Педагогическая диагностика

Усманова Галина Владимировна

Документы по педагогической диагностике образовательной области "Физическое развитие": Положения о педагогической диагностике различгыми методами, бланки протоколов наблюдения и диагностики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Положение

о педагогической диагностике  достижений планируемых результатов

парциальной программы «Гимнастическая азбука»

Определение физической подготовленности детей дошкольного возраста

Реализация парциальной программы по спортивно-оздоровительному направлению «Гимнастическая азбука» образовательной области «Физическое развитие» (далее - Программа) предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе тестирования детей в специально организованной деятельности. Результаты используются исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития) и  оптимизации работы с группой детей.

Методика определения физической подготовленности детей дошкольного возраста.

Подходы к определению физической подготовленности дошкольников отражаются в следующих позициях:

  • тестирование необходимо для получения сведений об индивидуальных особенностях детей с целью планирования дальнейшей физкультурно-оздоровительной работы;
  • максимально упрощённая процедура тестирования, получая при этом объективные результаты;
  • при подборе тестов необходимо учитывать влияние на показанный результат не только возраста и пола ребенка, но и индивидуальных особенностей детей;
  • тестирование позволит объективно характеризовать качество деятельности педагога в организации физкультурно-оздоровительной работы.

Основываясь на результатах тестирования, можно определить уровень физической подготовленности как отдельных испытуемых, так и групп; получать информацию о состоянии здоровья занимающихся; проводить отбор упражнений для построения и внедрения в практику физического воспитания дошкольников оздоровительных технологий; осуществлять объективный контроль за обучением; выявлять преимущества и недостатки применяемых средств и методов обучения и форм организации занятий; выстраивать индивидуальный маршрут для детей с особыми образовательными потребностями; составлять обоснованные планы индивидуальных и групповых занятий; прогнозировать вероятные достижения детей.

Выбор тестов для определения уровня физической подготовленности дошкольников

Контрольные упражнения (тесты) – это стандартизированные по содержанию, форме и условиям выполнения двигательные действия, применяемые с целью определения физического состояния занимающихся в данный период. Учитываются следующие  факторы:

1. Требования Программы, по которой работает педагог.

2. Условия организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

3. Уровень профессиональной подготовки педагога.

4. Наличие необходимых материально-технических условий для проведения тестов.

Для оценки развития физических качеств используются следующие тесты: наклон туловища вперед из положения стоя (гибкость), отбивание мяча от пола за 30 секунд (ловкость и координация), кистевая динамометрия (силовая выносливость), удержание позы (статическое равновесие).

Для выбора оптимальных тестов, характеризующих не только формирование двигательных навыков, но и непосредственное участие в этом процессе педагога, выделены следующие положения:

1. Доступность тестов для проведения и оценки полученных результатов педагогами, осуществляющими физкультурно-оздоровительную работу (в том числе и воспитателям).

2. В тестировании не используются упражнения, не соответствующие возрастным особенностям детей, опасных для их жизни и здоровья

3. Учёт особенностей формирования двигательных навыков мальчиков и девочек, и предусматриваются усвоение и закрепление соответствующего полоролевого поведения.

4. При выборе упражнений соблюдается преемственность со школьной программой, т.е. возможность определения готовности к обучению в школе.

5. Длительность выполнения теста не утомляет ребенка и не затягиваеть процесс тестирования.

6. Данные упражнения не требуют сложного дорогого оборудования, а также позволяют быстро провести тестирование.

Организация тестирования.

1. Тестирование занимающихся проводится два раза в год: в начале года - в сентябре, в конце года – в мае (в первой половине дня).

2. Тестирование проводится во время, отведенное для физкультурных занятий и в День Здоровья под девизом «К сдаче норм ГТО будь готов».

3. Перед тестированием проводится разминка.

Методика проведения тестов.

Удержание позы (статическое равновесие)

Ребенок встает в стойку (положение) - «носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги, стопы расположены на этой прямой линии, вес тела равномерно распределен на обе ноги, руки опущены вниз, туловище прямо, смотреть вперед» – и пытается при этом сохранить равновесие. Ребенок выполняет задание с открытыми глазами. Время удержания равновесия (длительность стояния) фиксируется в секундах, а также некоторые качественные показатели выполнения задания: расположение ног, характер балансирования. Из двух попыток фиксируется лучший результат.

