ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Золкина Татьяна Павловна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обсуждение и анализ результатов ГИА

Слайд 2

Специальность 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров 12 человек Профессия 43.01.01 Официант, бармен Профессия 38.01.02 Продавец, контролер-кассир Количество выпускников в 2022-2023 учебном году 28 человек 26 человек

Слайд 3

ТЭ 21-8 13 человек ТЭ 21-9 13 человек

Слайд 4

ПР 22-7 28 человек

Слайд 5

ОБ 22-6 12 человек

Слайд 6

Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования. Порядок проведения ГИА по образовательным программам СПО, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.11.2021 № 800 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации »

Слайд 7

1) в форме ДЭ (для выпускников, осваивающих ППКРС; 2) в форме ДЭ и защиты дипломного проекта (работы) (для выпускников, осваивающих ППССЗ. Формы ГИА в соответствии с Порядком ГИА, утв. Приказом №80 0

Слайд 8

Что такое демонстрационный экзамен? Демонстрационный экзамен – это форма ГИА выпускников по программам СПО образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, которая предусматривает : моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков ; независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа представителей предприятий ; определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями.

Слайд 11

Постоянные базы практики о профессии 43.01.01 Официант, бармен

Слайд 15

Что дает участие в демонстрационном экзамене? Выпускники , прошедшие аттестационные испытания в формате демонстрационного экзамена получают возможность : а ) одновременно с подтверждением уровня освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов без прохождения дополнительных аттестационных испытаний ; б) подтвердить свою квалификацию по отдельным профессиональным модулям, востребованным предприятиями-работодателями и получить предложение о трудоустройстве на этапе выпуска из образовательной организации ; в) одновременно с получением диплома о среднем профессиональном образовании получить документ, подтверждающий квалификацию, признаваемый предприятиями, осуществляющими деятельность в соответствии с международными стандартами ;

Слайд 16

Благодарю за внимание!



Предварительный просмотр:

Докладчик

Золкина Т.П.,

Председатель цикловой комиссии практической подготовки

Обсуждение и анализ результатов ГИА

Главным показателем качества образования несомненно является государственная итоговая аттестация выпускников.

Предусмотрены следующие формы ГИА:

- выполнение выпускной пробной квалификационной работы и защита письменной экзаменационной работы для обучающихся по ППКРС;

- защита дипломной работы для обучающихся по ППССЗ.

В связи с продлением сроков обучения по профессии 43.01.09 Повар, кондитер и специальности 19.02.10 Технология продукции общественного питания количество выпускников в данном учебном году составило всего 66 человек:

по профессиям:

- 43.01.01 Официант, бармен – 12 человек;

- 38.01.02 Продавец, контролер-кассир – 28 человек;

по специальности 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров – 26 человек.

После прохождения производственной практики все обучающиеся выпускных групп были допущены к ГИА, по результатам которой были получены следующие результаты:

Качественный показатель в группах ТЭ 21-8 и ТЭ 21-9 составил 85%; в группе ПР 22-7 – 71%; в группе ОБ 22-6 – 100%.

Но мы же знаем каким образом были получены данные показатели!

Нормативная правовая база, обеспечивающая организацию и проведение ГИА РФ:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования.

3. Приказ Министерства просвещения РФ от 08 ноября 2021 г. №800 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования".

Хочу обратить внимание на п. 6 Формы ГИА в соответствии с Порядком ГИА, утв. Приказом № 800 ГИА проводится:

1) в форме ДЭ (для выпускников, осваивающих ППКРС, за исключением программ, указанных в пункте № 3;

2) в форме ДЭ и защиты дипломного проекта (работы) (для выпускников, осваивающих ППССЗ, за исключением программ, указанных в пункте № 3);

3) в форме ГЭ и (или) защиты дипломного проекта (работы) (для выпускников, осваивающих образовательные программы в области):

  • искусств;
  • медицинского образования и фармацевтического образования;
  • подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка;
  • подготовки членов экипажей морских судов и судов внутреннего водного транспорта, специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями;
  • подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой.

Что такое демонстрационный экзамен?

Демонстрационный экзамен – это форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, которая предусматривает:

  • моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков;
  • независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа представителей предприятий;
  • определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями.

Для этого используются оценочные средства, разработанные Институтом развития профессионального образования по каждому виду профессиональных компетенций в соответствии с квалификационными требованиями.

Уровни демонстрационного экзамена:

Базовый уровень

Требования к результатам освоения образовательных программ СПО, установленных ФГОС СПО

Обязательный уровень (по умолчанию)

Профильный уровень

Требования к результатам освоения образовательных программ СПО, установленных ФГОС СПО, + (и) с учетом положений стандартов «Ворлдскиллс» (для ОМ 2023 года) + (и/или) квалификационных требований работодателей

Уровень и условия

обязательности

проведения (участия)  

Решение обучающегося (заявительный характер) + Возможности образовательной организации, в том числе в части создания ЦПДЭ + Наличие оценочных материалов

Что дает участие в демонстрационном экзамене?

Выпускники, прошедшие аттестационные испытания в формате демонстрационного экзамена получают возможность:

а) одновременно с подтверждением уровня освоения образовательной программы в соответствии с ФГОС подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов без прохождения дополнительных аттестационных испытаний;

б) подтвердить свою квалификацию по отдельным профессиональным модулям, востребованным предприятиями-работодателями и получить предложение о трудоустройстве на этапе выпуска из образовательной организации;

в) одновременно с получением диплома о среднем профессиональном образовании получить документ, подтверждающий квалификацию, признаваемый предприятиями, осуществляющими деятельность в соответствии с международными стандартами;

Для образовательных организаций проведение аттестационных испытаний в формате демонстрационного экзамена - это возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ, материально-техническую базу, уровень квалификации преподавательского состава, а также направления деятельности, в соответствии с которыми определить точки роста и дальнейшего развития;

Предприятия, участвующие в оценке экзамена, по его результатам могут осуществить подбор лучших молодых специалистов по востребованным компетенциям, оценив на практике их профессиональные умения и навыки, а также определить образовательные организации для сотрудничества в области подготовки и обучения персонала.



Предварительный просмотр:

Золкина Т.П.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В современных условиях роста социальных, этнических, религиозных конфликтов формирование гражданской идентичности подрастающего поколения является важным условием укрепления российской государственности, обеспечения безопасности общества и защиты интересов страны. Поэтому сегодня, особую актуальность приобретают вопросы воспитания молодежи, связанные с гражданско-патриотическим, духовно-нравственным, правовым развитием.

При этом особую значимость приобретает задача сплочения общества на основе традиционных ценностей отечественной культуры. Патриотизм, как нравственное чувство и совокупность социально-политических отношений является мощным фактором и, необходимым условием для защиты национальных интересов, возрождения и укрепления российской цивилизации на основе отечественного менталитета.

Будущее нашей страны зависит от степени готовности нового поколения к достойным ответам на исторические вызовы, готовности к защите интересов многонационального государства. Но в условиях нестабильности общественного развития в России, система гражданско-патриотического воспитания, имеющая в прошлом прочные, проверенные временем традиции, нуждается в совершенствовании, в соответствии с новыми реалиями.

Прежде чем раскрывать понятие патриотическое воспитание, необходимо определить, что есть собственно патриотизм и воспитание. На сегодняшний день сущность понятия «патриотизм» определена многогранно.

Так, в словаре иностранных слов Комелева Н.Г. «патриотизм» в переводе (от лат. patria) означает Родина, Отечество. В толковом словаре Ожегова С.И. патриотизм – любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу.

Патриотизм — одна из главных этических норм личности, совокупность знаний, оценочных суждений, социальных установок, обеспечивающих обоснование индивидуального отношения человека к Родине; общественно-политический и нравственный принцип, который определяет характер отношения граждан к своей стране, месту своего рождения и жительства.

Проанализировав ряд научных точек зрения в отношении понятия патриотизм, мы установили, что данное понятие во всех толкованиях определяют следующие признаки:  

‒ уважение, любовь и преданность своей Родине;

‒ созидательный характер деятельности каждого человека на благо своей страны, народа, всей планеты и всего человечества;

‒ готовность защищать Отечество, ставить на первый план интересы страны и общества ‒ готовность к самопожертвованию во имя Отечества и народа;

‒ территориальная привязанность к месту рождения (малая Родина).

Определение термина воспитание конкретно сформулировано в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации». «Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».

В словаре профессионально-педагогических понятий слово воспитание имеет несколько обширных определений, в зависимости от контекста использования. Целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Воспитание как категория – приоритетно в педагогической науке. Воспитание в более глубоком смысле включает в себя воздействие на субъект общества в целом, т.е. приравнивание воспитания с социализацией, и воспитание в ограниченном смысле как упорядоченная деятельность, нацеленная развивать у подростков систему качеств личности, принципов, образа мыслей. Воспитание нередко характеризуется в еще более узком смысле – как решение определенной воспитательной задачи.

Итог воспитания – осознанная готовность и способность к самовоспитанию.

«Воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем общества и государства, а также с их этносоциальными и социально-психологическими особенностями».

Воспитание патриотическое – культивирование высших идей, связанных с общественными ценностями, с существованием и защитой Родины. Его результатом является воспитание патриотизма.

В связи с этим, с нашей точки зрения, патриотическое воспитание представляет собой сложный педагогический процесс, который направлен на формирование и развитие духовно-нравственных, моральных качеств личности, стремление к гражданскому, культурному совершенствованию.

Вопросы обновления, инновационных методов патриотического воспитания в системе образования связана с установлением и сбережением приобретенных в период царской и советской России лучших традиций патриотического воспитания, возрождением и пополнением его содержания, проектированием новых технологий, с объяснением организационно-педагогических условий повышения эффективности гражданско-патриотического воспитания в образовательных системах.

Вопросы, связанные с развитием патриотизма у молодого поколения в категории уважения и любви к своей стране, преданности Отечеству, уважающих закон граждан государства, всегда находились в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги занимались изучением этого вопроса с древнейших времен. Лейтмотив преданности и заступничества земли русской проходит через многие сочинения древнерусской литературы.

Киевский митрополит Илларион писал в «Слове о законе и благодати о необходимости закаливания и укрепления физических сил детей, воинском воспитании отроков. Владимир Мономах в «Поучении детям» ратовал за воспитание у мальчиков трудолюбия, способности исполнять все мужские дела, быть воином.

«В силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству полагать его интерес и достоинство главным образом в тех высших благах, которые не разделяют, а соединяют людей и народы», так определяет христианское начало патриотизма В.С Соловьев.

В 18-19 веках патриотическое воспитание воспринимали, как взращивание нужных и приносящих пользу государству людей. Данная тема рассматривалась в трудах великих русских педагогов и философов.

Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, считали, что развивать патриотические качества необходимо начиная с раннего возраста. Основная мысль педагогического процесса заключалась в приверженности к народу, теория основывается на философской концепции о конкретно-чувственной природе патриотизма. К.Д. Ушинский определял патриотизм «главным мерилом человеческого достоинства». Основа его педагогической системы – требование демократизации народного образования и идея социализации воспитания. Главным условием всестороннего развития личности Ушинский считал труд. В педагогике проводил идею воспитывающего обучения, разработал принципы отбора учебного материала и методов обучения применительно к возрастным особенностям ребенка. Таким образом, проблема патриотического воспитания отражена и в научной педагогической мысли 18-19 веков. Основой дидактики было служение государству, воспитание культурного человека, разносторонне развитой личности, преданной своему Отечеству.

В период Советского союза основу развития патриотизма молодежи составляет отношение к государству, к народу, к дружественным странам; твердая привязка к политической идеологии. Н.К. Крупская в своих трудах, неоднократно выделяла ведущую роль общественного уклада в становлении личности ребенка. Подчеркивала необходимость реорганизации общественного строя. Надежда Константиновна определяла необходимость развивать у молодежи советский патриотизм, через знакомство и изучение работы и жизни первых лиц советского государства, призывала принимать активное участие в трудовой деятельности. Именно Н.К. Крупская ввела такое понятие как «военное воспитание», которое сегодня мы называем «военно-патриотическое воспитание». В своих работах она обосновывала необходимость патриотического воспитания с раннего возраста и на протяжении всей жизни человека.

В научных трудах А.С. Макаренко, приоритетной задачей выделено развитие у подростков умения и навыков жить интересами народа, так как, жизненная сфера проявления патриотизма объемна и часто не соединяема с героизмом. Макаренко внес большой вклад в теорию и практику воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательного воздействия. По его теории цель воспитательной работы определена закономерностями общественного развития. Сущность своего педагогического опыта Макаренко определял принципом «проектировать лучшее в человеке», считал необходимым синтезировать нравственное и социально-политическое просвещение молодежи. «Патриотизм проявляется не только в героических поступках; от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная». Таким образом, можно сказать, что воспитание патриотических качеств молодежи, А.С. Макаренко проецировал на общественный труд. Педагог писал: «Воспитание советского патриота – это значит воспитать всесторонне развитую личность, активно и сознательно борющуюся за укрепление могущества Родины».

Особое значение имеют работы В.А. Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у подрастающего поколения уважение к окружающей природе, родному слову, своей семье, культуре и истории, а также стремление к бескорыстному служению Отечеству в активной трудовой и общественной деятельности. Сухомлинский считал, что важно с детства растить в человеке стремление быть патриотом, что значит развивать нравственные ценности и чувствовать свою принадлежность к Родине.

Сухомлинский В.А. попробовал соединить и выстроить систему теоретического и практического опыта гражданского воспитания в советском обществе. Постоянно работая над данной темой, он хотел наиболее широко и глубоко использовать свой опыт и возможности для вливания гуманистических традиций дореволюционного образования, ее попыток демократизации двадцатых годов двадцатого века и патриотического потенциала в тяжелый период Великой отечественной войны. Сухомлинский пропагандировал идеи советской гуманистической педагогики. Вкладывал в понятие гражданственность сильный морально-нравственный смысл.

В 1960–70-е гг. понятие патриотизма рассматривалось как составная часть понятия нравственности, в основу патриотического воспитания был положен механизм нравственного воспитания, предполагающий единство знаний, отношений, поведения.

 В 1970–80-х гг. появляются всевозможные аспекты гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения: их взаимосвязь с другими направлениями воспитательной работы, подготовка кадров в сфере патриотического воспитания и др. К середине 1980-х гг. СССР находился в состоянии кризиса, а в обществе зрело недовольство относительно экономического и политического положения в стране. Внутри государства назревают серьезные изменения, которые затронули все сферы, включая образовательную систему. Традиции, складывавшиеся в образовании много лет, вдруг стали ломаться, идеи коллективизма и интернационализма – постулаты образовательной философии советского государства, начали жестко и резко критиковаться и быстро теряли былую силу. В этот период терпит крах всё патриотическое воспитание молодежи.

 Во второй половине 1990-х гг. вопросы развития патриотического воспитания в науке отошли на второй план, что явилось результатом социально-политического и экономического кризиса в стране. В этот период идеи гражданственности и патриотизма были значительно политизированы, что привело к появлению негативных оттенков в понятиях «патриотизм» и «патриот». Делая вывод, обратим внимание на то, что классическая патриотическая составляющая сознания всегда была основополагающей чертой российского менталитета. После преобразований 1990-х гг. периодически возникают обоснованные мнения об утрате этого традиционного русского и российского качества. Все более распространяется тема о проблемах патриотического воспитания в России.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения в России является одной из основных направлений государственной молодежной политики, осуществляемой с 2001 года в рамках государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В государственной программе этой же формулировкой определено понятие патриотического воспитания.

Таким образом, патриотическое воспитание – это процесс формирования нравственного сознания и поведения личности, направленного на созидательный характер деятельности каждого человека в отношении государства и общества.  

Содержание патриотического воспитания определяет культурный и нравственный уровень личности и составляет основу понимания окружающего мира, мировоззрения. Поэтому особенно важно в период становления образа мыслей и картины мира подрастающего поколения развивать эти нравственные ценности, с тем, чтобы они стали убеждениями, в этом плане огромная ответственность ложится на педагогов и образовательное учреждение в целом.