Образовательные программы
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка | |
| |
Направленность программы | |
Новизна программы | |
Актуальность данной программы | |
14. Педагогическая целесообразность программы | |
Отличительные особенности программы | |
| |
| |
| |
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы | |
Условия приема детей в коллектив | |
Формы и режим занятий | |
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности | |
Система отслеживания и оценивания результатов реализации программы | |
Модель выпускника детского объединения | |
| |
Учебно-тематический план | |
Содержание изучаемого курса | |
| |
Методическое обеспечение программы | |
Используемые педагогические технологии при освоении разделов программы и осуществлении учебно-воспитательного процесса | |
Методы обучения, используемые при освоении разделов программы и осуществлении учебно-воспитательного процесса | |
Материально-техническое обеспечение | |
Информационное обеспечение | |
Организационное обеспечение | |
Кадровое обеспечение | |
| |
Список литературы, используемой педагогом | |
Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей | |
Интернет источники |
- Пояснительная записка
- Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс
- Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Мастерилка» реализуется в соответствии с художественной направленностью образования, т.к. направлена на обучение, воспитание и развитие изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности через создание изделий декоративно-прикладного искусства, решает задачи развития познавательной, художественно-эстетической и творческой активности обучающихся.
Программа разработана с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от п. 9 ст.2; п.1 ст.12; п.5 ст. 12; п.3,6 ст. 28, 13, 17; часть 3 ст. 34, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2025 г. № 1745-р О внесении изменений в Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р, и утверждении плана мероприятий по реализации Концепции.
Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от №28), Постановления администрации Каменского муниципального района №149 от г. «Об утверждении положения о персонифицированном дополнительном образовании в новой редакции», Устава МБУДО «ЦРТДЮ» Каменского муниципального района.
- Актуальность программы состоит в том, что новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, выдвигают свои требования: быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения; быть ориентированными на лучшие конечные результаты. Программа «Мастерилка» является комплексной по набору техник работы с природным и бросовым материалом, что предполагает овладение основами разнообразной творческой деятельности, даёт возможность каждому ребёнку проявлять и реализовывать свои творческие способности, применяя полученные знания и умения в реальной жизни.
- Новизна программы
Новизна программы «Мастерилка» состоит в интеграции декоративно-прикладного творчества и экологического образования. В содержание программы добавлены темы по изучению растительного и животного мира родного края, изучению законов природы, использованию экологических знаний при изготовлении поделок из природных и бросовых материалов.
Также добавлены занятия, направленные на здоровьесбережение обучающихся, большое внимание уделяется самостоятельности и творчеству, работе над проектами.
- Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что личность обучающегося формируется в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организована деятельность, тем больше создаётся возможностей на формирование у него социально-ценностных отношений к явлениям окружающей действительности, на его самосознание, на самовоспитание духовных потребностей личности в труде, творчестве, общении. Работа по данной программе способствует увеличению занятости обучающихся в свободное время, организации полноценного досуга, развитию и поддержке талантливых и одаренных обучающихся.
- Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы «Мастерилка» является объединение различных технологий декоративно-прикладного творчества, которые должны привлечь, заинтересовать и научить детей творить, фантазировать, воплощать задуманное на практике, совмещая и смешивая различные виды декоративно-прикладного творчества. Обучение детей по данной программе предусматривает развитие не только способностей чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, сфере деятельности, распространять ее и на отношения с людьми и окружающим миром
- Уровни освоения программы
Уровень освоения программы: базовый
- Цели и задачи программы
Цель: формирование разносторонне развитой личности, создание условий для развития творческих способностей и личностных качеств обучающихся через освоение способов и художественных приёмов работы с природным и бросовым материалом.
Задачи:
- Обучающие:
- обеспечить условия для усвоения основных знаний и умений, необходимых для воплощения своего творческого потенциала, развития таланта и способностей в различных техниках декоративно-прикладного искусства;
- стимулировать познавательную деятельности обучающихся;
- формировать специальные знания – основы композиции и цветовой гармонии, материаловедения, значения распространенных художественных понятий и терминов при работе с природным и бросовым материалом ;
- обучать пониманию практического значения полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков в повседневной жизни, и для решения задач профориентации;
- совершенствовать умения и формирование навыков работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- обучать детей правильно организовывать и планировать творческий процесс труда.
- Развивающие:
- формировать способности к самореализации;
- развивать творческое мышление и способности обучающегося, его фантазию, воображение и изобретательность;
- развивать у ребенка умение анализировать результаты своей работы, давать им оценку;
- развивать художественно-эстетические способности, умение видеть красоту окружающей действительности и стремление к её творческому, гармоничному изменению;
- стимулировать стремление к личностному росту и профессиональному самоопределению через систему диагностики и оценивания;
- развивать любознательность и формирование устойчивого интереса в области, декоративно-прикладного искусства;
- развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях.
- Воспитывающие:
- расширять представления обучающихся о декоративно-прикладном творчестве;
- формировать художественный вкус;
- формировать мировоззренческие понятия, осмысление окружающей действительности через активные формы творческого познания мира;
- приобщать детей к общечеловеческим ценностям, а также к истокам русской народной культуры;
- развивать коммуникативные навыки, внимательного и уважительного отношения к людям, стремления к взаимопомощи.
Задачи 1 года обучения
Обучающие:
- Формировать практические навыки и умения работы с природным и бросовым материалом.
- Отрабатывать навыки работы с необходимыми инструментами и приспособлениями, выполнять правила техники безопасности.
Развивающие:
- Развивать творческий потенциал, художественные способности, познавательную активность.
- Способствовать формированию экологической культуры
- Активизировать мыслительные процессы, волевые качества, самоанализ и самоконтроль.
Воспитывающие:
- Воспитывать аккуратность в работе, целеустремленность, старание.
- Воспитывать дисциплинированность и организованность.
Задачи 2 года обучения
Обучающие:
- Закреплять у обучающихся практические навыки и умения работы с природным и бросовым материалом.
- Расширять представление детей о многообразии изделий декоративно-прикладного творчества с использованием природного и бросового материалов.
- Формировать умения следовать устным инструкциям, работать по технологической карте, схеме и образцу, по замыслу.
Развивающие:
- Развивать творческую активность, фантазию, самостоятельность в работе.
- Развивать потребность к творческому самовыражению.
- Развивать мотивацию к познанию красоты и богатству родной природы.
Воспитывающие:
- Воспитывать аккуратность, умение доводить начатую работу до завершения.
- Воспитывать уважительное отношение к труду, доброжелательность, чувство взаимопомощи, товарищества.
- Адресат программы; возрастные особенности обучающихся
Программа предназначена для детей в возрасте 7 - 11 лет без специальной подготовки. Именно с этого возраста деятельность ребенка предполагает наличие у него способностей и мотивов для творческого развития, накопления опыта не только в процессе познания, но и в практической деятельности, самовыражении, творческом применении полученных в процессе обучения знаний в жизни.
- Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы. Режим занятий
Программа «Мастерилка» рассчитана на 2 года обучения, 36 учебных недель в год. Количество часов на весь период обучения по программе составляет 288 часов (1 год обучения – 144 учебных часа; 2 год обучения – 144 учебных часа.
Режим занятий:
Занятия проводятся в соответствии с «Положением о режиме занятий в МБУДО «ЦРТДЮ»:
1 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа, с перерывом между каждым часом 10 минут;
2 год обучения - 2 раза в неделю по 2 часа, с перерывом между каждым часом 10 минут.
1 академический час равен 45 минутам, с 10 минутным перерывом между занятиями.
Образовательный процесс построен в соответствии с «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от №28.
- Условия приёма детей в объединение
В детское объединение «Мастерилка», принимаются дети без специальной подготовки. Набор в группу ведется с учетом следующих принципов:
- добровольность;
- общественная направленность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- согласие родителей (законных представителей).
Количество обучающихся в группе-13-15 человек.
Набор в группу свободный, состав в группе постоянный.
