Программа "Самоделкин"

Рябова Татьяна Михайловна

программампо конструированию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_konstruirovaniyu_na_konkurs.docx74.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24 «Дельфинчик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНСТРУКТИВНЫХ УМЕНИЙ И СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«САМОДЕЛКИН»

                                   

                            воспитатели:

                                                                         Нерадовских Елена Владимировна,

                                                             Рябова Татьяна Михайловна

                                                         

                                                         

Верхняя  Салда


Введение

     В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» обозначены основные параметры образования нового типа, призванного способствовать ускоренному вступлению России в качественно новое состояние, в котором главным источником роста становятся человеческие ресурсы. Важным направлением развития образования становится формирование инженерного мышления на всех уровнях общего образования.

Актуальность выбранной темы, обусловлена необходимостью с дошкольного возраста готовить детей к жизни, т. к. мы живем в век невиданной еще научно – технической революции. И жизнь во всех ее направлениях, становится разнообразнее и сложнее, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности ума, мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

В современном мире, где все взаимосвязано и взаимозависимо, в условиях усиливающейся глобализации всех сфер социальной действительности и решаемых в них проблем имеется настоятельная потребность в развитии, становлении и формировании человека с творческим, продуктивным мышлением, способным принимать инновационные процессы и участвовать в них. По данным правительства РФ сфера наибольшего дефицита российского общества – в области технологий и инженерии. Российская система образования всегда была фундаментом и необходимой базой для решения стратегических задач государственной политики.

Конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей, через которые можно совершенствовать их умственные и творческие способности.

 В процессе целенаправленного обучения у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщенные представления о создаваемых объектах, развивается самостоятельность мышления, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели). Все это позволяет рассматривать конструирование, как эффективное средство подготовки детей к школе.

Приобретенные детьми конструктивные умения и знания, нравственные качества и навыки помогут им успешно продолжить, наладить отношения в коллективе сверстников.

Пояснительная записка

Дошкольный возраст — это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга — это кора. Все это связано с игрой. Умственное развитие дошкольников характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось. Этому препятствует эгоцентризм и неумение сосредоточиться на изменениях объекта. В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений.

Данная программа  предоставляет возможность отработать образовательные задачи и технологии развития продуктивного мышления и технических способностей детей на базовой, первой ступени образования – дошкольном образовательном учреждении; создать такие условия, чтобы при переходе из одного учебного учреждения в другое технические способности и творческие таланты развивались как можно интенсивнее.

Значимость данной программы заключается в том, что разработана система игровых и занимательных занятий по конструированию, включающая эффективные методические приемы формирования у детей дошкольного возраста конструктивных способностей. Определена последовательность и содержание работы по конструктивному воспитанию дошкольников средствами игры, что позволяет целенаправленно и продуктивно осуществлять процесс обучения, и дает возможность широко использовать эту разработанную систему в своей работе.

Термин «конструирование» (от латинского слова construere – построение) обозначает построение вообще, приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей служат для практического использования, поэтому должны соответствовать своему назначению.

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструктивное творчество детей может успешно развиваться в том случае, если у них имеются ясные представления о сооружениях, в которых четко отражены пространственные признаки предметов и их взаимоотношения. Такие представления формируются в условиях активного познания ребенком окружающего и углубляются в процессе представления. В основе детских представлений лежит анализ и синтез предметов и построек.

Таким образом, предпосылками формирования конструктивного творчества детей являются: представления о предметах действительности и умения выделять их пространственные свойства и отношения; детский опыт, включающий разнообразные конструктивные умения и навыки создавать различные варианты одного и того же предмета. В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:

  • конструирование из строительных материалов;
  • конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
  • конструирование из природного материала.

Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых. Для конструктивно-технической деятельности взрослых характерно практическое назначение конструкций, построек. При выполнении конструкции взрослый предварительно обдумывает, создает план, подбирает материал с учетом назначения, техники работы, внешнего оформления, определяет последовательность выполнения действий.

Все эти элементы намечаются в детском конструировании. Здесь также решаются конструктивные задачи. Продукты детского конструирования, как правило, предназначаются для практического использования в игре.  Существование двух видов детского конструирования - изобразительного и технического, каждый из которых имеет свои особенности,- требует дифференцированного подхода в руководстве ими.

Конструирование техническое – создание различных изделий определенного назначения с составлением  их проектов (графических изображений, проработкой и сопоставлением возможных различных вариантов конструкций и способов изготовления деталей, изготовлением образцов, исследованием их соответствия техническому заданию и оценкой качества).

Конструирование как вид детского творчества способствует активному

формированию технического мышления: благодаря ему ребенок познает основы графической грамоты, учится пользоваться чертежами, выкройками, эскизами. Ребенок сам производит разметку, измерение, строит схемы на основе самостоятельного анализа, что способствует развитию его пространственного, математического мышления.

Правильное руководство детской деятельностью позволяет педагогу преодолевать трудности и вести целенаправленную работу по развитию конструктивных способностей дошкольников.

Важно научить детей делать анализ построек, конструкций, элементарных чертежей (рисунков, изображающих постройки).

Конструирование в себя включает:

Действия наглядного моделировании

•        замещение

•        использование моделей

•        построение моделей

•        опредмечивание

•        детализация

•        символизация

Работа по этой программе начинается в среднем возрасте в этом возрасте постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий. В этом возрасте у детей возникает интерес к качеству своего труда: они начинают осознанно стремиться к соблюдению определенных требований, предъявляемых воспитателем (последовательность операций, использование разных способов конструирования, проявляют желание овладеть теми или иными навыками и охотно упражняются в конструировании. В середине года дети начинают конструировать из бумаги, а в конце года – из природного и бросового материалов. В данной группе проводила коллективные занятия такие, как «Сказочные домики», ставила задачи: развивать интерес к конструктивной деятельности, учить творческому конструированию по условию. С поставленными задачами дети справились, были активны, с интересом строили сообща.

В старшей группе конструирование характеризуется умением детей анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. В старшей группе дети на занятиях по конструированию из бумаги и других материалов могут изготавливать необходимые для игры предметы. Из природного материала – шишек, желудей, листьев, веток, ягод – дети учатся конструировать несложных по строению животных. Основными приемами, помогающими детям создавать изображения, являются наблюдения, рассматривание животных и птиц на прогулке, на иллюстрациях. При обучении конструированию предмета не следует постоянно прибегать к показу способов конструирования – необходимо активизировать опыт детей, спрашивать, как, по их мнению, эту вещь можно сделать, задавать наводящие вопросы, хвалить тех, кто ответит правильно. Такая методика способствует развитию детского творчества. В данном возрасте проводила такие занятия, как занятие по конструированию из бумаги «Тюльпан», ставила перед детьми задачи: делать поделку из бумаги путем складывания, без применения клея. Детям очень понравилось работать с бумагой, они аккуратно ее складывали, чтобы подарить эти цветы мамам.

В подготовительной группе, дети уже, овладев достаточно широким кругом знаний, умений и навыков в создании разнообразных построек, дети способны конструировать более сложные сооружения, для которых необходимы различные конструкторы.

Детей продолжают учить не только из строительного материала, но и из бумаги и других материалов. Эти занятия имеют большое значение для подготовки к школе: в процессе конструирования развивается образное мышление. Конструкторские способности.

Следует развивать у детей умение использовать в сюжетно – ролевой игре постройки из строительного материала, формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр (бинокли, шапочки, книжки, игрушечную мебель и т. д.) ; сувениры для родителей, сотрудников детского сада малышей; украшения на елку. В этой группе проводила такое занятие, как конструирование из природного материала «Щенок», перед детьми ставила задачи: закреплять навыки работы с природным материалом, доводить начатое до конца. С данными задачами дети справились, им понравилось работать с природным материалом, с нетерпением ждали результата.

Основные принципы программы

          Одним из главных принципов в работе с детьми является создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей, нужно дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.

           Согласно Конвенции о правах ребенка, он имеет полное право на выражение своих чувств, желаний и эмоций.

           Нежелание ребенка участвовать в занятии обуславливается несколькими причинами:

  • стеснительность, застенчивость (при каждой возможности педагог должен давать положительную оценку действию ребенка)
  • неумение, непонимание (требуется большое внимание к ребенку, проявление индивидуального подхода)
  • неуравновешенный, капризный стиль поведения (акцентировать внимание ребенка на игру, сюрпризы; положительные оценки быстрее отвлекут ребенка).

 Второй принцип – целостный подход в решении педагогических задач:

  • обогащение детей новыми впечатлениями;
  • претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
  • оказание поддержки родителям в организации домашней среды для развития у детей любознательности и познавательных интересов (консультации, совместные мероприятия, печатные издания).

Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по обучению детей конструированию.

Одним из важнейших принципов  данной программы является принцип партнерства. Общение с детьми должно происходить на  равных, партнерских отношениях. («Давай поиграем», «Покажи мне», «Кто мне поможет»).

Немаловажным является  и принцип положительной оценки детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве.

Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти  свое отражение в данном виде музыкальной деятельности. В силу  очень маленького опыта дети не могут подать интересную идею. Подчас это получается у них непроизвольно, стихийно. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, должен увидеть этот момент, зафиксировать его, похвалить ребенка. Дети, понимая, что к ним прислушиваются, их хвалят, их замечают и хорошо оценивают, начинают думать, стараться, творить.

Целевой раздел

                  Цели и задачи программы

Цель: Развитие творческого кругозора дошкольников, конструктивных умений и способностей, формирование основ инженерного мышления и навыков начального моделирования.

Работа по конструированию с детьми предусматривает решение следующих задач:

  1. Формирование у детей представлений о разных профессиях, раскрытие значимости профессиональной деятельности для общества, развитие интереса к профессиям родителей.
  2. Развитие  у детей действий соотнесения эталонных образцов формы ,пропорций, пространственных отношений и других с реальными предметами. и для выделения в них этих свойств.  В качестве эталонов используется строительный материал, детали которого имеют четкую геометрическую форму, и графические изображения этих деталей. Развивается главным образом восприятие.
  3. Развитие действий пространственного моделирования. Оно осуществляется в двух формах: предметной и графической. Предметные модели создаются в ходе самого практического конструирования из строительных деталей (по образцу).
  4. Развитие действий творческого воображения. Такие действия направлены на создание новых образов предметного мира путем преобразования имеющихся представлений о нем.
  5. Развитие действий символизации. Дети овладевают умением создавать творческие постройки, отражающие их восприятие и эмоциональное отношение к миру. Это одна из форм проявления детского творчества в конструировании.
  6. Совершенствование технических  умений и навыков конструирования из объемных строительных деталей.
  7. Ознакомление детей с формами организации их самостоятельной индивидуальной работы  совместно с другими детьми. (планирование действий, следование инструкциям, правилу).

Возрастной ориентир программы

    Данная программа рассчитана на  дошкольный возраст ( 4-7лет).

Планируемые результаты освоения программы

  • дети умеют планировать, конструировать по схемам, чертежам;
  • технически мыслить;
  • работать коллективно (подгруппами, парами);
  • творчески фантазировать;
  • применять в самостоятельной деятельности приобретённые знания и умения;
  • создавать, преобразовывать и обыгрывают постройки и поделки из разнообразных конструкторов, использует строительные детали с учетом их конструктивных свойств.

     Вопреки реализуемому в практике дошкольного воспитания традиционному подходу, внимание акцентируется не только на результатах продуктивной, творческой деятельности детей, но и на организации самого процесса формирования творческих способностей детей. Развитие инициативы, гибкости происходит в условиях совместной деятельности детей друг с другом, детьми с взрослыми (родителями), тем самым творчески активный ребенок умеет работать в команде.

Особым образом организованная предметная образовательная среда учреждения способствует проявлению творческой индивидуальности и развитию технического (продуктивного) мышления детей.

Содержательный раздел    

       

Педагогические технологии:

·        технологии проектной деятельности

·         технология исследовательской деятельности

·          информационно-коммуникационные технологии;

·         личностно-ориентированные технологии;

·         игровая технология.

Взаимодействие с родителями

  1. Собрания общие и групповые
  2. Консультации в форме индивидуальных бесед
  3. Буклеты, брошюры
  4. Помощь в приобретении материала: конструкторы, изготовление различных чертежей и схем.

Примерное тематическое планирование

Непосредственная образовательная деятельность проводится 2 раза в неделю.

Формирование конструктивных умений

Неделя

Месяц

Год

0,5

2

18

Средний возраст 4-5 лет

Месяц

Тема

Задачи

Кол-во
занятий

сентябрь

Конструирование по схеме «Ограждение предприятия»

Упражнять:
- в замыкании пространства способом обстраивания плоскостных фигур;
- в различении и назывании четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый) и геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник). 
    Закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок).
   Учить понимать речь взрослого, думать, находить собственные решения

1

сентябрь

Путешествие в конструкторский цех

Учить:

-делать постройку, соразмерную игрушке
-уточнить понятие «высокий», «низкий».
  Закреплять представления об основных строительных деталях и деталях конструктора (куб, кирпич, брусок).
 Учить понимать речь взрослого, думать, находить собственные решения

1

октябрь

Путешесвие в строительный цех

Формировать:
- умение анализировать готовую постройку;
- определять пространственное расположение частей (сзади, спереди, сверху и т.д.) и последовательный ход стройки;
- правильно называть знакомые строительные детали.
Развивать:
- конструкторские навыки, фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, 
- обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия

1

октябрь

Строительство зданий по образцу

«Мы строители»

     Дать обобщенные представления о домах.
     Упражнять:
   - в сооружении высоких построек с перекрытиями;
 - делать постройку прочной;
 - дать обобщенные представления о домах.
 Закреплять умения:
- отбирать нужные для постройки детали;
- по образцу определять, из каких деталей сделаны отдельные части постройки, в какой последовательности ее выполнять;
- познакомить с понятием фундамент;
Развивать:
- конструкторские навыки, фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, 
- обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия

1

ноябрь

Мы конструкторы. Самостоятельное проектирование построек по замыслу

Упражнять:
- в сооружении постройки в соответствии с размером игрушки, для которой она предназначена; 
- в употреблении слов длинный, спереди, сбоку, слева, справа.
 Развивать:
- конструкторские навыки, фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, 
- обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия

1

ноябрь

Путешествие на автомобильный завод

Дать обобщенные представления:
- о грузовом транспорте;
- о строительной детали - цилиндре и его свойствах (в сравнении
с бруском).
Упражнять в конструировании грузового транспорта, в анализе образцов, в преобразовании конструкций по заданным условиям 
Уточнять представления о геометрических фигурах. Побуждать к поиску собственных решений в сочетании и моделировании фигур. Развивать способность к плоскостному моделированию.

1

декабрь

Конструирование по собственному замыслу

 Способствовать развитию их творчества.

 Научить создавать замысел и реализовывать его, добиваясь поставленной цели.
   Закреплять полученные знания и конструктивные навыки;


 

 

1

январь

Мы строители. строим по схемам здания детского сада

Формировать умение рассматривать образец, выделять в нем части.
Развивать:
- умение определять,  из каких деталей выполнен образец;
- умение определять,  сколько взять для постройки деталей;
Закреплять у детей:
- умение делать несложные перекрытия;
- отображать знакомый предмет в постройке.
Закрепить новую форму – цилиндр, умение правильно его использовать.

1

Мы строители. строим по схемам здания пароход

 Учить детей строить по памяти, используя предыдущий опыт построек; преобразовывать его по условиям.
 Развивать: 
- конструкторские навыки, фантазию, творчество, умение самостоятельно выполнять последовательность действий, 
- обобщать, сравнивать, находить общее и выделять различия

1

январь

Строительство моста. Самостоятельная разработка схем построек.

   Дать представление о мостах, их назначении, строении; упражнять в строительстве мостов.     
  Закреплять умения:
анализировать образцы построек, иллюстрации;
самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их.
   Познакомить с трафаретной линейкой (с геометрическими фигурами). 
  Упражнять:
в работе с трафаретной линейкой;
в сравнении геометрических фигур, в выделении их сходства и различия

1

февраль

Конструирование по собственному замыслу.

 

 Закреплять у детей:
- полученные знания и конструктивные навыки;
Способствовать развитию их творчества, 
самостоятельности и организованности.
  Научить создавать замысел и реализовывать его, добиваясь поставленной цели.

1

февраль

Знакомство с техникой оригами

Познакомить детей с новым материалом - бумагой и ее особенностями. 
  Учить: 
- складывать прямоугольный лист пополам, совмещая стороны и углы, поглаживая линию сгиба. 
Развивать:
- аккуратность;
- художественный вкус.

1

Путешествие на завод «Самолет построим сами»

- развитие конструктивного мышления;

-обогашение памяти;

-конструирование по схемам, чертежам.

1

март

Работа в технике оригами

Приобщать к изготовлению простых игрушек оригами. Дать элементарные представления об оригами. 
Учить:
- складывать квадрат по диагонали и вчетверо для получения бабочки; Выбирать элементы для  украшения бабочки.

1

апрель

Работа в технике оригами.

Дом для друга.

Закрепить приемы работы:
- как закруглить у квадрата два угла;
Развивать:
-глазомер, 
- аккуратность.

1

апрель

Работа в технике оригами.
 Конструирование дома

Продолжать учить детей складывать лист пополам.
Развивать:
- глазомер, 
- аккуратность.

1

май

Конструирование по собственному замыслу

Закреплять у детей:
- полученные знания и конструктивные навыки;
Способствовать развитию их творчества, 
самостоятельности и организованности.
  Научить создавать замысел и реализовывать его, добиваясь поставленной цели.

1

май

  Работа в технике оригами.
Конструирование транспорта

Продолжать учить детей складывать лист пополам. Закреплять умение наклеивать прямоугольники на опорную основу.

1

Старший возраст 5-6 лет

Месяц

Тема

Задачи

Кол-во
занятий

сентябрь

«Путешествие в Стройград».

-Знакомить детей с новыми деталями, закреплять названия знакомых деталей, приемами изображения деталей с трех позиций. Учить правильно располагать эти изображения на листе бумаги

.- Развивать умение анализировать форму сторон деталей.

- Воспитывать стремление к самостоятельности.

1

сентябрь

  Работа в технике оригами «Рыбка»

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами, закрепить  навыки 

Продолжать учить детей складывать лист пополам.
Развивать:
- глазомер, 
- аккуратность.

1

октябрь

«Фантазии из 2-5 деталей»

-Учить детей читать схемы-развертки простейших конструкций; придумывать собственную конструкцию.

- Развивать воображение, умение соотносить реальные детали и конструкции и их схематические изображения на модели.

- Поощрять стремление к фантазированию, индивидуальности в конструировании.

1

октябрь

Работа в технике оригами. «Груша»

Учить детей:
- как закруглить у квадрата четыре угла;
Развивать:
-глазомер, 
- аккуратность.

1

ноябрь

«Крупные и мелкие детали»

 -Формировать умение расчленять схематическое изображение крупной детали на мелкие части, ориентируясь на форму и размеры ее.

-Развивать умение последовательно анализировать и «расчленять в уме» контурную схему сооружения, глазомер, воображение.

- Воспитывать желание доводить дело до конца, поощрять творческие проявления детей.


1

ноябрь

Работа в технике оригами. «Грибы»

Продолжаем  учить детей:
- как закруглить у квадрата четыре угла;

-закреплять умение склеивать детали
Развивать:
-глазомер, 
- аккуратность.

1

декабрь

«Разные дома»


- Закреплять навыки графического изображения строительных деталей. Обучать действию графического моделирования в процессе составления схемы фасада дома.

- Развивать умение соизмерять части постройки в процессе анализа ее с помощью трафарета, без трафарета.

- Воспитывать аккуратность при выполнении заданий, желание дополнять конструкцию новыми деталями, рассказать о своем городе, деревне.

 

1

декабрь

Работа в технике оригами. «Дед Мороз»

Приобщать к изготовлению игрушек оригами.

Развивать:
-глазомер, 
- аккуратность.

январь


Декоративные стенки и входы»

- Учить воспроизводить конструкцию по схеме с позиции «вид спереди».Закреплять умение составлять фронтальную схему по конкретному образцу.

-  Развивать умение словесно описывать постройку и намечать план ее построения, последовательно анализировать схему.

-  Поощрять стремление к самостоятельному выбору деталей постройки, желание дополнять конструкцию новыми деталями, воспитывать интерес к родному городу.

.

1

январь

Работа в технике оригами. «Снегурочка»

Приобщать к изготовлению игрушек оригами.

Развивать:
-глазомер, 
- аккуратность.

1

февраль

«Слова и чувства»

-  Учить целенаправленно и последовательно анализировать предмет по вопросам. Учить выражать чувства и настроение с помощью символических средств – линий и фигур.

-  Развивать воображение, умение соотносить тип линии с той или иной деталью, сравнивать описание с постройкой.

-  Воспитывать стремление к творчеству, словесному выражению чувств.

 

1

февраль

Работа в технике оригами. «Снежинка»

Приобщать к изготовлению игрушек оригами.

Развивать:
-глазомер, 
- аккуратность.

1

март

«Строительство вокзала, поезда».

- Учить использовать в постройке много элементов для выражения функционального ее назначения.

-  Развивать умение анализировать планомерно схему постройки, выделять в ней части, их назначение.

- Поощрять стремление к сотрудничеству в процессе выполнения задания, формировать положительное отношение к себе и окружающему миру.

1

март

Работа в технике оригами. «Коробочка с птичками»

Приобщать к изготовлению простых игрушек оригами.

Развивать:
-глазомер, 
- аккуратность

1

апрель

«Транспорт»

- Учить в группе транспорта выделять общие функциональные части, создавать конструкции  самостоятельно, использовать словесно сформулированный план действий. Расширять представления о городе.

-  Развивать  речевую деятельность, умение оценивать работы сверстников и свою.

-  Поощрять адекватные оценочные высказывания детей, умение договориться.

1

апрель

Работа в технике оригами.
 «Ракета»

Продолжаем учить детей  изготовлевать  игрушки.
Развивать:
- глазомер, 
- аккуратность.

1

май

Конструирование по собственному замыслу

Закреплять у детей:
- полученные знания и конструктивные навыки;
Способствовать развитию их творчества, 
самостоятельности и организованности.
  Научить создавать замысел и реализовывать его, добиваясь поставленной цели.

1

май

  Работа в технике оригами.
«Подснежник»

   Развивать:
- глазомер, 
- аккуратность.

1

Подготовительный возраст 6-7 лет

Месяц

Тема

Задачи

Кол-во
занятий

сентябрь

Конструирование (из строительного материала)

«Разные здания»

- Формировать обобщённые представления о зданиях, учить строить

по чертежу, самостоятельно подбирать строительный материал.

- Развивать умение планировать работу.

- Воспитывать при работе дружеские отношения.

1

сентябрь

  Работа в технике оригами «Яблоко»

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами, закрепить  навыки декоративного украшения готовой фигурки, упражнять в свободном выборе цвета.

Развивать:
- глазомер, 
- аккуратность.

1

октябрь

Конструирование

(из строительного материала)

«Грузовой  транспорт»

 -Уточнить представления о городском транспорте, разнообразии его видов, зависимости конструкции каждого вида транспорта от его назначения, продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки.

-  Закрепить знания о правилах дорожного движения.

- Воспитывать при работе дружеские отношения.

1

октябрь

Работа в технике оригами. «Избушка на курьей ножке»

Учить сгибать квадрат по диагонали, полученный треугольник складывать пополам, отгибать верхние острые углы в разные стороны. Воспитывать умение эстетически правильно украшать свою поделку.  

Развивать:
-глазомер, 
- аккуратность.

1

ноябрь

Конструирование (из деталей конструкторов)

«Стол и стул»

- Продолжать учить детей строить различные предметы мебели (стол и стул) по рисунку, объединять постройки единым сюжетом, сообща обыгрывать их.

- Закрепить умение отражать в своих конструкциях имеющиеся представления из своего опыта.

- Развивать представления о строительных деталях.

1

ноябрь

Работа в технике оригами. «Ёлка»

- Продолжать учить аккуратно, работать с клеем. Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки. Воспитывать интерес к занятиям по оригами.

Развивать:
-глазомер, 
- аккуратность.

1

  декабрь

Конструирование (из строительного материала)

«По замыслу»


-Учить детей  совместно подумать о том, что они будут строить.

 - Распределять работу.

 - Подбирать материал

1

декабрь

Работа в технике оригами. «Санта -Клаус»

Продолжать учить детей делать бумажные фигурки из двух деталей, учить чётко, выполнять инструкции педагога

Развивать:
-глазомер, 
- аккуратность.

январь

Конструирование (из строительного материала) «Мост»

- Учить детей делать перекрытия на высоких, редко поставленных устоях.

- Упражнять в строительстве по условиям и

совместном   

конструировании.

 -Развивать у детей умение сообща планировать работу.

- Воспитывать добиваться помогать друг другу.

 

1

январь

Работа в технике оригами. «Сова»

 Учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). Воспитывать радость от подарков, сделанными своими руками.

Развивать:
-глазомер, 
- аккуратность.

1

февраль

Конструирование (из деревянного конструктор)

«Самолет»

- Учить детей выделять части самолета (мотор, фюзеляж, пропеллер, шасси и т.д) и устанавливать практическое назначение самой конструкции и ее основных частей.

- Формировать умение заменять одни детали другими. 

1

февраль

Работа в технике оригами. «Собачка»

Продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). Воспитывать радость от подарков, сделанными своими руками.

Развивать:
-глазомер, 

- аккуратность.

1

март

Конструирование (из деталей конструкторов)

«Тележка (тачка)»

-  Сформировать у детей представления о функциональном назначении и строении тележки.

-  Учить самостоятельно, находить необходимые детали для конструкции.

Развивать у детей желание экспериментировать.

-  Воспитывать добиваться помогать друг другу.

1

март

Работа в технике оригами. «Котик»

Продолжать учить оформлять поделку деталями (рот, нос, глаза). Воспитывать радость от подарков, сделанными своими руками.

Развивать:
-глазомер, 
- аккуратность

1

апрель

Конструирование (из строительного материала)

«Разные здания»

-  Формировать обобщённые представления о зданиях, учить строить

по чертежу, самостоятельно подбирать строительный материал.

-  Развивать умение планировать работу.

-  Воспитывать при работе дружеские отношения.

1

апрель

Работа в технике оригами.
 «Ракета2»

Закрепить умение перегибать квадрат «книжкой» и  дважды «косынкой»,  Продолжать учить детей внимательно слушать инструкции воспитателя. Воспитывать самостоятельность и внимание.
Развивать:
- глазомер, 
- аккуратность.

1

май

Конструирование по собственному замыслу

-  Учить детей  совместно подумать о том, что они будут строить, распределять работу, подбирать материал

1

май

  Работа в технике оригами.
«Нарцисс»

  Продолжать учить сгибать квадрат «косынкой», отгибать один из уголков кверху наискосок.

 Воспитывать усидчивость. 

 Развивать:
- глазомер, 
- аккуратность.

1

Формы работы с детьми

  • Основная форма работы – непосредственная образовательная деятельность,
  • фронтальная (групповая) форма,
  • по подгруппам,
  • игровая форма,
  • индивидуально – творческая деятельность,
  • игры – чертежи,
  • развивающие игры,
  • интегрированная форма обучения.

Занятия по конструированию, как и большинство занятий в детском саду проводятся в игровой форме, т. е. дети выполняют то или иное задание не потому, что это интересно само по себе. А для реализации какого-то игрового момента. На занятиях дети раскованы, в процессе работы отходят от своего рабочего места, самостоятельно берут недостающий материал. Способы поощрения использую разные. Это и вежливые, ласковые слова, и мимика, молчаливое пожатие руки.

В совместной деятельности с ребенком педагог выступает не только в роли учителя, передающего малышу свой опыт, знания, способы работы. Он старается постепенно стать для ребенка его равноправным партнером по совместной деятельности. Появление элементов сотрудничества со взрослым в совместной деятельности – важный этап для дальнейшего формирования коллективной деятельности и установления между ними взаимоотношений в этой деятельности.

Работу по обучению детей конструированию по рисунку можно организовать как с подгруппой, так и индивидуально, но обязательно с учётом желаний детей.

Перечень пособий

Для работы были созданы необходимые условия: центр “Конструкторское бюро”, где ребёнок делает первые шаги на пути овладения удивительным искусством конструирование, альбом “Архитектор” (где представлены геометрические формы в трёх проекциях), разнообразные виды конструкторов (деревянные, металлические, кнопочные, магнитные, из резинок), графические модели, по которым дети учатся строить предметы.          

При условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, осуществляется развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребёнка, его умственных способностей,

Наиболее целесообразно использовать для этого мелкий и средний по размерам строительный материал и различные конструкторы, готовые объёмные формы, и т.д. Постепенно разнообразные образцы можно использовать в самостоятельной практической работе детей.

Чтобы работа была успешной, необходимо учитывать определенные требования, предъявляемые к рисункам для конструирования:

– образцы должны быть расчлененными, т. е. каждая деталь постройки должна хорошо просматриваться и легко выделяться на рисунке;

– первые образцы должны быть легкими для воспроизведения. Это необходимо для появления у ребенка интереса к работе;

– усложнение в образцах должно нарастать понемногу и постепенно, чтобы ребенок не испытывал страха, разочарования, опасения, что снижает интерес к данной деятельности;

– предлагаемые детям для воспроизведения образцы должны соответствовать их интересам (робот и машина из конструктора — для мальчиков, мебель, карета, дворец — для девочек и т. п.).

Список литературы

  1. Веракса Н.Е. Комарова  Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Мозаика-Синтез» М 2014 год.
  2. Горичева В.С., Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.» Популярное пособие для родителей и педагогов/Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 1998. – 192., ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
  3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Метд. пособ. для восп. и педагогов. М.; Мозаика-Синтез 2005.
  4. Куцакова. Л.В. «Занятия по конструированию из строительного    
  5. материала в средней группе детского сада». Конспекты занятий. Издательство Мозайка- синтез. Москва 2010.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
  7. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».