Учебно-методические материалы

Гончарова Нина Сергеевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»

Сообщение на семинаре: Альтернативная коммуникация детей с ТМНР как важнейшее условие оптимизации образовательного процесса»  на тему: «Использование приемов, методов и средств для проверки знаний и навыков, обучающихся 2 б класса с ТМНР. Из опыта работы»

                                                               Подготовила Гончарова Нина Сергеевна,

учитель начальных классов,

2019-2020 учебный год

Для меня как педагога, работающего с обучающимися по программе ФГОС ОУО (ИН), вариант 2, основной задачей является поиск наиболее эффективных методов и приемов проверки усвоения учебного материала детьми с ТМНР.

В моем классе обучаются дети с различной степенью выраженности речевых нарушений, большая часть обучающихся, безречивые (Давид Р., Александр И., Андрей Е., Александр К., Сергей К., Дмитрий У.). Поэтому моей задачей, как учителя является отбор каждого урока и применение к этому содержанию методов и форм организации обучения, в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся.

Все уроки имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей обучающихся и степени выраженности их дефекта. Формы работы определяются целями урока, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий. 

Для проверки полученных знаний и приобретённые навыков, я использую следующие приёмы обучения:

Урок альтернативной коммуникации:

  1. Проверка понимания и усвоения пройденных звуков и букв (по инструкции педагога, показу):

- показ изученной буквы обучающимися на ленте букв;

- конструирование, складывание , лепка изученных букв, по образцу, по контуру;

- написание изученных букв самостоятельно или при помощи педагога на манке.

2. Чтение слогов и односложных слов:

- Говорящие дети прочитывают слоги в букваре, а неговорящие дети составляют эти слоги на доске из букв разрезной азбуки.

3. Деление слов на слоги:

- Обучающиеся делят слова на слоги с помощью хлопков, неговорящие дети показывают количество слогов при помощи пальцев рук или при помощи карточек с цифрами.

4. Звукобуквенный анализ слогов и слов:

- Обучающиеся составляют схему на доске с помощью магнитов или карточек 2-х цветов.

5. Изучение сказов:

- Неговорящие дети восстанавливают последовательность сюжета сказки при помощи сюжетных и предметных картинок, их деятельность сопровождается пересказом сказки одноклассниками.

 6. Работа с загадками:

- На доске вывешиваются предметные картинки, загадывается загадка, после чего, обучающийся должен выбрать правильный ответ.

Урок математических представлений:

       Используется большое количество наглядного материала и дидактических игр.

  1. Число и цифра:

- поиск изученных цифр на раздаточных карточках и показ заданного числа;

- восстановление последовательности числового ряды;

- показ изученных чисел на числовой ленте;

- выкладывание изученных цифр  при помощи разнообразных материалов: крупы, камушков, мозаики и т.д.

2. Геометрические фигуры:

- выкладывание геометрических фигур из различных материалов;

- Дидактическая игра « Поиск предметов заданной формы»;

- использование для проверки знаний Орнамент Зайцева: обводка, штриховка, поиск необходимых фигур;

- блоки Дьенеша ( классификация фигур, сбор орнамента по образцу).

Уроки окружающего природного и социального мира:

Используются дидактические пособия, предметные картинки, обучающиеся могут на практике изучить, как правильно и чем нужно кормить животных, кто из животных дает молоко и как его получают.

- На одном из уроков, обучающимся представилась возможность, подоить корову (импровизированное вымя из резиновой перчатки, наполненной водой) и попробовать молоко, которая дает корова;

- На другом уроке, обучающиеся смогли рассмотреть, потрогать и даже понюхать все виды крупы. После чего, с легкостью, смогли выполнить задания « Из какой крупы, какую кашу варят»  и даже сварить «рисовую кашу».

Применение на уроке разнообразных методов и приемов помогает обучающимся лучше усвоить изучаемый материал и формирует их  мотивацию на уроках.

Настроение обучающихся, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры урока.



Предварительный просмотр:

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с ТМНР направлена на формирование готовности у детей к овладению содержанием АООП образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) и включает следующие задачи:

1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения: 

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

  • в течение определенного периода времени,
  • от начала до конца,
  • с заданными качественными параметрами.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в Адаптированную рабочую программу с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.

Программа формирования БУД реализуется в процессе всей учебной и внеурочной деятельности. Программа строится на основе дифференцированного и деятельностного подходов к обучению и позволяет реализовывать индивидуальный и в коррекционно-развивающий потенциал образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Формирование Личностных БУД

Формирование готовности ребенка к принятию новой роли ученика, понимания им на доступном уровне ролевых функций.

- Учиться приветствовать одноклассников при встрече;  прощаться;

 -находить места хранения   игрушек;

-находить индивидуальное место;

-находить свой набор индивидуальных заданий.

Личностные БУД

Из диаграммы видно, что уровень формирования коммуникативного взаимодействия в группе, обучающихся 2б класса, стал значительно выше по сравнению с 1 классом.

Формирование коммуникативных БУД

Формирование учебных действий обеспечивающих способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в процессе обучения:

-Следить за объяснением учителя;

- поднимать руку при ответе;

- вставать и выходить из – за парты;

- выполнять инструкцию педагога;

- использовать по назначению учебный материал;

- выполнять действия по образцу и подражанию.