- Формы организации образовательной деятельности
Реализация данной программы предполагает использовать такие формы, методы и методические приемам обучения, которые:
- стимулируют обучающихся к постоянному пополнению знаний о декоративном творчестве (беседа, экскурсия, лекция, работа со специальной литературой, ресурсами интернета);
- способствуют развитию творческого потенциала (создание авторских коллекций изделий, участие в конкурсах, выставках и фестивалях декоративно-прикладного творчества);
- вовлекают в практическую деятельность и обеспечивают развитие исследовательских навыков, проектного мышления обучающихся (работа над проектом).
Занятия проводятся по группам и индивидуально. Используются аудиторные и внеаудиторные (в т.ч. самостоятельные) занятия.
- Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данной программы:
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение декоративно-прикладного творчества, развитие экологической культуры;
- умение обсуждать и анализировать собственную деятельность и работу других обучающихся с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Метапредметные результаты
Формируемые компетенции обучающихся:
- ценностно-смысловые и самосовершенствования (способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения; соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни в социуме);
общекультурные (усвоение способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями; умение культурно вести диалоги, выступать с сообщениями, высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению других людей);
- учебно-познавательные (планирование и постановка целей и задач, организация учебной и творческой деятельности, владение различными формами контроля и самоконтроля, умение работать по индивидуальному маршруту и в команде, анализ и оценка собственной учебной деятельности);
информационно-коммуникативные (умение объяснять «своими словами», анонсировать и давать краткую аннотацию прослушанного и просмотренного материала, действовать по заданным алгоритмам и комбинировать их в нестандартных ситуациях);
В результате освоения программы «Мастерилка» у обучающихся формируются универсальные учебные действия:
- познавательные: общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем;
- регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;
коммуникативные: планирование сотрудничества, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов.
Предметные результаты
К концу I года обучения обучающиеся будут знать:
- способы заготовки, сушки (плоскостное засушивание) и хранения природных материалов;
- названия и особенности используемых природных материалов;
- инструменты и приспособления для работы, их назначение.
- правила техники безопасности при работе с природным и бросовым материалом и необходимым оборудованием и приспособлениями;
- правила организации рабочего места;
- приемы работы и технологии изготовления изделий из природного и бросового материалов;
- специальные термины, используемые в декоративно-прикладном творчестве при работе с природным и бросовым материалом.
- правила сочетания цветовой композиции
- понятия эскиз, композиция, схема, шаблон
К концу I года обучения обучающиеся будут уметь:
- определять материалы и инструменты, необходимые для работы и правильно их использовать;
- заготавливать и засушивать природный материал;
- изготавливать художественные работы по образцу и шаблону из природного и бросового материала в различных техниках;
- экономно и аккуратно использовать рабочий материал;
- выполнять практические задания с элементами творчества, участвовать в выставках, творческих конкурсах.
К концу II года обучения обучающиеся будут знать:
- способы заготовки, сушки (плоскостная и объемная сушка ) и хранения природных материалов;
- знать названия и особенности различных природных материалов, бросовых материалов, особенности дополнительных материалов (пластилин, клей, бумага, и др.);
- технологию подготовки материалов для работы.
- инструменты и приспособления для работы, их назначение.
- правила техники безопасности при работе с природным и бросовым материалом, оборудованием и приспособлениями;
- правила организации рабочего места;
- приемы работы и технологии изготовления изделий из природного и бросового материалов;
- специальные термины, используемые в декоративно-прикладном творчестве при работе с природным и бросовым материалом.
- правила сочетания цветовой композиции
- этапы работы над творческим проектом;
- характеристику профессий, связанных с народным декоративно-прикладным искусством;
К концу II года обучения обучающиеся будут уметь:
- определять материалы и инструменты, необходимые для работы и правильно их использовать;
- заготавливать и засушивать природный материал (плоскостная и обьемная сушка)
- самостоятельно изготавливать художественные работы по образцу и шаблону, технологической карте и замыслу из природного и бросового материала в различных техниках.
- экономно и аккуратно использовать рабочий материал.
- создавать авторские коллекции работ в разных техниках для персональных выставок;
- иметь опыт творческой проектной деятельности (участие, как в индивидуальных, так и в коллективных проектах);
- самостоятельно работать со средствами ИКТ;
- участвовать в конкурсах декоративно-прикладного творчества, выставках
Система отслеживания и оценивания результатов реализации программы
При реализации программы необходимо опираться на 6 типов определенных уровней, которые отображают индивидуальные особенности обучающихся:
- психофизическое развитие;
- мотивированность;
- интеллектуальное развитие;
- информированность и эрудиция в отношениях общих знаний и содержания общеобразовательной программы в частности;
- уровень становления компетенций, которые определяются в зависимости от содержания и тематической направленности общеобразовательной программы;
- информационная и функциональная грамотность обучающихся.
Формы контроля
Для диагностики используются формы контроля:
- групповой;
- индивидуальный;
- фронтальный;
- аттестация обучающихся.
Приемы контроля:
- самостоятельная работа обучающихся с раздаточным материалом;
- совместная деятельность обучающихся;
- совместная деятельность педагога и обучающихся;
- моделирование и разрешение проблемных ситуаций.
Система отслеживания результатов по программе «Мастерилка» разработана в соответствии с «Положением о порядке, формах, периодичности аттестации обучающихся МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества»
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Этапы педагогического контроля
Этап | Дата контроля | Цель контроля | Тема контроля | Формы контроля | Методы контроля | Уровни оценочных критериев |
1 (1 год обучения) | сентябрь | Выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей обучающихся, изучение отношения обучающихся к выбранной деятельности, их достижений в этой области, личностных качеств | Входной мониторинг (готовность к освоению программы «Мастерилка») | Собеседование. Тестирование | Наблюдение Анализ Оценка | Недостаточный Достаточный Высокий |
1 (2 год обучения) | сентябрь | Выявления уровня развития способностей и личностных качеств, обучающихся и их соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы | Мониторинг исходного состояния учебных, базовых, ключевых и общих компетенций обучающихся 2 года обучения | Опрос Тестирование | Наблюдение Анализ Оценка | Недостаточный Достаточный Высокий |
2 | В течение года | Определение теоретической подготовки обучающихся, выявление степени сформированности практических умений и навыков | Текущий мониторинг | Тестирование | Наблюдение Анализ Оценка | Недостаточный Достаточный Высокий |
3 | декабрь | Определение уровня развития основных компетенций, способностей и личностных качеств обучающихся, их соответствие прогнозируемым результатам общеобразова-тельной (общеразвиваю-щей) программы | Промежуточная аттестация (уровень освоения дополнительной общеобразова-тельной (общеразвиваю-щей) программы и личностный рост обучающихся | Контрольное задание | Наблюдение Анализ Оценка | Недостаточный Достаточный Высокий |
4 | май | Определение оценки достижения прогнозируемых результатов обучения, обозначенных в дополнительной общеобразова-тельной (общеразвиваю-щей) программе; выявление уровня развития личности обучающегося, его творческих, коммуникатив-ных, организаторских и лидерских способностей | Итоговая аттестация для обучающихся 2 года обучения | Контрольное задание | Наблюдение Анализ Оценка | Недостаточный Достаточный Высокий |
Уровни оценочных критериев (описание)
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | |
#1058;еоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие теоретических знаний обучающегося программным требованиям | Недостаточный уровень | |
Достаточный уровень | |||
Высокий уровень | |||
Владение специальной | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Недостаточный уровень | |
Достаточный уровень | |||
Высокий уровень | |||
Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | Недостаточный уровень | |
Достаточный уровень | |||
Высокий уровень | |||
Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | Недостаточный уровень умений Обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием | |
Достаточный уровень | |||
Высокий уровень | |||
Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | Элементарный уровень развития креативности Обучающийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога | |
Репродуктивный уровень Обучающийся выполняет в основном задания на основе образца | |||
Творческий уровень Обучающийся выполняет практические задания с элементами творчества | |||
3.1. Учебно-интеллектуальные умения: | |||
Умение подбирать и анализировать специальную литературу | Самостоятельность в подборе и анализе литературы | Недостаточный уровень | |
Достаточный уровень Обучающийся работает с литературой с помощью педагога или родителей | |||
Высокий уровень Обучающийся работает с литературой самостоятельно, не испытывает любых трудностей | |||
Умение пользоваться компьютерными источниками информации | Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации | Недостаточный уровень | |
Достаточный уровень Обучающийся работает с компьютерными источниками информации с помощью педагога или родителей | |||
Высокий уровень Обучающийся работает с компьютерными источниками информации самостоятельно, не испытывает любых трудностей | |||
Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) | Самостоятельность в учебно-исследовательской работе | Недостаточный уровень | |
Достаточный уровень Обучающийся может писать рефераты, с помощью педагога или родителей | |||
Высокий уровень Обучающийся умеет осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) | |||
3.2. Учебно-коммуникативные умения: | |||
Умение слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | Недостаточный уровень | |
Достаточный уровень Обучающийся может слушать и слышать педагога | |||
Высокий уровень Обучающийся адекватно воспринимает информацию, идущую от педагога. | |||
Умение выступать перед аудиторией | Свобода владения и подачи обучающимися подготовленной информации | Недостаточный уровень | |
Достаточный уровень Обучающийся может выступать перед аудиторией с помощью педагога | |||
Высокий уровень Обучающийся свободно владеет подачей подготовленной информации | |||
Умение вести полемику, участвовать в дискуссии | Самостоятельность в построении дискуссионного выступления. Логика в построении доказательств | Недостаточный уровень | |
Достаточный уровень Обучающийся может построить дискуссионное выступление, с помощью педагога или родителей | |||
Высокий уровень Обучающийся умеет самостоятельно построить дискуссионное выступление. Владеет логикой в построении доказательств | |||
3. Учебно-организационные умения и навыки: | |||
Умение организовать свое рабочее (учебное) место | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой | Недостаточный уровень | |
Достаточный уровень Обучающийся может готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой, с помощью педагога | |||
Высокий уровень Обучающийся умеет самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой | |||
Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям | Не достаточный уровень Обучающийся овладел менее чем '/2 объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой | |
Достаточный уровень Объем усвоенных навыков составляет более 1/2 | |||
Высокий уровень Обучающийся освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период. | |||
Умение аккуратно выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе | Не достаточный уровень Обучающийся не умеет самостоятельно аккуратно выполнять работу | |
Достаточный уровень Обучающийся умеет аккуратно выполнять работу | |||
Высокий уровень Обучающийся умеет самостоятельно аккуратно выполнять работу. Ответственен в работе. | |||
- Модель выпускника детского объединения
- Личность образованная - стремящаяся к использованию своих знаний с максимальной пользой для окружающих, и их непосредственному расширению
- Личность творческая, умеющая работать в коллективе, обладающая навыками поискового мышления, целеустремленная, любознательная
- Личность практичная, предприимчивая, способная к сознательному выбору профессии, подготовленная к выполнению различных видов деятельности, освоению новых технологий.
- Личность психически и физически здоровая, ориентированная на здоровый образ жизни, стремящаяся к физическому совершенству, владеющая приемами саморегуляции и самообладания.
- Личность коммуникативная - деловитая, честная в контактах с другими людьми.
- Личность гуманная, свободная во взглядах, ориентирующаяся в окружающей обстановке, обладающая ответственностью за свои дела и поступки.
- Личность социально-активная - готовая к жизни в гражданском обществе.
2. Содержание программы
#1059;чебно-тематический план.
1 год обучения
№п/п | Разделы и темы программы | Общее количество часов | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2 | Работа с природным материалом | 70 | 11 | 59 |
Сбор, обработка и хранение природного материала | 6 | 2 | 4 | |
Аппликации из листьев и цветов, засушенных плоскостным способом | 10 | 1 | 9 | |
Изделия из семян и плодов растений | 24 | 3 | 21 | |
Аппликации из соломки | 20 | 2 | 18 | |
Работа над творческим проектом | 10 | 3 | 7 | |
3 | Работа с бросовым материалом | 66 | 14 | 52 |
Виды бросового материала и способы обработки. | 4 | 2 | 2 | |
Работа с тканями и волокнистыми материалами. | 42 | 9 | 33 | |
Декорирование природным и бросовым материалом. | 8 | 1 | 7 | |
Работа над творческим проектом | 12 | 2 | 10 | |
4 | Промежуточная аттестация | 4 | 2 | 2 |
5 | Заключительное занятие | 2 | 1 | 1 |
Итого | 144 | 29 | 115 |
2-ой год обучения
№ | Разделы и темы программы | Общее количество часов | Теория | Практика |
Вводное занятие | 2 | 1 | - | |
Работа с природным материалом | 70 | 11 | 59 | |
Сбор, обработка и хранение природного материала. | 6 | 2 | 4 | |
Композиции из растительного материала | 10 | 1 | 9 | |
Панно из семян и плодов растений | 24 | 2 | 22 | |
Аппликации из соломки | 20 | 3 | 18 | |
Работа над творческим проектом | 10 | 3 | 7 | |
Работа с бросовым материалом | 66 | 14 | 52 | |
Виды бросового материала и способы обработки. | 4 | 2 | 2 | |
Работа с тканями и волокнистыми материалами. | 42 | 9 | 33 | |
Декорирование природным и бросовым материалом. | 8 | 1 | 7 | |
Работа над творческим проектом | 12 | 2 | 10 | |
Промежуточная аттестация | 4 | 2 | 2 | |
Заключительное занятие | 2 | 1 | 1 | |
Итого | 144 | 29 | 115 |
Содержание изучаемого курса
1 год обучения
- Вводное занятие (2 ч.)
Теория (2ч)
Беседа о роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека. Ознакомление с планом занятий, целями и задачами на учебный год Демонстрация изделий. Правильная организация рабочего места. Инструктаж по технике безопасности на занятии. Ознакомление с правилами санитарии и гигиены. Просмотр видеофильмов.
- Работа с природным материалом (70)
Сбор, обработка и хранение природного материала. (6 ч.)
Теория(2 ч.)
Правила поведения на экскурсии. Знакомство с правилами сбора природного материала без ущерба для природы.
Практика (4 ч.)
Экскурсия в природу «Сбор природного материала».
Заготовка природного материала и правила его сохранности для последующих занятий.
- Аппликации из листьев и цветов, засушенных плоскостным способом (10 ч.)
Теория(1ч.)
Виды аппликаций из растительного материала. Техника выполнения аппликации. ТБ при работе с природными материалами.
Практика (9 ч.)
Аппликация из листьев « Кактус-красавчик».
Открытка «Осенний букет» (сухой растительный материал)
Растительный орнамент в полосе. Закладка для книги с растительным орнаментом. Растительный орнамент в круге.
- Изделия из семян и плодов растений (24 ч.)
Теория (2 ч.)
Разнообразие семян и плодов растений. Подготовка материала к работе. Технология изготовления аппликации из семян и круп.
Практика (22 ч.)
Аппликация из семян клена «Львенок». Аппликация из семян и круп в круге. Аппликация из рисовой крупы «Ослик». Аппликация из разноцветного риса «Осенний ветер». Аппликация из семечек тыквы «Цветы». Аппликация из круп и семян «Совушка». Аппликация из гречневой крупы «Медвежонок». Аппликация из круп и семян «Букет цветов». Оформление работы. Изготовление рамки. Выставка « Чудеса природы».
- Аппликации из соломки (20 ч.)
Теория (2 ч.)
Изделия из соломки – традиционное народное искусство . Подготовка соломки к работе. ТБ при работе с соломкой.
Приемы работы с соломкой. Виды расположения, способы наклеивания.
Техника изготовления аппликаций из соломки. Выбор фона. Подготовка эскизов.
Практика (18 ч.)
Аппликация из соломки «Парусник». Оформление готовой работы в рамку. Аппликация из соломки «Виноградная лоза». Аппликация из соломки «Цветы». Оформление работ. Выставка творческих работ из соломки « Золотая соломка»
- Работа над творческим проектом « Улыбка природы». (10 ч.)
Поисковый этап творческого проекта. Технологический этап проекта. Технологическая последовательность работы. Изготовление проекта. Экономическая и экологическая экспертизы. Заключительный этап творческого проекта. Защита проекта
- Работа с бросовым материалом (66 ч.)
Виды бросового материала и способы обработки. (4 ч.)
Теория (2 ч.)
Виды бросового материала и способы обработки. Беседа «Вторая
жизнь ненужных вещей». ТБ при работе с бросовым материалом.
Практика (2 ч.)
Обработка бросового материала
Работа с тканями и волокнистыми материалами. (42 ч.)
Теория (9 ч.) Волокнистый материал для поделок – нитки. Свойства ниток и их использование для творческих работ. Технология изготовления аппликации из шерстяных ниток. Ткань как материал для творчества. Основы цветовой грамоты. Подбор тканей для различных рисунков. Сравнительная характеристика образцов ткани. Свойства тканей. Технология выполнение клеевой аппликации из ткани.
Технология изготовления помпонов
Практика(33 ч.)
Аппликации из шерстяных ниток «Снеговик, «Ромашки», «Веселый медвежонок». Оформление работ в рамку. Игрушки из помпонов. Букет цветов из помпонов. Выполнение клеевой аппликации «Цветы в вазе».
Обрамление клеевой аппликации «Цветы в вазе». Выполнение клеевой
аппликации «Сова»
Декорирование природным и бросовым материалом. (8 ч.)
Работа над творческим проектом (12 ч.)
Теория (2 ч.)
Поисковый этап творческого проекта.
Практика (10 ч.)
Технологический этап проекта. Технологическая последовательность работы. Изготовление проекта. Экономическая и экологическая экспертизы. Заключительный этап творческого проекта. Защита проекта
- Промежуточная аттестация (4ч.)
Теория (2ч)
Проверка теоретических знаний, полученных на занятиях и выявление степени усвоения определенных понятий.
Практика (2ч)
Проверка практических умений, полученных на занятиях, и способностей применять полученные умения в своей практической деятельности.
- Заключительное занятие. (2 ч.)
Теория (1ч)Подведение итогов работы за год и перевод на следующий год. Творческое задание на лето.
Практика(1 ч) Анкетирование среди обучающихся. Выставка творческих работ «Зеркало природы».
2 год обучения
- Вводное занятие (2 ч.)
Теория (2ч)
Беседа об истории и развитии народных художественных. Ознакомление с планом занятий, целями и задачами на учебный год. Показ выставочных работ. Правильная организация рабочего места. Инструктаж по
технике безопасности на занятии. Ознакомление с правилами санитарии и гигиены.
- Работа с природным материалом (70)
Сбор, обработка и хранение природного материала. (6 ч.)
Теория(2 ч.)
Правила поведения на экскурсии. Знакомство с правилами сбора природного материала без ущерба для природы.
Практика (4 ч.)
Экскурсия в природу «Сбор природного материала».
Заготовка природного материала и правила его сохранности для последующих занятий.
- Композиции из растительного материала (10 ч.)
Теория(1ч.)
Виды композиций из растительного материала. Техника выполнения. ТБ при работе с природными материалами.
Практика (9 ч.)
Изготовление композиций из растительного материала
- Панно из семян и плодов растений (24 ч.)
Теория (2 ч.)
Разнообразие семян и плодов растений. Подготовка материала к работе. Технология изготовления панно из семян и круп.
Практика (22 ч.)
Изготовление панно из семян и плодов растений
- Аппликации из соломки (20 ч.)
Теория (2 ч.) Изделия из соломки – традиционное народное искусство . Подготовка соломки к работе. ТБ при работе с соломкой.
Приемы работы с соломкой. Виды расположения, способы наклеивания.
Техника изготовления аппликаций из соломки. Выбор фона. Подготовка эскизов.
Практика (18 ч.) Аппликация из соломки. Оформление готовой работы в рамку.
- Работа над творческим проектом (10 ч.)
Поисковый этап творческого проекта. Технологический этап проекта. Технологическая последовательность работы. Изготовление проекта. Экономическая и экологическая экспертизы. Заключительный этап творческого проекта. Защита проекта
- Работа с бросовым материалом (66 ч.)
Виды бросового материала и способы обработки. (4 ч.)
Теория (2 ч.) Виды бросового материала и способы обработки. Беседа «Вторая жизнь ненужных вещей». ТБ при работе с бросовым материалом.
Практика (2 ч.)Обработка бросового материала
Работа с тканями и волокнистыми материалами. (42 ч.)
Теория (9 ч.) Волокнистый материал для поделок – нитки. Свойства ниток и их использование для творческих работ. Технология изготовления аппликации из шерстяных ниток. Ткань как материал для творчества. Основы цветовой грамоты. Подбор тканей для различных рисунков. Сравнительная характеристика образцов ткани. Свойства тканей. Технология выполнение клеевой аппликации из ткани.
Технология изготовления помпонов
Практика(33 ч.)
Аппликации из шерстяных ниток. Оформление работ в рамку. Игрушки из помпонов.. Выполнение клеевой аппликации.
Декорирование природным и бросовым материалом. (8 ч.)
Работа над творческим проектом (12 ч.)
Теория (2 ч.)
Поисковый этап творческого проекта.
Практика (10 ч.)
Технологический этап проекта. Технологическая последовательность работы. Изготовление проекта. Экономическая и экологическая экспертизы. Заключительный этап творческого проекта. Защита проекта
- Промежуточная аттестация (4ч.)
Теория (2ч)
Проверка теоретических знаний, полученных на занятиях и выявление степени усвоения определенных понятий.
Практика (2ч)
Проверка практических умений, полученных на занятиях, и способностей применять полученные умения в своей практической деятельности.
- Заключительное занятие. (2 ч.)
Теория (1ч) Подведение итогов работы за год и перевод на следующий год. Творческое задание на лето.
Практика(1 ч) Выставка «Творчество года»
#1054;рганизационно – педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Методическое обеспечение
Успешной организации образовательно-воспитательного процесса способствует следующее методическое обеспечение: методическая и учебная литература для педагога и обучающихся, аудиозаписи, видеотека, учебные пособия, методические разработки (разработки игр, бесед, творческих заданий, карточек, тестов).
Используемые педагогические технологии при освоении разделов программы и осуществлении учебно-воспитательного процесса
#1048;гровая, которая объединяет достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. Их основная цель-обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, навыков. Основным механизмом реализации являются методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность.
2. Технология дифференцируемого обучения, которая ставит своей целью создание оптимальных условий для развития задатков и способностей обучающихся. Механизмом реализации являются методы индивидуального подхода к обучающемуся.
3.Технология личностно-ориентированного обучения – организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей индивидуального развития, отношение к нему как к сознательному, полноправному, ответственному участнику образовательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё достоинство и уважающей достоинство и свободу другого человека.
4. Информационные технологии – технология , где используются компьютер, аудио-, видео- средства обучения.
5. Технология сотрудничества – профессиональное общение педагога с обучающимися на занятии и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного климата, а также на другого рода психологическую оптимизации.
6. Метод проектирования – создание условий для развития личности обучающегося, его способности ставить перед собой цель и добиваться результата, разработка индивидуальных и групповых проектов
7. Здоровьесберегающие технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся (правильная организация занятия, использование различных каналов восприятия информации, учёт зоны работоспособности учащихся, распределение интенсивности умственной деятельности);
8. Групповые технологии, предполагающие организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь (групповая работа над изделием).
Методы обучения, используемые при освоении разделов программы и осуществлении учебно-воспитательного процесса
Приемы и методы организации образовательного процесса:
- словесные методы обучения (лекция, объяснение, рассказ, беседа, диалог, консультация);
- наглядные (показ видеоматериалов, слайд-фильмов);
- методы практической работы;
- метод наблюдения (записи, зарисовки, рисунки, эскизы, видеосъемка);
- метод проблемного обучения (эвристическая беседа, объяснение основных понятий, терминов, самостоятельный поиск ответа учащимися на поставленную задачу и т.д.);
- проектный метод (разработка проектов,);
- игровой метод (игры развивающие, познавательные, на развитие воображения,)
- наглядный метод (наглядные материалы – плакаты, фотографии, таблицы, схемы).
- проведение занятий с использованием психологических и социологических методов (разработка, проведение и анализ анкет, тесты, решение различных ситуаций – психология основ выбора профессии).
Основные принципы включения материала в содержание программы:
- доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и обучающихся в
- социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- принцип развития (стимулирование и поддержка интеллектуального, творческого развития и саморазвития ребёнка, создание условий для проявления самостоятельности, инициативы, творческих способностей в различных видах деятельности).
- принцип вариативности (возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологиям обучения).
- систематичность и последовательность («от простого к сложному»).
- принцип деятельностной направленности (мотивация на практическую деятельность через формирование теоретических знаний).
- Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение:
- наличие учебного класса со столами, стульями, доской;
- наличие компьютерного класса с возможностью выхода в Интернет;
- наличие оборудования и инструментов для выполнения творческих работ
- материалы для поведения практических работ (природный и бросовый материал);
- инструменты и приспособления для работы: шило, пинцет, циркуль, клей ПВА или «Момент», лак, картон тонкий и толстый, бумага цветная, калька, скотч, карандаши простые, линейки, ножницы;
- техническое оборудование для демонстрации видеоматериалов.
Информационное обеспечение:
- поурочное планирование теоретических и практических занятий;
- подобранный и обобщенный материал по темам занятий;
- методические пособия по темам программы;
- справочно-методическое пособие по разделам программы;
- сборник вопросов по диагностике знаний, умений;
- наглядно-иллюстративный материал;
- специальные презентации;
- специальная литература.
Организационное обеспечение.
Программа реализуется в рамках сетевой формы реализации образовательной программы МБУДО «ЦРТДЮ» с МКОУ «Каменская СОШ №2»
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, обладающий компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности детского объединения художественной направленности.
- Список информационных источников
Литература для педагога:
1. Белякова О.В. Поделки из природных материалов. - М.: АСТ- Москва, 2022 - 316(4) с.
2. Богатеева З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента. - М.: Просвещение, 2022. – 168 с.
3. Гусакова Г.А. Аппликация, 3-е изд., доп. и дораб. - М.: Просвещение, 2017. - 128 с.
4. Мешакина Л. Мозаика из яичной скорлупы. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2021. – 80 с. – (Мастер-класс на дому)
5. Оригинальные картины из зерен / сост. Гаравская Д.М. Кеймина В.А Кошки и собаки, Контэнт, 2019. - 64 с.
6. Перевертень Г.И. Аппликации из цедры и шелухи лука. Поделки своими руками. - Донецк: Издательство АСТ, Сталкер, 2018 – 14(2) с.
7. Перевертень Г.И. Чудеса из пуха растений. Поделки своими руками. - Донецк: ООО Издательство АСТ, Сталкер, 2019 – 14(2)
8. Уникальные картины из зерен, Цветы и букеты / под ред. Е. Зуевской, Контэнт, 2018 - 48 с.
9. Что можно сделать из природного материала / сост. Гульянц Э.К. Базик И.Я. Книга для воспитателя. - 2-е издание дораб.- М.: Просвещение, 2019г. - 175 с.
Литература для обучающихся:
1. Аппликации и поделки из бумаги. - М.: Стрекоза, 2018. - 297 c.
2. Дубровская, Н. В. Аппликации из семян и косточек / Н.В. Дубровская. - М.: АСТ, Сова, 2018. - 898 c.
3. Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2019.
4. Земцова, Мария Аппликация из бумаги. Орнаменты, фигурки и сюжеты.
Творческое, логическое и речевое развитие / Мария Земцова. - М.: Феникс, 2021. - 443 c
5. Зайцев В.Б.Открытки своими руками Изд. Рипол Классик 2017 Страниц: 16
6. Колдина Д.Н.Аппликация с детьми 6-7 лет. Сценарии занятий. Издательство Мозаика-Синтез 2019
7. Лыкова, И. А. Аппликация из бумаги. Насекомые. 5-8 лет / И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2021. - 644 c.
#1050;обитино И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. — М.: Творческий центр
«Сфера», 2019.
9. Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург:
«Кристалл», 2022.
10. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, — Ярославль
Академия развития, 2021.
11 . Теплинская, О.А. Аппликация и коллаж / О.А. Теплинская. - М.: Академия развития, 2020. - 261 c.
Литература для родителей:
1. Утц Аннетта. Учимся мастерить. 100 потрясающих игр и поделок. - М.: Изд-во Эксмо, 2020. – 128 с.
2. Лубковская К. Сделаем это сами. - М.: Просвещение, 2018. – 123 с.
3. Коллекция идей: журнал для умелых ребят. - М.: ЗАО Эдипресс - Конлига, 2018г.
4. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес»: - М; Мозаика-Синтез, 2019г.
5. Богатеева, З.А. Занятия аппликацией. [Текст]/ З.А.Богатеева - М.: Просвещение, 2019. – ISBN 89308-228-1 - 127 с.
6. Бубекина, Г.В., Гославская Т.П. Самоделки из природного материала. - М., 2017. - с.180.
7. Винер, А.В. Материалы и техника мозаичной живописи [Текст]/ А.В. Винер.- М., ISBN 529000-228-1- с. 95.
8. Гусакова, М.А. Аппликация [Текст]/ М.А. Гусакова. - М., 2019. - с. 153.
9. Косминская, В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельности детей: Лаб. практикум:
Интернет источники:
36
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка 3-12 | ||
1. Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс | 3 | |
Направленность программы | 3 | |
Новизна программы | 3 | |
Актуальность данной программы | 3 | |
Педагогическая целесообразность программы | 3 | |
Отличительные особенности программы | 3 | |
#1059;ровни освоения программы | 4 | |
#1062;ели и задачи программы | 4 | |
#1042;озрастные особенности обучающихся | 4 | |
Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы | 5 | |
Условия приема детей в коллектив | 5 | |
Формы и режим занятий | 6 | |
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности | 7 | |
Система отслеживания и оценивания результатов реализации программы | 10 | |
Модель выпускника детского объединения | 11 | |
2. Содержание программы | 12-15 | |
Учебно-тематический план | 12 | |
Содержание изучаемого курса | 12 | |
3. Организационно-педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Планирование карьеры и жизни» | 15-17 | |
Методическое обеспечение программы | 15 | |
Используемые педагогические технологии при освоении разделов программы и осуществлении учебно-воспитательного процесса | 15 | |
Методы обучения, используемые при освоении разделов программы и осуществлении учебно-воспитательного процесса | 16 | |
Материально-техническое обеспечение | 16 | |
#1048;нформационное обеспечение | 16 | |
Организационное обеспечение | 17 | |
Кадровое обеспечение | 17 | |
4. Список информационных источников | 17-19 | |
Список литературы, используемой педагогом | 17 | |
Список рекомендуемой литературы для обучающихся | 18 | |
Список рекомендуемой литературы для родителей | 18 | |
Интернет-источники | ||
Пояснительная записка
- Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс
- Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Планирование карьеры и жизни» реализуется в соответствии с социально-гуманитарной направленностью образования, так как основное внимание уделяется развитию у обучающихся навыков эффективного общения и подготовке к самостоятельной профессиональной деятельности.
Программа разработана с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от п. 9 ст.2; п.1 ст.12; п.5 ст. 12; п.3,6 ст. 28, 13, 17; часть 3 ст. 34, Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р), Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от №28), Постановления администрации Каменского муниципального района №149 от г. «Об утверждении положения о персонифицированном дополнительном образовании в новой редакции», Устава МБУДО «ЦРТДЮ» Каменского муниципального района.
- Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена потребностями и интересами обучающихся в обучении выбора профессии; базируется на анализе социальных проблем; способствует активизации процесса самопознания; позволит обучающимся сориентироваться в профессиях и специальностях; поможет оценить свои возможности и уменьшить вероятность ошибок при выборе профессий.
- Новизна программы
Включает в себя:
- новое решение проблем дополнительного образования;
- новые методики преподавания;
- новые педагогические технологии в проведении занятий;
- новизна в формах подведения итогов реализации программы и т.д.
Обусловлена тем, что по форме, содержанию и способу организации учебной деятельности, по принципам взаимодействия с обучающимися во многом отличаются от традиционных уроков в школе, поскольку основана, прежде всего, на диалогичности общения, рефлексивной позиции ведущего, безоценочном принятии обучающихся.
- Педагогическая целесообразность
Работа по данной программе способствует увеличению занятости обучающихся в свободное время, организации полноценного досуга, развитию определенных качеств личности, развитию и поддержке талантливых и одаренных обучающихся, ранней профессиональной ориентации.
- Отличительные особенности программы
Программа является модифицированной. Отличительной особенностью данной программы является разнообразие практических работ, направленных на подготовку к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, где должны учитываться индивидуальные особенности личности и ее потребности, с одной стороны, и рынок труда – с другой.
- Уровни освоения программы
Уровень освоения программы: базовый
Цели и задачи программы
Цель: формирование разносторонне развитой личности способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, самообразованию и самосовершенствованию.
Задачи:
- Обучающие:
• формировать информационную грамотность, т.е. совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение;
• формировать умение построения стратегии профессиональной карьеры;
• формировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
• обобщать знания обучающихся о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
• обучать приемам эффективной самопрезентации.
- Развивающие:
• формировать умения определять наиболее эффективные пути, средства и
методы достижения успеха в профессиональном и должностном росте;
• формировать представления о значение человеческих отношений и деловой этики;
• развивать интерес к трудовой деятельности;
• развивать представления о современном рынке труда, потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
• развивать эмоционально-волевые, нравственные качества личности, интеллектуальные и творческие способности;
• ориентировать обучающихся при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.
- Воспитывающие:
• формировать чувства толерантности и толерантного поведения в детском коллективе и социуме;
• формировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии
• создавать в детском коллективе обстановку доброжелательности психологического комфорта, удовлетворения потребностей детей в общении.
- Адресат программы; возрастные особенности обучающихся
Программа предназначена для детей в возрасте 14-15 лет. Данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.
- Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы. Режим занятий
Программа «Планирование карьеры и жизни» рассчитана на 1 год обучения, 72 часа.
Режим занятий:
Занятия проводятся в соответствии с «Положением о режиме занятий в МБУДО «ЦРТДиЮ» 1 раз в неделю по 2 ч. (72 часа в год).
1 академический час равен 45 минутам, с 10 минутным перерывом между занятиями.
Образовательный процесс построен в соответствии с «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от №28.
- Условия приёма детей в объединение
В детское объединение «Планирование карьеры и жизни», принимаются дети без специальной подготовки. Набор в группу ведется с учетом следующих принципов:
- добровольность;
- общественная направленность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- согласие родителей (законных представителей).
Количество обучающихся в группе-13-15 человек.
Набор в группу свободный, состав в группе постоянный.
Формы организации образовательной деятельности.
Реализация данной программы предполагает использовать такие формы, методы и методические приемам обучения, которые:
- стимулируют обучающихся к постоянному пополнению знаний о профессиях (беседа, экскурсия, лекция, работа со специальной литературой, ресурсами интернета);
- способствуют развитию творческого потенциала
- вовлекают в практическую деятельность и обеспечивают развитие исследовательских навыков, проектного мышления обучающихся. Используются аудиторные и внеаудиторные (в т.ч. самостоятельные) занятия. Занятия проводятся по группам и индивидуально.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
По окончании пройденного курса программы предполагается обеспечение условий для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты.
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Метапредметные результаты.
- оценить собственные возможности, что способствует овладению обучающимися умения получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;
- систематизировать, анализировать полученные данные;
- освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.
- развивать умения сделать выбор и готовности нести за него ответственность на основе внутренней позиции взрослого человека
Предметные результаты:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
- значение творческого потенциала человека, карьеры;
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
- ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способа получения профессии.
В результате освоения программы у обучающихся должны быть сформированы универсальные учебные действия:
- познавательные: общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем;
- регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;
- коммуникативные: планирование сотрудничества, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов.
По окончанию курса обучающиеся будут знать:
- понятия «личность», «профессиональные интересы», «склонности»;
- взаимосвязь интересов и выбора профессии;
- виды предприятий и форм собственности;
- классификацию отраслей экономики;
- классификацию профессий;
- принципы профессиографирования;
- пути получения профессии;
- понятия о задатках и способностях личности;
- типы темперамента;
- виды памяти и внимания;
- мотивы и основные условия выбора профессии;
- требования современного рынка труда;
- понятие профессионализма.
По окончанию курса обучающиеся будут уметь:
- определять интересы и склонности учащихся к определенным видам профессий;
- составлять реестр предприятий Каменского района;
- определять профессиональную направленность;
- определять тип будущей профессии;
- составлять карты интересов;
- определять профессиональную готовность;
- составлять образовательную карту Воронежской области;
- определять тип темперамента;
- определять объем кратковременной памяти и ведущего способа запоминания.
- выявлять и оценивать уровень мышления и пространственных представлений.
- выявлять и оценивать виды способностей;
- выявлять индивидуальные интересы и склонности;
- составлять план профессионального самоопределения;
- составлять резюме;
- составлять алгоритм принятия решения;
- определять готовность к обоснованному выбору профиля обучения, профессии и дальнейшего образовательного направления;
- планировать собственную карьеру;
- анализировать и объективно оценивать результаты своей работы и работы товарищей.
Система отслеживания и оценивания результатов реализации программы
При реализации программы необходимо опираться на 6 типов определенных уровней, которые отображают индивидуальные особенности обучающихся:
- психофизическое развитие;
- мотивированность;
- интеллектуальное развитие;
- информированность и эрудиция в отношениях общих знаний и содержания общеобразовательной программы в частности;
- уровень становления компетенций, которые определяются в зависимости от содержания и тематической направленности общеобразовательной программы;
- информационная и функциональная грамотность обучающихся.
Формы контроля
Для диагностики используются формы контроля:
- групповой;
- индивидуальный;
- фронтальный;
- аттестация обучающихся.
Приемы контроля:
- самостоятельная работа обучающихся с раздаточным материалом;
- совместная деятельность обучающихся;
- совместная деятельность педагога и обучающихся;
- моделирование и разрешение проблемных ситуаций.
Система отслеживания результатов по программе «Планирование карьеры и жизни» разработана в соответствии с «Положением о порядке, формах, периодичности аттестации обучающихся МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества»
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Этапы педагогического контроля
Этап | Дата контроля | Цель контроля | Тема контроля | Формы контроля | Методы контроля | Уровни оценочных критериев |
1 | Сентябрь | Выявление стартовых возможностей и индивидуальных особенностей обучающихся, изучение отношения обучающихся к выбранной деятельности, их достижений в этой области, личностных качеств. | Входной мониторинг (готовность к освоению дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Планирование карьеры и жизни») | Опрос Тестирование | Наблюдение Анализ Оценка | Недостаточный Достаточный Высокий |
2 | В течении года | Организация проверки качества обучения после прохождения темы. | Текущий мониторинг | Тестирование | Наблюдение Анализ Оценка | Недостаточный Достаточный Высокий |
3 | Декабрь | Определение уровня развития основных компетенций, способностей и личностных качеств обучающихся, их соответствие прогнозируемым результатам общеобразовательной (общеразвивающей) программы | Промежуточная аттестация (уровень освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы и личностный рост обучающихся) | Контрольное задание | Наблюдение Анализ Оценка | Недостаточный Достаточный Высокий |
4 | Май | Определение оценки достижения прогнозируемых результатов обучения, обозначенных в общеобразовательной (общеразвивающей) программы; выявление уровня развития личности обучающегося, его творческих, коммуникативных, организаторских, лидерских способностей. | Итоговая аттестация | Контрольное задание | Наблюдение Анализ Оценка | Недостаточный Достаточный Высокий |
Уровни оценочных критериев (описание)
Показатели (оцениваемые критерии) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества |
#1058;еоретические знания | Соответствие теоретических знаний обучающегося программным требованиям | Недостаточный уровень Ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, умений и навыков предусмотренных программой |
Достаточный уровень Ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период | ||
Высокий уровень Ребенок полностью овладел знаниями, умениями и навыками, заложенными в программе, имеет высокие достижения (дипломы, грамоты различного уровня) | ||
#1042;ладение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Недостаточный уровень Ребенок избегает употреблять специальные термины |
Достаточный уровень Специальные термины употребляет осознанно. | ||
Высокий уровень Специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. | ||
#1055;рактические умения и навыки, предусмотренные общеобразовательной программой | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | Недостаточный уровень Обучающийся овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков |
Достаточный уровень Обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период. | ||
Высокий уровень Обучающийся полностью овладел знаниями, умениями и навыками, заложенными в программе, имеет высокие достижения (дипломы, грамоты различного уровня) | ||
#1042;ладение различными материалами и инструментами | Свобода владения специальным оборудованием и оснащением | Недостаточный уровень Обучающийся испытывает серьезные затруднения в выборе художественных материалов и инструментов, в их использовании. |
Достаточный уровень Обучающийся работает различными материалами и инструментами самостоятельно, не испытывая особых трудностей. | ||
Высокий уровень Обучающийся работает различными материалами и инструментами самостоятельно, не испытывая особых трудностей. | ||
#1058;ворческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | Недостаточный уровень Креативность в работах отсутствует. |
Достаточный уровень Работы выполнены на репродуктивном уровне. Ребенок выполняет в основном на основе образца. | ||
Высокий уровень Творческий уровень. Выполняет практические задания с элементами творчества. | ||
Развитие воображения | Недостаточный уровень Проявление творческого воображения практически незаметны. | |
Достаточный уровень Обучающийся способен к выполнению творческих заданий самостоятельно. | ||
Высокий уровень Обучающийся проявляет воображение при выполнении всех творческих заданий. | ||
#1059;мение слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | Недостаточный уровень Обучающийся испытывает затруднения при работе, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. |
Достаточный уровень Обучающийся большую часть заданий выполняет самостоятельно. | ||
Высокий уровень Обучающийся работает самостоятельно. | ||
#1059;мение организовать свое рабочее место | Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой | Недостаточный уровень Обучающийся испытывает затруднения в организации своей деятельности и рабочего места, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. Освоил менее чем ½ правил техники безопасности. |
Достаточный уровень Обучающийся самостоятельно может подготовиться к выполнению различных заданий. Знает и выполняет основные правила техники безопасности. | ||
Высокий уровень Обучающийся самостоятельно готовится ко всем занятиям. Строго соблюдает правила техники безопасности, следит за соблюдением техники безопасности другими воспитанниками. |
Модель выпускника детского объединения
- Личность образованная - стремящаяся к использованию своих знаний с максимальной пользой для окружающих, и их непосредственному расширению
- Личность творческая, умеющая работать в коллективе, обладающая навыками поискового мышления, целеустремленная, любознательная
- Личность практичная, предприимчивая, способная к сознательному выбору профессии, подготовленная к выполнению различных видов деятельности, освоению новых технологий.
- Личность психически и физически здоровая, ориентированная на здоровый образ жизни, стремящаяся к физическому совершенству, владеющая приемами саморегуляции и самообладания.
- Личность коммуникативная - деловитая, честная в контактах с другими людьми.
- Личность гуманная, свободная во взглядах, ориентирующаяся в окружающей обстановке, обладающая ответственностью за свои дела и поступки.
- Личность социально-активная - готовая к жизни в гражданском обществе.
У выпускника должны быть сформированы первичные знания по профилю избираемой профессии:
- о месте и роли соответствующей области знаний в общественной жизни;
- о содержании профессиональной деятельности специалиста соответствующего профиля как положительном, так и отрицательном;
- об основных требованиях к характеру умственной, физической и
психологической нагрузки специалиста;
- о характере условий труда и быта, перспектив распределения и профессионального роста, оплаты труда, особенности деятельности соответствующих трудовых коллективов.
- Содержание программы
Учебно-тематический план
№ | Разделы и темы программы | Общее количество часов | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 |
2. | Современный рынок труда | 6 | 2 | 4 |
3. | Стратегия выбора профессии | 18 | 4 | 14 |
4. | Способности и профессиональный выбор | 20 | 6 | 14 |
5. | Планирование профессионального пути | 20 | 6 | 14 |
6. | Аттестация | 4 | 2 | 2 |
7. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
8. | Всего | 72 | 22 | 50 |
Содержание изучаемого курса
- Вводное занятие (2 часа)
Теория (1 час):
Цели и задачи курса обучения. Жизненное и профессиональное самоопределение – один из важнейших шагов в жизни человека. Формула выбора профессии «Хочу-могу-надо». Почему важно сделать правильный выбор. Что такое психология и чем она может помочь при выборе профессии. Понятия «личность», «профессиональные интересы», «склонности».
Интересы и выбор профессии («хочу»).
Практика (1 ч.):
Определение интересов и склонностей учащихся к определенным видам профессий.
- Современный рынок труда (6 часов)
Теория (2 час):
Виды предприятий и форм собственности. Новый тип организации людей в производственной деятельности в условиях рыночной экономики. Кадровое планирование. Занятость населения. Безработица. Отрасли общественного производства. Отрасли экономики. Классификация отраслей.
Практика (4 ч.):
Встреча с представителями Центра занятости.
Составление реестра предприятий Каменского района.
- Стратегия выбора профессии (18 часов)
Теория (4 ч.):
Введение в профессиоведение. Понятие о профессии и специальности. Классификация профессий. Классификация по типам профессий, объекту, характеру труда, видам деятельности. Классификация профессий по предмету, целям, средствам, условиям труда. Знакомство с профессиограммами. Требования к составлению профессиограмм. Понятие «профессиография», профессиограмма, психограмма. Цель труда, предмет труда, средства и условия организациитруда, профессиональная пригодность. Принципы профессиографирования. Определение профессиональной готовности и интересов. Пути получения профессии. Формы обучения. Образовательная карта области.
Практика (14 ч.):
Изучение профессиограмм различных профессий. Определение профессиональной направленности и выявление профессиональных склонностей. Определение типа будущей профессии. Составление карты интересов. Определение профессиональной готовности. Составление образовательной карты Воронежской области.
- Способности и профессиональный выбор (20 часов.)
Теория (6 ч.):
Кто я, или что я думаю о себе. Внутренний мир человека и возможности его самопознания. Понятие о задатках и способностях личности. Темперамент и характер. Типы темперамента, их влияние на профессиональную деятельность. Память. Виды памяти. Законы и механизмы запоминания, сохранения и забывания информации. Внимание и деятельность человека... Профессии, предъявляющие повышенные требования к развитию внимания. Компоненты мотивационной сферы – потребности, мотивы, ценностная ориентация. Интерес. Знакомство с понятиями «интересы» и «склонности». Формирование потребности адекватно оценивать свои интересы и склонности при выборе профессии. Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации». Условия их формирования. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентация в профессиональном самоопределении. Коммуникабельность – составляющая успеха будущей карьеры. Требования к работнику: профессионализм, коммуникабельность, ответственность.
Практика (14 ч.):
Определение преобладающего типа темперамента.
Определение объема кратковременной памяти и ведущего способа запоминания. Изучение индивидуальных особенностей внимания. Выявление и оценка уровня мышления и пространственных представлений. Выявление и оценка различных видов способностей. Выявление индивидуальных интересов и склонностей. Изучение коммуникативных и организаторских способностей.
- Планирование профессионального пути. (20 часов.)
Теория (6 ч.):
Первый шаг на пути к профессии. Мотивы и основные условия выбора профессии. Способности, профессиональная пригодность, состояние физического здоровья, как основные составляющие правильного выбора. Учёт состояния здоровья при выборе профессии. Понятие «благоприятные производственные факторы». Работоспособность. Коррекция движений. Глазомер. «Хочу – могу – надо» - необходимые условия правильного выбора. Формула успеха. Ошибки в выборе профессии. «Мышеловки» легких денег, или возможность попадания в финансовую зависимость. Современный рынок труда и его требования. Социальные проблемы труда («надо»). Социально-профессиональная мобильность - качество современного человека. Самостоятельность и ответственность в профессиональной деятельности. Коллективность трудового процесса. Профессионализм и самосовершенствование. Понятие рынка профессий. «Центр занятости населения».
Практика (14 ч.):
Составление плана профессионального самоопределения. Построение образа профессионального будущего. Составление резюме. Определение работоспособности. Составление алгоритма принятия решения. Планирование собственной карьеры. Экскурсия в «Центр занятости населения».
- Аттестация (4часа)
Промежуточная аттестация (2 часа)
Теория (1 ч.):
Проверка теоретических знаний, полученных на занятиях и выявление степени
усвоения определенных понятий.
Практика (1 ч.):
Проверка практических умений, полученных на занятиях, и способностей применять полученные умения в своей практической деятельности.
Итоговая аттестация (2 часа)
Теория (1 ч.):
Проверка теоретических знаний, полученных на занятиях и выявление степени усвоения определенных понятий.
Практика (1 ч.):
Проверка практических умений, полученных на занятиях, и способностей применять полученные умения в своей практической деятельности.
- Итоговое занятие (2 часа)
Теория (1 ч.):
Обобщение приобретенных обучающимися знаний и умений, необходимых
для принятия решения при выборе профессии и планирования своего профессионального пути.
Практика (1 ч.):
Определять готовность к обоснованному выбору профиля обучения, профессии и дальнейшего образовательного направления.
- Организационно – педагогические условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Методическое обеспечение
Успешной организации образовательно-воспитательного процесса способствует следующее методическое обеспечение: методическая и учебная литература для педагога и обучающихся, аудиозаписи, видеотека, учебные пособия, методические разработки (разработки игр, бесед, творческих заданий, карточек, тестов).
Используемые педагогические технологии при освоении разделов программы и осуществлении учебно-воспитательного процесса
1.Игровая, которая объединяет достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. Их основная цель-обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений, навыков. Основным механизмом реализации являются методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность.
2.Технология дифференцируемого обучения, которая ставит своей целью создание оптимальных условий для развития задатков и способностей обучающихся. Механизмом реализации являются методы индивидуального подхода к обучающемуся.
3.Технология личностно-ориентированного обучения- организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей индивидуального развития, отношение к нему как к сознательному, полноправному, ответственному участнику образовательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё достоинство и уважающей достоинство и свободу другого человека.
4.Информационные технологии- технология, где используются компьютер, аудио-, видео- средства обучения.
5.Технология сотрудничества –профессиональное общение педагога с обучающимися на занятии и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определённые педагогические функции и направленное на создание благоприятного климата, а также на другого рода психологическую оптимизации.
Методы обучения, используемые при освоении разделов программы и осуществлении учебно-воспитательного процесса
Приемы и методы организации образовательного процесса:
•Словесные методы обучения (лекция, объяснение, рассказ, беседа, диалог, консультация);
•Наглядные (показ видеоматериалов, слайд-фильмов);
•Методы практической работы;
•Метод наблюдения (записи, зарисовки, рисунки, эскизы, видеосъемка);
•Метод проблемного обучения (эвристическая беседа, объяснение основных понятий, терминов, самостоятельный поиск ответа учащимися на поставленную задачу и т.д.);
•Проектный метод (разработка проектов,);
•Игровой метод (игры развивающие, познавательные, на развитие воображения,)
•Наглядный метод (наглядные материалы – плакаты, фотографии, таблицы, схемы).
•Проведение занятий с использованием психологических и социологических методов (разработка, проведение и анализ анкет, тесты, решение различных ситуаций – психология основ выбора профессии).
Основные принципы включения материала в содержание программы:
-доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
- наглядность (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичность и гуманизм (взаимодействие педагога и обучающихся в
социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- научность (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
- принцип развития (стимулирование и поддержка интеллектуального, творческого развития и саморазвития ребёнка, создание условий для проявления самостоятельности, инициативы, творческих способностей в различных видах деятельности).
- принцип вариативности (возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологиям обучения).
- систематичность и последовательность («от простого к сложному»).
- принцип деятельностной направленности (мотивация на практическую деятельность через формирование теоретических знаний).
- Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение:
- наличие учебного класса со столами, стульями, доской
- наличие компьютерного класса с возможностью выхода в Интернет
- техническое оборудование для демонстрации видеоматериалов;
Информационное обеспечение:
- поурочное планирование теоретических и практических занятий;
- подобранный и обобщенный материал по темам занятий;
- методические пособия по темам программы;
- справочно-методическое пособие по разделам программы;
- сборник вопросов по диагностике знаний, умений;
- наглядно-иллюстративный материал ;
- специальные презентации;
- специальная литература.
Организационное обеспечение.
Программа реализуется в рамках сетевой формы реализации образовательной программы МБУДО «ЦРТДиЮ» с МКОУ «Каменская СОШ №2»
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, обладающий компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности детского объединения социально-гуманитарной направленности.
- Список литературы
Список литературы, используемой педагогом
1. Анастази А. Психологическое тестирование: Пер. с англ. Кн.2/Под ред. К.М. Гуркевича, В.И. Лубовского. М., 2018.
2. Горбунова М.В., Кирилюк Е.В. 333 Современные профессии и специальности 111информационных профессиограмм: Справочники. Ростов-на-Дону» Феникс», 2016.
3. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся ст. кл. сред. шк. М.,2015.
4. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М., 1983. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», №2)
5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.,2006.
6. Махеева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М.: УЦ «Перспектива»,2010.
7. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 1994- 576 с.
8. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
9. Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие #1052;.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», с.
10. Пряжников Н.С. Бланковые и карточные игры профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие #1052;.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», с.
11. Пряжников Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 3-М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2017-64 с.
12. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2017.
13. Психология популярных профессий/ Под редакцией Л.А. Головей. – СПб.: Речь, 2013.
14. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. – М.: Генезис, 2013.
15. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. – М.: Генезис, 2014.
16. Тющев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер,2019.
17. Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. – М.: Просвещение, 2015.
18. Чистякова С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи. М., Просвещение, 2017.
Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей
1. Горбунова М.В., Кирилюк Е.В. 333 Современные профессии и специальности. 111информационных профессиограмм: Справочники. Ростов-на-Дону» Феникс», 2010.
2. Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся ст. кл. сред. шк. М.,2010.
3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.,2006.
4. Махеева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М.: УЦ «Перспектива»,2012.
5. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
6. Психология популярных профессий/ Под редакцией Л.А. Головей. – СПб.: Речь, 2013.
7. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. – М.: Генезис, 2017.
8. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. – М.: Генезис, 2014.
9. Тющев Ю.В. Выбор профессии: тренинг для подростков. – СПб.: Питер,2018.
10. Чистякова С.Н. Технология профессионального успеха. – М.: Просвещение, 2015.
Интернет источники: