Главные вкладки

    Психология

    методики диагностики младших школьников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл адаптация первоклассников26.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Лицей № 22» г. Воскресенска

    Адаптация первоклассников

    Проведение психодиагностики по выявлению личностной и школьной адаптации у учащихся 1 класса.

    Дата проведения –

    ноябрь 2013 г.

    Начало систематического обучения в школе является стрессовой ситуацией в жизни ребенка, так как связано с необходимостью адаптироваться к новым микросоциальным условиям. Этот процесс сопровождается разнообразными сдвигами в функциональном состоянии и в значительной мере затрагивает психоэмоциональную сферу. От благополучия адаптационного периода при поступлении в школу в значительной мере зависит успешность дальнейшей социальной деятельности ребенка.

    Школьная дезадаптация приводит к снижению учебной мотивации, деформации межличностных отношений, развитию невротических состояний, формированию девиантных форм поведения. Неблагоприятное течение адаптации свидетельствует о снижении функциональных резервов организма и перенапряжении регуляторных систем, что сопровождается возникновением соматических заболеваний.

    Признаки успешной адаптации:

     

    1. Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

    2. Успешность овладения школьной программой.

    4. Уверенность школьника в успехе.

    5. Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому.

    6. Удовлетворенность ребенка межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем.

    Показатели «внутренней позиции школьника»:

            положительное отношение к поступлению в школу и пребыванию в ней, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни;

            особый интерес к новому, собственно школьному содержанию занятий;

            отказ от характерных для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и поведения;

            признание авторитета учителя.

    Диагностическая работа с первоклассниками на этапе их адаптации к школе проходила с использованием методов наблюдения, анкетирования, обследования на предмет сформированности предпосылок учебной деятельности.

    В 1 классе перед родительским собранием «Ваш ребенок стал учеником. Проблемы адаптации первоклассников» (октябрь) ребятам и родителям были предложены анкеты.

    Анкета

     для определения школьной мотивации учащихся

    1. Тебе нравится в школе?

    - не очень

    - нравится

    - не нравится

    2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

    - чаще хочется остаться дома

    - бывает по-разному

    - иду с радостью

    3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

    - не знаю

    - остался бы дома

    - пошел бы в школу

    4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

    - не нравится

    - бывает по-разному

    - нравится

    5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

    - хотел бы

    - не хотел бы

    - не знаю

    6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

    - не знаю

    - не хотел бы

    - хотел бы

    7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

    - часто

    - редко

    - не рассказываю

    8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

    - не знаю

    - хотел бы

    - не хотел бы

    9. У тебя в классе много друзей?

    - мало

    - много

    - нет друзей

    10. Тебе нравятся твои одноклассники?

    - нравятся

    - не очень

    - не нравятся

    Анкета для родителей

    первоклассников

    Фамилия, имя ребенка _________________________________________

    Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вариант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.

    1. Охотно ли идет ребенок в школу?

    - неохотно (ДА)

    - без особой охоты (ВДА)

    - охотно, с радостью (А)

    - затрудняюсь ответить

    2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?

    - пока нет (ДА)

    - не совсем (ВДА)

    - в основном, да (А)

    - затрудняюсь ответить

    3. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

    - скорее нет, чем да (ДА)

    - не вполне (ВДА)

    - в основном да (А)

    - затрудняюсь ответить

    4. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

    - никогда (ДА)

    - иногда (ВДА)

    - довольно часто (А)

    - затрудняюсь ответить

    5. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

    - в основном отрицательные впечатления (ДА)

    - положительных и отрицательных примерно поровну (ВДА)

    - в основном положительные впечатления (А)

    6. Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

    - довольно часто (ДА)

    - иногда (ВДА)

    - не нуждается в помощи (А)

    - затрудняюсь ответить

    7. Как ребенок преодолевает трудности в работе?

    - перед трудностями сразу пасует (ДА)

    - обращается за помощью (ВДА)

    - старается преодолеть сам, но может отступить (ВДА)

    - настойчив в преодолении трудностей (А)

    - затрудняюсь ответить

    8. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

    - сам этого сделать не может (ДА)

    - иногда может (ВДА)

    - может, если его побудить к этому (А)

    - как правило, может (А)

    - затрудняюсь ответить

    9. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

    - довольно часто (ДА)

    - бывает, но редко (ВДА)

    - такого практически не бывает (А)

    - затрудняюсь ответить        

    10. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

    - нет (ДА)

    - скорее нет, чем да (ВДА)

    - скорее да, чем нет (А)

    - затрудняюсь ответить

    11. Укажите конкретные трудности, которые возникают у Вашего ребенка на данном этапе.

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Больше ответов:

    А — адаптация

    ВДА — возможна дезадаптация

    ДА — дезадаптация

    Полученные результаты

    Адаптация

    Возможна

    дезадаптация

    Дезадаптация

    В качестве трудностей, возникающих у первоклассников в период адаптации, были названы следующие:

    • Неорганизованность ребенка (невнимательность, неусидчивость, неаккуратность, леность).

    Мама Гоши: «Основная трудность для нас сейчас – это неорганизованность. Без моей помощи ребенок не в состоянии самостоятельно одеться, позавтракать, собрать портфель. Я очень переживаю по этому поводу – ведь в классе меня рядом не будет?»

    • Поведение ребенка (чрезмерная эмоциональность, инертность, стеснительность, замкнутость и др.).

    Мама Андрея: «Мой сын очень стеснителен, замкнут, старается избегать  незнакомых  людей, неохотно идет на контакт. Надеюсь, что школьная жизнь сделает его более открытым и самостоятельным, поможет найти друзей»

    • Построение взаимоотношений с учащимися.

    Мама Юли: «Моя дочь очень обидчива и плаксива, часто жалуется, что ее обижают одноклассники, хотя учитель утверждает, что это совсем не так. Скорее всего, она просто пытается привлечь к себе внимание. Я очень волнуюсь, что Юле будет сложно наладить отношения с ребятами»

    • Переход от игры к ведущему виду деятельность – учебе.

    Мама Вовы: «Для нас главная трудность – это сама учебная деятельность. Ребенок не хочет понять, почему вместо того, чтобы играть в игрушки, его заставляют сидеть и прописывать буквы. По этой причине мы с сыном часто ссоримся, он плачет и обижается на меня».

    По итогам анкетирования были поставлены следующие задачи:

    •     сохранение физического, психического и социального здоровья детей; оформление паспорта здоровья учащегося;

    •     установление контакта с учащимися;

    •     формирование адекватного поведения;

    •     овладение навыками учебной деятельности.