Коммуникативные БУД

Из диаграммы видно, что уровень формирования коммуникативного взаимодействия в группе, у обучающихся 2б класса на конец учебного года, стал значительно выше по сравнению с началом учебного года.

Формирование регулятивных БУД

Формирование учебного поведения выполнения задания: в течение определенного периода, от начала до конца:

- рисовать, слушать, собирать мозаику и др. задания в течение 5-20 минут;          

- выполнять задание: в течение определенного периода времени от начала до конца;

- поддерживать правильную позу.

Регулятивные БУД

Из диаграммы видно, что уровень формирования учебного поведения, у обучающихся 2б класса на конец учебного года, стал значительно выше по сравнению с началом учебного года.

Формирование познавательных  БУД

Формирование начальных логических операций, необходимых для усвоения и использования знаний и умений в различных условиях:

- наблюдение за предметами и явлениями окружающей действительности;

-работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображенный текс,  эмоциональное высказывание);

- пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями.

 Познавательные БУД

Из диаграммы видно, что уровень формирования начальных логических операций, у обучающихся 2б класса на конец учебного года, стал значительно выше по сравнению с началом учебного года.

На основании мониторинга можно сделать следующий вывод, что четверо обучающихся  освоили БУД в полной мере.

Подводя итоги по программе формирования БУД у обучающихся с ТМНР на начальном этапе реализации ФГОС О УО (ИН), важно понимать, что никакая стандартная программа не может охватить всего многообразия индивидуальных проявлений ребёнка. Программа определяет лишь направления педагогической деятельности, ориентирует взрослого на возможные средства, содержание работы, но их выбор или изменение, способствующих поступательному развитию детей с особыми образовательными потребностями.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам»

Сообщение на педагогическом совете:

«Программа формирования БУД у обучающихся 2 Б класса

(АООП вариант 2)

                                                               Подготовила Гончарова Нина Сергеевна,

учитель начальных классов

2019-2020 учебный год


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: учитель начальных классов, Гончарова Н.С. Программа формирования БУД у обучающихся 2 б класса (АООП вариант 2)

Слайд 2

Программа формирования базовых учебных действий, включает следующие задачи: 1. Подготовку ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся. 2. Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); умение выполнять инструкции педагога; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию. 3. Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами. 4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Слайд 3

Сравнительный мониторинг Личностные БУД

Слайд 4

Коммуникативные БУД

Слайд 5

Регулятивные БУД

Слайд 6

Познавательные БУД

Слайд 7

Формирование БУД Развитие мелкой моторики занятия предметно-практической деятельности, лепка, рисование, различные упражнения для развития кисти рук.

Слайд 8

Развитие навыков социального взаимодействия: Визуальное расписание это способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершать в течение дня, с помощью визуального расписания обучающиеся учатся ориентироваться в распорядке дня. Фотографии обучающихся ф ормирование зрительного образа «Я»: умение узнавать себя на фотографиях и показывать себя, своих одноклассников. Показ частей тела на фотографии и на себе.

Слайд 9

Развитие временных представлений: Календарь природы: о бучающиеся учатся ориентироваться по дням, неделям, месяцам, временам года и наблюдать за сезонными изменениями природы.

Слайд 10

Подводя итоги по программе формирования БУД у обучающихся с ТМНР на начальном этапе реализации ФГОС О УО (ИН) , важно понимать, что никакая стандартная программа не может охватить всего многообразия индивидуальных проявлений ребёнка. Программа определяет лишь направления педагогической деятельности, ориентирует взрослого на возможные средства, содержание работы, но их выбор или изменение, способствующих поступательному развитию детей с особыми образовательными потребностями .



Предварительный просмотр:

Как сделать классное дело интересным и содержательным?
(в форме дистанционного обучения)

В сложившейся эпидемиологической ситуации образовательные организации были вынуждены осуществить временный переход на дистанционное обучение. В связи с этим встал вопрос проведения воспитательной работы в рамках дистанционного обучения.

Подбор максимально интересных форм работы, не останавливаться на одних и тех же общепринятых мерах, чтобы сделать воспитательную работу более зрелищной, интерактивной и увлекательной.

Воспитательная работа в дистанционном формате обеспечила включение родителей в общую с детьми деятельность (в силу занятости на работе родителей почти невозможно привлечь к школьным мероприятиям и проектам, а дистанционное взаимодействие является более гибким).

В период дистанционного обучения были проведены следующие воспитательные мероприятия. (Темы на экране)

На примере воспитательного мероприятия ко Дню Космонавтики, я расскажу как строилась воспитательная работа в форме дистанционного обучения.

Воспитательное мероприятие ко Дню Космонавтики. «Гагаринский урок «Космос-это мы!»
Цель:
способствовать систематизированию знаний обучающихся о космосе, космических аппаратах.

В преддверии дня космонавтики была проведена предварительная работа и  подготовлена презентация «Что такое космос?»

 

В конце презентации были представлены задания для закрепления качеств, которыми должен обладать космонавт (Умными, внимательными, находчивыми).

Обучающиеся вместе с родителями по заданию учителя готовили творческие работы: поделки, рисунки. Затем родители фотографировали поделки и отправляли мне. Наиболее успешные работы можно направить на общешкольный конкурс, а так же на различные дистанционные конкурсы. Такая форма работы не требует личного присутствия и прекрасно подходит для дистанционной воспитательной работы.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: