2  Методические рекомендации по выполнению контрольных  работ ….…….7

5.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ        8

6. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ (ЗАЧЕТНЫЕ)  ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ        9

7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………11

8. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………………………………………………12

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ        13

ПРИЛОЖЕНИЕ А Образец оформления титульного листа контрольной   работы        14


1 ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Теоретико-методологические основы современных концепций естествознания                               

Социогуманитарная сфера познания. Естественнонаучная сфера познания. Единство и взаимосвязь культур. Естествознание и его специфические черты. Цель и задачи  естествознания. Холизм и редукционизм. Наука в системе культуры. Специфические черты науки. Методы естественнонаучного познания. Эмпирические методы. Наблюдение. Эксперимент. Измерение. Теоретические методы. Абстрагирование. Формализация. Аксиоматизация. Всеобщие методы. Метафизика. Диалектика. Индукция. Дедукция. «Бритва Оккама». Этос науки. К. Поппер. Критерии и нормы научности. Общие модели развития науки. Парадигма Т. Куна. Научно-исследовательская программа И. Лакатоса.


2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Задание 1. Эволюция естественнонаучной картины мира

  1.  Показать исторические законы развития научных исследовательских программ и картин мира.
  2.  Дать анализ развитию представлений о материи в механической, электромагнитной, квантово-полевой и современной картинах мира.
  3.  Дать анализ развитию представлений о движении в механической, электромагнитной, квантово-полевой и современной картинах мира.
  4.  Дать анализ развитию представлений о взаимодействии веществ в механической, электромагнитной, квантово-полевой и современной картинах мира

Задание 2. Эволюция и развитие живых систем

  1.  Раскрыть и дать анализ основных концепций происхождения жизни.
  2.  Раскрыть основные законы и принципы следующих теорий эволюции: дарвинистская, СТЭ, номогенетическая, эпигенетическая. Рассмотреть и сильные и слабые стороны.
  3.  Раскрыть основные законы и принципы генетики. Выявить роль генетики в онто- и филогенезе человека.
  4.  Показать основные закономерности биосферы и ноосферы, выявить взаимосвязь между ними.
  5.  Дать анализ особенностей биологического уровня организации материи, раскрыть его основные принципы и закономерности.


3. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ

                 Перечень названий и шифров компетенций в соответствии с ФГОС ВПО:

направление подготовки 030300.62 «Психология»

- Способность и готовность к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных наук (ОК-2);

- Способность и готовность к владению культурой научного мышления, обобщению, анализу и синтезу фактов и теоретических положений (ОК-3).

направление подготовки 080400.62 «Управление персоналом»

- знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2).

                 

 Табл. 3.1 - Перечень практических заданий для контроля степени овладения компетенциями

Задание

Содержание задания

Компетенции

1

Эволюция естественнонаучной картины мира

ОК-2, ОК-3

2

Эволюция и развитие живых систем

ОК-2, ОК-3


4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ  РАБОТ

4.1 Варианты контрольных работ

  1. Доказательства эволюции
  2. Проблемы кооперации и альтруизма в эволюционном процессе
  3. Линейность и нелинейность эволюции человека
  4. Параллельность эволюции
  5. Причины прогресса в эволюционном процессе
  6. Проблема эволюционных новообразований
  7. Проблема эволюции сообществ
  8. Эволюционная роль экологических кризисов
  9. Сущность и проблема антропогенного кризиса
  10. Горизонтальный перенос генов и его роль в эволюции
  11. Роль открытых систем в эволюционном процессе
  12. Случайность и закономерность в эволюционном процессе
  13. Проект «геном человека»
  14. Роль органогенов в эволюции человека
  15. Репродуктивные стратегии в эволюционном процессе
  16. Роль энтропии в эволюционном процессе
  17. Роль химической эволюции в развитии человека
  18. Проблема симметрии в эволюционном процессе

4.2  Методические рекомендации по выполнению контрольных работ

Учебный проект выполняется в виде решения конкретной проблемы путём поиска ответов на поставленные вопросы, раскрывающие проблематику проекта. Оформляется в виде презентации, которая является дополнением к устному ответу. Презентация состоит из 10-15 слайдов. На первом слайде отображается название учебного проекта и имя студента, его выполнившего. На втором слайде должен быть план презентации, раскрывающий конкретные вопросы исследуемой проблемы. Слайды должны содержать иллюстрации и поясняющий текст, краткие выводы, ссылки на источник информации. Последний слайд должен содержать вывод по проведённому исследованию. Номер темы соответствует номеру студента в учебном журнале.

Студент должен уметь изложить содержание своего доклада без опоры на презентацию. Презентация должна быть понятна без пояснений.

Критерии оценки: обоснованность выбора проблемы, соответствие вопросов проблематике и общей теме проекта, полнота раскрытия темы, степень изученности литературы по тематике проекта, новизна и современность литературных источников.


5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Запланированные часы учебной программы по самостоятельной  работе предусмотрены для приобретения студентами навыков работы со специальной литературой, развития творческого мышления, исследования реального сектора экономики, применения теоретических  знаний в конкретных ситуациях, а так же закрепления знаний, полученных в процессе изучения дисциплины на аудиторных занятиях. Это достигается за счет выполнения студентами контрольных работ и подготовки к итоговой аттестации. Содержание итоговой аттестации приведено в 6 разделе учебно-методического комплекса, контрольных работ  – в 4 разделе, материалов для подготовки – 1 разделе.

Табл. 5.1 – Содержание самостоятельной работы студента

Наименование

Содержание

1

Выполнение контрольной работы

По определенной теме готовится эссе (см. 4 раздел УМК)

2

Подготовка к итоговому аттестационному мероприятиям

По лекционным материалам курса (см. 1 раздел УМК) повторяются и закрепляются вопросы (см. 6 раздел УМК), рассмотренные на аудиторных занятиях, самостоятельно прорабатываются вопросы (см. 6 раздел УМК), не освещенные на аудиторных занятиях, выполняется тест на самопроверку в системе Moodle.


  6.  ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ (ЗАЧЕТНЫЕ) ВОПРОСЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

  1. Наука как способ познания мира.
  2. Понятие метода. Классификация методов научного познания.
  3. Предмет, цели и задачи естествознания. Периоды и этапы истории естествознания.
  4. Понятие научной картины мира. Принципы построения научной картины мира. Смена научных картин мира.
  5. Естественнонаучная и гуманитарная составляющие культуры. Пути решения проблемы двух культур.
  6. Системный подход в естествознании, его суть.
  7. Понятие материи как объективной реальности. Виды материи. Уровни организации материи. Материальные системы живой и неживой природы
  8. Микромир, его характеристика.
  9. Характеристика макро- и мегамира.
  10. Фундаментальные концепции описания материи.
  11. Основные положения учения о взаимодействии и движении. Фундаментальные физические взаимодействия.
  12. Пространство и время как формы существования материи. Общие и специфические свойства пространства и времени.
  13. Субстанциальная концепция пространства и времени.
  14. Пространство и время в теории относительности А.Эйнштейна.
  15. Концепции детерминизма.
  16. Самоорганизация в открытых системах (основы синергетики).
  17. Космологические модели эволюции Вселенной.
  18. Теоретическое и практическое значение системы химических знаний.
  19. Специфика и свойства живых организмов.
  20. Структурные уровни организации живой материи.
  21. Клетка как элементарная структурная единица живого организма.
  22. Молекулярно-генетический уровень организации живых систем. Механизм биосинтеза белка
  23. Современные концепции происхождения жизни на Земле: сущности и различия.
  24. Концепция биохимической эволюции происхождения жизни на земле.
  25. Развитие эволюционных идей в биологии.
  26. Особенности человека как биологического вида.
  27. Происхождение и эволюция человека (антропогенез).
  28. Психика человека как системное качество мозга. Формы проявления психики человека: процессы, состояния, свойства личности.
  29. Соотношение биологического и социального в становлении человека как личности.
  30. Сознательное и бессознательное в человеке.
  31. Концепция биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере.
  32. Ноосфера. Учение В.И.Вернадского о переходе биосферы в ноосферу.
  33. Противоречия в системе: природа - биосфера - человек.
  34. Глобальные экологические проблемы.
  35. Парадигмы современного естествознания.
  36. Космологическая модель Лямбда-CDM.


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
  1.  Основная литература

№ п/п

Перечень литературы

1

Кащеев С.И. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кащеев С.И.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.— 106 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/727.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2

Белкин П.Н. Концепции современного естествознания. Справочное пособие для подготовки к компьютерному тестированию [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Белкин П.Н., Шадрин С.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2013.— 145 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18389.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3

Гусейханов М.К. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс]: учебник/ Гусейханов М.К., Раджабов О.Р.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2012.— 540 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10935.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

  1.  Дополнительная литература

№ п/п

Перечень литературы

1

Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем.- М.: Наука, 1994.- 229 с.

2

Миллс С. Теория эволюции. История возникновения, основные положения, доводы сторонников и противников. – М.: ЭКСМО, 2008. – 208 с.

3

Стёпин B.C. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 743 с.

4

Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. Краткая история времени.- М.: Мир, 1990.- 166 с.

5

Трефил Дж. 200 законов мироздания / Джеймс Трефил – М.: Гелеос, 2007. – 528 с.

8. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п

Перечень электронных ресурсов

1

http://www.evolbiol.ru        

2

http://www.nature.com

3

http://www. macroevolution.narod.ru

4

http://spkurdyumov.narod.ru/Mat100.htm

5

http://www.kse-teoriya.ru


КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Фамилия, имя, отчество:

Мартынов Борис Викторович

Ученая степень:

кандидат философских наук

Должность:

доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Кабинет:

313

Телефон:

e-mail:

martynov@iubip.ru


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Образец оформления титульного листа контрольной работы

НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине:        Современные концепции естествознания

Вариант: №

Выполнил                            

(фамилия, имя, отчество)

 

(курс, группа)

Проверил                      Мартынов Борис Викторович                

(фамилия, имя, отчество)

к.ф.н., доцент

(должность, научная степень, подпись)

Ростов-на-Дону

2014



Предварительный просмотр:

НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА

Мартынов Б.В.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 «Профессиональная этика»

для студентов очной формы обучения

Ростов-на-Дону

2014


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов очной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 030300.62 «Психология».

Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Гуманитарные дисциплины»  (протокол №1  от 27.08.2014) и утвержден Учебно-методическим советом _________ (протокол №_  от  ________) НОУ ВПО  Института управления, бизнеса и права.

 Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации по выполнению учебных проектов (курсовых работ) и самостоятельной работы, требования к уровню освоения программы и аттестации по дисциплине, учебно-методическое и учебно-информационное обеспечение дисциплины.

Составитель: к.ф.н., доцент Мартынов Б.В.

                        

Рецензенты: д.ф.н., доцент Строцева О.И.

                      ст. преподаватель Ларионова Е.А.

                       

СОДЕРЖАНИЕ

1 ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ        4

2  ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ        5

3  КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ…………………………..…7

4 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ (КУРСОВЫХ РАБОТ)        8

4.1 Перечень тем учебных проектов (курсовых работ) ……………………………. 8

4.2 Методические рекомендации по выполнению учебных проектов (курсовых работ) ………………………………………………………………………………………………8                                                    

5  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ        10

6 АТТЕСТАЦИЯ        11

6.1 Примерные вопросы к промежуточному тестированию……………………12

6.2 Практические задания…………………………………………………………12

6.3 Вопросы и задания к итоговой аттестации…………………………………..13

7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………15                    

8. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ                            …………………………………………………………………………………………………...…16

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ        17


1.  ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

Модуль 1

Тема 1. Теоретические основы профессиональной этики

Происхождение профессиональной этики. профессионализм как нравственная черта личности. Виды профессиональной этики. Основные уровни рассмотрения этических проблем: нормативно-правовой, моральный, нравственный. Этические принципы психолога.

Тема 2. Этические принципы профессиональной деятельности психолога

Этические принципы в психологическом консультировании. Этические принципы психодиагностического обследования. Этические аспекты построения взаимоотношений с разными группами клиентов и заказчиков.


2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Модуль 1

Задание 1. Профессиональное кредо

Выполнить с последующим обсуждением эссе на тему «Моё профессиональное кредо».

Аргументировано ответить на следующие вопросы:

1. Какой из принципов построения этической аргументации Вы разделяете в большей степени?

2. Какие из нравственных качеств и ценностных ориентаций делового человека (психолога) являются для Вас наиболее значимыми?

3. Через какие нормы и правила Вы считаете недопустимо переступать в своей профессиональной деятельности?

4. Что вы думаете о необходимости соблюдать правила этикета в деловом взаимодействии? (необходимо ли их соблюдать, насколько жѐстко следовать предписаниям, в каких ситуациях)

5. Чем по-вашему такое личностное качество как «нравственность» отличается от «воспитанности»?

6. Какой девиз Вы бы могли сформулировать для своей профессиональной деятельности?

Задание 2. Профессиональная этика: сущность, происхождение, принципы

Раскрыть понятие профессиональной этики и её место в системе универсальной этики.

Обсудить роль персональной этики в контексте профессиональной.

Изложить основные принципы профессиональной этики.

Провести анализ различных видов профессиональной этики и раскрыть значение Кодексов профессиональной этики для фирм и организаций.

Задание 3. Этика психологической профессии

Изложить основные этические требования к работе психологов, раскрыть основные принципы этического стандарта.

Обсудить трудности, возникающие при использовании этических кодексов психологов.

Раскрыть морально-этические проблемы психологической практики в контексте ответственности профессионального психолога.

Задание 4. Профессиональная деформация

Раскрыть основные проблемы профессиональной деформации личности психолога.

Определить причины и последствия синдрома эмоционального выгорания

Обсудить действия по профилактике эмоционального выгорания.

Изложить действия по личной терапии и самопомощи в деятельности практических психологов.


3. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ

                 Перечень названий и шифров компетенций в соответствии с ФГОС ВПО:

- Понимание гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1);

- Нахождение организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них  (ОК-8);

- Способность и готовность к преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15).

                  Табл. 3.1 - Перечень практических заданий для контроля степени овладения компетенциями

Задание

Содержание задания

Компетенции

1

Профессиональное кредо

См. раздел 2 УМК

ОК-1, ПК-15

2

Профессиональная этика

ОК-1, ПК-15

3

Этика психологической профессии

ОК-1, ОК-8

4

Профессиональная деформация

ОК-8, ПК-15


4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ (ЭССЕ)

4.1 Перечень тем индивидуальных заданий (эссе)

  1. Профессия психолога как специфическая этико-аксиологическая деятельность.
  2. Мое понимание ценностей психологической деятельности.
  3. Место и роль идеала в профессиональной работе психолога.
  4. Вечные нравственные ценности и работа психолога.
  5. Место и роль этической системы психологической деятельности в гуманизации общественных отношений.
  6. Пути совершенствования личности психолога.
  7. Место и роль профессионально-этического кодекса в деятельности психолога.
  8. Мое понимание профессионального долга психолога.
  9. Гуманизм как сущностная основа профессионально-этической системы в работе психолога.
  10. Ценностные противоречия в психологической деятельности: пути разрешения.
  11. Культура этического мышления и культура поведения психолога: взаимосвязь и взаимовлияние.
  12. Место и роль этикета в психологической работе.
  13. Этические проблемы в научно-исследовательской деятельности психолога

4.2 Методические рекомендации по выполнению индивидуальных заданий (эссе)

Работа по написанию эссе имеет целью оценить глубину знаний студентов по изучаемому предмету, их понимание определенных этико-аксиологических аспектов профессиональной деятельности,  их умение произвести анализ различных процессов и ситуаций.

Примерная структура эссе:

- определение феномена,

- его смысл, специфика проявления в педагогической деятельности,

 - оценка данного феномена

 - тенденции в развитии данного феномена.

Ошибки, которые следует избегать: длинные вступления, длинные цитаты, изложение чужих мыслей без ссылки на источник.         

Эссе должно быть написано самостоятельно. Это значит, что оно должно быть единственным в своем роде и отличаться от того, что представлено в:

- опубликованных работах,

- текстах лекций,

- работах других студентов, прошедших курс или обучающихся в настоящее время.

Работа над эссе предполагает использование публикаций, но с обязательными ссылками на источник. Правильное цитирование говорит о  знакомстве студента с литературой по предмету. Эссе не является кратким изложением какой-то публикации (статьи, главы учебника и т.п.).  Оно предполагает аргументированное и обоснованное изложение собственного мнения по определенному вопросу.


5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Запланированные часы учебной программы по самостоятельной  работе предусмотрены для приобретения студентами навыков работы со специальной литературой, развития творческого мышления, исследования реального сектора экономики, применения теоретических  знаний в конкретных ситуациях, а так же закрепления знаний, полученных в процессе изучения дисциплины на аудиторных занятиях. Это достигается за счет выполнения студентами учебных проектов и подготовки к промежуточным тестам и итоговым аттестационным мероприятиям. Содержание аттестационных мероприятий приведено в 6 разделе учебно-методического комплекса, учебных проектов – в 4 разделе, материалов для подготовки – 1 разделе.

Табл. 5.1 – Содержание самостоятельной работы студента

Наименование

Содержание

1

Выполнение учебного проекта

По определенной теме готовится презентация и доклад (см. 4 раздел УМК)

2

Подготовка к промежуточным тестам

По лекционным материалам курса (см. 1 раздел УМК) повторяются и закрепляются вопросы (см. 6 раздел УМК), рассмотренные на аудиторных занятиях, самостоятельно прорабатываются вопросы (см. 6 раздел УМК), не освещенные на аудиторных занятиях, выполняется тест на самопроверку в системе Moodle.

3

Подготовка к итоговым аттестационным мероприятиям

По лекционным материалам курса (см. 1 раздел УМК) повторяются и закрепляются вопросы (см. 6 раздел УМК), рассмотренные на аудиторных занятиях, самостоятельно прорабатываются вопросы (см. 6 раздел УМК), не освещенные на аудиторных занятиях, выполняется тест на самопроверку в системе Moodle.


6. АТТЕСТАЦИЯ

Структура аттестации

1. Аттестация студентов очной формы обучения проводится по четырем элементам: посещаемость, практические работы, промежуточное компьютерное тестирование, итоговая аттестация. За каждый элемент в учебном модуле студент набирает баллы, и итоговая оценка (неудовлетворительно / удовлетворительно / хорошо / отлично,  зачет / незачет) выводится в зависимости от набранной суммы балов по всем четырем элементам (0-20 для одномодульной дисциплины, 0-40 для двухмодульной дисциплины). Все элементы должны выполняться вовремя в соответствие с установленным расписанием занятием и определенными преподавателем сроки.

2. Баллы за посещаемость  (от 0 до 5 баллов) начисляются в зависимости от процента посещенных занятий, который рассчитывается отношением количества посещенных занятий студентом к общему количеству проведенных занятий по дисциплине.

3. Баллы за практические работы (от 0 до 5 баллов) начисляются в зависимости от процента выполненных работ, который рассчитывается отношением количества выполненных работ студентом к общему количеству определенных преподавателем работ.

4. Баллы за промежуточное компьютерное тестирование (от 0 до 5 баллов) начисляются в зависимости от процента правильных ответов студентов на тестовые задания, который рассчитывается отношением количества правильных ответов студента к общему количеству тестовых заданий.

5. Баллы за итоговую аттестацию (0, от 3 до 5 баллов), которая может проводиться  в форме письменного экзамена, устного  экзамена, компьютерного теста или защиты учебного проекта, начисляются в зависимости от соответствия ответа студента требованиям к этим формам. Если ответ студента на итоговой аттестации оценивается отрицательно или он не явился на итоговую аттестацию, то за нее  он получает 0 баллов, а за дисциплину - неудовлетворительно или незачет.

Табл.6.1 – Баллы по элементам аттестации

Элементы аттестации

Критерий оценки

Баллы

0

1

2

3

4

5

Посещаемость

% посещ. занятий

<20

≥20

≥40

≥60

≥70

≥85

Практические работы

% выпол. работ

<20

≥20

≥40

≥60

≥70

≥85

Промежуточное компьютерное тестирование

% прав. ответов

<20

≥20

≥40

≥60

≥70

≥85

Итоговая аттестация

не сдал, не явился

-

-

Требования к устному экзамену, письменному экзамену, компьютерному тесту, учебному проекту

Табл.6.2 – Перевод итоговых баллов в оценку

Кол-во баллов в одномодульной дисциплине

Кол-во баллов в двухмодульной дисциплине

Оценка

Зачет

Экзамен

18-20

36-40

5

зачет

отлично

15-17

30-35

4

зачет

хорошо

12-14

24-29

3

зачет

удовлетворительно

0-11

0-23

2

незачет

неудовлетворительно

6. В случае если студент получил оценку неудовлетворительно или незачет, то на основании полученного им направления на пересдачу в соответствие с графиком пересдач дисциплина сдается повторно. Если не сдана итоговая аттестация, то она пересдается в обязательном порядке. Компьютерное тестирование и выполнение практических работ обязательно пересдаются студентом в случае нехватки баллов для положительной аттестации.

6.1 Примерные вопросы к промежуточному тестированию

Модуль 1

  1. Происхождение профессиональной этики.
  2. Профессионализм как нравственная черта личности.
  3. Виды профессиональной этики.
  4. Основные уровни рассмотрения этических проблем.
  5. Этические принципы психолога.
  6. Этические принципы в психологическом консультировании.
  7. Этические принципы психодиагностического обследования.
  8. Этические аспекты построения взаимоотношений с разными группами клиентов и заказчиков.
  9. Кодексы профессиональной этики.
  10. Этические стандарты психологов.

6.2 Практические задания

Модуль 1

Задание Профессиональная этика: сущность, происхождение, принципы

Раскрыть понятие профессиональной этики и её место в системе универсальной этики.

Обсудить роль персональной этики в контексте профессиональной.

Изложить основные принципы профессиональной этики.

Провести анализ различных видов профессиональной этики и раскрыть значение Кодексов профессиональной этики для фирм и организаций.

Задание Этика психологической профессии

Изложить основные этические требования к работе психологов, раскрыть основные принципы этического стандарта.

Обсудить трудности, возникающие при использовании этических кодексов психологов.

Раскрыть морально-этические проблемы психологической практики в контексте ответственности профессионального психолога.

Задание Профессиональная деформация

Раскрыть основные проблемы профессиональной деформации личности психолога.

Определить причины и последствия синдрома эмоционального выгорания

Обсудить действия по профилактике эмоционального выгорания.

Изложить действия по личной терапии и самопомощи в деятельности практических психологов.

6.3 Вопросы и задания к итоговой аттестации

Модуль 1

  1. Основные категории этики.
  2. Понятие профессиональной этики. Ее цель и задачи.
  3. Гуманизм как ценность в деятельности психолога.
  4. Основные положения этического кодекса психолога.
  5. Этические проблемы, связанные с профессиональным статусом психолога.
  6. Этические проблемы в деятельности психолога и способы их разрешения
  7. Морально-нравственное содержание деятельности психолога.
  8. Понятие о дилемме. Способы, принципы и подходы к разрешению нравственных дилемм
  9. Этические аспекты деятельности психолога на предприятии
  10. Этический кодекс психолога
  11. Этические нормы работы психолога с детьми, родителями, педагогами.
  12. Корректность психологического диагноза как одна из составляющих этики психолога
  13. Требования к профессиональным и личностным качествам практического психолога
  14. Требования к соблюдению основных принципов работы психолога-консультанта
  15. Профессиональная этика как способ регуляции поведения в конкретных видах профессиональной деятельности.
  16. Общие принципы профессиональной этики: профессиональный долг и особая форма ответственности, профессиональная солидарность и корпоративность.
  17. Частные принципы профессиональной этики.
  18. Специфика и разновидности профессиональной этики.
  19. Этико-аксиологическое регулирование взаимоотношений в профессиональной деятельности.
  20. Роль системы общественной морали в разрешении профессионально-этических конфликтов.


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
  1.  Основная литература

№ п/п

Перечень литературы

1

Виговская М.Е. Профессиональная этика и этикет [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров/ Виговская М.Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19990.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2

 Профессиональная этика [Электронный ресурс]: учебник для высших учебных заведений/ М.Н. Росенко [и др.].— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Петрополис, 2006.— 200 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20338.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3

Козлов В.В. Психология управления [Электронный ресурс]/ Козлов В.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 353 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18337.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

  1.  Дополнительная литература

№ п/п

Перечень литературы

1

Этика профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Т.А. Прокофьева. – Самара: Смарская гуманитарная академия, 2009. – 56 с.

2

Пряжников, Н.С. Этические проблемы психологии. Учебно-методическое пособие / Н.С. Пряжников. – М.: Издательство Московского психолого-педагогического университета; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - 488 с.

8. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п

Перечень электронных ресурсов

1

Мартынов Б.В. УМК «Профессиональная этика»

2

Материалы сервера ИУБиП

3

http://xn--n1abc.xn--p1ai/rpo/documentation/ethics.php

4

http://www.psy.msu.ru/science/public/psy_prof/ethics.html

5

http://www.practic.childpsy.ru/ethics/


КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Фамилия, имя, отчество:

Мартынов Борис Викторович

Ученая степень:

кандидат философских наук

Должность:

доцент кафедры гуманитарных дисциплин

Кабинет:

313

Телефон:

e-mail:

martynov@iubip.ru



Предварительный просмотр:

НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА

Мартынов Б.В.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 «Профессиональная этика»

для студентов заочной формы обучения

Ростов-на-Дону

2014


Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов очной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 030300.62 «Психология».

Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Гуманитарные дисциплины»  (протокол №1  от 27.08.2014) и утвержден Учебно-методическим советом _________ (протокол №_  от  ________) НОУ ВПО  Института управления, бизнеса и права.

 Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации по выполнению контрольных(курсовых) работ и самостоятельной работы, требования к уровню освоения программы и аттестации по дисциплине, учебно-методическое и учебно-информационное обеспечение дисциплины.

Составитель: к.ф.н., доцент Мартынов Б.В.

                        

Рецензенты: д.ф.н., доцент Строцева О.И.