Кистевая динамометрия (силовая выносливость)

Для получения точных абсолютных результатов необходимо, чтобы ребёнок соблюдал определенное положение тела и угол отдельных суставов. Руку с кистевым динамометром отвести в сторону перпендикулярно туловищу. Свободная рука расслаблена и опущена вниз. По команде сжать кистевой динамометр так сильно, как только сможет. Измерения произвести 2-3 раза поочередно для каждой руки. Фиксируется лучший результат.

Отбивание мяча от пола (ловкость и координация) 

Ребенку предлагается отбивать мяч от пола удобной рукой, в течение 30 сек. При этом разрешается передвижение с мячом. При потере мяча, ребенок подбирает мяч и продолжает выполнять отбивания до истечения времени. В протокол заносится общее количество ударов мяча о пол за 30 сек.

Наклон туловища вперед из положения стоя (гибкость)

Ребенок стоит на скамейке (без обуви), ноги врозь расстояние между пятками 15- 20 см. Колени должны быть выпрямлены. Ребенок медленно наклоняется вниз, при этом ладони выпрямленных рук скользят вперед по специальной линейке, нулевая отметка которой находится на уровне скамейки. Ребенок должен задержаться в положении наклона не менее 2 сек. Результат засчитывается по кончикам пальцев с точностью до 1 см. Эта цифра записывается со знаком «+», если ребенок дотянулся ниже нулевой отметки, и со знаком «-» если пальцы выше отметки «0».

Методика определения уровня физической подготовленности детей

Для определения уровня физической подготовленности используется формула оценки темпов прироста показателей физических качеств (степени динамики развития физических качеств), предложенная В.И.Усаковым:

         100 (V2 – V1)

W=  --------------------

          1/2  (V2 + V1)

W – прирост показателей темпов (%); V1 – исходный уровень; V2 – конечный уровень.

Темпы прироста,%

Оценка

За счет чего достигнут прирост

До 8

Неудовлетворительно

За счет естественного роста

8 - 10

Удовлетворительно

За счет естественного роста и роста естественной двигательной активности

10- 15

Хорошо

За счет естественного роста и целенаправленной системы физического воспитания

Свыше 15

Отлично

За счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений



Предварительный просмотр:

Положение о

о педагогической диагностике  достижений планируемых результатов

обязательной части РПФР обучающихся 3-7 лет

Определение физической подготовленности детей дошкольного возраста

Реализация РПФР предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Педагогическая диагностика проводится в ходе тестирования детей в специально организованной деятельности. Результаты используются исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития) и  оптимизации работы с группой детей.

Методика определения физической подготовленности детей дошкольного возраста.

Подходы к определению физической подготовленности дошкольников отражаются в следующих позициях:

  • тестирование необходимо для получения сведений об индивидуальных особенностях детей с целью планирования дальнейшей физкультурно-оздоровительной работы;
  • максимально упрощённая процедура тестирования, получая при этом объективные результаты;
  • при подборе тестов необходимо учитывать влияние на показанный результат не только возраста и пола ребенка, но и индивидуальных особенностей детей;
  • тестирование позволит объективно характеризовать качество деятельности педагога в организации физкультурно-оздоровительной работы.

Основываясь на результатах тестирования, можно определить уровень физической подготовленности как отдельных испытуемых, так и групп; получать информацию о состоянии здоровья занимающихся; проводить отбор упражнений для построения и внедрения в практику физического воспитания дошкольников оздоровительных технологий; осуществлять объективный контроль за обучением; выявлять преимущества и недостатки применяемых средств и методов обучения и форм организации занятий; выстраивать индивидуальный маршрут для детей с особыми образовательными потребностями; составлять обоснованные планы индивидуальных и групповых занятий; прогнозировать вероятные достижения детей.

Особенности выбора тестов для детей дошкольного возраста.

Контрольные упражнения (тесты) – это стандартизированные по содержанию, форме и условиям выполнения двигательные действия, применяемые с целью определения физического состояния занимающихся в данный период. Учитываются следующие  факторы:

1. Требования РПФР, по которой работает педагог.

2. Условия организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

3. Уровень профессиональной подготовки педагога.

4. Наличие необходимых материально-технических условий для проведения тестов.

Выбор тестов для определения физической подготовленности дошкольников

Для оценки развития физических качеству детей дошкольного возраста используются следующие тесты: бег 30 м,  челночный бег 5х6 м (развитие ловкости), 6-минутный бег, прыжки в длину с места, поднимание туловища в сед из положения лежа.

Для определения степени сформированности двигательных навыков: метание малого мяча в вертикальную цель удобной рукой, метание мяча на дальность, прыжки через короткую скакалку.

Для выбора оптимальных тестов, характеризующих не только формирование двигательных навыков, но и непосредственное участие в этом процессе педагога, выделены следующие положения:

1. Доступность тестов для проведения и оценки полученных результатов педагогами, осуществляющими физкультурно-оздоровительную работу (в том числе и воспитателям).

2. В тестировании не используются упражнения, не соответствующие возрастным особенностям детей, опасных для их жизни и здоровья

3. Учёт особенностей формирования двигательных навыков мальчиков и девочек, и предусматриваются усвоение и закрепление соответствующего полоролевого поведения.

4. При выборе упражнений соблюдается преемственность со школьной программой, т.е. возможно определение готовности к обучению в школе.

5. Длительность выполнения теста не должна утомлять ребенка и не затягивать процесс тестирования.

Используются следующие упражнения:

Наименование теста

3-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Бег 30 м

+

+

+

Челночный бег 5х6 м

+

+

+

6-минутный бег

+

+

Прыжок  в длину с места

+

+

+

Прыжки через короткую скакалку на двух ногах (кол-во раз за 30 сек)

+

+

Подъем туловища в сед из положения лежа (кол-во раз за 30 сек)

+

+

Метание в вертикальную цель удобной рукой

+

+

Метание на дальность

+

+

Данные упражнения не требуют сложного дорогого оборудования, а также позволяют быстро провести тестирование. Прыжки через скакалку – наиболее предпочтительное упражнение для девочек. Метание в цель – вид более предпочтительный для мальчиков. Поэтому, более низкие результаты в прыжках через скакалку мальчики могут компенсировать высокими результатами при метании в цель. Девочкам наоборот, высокий результат в прыжках через скакалку позволит «сгладить» возможные неудачи в метании. Метание малого мяча в цель проводится удобной ребенку рукой, так как на результат выполнения упражнений может повлиять «правшество» или «левшество» ребенка.

Методика определения физической подготовленности детей

Для определения уровня физической подготовленности используется формула оценки темпов прироста показателей физических качеств (степени динамики развития физических качеств), предложенная В.И.Усаковым:

         100 (V2 – V1)

W=  --------------------

          1/2  (V2 + V1)

W – прирост показателей темпов (%); V1 – исходный уровень; V2 – конечный уровень.

Темпы прироста, %

Оценка

За счет чего достигнут прирост

До 8

Неудовлетворительно

За счет естественного роста

8 – 10

Удовлетворительно

За счет естественного роста и роста естественной двигательной активности

10 – 15

Хорошо

За счет естественного роста и целенаправленной системы физического воспитания

Свыше 15

Отлично

За счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений

Организация тестирования.

1. Тестирование занимающихся проводится два раза в год: в начале года - в сентябре, в конце года – в мае (в первой половине дня).

2. Тестирование проводится во время, отведенное для физкультурных занятий или в День Здоровья под девизом «К сдаче норм ГТО будь готов».

3. Перед тестированием проводится разминка.

Методика проведения тестов.

Бег 30 м (определение развития скоростных возможностей)

Испытуемые пробегают дистанцию 30 м. Тестирование проводится парами в условиях состязания на беговой дорожке не менее 40 м длинной и шириной 2-3 м. Дорожка должна быть прямой и плотно утрамбованной. На дорожке отмечаются линии старта и финиша. Тестирование проводят двое взрослых: первый педагог с флажком – на линии старта и второй педагог с секундомером на линии. Чтобы ребенок не тормозил на линии финиша, педагог ставит зрительные ориентиры на расстоянии 4-5 м от неё, до которых дети должны выполнять бег. По команде «На старт!», дети подходят к стартовой линии, по команде «Внимание!» - принимают положения высокого старта, по команде «Марш!» - педагог дает отмашку флажком, дети начинают бег, педагог на линии финиша включает секундомер. В момент пересечения ребенком линии финиша, секундомер выключается. Результат заносится в протокол.

Челночный бег 5х6 м. (характеристика развития быстроты и координационных способностей)

Испытуемые пробегают дистанцию 30 м (5 отрезков по 6 м), перенося поочередно с линии старта до линии финиша 3 кубика (ребро 7 см). Участник, не наступая на стартовую линию, принимает положение высокого старта.

Тестирование проводится парами в условиях состязания. На линии старта устанавливаются два набора кубиков (по 3). На расстоянии 6 м от линии старта обозначается линия финиша. За линией финиша напротив каждого набора кубиков кладется по обручу. По команде: «на старт» двое тестируемых встают около кубиков, по команде «внимание» наклоняются к первому кубику, но не касаются его. По команде «марш» - берут первый кубик, добегают до своего обруча, ставят (не бросают) кубик в обруч, возвращаются бегом к линии старта, берут второй кубик, снова бегут к обручу, ставят кубик, возвращаются бегом к линии старта, берут третий кубик, бегут к обручу, ставят кубик в обруч и встают, подняв руку вверх, обозначая окончание выполнения задания. Инструктор выключает секундомер в момент касания третьим кубиком пола. Результат фиксируется с точностью до 0,1 с.

6-тиминутный бег  (определение развития общей выносливости)

По команде "На старт!" участники занимают свои места перед линией старта. По команде "Марш!" они начинают бег, допускается чередование ходьбы и бега на различных отрезках дистанции по самочувствию.

Прыжок в длину с места  (определение скоростно-силовых возможностей)

Тест выполняется стоя на размеченном резиновом коврике в спортивной обуви.

Ребенок встает у линии старта (нулевая отметка), касаясь ее носками, выполнив полу присед, отводит руки назад и с махом руками вперед выполняет прыжок, приземляясь на две ноги. Учитывается расстояние от линии старта до ближайшей точки касания ребенком коврика (пяток, по общепринятым правилам).

Результат оценивается с точностью до 1 см. Выполняется три попытки подряд. В протокол заносится лучший результат.

Прыжки через скакалку (определение скоростно-силовых возможностей и овладение прикладным навыком)

Ребенку предлагается выполнить как можно больше прыжков через скакалку за 30 сек. Засчитываются прыжки, выполненные толчком двух ног. Количество прыжков заносится в протокол.

Подъем туловища в сед из положения лежа (определение развития силовой выносливости)

Исходное положение: ребенок садится на гимнастический мат, лицом к гимнастической стенке, ноги согнуты в коленных суставах, стопы заведены за нижнюю рейку гимнастической стенки, руки выпрямлены вперед и касаются рейки на уровне груди.

Из исходного положения ребенок ложится на спину, руки скрещены на груди, коснувшись плечами мата, поднимается в сед и, выпрямляя руки вперед касается пальцами гимнастической стенки. По команде «Марш!», ребенок старается делать опускание-поднимание туловища как можно быстрее на протяжении 30 сек. Инструктор подсчитывает число полных циклов (лечь-сесть, до касания пальцами перекладины гимнастической стенки). При невозможности закрепить ноги за гимнастическую стенку, педагог может сам придерживать ноги ребенка в области голеностопного сустава.

Метание теннисного мяча в цель (овладение прикладным навыком и характеристика развития координационных способностей)

Метание в мишень (обруч) диаметром 50 см с расстояния 3 м, высота до центра мишени 1,5 м. В протокол заносится число попаданий в мишень из 5 попыток, сделанных подряд. Метание производится удобной для ребенка рукой.

Метание мяча вдаль (овладение прикладным навыком и характеристика развития координационных способностей, скоростно-силовых возможностей )

Метание проводится на улице, на размеченной площадке. Ребенку предлагается выполнить метание удобной для него рукой. Выполняется три попытки подряд, лучший результат заносится в протокол.



Предварительный просмотр:

Педагогическая диагностика по Физическому развитию

(метод наблюдения)

Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогами в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических методов:

Наблюдения, -свободных бесед с детьми, -анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и тому подобное), специальных диагностических ситуаций.

Младшая группа

1

Развита крупная моторика, активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослыми простые имитационные упражнения

Не выполняет

Норма

Выше нормы

2

Понимает указание взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам

-

N

+

3

С желанием играет в подвижные игры

4

Демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими навыками само-обслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и т.п.)

БЛАНК

Протокол педагогической диагностики

2023-24 учебный год

Группа раннего развития и младшая группа

ФИ ребенка

1

2

3

4

старт

итог

старт

итог

старт

итог

старт

итог

старт

итог

-

N

+

-

N

+

Средняя группа

1

Демонстрирует положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, проявляет избирательный интерес к отдельным двигательным действиям (бросание и ловля мяча, ходьба, бег, прыжки) и подвижным играм

-

N

+

2

Проявляет элементы самостоятельности в двигательной деятельности, с интересом включается в подвижные игры, стремится к выполнению правил и основных ролей в игре, выполняет простейшие правила построения и перестроения, ритмические упражнения под музыку

Не выполняет

Норма

Выше нормы

3

Демонстрирует координацию движений при выполнении упражнений, сохраняет равновесие при ходьбе, беге, прыжках, способен реагировать на сигналы, переключаться с одного движения на другое, выполнять движения в общем для всех темпе

4

Владеет культурно-гигиеническими навыками: умывание, одевание и т.п., соблюдает требования гигиены, имеет первичные представления о факторах, положительно влияющих на здоровье

5

Владеет элементарными нормами и правилами поведения

БЛАНК

Протокол педагогической диагностики

2023-24 учебный год

Средняя группа №

ФИ ребёнка

1

2

3

4

5

старт

итог

старт

итог

старт

итог

старт

итог

старт

итог

старт

итог

-

N

+

-

N

+

Старшая группа

1

Демонстрирует ярко выраженную потребность в двигательной активности, проявляет интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, пешим прогулкам, показывает избирательность и инициативу при выполнении упражнений, имеет представления о некоторых видах спорта, туризме, как форме активного отдыха

-

N

+

2

Проявляет осознанность во время занятий физической культурой, демонстрирует выносливость, быстроту, силу, ловкость, координацию, выполняет упражнения в заданном ритме и темпе, способен проявлять творчество при составлении несложных комбинаций из знакомых упражнений

Не выполняет

Норма

Выше нормы

3

Ребёнок проявляет доступный возрасту самоконтроль, способен привлечь внимание других детей и организовать знакомую подвижную игру

4

Ребёнок проявляет духовно-нравственные качества

5

Владеет основными способами укрепления здоровья (закаливание, утренняя гимнастика, соблюдение личной гигиены, безопасное поведение и др.); мотивирован на сбережение и укрепление собственного здоровья и здоровья

БЛАНК

Протокол педагогической диагностики

2023-24 учебный год

Старшая группа №

ФИ ребёнка

1

2

3

4

5

старт

итог

старт

итог

старт

итог

старт

итог

старт

итог

старт

итог

-

N

+

-

N

+

Подготовительная к школе группа

1

У ребёнка сформированы основные психофизические и нравственно-волевые качества

-

N

+

2

Ребёнок владеет основными движениями и элементами спортивных игр, может контролировать свои движения и управлять ими

3

Ребёнок соблюдает элементарные правила ЗОЖ и личной гигиены

4

Ребёнок результативно выполняет физические упражнения (ОРУ, основные движения, спортивные), участвует в туристских пеших прогулках, осваивает простейшие туристские навыки, ориентируется на местности

Не выполняет

Норма

Выше нормы

5

Ребёнок проявляет элементы творчества в двигательной деятельности

6

Ребёнок проявляет нравственно-волевые качества, самоконтроль и может осуществлять анализ своей двигательной деятельности

7

Ребёнок проявляет духовно-нравственные качества и основы патриотизма в ходе занятий ФК и ознакомлением с достижениями российского спорта

8

Ребёнок имеет начальные представления о правилах безопасного поведения в двигательной деятельности; о том, что такое здоровье, понимает, как поддержать, укрепить и сохранить его

9

Ребёнок владеет навыкам иличной гигиены, может заботливо относится к своему здоровью и здоровью окружающих, стремиться оказать помощь и поддержку другим людям

БЛАНК

Протокол педагогической диагностики

2023-24 учебный год

Подготовительная  группа №

ФИ ребёнка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

СТАРТ

ИТОГ

С

И

С

И

С

И

С

И

С

И

С

И

С

И

С

И

С

И

-

N

+

-

N

+



Предварительный просмотр:

БЛАНК

Протокол ФП         группа № ___                осень  2023

ФИ ребёнка

Бег 30 м

ч/б

6-мин бег

Пр. в дл.

Скакалка

Подъём

цель

Мет. на дальность

Наклон

Набивание мяча.

Кист.

си ла

Удержание позы