Рабочая программа по русскому языку для 1 класса и 1 дополнительного класса для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2).

Меньшикова Татьяна Владимировна

Рабочая прогамма по русскому языку для учащихся с задержкой психического развития 1 класс и 1 дополнительный класс (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_russkomu_yazyku_7.2.docx95.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

Рассмотрено

на педагогическом совете

протокол от________№_____

Утверждено

приказом директора школы

от _________ №____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  русскому языку

для учащихся с задержкой психического развития

1 класс и 1 дополнительный класс

(вариант 7.2)

Учитель: Меньшикова Татьяна Владимировна,

 высшая квалификационная категория

Когалым,

2020 - 2021

учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), авторской программы Горецкого В.Г., Канакиной В.П., Дементьевой М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкиной М.В. «Русский язык» М., «Просвещение» (программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы; Учебно-методический комплект «Школа России» М., «Просвещение».), примерной рабочей программы для 1 и 1 дополнительного класса по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с задержкой психического развития.                                                

Программа отражает содержание обучения предмету «Русский язык» с учетом особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР. При составлении программы  учитывается  распределение учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

Цель изучения предмета «Русский язык»: формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма, развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству.

   С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР  задачи конкретизируются следующим образом

1 класс

1 дополнительный класс

  • обучать выделению звуков из слова, различению гласных и согласных, определению последовательности звуков и слогов, установлению ударного слога, границы слов, предложений;
  • научить писать все прописные и заглавные буквы русского алфавита, слоги, слова, предложения, списывать с печатного текста, писать под диктовку слоги и отдельные слова, освоить правила предложения, использования заглавных букв в именах собственных, написания жи-ши, чу-щу, ча-ща;
  • научить обозначению мягкого согласного на письме с помощью мягкого знака и йотированных гласных;
  • совершенствовать учебное высказывание в ходе усвоения понятий «слог», «слово», «предложение», «текст»;
  • обогащать и уточнять словарный запас при выполнении заданий раздела «Речевая практика»;
  • воспитывать интерес к родному языку, преодолевая специфичную для обучающихся с ЗПР низкую познавательную активность;
  • обучать выделять, сравнивать и обобщать языковые единицы (звуки, буквы, слоги, слова), активизируя необходимые мыслительные операции;
  • удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет пошагового предъявления материала с необходимой помощью со стороны логопеда и учителя-дефектолога, а также переносу полученных знаний;
  • формировать умение использовать знаково-символические средства (при составлении звуковых схем, схем предложения);
  • развивать мелкую моторику как одно из условий становления навыка каллиграфии.

  • совершенствовать навыки различения гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков, определения слогового и звукового состава слов, установления ударного слога, границ предложений;
  • научить различать ударные и безударные гласные, соотносить количество звуков и букв в словах, определять порядок букв в слове и в алфавите, использовать в речи языковые термины;
  • научить делить слова на слоги и переносить слова по слогам, правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, слова с удвоенными согласными и слова с непроверяемым написанием;
  • научить раздельно писать предлоги со словами, писать с заглавной буквы имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия населенных пунктов и улиц;
  • научить различать слова, обозначающие название предметов, действий и признаков;
  • обогащать и уточнять словарный запас при изучении многозначных и однозначных слов, слов с близким и противоположным значением;
  • совершенствовать навыки построения высказывания в ходе практического ознакомления с признаками текста, выполнения заданий по составлению и озаглавливанию небольших текстов;
  • совершенствовать навыки списывания с печатного текста, письма под диктовку слов и предложений;
  • воспитывать интерес к родному языку, преодолевая специфичную для обучающихся с ЗПР низкую познавательную активность;
  • учить анализировать, сравнивать и обобщать языковые единицы (звуки, буквы, слоги, слова, предложения, текст), активизируя необходимые мыслительные операции;
  • удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет пошагового предъявления материала с необходимой помощью со стороны логопеда и учителя-дефектолога, а также переносу полученных знаний;
  • формировать умение использовать знаково-символические средства (при составлении звуковых схем слова, схем предложения);
  • совершенствовать навыки разборчивого и аккуратного письма.

Учебный предмет «Русский язык» является одним из основных в системе подготовки младшего школьника. Умение грамотно писать, излагать свои мысли, овладение читательской компетенцией необходимо для полноценной социализации ребенка. Позитивное отношение к правильной устной и письменной речи, которое необходимо поощрять с самого начала обучения, способствует формированию общей культуры.  Обучение предмету «Русский язык» создает возможности для преодоления недостатков развития, типичных для учащихся по варианту 7.2.  В ходе обучения младший школьник с ЗПР получает первоначальные знания в области морфологии, орфографии и пунктуации, совершенствует навыки письма и чтения, обогащает словарный запас, упражняется в построении учебного высказывания.

Учитель может самостоятельно адаптировать содержание тех заданий учебника, которые заведомо сложны для учащихся, подбирать дидактический материал к некоторым урокам, готовить индивидуальные задания для более сильных учеников, уменьшать объем выполнения для более слабых и т.п.

В ходе обучения в 1 классе, выполняющем преимущественно пропедевтическую функцию, младший школьник с ЗПР осваивает письмо и чтение, приобретает первоначальные навыки работы с учебником и тетрадью, обогащает словарный запас, учится строить учебное высказывание, использовать знаково-символические средства, получает первоначальные знания в области орфографии и пунктуации.

В ходе обучения в 1 дополнительном классе младший школьник с ЗПР получает первоначальные знания в области морфологии, орфографии и пунктуации, совершенствует навыки письма и чтения, обогащает словарный запас, упражняется в построении учебного высказывания.

Место предмета в учебном плане

В 1  и 1 дополнительном классе — 132 ч (4 ч в неделю, 33 учебные недели).

Учебно-методический комплект

Для реализации программного содержания курса «Русский язык» используются следующие учебники и учебные пособия:

1. Горецкий В. Г. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение.

2. Горецкий В.Г. Прописи. 1 класс. В 4-х ч. – М.: Просвещение.

 3. Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык» 1 класс Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Русский язык»

В конце первого класса обучающийся:

В конце 1 дополнительного класса обучающийся:

  • знает все буквы;
  • различает гласные и согласные;
  • выделяет звонкие и глухие, мягкие и твердые согласные, обозначает их схематически;
  • делит слово на слоги;
  • выделяет голосом ударный слог;
  • называет последовательность слогов и звуков в слове, определяет место звука в слове;
  • составляет и декодирует схемы слов, предложений;
  • умеет писать все заглавные и прописные буквы соблюдая правила каллиграфии;
  • может писать под диктовку слоги и слова с простой слоговой структурой;
  • может списывать с печатного текста;
  • употреблять заглавную букву в начале и точку в конце предложения;
  • использует заглавную букву в именах собственных;
  • соблюдает правило написания жи-ши, чу-щу, ча-ща;
  • слушает и понимает задания, небольшие тексты, стихотворения, рассказы;
  • читает текст по слогам;
  • может самостоятельно составлять предложения по картинкам, отвечать на поставленный вопрос, задавать вопрос;
  • умеет самостоятельно составлять небольшие рассказы повествовательного характера с опорой на сюжетную картинку;
  • переносит знания, полученные на уроках русского языка на оформление решения текстовой задачи.

  • правильно произносит звуки и называет буквы;
  • знает все буквы алфавита;
  • соотносит количество звуков и букв в словах;
  • различает звонкие и глухие согласные, ударные и безударные гласные;
  • делит слова на слоги, соотносит количество слогов с количеством гласных, переносит слова по слогам;
  • соблюдает правила написания сочетаний жи-ши, чу-щу, ча-ща, чк, чн, написания слов с удвоенными согласными;
  • раздельно пишет предлоги со словами;
  • различает слова, обозначающие название предметов, действий и признаков;
  • распознает многозначные и однозначные слова, слова с близким и противоположным значением;
  • умеет писать все заглавные и прописные буквы, соединения букв, соблюдая правила каллиграфии;
  • может писать под диктовку слова и предложения, написание которых не расходится с их произношением;
  • может списывать с печатного текста;
  • использует заглавную букву в написании имени, фамилии, отчества людей, кличек животных, названий населенных пунктов и улиц;
  • слушает и понимает задания учителя, небольшие тексты, рассказы, стихотворения, загадки;
  • читает правильно, плавно, сознательно небольшие тексты;
  • может отвечать на вопросы, слушать собеседника, дополнять ответы одноклассников, проговаривать предстоящую работу, комментировать свои действия, рассказывать о событии, участвовать в учебных диалогах;
  • употребляет слова приветствия, прощания, извинения, благодарности;
  • переносит умение построения устного высказывания на оформление развернутых ответов и сообщений на уроках ознакомления с окружающим миром.

Личностные результаты для 1 класса и 1 дополнительного класса:

 

  • принятии и освоении социальной роли обучающегося, формировании и развитии социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • формировании эстетических потребностей, ценностей и чувств (на основе овладения каллиграфией);
  • развитии доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (одноклассников);
  • развитии адекватных представлений о собственных возможностях;
  • овладении навыками коммуникации (с учителем, одноклассниками).

Познавательные универсальные учебные действия

1 класс

1 дополнительный класс

  • осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец);
  • кодировать и перекодировать информацию (заменять звук буквой, графическим символом и пр.);
  • осуществлять разносторонний анализ объекта (звучащего слова);
  • сравнивать звуки и буквы по разным классификационным основаниям (гласные-согласные, глухие-звонкие, твердые-мягкие, заглавные-прописные);
  • обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства).

  • осознавать цель выполняемых действий и наглядно представленный способ ее достижения (ориентировка на заданный образец);
  • кодировать и перекодировать информацию (заменять звук буквой, графическим символом и пр.);
  • осуществлять разносторонний анализ объекта (звук, слог, слово, предложение);
  • сравнивать слова с близким и противоположным значением;
  • обобщать (самостоятельно выделять признаки сходства слов, обозначающих предметы, действия, признаки).

Регулятивные универсальные учебные действия

1 класс

1 дополнительный класс

  • понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, подбор слов к схеме, предполагающей стечение согласных);
  • различать способы и результат действия (записывать слово печатными или письменными буквами);
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно.

  • понимать смысл предъявляемых учебных задач (проанализировать, написать и т.п.);
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, подбор слов с соответствующим количеством слогов, с первым ударным слогом);
  • различать способы и результат действия (подобрать слова с близким или противоположным значением);
  • вносить необходимые коррективы в действия на основе их оценки и учета характера сделанных ошибок (обнаружение и исправление слитного написания предлогов со словами).
  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов под руководством учителя и самостоятельно (проверка правильности переноса слов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

1 класс

1 дополнительный класс

  • адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности;
  • использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.

  • адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • слушать собеседника и вести диалог;
  • использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.

Учебный предмет «Русский язык» имеет большое значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по представленным ниже направлениям.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях

1 класс

1 дополнительный класс

– организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме, удержание ручки, расположение тетради и т.п.);

– задать вопрос учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента;

– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;

– словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

– организовать себя на рабочем месте (правильная посадка при письме, удержание ручки, расположение тетради и т.п.);

– обратиться за помощью к учителю при неусвоении материала урока или его фрагмента, сформулировать запрос о специальной помощи;

– распределять время на выполнение задания в обозначенный учителем отрезок времени;

– словесно обозначать цель выполняемых действий и их результат.

Навыки коммуникации и  ритуалы социального взаимодействия проявляется в умениях

1 класс

1 дополнительный класс

– слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь;

– отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников.

– умением слушать внимательно и адекватно реагировать на обращенную речь, получать и уточнять информацию от собеседника;

– умением отвечать на вопросы учителя, адекватно реагировать на его одобрение и порицание, критику со стороны одноклассников;

– умением выражать свои намерения, просьбы, пожелания, благодарность.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации в 1 классе и в 1 дополнительном классе проявляется в понимании роли письменной речи в трансляции культурного наследия, в умении делиться своими впечатлениями, наблюдениями, личным опытом

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей в 1 классе и 1 дополнительном классе проявляется в стремлении научиться красиво и правильно писать, в соблюдении правил речевого поведения в учебных ситуациях с учителем и одноклассниками, в умении использовать принятые на уроках социальные ритуалы (выразить просьбу, намерение, умение корректно привлечь к себе внимание учителя).

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в АООП как:

  1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
  2. формирование интереса к изучению родного (русского) языка;
  3. овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета;
  4. овладение основами грамотного письма;
  5. овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики;
  6. формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  7. использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

Разделы изучения предмета «Русский язык» в 1 классе

Разделы изучения предмета «Русский язык» в 1 дополнительном  классе

Слушание. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости—мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа в тетради и в пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с их произношением. Проверка написанного при помощи послогового чтения написанных слов.

Выработка навыка писать большую букву в именах людей и кличках животных. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов.

Орфография. Правописание гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши); прописная (заглавная) буква в именах собственных.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.

Слушание. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Практическое овладение диалогической формой речи. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Плавное слоговое чтение со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений.

Письмо. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). Выработка навыка писать большую букву в именах людей и кличках животных. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, знака ударения.

Слово и предложение. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.

Фонетика и орфоэпия. Гласные и согласные звуки, различение гласных и согласных звуков. Мягкие и твердые согласные звуки, различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости–мягкости согласных звуков. Звонкие и глухие согласные звуки, различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Ударение, нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Деление слов на слоги. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный–безударный; согласный твёрдый–мягкий; согласный звонкий–глухой. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика. Различение звука и буквы. Буквы гласных (и, е, ё, ю, я) как показатель твёрдости–мягкости согласных звуков. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Использование алфавита при работе со словарями.

Лексика. Представление об однозначных и многозначных словах. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.

Орфография и пунктуация. Применение правил правописания:

буквосочетания жи–ши, ча–ща, чу–щу;

буквосочетания чк, чн;

перенос слов;

прописная буква в начале предложения, в именах собственных;

разделительные ъ и ь;

раздельное написание предлогов с другими словами;

Развитие речи.

Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку (письмо) 1 класс,

4 часа в неделю (132 часа), вариант 7.2.

№п/п

Тема урока

Механизмы адаптации базового уровня

Добукварный период (45 часов)

1

История возникновения письма. Знакомство с прописью

Организовать свое рабочее место под руководством учителя.

Контролировать правильное расположение учебной тетради на рабочем месте, демонстрировать правильное положение ручки при письме.

Помочь правильно находить рабочую строку.

Гимнастика рук. Помощь в нахождении рабочей строки

2

Знакомство  с правилами письма

3

Рабочая строка. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме

4

Рабочая строка. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме. Закрепление

5

Прямые, наклонные  вертикальные линии

Образец написания, письмо «рука в руке»

6

Горизонтальные линии

7

Письмо овалов и полуовалов

8

Письмо овалов и полуовалов

9

Строка и межстрочное пространство

10

Рисование бордюров

Письмо «рука в руке».

11

Письмо прямых наклонных линий

Образец написания, письмо «рука в руке»

12

Письмо наклонной линии с закруглением внизу

13

Письмо наклонной линии с закруглением внизу (закрепление)

Письмо «рука в руке».

14

Письмо наклонной линии с закруглением внизу

Образец написания, письмо «рука в руке»

15

Письмо наклонной линии с закруглением  вверху

16

Письмо длинной прямой наклонной линии с закруглением внизу

Письмо «рука в руке».

17

Письмо длинной и короткой прямой наклонной линии с закруглением внизу

Маркирование начала строки

18

Письмо наклонных прямых с закруглением внизу

19

Письмо овалов и полуовалов

20

Письмо коротких наклонных линий

21

Письмо прямых наклонных линий

22

Письмо линий с закруглением внизу (вправо, влево)

Письмо «рука в руке».

23

Письмо линий с закруглением внизу
и вверху  

Маркирование начала строки

24

Письмо линий с закруглением внизу
и вверху. Закрепление  

25

Письмо длинной наклонной линии с петлей внизу

26

Письмо длинной наклонной линии с петлей внизу. Закрепление

27

Письмо длинной наклонной линии с петлей вверху

28

Письмо длинной наклонной линии с петлей вверху. Закрепление

29

Письмо длинных наклонных линий с петлей вверху и с петлей внизу.

30

Письмо длинных наклонных линий с петлей вверху и с петлей внизу. Закрепление

31

Письмо овалов и полуовалов.

Письмо «рука в руке».

32

Письмо овалов и полуовалов. Закрепление

33

Письмо изученных элементов букв

34

Письмо изученных элементов букв.

35

Строчная письменная буква а 

Помощь в ориентировании в тетради.

Совместно анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Обращать внимание на соблюдение соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Совместное выполнение заданий. Контроль начала строки

36

Заглавная письменная буква А

37

Строчная и заглавная буквы о, О

Письмо «рука в руке» для получения овала.

38

Написание изученных букв

Помощь в выборе буквы для письма.

39

Строчная буква и

Контроль начала строки

40

Заглавная буква И 

41

Строчная буква ы

42

Закрепление написания изученных букв

Помощь в выборе буквы для письма.

43

Строчная буква у

44

Заглавная буква У

45

Закрепление написания изученных букв

Четкое длительное проговаривание звуков  при письме под диктовку

Букварный период (69 часов)

46

Строчная буква н 

Совместно анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Обращать внимание на соблюдение соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Маркирование заглавной буквы в начале предложения

47

Заглавная  буква Н

48

Строчная и заглавная буквы с, С

Маркирование начала и конца предложения

49

Строчная и заглавная буквы с, С

50

Строчная буква к

Совместно анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Обращать внимание на соблюдение соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Маркирование заглавной буквы в именах собственных. В начале предложения.

51

Заглавная буква К

52

Строчная буква т

53

Заглавная буква Т

54

Закрепление написания изученных букв

55

Строчная буква л

56

Заглавная буква Л

57

Написание слов  с изученными буквами

58

Строчная буква р

59

Заглавная буква Р

60

Строчная буква в

Самопроверка при помощи сличения с образцом

61

Заглавная буква В

62

Строчная буква е 

Контроль начала строки

63

Заглавная буква Е

Маркирование заглавной буквы при написании имен собственных

64

Написание слов и предложений с изученными буквами.

65

Строчная  буква п

Четкое длительное произнесение звуков при письме под диктовку

66

Заглавная буква П

Маркирование заглавной буквы в именах собственных и в начале предложения

67

Закрепление написания изученных букв

68

Строчная буква м

69

Заглавная буква М

70

Строчная буква з

71

Заглавная буква З

72

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами

Совместно анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Обращать внимание на соблюдение соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Маркирование начала предложения.

73

Строчная буква б

74

Заглавная буква Б

75

Строчная и заглавная буквы б, Б

76

Строчная буква д

77

Заглавная буква Д

78

Строчная буква я

Совместно анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Обращать внимание на соблюдение соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Маркирование запятой при обращении.

79

Заглавная буква Я

80

Строчная и заглавная буквы я, Я

81

Строчная буква г

82

Заглавная буква Г

83

Строчная и заглавная буквы г, Г

84

Строчная буква ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу

Называние гласной буквы при записи буквосочетаний. Маркирование начала и конца предложения.

85

Заглавная буква Ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу

86

Строчная и заглавная буквы ч, Ч. Сочетания ча, чу 

Называние гласной буквы при записи буквосочетаний.

87

Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

Маркирование заглавной буквы в именах собственных.

88

Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

89

Буква ь (мягкий знак) – знак мягкости. Буква ь в середине слова

90

Строчная буква ш, обозначающая твердый согласный звук

Выбор слов для записи под диктовку.

91

Заглавная буква Ш, обозначающая твердый согласный звук

92

Строчная и заглавная буквы ш, Ш. Написание слов с сочетанием ши 

Называние гласной буквы при записи буквосочетаний.

93

Строчная буква ж, обозначающая твердый согласный звук

Маркирование границ предложения, помощь при образовании степеней сравнения наречий, выбор слов для записи под диктовку.

94

Заглавная буква Ж, обозначающая твердый согласный звук

95

Строчная и прописная буквы ж, Ж. Написание слов с сочетанием жи

Называние гласной буквы при записи буквосочетаний.

96

Строчная буква ё

Маркирование начала и конца предложения. Слова на выбор при дополнении предложения по модели.

97

Заглавная буква Ё

98

Строчная буква й. Слова с буквой й

Выбор слов для записи под диктовку (написание не расходится с произношением)

99

Строчная буква й. Слова с буквой й

100

Строчная буква х

Помощь при работе с пословицей, при подборе антонимов (выбор или прямое указание)

101

Заглавная буква Х

102

Строчная и заглавная буквы х, Х (закрепление)

103

Строчная буква ю

104

Заглавная буква Ю

105

Строчная буква ц, обозначающая твердый согласный звук

Маркирование знаков препинания в конце предложения. Образец чтения предложений с тире.

106

Заглавная буква Ц, обозначающая твердый согласный звук

107

Строчная буква э

108

Заглавная буква Э

109

Строчная буква щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу

Называние гласной буквы при записи буквосочетаний.

110

Заглавная буква Щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу

111

Строчная и заглавная буквы щ, Щ. Написание слов с сочетаниями ща, щу

Называние гласной буквы при записи буквосочетаний.

112

Строчная буква ф

113

Заглавная буква Ф

114

Буквы ь, ъ

Называние знака при записи слов.

Послебукварный период (18 часов)

115

Алфавит. Звуки и буквы. 

Нумерация предложений в деформированном тексте, или пошаговая запись.

116

Р.р. Работа с деформированным текстом.

117

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

118

Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что?

119

Слова, отвечающие на вопросы Что делать? Что сделать?

120

Слова, отвечающие на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?

121

Безударные гласные в корне слов.

Выбор проверочных слов из ряда слов.

122

Звонкие и глухие согласные в конце слова.

Выбор проверочных слов из ряда слов

123

Заглавная буква в словах.

Маркирование заглавных букв

124

Проверочный диктант.

Запись под диктовку слов, предложений.

125

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

126

Основа предложения (подлежащее и сказуемое).

127

Правописание  ЖИ-ШИ

128

Правописание  ЧА-ЩА

129

Правописание  ЧУ-ЩУ

130

Правописание  ЧК, ЧН, ЩН

131

Контрольное списывание.

Списывание предложений

132

Работа над ошибками. Закрепление изученного.

Календарно-тематическое планирование по русскому языку.  1 дополнительный класс, вариант 7.2.

4 часа  в неделю (132 часа)

№ п/п

Тема урока

Механизмы адаптации базового уровня

Основные виды учебной

деятельности обучающихся

Повторение изученного в 1 классе.  (35 часов)

1

Письмо элементов букв.

Организовать свое рабочее место под руководством учителя.

Контролировать правильное расположение учебной тетради на рабочем месте, демонстрировать правильное положение ручки при письме.

Помочь правильно находить рабочую строку.

Гимнастика рук.

Правильное расположение учебной тетради на рабочем месте, демонстрация правильного положение ручки при письме.

Воспроизведение с опорой на наглядный материал (иллюстрации в прописи, плакаты и др.) гигиенические правила письма.

Письмо графических элементов по заданному образцу: правильное расположение на рабочей строке элементов букв, соблюдение интервала между графическими элементами.

Чередование элементов узоров, ориентируясь на образец.

2

Письмо строчных гласных букв о, а, э

Организовать свое рабочее место под руководством учителя.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Гимнастика рук.

Помощь в ориентировании в тетради.

Совместно анализировать написанную букву, выбирать наиболее удавшийся вариант, обозначать его условным знаком (точкой), ориентироваться на лучший вариант в процессе письма.

Обращать внимание на соблюдение соразмерность элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Писать слова, используя приём комментирования.

Совместное выполнение заданий.

Принятие учебной задачи урока.

Воспроизведение правила посадки, владения инструментами, расположения тетради на рабочем месте.

Демонстрация правильного применение гигиенических правил письма.

Анализ образца изучаемой буквы, выделение элементов в прописных буквах.

Правильное называние элементов букв.

Письмо букв в соответствии с образцом.

Сравнение написанных букв с образцом.

Выполнение слого-звукового анализа слов.

Обводка предметов по контуру.

Выполнение разных типов штриховки.

Письмо элементов букв, узоров, бордюров и чередующихся узоров.

Письмо под диктовку отдельных изученных букв, слогов, односложных слов.

Письмо с письменного шрифта. Письмо с печатного шрифта.

3

Письмо строчных гласных букв и, ы, у

4

Письмо прописных гласных букв А, У, О, И, Э

5

Письмо строчных гласных букв е, ё, я, ю

6

Письмо прописных гласных букв Е, Я, Ё, Ю

7

Письмо строчных согласных букв н, м, т, к, с

8

Письмо прописных согласных букв Н,М,Т,К,С

9

Письмо строчных согласных букв п,л,р,г,д

10

Письмо прописных согласных букв П,Л,Р,Г,Д

11

Письмо строчных букв б,з,х

12

Письмо прописных букв Б,З,Х

13

Письмо строчных букв ш,ц,ч,ж,щ

14

Письмо прописных букв Ш,Ц,Ч,Ж,Щ

15

Письмо букв ь и ъ

16

Контрольная работа

Организовать свое рабочее место под руководством учителя.

Помощь в ориентировании в тетради.

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Письмо под диктовку изученных букв, слогов, слов.

Списывание с печатного шрифта.

Выполнение звукобуквенного анализа слова.

17

Работа над ошибками. Различение слова и предложения

Совместная работа с моделями предложений.

Соотнесение слова и предмета. Условно-графическая запись слов.

Различение слова и предложения.

Отличие предложения от группы слов, не составляющих предложение.

Списывание слов и предложений с печатного текста.

18

Деление предложений на слова

Совместная работа с моделями предложений.

Выделение слова из предложения. Составление схем предложений и предложений по схемам.

Списывание слов и предложений с печатного текста.

19

Определение порядка и количества слов в предложении

Совместный подсчет количества слов в предложении.

Подсчет количества слов в предложении.

Списывание слов и предложений с печатного текста.

20

Составление предложений по сюжетным картинкам

Совместное составление предложений.

Составление предложений и их условно-графическая запись.

Списывание слов и предложений с печатного текста.

21

Составление предложений по опорным словам

Совместное составление предложений.

Составление предложений и их условно-графическая запись.

Списывание слов и предложений с печатного текста.

22

Составление предложений с предлогами

Совместное составление предложений.

Составление предложений с предлогами (в, на, за, над, под, перед) и их условно-графическая запись.

Списывание слов и предложений с печатного текста.

23

Вставка пропущенных слов в предложение

Разъяснение инструкций; показ образца.

Составление предложений с существительными родительного падежа множественного числа и существительными творительного падежа.

Списывание слов и предложений с печатного текста.

24

Деление слова на слоги.

Совместный подсчет количества слогов в слове.

Различие слова и слога.

Деление слова на слоги. Подсчет количества слогов в слове. Выделение последовательности слогов в слове. Анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов и находить слова по данным моделям.

25

Ударный слог.

Составлять простейшие слогоударные модели слов.

Различие ударных и безударных слогов. Определение ударного слога. Составление слов из слогов.

26

Дифференциация звуков

Помощь в дифференциации звуков (опора на слуховой и кинестетический анализаторы)

Дифференциация звуков (гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие). Определение места звука в слове. Подбор слов к заданному звуку.

27

Звуко-буквенный анализ слов

Составление слов из разрезной азбуки.

Совместный подсчет звуков, букв.

Помощь в осмыслении цветового обозначения (красный – гласный – схема, синий – глухой согласный – схема, зеленый – звонкий согласный – схема).

Последовательное выделение звуков в словах, состоящих из двух гласных, в односложных словах без стечения согласных, в двусложных с первым слогом из одного гласного, в двусложных словах из открытых слогов, со стечением согласных.

Дифференциация звуков (гласные, согласные, звонкие, глухие, твердые, мягкие). Определение места звука в слове. Подбор слов к заданному звуку. Составление условно-графической схемы звукового состава слов по следам анализа. Вставка пропущенных букв.

28

Написание буквосочетаний ча- ща

Маркирование буквосочетаний ча- ща.

Выполнение заданий с комментированием.

Уточнение написания буквосочетаний ча- ща. Подбор слов с данными словосочетаниями. Составление условно-графической схемы звукового состава слов. Списывание слогов и слов с печатного текста.

29

Написание буквосочетаний чу- щу

Маркирование буквосочетаний чу- щу.

Выполнение заданий с комментированием.

Уточнение написания буквосочетаний чу- щу. Подбор слов с данными словосочетаниями. Составление условно-графической схемы звукового состава слов. Списывание слогов и слов с печатного текста.

30

Написание буквосочетаний жи- ши

Маркирование буквосочетаний жи- ши.

Выполнение заданий с комментированием.

Уточнение написания буквосочетаний жи- ши. Подбор слов с данными словосочетаниями. Составление условно-графической схемы звукового состава слов. Письмо под диктовку слов с простой слоговой структурой.

31

Слова со смягчающим ь на конце слов и в середине.

Четкое произнесение слов.

Маркирование ь знака.

Анализ звукобуквенного состава слов.

Написание слов со смягчающим ь на конце слов.

32

Сравнение слов со смягчающим ь и разделительным

Четкое произнесение слов.

Маркирование ь знака.

Анализ звукобуквенного состава слов.

Письмо слов со смягчающим и разделительным ь.

33

Слова с разделительным ь и ъ

Четкое произнесение слов.

Маркирование ь и ъ знаков.

Анализ звукобуквенного состава слов.

Написание слов с разделительным ь и разделительным ъ.

Запись предложений, содержащие слова с буквами ь, ъ.

34

Устная и письменная речь

Использование опорных схем для запоминания понятий «устная речь», «письменная речь».

Виды речи (общее представление).

Речь устная и речь письменная (общее представление). Различение устной и письменной речи.

35

Постановка вопросов по картине.

Совместное выполнение задания.

Рассматривание и обсуждение иллюстраций. Постановка вопросов по картине.

Текст, предложение. Диалог. Слова, обозначающие предметы, действия, признаки. (24  часа)

36

Что такое текст? Тема и главная мысль текста

Помощь в построении высказывания: опорные слова, образец, договаривание предложения.

Определить признаки текста. Устанавливать последовательность предложений в тексте.

Составление небольшого текста по рисунку.

Списывание слов и предложений с печатного текста.

37

Что такое предложение? Знаки препинания в конце предложения

Помощь в построении высказывания: опорные слова, образец, договаривание предложения.

Маркирование  первой буквы в предложении и точки в конце.

Отличие предложения от группы слов, не составляющих предложение. Отличие текста и предложения.

Списывание слов и предложений с печатного текста.

38

Связь слов в предложении

Совместное выполнение задания.

Установление связи слов в предложении.

Списывание слов и предложений с печатного текста.

39

Составление подписей к серии сюжетных картинок

Совместное составление предложений.

Составление подписей к серии сюжетных картинок.

Списывание предложений с письменного текста.

40

Восстановление деформированного текста

Совместное выполнение задания.

Определение границы предложения в деформированном тексте, выбор знака препинания в конце предложения.

Списывание предложений с печатного текста.

41

Диалог

Помощь в построении высказывания: опорные слова, образец, договаривание предложения.

Практическое знакомство с диалогом. Ориентировка в речевой ситуации: с какой целью, с кем и где происходит диалог. Чтение диалога по ролям. Обыгрывание диалогов.

42

Составление текста по рисунку и опорным словам

Совместное выполнение задания.

Составление небольшого текста.

Списывание предложений с письменного текста.

43

Слова – названия предметов

Помощь в выражении собственного мнения при обсуждении значений слов.

Предметы и их названия. Называние частей предмета. Называние слов, обозначающих сходные и различные части предметов при сравнении похожих предметов. Составление предложений со словами по заданной теме.

44

Различение слов по вопросам Кто? и Что?

Выполнение заданий по образцу.

Различение слов по вопросам Кто? Что? Подбор слов, отвечающих на вопросы Кто? Что? на заданную тему. Подбор слов, обозначающих название предметов, с постановкой вопроса.

45

Слова – названия действий

Помощь в выражении собственного мнения при обсуждении значений слов.

Действия и их названия. Подбор слов, обозначающих действие, на заданную тему. Подбор близких по значению слов, обозначающих действие.

46

Различение слов по вопросам Что делает? Что делал? Что будет делать?

Выполнение заданий по образцу.

Различение слов по вопросам Что делает? Что делал? (Что сделал?) Что будет делать? (Что сделает?).

47

Составление предложений по заданной теме

Использование готовых карточек со словами и схемами, выкладывание схем на доске, подстановка слов.

Подбор слов для составления предложения. Письмо под диктовку предложений.

48

Слова – признаки предметов

Помощь в выражении собственного мнения при обсуждении значений слов.

Признаки предметов и их названия. Подбор слов, обозначающих признаки предмета.

49

Слова, отвечающие на вопросы Какой?, Какая?, Какое?, Какие?

Выполнение заданий по образцу.

Название признака предмета по вопросам Какой? Какая? Какое? Какие?

50

Согласование слов по вопросам с опорой на иллюстрацию

Работа с карточками (карточки с существительными и глаголами) для подстановки.

Согласование слов по вопросам с опорой на иллюстрацию.

51

Употребление предлогов с опорой на иллюстрацию

Опора на иллюстрации и моделирование пространственных отношений.

Практическое закрепление использования предлогов при составлении предложений.

52

Нахождение предлогов в предложениях

Опора на схему.

Нахождение предлогов в предложениях. Раздельное написание предлогов со словами. Списывание с печатного текста словосочетаний с предлогами.

53

Вежливые слова

Разъяснение инструкций; показ образца.

Уточнение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Практическое закрепление речевых форм этикета.

54

Однозначные и многозначные слова

Помощь в выражении собственного мнения при обсуждении значений слов.

Называние по картинкам слов, имеющих одно и несколько значений.

55

Составление предложений с однозначными и многозначными словами с опорой на картинку

Совместное составление предложений.

Составление предложений с однозначными и многозначными словами с опорой на картинку. Письмо под диктовку.

56

Слова близкие по значению

Проговорить предстоящую работу.

Практическое знакомство со словами близкими по значению. Подбор слов с близким значением на заданную тему.

57

Слова противоположные по значению

Проговорить предстоящую работу.

Практическое знакомство со словами противоположными по значению.

58

Поиск слов для составления предложений

Совместное составление предложений.

Поиск слов для составления предложения (среди предложенных учителем слов). Подбор заголовка к тексту. Письмо под диктовку предложений.

59

Диктант. Работа над ошибками.

Проговорить предстоящую работу.

Письмо под диктовку.

Нахождение слов-названия предметов, признаков предметов, действий предметов.

Слово и слог. Ударение. Звуки и буквы. Алфавит. (30  часов)

60

Слог как минимальная произносительная единица

Четкое проговаривание. Совместный подсчет слогов.

Отличие слова и слога. Уточнение представлений о слоговом составе слов. Составление слов из слогов. Нахождение слов по данным моделям.

61

Деление слов на слоги

Помощь при анализе слогов относительно количества в них гласных звуков.

Соотнесение количества слогов с количеством гласных в слове. Соотнесение схем слов со словами. Определение количества в слове слогов.

62

Деление слов для переноса на основе слогового состава

Четкое проговаривание. Совместный перенос слов.

Практическое знакомство с правилами переноса слов. Деление слов для переноса. Сравнение слов по возможности переноса слов с одной строки на другую (крот, улей, зима).

63

Разные способы переноса трёхсложных слов

Работа с карточками.

Определение путём наблюдения способов переноса слов с одной строки на другую (ва-силёк, васи-лёк). Закрепление способов переноса слов на основе проговаривания слогового состава слова.

64

Деление для переноса слов с мягким знаком  и буквой й в середине

Опора на образец выполнения задания.

Письмо предложений с переносом слов на другую строку. Исправление ошибок переноса слов.

65

Ударный слог в слове

Составление простейших слогоударных моделей слов.

Наблюдение за произношением ударного слога в слове (слуховые и интонационные ориентиры). Обозначение ударения в словах с помощью знака.

66

Ударные и безударные слоги

Опора на схему. Выбор правильной схемы.

Различие в звучании ударных и безударных гласных. Обозначение ударения в словах с помощью знака. Сравнение моделей слогоударной структуры слова и подбор к ним слов.

67

Звуки и буквы

Помощь в выделении звуков.

Признаки звуков и букв. Совпадение звука и буквы в слове. Наблюдение за артикуляцией звуков. Выделение первого звука в слове.

68

Звуко-буквенный анализ слова

Помощь в выделении звуков.

Звуко-буквенный анализ слова. Наблюдение за изменением звукового состава слова с использованием картинок.

69

Русский алфавит, или

Азбука. Значение алфавита

Помощь в выражении собственного мнения при обсуждении о значимости изучения алфавита.

Правильное название букв в алфавитном порядке. Знакомство с алфавитом. Показ значения алфавита.

70

Распределение слов в алфавитном порядке

Работать с памяткой «Алфавит».

Совместное выполнение задания.

Маркирование первой буквы.

Распределение слов в алфавитном порядке.

71

Характеристика гласных звуков

Правильное произношение гласных звуков.

Уточнение характеристики гласных звуков.

72

Буквы, обозначающие гласные звуки

Опора на схему.

Отличие в слове гласных звуков по их признакам. Буквы для обозначения гласных звуков. Отличие  гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки.

73

Гласные, указывающие на твердость и мягкость предшествующего согласного

Опора на схему.

Подсказывание терминов.

Уточнение «работы» букв, обозначающих гласные звуки в слове.

74

Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове

Объяснение причины расхождения количества звуков и букв в слове под руководством учителя.

Помощь при анализе слов с буквами е, ё, ю я, опора на схему.

Уточнение «работы» букв е, ё, ю, я. Соотношение количества звуков и букв в таких словах, как клён, ёлка, мяч, маяк.

75

Слова с буквой э

Письмо слов с комментированием.

Пополнение словарного запаса русского языка. Уточнение «работы» буквы э.

76

Ударные и безударные гласные звуки

Определение с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове. Письмо слов с комментированием.

Определение качественной характеристики гласного звука: гласный ударный или безударный.

77

Проверка написания безударного гласного

Подбором проверочного слова с помощью учителя.

Пошаговое выполнение заданий. Опора на схему.

Установление в двусложных словах буквы безударного гласного звука, написание которой надо проверять.

Письмо двусложного слова с безударным гласным и объяснение его правописания.

78

Подбор проверочных слов путём изменения формы слова

Выполнение задания с опорой на образец.

Использование приёма планирования учебных действий при подборе проверочного слова путём изменения формы слова (слоны слóн, трáва трáвы).

79

Особенности проверяемых и проверочных слов

Подсказывание терминов. Письмо слов с комментированием.

Отличие проверочного и проверяемого слова.

80

Написание слов с непроверяемыми безударными гласными

Орфографическое проговаривание.

Проверка написания слов по орфографическому словарю. Запоминание написания непроверяемой буквы безударного гласного звука в словах, предусмотренных программой.

81

Буквы, обозначающие согласные звуки

Опора на схему.

Отличие согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки.

82

Слова с удвоенными согласными

Проверка написания слов по орфографическому словарю под руководством учителя.

Наблюдение над написанием и произношением слов с удвоенными согласными. Запоминание написания слов с удвоенными согласными, предусмотренных программой.

83

Правила переноса слов с удвоенными согласными

Выполнение задания с опорой на образец.

Маркирование удвоенных согласных.

Двойные согласные в наиболее употребительных словах, определение способа переноса слов с удвоенными согласными (ван-на, кас-са).

84

Слова с буквами и и й

Письмо слов с комментированием.

Уточнение представлений о звуках [и] [йʼ]. Отличие согласного звука [й’] и гласного звука [и].

85

Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков

Обозначение мягких и твёрдых согласных в схеме слова с помощью учителя.

Дифференциация согласных звуков и букв, обозначающих твёрдые и мягкие согласные звуки.

86

Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

Подбор примеров слов с мягким знаком.

Чтение слов, предложений и небольших текстов со смягчающим ь.

Сравнение слов с мягкими согласными на конце. Уточнение «работы» ь. Соотношение количества звуков и букв в таких словах, как конь, день, деньки. Анализ звуко-буквенного состава слов. Составление схемы слов. Обозначение мягкости согласных с помощью ь. Написание слов со смягчающим ь.

87

Парные и непарные по твёрдости-мягкости согласные звуки

Распределение работы с соседом по парте.

Отличие в слове и вне слова мягкие и твёрдые, парные и непарные согласные звуки.

88

Составление текста по серии сюжетных картинок

Совместное составление предложений. 

Составление текста из предложений с помощью учителя.

Различение текста и не текста. Составление фрагментов высказываний. Фиксация символами каждого фрагмента текста. Составление связного высказывания с опорой на символы. Озаглавливание текста.

89

Повторение и закрепление пройденного материала. Списывание слов и предложений с печатного текста.

Уменьшение объема работы.

Закрепление знаний и умений по теме. Списывание слов и предложений с печатного текста. Выполнение заданий.

Звуки и буквы. Правописание буквосочетаний чк, чн, чт; жи, ши, ча, ща, чу, щу. (42  часа)

90

Звонкие и глухие  согласные

Помощь в дифференциации звуков (опора на слуховой и кинестетический анализаторы)

Отличие в слове и вне слова звонких согласных звуков. Определение и правильное произношение звонких согласных звуков.

91

Дифференциация звонких и глухих согласных

Помощь в дифференциации звуков (опора на слуховой и кинестетический анализаторы)

Дифференциация звонких и глухих согласных.

92

Парные и непарные глухие и звонкие согласные звуки

Помощь в дифференциации звуков (опора на слуховой и кинестетический анализаторы)

Определение на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова.

93

Выделение в языке парных по глухости-звонкости согласных звуков

Помощь в дифференциации звуков (опора на слуховой и кинестетический анализаторы)

Выделение в языке парных по глухости-звонкости согласных звуков. Сопоставление значений слов в связи с изменением букв, обозначающих звонкие и глухие согласные.

94

Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слов

Совместное выполнение заданий.

Написание глухих и звонких согласных в конце слова.

95

Проверка написания глухих и звонких согласных подбором проверочного слова

Совместное выполнение заданий.

Проверка написания глухих и звонких согласных подбором проверочного слова с помощью учителя.

96

Проверочные и проверяемые слова

Показ образца выполнения задания.

Совместное выполнение заданий.

Нахождение в двусложных словах буквы парного согласного звука, написание которой надо проверять.

Различие проверочного и проверяемого слова.

97

Подбор проверочного слова путём изменения формы слова

Уменьшение объема работы.

Показ образца выполнения задания.

Выполнение заданий с комментированием.

Подбор проверочного слова путём изменения формы слова (дуб — дубы, снег — снега).

Письмо двусложных слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце, объяснение их правописания.

98

Восстановление деформированного текста. Подбор заголовка

Совместное выполнение задания. Орфографическое проговаривание.

Восстановление деформированного текста.

99

Шипящие согласные звуки

Помощь в дифференциации звуков (опора на слуховой и кинестетический анализаторы)

Наблюдение за произношением шипящих согласных. Правильное произношение шипящих согласных звуков.

Различие шипящих согласных звуков в слове и вне слова.

100

Непарные твердые и мягкие шипящие согласные

Помощь в дифференциации звуков (опора на слуховой и кинестетический анализаторы)

Дифференциация непарных мягких и непарных твёрдых согласных звуков.

101

Дифференциация звуков [с] – [ш]

Помощь в дифференциации звуков (опора на слуховой и кинестетический анализаторы)

Дифференциация звуков [С] – [Ш].

102

Написание слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, нч

Маркирование буквосочетаний.

Наблюдение за произношением слов с сочетаниями чн, чт (чтобы, скучно и др.) в соответствии с нормами литературного произношения и оценка с этой точки зрения произнесённого слова.

Нахождение в словах сочетаний чк, чн, чт, нч. Объяснение написания слов.

103

Буквосочетания чк, чн

Показ образца выполнения задания.

Уменьшение объема работы.

Чтение и запись слов с пропущенными буквосочетаниями чк, чн. Подбор примеров слов с такими сочетаниями и написанием слов с буквосочетаниями чк, чн.

104

Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши

Показ образца выполнения задания.

Маркирование буквосочетаний.

Сочетание шипящих с гласными.

Вставка пропущенных буквосочетаний в слова с объяснением правила.

105

Правописание гласных после шипящих в сочетаниях жи-ши

Показ образца выполнения задания.

Маркирование буквосочетаний.

Сочетание шипящих с гласными.

Вставка пропущенных буквосочетаний в слова с объяснением правила.

106

Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ча-ща

Показ образца выполнения задания.

Маркирование буквосочетаний.

Вставка пропущенных буквосочетаний в слова с объяснением правила.

107

Правописание гласных после шипящих в сочетаниях ча-ща

Показ образца выполнения задания.

Маркирование буквосочетаний.

Вставка пропущенных буквосочетаний в слова с объяснением правила.

108

Правописание гласных после шипящих в сочетаниях чу-щу

Показ образца выполнения задания.

Вставка пропущенных буквосочетаний в слова с объяснением правила.

109

Правописание гласных после шипящих в сочетаниях чу-щу

Показ образца выполнения задания.

Вставка пропущенных буквосочетаний в слова с объяснением правила.

110

Закрепление правил написания слов с буквосочетаниями

Показ образца выполнения задания.

Маркирование буквосочетаний.

Уточнение правописания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

111

Образование формы множественного числа существительных с шипящими согласными на конце

Показ образца выполнения задания.

Маркирование буквосочетаний.

Закрепление правила написания в упражнениях с комментированием.

112

Образование формы множественного числа существительных с шипящими согласными на конце

Показ образца выполнения задания.

Маркирование буквосочетаний.

Закрепление правила написания в упражнениях с комментированием.

113

Проверочный диктант по теме: «Шипящие согласные звуки»

Орфографическое проговаривание.

Письмо под диктовку.

114

Работа над ошибками.

Развитие саморегуляции. Помощь в умении   работать в роли проверяемого и проверяющего.

Учится разбирать, прорабатывать погрешности, допущенные в контрольной работе;  систематизировать и обобщать, закреплять и проводить анализ по данной теме; учится правильно относиться к ошибке, умело и грамотно ее использовать.

115

Заглавная буква в фамилиях людей

Показ образца выполнения задания.

Маркирование заглавной буквы.

Выделение заглавной буквы в фамилиях людей.

116

Заглавная буква в именах людей

Показ образца выполнения задания.

Маркирование заглавной буквы.

Выделение заглавной буквы в именах людей.

117

Заглавная буква в отчествах людей

Показ образца выполнения задания.

Маркирование заглавной буквы.

Выделение заглавной буквы в отчествах людей.

118

Заглавная буква в именах собственных.

Показ образца выполнения задания.

Маркирование заглавной буквы.

Выделение заглавной буквы в именах собственных.

119

Заглавная буква в кличках животных

Показ образца выполнения задания.

Маркирование заглавной буквы.

Выделение заглавной буквы в кличках животных.

120

Заглавная буква в названиях населённых пунктов

Показ образца выполнения задания.

Маркирование заглавной буквы.

Знакомство с происхождением названий некоторых русских городов. Выделение заглавной буквы в названиях населенных пунктов.

121

Заглавная буква в названиях улиц

Показ образца выполнения задания.

Маркирование заглавной буквы.

Выделение заглавной буквы в улиц.

122

Заглавная буква в именах  собственных.

Показ образца выполнения задания.

Маркирование заглавной буквы.

Выделение заглавной буквы в именах собственных.

123

Образование ласковых форм имён людей

Показ образца выполнения задания.

Маркирование заглавной буквы.

Образование ласковых форм имен людей.

124

Oбъяснение написания заглавной буквы в словах собственных

Показ образца выполнения задания.

Маркирование заглавной буквы.

Письмо имён собственных с заглавной буквы, объяснение их написание.

125

Моделирование речевых ситуаций с использованием иллюстраций

Помощь при составлении высказываний.

Орфографическое проговаривание.

Определение по рисунку русской народной сказки «Лиса и Журавль» и передача её содержания. Составление и письмо предложений.

126

Составление ответов на вопросы

Помощь при составлении ответов.

Списывание с печатного текста.

127

Знакомство с проектами.

Помощь в подборе материала к проектам.

Участие в подготовке  проектов.

128

Презентация проектов

Помощь при составлении высказываний

Участие в презентации проектов.

129

Правила вежливого обращения

Разъяснение инструкций; показ образца.

Использование в общении правила и принятые нормы вежливого обращения друг к другу по имени, по имени и отчеству.

130

Итоговая контрольная работа.

Помощь в обучении «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации

Проверка знаний по пройденной теме.

131

Работа над ошибками.

Развитие саморегуляции. Помощь в умении   работать в роли проверяемого и проверяющего.

Учится разбирать, прорабатывать погрешности, допущенные в контрольной работе;  систематизировать и обобщать, закреплять и проводить анализ по данной теме; учится правильно относиться к ошибке, умело и грамотно ее использовать.

132

Повторение изученного материала