Программа "Семейная гармония"
Категория воспитанников и их семей,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_semeynaya_garmoniya_na_sayt.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Социологами выявлено, что влияние семьи на детей во много раз сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Увы, но в настоящее время большинство экспертов утверждают, что нравственное здоровье семьи в нашей стране под угрозой. И все больше семей оказывается на грани перехода из категории неблагополучных в категорию семей группы «риска». Именно для того, чтобы напомнить взрослым, что такое гармоничная семья, научить их выстраивать внутрисемейные отношения и была создана программа «Семейная гармония».
Работа специалистов ОСГБУ СОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» прежде всего направлена на предупреждение возможных проблем семей, сохранение и защиту позитивного уровня жизни и здоровья членов семьи, оказание социально-правовой, психолого - педагогической и медико-социальной помощи, а также помощи в достижении поставленных целей.
Особенность программы:
- оказание адресной помощи и поддержки родителям воспитанников ОСРЦдН с разным опытом родительства, в том числе и потенциальным родителям;
- оказание помощи воспитанникам, нуждающимся в социальной помощи и поддержке.
Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также рядом других источников. Специалистами в области работы с семьей подчеркивается правовой нигилизм родителей, понижение воспитательного потенциала современной семьи; фиксируется значительное количество ошибок семейного воспитания. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребѐнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый
социокультурный институт от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.
Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:
потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и образовательного учреждения в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);
инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;
открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной
с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка);
со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения;
с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.
Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением.
Проблемное поле родительского образования родителей представлено следующими блоками:
1. Здоровье учащихся, коррекция отклонений, пропаганда здорового образа жизни, повышение стрессоустойчивости личности.
2. Обновление системного психолого-педагогического сопровождения родителей воспитанников в реализации ими воспитательной функции семьи.
3. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника в ситуации жизненного затруднения его семьи.
Концептуальные идеи программы.
- раннее предупреждение неблагоприятных воздействий со стороны семьи на развитие ребенка
- формирование позитивного образа современной семьи, материнства и отцовства
- снижение уровня семейного неблагополучия
- укрепление и восстановление семейных связей
- содействие в налаживании позитивных детско-родительских отношений
- формирование осознанной родительской позиции
Цели программы:
- профилактика семейного неблагополучия
- повышение психолого-педагогической грамотности родителей
Задачи
- психолого-педагогическое и социально-правовое просвещение родителей воспитанников
- осознание внутрисемейных проблем и родительских стереотипов
- расширение знаний родителей о психологии семейных и детско-родительских отношений
- овладение коммуникативными навыками сотрудничества и эффективного детско-родительского взаимодействия
- восстановление и сохранение семейных связей, оздоровление межличностных внутрисемейных отношений
Программа базируется на следующих принципах
- Принцип своевременности предусматривает раннее выявление семейного неблагополучия, трудных жизненных ситуаций, в которых оказались семьи и дети, а также факторов детской безнадзорности и социального сиротства. Реализация этого принципа дает возможность предотвратить скатывание семьи к критической границе, за которой лежит полное отчуждение от родителей, а социальные отклонения в жизнедеятельности последних перерастают в асоциальную, противоправную деятельность. Своевременное выявление неблагополучной семьи помогает избежать крайней меры – лишения родительских прав.
- Принцип гуманизма выражает готовность сотрудников прийти на помощь ребенку и его семье, способствовать их социальному благополучию, защищать права и интересы, невзирая на отклонения в образе жизни семьи.
- Принцип индивидуального подхода предполагает учет социальных, психологических, функциональных особенностей конкретной семьи и ее членов при выборе форм воздействия, а в дальнейшем и взаимодействия и реабилитации.
- Принцип стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми, принятие решения обратиться за помощью к специалистам (например, наркологу), если необходимо.
- Принцип интеграции усилий, комплексный подход – объединение усилий социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций для наиболее эффективного содействия восстановлению семейных связей.
Реализация этих принципов в рамках реализации программы «Семейная гармония» предполагает партнерство родителей и профессионалов по налаживанию семейных отношений, раскрытию и сохранению семейного потенциала.
Прогнозируемые результаты
Для семьи:
- оптимизация детско-родительских отношений;
- формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;
- повышение уровня семейной культуры.
Для родителей:
- формирование навыков конструктивного поведения;
- осознание родительской роли и обязанностей;
- совершенствование родительской эффективности;
- безусловное принятие ребенка;
- освоение роли поддерживающего родителя.
Для ребенка:
- готовность к позитивным контактам со взрослыми;
- овладение навыками сотрудничества, эффективного взаимодействия;
- формирование позитивного образа семьи;
- получение опыта принятия, поддержки;
- решение актуальных проблем развития.
Ресурсное обеспечение условий для реализации программы
Кадровое обеспечение программы
- Социальное сопровождение: специалист по социальной работе, социальный педагог, воспитатель.
- Психолого-педагогическое сопровождение: воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный педагог.
- Медико-социальное сопровождение: врач-психотерапевт, врач-педиатр, медицинская сестра.
Адаптивное пространство программы
Включает в себя помещения и территорию Центра, необходимые для реализации программы, со специальным оборудованием:
- групповые помещения;
- холлы;
- кабинеты специалистов (учителя-логопеда, педагогов-психологов, социальных педагогов);
- музыкальный зал;
- сенсорная комната;
- уголок песочной терапии.
Механизм реализации программы
- Подготовительный: определение социального запроса родителей, сбор социального анамнеза семьи, диагностика особенностей семейных взаимоотношений.
- Аналитический: выбор социального маршрута индивидуального сопровождения семьи, определение степени участия всех специалистов.
- Основной: Поэтапная реализация задач программы в зависимости социального запроса и данных диагностики.
- Завершающий: фиксирование результатов, подведение итогов, мониторинг эффективности программы.
Блок 1. «Гармония в семье – гармония в мире»
Блок 2. «Вместе легче»
Блок 3. «Сегодня гость-завтра член семьи»
Блок4. «Родительская беседка»
Блок 1. «Гармония в семье – гармония в мире»
Когда семья вместе — и сердце на месте.
Семья – основа взаимодействия сотрудников ОСГБУ СОССЗН «ОСРЦдН» в работе с ребенком. Работая с семьей, специалисты Центра целенаправленно формируют и развивают осознанную родительскую позицию, корректируют детско-родительские отношения, формируют навыки позитивного общения и принятия.
Цель работы: восстановление и укрепление семейных связей.
Основные направления работы с семьями:
- проведение личностно-ориентированного консультирования в условиях Центра, по телефону доверия;
- создание единого педагогического сообщества, в которое входят педагог - психолог, врач - психотерапевт, врач - педиатр, социальный педагог, учитель - логопед, родители;
- проведение сетевых встреч, родительских информационных часов, консультаций, тренингов детско-родительских отношений;
- организация тематического лектория для родителей;
- организация выездной мобильной службы специалистов ОСРЦдН.
Клиентская группа: родители воспитанников ОСРЦдН.
Принципы работы с родителями:
- включение родителей и всех сотрудников Центра в творческое продуктивное взаимодействие через совместную деятельность по сопровождению ребенка;
- использование личностно-ориентированных диалоговых и проблемных форм консультирования родителей;
- понимание ценности функций семьи;
- уважение родителей, содействие в нормализации детско-родительских отношений, развитию семейного взаимодействия.
Работа с семьями основывается на данных диагностики. Проводя комплексную диагностику семейных отношений, особенное внимание специалисты уделяют рефлексивным признакам родителей, степени сохранности детско-родительских отношений, трудностей семейного взаимодействия.
В результате диагностической деятельности специалистов выявляются следующие особенности родителей:
- уровень личностной зрелости родителей;
- глубина осмысления жизненных целей и задач;
- ориентация на сотрудничество в отношении родителей к ребенку;
- критичность и ответственность по отношению к себе и своей деятельности;
- отношение к деятельности педагогического сообщества (детский сад, школа, ОСРЦдН);
- организационные способности;
- коммуникативная компетентность;
- наличие позитивного мировоззрения;
- присутствие рефлексии своего поведения и различных жизненных ситуаций.
- степень сформированности родительской рефлексии:
- отношение к своим родительским обязанностям как к деятельности;
- умение формулировать свои воспитательные цели и выделить наиболее важные;
- склонность к сотрудничеству;
- способность и склонность к саморазвитию;
- критичность по отношению к собственной воспитательной деятельности;
- объективность в оценках и суждениях;
- позитивное отношение к деятельности педагогического сообщества.
В рамках этого блока проводятся тренинговые занятия по нормализации детско-родительских отношений.
Цель работы детско-родительских групп:
- укрепить отношения между родителями и ребенком,
- научить родителей быть более чувствительным к запросам и потребностям своих детей,
- относиться к ним с пониманием, принятием.
Родители, принимая участие в совместных групповых занятиях, проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым разделяют с ним его интересы.
В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников.
Ребенок получает у родителей поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.
Работая в группе и участвуя в играх, родители наблюдают за ребенком, видят те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользают от их внимания.
В процессе общения они помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений.
Важно то, что все приобретенные родителями и детьми навыки, умения, способы взаимодействия спонтанно, естественно образом переносятся за пределы группы, в реальную жизнь.
Преимущества групповой работы:
Одним из главных преимуществ работы в детско-родительской группе является то, что групповой опыт противодействует отчуждению, которое может возникнуть при индивидуальной работе с психологом или социальным работником.
Оказавшись в тренинговой группе, родитель обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные трудности. Для многих подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором.
Детско-родительская группа способна отразить общество в миниатюре. В группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для жизни, а это дает участникам возможность увидеть и проанализировать в безопасных условиях психологические закономерности общения и поведения.
Группа дает возможность воссоздать конкретные жизненные ситуации, например, разыграть сцену привычного семейного, детско-родительского конфликта и представить различные варианты разрешения этого конфликта, проиграть различные стратегии поведения.
В группе участники тренинга имеют возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами.
Работая в группе, каждый член семьи овладевает новыми поведенческими навыками, получает возможность экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров.
Если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают своеобразным «психологическим полигоном», где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, «примерить» новые модели поведения, научиться по-другому относиться к себе и к людям – и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки.
Группа дает возможность «репетиции поведения» в тех или иных ситуациях, с тем, чтобы в дальнейшем перенести лучшие из найденных вариантов в свою реальную жизнь.
В группе родители могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого для лучшего понимания ребенка и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения. В результате идентификации, то есть отождествления себя с другим человеком, сознательного уподобления себя ему, возникают эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия. Не вызывает сомнения важность этих переживаний в плане содействия личностному росту и развитию самосознания.
Группа помогает процессам самораскрытия, самоисследования и самопознания, повышению родительской рефлексии.
Цели и задачи
Коррекция отношений родителей и детей:
- установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком;
- улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и знакомерностей его развития;
- достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;
- выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;
- устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.
Коррекция отношения к «я» (к себе):
- формирование адекватной самооценки;
- приобретение уверенности в себе, создание и принятие внутреннего «я»;
- укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях;
- обучение приемам саморегуляции психического состояния.
Коррекция отношения к реальности (к жизни):
- приобретение навыков выбора и принятия решений, укрепление волевых качеств;
- формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру.
Блок 2. «Вместе легче»
Взаимная любовь скрепляется детьми.
Цель клубной деятельности на базе ОСРЦдН: профилактика семейного неблагополучия, расширение реабилитационного пространства.
Клуб – это
- особый вид взаимодействия с несовершеннолетними и их ближайшим семейным окружением в условиях открытого пространства
- пространство особого смысла и деятельности, решающее проблемы индивидуализации в развитии ребенка
- пространство свободного общения детей, приобретения новых увлечений в сферах
- практикум для всех его участников (в первую очередь – для родителей)
Клиентская группа:
- родители воспитанников, опекуны, кровные дети, воспитатели.
Функции клуба:
- реализация потребности в общении, в гармоничном развитии;
- осуществление обмена формами организации свободного времени;
- творческая, организационная и другая самореализация родителей и детей;
- совершенствование знаний и умений участников клуба в выбранном виде деятельности.
Приоритетные направления клубной деятельности:
- помощь семье в решении проблем, связанных с обучением, воспитанием детей;
- привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социокультурных мероприятий, акций по месту жительства;
- изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы семьи и ребенка с целью предотвращения серьезных последствий;
- индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и т.п.;
- информирование и разъяснение прав детей, семьи;
- решение практических вопросов обеспечения реабилитации, коррекции и развития несовершеннолетних вне социально-реабилитационного процесса;
- организация летних оздоровительных программ в Центре, содержащих разнообразную деятельность: трудовую, творческую, досуговую, спортивную, оздоровительную и др.
Основное содержание работы с детьми и родителями:
- всестороннее гармоничное развитие в процессе занятий;
- создание условий для самодеятельности, самореализации и творчества каждого участника и группы любителей в целом;
- обеспечение высокого оптимистического настроя личности и групп любителей путем реализации потребностей в положительных эмоциях, радости и развлечениях;
- организация общения людей по интересу;
- научение приемам создания и поддержания особого эффективного режима для ребенка;
- овладение конструктивными приемам детско-родительского взаимодействия;
- повышение психоэмоционального фона;
- раскрытие индивидуальности, семейных и личностных ресурсов;
- создание особой атмосферы ситуации успеха, понимания, поддержки и принятия.
Направления и содержание деятельности клуба
Направление деятельности | Содержание деятельности |
Психолого-педагогическое сопровождение |
|
Медико-социальное сопровождение |
|
Социально-педагогическое сопровождение |
|
Социокультурная деятельность |
|
Информационно-просветительская деятельность |
|
БЛОК 3. «Сегодня гость-завтра член семьи»
Без корня и полынь не растет.
Программа обучения кандидатов в воспитатели гостевой семьи
Цель: методическое обеспечение процесса подготовки семей к принятию детей на выходные, праздничные дни, при непосредственном патронаже специалистов центра.
Основные задачи:
- помочь кандидату в опекуны разобраться в своих чувствах и намерениях;
- подготовится морально и практически к приему ребёнка в свой дом;
- дать системные знания, необходимые для успешной адаптации ребенка и семьи.
Для кандидатов обучение дает возможность:
- получить полноценную комплексную подготовку и поддержку: психологическую, юридическую;
- реально оценить собственные силы и возможности принятия ребёнка в семью;
- разобраться в требованиях законодательства и установленных нормах;
- понять особенности развития и состояния здоровья детей, воспитывающихся в учреждениях;
- уяснить механизмы возникновения психологических и соматических проблем и возможности их компенсации, способы реабилитации ребёнка;
- узнать про типичные родительские ошибки, ожидания и разочарования;
- научиться интерпретировать поведение детей в процессе адаптации ребёнка в семье.
Участники: кандидаты в опекуны, специалисты центра, воспитанники учреждения, родные дети и родственники предполагаемых опекунов.
Этапы:
1.Информационно — ознакомительный
Тематика занятий | Формы |
|
|
2. Обучающий
Тематика занятий | Формы |
|
|
3. Консультативный
Тематика | Формы |
|
|
Ожидаемые результаты:
- повышение психолого-педагогической компетенции кандидатов в опекуны в вопросах по адаптации, принятия и воспитания ребенка;
- создание положительного психологического климата и формирование доверительных отношений в созданных семейных воспитательных группах.
Блок 4. «Родительская беседка»
(консультирование родителей)
Консультирование – взаимодействие, посредством которого оказывается помощь родителям в решении проблем, которые возникают в семье при воспитании ребенка. Консультирование позволяет родителям взглянуть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно самим человеком не осознаются и не контролируются.
Основным признаком успешности социального психолого-педагогического консультирования является ослабление симптомов, с которым семья обратилась в консультацию и, как правило, прекращение консультации.
Любую психолого-педагогическую и медико-социальную консультацию в Центре рассматривают как вид социальной помощи человеку.
Специалисты Центра видят задачу консультирования в том, чтобы стимулировать родителя к самостоятельному поиску решения проблемы, помочь ему больше узнать о себе и о своем ребенке, найти продуктивные способы самореализации и отношения с ребенком.
Консультирование строится всегда на диагностической основе, в основе которой лежит:
- диагностика социальной ситуации развития, а именно отношений ребенка с близкими, родителями, педагогами, с выяснением причин сложившейся социально-психологической атмосферы;
- диагностика уровня социального развития ребенка;
- диагностическое наблюдение за всеми изменениями в приведенных выше аспектах социально-психологического развития ребенка (включая умственное развитие);
- выявление моделей семейного взаимодействия, стилей детско-родительских отношений.
Цель деятельности «Родительской беседки»:
оказание комплексной консультативной помощи семьям, несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Основные направления работы:
- индивидуальное консультирование;
- консультации по «Телефону доверия»;
- Интернет-консультирование на сайте учреждения.
Клиентская группа:
- родители, нуждающиеся в социальной помощи и поддержке;
- семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.
Виды консультативной помощи:
Информирование. Специалист может предоставить семье или отдельным ее членам информацию об особенностях функционирования семьи на разных этапах развития, о задачах, стоящих перед семьей в кризисные периоды, о возрастно-психологических особенностях развития личности, а также о возможности получения дополнительной помощи у других специалистов.
Индивидуальное психологическое консультирование (психотерапия). Психологическое консультирование – процесс, ориентированный на научение и личностный рост клиента, в ходе которого последний узнает больше о себе самом, учится связывать эти знания со своими целями так, чтобы достигнуть более полного и гармоничного бытия – в — мире.
Семейное консультирование (психотерапия). В семейном консультировании принимает участие нуклеарная либо расширенная семья. Как правило, этот вид психологической помощи используется в том случае, когда имеющиеся проблемы затрагивают всю систему в целом.
Групповое семейное консультирование (психотерапия). Данный вид психологической помощи предполагает организацию работы двух типов групп: гомогенных (родительских, детских, групп для матерей и др.) и гетерогенных, используемых на определенных этапах работы с семьей и чаще всего принимающих форму совместных занятий родительских и детских групп.