Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса и 1 дополнительного класса для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)

Меньшикова Татьяна Владимировна

Рабочая программа по литературному чтению  для 1 класса и 1 дополнительного класса для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2)  Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_literatur_nomu_chteniyu_vid_7.2.docx80.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

Рассмотрено

на педагогическом совете

протокол от________№_____

Утверждено

приказом директора школы

от _________ №____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  литературному чтению

для учащихся с задержкой психического развития

1 класс и 1 дополнительный класс

(вариант 7.2)

Учитель: Меньшикова Татьяна Владимировна,

 высшая квалификационная категория

г.  Когалым

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая  программа составлена на основе Федерального  образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), авторской программы Климановой Л.Ф. «Литературное чтение» М., «Просвещение» (программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы; Учебно-методический комплект «Школа России: М., «Просвещение») примерной рабочей программы для 1 и 1 дополнительного класса по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с задержкой психического развития.

 «Литературное чтение» в начальной школе является неотъемлемой частью курса русского языка, обеспечивающей введение ребенка в мир художественной литературы. Данный предмет способствует повышению читательской компетентности учащихся с ЗПР, формирует потребность в систематическом чтении.  

Программа отражает содержание обучения предмету «Литературное чтение» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. При составлении программы  учитывается  распределение учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

Цель  изучения предмета «Литературное чтение»: формирование у учащихся навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению.

С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР  задачи конкретизируются следующим образом

1 класс

1 дополнительный класс

  • учить выделять последовательность звуков и слогов в словах, использовать знаково-символические средства (при составлении звуковых схем, схем предложения);
  • формировать умение слитного послогового чтения слов с разной слоговой структурой, умение правильно понимать читаемые слова, предложения, небольшие тексты;
  • учить элементам выразительного чтения;
  • учить понимать звучащую речь, отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, передавать содержание прослушанного;
  • учить использовать формы речевого этикета;
  • познакомить с произведениями устного народного творчества и детской литературы, доступными для восприятия младших школьников с ЗПР, развивать нравственные и эстетические представления и чувства;
  • учить создавать собственный текст по серии иллюстраций к произведению,  на основе личного опыта или впечатлений;
  • развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт и словарь, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность;
  • воспитывать интерес к книгам и чтению;
  • содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов образования.

  • формировать и закреплять навыки правильного, беглого, выразительного и сознательного;
  • познакомить с произведениями устного народного творчества и детской литературы;
  • научить элементарным приемам анализа и интерпретации художественных текстов;
  • учить осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в обсуждении прочитанных произведений, оценивать поступки героев с учетом социальных норм и одобряемых правил поведения;
  • расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную активность через слушание и самостоятельное чтение произведений разных жанров;
  • совершенствовать навыки построения устного высказывания с использованием выразительных средств языка;
  • прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению.

       Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из основных предметов в системе подготовки младшего школьника с ЗПР. Овладение читательской компетенцией, умение излагать свои мысли необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к книгам и чтению способствует формированию общей культуры. Овладение учебным предметом «Литературное чтение» оказывает положительное влияние на общую успеваемость учащегося по всем предметным областям.

         При обеспечении коррекционной направленности уроки по литературному чтению позволяют младшим школьникам с ЗПР освоить обязательный базисный минимум, преодолеть затруднения в чтении.

         Кроме того, на уроках в процессе работы расширяется запас представлений об окружающем мире, обогащается словарь, уточняется понимание лексического значения отдельных слов и содержания текстов в целом. Младшие школьники с ЗПР с помощью учителя учатся самостоятельно использовать контекст  при осмыслении встречающихся в нем незнакомых слов и выражений.

        Специально организованная учителем работа позволяет детям передать содержащуюся в прочитанном тексте мысль, установить временные, причинно-следственные связи, охарактеризовать действующих лиц и дать оценку их поступкам. Школьники также учатся в правильном интонировании при чтении.

        Работа над перечисленными выше компонентами на уроках чтения способствует пониманию прочитанного и, следовательно, накоплению необходимых сведений и знаний об окружающей действительности, речевому развитию учащихся, преодолению специфических недостатков познавательной деятельности, оказывая положительное влияние на весь процесс обучения младшего школьника, имеющего ЗПР.

Место предмета в учебном плане

В 1  и 1 дополнительном классе — 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели).

Учебно-методический комплект

Для реализации программного содержания курса «Литературное чтение» используются следующие учебники и учебные пособия:

1. Горецкий В. Г. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение.

2.Климанова Л.Ф. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

В конце первого класса обучающийся:

В конце 1 дополнительного класса обучающийся:

  • выделяет последовательность звуков и слогов в словах;
  • владеет плавным, осмысленным чтением целыми словами, понимает читаемые слова, предложения, небольшие тексты;
  • владеет элементами выразительного чтения;
  • понимает звучащую речь, отвечает на вопросы по содержанию услышанного произведения, передает содержание прослушанного;
  • использует формы речевого этикета;
  • узнает произведения устного народного творчества и детской литературы;
  • создает собственное высказывание по серии иллюстраций, на основе личного опыта или впечатлений;
  • проявляет интерес к книгам и чтению;

  • знает произведения устного народного творчества и детской литературы;
  • отвечает на вопросы по содержанию услышанного произведения, передает содержание прослушанного;
  • читает вслух сознательно, правильно, целыми словами, соблюдая паузы и интонации;
  • находит в тексте предложения, подтверждающие высказывание;
  • пересказывает небольшой доступный текст;
  • использует формы речевого этикета;
  • составляет устное высказывание по содержанию прочитанного, на основе личного опыта, по результатам наблюдения;
  • самостоятельно знакомится с детской книгой, читает ее под наблюдением учителя.

Личностные результаты для 1 класса и 1 дополнительного класса:

  • принятии и освоении социальной роли учащегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе знакомства с литературными произведениями);
  • развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);
  • развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
  • овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).
  • принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;

Познавательные универсальные учебные действия

  • осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения;
  • кодировать и перекодировать информацию;
  • осуществлять разносторонний анализ объекта (содержание услышанного, прочитанного).

Регулятивные универсальные учебные действия

  • понимать смысл предъявляемых учебных задач (прочитать, ответить на вопросы по содержанию);
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации;
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок (совершенствование связного высказывания).

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • слушать собеседника и вести диалог;
  • использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.

Учебный предмет «Русский язык» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по представленным ниже направлениям.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях

  • обратиться за помощью к учителю при непонимании услышанного или прочитанного, сформулировать запрос о помощи;
  • распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;
  • словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

Навыки коммуникации и  ритуалы социального взаимодействия проявляется в умениях

  • в умении слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника;
  • в умении отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;
  • в умении выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно- временной организации в 1 классе и в 1 дополнительном классе проявляется проявляется:

  • в понимании роли литературного чтения в трансляции культурного наследия;
  • в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей в 1 классе и в 1 дополнительном классе проявляется проявляется:

  • в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и одноклассниками;
  • в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу, намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в АООП как:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
  3. осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
  4. понимание роли чтения, использование разных видов чтения;
  5. формирование умения осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участие в обсуждении прочитанных произведений, умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
  6. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов;
  7. формирование потребности в систематическом чтении;
  8. выбор с помощью взрослого интересующей литературы.

       СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

Разделы изучения предмета «Литературное чтение» в 1 классе

Разделы изучения предмета «Литературное чтение» в 1 дополнительном  классе

Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи. Понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий.

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух.

Говорение (культура речевого общения). Понимать вопросы, отвечать на них, выслушивать, не перебивая, собеседника. Использование норм речевого этикета. Передача содержания прослушанного. Передача впечатлений из повседневной жизни в рассказе (описание, повествование).

 Круг детского чтения. Произведения устного народного творчества. Произведения классиков детской литературы, доступные для восприятия младших школьников с ЗПР.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Прозаическая и стихотворная речь. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, загадки). Сказки.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений). Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: инсценирование, установление последовательности событий; создание собственного текста по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Аудирование (слушание). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, умение задавать вопрос по услышанному художественному произведению.

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения, позволяющей осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений).

Библиографическая культура. Книга учебная. Элементы книги: обложка, иллюстрации.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Говорение (культура речевого общения). Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Распознание прямого и переносного значения слов, их многозначности, пополнение активного словарного запаса. Передача впечатлений (из повседневной жизни, от художественного произведения) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).

Круг детского чтения. Произведения классиков отечественной литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной и литературы, доступные для восприятия младших школьников с задержкой психического развития.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение). Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение. Фольклор и авторские художественные произведения (различение). Сказки.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений).Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям; устное словесное рисование.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 1 класс,

4 часа в неделю (132 часа), вариант 7.2.

№п/п

Тема урока

Механизмы адаптации базового уровня

Добукварный период (45 часов)

1

"Азбука" - первая учебная книга. Знакомство
с учебником.

Помощь при работе с книгой: показ нужной страницы, иллюстрации

2

Здравствуй, школа, устная и письменная речь.

Уточнение значений слов – терминов, повторение за учителем, опора на иллюстрации при запоминании

3

Речь устная и письменная.

Помощь в построении монологического высказывания

4

Речь устная и  письменная.

Помощь в построении монологического высказывания

5

Предложение и слово. Составление предложений по схемам.

Выстраивание цепочки иллюстраций на доске или на парте

6

Предложение.

Помощь в построении предложений

7

Предложение и слово

Помощь в определении количества слов в предложении

8

Предложение и слово

Помощь в определении количества слов в предложении

9

Составление предложений по схемам.

10

Составление предложений на заданную тему

Помощь в построении предложений

11

Составление предложений как ответов на вопросы

Помощь в построении предложений

12

Повторение   и закрепление пройденного материала.

Помощь в построении предложений. Помощь в определении количества слов в предложении

13

Слово и слог.

Использование различных опор по определению количества слогов в слове

14

Слог, деление на слоги.

Использование различных опор по определению количества слогов в слове

15

Слог. Ударение

Помощь при определении ударного звука (четкое проговаривание).

16

Слог. Ударение.

Помощь при определении ударного звука (четкое проговаривание).

17

Ударение.

18

Звуки в окружающем мире

19

Составление рассказа по картинке.

Помощь при составлении рассказа.

20

"Край родной навек любимый". Звуки речи: гласные и согласные.

Опора на  зрительный и кинестетический анализатор при различении  гласных и согласных звуков

21

Различение гласных и согласных звуков

Опора на  зрительный и кинестетический анализатор при различении  гласных и согласных звуков

22

Различение гласных и согласных звуков. Закрепление.

Опора на  зрительный и кинестетический анализатор при различении  гласных и согласных звуков

23

Век живи,  Слияние согласного  с гласным

Опора на  зрительный и кинестетический анализатор при различении  гласных и согласных звуков

24

Выделение в словах отдельных звуков, слого-звуковой анализ

Помощь при работе со схемой (образец)

25

Выделение в словах отдельных звуков, слого-звуковой анализ

Помощь при работе со схемой (образец)

26

Повторение и закрепление пройденного «Предложение. Слово. Слог.  Ударение. Звук»

Помощь при работе со схемой (образец)

27

Знакомство  с алфавитом. Обозначение звуков

28

Гласный звук [а]. Буквы А, а.

Работа с условно-графической записью слова с помощью учителя. Индивидуальная работа с учащимися по конструированию букв

29

Буквы А, а

Работа с условно-графической записью слова с помощью учителя. Индивидуальная работа с учащимися по конструированию букв

30

Чтение изученных букв

Работа с условно-графической записью слова с помощью учителя. Индивидуальная работа с учащимися по конструированию букв

31

Гласный звук [о]. Буквы О, о.

Работа с условно-графической записью слова с помощью учителя. Индивидуальная работа с учащимися по конструированию букв

32

Буквы О, о

Работа с условно-графической записью слова с помощью учителя. Индивидуальная работа с учащимися по конструированию букв

33

Чтение изученных букв

34

Гласный звук  [и]. Буквы И, И.

Помощь при определении звука в слове -  опора на модель. Работа с условно-графической записью слова с помощью учителя.

35

Буквы И, и

Помощь при определении звука в слове -  опора на модель. Работа с условно-графической записью слова с помощью учителя.

36

Чтение изученных букв

37

Гласный звук  [ы]. Буква ы.

Помощь при определении звука в слове -  опора на модель. Работа с условно-графической записью слова с помощью учителя.

38

Буква  ы

Помощь при определении звука в слове -  опора на модель. Работа с условно-графической записью слова с помощью учителя.

39

Чтение изученных букв

40

Гласный звук [у]. Буквы У, у

Помощь при определении звука в слове -  опора на модель. Работа с условно-графической записью слова с помощью учителя.

41

Буквы У, у

Помощь при определении звука в слове -  опора на модель. Работа с условно-графической записью слова с помощью учителя.

42

Чтение изученных букв

43

Чтение изученных букв

44

Гласные звуки и буквы (обобщение).

Опора на зрительный анализатор при узнавании гласных звуков

45

Гласные звуки и буквы (обобщение).

Букварный период (69 часов)

46

Согласные звуки [н], [н/]. Буквы Н, н.

Помощь при определении принадлежности звука к группе согласных звонких (опора на кинестетический анализатор: рука на горлышке)

47

Буквы Н, н

48

Звуки [с], [с/]. Буквы С, с.

Помощь при определении принадлежности звука к группе согласных глухих (опора на кинестетический анализатор: рука на горлышке)

49

Буквы С, с

50

Звуки [к], [к/]. Буквы К, к.

Помощь при определении принадлежности звука к группе согласных глухих (опора на кинестетический анализатор: рука на горлышке)

51

Буквы К, к.

52

Звуки [т], [т/]. Буквы Т, т.

Помощь при определении принадлежности звука к группе согласных глухих (опора на кинестетический анализатор: рука на горлышке), помощь при работе со схемой

53

Буквы Т, т.

Использование различных опор по определению количества слогов в слове.

54

Закрепление пройденного материала

Помощь при построении высказывания, уменьшение объема чтения, сопряженное чтение.

55

Звуки [л], [л’], буквы Л, л.

Индивидуальная работы со схемами

56

Буквы Л, л.

Индивидуальная работа с учащимися по чтению слогов и слов

57

Закрепление пройденного. Чтение слов и предложений с буквой Л, л.

Индивидуальная работа с учащимися по чтению слогов и слов.

58

Звуки [р], [р’], буквы Р, р.

Помощь при определении принадлежности звука к группе

59

Буквы Р, р

60

Звуки [в], [в’], буквы В, в.

Помощь при определении принадлежности звука к группе согласных глухих (опора на кинестетический анализатор: рука на горлышке), помощь при работе со схемой

61

Буквы В, в.

62

Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э], [э].

Помощь в выделении двух звуков (четкое длительное произнесение звуков). Помощь при выкладывании схемы слов.

63

Буква Е – показатель мягкости согласных.

Помощь в выделении двух звуков (четкое длительное произнесение звуков). Помощь при выкладывании схемы слов.

64

Чтение слов с буквой Е.

Помощь в выделении двух звуков (четкое длительное произнесение звуков). Помощь при выкладывании схемы слов.

65

Звуки [п], [п’], буквы П, п.

Помощь в дифференциации звуков (опора на слуховой и кинестетический анализаторы), уточнение значений слов, смыслоразличительная роль звуков, обозначение на схеме.

66

Буквы П, п.

67

Чтение слов с буквой П.

68

Звуки [м], [м’], буквы М, м.

Помощь в дифференциации звуков (опора на слуховой и кинестетический анализаторы), уточнение значений слов, смыслоразличительная роль звуков, обозначение на схеме

69

Буквы М, м. Сопоставление слогов и слов с буквами Л и М.

70

Звуки [з], [з’], буквы З, з.

Помощь в дифференциации звуков (опора на слуховой и кинестетический анализаторы)

71

Сопоставление слогов и слов с буквами С-З

72

Чтение слов с буквами С-З

73

Звуки [б], [б’], буквы Б, б.

Помощь в дифференциации звуков (опора на слуховой и кинестетический анализаторы)

74

Сопоставление слогов и слов с буквами П-Б

75

Чтение слов с буквами П-Б

76

Звуки [д], [д’], буквы Д, д.

Помощь в дифференциации звуков (опора на слуховой и кинестетический анализаторы)

77

Сопоставление слогов и слов с буквами Т-Д.

78

Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а], [а].

Помощь в выделении двух звуков (четкое длительное произнесение звуков). Помощь при выкладывании схемы слов.

79

Буква Я - показатель мягкости согласных.

80

Чтение слогов и слов с буквой Я.

81

Звуки [г], [г’], буквы Г, г.

Помощь в дифференциации звуков (опора на слуховой и кинестетический анализаторы) Индивидуальная работа по чтению.

82

Сопоставление слогов и слов с буквами К-Г.

83

Чтение слов с буквами К-Г.

84

Звук [ч’], буквы Ч, ч.

Индивидуальная работа по чтению слов по слогам и орфоэпически.  Работа с текстом.

85

Буквы Ч, ч.

86

Чтение слов с буквой Ч

87

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков

Работа по уточнению понятия «мягкий знак».

88

Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного.

89

Чтение слогов и слов с буквой Ь.

90

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ш

Помощь в дифференциации звуков (опора на слуховой и кинестетический анализаторы), уточнение значений слов, смыслоразличительная роль звуков, обозначение на схеме.

91

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши.(закрепление)  

92

Чтение слов с буквой Ш.

93

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сочетание жи.

Помощь в дифференциации звуков (опора на слуховой и кинестетический анализаторы), уточнение значений слов, смыслоразличительная роль звуков, обозначение на схеме.

94

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Сочетание жи.(закрепление)  

95

Сопоставление слогов и слов с буквами Ш-Ж.

96

Буквы Ё, ё, обозначающие звуки [й’о], [о].

Помощь в выделении двух звуков (четкое длительное произнесение звуков). Помощь при выкладывании схемы слов.

97

Буква Ё показатель мягкости согласных.

98

Мягкий согласный звук [й’]. Буквы Й, й.

Помощь в выделении двух звуков (четкое длительное произнесение звуков). Помощь при выкладывании схемы слов.

99

Чтение слов с буквой Й.

100

Звуки [х], [х’], буквы Х, х.

Помощь в выделении двух звуков (четкое длительное произнесение звуков). Помощь при выкладывании схемы слов.

101

Чтение слов с буквой Х.

Индивидуальная работа по чтению слов по слогам и орфоэпически.  Работа с текстом.

102

Чтение слов с буквой Х (закрепление).

Помощь в выделении двух звуков (четкое длительное произнесение звуков). Помощь при выкладывании схемы слов.

103

Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у], [у].

Помощь в выделении двух звуков (четкое длительное произнесение звуков). Помощь при выкладывании схемы слов.

104

Буква Ю показатель мягкости согласных

105

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц.

Помощь в выделении двух звуков (четкое длительное произнесение звуков). Помощь при выкладывании схемы слов.

106

Чтение слов с буквой Ц

Индивидуальная работа по чтению слов по слогам и орфоэпически.  

Работа с текстом.

107

Гласный звук  [э]. Буквы Э, э.

Помощь в выделении двух звуков (четкое длительное произнесение звуков). Помощь при выкладывании схемы слов.

108

Чтение слов с буквой Э.

109

Мягкий согласный звук [щ’], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу

Помощь в выделении двух звуков (четкое длительное произнесение звуков). Помощь при выкладывании схемы слов.

110

Чтение предложений  и текстов  с буквами Щ, щ.

Помощь при понимании и запоминании правила правописания (маркирование гласной)

111

Чтение предложений и текстов с изученными буквами.

112

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф.

Помощь в выделении двух звуков (четкое длительное произнесение звуков). Помощь при выкладывании схемы слов.

113

Сопоставление слогов и слов с буквами Ф-В.

114

Мягкий и твердый разделительные знаки

Работа по уточнению понятия «разделительный твердый и мягкий  знаки», внимание на особенности чтения слов с разделительным твердым  и мягким знаком

Послебукварный период (18 часов)

115

Русский алфавит.

Помощь в ориентировке в алфавите. Указание мест букв в алфавите.

116

С. Маршак "Как хорошо уметь читать", В. Берестов."Читалочка"

Индивидуальная работа по обучению делению на слоги и постановке ударения. Индивидуальная работа по чтению слов по слогам и орфоэпически.

Работа с условно-графической записью слова, предложений с помощью учителя.

Индивидуальная работа с учащимися по чтению, уменьшение объема материала для чтения.

117

Е.Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Герои произведения. Чтение по ролям.

118

К. Ушинский. "Наше Отечество". Анализ содержания текста

119

В. Крупин. "Первоучители словенские". История славянской азбуки.

120

В. Крупин. "Первый букварь". Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации

Индивидуальная работа по чтению слов по слогам и орфоэпически.  Работа с текстом.

121

Творчество А.С. Пушкина.

122

Л. Н. Толстой о детях.

123

К. Д. Ушинский о детях

124

Творчество К. И. Чуковского («Телефон», «Путаница»).

Индивидуальная работа по чтению слов по слогам и орфоэпически.  Работа с текстом.

125

В. В. Бианки. Первая охота

126

Творчество С. Я. Маршака

127

Творчество М. М. Пришвина

128

Творчество А. Л. Барто.

129

Творчество С. В. Михалкова

130

Б. В. Заходер. "Два и три"

131

Творчество В. Д. Берестова

132

Прощание с Азбукой. Проверим свои знания

Календарно-тематическое планирование

по литературному чтению 1 дополнительный класс  

 4 часа в неделю (132 часа)   вариант 7.2

№ урока

по плану

Тема урока

Механизмы адаптации базового уровня

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Повторение изученного в 1 классе (36 часов)

1

Речь устная и письменная. Предложение. Слово.

Помощь при построении высказывания. Помощь при работе с пословицами: опора на иллюстрацию.

Правила поведения на уроке. Восприятие на слух звучащей речи. Пословицы и поговорки об учении.  Выделение из речи предложения. Определение на слух количества предложений и высказываний. Создание собственных устных высказываний по серии иллюстраций к произведению (русская народная сказка «Гуси-лебеди»). Выделение слов из предложения. Различение слова и предложения. Различение слова и обозначаемого им предмета. Значение слова. Графическое изображение слова в составе предложения. Пословицы о труде и трудолюбии.

2

Люби все живое. Не нужен и клад,

когда в семье лад.

Слово и слог. Ударение

Работа с условно-графической записью слова с помощью учителя. Составление рассказов по образцу, заданному учителем.

Деление слов на слоги. Определение количества слогов в словах. Графическое изображение слова, разделённого на слоги. Составление небольших рассказов по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений о диких и домашних животных. Создание собственных устных высказываний по серии иллюстраций к произведению (русская народная сказка «Колобок»). Ударный слог. Определение ударного слога в слове. Обозначение ударения на модели слова (слогоударные схемы). Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений о взаимоотношениях в семье.

3

Согласие крепче

каменных стен.

Звуки в окружающем мире и в речи

Помощь в дифференциации звуков (опора на слуховой и кинестетический анализаторы), уточнение значений слов, смыслоразличительная роль звуков, обозначение на схеме.

Интонационное выделение звука на фоне слова. Единство звукового состава слова и его значения. Звуковой анализ слова. Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Гласные и согласные звуки, их особенности. Слогообразующая функция гласных звуков. Моделирование звукового состава слова. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений об играх и забавах детей.

4

Звуки в окружающем мире и в речи

5

Азбука – к мудрости ступенька. Гласный звук [а],  буквы А, а

Использование картинного плана при составлении рассказов

Особенности произнесения звука [а]. Характеристика звука [а]. Буквы А, а как знак звука [а]. Печатные и письменные буквы. Буквы заглавные (большие) и строчные (маленькие). «Лента букв». Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам (русская народная сказка «Лиса и волк»)

6

Кто скоро помог,

тот дважды помог. Гласный звук [о],  буквы О, о

Использование картинного плана при составлении рассказов.

Особенности произнесения звука, его характеристика. Буквы О, о как знаки звука [о]. Определение места буквы на «ленте букв». Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам (русская народная сказка «Маша и медведь»).

7

Нет друга – ищи,

а нашел – береги. Гласный звук [и],

буквы И, и

Опорные слова для составления рассказа.

Особенности произнесения звука, его характеристика. Буквы И, и как знаки звука [и]. Определение места буквы на «ленте букв». Подбор слов с данным звуком. Наблюдение над значением слов. Включение слов в предложения. Составление небольших рассказов повествовательного характера о дружбе и взаимоотношениях между друзьями. Создание собственных устных высказываний по серии иллюстраций к произведению (русская народная сказка «Царевна-лягушка»).

8

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Гласный звук [ы],

буква ы

Опорные слова для составления рассказа.

Особенности произнесения звука. Характеристика нового звука. Буква ы как знак звука [ы]. Особенности буквы ы. Определение места буквы на «ленте букв». Наблюдения за изменением формы слова (единственное и множественное число). Сопоставление слов, различающихся одним звуком. Единство звукового состава слова и его значения. Составление небольших рассказов повествовательного характера об учении, обязанностей ученика. Создание собственных устных высказываний по серии иллюстраций к произведению (русская народная сказка «Курочка Ряба»).

9

Ученье – путь к уменью.

Гласный звук [у],

буквы У, у

Опорные слова для составления рассказа.

Особенности произнесения звука. Характеристика звука. Буквы У, у как знак звука [у]. Определение места буквы на «ленте букв». Повторение гласных звуков. Составление небольших рассказов повествовательного характера об учении, качествах прилежного ученика. Создание собственных устных высказываний по серии иллюстраций к произведению (русская народная сказка «Гадкий утёнок»).

10

Труд кормит,

а лень портит.

Согласные звуки [н], [н’],

буквы Н, н.

 Слог-слияние.

Опорные слова и картинные планы  для составления рассказа.

Твёрдость и мягкость согласных звуков. Определение места буквы на «ленте букв». Смыслоразличительная функция твёрдых и мягких согласных звуков. Обозначение твёрдых и мягких согласных на схеме-модели слова. Функция букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге. Чтение слияний согласного с гласным в слогах. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам (русская народная сказка «Лиса и заяц»).

11

Старый друг

лучше новых двух.

Согласные звуки [с], [с’],

буквы С, с

Опорные слова и картинные планы для составления рассказа.

Особенности артикуляции звуков. Определение места буквы на «ленте букв». Чтение слогов, предложений и короткого текста. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Наблюдение над родственными словами. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений о бережном отношении к природе.

12

Каков мастер,

такова и работа.

Согласные звуки [к], [к’],

буквы К, к

Опорные слова и картинные планы для составления рассказа.

Определение места буквы на «ленте букв». Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Составление небольших рассказов повествовательного характера о сельскохозяйственных работах. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам (русская народная сказка «Кот в сапогах»).

13

Сказки А.С. Пушкина.

Согласные звуки [т], [т'],

буквы Т, т

Составление рассказа по образцу.

Определение места буквы на «ленте букв». Чтение слов, предложений и короткого текста. Составление небольших рассказов повествовательного характера о животных и растения в сказках, рассказах и на картинах художников. Заучивание и декламация стихотворения (А. С. Пушкин «Руслан и Людмила» (эпилог).

14

Сказки К.И. Чуковского.

Согласные звуки [л], [л'],

буквы Л, л

Образец для составления диалога.

Определение места буквы на «ленте букв». Звонкие и глухие согласные. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Практическое овладение диалогической формой речи. Работа над речевым этикетом: приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой. Составление небольших рассказов повествовательного характера о правилах поведения в гостях.

15

А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Согласные звуки [р], [р’],

буквы Р, р

Опорные слова и картинные планы для составления рассказа.

Определение места буквы на «ленте букв». Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам (А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»).

16

Век живи – век учись.

Согласные звуки [в], [в’],

буквы В, в

Опорные слова и картинные планы для составления рассказа.

Определение места буквы на «ленте букв». Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Составление небольших рассказов повествовательного характера о роли физкультуры и спорта в укреплении здоровья.

17

Красуйся, град Петров!

Согласные звуки [п], [п’],

буквы П, п

Опорные слова и картинные планы для составления рассказа.

Определение места буквы на «ленте букв». Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Составление небольших рассказов повествовательного характера о профессии родителей.

18

Москва – столица России.

Согласные звуки [м], [м’],

буквы М, м

Опорные слова и картинные планы для составления рассказа.

Определение места буквы на «ленте букв». Чтение слов, предложений и коротких текстов. Составление небольших рассказов повествовательного характера о Москве – столица России.

19

О братьях наших меньших.

Согласные звуки [з], [з’],

буквы З, з.

Парные согласные звуки[з] и [с]

Оказание помощи при работе с текстом. Образец чтения.

Наблюдение за артикуляцией звонких согласных [з], [з’] и глухих согласных [с], [с’] в парах. Определение места буквы на «ленте букв». Наблюдение за словами с буквами з и с на конце (ползут – полз, леса – лес). Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Составление небольших рассказов повествовательного характера о зоопарке. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам (Ш. Перро «Красная шапочка»).

20

А. С. Пушкин. «Сказка о царе  Салтане…»

Согласные звуки [б], [б’],

буквы Б, б

Парные согласные звуки[б] и [п]

Оказание помощи при анализе текста. Образец чтения (ритмический рисунок).

Выделение звуков [б], [б’] из слов. Наблюдение за артикуляцией звонких согласных [б], [б’] и глухих согласных [п], [п’] в парах. Определение места буквы на «ленте букв». Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Заучивание и декламация стихотворения (А. С. Пушкин «Сказка о царе  Салтане…»).

21

Терпение и труд все перетрут.

Согласные звуки [д], [д’],

буквы Д, д.

Парные согласные звуки[д] и [т]

Помощь в дифференциации звуков (опора на слуховой и кинестетический анализаторы), уточнение значений слов, смыслоразличительная роль звуков, обозначение на схеме.

Наблюдение за артикуляцией звонких согласных [д], [д’] и глухих согласных [т], [т’] в парах. Устанавливать сходство и различие в произнесении [д] – [т]; [т’], [д’]. Определение места буквы на «ленте букв». Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

22

Не делай другим того, чего себе не пожелаешь.

Согласные звуки [г], [г’],

буквы Г, г.

Парные согласные звуки[к] и [г]

Помощь в дифференциации звуков (опора на слуховой и кинестетический анализаторы), уточнение значений слов, смыслоразличительная роль звуков, обозначение на схеме.

Сопоставление слогов с буквами г и к. Наблюдение за артикуляцией звонких согласных [г], [г’] и глухих согласных [к], [к’] в парах. Определение места буквы на «ленте букв». Чтение слов, предложений и коротких текстов.

23

Делу время,

а потехе – час.

Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч

Образец чтения.

Выделение звука [ч’] из слов; его характеристика, обозначение буквой. Определение места буквы на «ленте букв».  Чтение слов, предложений и коротких текстов.

24

Красна птица опереньем, а человек – уменьем.

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков

Образец чтения, работа на интонацией.

Обозначение буквой ь мягкости согласных на конце и в середине слова. Определение места буквы на «ленте букв». Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Заучивание и декламация стихотворения (С. Маршак «А что у вас?»).

25

Мало уметь читать, надо уметь слушать.

Согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

Сочетание ши Согласный звук [щ’], буквы Щ, щ

Помощь в дифференциации звуков (опора на слуховой и кинестетический анализаторы), уточнение значений слов, смыслоразличительная роль звуков, обозначение на схеме.

Выделение звука [ш] из слов; его характеристика, обозначение буквой. Определение места буквы на «ленте букв». Чтение слогов-слияний, установление на основе наблюдений, что в слоге ши пишется всегда и, в слоге ше –е. Чтение слов, предложений и коротких текстов. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам (русская народная сказка «Три медведя»).

26

Где дружбой дорожат, там враги дрожат.

Согласный звук [ж], буквы Ж, ж.

Сочетание жи.

Парные согласные звуки[ж] и [ш]

Помощь в дифференциации звуков (опора на слуховой и кинестетический анализаторы), уточнение значений слов, смыслоразличительная роль звуков, обозначение на схеме.

Выделение звука [ж] из слов; его характеристика, обозначение буквой. Определение места буквы на «ленте букв». Сопоставление слогов с ж и ш. Установление на основе наблюдений, что в слоге жи пишется всегда и. Чтение слов, предложений и коротких текстов. Составление небольших рассказов повествовательного характера по сюжетным картинкам (русская народная сказка «Мужик и медведь»).

27

Как человек научился летать.

Гласный звук [э],

буквы Э, э

Образец чтения.

Выделение звука из слов, его характеристика, обозначение букв. Определение места буквы на «ленте букв». Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

28

Жить – Родине служить.

Согласный звук [j’], буквы Й, й

Образец чтения, индивидуальная работа со знаками препинания.

Выделение звука [j’] из слов; его характеристика, обозначение буквой. Распознавание нового звука в словах вне слияния, определение места звука [j’] в словах. Определение места буквы на «ленте букв». Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

29

Русская народная сказка.

Звуки [j’э], буквы Е, е

Соотнесение звуков

[э] и [j’э]

Опорные слова и картинные планы для составления предложений и рассказов.

Буква е в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква е –показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. Определение места буквы на «ленте букв». Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Составление небольших рассказов повествовательного характера о растительном и животном мире леса.

30

Россия – Родина моя. Звуки [j’а], буквы Я, я.

Соотнесение звуков

[а] и [j’а]

Образец чтения, индивидуальная работа со знаками препинания.

Буква я в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква я –показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Определение места буквы на «ленте букв». Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

31

Люби все живое.

Звуки [j’о], буквы Ё, ё.

Соотнесение звуков

[о] и [j’о]

Помощь при работе со  схемами,  образец.

Букваёв начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква ёпоказатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Определение места буквы на «ленте букв».Слого-звуковой анализ слов с [j’о] после мягкого согласного с опорой на схему-модель. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

32

Звуки [j’у], буквы Ю, ю

Соотнесение звуков

[у] и [j’у]

Буква ю в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Буква юпоказатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. Определение места буквы на «ленте букв». Слого-звуковой анализ слов с [j’у] после мягкого согласного с опорой на схему-модель. Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

33

Без труда хлеб не родится никогда.

Согласные звуки [х], [х’],

буквы Х, х

Помощь при ответах на вопросы

Выделение звуков [х], [х’] из слов; их характеристика, обозначение буквой. Определение места буквы на «ленте букв».Чтение коротких текстов, ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

34

Делу время – потехе час.

Согласный звук [ц], буквы Ц,ц

Образец чтения, (показ ритмического рисунка), сопряженное чтение, паузы.)

Выделение звука из слов; его характеристика, обозначение буквой. Определение места буквы на «ленте букв». Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Заучивание и декламация стихотворения (К. И. Чуковский «Мойдодыр»).

35

«Играют волны, ветер свищет..»

Согласные звуки [ф], [ф’],

буквы Ф, ф

Образец чтения, (показ ритмического рисунка), сопряженное чтение, паузы.)

Выделение звука из слов; его характеристика, обозначение буквой. Определение места буквы на «ленте букв». Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

36

Бог не в силе, а в правде.

Мягкий и твёрдый разделительные знаки

Помощь при анализе слова (четкое произношение)

Чтение слов с разделительным мягким знаком; объяснение того, что показывает эта буква после согласных перед гласными я, е, ю, ё, и. Анализ буквенной записи слова съел.

Жили были буквы (15 часов )

37

Книги – мои друзья

Помощь при ответах на вопросы.

Название и показ элементов учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац). Правила обращения с книгой.

38

В. Данько

«Загадочные буквы»

Образец чтения, (показ ритмического рисунка), сопряженное чтение, паузы.)

Элементарный анализ художественного произведения. Обсуждение содержания прочитанного.

39

И. Токмакова

«Аля, Кляксич и буква А»

Использование вопросов для построения высказывания.

Авторская сказка, автор, герои сказки. Просмотр диафильма. Осознание смысла произведения. Элементарный анализ художественного произведения. Обсуждение содержания прочитанного.

40

С.Чёрный «Живая азбука»

41

И. Гамазкова

«Живая азбука»

Образец чтения, (показ ритмического рисунка), сопряженное чтение, паузы.)

Помощь при построении высказывания.

Тема стихотворения. Заголовок. Характер героев (буквы). Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. Устные высказывания на основе прослушанного текста. Передача содержания текста по вопросам. Чтение вслух плавно по слогам и целыми словами; передача интонационно конец предложения.

Элементарный анализ художественного произведения. Обсуждение содержания прочитанного. Ответы на вопросы по содержанию.

42

Ф. Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет»

43

Г. Сапгир

«Про медведя»

Маркирование начала и конца предложения (первая буква, точка).

Устные высказывания на основе прослушанного. Практическое определение в текстах начала, окончания, основного содержания. Выразительное чтение с опорой на знаки препинания.

44

М. Бородицкая

«Разговор с пчелой»

Оказание помощи при анализе текстов.

Передача содержания текста по вопросам. Нахождение слов, которые помогают представить самого героя или его речь. Нахождение в стихотворении слов с созвучным окончанием.

Заголовок. Рифма. Звукопись как приём характеристики героя. Объяснение названия произведения. Главная мысль произведения. Выразительное чтение.

45

И. Гамазкова

«Кто как кричит?»

46

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть»

Оказание помощи при анализе текстов. Помощь при анализе текста: указания на слова, предложения, реплики героев (ориентирование в тексте).  

Объяснение названия произведения. Главная мысль произведения. Ответы на вопросы по содержанию. Нахождение в стихотворении слов с созвучным окончанием.

47

И. Гамазкова, Е. Григорьева «Живая азбука»

Помощь при анализе текста: указания на слова, предложения, реплики героев (ориентирование в тексте).  

Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения. Определение содержания текста по его заглавию. Самостоятельное чтение текста. Герои произведения. Чтение по ролям. Определение качеств характера героя  на основе представленного на доске списка.

48

Из старинных книг

49

Стихи Т. Павловой, В. Лунина

50

Обобщающий урок по разделу «Жили – были буквы»

Направляющая помощь учителя.

Обобщение знаний по разделу.

51

Проверочная работа  по разделу «Жили – были буквы»

Направляющая помощь учителя.

Оценка достижений по разделу.

Сказки, загадки, небылицы (14 часов )

52

Сказки, загадки, небылицы. Е. Чарушин

«Теремок»

Маркирование ролей.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме. Сказки авторские и народные. Слушание и чтение сказки. Ответы на вопросы по содержанию сказки.

Обучение чтению по ролям.

53

Русская народная сказка «Рукавичка»

Помощь при составлении устного сочинения.

Знакомство со сказкой. Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, его отдельных сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему. Сказки авторские и народные. Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана.  Инсценирование.

54

Загадки

Помощь при разгадывании загадок: опора на иллюстрацию, объяснение приема олицетворения (без называния термина).

Знакомство с особенностями произведений фольклора. Отгадывание загадок.

55

Песенки.

Указание на особенности жанров (слова, повторы…)

Маркирование ролей.

Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); Знакомство с устным народным творчеством. Выразительное чтение песенок.

Знакомство с устным народным творчеством. Потешки. Герои потешки. Чтение по ролям.

Различение малых фольклорных форм: загадок, песенок, потешек, небылиц. Небылицы. Сочинение небылиц. Оценка планируемых достижений

56

Потешки.

57

Небылицы

58

Рифмы Матушки Гусыни

Направляющая помощь учителя.

Английские народные песенки. Герои песенок. Сравнение песенок. Настроение. Выразительное чтение песенок.

59

Английская народная песенка «Дом, который построил Джек»

Опорные слова для сравнения.

Герои песенок. Сравнение песенок. Настроение. Выразительное чтение.

60

Сказки А. С. Пушкина

Определение главной мысли с направляющей помощью учителя.

 Герои сказки. Определение характера героев сказки. Главная мысль сказки.

61

Русская народная сказка «Петух и собака»

Таблица для сравнения народной и литературной сказок

Знакомство со сказкой. Выделение главной мысли. Сравнение народной и литературной сказок. Инсценирование. Обучение пересказу.

62

Русская народная сказка «Петух и собака»

63

Произведения

К. Ушинского

Наводящие вопросы.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения. Выразительные средства языка.

64

Обобщающий урок по разделу «Сказки, загадки, небылицы»

Направляющая помощь учителя.

Обобщение знаний по разделу.

65

Проверочная работа  по разделу «Сказки, загадки, небылицы»

Направляющая помощь учителя.

 Оценка достижений по разделу.

И в шутку, и всерьез (14 часов )

66

И в шутку, и всерьез.  

Помощь при работе с текстом (маркирование, показ нужной информации).

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме.

67

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки»

Авторское отношение к изображаемому. Умение находить в тексте необходимую информацию.

68

Я. Тайц «Волк»

Помощь при работе с текстом (маркирование, показ нужной информации).

Заголовок – «входная дверь» в текст. Подбор другого заголовка. Герой юмористического рассказа. Умение находить в тексте необходимую информацию.

69

Г. Кружков «РРРЫ!»

70

Н.Артюхова «Саша-дразнилка».

Помощь при работе с текстом (маркирование, показ нужной информации).

Характеристика героев с использованием художественно-выразительных средств. Авторское отношение к изображаемому. Звукопись как средство выразительности. Чтение по ролям.

71

К. Чуковский «Федотка»  

Помощь при работе с текстом (маркирование, показ нужной информации).

Авторское отношение к изображаемому.

72

О. Дриз «Привет»

Звукопись как средство выразительности.

73

О. Григорьев «Стук»

Помощь при работе с текстом (маркирование, показ нужной информации).

Авторское отношение к изображаемому. Звукопись как средство выразительности.

74

И. Пивоварова «Кулинаки  - пулинаки»

75

К. Чуковский «Телефон»

Помощь при соотнесении текста с иллюстрацией.

Чтение отрывков по иллюстрациям. Называние действующих лиц. Заучивание наизусть. Чтение по ролям.

76

М. Пляцковский «Помощник»

Помощь при работе с текстом (маркирование, показ нужной информации).

Умение находить в тексте необходимую информацию. Юмористические рассказы для детей. Заголовок – «входная дверь» в текст. Подбор другого заголовка. Герой юмористического рассказа. Оценивание поступков героев. Пересказ прочитанного.

77

Произведения

К. Ушинского, Т. Собакин «Немножко необычное стихотворение»

Помощь при составлении высказывания.

Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.

78

Обобщающий урок по разделу «И в шутку, и всерьез»

Направляющая помощь учителя.

Обобщение знаний по разделу.

79

Проверочная работа по разделу «И в шутку, и всерьез»

Направляющая помощь учителя.

Оценка достижений по разделу.

Я и мои друзья (19 часов  )

80

Я и мои друзья

Помощь в прогнозировании (наводящие вопросы).

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме.

81

Ю. Ермолаев «Лучший друг»

Помощь в прогнозировании (наводящие вопросы).

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме.

Заголовок – «входная дверь» в текст.

82

Ю. Ермолаев «Лучший друг»

Добавление к плану опорных слов.

План рассказа. Пересказ по плану.

83

Е. Благинина «Подарок»

Помощь при определении темы и главной мысли.

 Тема произведений. Главная мысль. Заучивание стихотворения наизусть.

84

В. Орлов «Кто первый?»

85

С. Михалков «Бараны»

Помощь при определении темы и главной мысли.

Тема произведений. Главная мысль. Нравственно-этические представления. Восстановление последовательности событий.

86

Р. Сеф «Совет»

87

В. Берестов «В магазине игрушек»

Помощь при работе с текстом (маркирование, показ нужной информации).

Умение находить в тексте необходимую информацию. Тема произведений. Главная мысль. Нравственно-этические представления. Соотнесение содержания произведения с пословицами.

88

И. Пивоварова «Вежливый ослик»

89

Я. Аким «Моя родня»

Помощь при работе с текстом (маркирование, показ нужной информации).

Тема произведений. Главная мысль. Нравственно-этические представления. Сопоставление поступков героев по аналогии, выявление авторского отношения к героям на основе имени, авторских пометок.

90

С. Маршак

«Хороший день»

Помощь при работе с текстом (маркирование, показ нужной информации).

Определение главной мысли произведения с помощью учителя. Выразительное чтение.

91

М. Пляцковский «Сердитый дог Буль»,

Таблица или план для сравнения рассказа и стихотворного текста.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, использовать текст.

92

Ю. Энтин «Про дружбу»

Сравнение рассказа и стихотворения. Выразительное чтение. Заучивание наизусть.

93

Д. Тихомирова

«Мальчик и лягушки»

Помощь при построении высказывания.

Заголовок – «входная дверь» в текст. План рассказа. Нравственно-этические представления.

94

Д. Тихомирова

 «Находка»

Составление характеристики героя с помощью опорных слов.

95

В. Лунин «Волк»

Помощь при работе с текстом (маркирование, показ нужной информации).

Определение главной мысли произведения с помощью учителя.

96

Стихи Т. Павловой

Выразительное чтение.

97

Обобщающий урок по разделу «Я и мои друзья»

Направляющая помощь учителя.

Обобщение знаний по разделу

98

Проверочная работа по разделу «Я и мои друзья»

Оценка достижений по разделу

О братьях наших меньших (17 часов  )

99

О братьях наших меньших

Планирование работы учащихся с помощью  учителя по освоению содержания раздела

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.. Выставка книг по теме. Чтение и обсуждение рассказа Н. Сладкова.

100

С. Михалков

«Трезор»

Помощь при построении высказывания.

Чтение и анализ стихотворения. Выразительное чтение стихотворения.

101

Сеф

«Кто любит собак…»

Помощь при построении высказывания.

Чтение и анализ стихотворения. Выразительное чтение стихотворения.

102

 В. Осеева «Плохо»

Помощь при построении высказывания.

Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение  микротем. Ключевые или опорные слова. Пересказ рассказа.

103

И. Токмакова

«Купите собаку»

Направляющая помощь учителя.

Чтение и анализ стихотворения. Выразительное чтение стихотворения.

104

М. Пляцковский «Цап Царапыч»

Образец чтения.

Знакомство с произведениями. Чтение и анализ содержания. Выразительное чтение.

105

Г. Сапгир «Кошка»

106

В. Берестова «Лягушата»

Образец чтения.

Знакомство с произведением. Сравнение содержания стихотворения с научным текстом о лягушках. Воспроизведение по вопросам самостоятельно прочитанного текста. Выразительное чтение стихотворения.

107

В. Лунин

«Никого не обижай»

Таблица или план для сравнения. Образец чтения.

Чтение и анализ содержания. Выразительное чтение  стихотворения. Определение главной мысли.

108

С. Михалков

«Важный совет»

109

Д. Хармс

«Храбрый еж»

Помощь при построении высказывания.

Чтение и анализ содержания. Определение главной мысли. Выразительное чтение  стихотворения. Сравнение произведений Н. Сладкова и Д. Хармса

110

Н. Сладков

«Лисица и еж»

111

С. Аксаков

«Гнездо»

Помощь при построении высказывания.

Чтение и анализ содержания. Определение главной мысли. Пересказ рассказа по коллективно составленному плану.

112

Стихи В. Берестова, Е. Благининой

Образец чтения.

Чтение и анализ содержания. Выразительное чтение  стихотворения.

113

Сказки- несказки

Таблица для сравнения научно-популярного и художественного текста.

Общее представление о разных видах текста: художественного, учебного, научно-популярного – и их сравнение. Определение целей и задач создания этих видов текста. Сказки- несказки Д. Хармса, Н. Сладкова. Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов. Ориентировка в группе книг.

114

Обобщающий урок по разделу «О братьях наших меньших»

Направляющая помощь учителя.

Обобщение знаний по разделу.

115

Проверочная работа по разделу «О братьях наших меньших»

Оценка достижений по разделу.

Апрель, апрель. Звенит капель (17 часов  )

116

Апрель, апрель. Звенит капель.

Помощь при работе с текстом (маркирование, показ нужной информации).

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме.

117

Лирические стихи

А. Плещеева

Умение находить в тексте необходимую информацию с помощью учителя.

Лирические стихотворения. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение.

118

Лирические стихи

 А. Майкова

119

Лирические стихи

Т. Белозёрова

Помощь при работе с текстом (маркирование, показ нужной информации).

Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства. Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности. Сравнение произведений по настроению, тематике, жанру.

120

С. Маршак «Апрель»

Помощь при работе с текстом (маркирование, показ нужной информации).

Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение.

121

Стихи И. Токмаковой.

Направляющая помощь учителя. Опорный план для сравнения.

Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности. Сравнение стихотворений разных поэтов, посвященных одной теме.

122

Стихи Л. Ульяницкой

123

Стихи Л. Яхнина

124

 «Когда это бывает?» Стихи Е. Трутневой,

Направляющая помощь учителя.

Чтение наизусть стихотворений. Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста. Запоминание загадок.

125

«Когда это бывает?» Стихи И. Токмаковой

126

Составляем азбуку загадок

Помощь при составлении загадки (тема,  слова, рисунок).

Литературная загадка. Сочинение загадок.

127

В. Берестов«Воробушки»

Образец чтения.

Чтение наизусть стихотворений. Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста.

128

Р.Сеф «Чудо»

129

К. Ушинский «Лед тронулся»

Использование иллюстраций для работы с пословицами.

Знакомство со стихотворениями и пословицами о весне из старинных книг. Выразительное чтение. Чтение пословиц. Работа над смыслом пословиц.

130

В. Лунин «Тень»

Помощь при составлении загадки (тема,  слова, рисунок).

Выразительное чтение стихотворения. Обобщение знаний по разделу «Апрель, апрель. Звенит капель!» Сочинение загадок

131

Обобщающий урок по разделу «Апрель, апрель. Звенит капель»

Направляющая помощь учителя.

Обобщение знаний по разделу.

132

Проверочная работа по разделу «Апрель, апрель. Звенит капель»

Оценка достижений по разделу.