1.3. Подготовка к ОГЭ

Донакай Анастасия Эдуардовна

Материалы помогут подготовиться к ОГЭ по русскому языку.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ОГЭ Тестовая часть

Слайд 2

Задание 2. Синтаксический анализ. ( 1)Какой неожиданной порой бывает история лингвистических терминов! (2)Такие термины, как «подлежащее» и «сказуемое», были введены М.В . Ломоносовым. (3)Подлежащее – значит «лежащее в основе предложения», а сказуемое называют так потому, что оно содержит в себе различную информацию о подлежащем. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение . 1)Предложение 1 простое двусоставное. 2) Предложение 2 сложноподчинённое . 3)Вторая часть сложного предложения 3 – односоставное неопределённо-личное предложение .

Слайд 3

Задание 2. Синтаксический анализ. ( 4)Иначе говоря, оно то, что «сказано о подлежащем». (5)И важно помнить: сказуемое обозначает не только действие подлежащего, но и его признак, отвечает не только на вопрос «что делает?», но и на вопросы «каков?», «что говорится о подлежащем?», и поэтому сказуемое может быть выражено разными частями речи. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение . 4)Первая часть предложения 4 осложнена вводной конструкцией . 5)В последней части предложения 5 грамматическая основа – сказуемое выражено.

Слайд 4

Задание 2. Синтаксический анализ. (1)Волны, наблюдаемые в природе, могут переносить огромную энергию и нередко являются причиной разрушений. (2)Так, большой мощностью обладают морские волны: они бывают причиной гибели кораблей в море, размывания берегов, разрушения причалов. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов . 1)Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными сказуемыми. 2)Предложение 2 содержит 3 (три) грамматические основы.

Слайд 5

Задание 2. Синтаксический анализ. ( 3)Особенно страшные разрушения производят гигантские морские волны – цунами. (4)Такие устройства позволили бы более экономно использовать невозобновляемые источники энергии: нефть, газ, каменный уголь. Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов . 3)Предложение 3 осложнено обособленным приложением . 4)Предложение 4 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом..

Слайд 6

Задание 3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые . Красивая природа (1) обилие бурных рек (2) и живописных озёр (3) удивительные памятники истории (4) превращают Русский Север в райский уголок. Каким бы ни был круг ваших интересов (5) оказавшись в этих краях (6) Вы почувствуете себя как дома. Уставшему (7) горожанину (8) стоит поселиться в деревенском доме у озера (9) и насладиться мастерством древних зодчих.

Слайд 7

Задание 3. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые. XVIII век является временем (1) когда Россия «вздохнула» по-новому (2) ведь именно тогда (3) начали отстраиваться новые города и объекты (4) которые по сей день считаются историческими памятниками архитектуры. При этом первая половина XVIII века (5) тесно связана с именем великого российского императора Петра I. Именно он (6) привнёс много новшеств (7) заимствованных (8) из стран Европы.

Слайд 8

Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания. Замените словосочетание «бури в степи», построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 9

Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания. Замените словосочетание «шмелиное жужжание», построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление .

Слайд 10

Задание 7. Анализ средств выразительности. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Маяк на мысу через равные промежутки времени загорался ярко-голубым светом. Окна в кабинете полковника светились яркими огнями. 3)Луч прожектора, в котором вспыхивали ночные бабочки и мотыльки, рассекал темноту, щупал море и небо, потом снова гас, и становилось ещё темнее. 4)Глубоко внизу, словно рассыпанный бисер, искрились огоньки города. 3

Слайд 11

Задание 7. Анализ средств выразительности. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ. Дикий , торжествующий крик огласил пустынные берега. До самого утра вокруг пылало небо, красные языки пламени видны были далеко в степи. В море плавал ковш луны, в луче маяка дремали на рейде баржи, со стороны мола доносился грохот экскаваторов и лебёдок. Точно лапы погибших гигантских пауков, там и тут изгибаются высохшие распластанные корни и сучья. 4

Слайд 12

Задание 7. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является ЭПИТЕТ. 1) Сердце у меня за неё болит. 2) И зимой в лютый мороз с ними до темноты гуляет. 3) Они стали всюду заявления строчить, будто они о правах строителей беспокоятся. 4) Это просто дикая несправедливость. 5) Они сами такие люди, которые за себя не попросят и никаких бумажек собирать не станут. 24


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к ОГЭ по русскому языку Задание 4. Синтаксический анализ словосочетания

Слайд 2

Задание 4 – синтаксический анализ словосочетания. 1 . Замените словосочетание, построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление . 2 . Замените словосочетание, построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью согласование . 3 . Замените словосочетание, построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление .

Слайд 3

Теория ОГЭ для синтаксического анализа словосочетания Словосочетание – сочетание двух и более слов, связанных подчинительной связью. В словосочетании есть главное слово и зависимое слово. Главное слово – это то, от которого задается вопрос. Зависимое слово – это то, к которому задается вопрос.

Слайд 4

Виды связи слов в словосочетании Согласование Управление Примыкание Зависимое слово отвечает на вопросы КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? Зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей (все падежи, кроме И.п .) Зависимое слово отвечает на вопросы наречия (как? г де? когда? куда? о ткуда? сколько? и тд ) Искусный мастер Читать книгу Крикнул громко

Слайд 5

Алгоритм выполнения Определите главное слово в словосочетании. От него задаете вопрос к зависимому. Главное слово оставляем главным. А зависимое слово подбираете в соответствии с тем, в какой вид связи необходимо преобразовать словосочетание .

Слайд 6

При необходимости используйте предлог. деревянный стол – стол из дерева волнение без причины – беспричинное волнение г рустно посмотрел – посмотрел с грустью Согласование Управление Согласование Управление Управление Примыкание

Слайд 7

практика 1) Замените словосочетание « легко сделать », построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание. 2) Замените словосочетание « грустно сказал », построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 8

практика 3) Замените словосочетание « Машин друг », построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание. 4) Замените словосочетание « в хрустальной вазе », построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 9

5) Замените словосочетание « деревянная ложка », построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание. 6) Замените словосочетание « крикнул нетерпеливо », построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 10

7 ) Замените словосочетание « страница книги », построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью согласование . Напишите получившееся словосочетание. 8 ) Замените словосочетание « учиться рисовать », построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 11

9 ) Замените словосочетание « деревянного дома », построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание. 1 0) Замените словосочетание « стеклянная банка », построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 12

11) Замените словосочетание « насмешливо сказала », построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание. 12) Замените словосочетание « радостно сообщил », построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

Слайд 13

13) Замените словосочетание « увлечённо читал », построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание. 14) Замените словосочетание « человеческая жизнь », построенное на основе согласования , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Средства выразительности Задание 7. Анализ средства выразительности

Слайд 2

Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм . 1) На уроках немецкого я чувствовал себя принцем. 2) Даже после самых жестоких, неравных и неудачных драк, когда и самые сильные ребята плачут, он не плакал. 3) Недоброжелатели считали, что Павлик был приложением ко мне. 4) Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков. 5) Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске. Задания с выбором ответа и кратким ответом.

Слайд 3

Вспомнить: Эпитет Сравнение (сравнительный оборот) Фразеологизм Метафора Олицетворение Задание: опознать указанное в формулировке средство выразительности. Задания с выбором ответа и кратким ответом.

