Система управления

Балакирева Елена Сергеевна

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

« Организация неформальных процедур оценки качества образования в дошкольных образовательных учреждениях»

авторы: Степанова М.Б., заведующий ГБДОУ 75,

Балакирева Е.С., заместитель заведующего

по образовательной работе

В условиях «образования в течение всей жизни» самоконтроль и самооценка образовательной деятельности становится для человека важнейшим качеством. В ГБДОУ детском саду 75 на протяжении трех последних лет ведется работа по направлению   организации неформальных процедур оценки качества образования, актуальность которой определяется систематическим проведением внутреннего аудита качества образования предназначенного для обеспечения руководства  учреждением, объективной и своевременной информацией о степени соответствия деятельности в системе качества и ее результатов установленным требованиям СПб РСОКО.

Основной целью работы по данному направлению мы ставили  включение потребителей образовательных услуг в оценку деятельности системы образования через развитие механизмов внутренней оценки качества образования и государственно-общественного управления.

За три года мы смогли решить следующие задачи: разработать внутреннюю систему оценки качества образования - проекты нормативных и локальных документов для организации неформальных процедур оценки качества образования, разработать модель оценки качества образования внутри дошкольной организации. В детском саду реализуется программа повышения квалификации всех педагогических работников для обеспечения их  эффективного развития внутреннего аудита.

Проведение аудита состоит из следующих этапов, которые включают в себя  проведение вступительного совещания, сбора и проверка информации, которая состоит из проверки наличия и доступности всех документов СВМКО, обязательных для деятельности детского сада, проверки соответствия деятельности требованиям, установленным в документации СВМКО, проверки компетентности персонала.

В ходе апробации внутреннего аудита нами были выделены четыре общих критерия оценки качества. Первая это открытость и доступность информации об организации, осуществляющей образовательную деятельность. Неотъемлемой частью правового регламента  информационной открытости образовательной организации является  
сайт дошкольного учреждения  -  объект экспертной оценки. Вторая - комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, третья - доброжелательность, вежливость, компетентность работников и четвертая – удовлетворённость потребителя качеством образовательной деятельности организации.

Необходимо отметить, что у дошкольного образования своя специфика, а именно  результат, процесс и условия относятся к услуге ухода и присмотра, а   так же относятся к образовательной услуге. Внутренний аудит оценивает процесс по двум направлениям - образовательная деятельность по реализации основной образовательной программы и деятельность по присмотру и уходу. В свою очередь условия рассматриваются  по реализации основной образовательной программы это доброжелательность, вежливость, компетентность работников, а по присмотру и уходу это комфортность условий. Результатом является удовлетворенность потребителя качеством деятельности детского сада.

Инструментарием в развитии внутреннего аудита нашего учреждения является мониторинг информационной открытости (публичные доклады, экспертиза документов), рейтинговая оценка учреждений (рэнкингов) по различным основаниям, в интересах различных групп потребителей образовательных услуг, конкурсы педагогических достижений, профессиональные конкурсы, общественные слушания, социологические опросы, «общественное обсуждение» (краудсорсинг).

Мы используем метод самооценки, который  предполагает оценку субъектом экспертизы своих способностей по разработанной заданной шкале, метод педагогического консилиума является разновидностью методов рейтинга и самооценки, предусматривающий коллективное обсуждение результатов.

При работе учреждения по внутреннему аудиту характерным показателем качества образовательной системы будет являться ее умение согласовывать, удовлетворять и опережать формирование спроса и предложения на образовательные услуги.

Сбор данных и анализ по показателям внутреннего аудита сформированного с учетом НОКО и осуществляется методом анкетирования. Сбор, обобщение и анализ информации, полученной в результате обработки анкет, заполненных потребителями образовательной услуги - законными представителями, а так же педагогическими работниками проводится два раза в год.  

На первом этапе выполняется расчет показателей (промежуточных и итоговых баллов), позволяющих ранжировать группы внутри образовательной организации. На втором этапе проводится анализ полученных значений показателей, по результатам которого осуществляется выделение лучших и худших практик с целью  планирования методической работы,  формирования кадровой политики способствующих устранению выявленных недостатков на конкретной возрастной группе ( группах).

Результаты анкетирования показывают динамику эффективности работы ГБДОУ, практически все родители принявшие участие в аудите  (94, 8 %) оценивают работу дошкольного учреждения положительно, родители хорошо информированы о целях, задачах и методах работы с детьми, так же виден результат кадровой политики.

2014-2015 учебный год

Удовлетворенность законных представителей

87,2%

Удовлетворенность педагогических работников

90,4 %

2015-2016 учебный год

Удовлетворенность законных представителей

94,8%

Удовлетворенность педагогических работников

95,7 %

         Признаками зрелости внутреннего аудита, считаем потребность образовательной организации во внешней оценке и наличие условий, которые обеспечивают внутренний аудит.

К большому сожалению, мы выделили слабые стороны внутреннего аудита это переход к системе мониторинговых исследований, использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности).

Так же необходимо отметить, что на сегодняшний день крайне слабо проработана нормативно-правовая база системы оценки качества образования, пока не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению, отсутствует инструментарий.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: