Опытом делюсь с коллегами

Ермакова Анна Уразовна

Мастер- класс    для  педагогов

на тему «Развивающая игра  В.В.  Воскобовича « Счётовозик»

Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича

1. Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях

2. Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.

3. Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества, мелкой моторики рук

 

4. Гармоничное развитие у детей образного и логического мышления.

Мастер- класс    для  педагогов

на тему « Круги – Луллия» ТРИЗ

Цель мастер – класса « Знакомство  с  игровой технологией  « Круги -Луллия»

Задачи: мастер- класса

1.Обосновать актуальность использования игр с кругами Луллия с детьми

дошкольного возраста .

2.Организовать рефлексию мастер- класса с целью определения  его результативности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад  п. Пробуждение»

Энгельсского  муниципального  района Саратовской области

Мастер- класс    для  педагогов

на тему « Круги – Луллия» ТРИЗ

воспитателя   высшей категории Ермаковой Анны Уразовны

2019г.

Цель мастер – класса « Знакомство  с  игровой технологией  « Круги -Луллия»

Задачи: мастер- класса

1.Обосновать актуальность использования игр с кругами Луллия с детьми

дошкольного возраста .

2.Организовать рефлексию мастер- класса с целью определения  его результативности.

Ответьте на мой вопрос

Жил на свете много лет назад

Внёс в науку большой вклад

Взял круги он соединил

Их на сектора разбил

Получил компьютер мощный

Для воспитателей помощник

Как творца фамилия.

Это Раймонд Луллий.

В (14 веке н.э.) Раймонд Луллий создал приспособление, представляющее собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (в виде пирамидки). В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. Луллий на секторах размещал рисунки,   писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.

В дошкольном учреждении используют не более четырех кругов разного диаметра с количеством секторов от 4 до 8.  В  детском саду круги Луллия используют не только для развития речи, но и для развития воображения, а также в качестве пособия для ознакомления с окружающим миром, математике и др. Наблюдая за детьми все чаще можно увидеть, такие проблемы как: неумение согласовывать слова, малый словарный запас, рассеянная внимательность, нарушение произношения.

Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Одним из современных и интереснейших методов обучения  является древнейшая логическая машина, которую авторы технологии ТРИЗ применили в дошкольном образовании и назвали «Круги Луллия».

Целесообразно брать  для детей младшего возраста  только два круга разного диаметра на одном стержне с четырьмя секторами. Для детей старшего возраста  использовать  три-4  круга,  можно использовать  вне занятий в качестве игровых упражнений индивидуально или с подгруппами детей.

Изготовить можно  круги из тонкой фанеры, картона, пластинок, картинки прикрепить с помощью скотча или липучек.

Технологическая цепочка проведения на примере использования трёх кругов: 

Тренинг по признаку « Место»

Для игровых упражнений используются сказки « Волшебная лампа Аладдина», « Золушка», « Красная Шапочка», «Аленький цветочек», « Спящая красавица», « Царевна- лягушка», « Кот в сапогах», « Гуси-лебеди».

Цель: развивать у детей воображение на примерах изменения места действия в сюжете сказки.

Оборудование:

1-й круг -место, где происходят сказочные действия: арабский  город, дворец короля, лес, заколдованный сад, чердак замка, болото, замок Людоеда, избушка на курьих ножках.

2-й круг- сказочные герои Алладин, Золушка, Красная Шапочка, чудище, Спящая красавица, Заколдованая лягушка, Кот в сапогах, Гуси-лебеди.

3-й круг предметы: волшебная лампа , хрустальная туфелька, корзинка с пирожками, аленький цветочек, веретено, стрела, сапоги ,Иванушка

- Соедини картинки. Угадай сказку. Расскажи в каких местах происходит действия и с какими предметами.

- Соедини картинки. Объясни необычное сочетание  ( Избушка на курьих ножках- Кот в сапогах- аленький цветочек. Книга сказок, сборник  мультфильмов.

 Придумай историю о том как Кот в сапогах оказался в избушке на курьих ножках и как ему помог спастись от Бабы Яги аленький цветочек ( Решение сказочных проблем)

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\SAM_0633.JPG          C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\круги.jpg

        



Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад  п. Пробуждение»

Энгельсского  муниципального  района Саратовской области

Мастер- класс    для  педагогов

на тему «Развивающая игра  В.В.  Воскобовича « Счётовозик»

воспитатель   высшей категории Ермакова  Анна Уразовна

                                                  «Без  игры  нет  и   не   может   быть   полноценного

                   умственного развития. Игра  –  это  огромное  светлое

                   окно, через которое в духовный мир ребенка  вливается

               живительный поток представлений, понятий.  Игра- это   искра,     зажигающая     огонек  пытливости и любознательности»

                                                          В.А. Сухомлинский

 

Вячеслав Вадимович Воскобович в прошлом инженер-физик, живет в Санкт-Петербурге. Им разработано более 40 развивающих игр и пособий, таких как «Геоконт», «Игровой квадрат», «Логоформочки», «Чудо-крестики» и т.д.

Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича

1. Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях

2. Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.

3. Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества, мелкой моторики рук

4. Гармоничное развитие у детей образного и логического мышления.

Особенности игр Воскобовича

Широкий возрастной диапазон участников игр.      Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда и учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть упражнения в одно-два действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.

Многофункциональность.     С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребёнок  осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Творческий потенциал.     С какой игрой ребенок играет дольше всего? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать задумки  в действительность.  Игры Воскобовича дают детям возможность проявлять творчество.

Образность и универсальность.     Это самое главное, что отличает игры Воскобовича от других, игры наполнены ощущением сказки. Все игры обращены к главному участнику - ребенку.

 В подготовительной группе № 6 мы  с ребятами изготовили игру  « Счётовозик», которую используем в свободной деятельности, также в непрерывной образовательной деятельности  ОО « Познавательное развитие» «Математическое развитие»

C:\Documents and Settings\User\Рабочий стол\IMG_20191121_132907.jpg

Счетовозик – увлекательная развивающая игра В. Воскобовича из серии «Цифроцирк». Эти названия говорят сами за себя: на ярком и веселом паровозике поместился целый учебник математики! В,  предназначен он для ребят дошкольного возраста  5-7 лет, школьный возраст 7-9лет,  которые только начинают знакомиться с числами и осваивать счет.

Какие знания везет Счетовозик        

Пассажир этого занимательного паровоза – персонаж по имени Магнолик. Его любимое занятие – рассматривать окошки: среди них нет ни одного одинакового, в каждом горит разное количество «фонариков» (красных клеточек). Это количество соответствует номеру окошка – от 0 до 20. Таким образом, в игре  дети знакомятся не только с цифрами, но и с их количественным значением.

Рядом с каждым окошком находится штырек. Шнур  может огибать штырьки, закручиваться вокруг них и продеваться внутрь. Соединяя с помощью шнурочка цифры и знаки,  дети составляют арифметические примеры и неравенства.

Числа в окошках Счетовозика

Игровое поле состоит из трех рядов:

  1. верхний – числа первого десятка  1-10;
  2. средний – пустое окошко с цифрой 0 и арифметические знаки  +, -, =, ?, <, >;
  3. нижний – числа второго десятка 11-20.

Что развивает Счетовозик? 

 Цель: развитие логического мышления, внимание, память, мелкую моторику рук, знакомит  с составом числа.

I этап: Считаем.
Расскажите ребенку сказку про Магнолика-путешественника. Уточнить у детей  ездили они поездом, он наверняка вспомнит впечатления от своих поездок – получится замечательная беседа, во время которой можно задать ребенку вопросы на развитие речи. Затем сформулируйте несколько заданий для счета. Например, попросите его найти окошко, в котором три фонарика. А в каком окошке фонариков в два раза больше? Какой номер у окошка, в котором вообще не горит свет? И так далее.

II этап. Сравниваем числа первого десятка.
Для выполнения этих игровых заданий познакомьте ребенка со знаками неравенства. Чтобы наглядно показать, какое число больше, меньше или неравно другому, нужно при помощи шнурка соединить эти числа со знаком. Ребёнок быстро разберется со знаками-птичками, если объяснить ему, что клювик всегда смотрит в сторону меньшего, а крылья – в сторону большего числа.

III этап. Составляем числа второго десятка.
Прибавляем частичку «-дцать» к числу первого десятка, немного изменяем звучание – и получаем число второго десятка. Просто, наглядно и увлекательно! Делать это можно и с помощью шнурочка: соединять 10 с различными цифрами верхнего ряда и называть получившееся число.

IV этап. Решаем примеры, составляет задачи.
Отличным счетным материалом станут фонарики в окошках «Счетовозика». Например, поинтересуйтесь у ребенка, сумма каких окошек дает 10 или 20 фонариков. Можно и вычитать: сколько фонариков нужно убрать из окна под номером 12, чтобы получилось окно номер 7? И так далее.

Чтобы во время игры развивались не только математические способности ребенка, но и его речь, можно придумывать свои собственные примеры и самостоятельно формулировать задачи.

Список  использованных источников

  1. Воскобович В.В., Вакуленко  Л.С.Развивающие игры Воскобовича « ТС Сфера»2015 г.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт  (зарегистрированный  в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.,  утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)