                       ст. преподаватель Ларионова Е.А.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ        4

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ        5

3. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ……………………………..6

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ (КУРСОВЫХ) РАБОТ        7

4.1 Варианты контрольных (курсовых) работ……………………………………7

4.2  Методические рекомендации по выполнению контрольных (курсовых) работ …………………………………………………………………………………7

5.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ        9

6. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ (ЗАЧЕТНЫЕ)  ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ        10

7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………11

8. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………………………………………………………………………12

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ        13

ПРИЛОЖЕНИЕ А Образец оформления титульного листа контрольной (курсовой)  работы        14


1 ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

Тема 1. Теоретические основы профессиональной этики

Происхождение профессиональной этики. профессионализм как нравственная черта личности. Виды профессиональной этики. Основные уровни рассмотрения этических проблем: нормативно-правовой, моральный, нравственный. Этические принципы психолога. Этические принципы в психологическом консультировании. Этические принципы психодиагностического обследования. Этические аспекты построения взаимоотношений с разными группами клиентов и заказчиков.


2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Задание 1. Профессиональное кредо

Выполнить с последующим обсуждением эссе на тему «Моё профессиональное кредо».

Аргументировано ответить на следующие вопросы:

1. Какой из принципов построения этической аргументации Вы разделяете в большей степени?

2. Какие из нравственных качеств и ценностных ориентаций делового человека (психолога) являются для Вас наиболее значимыми?

3. Через какие нормы и правила Вы считаете недопустимо переступать в своей профессиональной деятельности?

4. Что вы думаете о необходимости соблюдать правила этикета в деловом взаимодействии? (необходимо ли их соблюдать, насколько жѐстко следовать предписаниям, в каких ситуациях)

5. Чем по-вашему такое личностное качество как «нравственность» отличается от «воспитанности»?

6. Какой девиз Вы бы могли сформулировать для своей профессиональной деятельности?


3. КОНТРОЛЬ ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ

                 Перечень названий и шифров компетенций в соответствии с ФГОС ВПО:

- Понимание гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-1);

- Нахождение организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них  (ОК-8);

- Способность и готовность к преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15).

                  Табл. 3.1 - Перечень практических заданий для контроля степени овладения компетенциями

Задание

Содержание задания

Компетенции

1

Профессиональное кредо

См. раздел 2 УМК

ОК-1, ПК-15, ОК-8


4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ  РАБОТ (ЭССЕ)

4.1 Варианты контрольных работ (эссе)

  1. Профессия психолога как специфическая этико-аксиологическая деятельность.
  2. Мое понимание ценностей психологической деятельности.
  3. Место и роль идеала в профессиональной работе психолога.
  4. Вечные нравственные ценности и работа психолога.
  5. Место и роль этической системы психологической деятельности в гуманизации общественных отношений.
  6. Пути совершенствования личности психолога.
  7. Место и роль профессионально-этического кодекса в деятельности психолога.
  8. Мое понимание профессионального долга психолога.
  9. Гуманизм как сущностная основа профессионально-этической системы в работе психолога.
  10. Ценностные противоречия в психологической деятельности: пути разрешения.
  11. Культура этического мышления и культура поведения психолога: взаимосвязь и взаимовлияние.
  12. Место и роль этикета в психологической работе.
  13. Этические проблемы в научно-исследовательской деятельности психолога

4.2  Методические рекомендации по выполнению контрольных работ (эссе)

Работа по написанию эссе имеет целью оценить глубину знаний студентов по изучаемому предмету, их понимание определенных этико-аксиологических аспектов профессиональной деятельности,  их умение произвести анализ различных процессов и ситуаций.

Примерная структура эссе:

- определение феномена,

- его смысл, специфика проявления в педагогической деятельности,

 - оценка данного феномена

 - тенденции в развитии данного феномена.

Ошибки, которые следует избегать: длинные вступления, длинные цитаты, изложение чужих мыслей без ссылки на источник.         

Эссе должно быть написано самостоятельно. Это значит, что оно должно быть единственным в своем роде и отличаться от того, что представлено в:

- опубликованных работах,

- текстах лекций,

- работах других студентов, прошедших курс или обучающихся в настоящее время.

Работа над эссе предполагает использование публикаций, но с обязательными ссылками на источник. Правильное цитирование говорит о  знакомстве студента с литературой по предмету. Эссе не является кратким изложением какой-то публикации (статьи, главы учебника и т.п.).  Оно предполагает аргументированное и обоснованное изложение собственного мнения по определенному вопросу.


5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Запланированные часы учебной программы по самостоятельной  работе предусмотрены для приобретения студентами навыков работы со специальной литературой, развития творческого мышления, исследования реального сектора экономики, применения теоретических  знаний в конкретных ситуациях, а так же закрепления знаний, полученных в процессе изучения дисциплины на аудиторных занятиях. Это достигается за счет выполнения студентами контрольных работ и подготовки к итоговой аттестации. Содержание итоговой аттестации приведено в 6 разделе учебно-методического комплекса, контрольных работ  – в 4 разделе, материалов для подготовки – 1 разделе.

Табл. 5.1 – Содержание самостоятельной работы студента

Наименование

Содержание

1

Выполнение контрольной работы

По определенной теме готовится эссе (см. 4 раздел УМК)

2

Подготовка к итоговому аттестационному мероприятиям

По лекционным материалам курса (см. 1 раздел УМК) повторяются и закрепляются вопросы (см. 6 раздел УМК), рассмотренные на аудиторных занятиях, самостоятельно прорабатываются вопросы (см. 6 раздел УМК), не освещенные на аудиторных занятиях, выполняется тест на самопроверку в системе Moodle.


  6.  ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ (ЗАЧЕТНЫЕ) ВОПРОСЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

  1. Основные категории этики.
  2. Понятие профессиональной этики. Ее цель и задачи.
  3. Гуманизм как ценность в деятельности психолога.
  4. Основные положения этического кодекса психолога.
  5. Этические проблемы, связанные с профессиональным статусом психолога.
  6. Этические проблемы в деятельности психолога и способы их разрешения
  7. Морально-нравственное содержание деятельности психолога.
  8. Понятие о дилемме. Способы, принципы и подходы к разрешению нравственных дилемм
  9. Этические аспекты деятельности психолога на предприятии
  10. Этический кодекс психолога
  11. Этические нормы работы психолога с детьми, родителями, педагогами.
  12. Корректность психологического диагноза как одна из составляющих этики психолога
  13. Требования к профессиональным и личностным качествам практического психолога
  14. Требования к соблюдению основных принципов работы психолога-консультанта
  15. Профессиональная этика как способ регуляции поведения в конкретных видах профессиональной деятельности.
  16. Общие принципы профессиональной этики: профессиональный долг и особая форма ответственности, профессиональная солидарность и корпоративность.
  17. Частные принципы профессиональной этики.
  18. Специфика и разновидности профессиональной этики.
  19. Этико-аксиологическое регулирование взаимоотношений в профессиональной деятельности.

Роль системы общественной морали в разрешении профессионально-этических конфликтов


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
  1.  Основная литература

№ п/п

Перечень литературы

1

Виговская М.Е. Профессиональная этика и этикет [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров/ Виговская М.Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 144 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19990.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

2

 Профессиональная этика [Электронный ресурс]: учебник для высших учебных заведений/ М.Н. Росенко [и др.].— Электрон. текстовые данные.— СПб.: Петрополис, 2006.— 200 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20338.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3

Козлов В.В. Психология управления [Электронный ресурс]/ Козлов В.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 353 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18337.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

  1.  Дополнительная литература

№ п/п

Перечень литературы

1

Этика профессиональной деятельности: учебно-методическое пособие / авт.-сост. Т.А. Прокофьева. – Самара: Смарская гуманитарная академия, 2009. – 56 с.

2

Пряжников, Н.С. Этические проблемы психологии. Учебно-методическое пособие / Н.С. Пряжников. – М.: Издательство Московского психолого-педагогического университета; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. - 488 с.

8. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п

Перечень электронных ресурсов

1

Мартынов Б.В. УМК «Профессиональная этика»

2

Материалы сервера ИУБиП

3

http://xn--n1abc.xn--p1ai/rpo/documentation/ethics.php

4

http://www.psy.msu.ru/science/public/psy_prof/ethics.html

5

http://www.practic.childpsy.ru/ethics/


КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

№ п/п

Перечень электронных ресурсов

1

Мартынов Б.В. УМК «Профессиональная этика»

2

Материалы сервера ИУБиП

3

http://xn--n1abc.xn--p1ai/rpo/documentation/ethics.php

4

http://www.psy.msu.ru/science/public/psy_prof/ethics.html

5

http://www.practic.childpsy.ru/ethics/


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Образец оформления титульного листа контрольной (эссе) работы

НОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА (ЭССЕ)

По дисциплине:                  Профессиональная этика

Вариант: №

Выполнил                            

(фамилия, имя, отчество)

 

(курс, группа)

Проверил                                      Мартынов Б.В.

(фамилия, имя, отчество)

к.ф.н., доцент

(должность, научная степень, подпись)

Ростов-на-Дону

2014


Предварительный просмотр: