Микрореабилитационный центр на дому

Светлана Васильевна Никанорова

                  "Микрореабилитационный центр на дому" создан на базе КУ ВО «Борисоглебский ЗРЦДПОВ «Журавлик» для детей-инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями развития и членов семьи, воспитывающих ребенка-инвалида, в том числе, замещающие семьи. Работа Центра представляет собой проведение комплекса реабилитационных мероприятий на дому в семье, воспитывающей ребенка-инвалида, нуждающегося в социальном обслуживании в связи с полной или частичной утратой способности осуществлять самообслуживание, коммуникацию, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу врожденных ментальных нарушений и моторных ограничений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mikroreabilitatsionnyy_tsentr_na_domu.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

 "Микрореабилитационный центр на дому" создан на базе КУ ВО «Борисоглебский ЗРЦДПОВ «Журавлик» для детей-инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями развития и членов семьи, воспитывающих ребенка-инвалида, в том числе, замещающие семьи. Работа Центра представляет собой проведение комплекса реабилитационных мероприятий на дому в семье, воспитывающей ребенка-инвалида, нуждающегося в социальном обслуживании в связи с полной или частичной утратой способности осуществлять самообслуживание, коммуникацию, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу врожденных ментальных нарушений и моторных ограничений.

                  Технология работает на основе разработки бригадой специалистов, имеющих опыт работы в восстановлении моторных, речевых и психических функций у детей с инвалидностью, индивидуальной программы абилитации детей с  нарушениями развития. Работа Центра направлена на повышение качества жизни семьи, воспитывающей ребенка с  инвалидностью, восстановление их социального и психологического статуса, профилактику вторичных нарушений у ребенка-инвалида. В составе мультидисциплинарной бригады объединены дефектолог, логопед,  психолог, специалист по лечебной физкультуре. Бригада оказывает комплексную абилитационную помощь ребенку , психологическую, обучающую  помощь членам его семьи в условиях постоянного места проживания ребенка-инвалида. Состав бригады формируется в ходе первичного знакомства с характером и степенью тяжести нарушений функций и жизнедеятельности ребенка, с изучением запроса семьи на услуги.

                  Центр способствует созданию благоприятных семейных условий и предоставление равных возможности для обеспечения права ребенка-инвалида на всестороннее качественное, максимально возможное и доступное развитие, на самореализацию, интеграцию и социализацию. Обеспечивает непрерывность процесса комплексной абилитации ребенка-инвалида.

                   Актуален микрореабилитационный центр на дому для семей, воспитывающих ребенка-инвалида,  проживающих в отдаленных региональных местах, для семей с низким уровнем информированности в вопросах абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, с тяжелым материальным положением, затрудняющим приобретение реабилитационного, коммуникативного и игрового оборудования для использования в домашних условиях.

                   Основными направлениями работы микрореабилитационного центра на дому станут: разработка и выполнение программ комплексной индивидуальной абилитации ребенка-инвалида в домашних условиях в привычной благоприятной атмосфере, оказание квалифицированной консультативной и обучающей помощи членам семьи ребенка в целях повышения их уровня социально-педагогичнской компетенции в вопросах абилитации, в том числе в дистанционном формате. 

                   Свою работу в МКРЦ я провожу по двум напавлениям:

1. Кейс-задание от учителя-дефектолога.

                  Моя работа в МКРЦ с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) строится в соответствии с календарно-тематическим планированием, который предусматривает деление учебного года на учебные недели, к каждой из которых привязана своя лексическая тема. Помимо этого, в организации работы с детьми с ОВЗ требуется составление на каждого ребенка Индивидуального образовательного маршрута. СанПиН предусматривает четкий временной регламент проведения организованной образовательной деятельности и свободной деятельности детей.                

              В ходе анализа взаимоотношений с семьями этих воспитанников, было выявлено с одной стороны желание родителей не прерывать образовательный процесс, а с другой стороны недостаточные теоретические знания о воспитании и обучении детей, а также отсутствие качественно организованной образовательной среды и как следствие низкий уровень реализации адаптированной образовательной программы в домашних условиях.

        При создании кейсов я поставила перед собой цель -  создание единого образовательного пространства для детей с ОВЗ для эффективного личностного развития каждого ребенка.

Для реализации цели были поставлены следующие задачи:

- способствовать развитию познавательной и творческой активности у детей с ОВЗ;

- повысить эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ;

- способствовать реализации адаптированной образовательной программы в домашних условиях и повышению психолого-педагогической компетентности родителей воспитанников.

          Материалы по каждой лексической теме упаковываются в отдельный кейс, представляющий собой специально организованное пространство, объединяющее в себе условия реализации разных видов деятельности.

       Тематический кейс - это набор картотек, печатных и мультимедийных дидактических игр, развивающих заданий, выполненных в игровой интерактивной форме, в рамках одной конкретно заданной лексической темы.

      Данная работа заключается в реализации современных подходов к организации совместной деятельности педагогов, воспитанников и семьи, а также максимальном использовании образовательных возможностей предметно-пространственной среды для реализации коррекционно-развивающих задач в домашних условиях. В процессе совместной деятельности развитие коммуникативных умений и познавательной активности детей происходит в совмещении элементов игры и развивающих заданий, и чем разнообразнее деятельность, тем динамичнее развитие личности. Предметная среда должна содержать дидактические «раздражители», максимально стимулирующие познавательную и творческую активность ребенка.

         Тематический кейс продумывается, а затем составляется так, чтобы задействовать разные способы и виды деятельности, играющие в развитии ребенка существенную роль. Детям предлагается просмотреть развивающие задания и выбрать чем-бы им в данный момент было интересно заняться, т.о. реализуется возможность свободного выбора и поддержки детской инициативы, самостоятельности, что является основным принципом ФГОС ДО. 

         Деятельностный подход осуществляется за счет активной самостоятельной деятельности воспитанников в процессе выполнения разнообразных заданий в игровой форме.

          Благодаря использованию на постоянной основе в совместной и самостоятельной деятельности детей тематических кейсов реализуется системный подход в дошкольном образовании.

          Комплексный подход реализуется за счет многообразия видов развивающих игр, содержащихся в тематическом кейсе и направленных на формирование и развитие ребенка с ОВЗ в целом.

         Такие игры, как «Продолжи ряд», «Что изменилось», «Повтори картинку» и др., предполагают развитие таких высших психических функций, как память, внимание, восприятие и мышление, а также мнестической деятельности и познавательных способностей. Развивать высшие психические функции ребенка можно и при помощи интерактивных дидактических игр, входящих в состав тематического кейса.

          Игры, находящиеся в кейсе, способствуют расширению, уточнению и активизации активного и пассивного словарного запаса, и развития связной речи. Данные игры предполагают постоянное обращение детей к словарю конкретной темы, помогает ли ребенок кому-то, пересчитывает ли он что-то, конструирует и т.д. На выбор ребенка это может быть придуманная им история, рассказ-описание, беседа с опорой на вопросы, задаваемые педагогом.

          Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. Особое внимание уделяется совершенствованию навыка словообразования относительных прилагательных, в этом отлично помогают игры с фонариком.

          Игра «Где спрятался?» позволяет формировать навык употребления предлогов в речи. Игра «Больше, меньше, поровну» позволяет формировать навык согласования существительных множественного и единственного числа с числительными. Изображения, используемые в создании многих игр, продуманы так, чтобы на постоянной основе развивать способность различать прилагательные мужского, женского и среднего рода, единственного и множественного числа. Игра «Определи какой» дает возможность ребенку подбирать прилагательные с противоположным значением (антонимы). Также игровой материал предполагает возможность подбирать синонимы к прилагательным.

          Упражнения по развитию речевого дыхания и артикуляционного аппарата представлены картотекой по каждой лексической теме. Изготовлены аэроболы, поддувалочки, вертушки, султанчики и др.

         Задача формирования элементарных математических представлений. Для этих целей используются такие игры, как «Больше меньше, поровну», «Счет с прищепками», «Разложи от большего к меньшему», геометрическое конструирование, и «Собери картинку», с усложнением, когда задается количество предметов.

       Задачу развития межполушарных связей я реализую за счет развивающих заданий «Проведи или нарисуй двумя руками одновременно».

      Приемы, применяемые в развитии мелкой моторики, могут быть самыми разнообразными. Здесь используются и игры с прищепками, счетными палочками, пазлы, шнуровки, пластилиновые заплатки, раскраски.

       Отдельно хочу акцентировать внимание на то, что особое место в развитии мелкой моторики детей уделяется развитию графомоторных навыков.

       Картотека для развития крупной моторики детей, составленная согласно лексической теме, позволяет в любой момент организовать приятный и полезный отдых.

           Такие игры с правилами, как «Мемори», «Лото» и «Ходилки-бродилки» позволяют развивать коммуникативные способности детей. Эти игры очень увлекательны, но для того, чтобы они полноценно состоялись необходимо следовать правилам. Играя, дети учатся договариваться, не отчаиваться в случае проигрыша и принимать поражение, радоваться за победителя, принимать игру, как способ весело провести время со сверстниками.

      Также мне хотелось бы обратить внимание на то, что материал тематического кейса разработан с учетом степени сложности, это в свою очередь дает возможность выбрать индивидуальный комплекс упражнений для определенного ребенка, учитывая особенности его познавательного и речевого развития, таким образом реализуется индивидуальный подход в дошкольном образовании.

    С помощью наглядного материала, содержащегося в тематическом кейсе, организуется индивидуальная работа по автоматизации звука, в соответствии с заданием учителя логопеда.

         Наполнение тематического кейса помимо выше перечисленных возможностей, предполагает его использование в домашних условиях, а также осуществление мониторинга целевых ориентиров стандарта дошкольного образования, таким образом реализуется квалиметрический подход в дошкольном образовании. Родители могут воспользоваться как электронным вариантом кейса, выложенного на сайте педагога, так и готовым кейсом, который доставляется индивидуально каждой семье социальным работником Центра "Журавлик".

       Подводя итог всему выше сказанному, можно отметить, что практическое применение развивающих материалов тематического кейса позволяет комплексно реализовать все перечисленные задачи, что в свою очередь способствует гармоничному развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС.

2. Онлайн занятия с помощью Умного зеркала. 

           Умное зеркало - это устройство с зеркальной поверхность, за которой располагается монитор. Монитор располагается вплотную с зеркальной поверхностью и все данные, которые на нем отображаются (погода, новости, почта и т.д.), видны сквозь специальное зеркало.В работе учителя-дефектолога Умное зеркало используется как для развития пространственно–временных представлений, сенсорных эталонов, математических представлений. Упражнения и игры для работы по данным направлениям также были созданы с помощью конструктора занятий («Найди соседей числа», «Расставь игрушки», «В какой руке?»).  Игры на ориентировку в пространстве могут усложняться за счет использования зеркального отражения.Преимущества использования Умное зеркало «ArtikMe»:

  • ребёнок видит не только своё зеркальное отражение, он попадает в сказку с волшебными героями, которые помогают ему выполнять артикуляционные, звуковые упражнения, правильно произносить звуки и следить за дыханием;
  • дидактический материал расположен непосредственно в поле зрения ребёнка, где есть возможность самоконтроля выполнения упражнения;
  • логопед имеет возможность записи аудио и видео, может отправлять их родителям для закрепления материала в домашних условиях.

Возможности Умного зеркала.

Главная особенность Умного зеркала – это конструктор занятий – это инструмент, в котором педагог может создавать неограниченное количество своих собственных интерактивных игр, отталкиваясь от заключения в речевой карте ребенка и его индивидуальных особенностей. Встроенные камера и микрофон позволяют добавлять в занятие фотографии, видео, звуки. Занятия сохраняются, их можно использовать в дальнейшем. Таким образом, конструктор позволяет проводить занятия, наполняя их в соответствии с поставленными задачами.

С помощью Умного зеркала можно составить план занятия – где будут подобраны упражнения, последовательно следующие друг за другом.

В «Умном зеркале» доступны следующие блоки:

- артикуляционная гимнастика. В блоке встроено 27 артикуляционных упражнений, помогающие тренировке органов артикуляции: губ, щек, языка. Смена персонажей помогают детям весело и интересно поиграть на занятии.

- дыхательная гимнастика. В блоке представлено 14 упражнений, направленных на отработку правильного речевого дыхания у детей.

- постановка звуков. В блоке 15 упражнений на постановку изолированных звуков.

- автоматизация. В данном блоке имеются упражнения для закрепления поставленных звуков.

- дифференциация. Представлены упражнения для различения звуков.

- пальчиковая гимнастика. Представлены нейроигры на развитие пальцевого праксиса.

Интерактивное Умное зеркало вызывает у ребенка интерес к обучению, позволяет всецело погрузиться в коррекционный процесс и добиться хороших результатов.