Слайд 4

Фразеологизм - устойчивое сочетание слов, имеющее переносное значение и близкое по лексическому значению одному слову. Например: раз на раз не приходится (= разный результат) , не сводить глаз (= пристально , внимательно, неотрывно смотреть ) , на краю земли (= где-то очень далеко), на седьмом небе (= быть в полном восторге) ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ

Слайд 5

Эпитет - художественное, образное определение (какой?), которое необычно, ярко называет признак предмета в переносном значении. Например: свежий ветер, могучий дуб, изумрудная трава Сравните: Хрустальный (прямое значение) бокал Хрустальные (переносное значение) слёзы . ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ

Слайд 6

Сравнение (сравнительный оборот) - образное выражение (слово или словосочетание), в котором один предмет сравнивается с другим. Используются слова как, как бы, точно , словно, будто, как будто . Например: тонкий, как прутик; быстрый, точно ветер . ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ

Слайд 7

Метафора – скрытое сравнение, употребление сочетания слов в переносном значении на основе сходства: скрывается (намёк) похожий признак другого предмета. Например: Серп луны (луна как серп) Луч надежды (надежда как луч света) ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ

Слайд 8

Олицетворение - наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками: предметы показаны как живые существа. Например: вьюга поёт, дуб печалится . Сравните: Девочка плакала (прямое значение ). Ива плакала (переносное значение ). ПОВТОРИМ ТЕОРИЮ

Слайд 9

Алгоритм выполнения задания : 1. Вспомнить, что означает лингвистический термин, указанный в задании . 2. Внимательно прочитать каждое предложение, содержащееся в выборке ответов. 3. Определить, в каком из них использовано названное в задании средство языковой выра­зительности. 4. Выбрать правильный ответ.

Слайд 10

Потренируемся… 1. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение . 1) И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй. 2) Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица. 3) Деда, ты починил? — не веря своим глазам, спросила Дина. 4) Она не плакала, но было так тяжело, как будто она несла на спине мешок картошки. 5) Казалось, что деревья остолбенели перед случившимся несчастьем. 14

Слайд 11

Потренируемся… 2 . Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является ЭПИТЕТ. 1 ) На солнце стали наползать вечерние тягучие тучи. 2) Мы с тобой катались на велосипедах через лес в старые монастыри? 3) Хозяином избы оказался дед, поначалу смотревший на нас с опаской. 4) Это было прекрасно: уже нежаркий, пятичасовой, такой милый и лопоухий день, блики на воде, стремительное скольжение вперёд. 5) Потом отец вернулся в нашу деревню, приехал за мной на велосипеде и отвёз домой. 14

Слайд 12

Потренируемся… 3 . Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является МЕТАФОРА . 1) Все бегут, стреляют из деревянных пистолетов, рогаток, кричат «Ура!» и дерутся. 2) Лежу, притаившись, и хихикаю под одеялом, но никто меня не ищет. 3) Ныряю с головой под одеяло. 4) И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей. 5) Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси, веером разлетаются по комнате. 35

Слайд 13

Потренируемся… 4 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ. 1)Сквозь розовую пелену я видел чьи-то чёрные, как ночь, глаза, полные участия и тревоги. 2)Собаки , спасаясь от смертельного холода, прорвались сквозь ущелье и неслись сломя голову вниз по белому желобу. 3)Раскалённые скалы, точно огромные печи, дышали жаром. 4)Вершины и склоны гор сверкали в снегах, а дорога была черной, мокрой, и колеса рассекали на ней лужи с таким треском, будто разрывали кусок холста. 2

Слайд 14

Потренируемся… 5 . Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ . 1) Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался — не заплакал. 2) Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню. 3) Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям. 4) Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника... 5) Здравствуйте, тётя Маша, — заливаясь краской, обратился к дородной женщине 15

Слайд 15

Потренируемся… 6. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является ЭПИТЕТ. 1) Прославится сразу на весь лагерь! 2) Я живо представила, как они кричат, какие у них ехидные, злые глаза. 3) Бесхитростный радостный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке. 4) Понятно, что от ребят мы помощи не дождёмся — они будут всячески ей вредить. 5) И я поняла: надо справиться во что бы то ни стало. 23

Слайд 16

Потренируемся… 7 . Укажите предложение, в котором используется ЭПИТЕТ. Чижов легко отыскал дом, в котором жил Дегтярёв: он знал маленький курортный городок, как свои пять пальцев. Мобильник завибрировал, заскрёбся в ящике тумбочки, как жук в спичечном коробке. Майское утро дышало особенной прелестью. До сих пор во сне я вижу эту замерзшую и печальную долину. 4

Слайд 17

Потренируемся… 9 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Маяк на мысу через равные промежутки времени загорался ярко-голубым светом. Окна в кабинете полковника светились яркими огнями. 3)Луч прожектора, в котором вспыхивали ночные бабочки и мотыльки, рассекал темноту, щупал море и небо, потом снова гас, и становилось ещё темнее. 4)Глубоко внизу, словно рассыпанный бисер, искрились огоньки города. 3

Слайд 18

Потренируемся… 10 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является СРАВНЕНИЕ. Дикий , торжествующий крик огласил пустынные берега. До самого утра вокруг пылало небо, красные языки пламени видны были далеко в степи. В море плавал ковш луны, в луче маяка дремали на рейде баржи, со стороны мола доносился грохот экскаваторов и лебёдок. Точно лапы погибших гигантских пауков, там и тут изгибаются высохшие распластанные корни и сучья. 4

Слайд 19

Потренируемся… 10 . Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является ЭПИТЕТ. 1) Сердце у меня за неё болит. 2) И зимой в лютый мороз с ними до темноты гуляет. 3) Они стали всюду заявления строчить, будто они о правах строителей беспокоятся. 4) Это просто дикая несправедливость. 5) Они сами такие люди, которые за себя не попросят и никаких бумажек собирать не станут. 24



Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ 5.           Правописание безударных гласных корня             ОГЭ - 2021

1. Правописание   ПРОВЕРЯЕМЫХ   безударных гласных в корне слова.

Чтобы  проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы в проверочном слове эта гласная стала ударной.

НАПРИМЕР:   навОднение - вОды; заЯвление - заЯвка, увЯдание - вЯнуть, оцЕнить - оцЕнка.

_________________________________________________________________________________

2. Правописание  НЕПРОВЕРЯЕМЫХ   безударных  гласных в корне слова.

Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, надо определять по орфографическому словарю или запоминать.

НАПРИМЕР:  бАдмИнтон,  бЕчёвка,  вЕнтиляция,  кАрАвай,  кОчан, пЕрИферия,  стИпендия.

_________________________________________________________________________________

3. Правописание   ЧЕРЕДУЮЩИХСЯ  безударных гласных в корне слова.

ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ НЕЛЬЗЯ ПРОВЕРЯТЬ УДАРЕНИЕМ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

  • Правописание чередующихся гласных зависит от УДАРЕНИЯ.

БЕЗ    УДАРЕНИЯ

ПОД  УДАРЕНИЕМ

ИСКЛЮЧЕНИЯ

-ГОР-                             загореть

НЕ  ПУТАТЬ:

Гористый - горы

Горевать - горе

-ГАР-                      загар

Пригарь

Изгарь

Выгарки

-ЗАР-                             зарница

-ЗОР-                      зорька 

-ЗАР-                       зарево

Зоревать

Зоревой

-КЛОН-                       наклониться

-КЛАН-                  кланяться

-КЛОН-                  поклон

-ТВОР-                        творение

-ТВАР-                    тварь

-ТВОР-                 творчество

Утварь

-ПЛАВ-                         плавник

-ПЛОВ-     (3 слова)    пловец

                                        пловцы

                                        пловчиха

-ПЛАВ-                 плавать

Плывуны

  • Правописание чередующихся гласных в корне зависит от СОГЛАСНОЙ, стоящей ПОСЛЕ гласной корня.

А

О

ИСКЛЮЧЕНИЯ

-ЛАГ- (перед Г)

                              предполагать

-ЛОЖ-  (перед Ж)

                          предположение

Полог

-РАСТ-/-РАЩ- (перед СТ/Щ)

Подрасти,  сращение

-РОС- (НЕ перед СТ и Щ)

                               выросли

Росток, ростовщик, Ростов, Ростислав, на вырост, отрасль, подросток - подростковый

-СКАК- (перед К)  

                              скакать

-СКОЧ-   (перед Ч)

                             проскочить

Скачок, скачу, проскачу, прискачу

  • Правописание чередующихся гласных в корне зависит от суффикса А, стоящего после корня.

ЕСТЬ  суффикс А

НЕТ суффикса А

-КАС- А                            касаться

-КОС-                              прикосновение

Корни с чередованием  А/Я   - ИМ/ИН

Пожать - пожимать, начать - начинать, понять - понимать, примять - приминать, нанять - нанимать, обнять - обнимать, поднять - поднимать, снять - снимать, унять - унимать, внять - внимать, внимание; пожать - пожимать, проклясть - проклинать, распять - распинать.

-БИР-                                          собираю

-МИР-                                          замираю

НЕ  ПУТАТЬ

Примирить  -  мир

Примерять  - мерка

-ДИР-                                             выдираю

-СТИЛ-                                        расстилаю

-ПИР-                                           запираю

-ЖИГ-                                          выжигать

-БЛИСТ-                                     блистать

-ТИР-                                           протираю

-ЧИТ-                                          вычитать

Исключения: сочетать, сочетание, словосочетание

-БЕР-                                      соберу

-МЕР-                                     умереть

-ДЕР-                                        выдеру

-СТЕЛ-                                     расстелю

-ПЕР-                                         заперто

-ЖЕГ-                                        выжечь

-БЛЕСТ-                                   блестеть

-ТЕР                                           протереть

-ЧЕТ-                                          вычесть

  • Правописание чередующихся гласных в корне зависит от ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ слова.

-РАВН-

-РОВН-

ЗАПОМНИ!!!

"равный" - "одинаковый"

Сравнить ( с чем-нибудь)

Уравнять (в правах)

Уравнение

Равновесие

"ровный" - "прямой" - "гладкий"

Уровень (воды)

Сровнять (с землёй)

Подровнять (грядку)

Заровнять (яму)

Поровну

Ровесник

Равнина

Равнение (направо)

Равняться (на лучших)

"Равняйсь!" (команда)

-МАК-

-МОК-/-МОЧ-

"погружать в жидкость"

Макать (хлеб в мёд)

Обмакнуть (перо в чернила)

"пропускать жидкость"

Вымокнуть (под дождём)

Непромокаемый (плащ)

Промочить (ноги)

Промокательная (бумага) - промокашка

Правописание согласных в корне слова

Глухие и звонкие согласные

 Парные глухие согласные звуки п, ф, т, с  (и соответствующие мягкие), к, ш  на конце слова и перед глухими согласными могут передаваться соответственно буквами п   или б , ф   или в , т   или д , с   или з , к   или г , ш   или ж  . Теми же буквами могут передаваться парные звонкие согласные звуки б, в, д, з  (и соответствующие мягкие), г, ж  перед парными же звонкими согласными (кроме в ). Чтобы правильно написать в этих случаях согласную букву, нужно подобрать другую форму того же слова или другое слово, где в той же значимой части слова (том же корне, приставке, суффиксе) проверяемый согласный находится перед гласным или перед согласными р, л, м, н, в  (и соответствующими мягкими).Например:

1) на конце слова: дуб   (ср. дуба, дубок), глуп   (глупа, глупый), грабь   (грабить), сыпь   (сыпать), нос   (носы), воз   (возы), год   (года), крот   (крота), женат   (женатый), рукав   (рукава), кровь   (крови, кровью), штраф   (штрафы, штрафовать, штрафной), вымок   (вымокать, мокнуть, мокрый), синяк   (синяки), мог   (могут, могла), малыш   (малыша, малышня), монтаж   (монтажа, монтажный), дрожь   (дрожи, дрожать); изморозь   (изморози, морозы, морозить) и изморось   (измороси, моросить);

2) перед согласными:

а) перед глухими: дубки  (ср. дубы, дубок), тряпка  (тряпок, тряпочка, тряпица, тряпьё), купца  (купец), овца  (овец), ловкий  (ловок), рукавчик  (рукава), шкафчик  (шкафы), низкий  (низок), миска  (мисок), Васька  (Вася), Кузька  (Кузя, Кузьма), кадка  (кадок), меткий  (меток), когти  (коготь), локти  (локоть), бегство  (бегу, беглый), ложка  (ложек, ложечка), комнатушка  (комнатушек), крылышко  (крылышек); вперемежку  (перемежаться) и вперемешку  (перемешать), супчик  (супы) и субчик  (субъект);

б) перед парными звонкими (кроме в ): молотьба  (молотить), свадьба  (свадеб, свадебный ; не проверять словом сватать), ходьба  (ходить), просьба  (просить), резьба  (резать), волшба  (волшебный), божба  (божиться), вражда  (вражеский), жгу  (жёг, обжигать), ждать  (поджидать).

Исключения: в словах отверстый  и разверстый  пишется с, хотя имеются глаголы отверзать (ся), отверзнуть (ся) и разверзать (ся), разверзнуть (ся). В словах абстракция, реакция, коррекция  пишется к (хотя абстрагировать, реагировать, корригировать), в слове транскрипция  пишется п   (хотя транскрибировать); в этих случаях на письме отражаются чередования согласных в языке?источнике (латинском).

В некоторых словах буквой г   передается звук х : бог  (бога, боги), лёгкий, легче  (лёгок), мягкий, мягче  (мягок, мягонький). Слова мягкий, мягче, размягчить  и т. п. не следует проверять словами типа мякоть, размякнуть, размякать.

 

Написание непроверяемых согласных в корнях определяется в словарном порядке, например: абсент, абсолютный, анекдот, аптека, апсида, асбест, афганцы, вдруг, вокзал, второй, где, зигзаг, космонавт, общий, оптом, офсет, рюкзак, сбруя, тогда, фтор, футбол, экзамен .

Слова с сочетаниями согласных ск, ст, зг, зд.  В этих сочетаниях первый согласный обычно является непроверямым. При написании слов, содержащих эти очень часто встречающиеся группы согласных, нужно руководствоваться следующими закономерностями сочетания букв.

1. В русском языке нет основ, оканчивающихся на буквосочетания сг, сд  , а есть только основы на зг, зд  (ь); пишутся: мозг  (мозга), лязг, визг, мелюзга; дрозд, горазд, гвоздь, гнездо, звезда, поезд, проезд  и т. п. В начале корней пишутся зг, зд : ни зги  (не видно), здесь, здоровье, здание ; исключение: сдоба, сдобный .

2. На конце основ преобладают буквосочетания ск, ст  (ь); пишутся: пуск  (пуска), поиск, риск, тоска, лоск, арабеск, Брянск, Курск. В начале основ и корней буквосочетания зк, зт   отсутствуют, а пишутся ск, ст  , напр.: скрести, скрип, скула, стена, стон, ступать, страна .

Буквосочетание зт   встречается только на стыке корня с суффиксом неопределенной формы (инфинитива) глагола: лезть, грызть, ползти, везти ; буквосочетание зк   – только на стыке корня и суффикса ?к? , напр.: близкий, мерзкий, смазка, повозка, стрекозка.

Непроизносимые согласные

В группах согласных один из согласных может не произноситься: в сочетаниях стн, стл, здн, рдц, рдч, стц, здц, нтск, ндск, ндц, нтств, стск   это средний согласный, в сочетаниях лнц, вств   – начальный согласный. Наличие непроизносимого согласного проверяется подбором другой формы того же слова или другого родственного слова, где этот согласный произносится, напр.: честный  (честен, честь), страстный  (страстен, страсть), радостный  (радостен, радость), совместный  (вместе), крёстный, крестник  (крест, крестить), окрестный  (окрест ), костный  (кость ), пакостник  (пакость, пакостить), хлестнуть  (хлестать), хрустнуть  (хрустеть), несчастный  и счастливый  (счастье), завистливый  (зависть), стлать  (стелю), поздний  (опоздать), праздный  (празден), наездник  (ездить), сердце, сердцевина, сердчишко  (сердец, сердечный), крестцовый  (крестец), истца  (истец), под уздцы  (уздечка), гигантский  (гигант), голландский  и голландцы  (Голландия, голландец), агентство  (агент), марксистский  (марксист); солнце  (солнечный ), здравствовать, здравствуй  (здравый, здравие ), явствовать  (явный ).

Слова, не имеющие непроизносимых согласных, например: ужасный  (ужасен), опасный, опасность  (опасен), косный  (косен), искусный  (искусен), властвовать  (власть, властен), участвовать  (участие), слать  (посылать), интриганский, интриганство  (интриган ).

Исключения. Вопреки проверке по традиции пишутся слова: блеснуть  (хотя блестеть ), склянка  ‘стеклянный сосуд’ (хотя стекло, стеклянный), серчать  (хотя сердиться), скатёрка  (хотя скатерть ; но скатерочка).

В некоторых случаях непроизносимый согласный не поддается проверке, например: в   в слове чувство, т   в слове лестница  (в последнем случае согласная т   пишется вопреки проверке словом лесенка ). Написание таких слов следует запоминать, как и слов, где можно заподозрить лишнюю согласную, напр.: шествовать  (идти), яства  (еда), ровесник.

ПРАВОПИСАНИЕ  О/Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

  • В корне слова

От глаголов

Не от глаголов

                    О/Ё

   Ё                      Ё

    О                         О

Ё: шёпот — шептать, чёрный — чернеть

О: шов, шорох, капюшон, крыжовник., обжора, чащоба, трущоба, чопорный, чокнутый, шорник.

Лгать — лжёт

Решить — решённый

Тушить — тушёнка

сгустить — сгущёнка

СУФФИКС  -ЁР-: дирижёр. Стажёр. ретушёр

Ручонка

холщовый

врачом

душой

  • В суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и наречий ПОД УДАРЕНИЕМ пишется О.

Исключение: ЕЩЁ

ПРАВОПИСАНИЕ  Ы/И ПОСЛЕ Ц

  • Ы-И после Ц : И - В КОРНЕ  (Исключения: цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыкнуть, цыц) +  в словах на - ЦИЯ                                                                                                          Ы - в суффиксах и окончаниях ( лисицЫн, из-за границЫ)

                                 ПРАВОПИСАНИЕ  ПРИСТАВОК

  1. Единообразное написание приставок.

В-(во-), вы-,  до-,  за-,  на-,  над-(надо-),  о-,  об-(обо-),  от-(ото-), пере-,  пред-(предо-), по-,  под-(подо-),  про-,  у-, С- 

Различай!

Слова с приставкой  С-

Слова без приставок

Сделать, Сдать, Сгибать, Сгинуть, Сжать, Сбить, Сшить и т.п.

Здоровье, здесь, здание, ни зги  -  З — часть корня

  1. Правописание приставок на -з и-с

ПЕРЕД ЗВОНКИМИ СОГЛАСНЫМИ ПИШИ — З, ПЕРЕД ГЛУХИМИ — С.

                             З

                                С

БЕЗ-   безнадёжный, беззаботный

БЕС-  беспечный, бесцветный

ВЗ-     взлететь, взбодриться

ВС-    всходить, вскипеть

ВОЗ-  вознестись, возвратиться

ВОС- восклицать, воспрянуть

ИЗ-     изменить, износить

ИС-   истощиться, исчезать

НИЗ-   низвергаться, низложить

НИС- ниспадать, ниспослать

РАЗ-    разбежаться, размотать

РАС-  растолковать, рассечь

РОЗ-    розвальни, розыгрыш

РОС-  россыпь, ростепель

ЧРЕЗ-  чрезмерный

ЧЕРЕС-  чересчур, чересседельник

  1. Правописание приставок ПРИ-  и    ПРЕ-

                    ПРЕ-

                         ПРИ-

1.Высшая степень действия или качества, близко по смыслу к слову «очень»: превосходный,

прекрасный,

премилый,

превозмочь,

превзойти.

2.Близко к приставке ПЕРЕ-:

прекратить,

преобразовать,

преображать,

преступить,

преломить,

преградить.

1.Приближение:

пришёл,

прилетел.

2.Присоединение:

пришил,

прибил,

пририсовал,

приобрести,

прикарманить.

3.Неполное действие (чуть-чуть):

присесть,

приоткрыть,

принарядиться.

4.Нахождение вблизи чего-либо (около):

приморский,

пришкольный,

привокзальный.

5.Завершённое действие:

придумать,

приготовить,

приспособить.

                              БУКВЫ      И/Ы ПОСЛЕ  ПРИСТАВОК НА СОГЛАСНУЮ

     После обычных приставок на согласную пишется буква Ы, если корень слова начинается со звука [ и ] :                         подЫскать — искать

                                                 обЫграть — играть

Буква И  сохраняется:

  1. в сложных словах после первой части, выраженной числительными: ДВУХИГОЛЬЧАТЫЙ
  2. в словах с приставками СВЕРХ-,  МЕЖ-:

СВЕРХИНТЕРЕСНЫЙ,  МЕЖИГРОВОЙ

  1. в словах с иноязычными приставками  КОНТР-, ДЕЗ-, СУПЕР-, СУБ-, ПАН-:

КОНТРИГРА, ДЕЗИНФЕКЦИЯ, СУПЕРИНТЕРЕСНЫЙ, СУБИНСПЕКТОР, ПАНИСЛАМИЗМ

  1. в сложносокращённых словах:

МЕДИНСТИТУТ,  СПОРТИНВЕНТАРЬ

  1. в слове  ВЗИМАТЬ

                       

                     ПРАВОПИСАНИЕ Ъ и Ь РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ ЗНАКОВ

                                     Ь

                                       Ъ

1. Перед е, ё, я, ю, и   внутри слова (в корне, на стыке основы и окончания):

барьер, курьёз, вьюга, обезьяна, соловьиный, лисьего, шестью

1. Перед е, ё, я, ю после приставок на согласный:

съезд, подъём, объяснение

2. Перед О в некоторых иноязычных словах:

бульон, компаньон, почтальон, павильон, шампиньон

2. Перед е, ё, ю, я в иноязычных словах после

аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, контр-, об-, суб-, транс-, пан-:

адъютант, инъекция, панъевропейский

3. Перед е, ё, ю, я в сложных словах с числительным в первой части:

двухъярусный

4. НЕ  ПИШЕТСЯ  перед другими гласными:

двухэтажный, сэкономить, отутюжить

СУФФИКСЫ  ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ:

Мужской род –

ЕЦ

Женский род – ИЦ

                           Средний род

     Зависит от МЕСТА ударения в слове

кормилЕЦ

младенЕЦ

питомЕЦ

незнакомЕЦ

царедворЕЦ

умелЕЦ

мастерИЦа

умнИЦа

улИЦа

ветренИЦа

красавИЦа

ЕЦ -   ПЕРЕД ударением

письмЕЦо

пальтЕЦо

ИЦ – ПОСЛЕ  ударения

маслИЦе

креслИце

платьИЦе

!-ИН-/ -ИНК-     женский род!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!  жемчужИНа, жемчужИНка, бусИНа, бусИнка.   !  -ИЗН-                                                                                                                                                                                        ОтчИЗНа        белИЗна,    желтИЗНа

а) Суффикс -ик пишется, если при склонении гласный сохраняется;

Ключик – ключика.

суффикс -ек пишется, если при склонении гласный выпадает.

Замочек – замочка.

Суффикс -чик всегда пишется с гласным и (суффикса -чек нет в русском языке!);

Залив → заливчик.

б) Суффикс -оньк- пишется после твёрдых согласных, кроме ж, ш;

Шуба → шубонька.

суффикс -еньк- – после мягких согласных и ж, ш.

Заря → зоренька, душа → душенька.

Запомните написание: баиньки, заинька, паинька;

а) суффикс -чик пишется в словах, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж;

Разведчик, счётчик, рассказчик.

суффикс -щик пишется в словах, основа которых оканчивается на другие согласные;

Пильщик, атомщик.

б) перед суффиксом -чик к, ц, ч заменяются на т.

Кабак → кабатчик; раздача → раздатчик.

СУФФИКСЫ  ИМЁН  ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

 !   -ЧИВ-   -ЛИВ-        доверЧИВый                    памятЛИВый

! –ЕВ-   фланелЕВый         сиренЕВый  

(МИЛОСТИВЫЙ; ЮРОДИВЫЙ)

        ! –ЧАТ-      узорЧАТый                             

!   -ЕНЬК-         беленький    

Написание согласных в суффиксах прилагательных в ряде случаев зависит от их лексико-грамматической категории:

  • -ск- употребляется в относительных прилагательных (канадский, гигантский).
  • Если основа слова оканчивается на -с- с предшествующим гласным, то конечная основы исчезает (Одесса – одесский, Вормс – вормский, но белорус – белорусский, Даугавпилс – даугавпилсский).
  • В прилагательных, образованных от русских географических наименований на -ск- всегда пишется одна с (Приволжск – приволжский, Амурск – амурский), в иноязычных – две с (Дамаск – дамасский, этруск – этрусский). Исключения: баск – баскский, оски – оскский.
  • При образовании прилагательных от существительных с основой на мягкий знак (а также -рь, -нь) в прилагательных он не пишется (егерь – егерский, Кубань – кубанский, январь – январский). Исключения – названия месяцев (ноябрьский, октябрьский, июньский), сочетание день-деньской, прилагательные от иноязычных названий (тянь-шаньский, тайваньский), прилагательные с мягким ль (сельский, апрельский).
  1. -к- используется:
  • В качественных прилагательных (высокий, широкий);
  • В относительных прилагательных, образованных от существительных на -ц (Череповец – череповецкий, немец – немецкий);
  • В относительных прилагательных, образованных от существительных на к, ч с чередованием на ц (бурлак – бурлацкий, ткач – ткацкий).

ГЛАГОЛЫ:

1.

-ЫВА-/-ИВА-

-ОВА-/-ЕВА-

Испыт…вать – Я  ИСПЫТЫВАЮ

испытЫвать

Команд…вать – Я   КОМАНДУЮ

командОвать

2.

ОТЛИЧАЙ  ОТ  ГЛАГОЛОВ  С  СУФФИКСОМ

-ВА-    одолЕвать – одолЕть       заболЕвать – заболЕть

ЗАПОМНИТЬ!!!!!!!             ЗАТМЕВАТЬ

3.

Перед   суффиксами  -Л-   -ВШ-  -В-   сохраняется суффикс инфинитива

Например:    таЯть – таЯл, таЯвший, оттаЯв

ПРИЧАСТИЯ – перед Н /НН

Если  инфинитив  глагола, от которого образовалось причастие с Н/НН, оканчивается на  -АТЬ/- ЯТЬ, то перед Н /НН следует писать А или Я:

Выкачанная вода – выкачАть воду;  стреляный воробей – стрелЯть в воробья;

Если инфинитив глагола  оканчивается на –ЕТЬ/-ИТЬ, то перед НН следует писать   Е.

Выкаченная бочка – выкатИть бочку;  

подстрелЕнный воробей – подстрелИть воробья

ПРАВОПИСАНИЕ  Н/НН В СУФФИКСАХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЙ

             Отымённые  прилагательные

Отглагольные прилагательные

       Причастия

 пишется  Н

пишется  НН

  пишется  Н

  пишется   НН

1) в суффиксах

 -АН-/ - ЯН-

(кожаный, серебряный)

1) в словах

СТЕКЛЯННЫЙ
ОЛОВЯННЫЙ
ДЕРЕВЯННЫЙ

1) не имеет приставки

(раненый, вязаный, плетёный)

1) имеет приставку, кроме НЕ-

(нарисованный, израненный, связанный, НО нежареный, неношеный)

НО: названый брат, посажёный отец,

смышлёный ребёнок.

2)  ВЕТРЕНЫЙ

НО: обветренный, безветренный и т.д.

2) в суффиксах

-ЕНН-/-ОНН-

(клюквенный, станционный)

2) нет зависимого слова

(раненая птица, вязаный шарф, гашёная известь)

2) есть зависимое слово

(раненный в крыло, гружённый кирпичом)

3) в суффиксе -ИН-

(журавлиный)

3)на стыке основы существительного, оканчивающейся на Н, и суффикса -Н- прилагательного

(лимонный, каминный)

3) в прилагательных КОВАНЫЙ

ЖЁВАНЫЙ

3)в причастиях, образованных от бесприставочных глаголов совершенного вида

(решённый,венчанный брошенный,казнённый. купленный,данный,

 лишённый, деланный,

обещанный).

В КРАТКИХ ПРИЧАСТИЯХ всегда пишется

 одна Н!

Решён, загружен и т.д.

             В суффиксах  кратких отымённых прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных

(длинный  -  длинна, болезненный  - болезненна; ветреный - ветрено)

           НО:

желанный

неслыханный

невиданный

нежданный

негаданный

нечаянный

жеманный

священный

окаянный

чеканный

чванный

медленный

считанный

деланный

недрёманный

4) заканчивается на -ованный/-еванный, где -ова- - глагольный суффикс

(балованный,

циклёванный,

 лакированный, датированный. гофрированный)

Чтобы разграничить краткие прилагательные и причастия учтите наличие пояснительного слова (оно бывает у причастий) или подставлять вопрос кем? По отношению к причастию такой ответ правомерен, так как он сигнализирует о зависимом слове, пусть даже предполагаемом, например: задача решена (кем?), документы подписаны (кем?). К прилагательному же такой вопрос поставить нельзя, например: девочка сдержанна, встреча желанна.

Н/НН В НАРЕЧИЯХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ПОЛНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЙ

             В наречиях пишется столько же Н, сколько в слове, от которого оно образовалось:

   рассеянный человек — смотрел рассеянно, уверенный — уверенно,

   испуганное стадо — испуганно вскрикнул, искусственный — искусственно,

   путаный ответ — отвечал путано, давний — давно,

   бешеный взгляд — взглянул бешено, искусный — искусно

             Следует отличать краткое причастие от наречия:

   стадо (каково?) испугано — вскрикнул (как?) испуганно

   зерно (каково? что сделано?) рассеяно — отвечал (как?) рассеянно

Н/НН В СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЙ

              В существительных пишется столько Н, сколько в прилагательном или причастии, от которого оно образовалось.

  1. воспитанный — воспитанник, данный — данник, избранный — избранник, пленный — пленник, собственный — собственник, ставленный — ставленник, мошна — мошенник, утопленный — утопленник, утренний — утренник, именинный — именинник., полено — поленница, подоконный — подоконник, данный — бесприданница, болезненный — болезненность, ограниченный — ограниченность, искренний — искренность, общественный — общественность, революционный — революционность, промышленный — промышленность, цена — ценность. Заброшенный — заброшенность, подлинный — подлинность.
  2. Путник, мученик, труженик, ученик, вареник, мороженое, гостиница (гостиная), юность, ветреность, копчёности, бессребреник, вопленица, приданое.

ПРАВОПИСАНИЕ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛА И СУФФИКСОВ     ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ И СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ    НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ.

К глаголам 1 спряжения относятся

К глаголам 2 спряжения относятся

ЕШЬ

ЕТ
ЕМ
ЕТЕ
УТ/ЮТ

-УЩ-

-ЮЩ-

-ОМ-

-ЕМ-

… БРИТЬ

     СТЕЛИТЬ

ВСЕ остальные глаголы на

           - АТЬ

           - ЕТЬ

           - ОТЬ

           - УТЬ

           - ЫТЬ

           - ЯТЬ

Все глаголы на -ИТЬ, кроме …

7 глаголов на -ЕТЬ

                   СМОТРЕТЬ

                   ВИДЕТЬ

                   НЕНАВИДЕТЬ

                   ОБИДЕТЬ

                   ТЕРПЕТЬ

                   ВЕРТЕТЬ

                   ЗАВИСЕТЬ

4 глагола на -АТЬ

                    СЛЫШАТЬ

                    ДЫШАТЬ

                    ГНАТЬ

                    ДЕРЖАТЬ

ИШЬ

ИТ
ИМ
ИТЕ
АТ/ЯТ

-АЩ-

-ЯЩ-

-ИМ-

Правописание НЕ с разными частями речи.

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

Существительные, прилагательные, наречия на -о/е

Отрицательные и неопределённые местоимения, местоимённые наречия

Не употребляется без не

Есть противопоставление с союзом а

Некто, нечто,

никто, ничто

некогда, негде, никуда

При наличии предлога

не у кого, не с кем,

ни о чём

Есть синоним без не

Есть пояснительные слова вовсе не,

 ничуть не, отнюдь не, нисколько не

НЕ пишется раздельно:

1. с глаголами и деепричастиями (не пришёл)

Приставка НЕДО- - слитно, значение неполноты , недостаточности по сравнению с нормой (недовыполнить, недоедать,недооценить, недосмотреть за кем-то, недожарить мясо)

2. с числительными (не восемь)

3. с местоимениями других разрядов(не этот)

4. со словами категории состояния (не нужно)

5. со сравнительной степенью (не старше)

Причастия

Нет зависимых слов

При наличии зависимых слов

С кратким причастием

Противопоставление с союзом а

Слитно-раздельно-дефисное написание частей речи.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ.

Имя существительное:

  1. СЛОЖНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ПИШУТСЯ ЧЕРЕЗ ДЕФИС, ЕСЛИ:
  • они образованы  сложением целых слов: диван-кровать, песня-романс;
  • обозначают стороны света: юго-восток, северо-запад;
  • обозначают принадлежность к политической партии: социал-демократ, социал-шовинист;
  • обозначают единицы измерения: грамм-молекула, киловатт-час;
  • с начальной частью обер-, унтер-, вице-, экс-, лейб-, штаб-, штабс-: экс-чемпион, лейб-медик;
  • слова с пол, если второй корень начинается с гласной,   Л,  большой буквы: пол-арбуза, пол-литра, пол-Москвы;
  • существительное контр-адмирал

ПОМНЮ!!!

СЛОЖНЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ПИШУТСЯ СЛИТНО,ЕСЛИ:

  • сложные существительные, оканчивающиеся на град, город: Белгород, Волгоград
  • существительные с первой частью авиа, агро, аэро, гидро, зоо, кино, контр, мото, псевдо, фото: фотосъёмка, кинофильм, зоопарк;
  • существительные с глагольной первой частью на И: горицвет;
  • существительные с пол, если второй корень начинается с маленькой согласной буквой, кроме Л: полстакана, полдерева;
  • существительные с полу: полукруг, полушарие.  

Имя прилагательное:

  1. СЛОЖНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ПИШУТСЯ ЧЕРЕЗ ДЕФИС, ЕСЛИ:
  • они образованы от существительных с дефисом: юго-западный, дизель-моторный;
  • обозначают оттенки цвета: пепельно-серый, ярко-розовый;
  • образованы от сочетания слов, связанных сочинительной связью (между ними можно вставить союз И): кисло-сладкий (кислый и сладкий), горько-солёный (горький и солёный);
  • первая часть образована от иноязычного слова и оканчивается на -ико: химико-биологический, механико-технический;
  • некоторые традиционные написания: всемирно-исторический (но всемирно известный), народно-поэтический, общественно-политический (но общественно полезный).

ПОМНЮ!!!

СЛОЖНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ ПИШУТСЯ СЛИТНО, ЕСЛИ:

  • образованы от сложных существительных: паровозный, пешеходный;
  • образованы из словосочетания с подчинительной связью: голубоглазый (голубые глаза), древнерусский (древняя Русь);
  • являются терминами, обозначающими цельное понятие: высокохудожественные, вышеуказанный.

ПОМНЮ!!!

ПИШУТСЯ РАЗДЕЛЬНО СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, включающие прилагательные и наречия на -ски: практически ценный, химически чистый, рабски покорный, исторически ценный, товарищески чуткий, дьявольски хитрый.

Местоимения и местоимённые наречия:

МЕСТОИМЕНИЯ, МЕСТОИМЁННЫЕ НАРЕЧИЯ ПИШУТСЯ ЧЕРЕЗ ДЕФИС:

  • с суффиксами -ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ или приставкой КОЕ-: кто-то, как-то, что-либо, когда-либо, где-нибудь, кое-кого.

МЕСТОИМЕНИЯ С КОЕ-  ПИШУТСЯ РАЗДЕЛЬНО (В ТРИ СЛОВА)

  • между кое- и местоимением есть предлог: кое у кого, кое с кем, кое о чём, кое из чего.

Наречия:

НАРЕЧИЯ ПИШУТСЯ ЧЕРЕЗ ДЕФИС, ЕСЛИ:

  • имеет приставку ПО- и суффиксы -ОМУ, -ЕМУ, -КИ, -И: думать по-новому, делать по-своему, любить по-русски;
  • имеет приставку ВО-(В-) и суффиксы -ЫХ, -ИХ: во-первых, в-третьих;
  • наречие образовано повторением слов или основ: еле-еле, чуть-чуть, мало-помалу, крест-накрест; наречие точь-в-точь пишутся с двумя дефисами;
  • наречие представляет собой сочетание синонимических слов: любо-дорого, шиворот-навыворот;
  • технический термин НА-ГОРА

ПОМНЮ!!!

Наречия бок о бок, с боку на бок, с глазу на глаз, на веки вечные, на веки веков, честь честью, чудак чудаком пишутся РАЗДЕЛЬНО.

ВПОСЛЕДСТВИИ - наречие

                                                         НАРЕЧИЯ

                               СЛИТНО

                      РАЗДЕЛЬНО

Вблизи, вбок, вброд, вверх, ввысь, вглубь, вдалеке, вдали, вдвоём, вдвойне, вдогонку, вдоль, вдребезги, взаймы, взамен, взаперти, взапуски, вконец, вкось, вкратце, вкупе, влево, вмиг, внаём, внакладку, вничью, вовек, вовремя, воедино, воистину, вокруг, вообще, восвояси, вослед, впервые, вперегиб, вперегонки, вперёд, вперемежку, вплавь, впору (по мерке), вполпути, вприглядку, впроголодь, впрок, впрямь, врасплох, врассыпную, вразброд, врукопашную, вскоре, вслед, вслепую, вскачь, встарь, втайне, всухомятку, втихомолку, втридорога, вширь, довеку, доколе, докрасна, донельзя, доселе, досыта, дотуда, задаром, замертво, заодно, запанибрата, затем, зачастую, зачем, извне, издавна, издали, издалека, исподлобья, исподтишка, испокон, исстари, кверху, книзу, кряду, кстати, набело, набок, навек, навеки, наверх, навечно, навзничь, навряд ли, навсегда, навылет, навыпуск, навытяжку, наголову, надвое, назубок, наизнанку, наземь, наискось, наконец, налицо, наперебой, наперевес, наперегонки, наперекор, наотрез, наперечёт, напоследок, наповал, напоказ, напрокат, напропалую, напрямик, напролёт, нараспев, насмарку, насмерть, наспех, наудачу, наутро, начеку, начистоту, наяву, невдалеке, невмоготу, невпопад, недаром, незадолго, незачем, некстати, ненадолго, незачем, некстати, ненадолго, неоднократно, неохота, неспроста, оземь, отроду, отселе, отсюда, оттуда, отчасти, отчего, поблизости, побоку, поверх, повзводно, повсюду, подешевле, подобру-поздорову, подолгу, подряд, подчас, подчистую,позавчера, позади, поистине, помалу, понаслышке, поневоле, поодиночке, попарно, поровну, пополудни, попросту, поскольку, постольку, посредине, посуху, поутру, потому, почему, поэтому, сбоку, сверху, свысока, сгоряча, сдуру, сзади, слишком, смолоду, совсем, сплеча, спозаранку, сроду, сряду, тотчас, чересчур.

Без ведома, без запроса, без обиняков, без оглядки. Без отказа, без просвета, без просыпу, без разбору, без спросу, без толку, без удержу, без умолку, без устали, в виде, в головах, в диковинку, в добавление, в заключение, в конце концов, в корне, в лоск, в меру, в насмешку, в ногу, в обмен, в обнимку, в обрез, в обтяжку, в обхват, в общем, во всеоружии, во всеуслышание, в одиночку, во избежание, во сто крат, в открытую, в отместку, в охапку, в прах, в противовес, в рассрочку, в розницу, в ряд, в сердцах, в силу, в складчину, вслед за тем, в срок, в старину, в сторону, в струнку, в тиши, в три погибели, в тупик, в упор.

   До востребования, до зарезу, до крайности, до неузнаваемости, до отвала, до отказа, до свидания, до сих пор, до смерти, до упаду, за глаза, за границей, за границу, за полночь, за упокой, за что про что, из-за границы, из-под мышек, из-под спуда, как раз, мал мала меньше, на авось, на бегу, на боковую, на веки веков, на весу, на вид, на виду, на вкус, на время, на выбор, на глаз, на глазок, на грех, на диво, на днях, на дом, на дыбы, на зависть, на запятки, на излёте, на измор, на износ, на исходе, на корточках, на карачках, на лад. На лету, на манер, на миг, на мировую, на нет, на отлёте, на ощупь, на плаву, на попятную, на поруки, на прицел, на скаку, на смех, на убой, на ура, на ходу, на цыпочках, на четвереньки, не в духе, не в зачёт, не в меру, не даром, не за что, не к спеху, не по вкусу, не под силу, не по зубам, не по нутру, не по плечу, не прочь, ни за грош, ни на йоту, один на один, от мала до велика, по временам, под вечер, по дешёвке, под конец, под ложечкой, под мышки, под силу, под спудом, под стать, по двое, под уздцы, под уклон, по крайней мере, по нутру., по одному, по очереди, по преимуществу, по старинке, по трое.

Служебные части речи.

Предлоги:

Непроизводные предлоги

                            Производные предлоги

СЛИТНО

РАЗДЕЛЬНО

Без (безо), в (во),  до, для,  за, из (изо),  к(ко), на, над (надо), о,  об (обо), от, по,  под (подо) перед, при,  про,  с (со),  у, через (чрез), сквозь, между (меж),  ради.

Через дефис:

из-за,   из-под,  по-за,  по-над,

с-под

Вокруг, около, мимо, поперёк,  подле, возле, близ, вдоль, вне, внутри (внутрь), поверх, позади (сзади), впереди, посреди, среди, против, напротив, после, накануне, благодаря, ввиду, вследствиЕ, относительно, насчёт, вместо, вопреки, кругом, навстречу, подле, сверх (сверху), снизу,   вроде,  наподобие, включая, выключая, исключая, несмотря на, невзирая на, спустя, начиная, исходя, путём, наравне с, глядя по, впредь до, ввиду, согласно

В течениЕ, в продолжениЕ, в ходе, во время, в силу,

по случаю, по причине, за счёт, в связи, в лице, в сопровождении, в меру, по мере, в отношениИ, в области, в пользу, в целях, в смысле, на путях, по пути к, по линии, по части (в части), по поводу, со стороны, не считая, в отличиЕ от, в заключениЕ, в завершениЕ, во избежаниЕ,

 в виде, по направлению к,

в качестве, в зависимости от, в стороне от, в ответ на. в соответствии с, в содружестве с, в сообществе с

Отличие производных предлогов от сочетаний непроизводных предлогов с существительными:

  1. Если перед вами производный предлог то вопрос задаётся ко всему сочетанию: находился (где? вблизи чего?) вблизи школы; шёл (куда? вслед за кем?) вслед за ним.    ИНТЕРЕСУЮЩЕЕ НАС СЛОВО ВХОДИТ В ВОПРОС!
  2. Если же вы имеете дело с сочетанием непроизводного предлога с существительным, то:

а) от этого предлога к существительному можно задать вопрос  надеюсь (на что?) на встречу (с другом);

б) существительное, входящее в состав сочетания, можно просклонять: течение, -ия, -ию, -ие, -ем, -ии;

в) между предлогом и существительным можно вставить слово: в бурном течении реки, в затянувшемся следствии по делу о краже, на скорую встречу с другом.

  1. Предлог ввиду (в значении из-за) нужно отличать от устойчивого сочетания слов иметь в виду.

Союзы:

             Сочинительные союзы

           Подчинительные союзы

Соединительные:

и, да (= и), также, тоже,

не только...но и,

как … так и

Противительные:

а, но, да (= но), зато, однако

Разделительные:

или,  или...или,  ни...ни,  либо,  то...то,

то ли...то ли, не то ... не то

Изъяснительные:

что,  чтобы,  будто

Обстоятельственные:

когда, едва, пока, лишь, как только, ли,

 после того как, прежде чем чтобы,

для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, ради того чтобы, как, как будто, словно, точно, потому что, так как, оттого что, ибо, если (бы), ежели, так что, хотя, несмотря на то что, пускай, пусть  /  который, где, куда, откуда, поэтому

                                                        Правописание союзов                                                                

                                            ПОТОМУ   ЧТО

                                            ОТТОГО  ЧТО

                                            ТАК КАК

                                            КАК БУДТО

                                            ПОКА ЧТО

                                            ТОГДА КАК

                                            НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО

                                            В ТО ВРЕМЯ КАК

                                            РАДИ ТОГО ЧТОБЫ

                                            С ТЕМ ЧТОБЫ

        ! Союзы чтобы, также, тоже, оттого (что), потому (что),  зато, причём,

притом, итак пишутся СЛИТНО. Их нужно отличать от сходных по звучанию сочетаний слов, которые пишутся раздельно.  ЗАПОМНИТЕ приёмы, которые помогут вам различать эти союзы и сочетания слов.

  1. СОЮЗ МОЖНО ЗАМЕНИТЬ СИНОНИМИЧНЫМ СОЮЗОМ:

чтобы = для того чтобы

также = тоже = и (если рядом с этими словами можно поставить другие: самое, что, как — то самое,  то, что  , так...как, ТО ИХ НАДО ПИСАТЬ РАЗДЕЛЬНО)

зато = но = однако

причём = притом = вместе с тем

оттого (что) = потому (что) = поэтому = так как = по этой причине

итак = следовательно = таким образом

  1. К СЛОВУ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ РЕЧИ МОЖНО ПОСТАВИТЬ ВОПРОС.

К союзу поставить вопрос нельзя.

Черёмуха так же (в какой мере? как?) душиста, как и сирень.

Мы осторожно двигались по тому (по какому?)проходу.

И так (как?) мы пробовали, и (как?) по-другому, но ничего не получается.

  1. Частицы бы и же  можно отбросить или переставить в другое место в предложении.

Частицы:

 

       СМЫСЛОВЫЕ (отрицательные, утвердительные, усилительные, вопросительные, восклицательные, уточняющие,  выделительно-ограничительные,  указательные,  со значением сомнения, смягчающая просьбу (требование).

         Простые

          Сложные

          Составные

Не, ни,  да,  так,  точно,  ага, угу,  определённо,  даже,  аж, и,  уж,  уже,  же,  ещё,  ведь, ну,  разве,  неужели,  ли(ль), а,  что, как, именно,  прямо, ровно,  чуть, всего,  хоть, почти,  только,  лишь, единственно,  исключительно

вот,  вон,  это,  авось,  -ка, -с, -де, -то

Всё-таки

дай-ка

всего-навсего

просто-напросто

так-таки

то-то

точь-в-точь

нет-нет да и

ну-ка

Даже и не,   ну как,    ну и,  

в точности,   лишь только, всего лишь,  а вот,  а вон, вряд ли,  едва ли,  всё же,  где уж,  куда как,  так вот,  что за,

где там,  куда как,  а то,  вот именно,  вот ещё,  добро бы,  ещё бы,  чуть не,  как раз, хоть бы,  как же,  отнюдь не,  вовсе не,  как бы,  что ли,  как бы не,  даже и не,  ладно бы,  не иначе как,  того и жди,  чуть было не, а что если,  только что не,  что из того

                   

                                      ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ

             Условное наклонение

       Повелительное наклонение

            бы,   б

         пусть,  пускай,  да,   давай,  давайте

!                             Частицы пишутся отдельно от других слов.

Частицы    -КА,  -С,  -ДЕ,  -ТО  присоединяются с помощью дефиса.

Частица    - ТАКИ пишется через дефис с глаголами (пришёл-таки) и в  составе слов

              всё-таки,  опять-таки, довольно-таки и др.

В остальных случаях -ТАКИ пишется раздельно     (А всё ж таки я был прав)

                       РАЗЛИЧАЙТЕ ЧАСТИЦЫ НЕ И  НИ

                                НЕ

                  отрицательная частица

                          НИ

          усилительная частица

1. Она служит для отрицания того, что выражено словом, с которым она употребляется. Он не радуется каникулам.

2. В вопросительных и восклицательных предложениях выражает утвердительное значение. Кто только не побывал в столице!(=многие побывали)

3. Усиливает утвердительное значение при употреблении двойного отрицания. Не мог не знать (=знаю)

4. Входит в состав устойчивых сочетаний вовсе не, вряд ли не, едва ли не,чуть ли не

и союзов

не то...не то, не столько...но,

не то что не ...а,не то чтобы...а, пока не, покамест не, чтобы не

1. Служит для усиления отрицания. Ребёнок ни на минуту не расставался с игрушкой.

2. Для усиления утверждения употребляется в придаточном предложении в сочетании с местоимениями и наречиями кто ни, какой ни, куда бы ни, где бы ни, сколько ни, когда ни, кто бы то ни, во что бы то ни стало.

Куда ни посмотришь — везде леса.

3. Входит в состав устойчивых сочетаний

ни дать ни взять, ни пуха ни пера, ни слуху ни духу, ни жив ни мёртв, ни то ни сё, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря, ни день ни ночь, ни тот ни другой, ни в городе Богдан ни в селе Селифан

                                                     Различайте  выражения

                         никто иной не,                                              не кто иной, как

                         ничто иное не                                               не что иное, как            предполагают наличие  частицы НЕ                              предполагают наличие союза КАК

          Никто иной и не мог прийти.                               Пришёл не кто иной, как мой друг.

Падежи

Вопросы

Вспомогательные слова

Именительный

кто? что?

Родительный

кого? чего?

нет

Дательный

кому? чему?

дать

Винительный

кого? что?

вижу

Творительный

кем? чем?

горжусь

Предложный

о ком? о чём?

думаю

Пример:

Именительный падеж

  –  

(что?) стул

Родительный падеж

  –  

нет (чего?) стула

Дательный падеж

  –  

дать (чему?) стулу

Винительный падеж

  –  

вижу (что?) стул

Творительный падеж

  –  

горжусь (чем?) стулом

Предложный падеж

  –  

думаю (о чём?) о стуле

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

Часть речи

Вопросы

Грамматичес-

кое значение

              РАЗРЯДЫ

ИМЯ СУЩЕСТ- ВИТЕЛЬНОЕ

Кто?

Что?

Обобщённое значение предметности

ИМЯ ПРИЛАГА- ТЕЛЬНОЕ

Какой?

Чей?

Признак предмета

1.Качественные

1) Полная и краткая форма (каков?)

далёкий — далёк, молодой — молод

2) Степени сравнения:

Простая сравнительная

-ее (-ей), -е, -ше — белее, легче, выше

Составная сравнительная

более, менее + начальная форма — более лёгкий, менее высокий

Простая превосходная

-ейш-, -айш- - нежнейший, высочайший

Составная превосходная

самый, наиболее, наименее + начальная форма — самый мудрый, наиболее лёгкий, наименее глубокий

3) Антонимы

храбрый — трусливый

4) + очень

очень добрый

2.Относительные

признак предмета относительно материала (клюквенный), места (сибирский), времени (вчерашний), процесса -назначения (баскетбольный)

3.Притяжательные

признак предмета по принадлежности, отвечают на вопросы Чей? Чья? Чьё? Чьи?

ИМЯ ЧИСЛИ-

ТЕЛЬНОЕ

Который?

Какой?

Сколько

Обозначает число, количество предметов, порядок их при счёте

1.Количественные — сколько?

Семь, пятьдесят шесть, восемьдесят

Делятся на:

1) обозначающие целые числа

2)обозначающие дробные числа

3)собирательные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восемеро, девятеро, десятеро, оба, обе)

2.Порядковые — который? какой?

Третий, тридцать пятый,девяностый

МЕСТО-ИМЕНИЕ

Указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их

1.Личные: я, ты, он(она, оно), мы, вы, они

2.Возвратное: себя

3.Вопросительные: кто? что? какой? чей? который? сколько?

МЕСТО-

ИМЕНИЯ

4.Относительные: кто, что. Какой, чей, который, сколько

5.Неопределённые: некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, что-то, какой-нибудь, кто-либо, кое-какой, какой-либо, сколько-то, сколько-нибудь, какой-то

6.Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, никоторый, некого, нечего

7.Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, свой, его, её, их.

8.Указательные: тот, этот, такой, таков, столько (сей, оный — архаизмы)

9.Определительные: весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой

ГЛАГОЛ

Действие или состояние предмета

Что делать?

Что сделать?

Неопределённая форма — инфинитив

что делать? - несовершенный вид

что сделать? - совершенный вид

Переходность/ непереходность

могут сочетаться с существительными и местоимениями в винительном падеже без предлога — строить (что?)  дом

Возвратность / невозвратность

имеющие постфикс -ся / -сь: улыбаться, нестись

Наклонения:

1) изъявительное — реальное действие, которое происходило, происходит или будет происходить на самом деле (смотрел, смотрю, буду смотреть)

2)повелительное — просьба, приказ, совет, то есть побуждение к действию

пой — пойте

С частицами: пусть, пускай, да, давай, давайте

3) условное — желательное действие, возможное при определённых условиях

С частицами: бы (б)

Спряжение — изменение глаголов по лицам и числам  (1 и 2)

ПРИЧАСТИЕ

Особая форма глагола

Обозначает признак предмета по действию, объединяет признаки прилагательного и глагола

какой?

Что делающий?

Что сделавший?

1.Действительные обозначают признак предмета, который сам выполняет действие (-ущ/-ющ; -ащ/-ящ — настоящее время; -вш /-ш — прошедшее время)

2.Страдательные обозначают признак предмета, который испытывает на себе действие со стороны другого предмета (-ом/-ем/-им — настоящее время; -енн/

-нн/-т — прошедшее время

Страдательные причастия имеют полную и краткую форму: скошенная трава — трава скошена

ДЕЕ-ПРИЧАСТИЕ

Особая форма глагола

Обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия

НЕ  ИЗМЕНЯЕТСЯ!

1. Несовершенного вида: -а/-я — суффиксы — что делая?

2.Совершенного вида: - в/ -вши/ -ши — суффиксы — что сделав?

НАРЕЧИЕ

Признак действия, признак признака, иногда признак предмета (яйцо всмятку)

Как? Куда? Когда? Где? Почему? Для чего? В какой степени? Откуда? Зачем? Сколько?

Каким образом?

Знаменательные наречия: вверху, точно, по-доброму

Местоимённые наречия: где, куда, когда, так, там, потому, откуда, как...

ЗАДАНИЕ 4.

                 ВИДЫ ПОДЧИНИТЕЛЬНОЙ СВЯЗИ В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

      СОГЛАСОВАНИЕ

      УПРАВЛЕНИЕ

        ПРИМЫКАНИЕ

КАКОЙ?    ЧЕЙ?

Зависимое слово может выражаться:

1) прилагательным

ЛАЗУРНОЕ НЕБО

2) причастием

ГОВОРЯЩИЙ ПОПУГАЙ

3) определительные, притяжательные местоимения

КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК

4) порядковые числительные + один  ТРЕТЬЯ ПАРТА

ВОПРОСЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ:  КОГО? ЧЕГО?

                         КОМУ? ЧЕМУ?

                         КОГО?  ЧТО?

                         КЕМ?    ЧЕМ?

                    О КОМ? О ЧЁМ?

Зависимое слово может быть выражено:

1) существительным

ДОРОГА В ГОРОД

2) местоимениями (личными, отрицательными)

УВИДЕЛ МЕНЯ

3) количественные числительные

ПРИБАВИТЬ К ДЕСЯТИ

КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ? КОГДА? ГДЕ? КУДА? ОТКУДА?

Зависимое слово может быть выражено:

1) наречием

ГРОМКО РАЗГОВАРИВАТЬ

2) деепричастием

ОТВЕЧАЛ НЕ ГЛЯДЯ

3) инфинитивом

ПРИШЁЛ МИРИТЬСЯ

ЗАПОМНИТЕ!

Не являются словосочетаниями:

1. Сочетание подлежащего и сказуемого: ЛЕС ЗЕЛЕНЕЕТ

2. Существительное или местоимение с предлогом: ВО МНЕ, ВСЛЕДСТВИЕ БОЛЕЗНИ

3. Однородные члены предложения: ТО ДОЖДЬ, ТО СНЕГ;  СИДИТ И ПЛАЧЕТ

4. Сложные формы будущего времени: БУДУ ИГРАТЬ

5. Фразеологизмы:   БИТЬ БАКЛУШИ