Методические рекомендации музыкальному руководителю

Балакирева Елена Сергеевна

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТАЛАНТЛИВ ЛИ ВАШ РЕБЁНОК? 
Большинство родителей интересует, что такое музыкальные способности, есть ли они у ребёнка. И вообще способности к музыке - врождённое, наследуемое или воспитуемое?
Психологи отмечают, что приблизительно у 10-15% детей устойчивый интерес к чему-либо обнаруживается до 3-х лет, а музыкальные способности формируются в возрасте до года.
Музыкальные способности - комплекс способностей, позволяющих ребёнку активно проявлять себя в различных видах деятельности: слушании, пении, движении, музыкальном творчестве.
Чем активнее общение ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он становится.
Педагоги- психологи различают музыкальный талант и музыкальные способности ребёнка.
Музыкальный талант-это природные данные человека, его врождённые задатки.
Способности - это индивидуально-психологические особенности ребёнка, которые указывают на предрасположенность к определённой деятельности, также это результат развития задатков.

Б) Как определить есть ли у ребёнка музыкальный талант? Вот критерии, по которым можно судить о музыкальном таланте.
Ваш ребёнок имеет музыкальный талант, если он:
1. Любит слушать музыку,
2. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них и легко запоминает.
3.Сочиняет и напевает свои собственные мелодии
4. В исполнении танцев и песен вкладывает много энергии и чувства.
5.Любит наигрывать мелодии на детском музыкальном инструменте.
Если на все пять вопросов вы ответили «Да», следует полагать, что ваш ребёнок имеет музыкальный талант.
Если на вопросы 2,3,4 вы ответили «Нет», то следует, что ваш ребёнок скорее способный, чем одарённый.

Хотите вырастить одаренного ребенка? В помощь вам – советы Дэвида Льюиса, обобщившего опыт тысяч семей, где имеются одаренные дети:
• Я отвечаю на вопросы ребенка насколько возможно терпеливо и честно. Серьезные вопросы и высказывания ребенка я воспринимаю всерьез.
• У нас в квартире стоит витрина, на которой ребенок может демонстрировать свои работы. Я не ругаю ребенка за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с творческим занятием и работа еще не закончена.
• Я предоставил ребенку комнату или специальный уголок исключительно для самостоятельных творческих занятий.
• Я показываю ребенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.
• Я предоставляю ребенку посильную возможность в проявлении заботы.



Предварительный просмотр:

РОЛЬ РАСПЕВОК В РАЗВИТИИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ😊🎶🍁

Речь – основное средство общения, основа мышления. Развитие речи – сложный и многообразный процесс, для правильного осуществления которого необходима нормальная функция головного мозга, нервных проводящих путей и нормальное развитие органов речивой системы. В процессе формирования речи различают доречевой и речевой периоды.
Речевые недостатки сказываются на психофизическом развитии ребенка, затрудняют обучение детей в школе. Недоразвитие речи – это аномалия, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: произношения, словарного запаса, грамматического строя, понимания. Проявляется такое нарушение многообразно, так как зависит от локализации и тяжести очага поражения, возраста и состояния ребенка.
Борьба с дефектами речи у детей – актуальная проблема. Распознавание речевых нарушений не представляет особых трудностей. Родители чаще обращают внимание на чистоту звукопроизношения у детей, а нарушения словаря и грамматического строя остаются не всегда замеченными. Считают, что недоразвитие речи может исчезнуть с возрастом, самопроизвольно. Однако такое ожидание не всегда оправдывается. Речевые дефекты нередко с возрастом лишь закрепляются.
Нарушения звукопроизношения занимают особое место среди расстройств речи. Развитие звуковой стороны речи в онтогенезе проходит определенный закономерный путь. Различного рода задержки развития, педагогическая запущенность, эмоциональная и речевая депривация, недоразвитие фонематического слуха часто приводят к нарушениям звукопроизношения различным по механизму. Выделяют несколько уровней нарушения произношения: полное неумение правильно произносить звук или группу звуков; неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в простых словах; смешение близких по
звучанию или артикуляции звуков при умении правильно произносить их
изолированно.
Работа над звукопроизношением требует системного подхода, согласно
которому необходимо развивать не только отдельные части речевого
аппарата, но и добиваться совокупных координированных действий
дыхательного, голосового и артикуляционно-резонаторного аппаратов.
Процесс преодоления речевых нарушений трудный и продолжительный.
Существенную помощь логопеду в решении этой сложной задачи
могут оказать музыкальные занятия с использованием специально
подобранных упражнений, распевок которые позволяют эффективно
добиться автоматизации звуков и координации различных отделов системы
речеобразования, а также развития речи в целом.
Большое внимание уделяем распеванию, т. е. разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонации и расширению диапазона голоса. Ведь тембр голоса у детей очень неровен, особенно это проявляется в пении различных гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие – зажимают челюсть, что мешает пению. Систематическое использование маленьких песенок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. Очень важно, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или игровой момент.
В работе используются знакомые упражнения и незнакомые, в зависимости от задачи, поставленной перед разучиванием песни. Распевки на гласные – атака на гласные. Распевки на слоги : гласных с согласными.
а) ма-ме-ми-мо-му – мягкая атака
б) да-де-ди-до-ду твердая атака
Дети не меняют певческую позицию, положение рта. Например, в работе над дыханием, напевностью, протяжностью звука помогут русские народные песни «У кота ворота», «Вальс» Тиличеевой, русская народная песня «Поет, поет соловушка». Перед разучиванием песен в быстром темпе хорошо использовать песенки «Лошадки» Ф. Лищинской, «Ехали» Филиппенко и др., где требуется отчетливое произношение слов при легком подвижном звучании.
В работе по пению с детьми следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы в раннем возрасте еще не совсем сформированы и певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, именно поэтому большое внимание необходимо уделять распеванию. В детском возрасте тембр голоса очень неровен, особенно это проявляется в пении различных гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие, наоборот, зажимают челюсть, что мешает пению. Систематическое использование распевок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения.
Огромную роль в звукообразовании играет правильное певческое дыхание. С целью закрепления правильного дыхания с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания с обязательной паузой после вдоха:
Вдох и выдох через нос;
Вдох через нос, выдох через рот;
Вдох через рот, выдох через нос;
Вдох и выдох через рот.
Упражнение «Поем песенку»
Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.)
Упражнение «Немое кино»
Педагог показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.
Упражнение «Толстяк» (картинка-образ – мальчик с надутыми щеками)
Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.
А также, важным для речевого развития младших дошкольников являются дидактические игры.
«Угадай, кто поет и назови песню», «На чем играют?» и т. д. Уже в
младшей группе педагог привлекает внимание ребенка к точному
воспроизведению мелодии. Ребенок поет распевки, короткие песни и при
этом постоянно слышит чистое пение педагога. Детям часто предлагают
сначала прослушать мелодию, а потом спеть самим. У ребенка постепенно
воспитывается устойчивость слухового внимания, привычка
«подравниваться» под звуки мелодии, спетой педагогом.
Детям младшего возраста рассказывают, что есть высокие и низкие звуки.
Например, мама-птица поет низко (чик-чирик - звук до 1-й октавы, а
птенчики - высоко (чик-чирик звук до 2-й октавы). Понятие о длительности
звуков дается в самой простой форме — одни звуки бывают короткие,
другие долгие. Это дети улавливают по аналогии с различными явлениями,
взятыми из жизни (гудок паровоза бывает долгий и короткий). В процессе
музыкально-слухового восприятия детей зрительная наглядность играет
важную роль. Для этой цели в младшей группе на занятии проводится
музыкально-дидактическая игра «Где мои детки?». Педагог располагает
на фланелеграфе фигурки большой и маленькой птиц и рассказывает:
«В одном дворе жили курица с цыпленком, гусь с гусенком и большая
птица с маленьким птенчиком. Вдруг подул ветер, да такой сильный, что все
мамы растеряли своих птенчиков. Первой стала звать своего малыша
мама-курица». Пропевает «ко-ко-ко» на ноте фа, дети повторяют. Затем
педагог продолжает: «Услышал свою маму маленький цыпленок и
запищал тоненьким голосом «пи-пи-пи». Поет на ноте до2, дети повторяют.
Таким же образом находят мамы-птицы и остальных малышей.
Посредством пения упражняется и совершенствуется детское
дыхание, иными словами, дети занимаются дыхательной гимнастикой.
При пении упражняется и артикуляционный аппарат, что способствует
ясному произношению. Движения артикуляционного аппарата видны, в
отличие от скрытой от глаз работы мышц глотки и гортани. Дети охотно и
легко копируют движения нижней челюсти, губ, щек и языка педагога,
которые при пении максимально активны.
В работе с упражнениями большое значение имеет повторение материала. Это способствует выработке навыков чистого произношения, развивает музыкальную память. Повтор имеет большое значение не только для прочного удержания в памяти слуховых и мышечных ощущений, но и для упражнения соответствующих мышц. Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению способствует развитию музыкальных способностей, устранению речевых недостатков, положительно влияет на общее развитие ребенка.



Предварительный просмотр:

"ЧЕШКИ - необходимость, а не прихоть музыкального руководителя"

Взгляните на танцующих детей, и вы поймете, что красота тела человека наиболее хорошо выражается во время движения. Ни одно красивое движение или просто шаг не удастся сделать без подходящей для этого обуви, репетиции и занятия вместо удовольствия превратятся буквально в ад. Именно поэтому чешки для танцев занимают одно из ведущих мест при подготовке к музыкальным занятиям. Чешки обладают большинством характеристик танцевальной обуви: они кожаные, мягкие, гибкие… и у них нет каблуков!
Чешки могут показаться не самой красивой обувью по дизайну, но они сшиты таким образом, чтобы сделать занятия наиболее комфортными и защитить ваших детей.
Только в чешках можно правильно сделать упражнения для развития стопы, движения для предупреждения плоскостопия, они защитят стопу во время подвижных игр, танцев от травм.
В чешках дети не только занимаются на музыкальных занятиях, но и выступают на различных детских праздниках, концертах.
Помните, что чешки – та же обувь и приобретать их необходимо строго в соответствии с правилами. Чешки должны быть мягкими и предельно комфортными. Только тогда в процессе ношения не будет никаких проблем – чешки прослужат долго и не подведут в самый ответственный момент.
Чешки должны плотно сидеть на ноге и не соскакивать. Кроме того, для детей качество и удобство используемой обуви крайне важно и необходимо.
Иногда с ребенком надо позаниматься дома - можно надеть чешки и пусть бегает по дому в течение часа, вреда от этого не будет и это не повлияет на плоскостопие, а будет дополнительным поводом заняться спортом.
Мамы при выборе чешек для своих детей предпочитают белый цвет для девочек, для мальчиков же наоборот – черные. В последнее время усилилась тенденция на покупки цветных чешек, которые можно идеально подобрать под костюм любой расцветки.
Правильный выбор чешек для танцора — едва ли не основная составляющая при обучении и выступлениях.