Муниципальный конкурс "Педагогический дебют – 2021" в номинации "Учитель года"

Гончарова Нина Сергеевна

1 этап конкурса "Это у меня хорошо получается"

2 этап Публичное выступление

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Это у меня хорошо получается.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри!

Меня зовут Гончарова Нина Сергеевна. Я работаю в МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам» , учителем начальных классов с 2019 года. И являюсь классным руководителем 4 в класса.

Моё педагогическое кредо:

«Делай всё возможное  …..    

                                                и невозможное наступит! »

Особенности обучения детей в образовательном учреждении

Обучение в ОУ осуществляется по Адаптированным основным образовательным программам в соответствии с ФГОС.

И предусматривает 2 ступени образования :

1 ступень:

- начальное общее образование (1-4 класс)

2 ступень:

- основное общее образование (5-9 классы)

В нашем ОУ обучаются дети с особыми образовательными потребностями:

- с ТМНР

- с РАС

- с легкой степенью интеллектуальных нарушений

Дифференциация специального федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с особыми образовательными потребностями

ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяет создавать с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся два варианта:

  •  АООП (варианты 1
  • АООП (вариант 2), в том числе СИПР, которые содержат дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации.

Организация образовательного пространства кабинета

Так как  школе ребенок находится значительное время, вступая во взаимоотношения, как со взрослыми, так и со сверстниками.

Поэтому очень важно, чтобы этот период пребывания в школе был комфортным и безопасным.

Чтобы обучащиеся чувствовали себя комфортабельно и проявляли себя всесторонне, необходимо окружить их комплексом эстетических, психолого-педагогических условий.

С этой целью пространство классной комнаты разбито на небольшие полузамкнутые пространства (зоны)

- интерактивная зона.  Здесь размещен компьютер, принтер, экран, проектор.

- зона визуальной поддержки. Календарь природы. Визуальное расписание.

- зона сенсорного развития. В этой зоне находятся тактильный кубик, коробка для ощупывания, шумовые предметы, крупная и мелкая мозаика, волшебный мешочек, предметы для упражнений с водой, песком, тестом, сборно-разборные игрушки, парные картинки, шарики, предметы для нанизывания, пазлы разных размеров, пирамидки разных цветов и размеров, ленточки, вкладыши, шнуровки, стол для песко-терапии.

- учебная зона. Размещены 2-х местные столы, которые регулируются по высоте (и один 1-местный стол), стулья по количеству обучающихся и соответствующие их росту. На каждом столе установлены органайзеры с необходимыми принадлежностями. В учебной зоне размещен методический материал, дидактический материал, учебные пособия для всех типов уроков, игры, рабочие тетради, раздаточный материал.

- зона отдыха. К ней относятся: «Сухой дождь», диванчик, пуф-кресло, туристические коврики, Су- Джок который быстро и эффективно помогает при эмоциональных и неврологических проблемах . Имеются музыкальные видеозаписи для релаксации. К зоне свободный доступ.

Для повышения мотивации, для того, чтобы наблюдалась динамика в коррекции развития по предметам, все обучение должно выстраиваться с элементами игры, с постоянным привлечением их личного жизненного опыта. Опора на жизненный опыт очень важна в более качественном усвоении учебного материала.

Это способствует эмоциональному отклику обучающегося на материал, который становится конкретен и понятен. Таким образом, игровые технологии являются ведущими при обучении детей с ТМНР.

Цель моей работы – введение обучающихся в образовательное пространство  и поиск разнообразных методов и приемов работы в соответствии с их индивидуальными особенностями

Уроки для обучающимися с ТМНР проходят в игровой форме, это помогает преодолеть трудности в усвоении знаний  и повышает мотивацию и познавательный интерес обучающихся. Для этого я в своей работе применяю разнообразные методы и приемы:

Для закрепления полученных знаний и приобретённые навыков, я использую следующие методы и приемы  обучения. Хочу Вас познакомить с некоторыми из них.

Урок альтернативной коммуникации:

  1. Проверка понимания и усвоения пройденных звуков и букв (по инструкции педагога, показу):

- поиск изученной буквы обучающимися на ленте букв;

Помогает обучающимся  запомнить буквы и различать звук и букву, осознать принцип их классификации

- конструирование, складывание , лепка изученных букв, по образцу, по контуру;

Закрепляется представление о печатных буквах, формируется умение  моделировать буквы  разными способами( складывание из палочек, полосок бумаги, по образцу, по контуру, лепка) . Развивается воображение, мышление, мелкая моторика.

- пропись изученных букв самостоятельно или при помощи педагога на манке.

Отрабатывается графическое изображение изученных букв. Развивается мелкая моторика, зрительное и слуховое восприятие.

2. Чтение слогов и односложных слов:

- Говорящие дети прочитывают слоги в букваре, а неговорящие дети составляют эти слоги на доске из букв разрезной азбуки.

Закрепляется умения составлять слоги и слова с изученными буквами, обучающиеся упражняются  в чтении и узнавании изученных слогов и слов.

3. Деление слов на слоги:

- Обучающиеся делят слова на слоги с помощью хлопков, неговорящие дети показывают количество слогов при помощи пальцев рук или при помощи карточек с цифрами.

Различать одно -, двух-, и трехсложные слова; совершенствовать артикуляционный аппарат детей, развивать словарный запас, мышление; развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

4. Звукобуквенный анализ слогов и слов:

- Обучающиеся составляют схему на доске с помощью магнитов или карточек 2-х цветов

Развиваются и совершенствуются навыки звукобуквенного и языкового анализа и синтеза. Обучающиеся учатся определять место звуков и букв в слогах, словах. Закрепляются знания о гласных и согласных звуках. Развиваются зрительно-пространственные представления.

5. Формирование основ связной речи посредством знакомства со сказками:

- Неговорящие дети восстанавливают последовательность сюжета сказки при помощи сюжетных и предметных картинок, их деятельность сопровождается пересказом сказки одноклассниками.

Обучающиеся учится воспроизводить последовательность событий, развивается наблюдательность, обогащается  чувственный опыт детей.

Урок математических представлений:

       Используется большое количество наглядного материала и дидактических игр.

  1. Число и цифра:

- поиск изученных цифр на раздаточных карточках и показ заданного числа

Обучающиеся упражняются в нахождении места цифры в числовом ряду, последующего и предыдущего числа, закрепляются знания о цифрах, развивается внимание и память.

- восстановление последовательности числового ряды

Закрепляется знания о  порядке чисел в числовом ряду 1-10. Формируется умение располагать числа по порядку.

- показ изученных чисел на числовой ленте

Позволяет обучающимся усвоить зрительный и звуковой образы числа в пределах десяти, запомнить порядковое расположение чисел и свободно ориентироваться в числовой ленте.

- выкладывание изученных цифр  при помощи разнообразных материалов: крупы, камушков, мозаики и т.д.

Закрепляется представление о цифрах, формируется умение моделировать цифры разными способами (выкладывание при помощи разнообразных материалов). Развивается воображение, мышление, предметно-практическая деятельность, мелкая моторика.

2. Геометрические фигуры:

- выкладывание геометрических фигур из различных материалов

Формирует представления об основных геометрических фигурах. Развивает мелкую моторику.

- Дидактическая игра «Поиск предметов заданной формы»

Учить различать предметы по форме, дифференцировать и называть некоторые геометрические фигуры, развивает зрительное восприятие.

- использование для проверки знаний Орнамент Зайцева: обводка, штриховка, поиск необходимых фигур;

Закрепляется представления обучающихся о геометрических фигурах. Развивается логическое мышление и зрительное восприятие, мелкая моторика рук.

- блоки Дьенеша ( классификация фигур, сбор орнамента по образцу)

Обучающиеся упражняются в классификации геометрических 

фигур по цвету и форме. Развивается пространственное, логическое мышление. Развивается восприятие, внимание.

Уроки окружающего природного и социального мира:

Используются дидактические пособия, предметные картинки, повышает интерес обучающихся к получению знаний об окружающем. Развивать умственные и творческие способности, связную речь. 

Применение на уроке разнообразных методов и приемов организации обучения повышает познавательную активность , развивает творческие способности и активно вовлекает детей в образовательный процесс, тем самым  стимулирует  самостоятельную деятельность обучающихся с ТМНР.   И это у меня хорошо получается!



Предварительный просмотр:

2. Публичное выступление

Социализация обучающихся с ТМНР

За последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличивается число детей, имеющих множественные нарушения развития.

Многие годы дети со множественными нарушениями развития считались «неперспективными» и даже не обучаемыми. Однако оказание своевременной психолого – педагогической помощи детям с множественными нарушениями (на всех возрастных этапах развития) является наиболее важным направлением современной специальной психологии и коррекционной педагогики.

В 2014 году в соответствии с приказом Мин Обр. и науки РФ № 1599 «Об утверждении ФГОС образ. Обуч. С у.о. (и.н.)

Цель введения ФГОС  УО (ИН) введение в образовательное пространство всех детей с интеллектуальными нарушениями вне зависимости от тяжести их дефекта.

Цель обучения ребенка с ТМНР –развитие социальной и жизненной компетенции научить  самостоятельной жизни, научить его обходиться без посторонней помощи в основных областях жизнедеятельности: передвижение, самообслуживание и быт, коммуникация, социально-эмоциональное взаимодействие, познание, труд и досуг. У каждого ребенка с ТМНР свой порог возможностей социализации.

Процесс социализации детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью крайне затруднен прежде всего тем, что у них значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта.

Социализация детей с ТМНР происходит в процессе формирования для каждого ребенка максимального уровня самостоятельности. Овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость от окружающих (одновременно облегчает их деятельность), но и укрепляет уверенности в своих силах.

Социальная адаптация представляет собой механизм социализации, позволяющий детям с ТМНР принимать активное участие в посильном труде в общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной жизни в обществе. Задачей педагога состоит в выявлении альтернативных путей развития деятельности детей.

В 2019г я стала классным руководителем детей с особенностями в развитии и в моей педагогической практике стал накапливаться опыт работы обучения детей с ТМНР. Сложности работы заключаются в том, что у большинства обучающихся отсутствует речь, движения рук ограничены, не держат карандаш, с большим трудом могут указать, выбрать тот или иной предмет из -ограничения умственных и физических возможностей. Практически отсутствовала обратная связь  ученика - учитель.

К началу обучения дети имели разрозненные и узкие представления об окружающем мире, их сенсорный опыт беден и не сформирован, средства общения ограничены (крик, телодвижения, эмоции, отдельные жесты, звукоподражания или слово).

В начале работы с детьми ТМНР, как педагогу пришлось полностью перестраивать свою речь. Нужно было учиться задавать вопросы так, чтобы было можно ответить на них «да или «нет» или показать на нужную картинку, чтобы сообщить информацию.

Для повышения мотивации, для того, чтобы наблюдалась динамика в коррекции развития по предметам, все обучение должно выстраиваться с элементами игры, с постоянным привлечением их личного жизненного опыта. Опора на жизненный опыт очень важна в более качественном усвоении учебного материала.

Это способствует эмоциональному отклику обучающегося на материал, который становится конкретен и понятен. Таким образом, игровые технологии являются ведущими при обучении детей с ТМНР.

Социализация обучающихся с ТМНР на начальных этапах предполагает формирование навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, выполнение элементарных трудовых поручений с помощью взрослых.

Участие ребёнка во всех процессах должно сопровождаться положительными эмоциями, игровыми действиями, стимулирующими интерес к формированию культурно-гигиенических навыков и привычек.

В работе с обучающимися используются дидактические игры, например, «Профессии», которые позволяют ознакомить учащихся с трудовой деятельностью и выполняемыми функциями в доступной игровой форме.

С обучающимися проводятся игры, способствующие увеличению их знаний о профессиях. Например, игра «Магазин», «Парикмахер», «Повар».

За первые годы обучения все обучающиеся получили знания, которыми они руководствуются в повседневной жизни.

Организация обучения производиться на уроках окружающего социального мира или уроках домоводство. Однако все полученные знания закрепляются в практической работе и во внеурочной деятельности.

В этом учебном году на уроках домоводство мы начали изучать раздел «Питание», где  занимаемся отработкой действий при приготовлении пищи (на муляжах овощей и фруктах). У обучающихся продолжают закрепляются навыки приема пищи, дежурства, одевания и т.д.

В процессе воспитательных мероприятий, обучающиеся учатся наводить порядок в классе, на парте, в своих рюкзаках, в шкафчиках. Обучающиеся наводят порядок на своих рабочих местах, раздают тетради, помогают друг другу в процессе занятий на уроках и во внеурочное время.

Очень мотивирует обучающихся дежурство, которое осуществляется с согласия родителей. Это проявляется в том, что ребёнок понимает свои цели (быть первым и вести весь класс, вытирать стол в столовой, быть главным из класса на уроке физкультуры, помогая учителю), а также понимает, что именно дежурный ответственный за выполнение трудовых обязанностей в классе. Дежурный помогает навести порядок в классе (вытереть доску, раздать тетради), помогает в социально-бытовых вопросах (подготовка пищи во время перемены, организация порядка в игровой). Выполнение обязанностей поощряется похвалой, игрой и доступными, и понятными для обучающихся элементами в зависимости от ситуации.

Социализация детей с ТМНР, происходит не только через интерес к труду, но и к результатам. Обучащиеся ценят то, что к ним проявляется большее доверие, с ними советуются и высоко оценивают их самостоятельные действия в рамках трудовых поручений. Формирование эмоционально-положительного настроя и терпения для выполнения поручений позволит ребенку с ТМНР выполнять задания с большей заинтересованностью. Воспитание любви к труду также продолжается и дома. Родители всячески поддерживают и закрепляют проводимую учебную и воспитательную работу в этом направлении.

Таким образом, ФГОС для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития направлен на обеспечение доступности образования для всех детей, включение их в систему образования вне зависимости от тяжести нарушений развития, вида образовательного учреждения, места проживания; создание образовательной среды в соответствии с их возможностями и потребностями.

Основной задачей педагогов, работающих с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, является адаптация данной категории детей в социуме.