Программа "Семейная гармония"

Плохих Елена Федоровна

Категория воспитанников и их семей,

 оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_semeynaya_garmoniya_na_sayt.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка


           Социологами выявлено, что влияние семьи на детей во много раз сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Увы, но в настоящее время большинство экспертов утверждают, что нравственное здоровье семьи в нашей стране под угрозой. И все больше семей оказывается на грани перехода из категории неблагополучных в категорию семей группы «риска». Именно для того, чтобы напомнить взрослым, что такое гармоничная семья, научить их выстраивать внутрисемейные отношения и была создана программа «Семейная гармония». 
          Работа специалистов ОСГБУ СОССЗН «Областной социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» прежде всего направлена на предупреждение возможных проблем семей, сохранение и защиту позитивного уровня жизни и здоровья членов семьи, оказание социально-правовой, психолого - педагогической и медико-социальной помощи, а также помощи в достижении поставленных целей.

Особенность программы:

 - оказание адресной помощи и поддержки родителям воспитанников ОСРЦдН с разным опытом родительства, в том числе и потенциальным родителям;

 - оказание помощи воспитанникам, нуждающимся в социальной помощи и поддержке.

Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также рядом других источников. Специалистами в области работы с семьей подчеркивается правовой нигилизм родителей, понижение воспитательного потенциала современной семьи; фиксируется значительное количество ошибок семейного воспитания. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребѐнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый

социокультурный институт от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.

Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:

потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и образовательного учреждения в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);

инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;

открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.

Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной

с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка);

со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения;

с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.

Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением.

Проблемное поле родительского образования родителей представлено следующими блоками:

1. Здоровье учащихся, коррекция отклонений, пропаганда здорового образа жизни, повышение стрессоустойчивости личности.

2. Обновление системного психолого-педагогического сопровождения родителей воспитанников в реализации ими воспитательной функции семьи.

3. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника в ситуации жизненного затруднения его семьи.

Концептуальные идеи программы.

  • раннее предупреждение неблагоприятных воздействий со стороны семьи на развитие ребенка
  • формирование позитивного образа современной семьи, материнства и отцовства
  • снижение уровня семейного неблагополучия
  • укрепление и восстановление семейных связей
  • содействие в налаживании позитивных детско-родительских отношений
  • формирование осознанной родительской позиции

Цели программы:

  • профилактика семейного неблагополучия
  • повышение психолого-педагогической грамотности родителей

Задачи 

  • психолого-педагогическое и социально-правовое просвещение родителей воспитанников
  • осознание внутрисемейных проблем и родительских стереотипов
  • расширение знаний родителей о психологии семейных и детско-родительских отношений
  • овладение коммуникативными навыками сотрудничества и эффективного детско-родительского взаимодействия
  • восстановление и сохранение семейных связей, оздоровление межличностных внутрисемейных отношений

Программа базируется на следующих принципах 

  • Принцип своевременности предусматривает раннее выявление семейного неблагополучия, трудных жизненных ситуаций, в которых оказались семьи и дети, а также факторов детской безнадзорности и социального сиротства. Реализация этого принципа дает возможность предотвратить скатывание семьи к критической границе, за которой лежит полное отчуждение от родителей, а социальные отклонения в жизнедеятельности последних перерастают в асоциальную, противоправную деятельность. Своевременное выявление неблагополучной семьи помогает избежать крайней меры – лишения родительских прав.
  • Принцип гуманизма выражает готовность сотрудников прийти на помощь ребенку и его семье, способствовать их социальному благополучию, защищать права и интересы, невзирая на отклонения в образе жизни семьи.
  • Принцип индивидуального подхода предполагает учет социальных, психологических, функциональных особенностей конкретной семьи и ее членов при выборе форм воздействия, а в дальнейшем и взаимодействия и реабилитации.
  • Принцип стимулирования внутренних ресурсов семьи – настрой семьи на самопомощь путем изменения образа жизни, перестройки отношений с детьми, принятие решения обратиться за помощью к специалистам (например, наркологу), если необходимо.
  • Принцип интеграции усилий, комплексный подход – объединение усилий социальных служб, государственных учреждений и общественных организаций для наиболее эффективного содействия восстановлению семейных связей.

      Реализация этих принципов в рамках реализации программы «Семейная гармония» предполагает партнерство родителей и профессионалов по налаживанию семейных отношений, раскрытию и сохранению семейного потенциала. 

Прогнозируемые результаты 

Для семьи:

  • оптимизация детско-родительских отношений;
  • формирование социальных навыков по эффективному взаимодействию с ребенком на разных этапах его развития;
  • повышение уровня семейной культуры.

Для родителей:

  • формирование навыков конструктивного поведения;
  • осознание родительской роли и обязанностей;
  • совершенствование родительской эффективности;
  • безусловное принятие ребенка;
  • освоение роли поддерживающего родителя.

Для ребенка:

  • готовность к позитивным контактам со взрослыми;
  • овладение навыками сотрудничества, эффективного взаимодействия;
  • формирование позитивного образа семьи;
  • получение опыта принятия, поддержки;
  • решение актуальных проблем развития.

Ресурсное обеспечение условий для реализации программы 

Кадровое обеспечение программы 

  1. Социальное сопровождение: специалист по социальной работе, социальный педагог, воспитатель.
  2. Психолого-педагогическое сопровождение: воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный педагог.
  3. Медико-социальное сопровождение: врач-психотерапевт, врач-педиатр, медицинская сестра.

Адаптивное пространство программы 

Включает в себя помещения и территорию Центра, необходимые для реализации программы, со специальным оборудованием:

  • групповые помещения;
  • холлы;
  • кабинеты специалистов (учителя-логопеда, педагогов-психологов, социальных педагогов);
  • музыкальный зал;
  • сенсорная комната;
  • уголок песочной терапии.

Механизм реализации программы 

  1. Подготовительный: определение социального запроса родителей, сбор социального анамнеза семьи, диагностика особенностей семейных взаимоотношений.
  2. Аналитический: выбор социального маршрута индивидуального сопровождения семьи, определение степени участия всех специалистов.
  3. Основной: Поэтапная реализация задач программы в зависимости социального запроса и данных диагностики.
  4. Завершающий: фиксирование результатов, подведение итогов, мониторинг эффективности программы.


Блок 1. «Гармония в семье – гармония в мире» 

Блок 2. «Вместе легче» 

Блок 3. «Сегодня гость-завтра член семьи» 

Блок4. «Родительская беседка» 

Блок 1. «Гармония в семье – гармония в мире»

Когда семья вместе — и сердце на месте.

Семья – основа взаимодействия сотрудников ОСГБУ СОССЗН «ОСРЦдН» в работе с ребенком. Работая с семьей, специалисты Центра целенаправленно формируют и развивают осознанную родительскую позицию, корректируют детско-родительские отношения, формируют навыки позитивного общения и принятия.

Цель работы: восстановление и укрепление семейных связей.

Основные направления работы с семьями:

  • проведение личностно-ориентированного консультирования в условиях Центра, по телефону доверия;
  • создание единого педагогического сообщества, в которое входят педагог - психолог, врач - психотерапевт, врач - педиатр, социальный педагог, учитель - логопед, родители;
  • проведение сетевых встреч, родительских информационных часов, консультаций, тренингов детско-родительских отношений;
  • организация тематического лектория для родителей;
  • организация выездной мобильной службы специалистов ОСРЦдН.

Клиентская группа: родители воспитанников ОСРЦдН.

Принципы работы с родителями:

  • включение родителей и всех сотрудников Центра в творческое продуктивное взаимодействие через совместную деятельность по сопровождению ребенка;
  • использование личностно-ориентированных диалоговых и проблемных форм консультирования родителей;
  • понимание ценности функций семьи;
  • уважение родителей, содействие в нормализации детско-родительских отношений, развитию семейного взаимодействия.

Работа с семьями основывается на данных диагностики. Проводя комплексную диагностику семейных отношений, особенное внимание специалисты уделяют рефлексивным признакам родителей, степени сохранности детско-родительских отношений, трудностей семейного взаимодействия.

В результате диагностической деятельности специалистов выявляются следующие особенности родителей:

  • уровень личностной зрелости родителей;
  • глубина осмысления жизненных целей и задач;
  • ориентация на сотрудничество в отношении родителей к ребенку;
  • критичность и ответственность по отношению к себе и своей деятельности;
  • отношение к деятельности педагогического сообщества (детский сад, школа, ОСРЦдН);
  • организационные способности;
  • коммуникативная компетентность;
  • наличие позитивного мировоззрения;
  • присутствие рефлексии своего поведения и различных жизненных ситуаций.
  • степень сформированности родительской рефлексии:
  • отношение к своим родительским обязанностям как к деятельности;
  • умение формулировать свои воспитательные цели и выделить наиболее важные;
  • склонность к сотрудничеству;
  • способность и склонность к саморазвитию;
  • критичность по отношению к собственной воспитательной деятельности;
  • объективность в оценках и суждениях;
  • позитивное отношение к деятельности педагогического сообщества.

В рамках этого блока проводятся тренинговые занятия по нормализации детско-родительских отношений.

Цель работы детско-родительских групп:

  • укрепить отношения между родителями и ребенком,
  • научить родителей быть более чувствительным к запросам и потребностям своих детей,
  • относиться к ним с пониманием, принятием.

Родители, принимая участие в совместных групповых занятиях, проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым разделяют с ним его интересы.

В процессе работы ребенок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников.

Ребенок получает у родителей поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.

Работая в группе и участвуя в играх, родители наблюдают за ребенком, видят те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользают от их внимания.

В процессе общения они помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений.

Важно то, что все приобретенные родителями и детьми навыки, умения, способы взаимодействия спонтанно, естественно образом переносятся за пределы группы, в реальную жизнь.

Преимущества групповой работы:

Одним из главных преимуществ работы в детско-родительской группе является то, что групповой опыт противодействует отчуждению, которое может возникнуть при индивидуальной работе с психологом или социальным работником.

Оказавшись в тренинговой группе, родитель обнаруживает, что его проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные трудности. Для многих подобное открытие само по себе оказывается мощным психотерапевтическим фактором.

Детско-родительская группа способна отразить общество в миниатюре. В группе моделируется система взаимоотношений и взаимосвязей, характерная для жизни, а это дает участникам возможность увидеть и проанализировать в безопасных условиях психологические закономерности общения и поведения.

Группа дает возможность воссоздать конкретные жизненные ситуации, например, разыграть сцену привычного семейного, детско-родительского конфликта и представить различные варианты разрешения этого конфликта, проиграть различные стратегии поведения.

В группе участники тренинга имеют возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами.

Работая в группе, каждый член семьи овладевает новыми поведенческими навыками, получает возможность экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров.

Если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают своеобразным «психологическим полигоном», где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, «примерить» новые модели поведения, научиться по-другому относиться к себе и к людям – и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки.

Группа дает возможность «репетиции поведения» в тех или иных ситуациях, с тем, чтобы в дальнейшем перенести лучшие из найденных вариантов в свою реальную жизнь.

В группе родители могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого для лучшего понимания ребенка и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения. В результате идентификации, то есть отождествления себя с другим человеком, сознательного уподобления себя ему, возникают эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия. Не вызывает сомнения важность этих переживаний в плане содействия личностному росту и развитию самосознания.

Группа помогает процессам самораскрытия, самоисследования и самопознания, повышению родительской рефлексии.

Цели и задачи

Коррекция отношений родителей и детей:

  • установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей с ребенком;
  • улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и знакомерностей его развития;
  • достижение способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;
  • выработка навыков адекватного и равноправного общения, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов;
  • устранение дезадаптивных форм поведения и обучение адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.

Коррекция отношения к «я» (к себе):

  • формирование адекватной самооценки;
  • приобретение уверенности в себе, создание и принятие внутреннего «я»;
  • укрепление уверенности родителей в собственных воспитательных возможностях;
  • обучение приемам саморегуляции психического состояния.

Коррекция отношения к реальности (к жизни):

  • приобретение навыков выбора и принятия решений, укрепление волевых качеств;
  • формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру.

Блок 2. «Вместе легче»

Взаимная любовь скрепляется детьми.

Цель клубной деятельности на базе ОСРЦдН: профилактика семейного неблагополучия, расширение реабилитационного пространства.

Клуб – это

  • особый вид взаимодействия с несовершеннолетними и их ближайшим семейным окружением в условиях открытого пространства
  • пространство особого смысла и деятельности, решающее проблемы индивидуализации в развитии ребенка
  • пространство свободного общения детей, приобретения новых увлечений в сферах
  • практикум для всех его участников (в первую очередь – для родителей)

Клиентская группа:

  • родители воспитанников, опекуны, кровные дети, воспитатели.

Функции клуба:

  • реализация потребности в общении, в гармоничном развитии;
  • осуществление обмена формами организации свободного времени;
  • творческая, организационная и другая самореализация родителей и детей;
  • совершенствование знаний и умений участников клуба в выбранном виде деятельности.

Приоритетные направления клубной деятельности:

  • помощь семье в решении проблем, связанных с обучением, воспитанием детей;
  • привлечение детей, родителей, общественности к организации и проведению социокультурных мероприятий, акций по месту жительства;
  • изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы семьи и ребенка с целью предотвращения серьезных последствий;
  • индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и т.п.;
  • информирование и разъяснение прав детей, семьи;
  • решение практических вопросов обеспечения реабилитации, коррекции и развития несовершеннолетних вне социально-реабилитационного процесса;
  • организация летних оздоровительных программ в Центре, содержащих разнообразную деятельность: трудовую, творческую, досуговую, спортивную, оздоровительную и др.

Основное содержание работы с детьми и родителями:

  • всестороннее гармоничное развитие в процессе занятий;
  • создание условий для самодеятельности, самореализации и творчества каждого участника и группы любителей в целом;
  • обеспечение высокого оптимистического настроя личности и групп любителей путем реализации потребностей в положительных эмоциях, радости и развлечениях;
  • организация общения людей по интересу;
  • научение приемам создания и поддержания особого эффективного режима для ребенка;
  • овладение конструктивными приемам детско-родительского взаимодействия;
  • повышение психоэмоционального фона;
  • раскрытие индивидуальности, семейных и личностных ресурсов;
  • создание особой атмосферы ситуации успеха, понимания, поддержки и принятия.

Направления и содержание деятельности клуба

Направление деятельности 

Содержание деятельности

Психолого-педагогическое сопровождение

  • планирование и организация деятельности Клуба,
  • разработка содержания основных блоков,
  • создание комфортных условий для включения несовершеннолетних и родителей в деятельность,
  • выявление индивидуальных особенностей, поиск индивидуального подхода к каждому,
  • оказание экстренной и консультативной психолого-педагогической помощи несовершеннолетнему и семье,
  • проведение занятий, тренингов,
  • отслеживание результатов деятельности, динамики,
  • и т.д.

Медико-социальное сопровождение

  • консультирование родителей (или их законных представителей) по вопросам состояния несовершеннолетнего,
  • профилактика вредных привычек,
  • формирование осознанного отношения к своему здоровью и здорового образа жизни,
  • сохранение здоровья.

Социально-педагогическое сопровождение

  • организация встреч с родителями,
  • социально-правовое консультирование,
  • социальный патронаж,
  • и др.

Социокультурная деятельность

  • создание условий для организации досуга несовершеннолетних,
  • организация социокультурной деятельности,
  • создание и поддержание традиций,
  • организация различных уровней взаимодействия,
  • социализация несовершеннолетних через организацию экскурсии, творческих встреч и др.

Информационно-просветительская деятельность

  • разработка информационно-просветительских и рекламных буклетов,
  • организация информационных встреч, благотворительных и рекламных акций, конкурсов,и др.


БЛОК 3. «Сегодня гость-завтра член семьи»

Без корня и полынь не растет.

Программа обучения кандидатов в воспитатели гостевой семьи

Цель: методическое обеспечение процесса подготовки семей к принятию детей на выходные, праздничные дни, при непосредственном патронаже специалистов центра.

Основные задачи:

  • помочь кандидату в опекуны разобраться в своих чувствах и намерениях;
  • подготовится морально и практически к приему ребёнка в свой дом;
  • дать системные знания, необходимые для успешной адаптации ребенка и семьи.

Для кандидатов обучение дает возможность:

  • получить полноценную комплексную подготовку и поддержку: психологическую, юридическую;
  • реально оценить собственные силы и возможности принятия ребёнка в семью;
  • разобраться в требованиях законодательства и установленных нормах;
  • понять особенности развития и состояния здоровья детей, воспитывающихся в учреждениях;
  • уяснить механизмы возникновения психологических и соматических проблем и возможности их компенсации, способы реабилитации ребёнка;
  • узнать про типичные родительские ошибки, ожидания и разочарования;
  • научиться интерпретировать поведение детей в процессе адаптации ребёнка в семье.

Участники: кандидаты в опекуны, специалисты центра, воспитанники учреждения, родные дети и родственники предполагаемых опекунов.

Этапы:

1.Информационно — ознакомительный

Тематика занятий

 Формы

  • основные права детей, оставшихся без попечения родителей
  • знакомство с нормативной документацией
  • социально-психологические особенности воспитанников учреждения, особенности физического здоровья
  •  беседы
  • лекции
  • использование методических разработок-памяток

2. Обучающий

Тематика занятий

Формы

  • «Наша новая семья»
  • «Грамматика общения»
  • «Адаптация детей в опекунской семье»
  • «Полоролевое воспитание детей-подростков»
  • «Возрастные особенности воспитания детей»
  • беседы
  • тренинги
  • индивидуальные занятия
  • ролевые игры
  • памятки
  • рекомендации

3. Консультативный

Тематика

Формы

  • вопросы поведенческого характера
  • организация досуговой деятельности, свободное времяпровождение
  • эффективные способы взаимодействия
  • индивидуальные
  • анализ жизненных ситуаций
  • тренинг

Ожидаемые результаты:

  • повышение психолого-педагогической компетенции  кандидатов в опекуны в вопросах  по адаптации, принятия и воспитания ребенка;
  • создание положительного психологического климата и формирование доверительных отношений в созданных семейных воспитательных группах.

Блок 4. «Родительская беседка»

(консультирование родителей)

Консультирование – взаимодействие, посредством которого оказывается помощь родителям в решении проблем, которые возникают в семье при воспитании ребенка. Консультирование позволяет родителям взглянуть на свои проблемы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источниками трудностей, обычно самим человеком не осознаются и не контролируются.

Основным признаком успешности социального психолого-педагогического консультирования является ослабление симптомов, с которым семья обратилась в консультацию и, как правило, прекращение консультации.

Любую психолого-педагогическую и медико-социальную консультацию в Центре рассматривают как вид социальной помощи человеку.

Специалисты Центра видят задачу консультирования в том, чтобы стимулировать родителя к самостоятельному поиску решения проблемы, помочь ему больше узнать о себе и о своем ребенке, найти продуктивные способы самореализации и отношения с ребенком.

Консультирование строится всегда на диагностической основе, в основе которой лежит:

  • диагностика социальной ситуации развития, а именно отношений ребенка с близкими, родителями, педагогами, с выяснением причин сложившейся социально-психологической атмосферы;
  • диагностика уровня социального развития ребенка;
  • диагностическое наблюдение за всеми изменениями в приведенных выше аспектах социально-психологического развития ребенка (включая умственное развитие);
  • выявление моделей семейного взаимодействия, стилей детско-родительских отношений.

Цель деятельности «Родительской беседки»:

оказание комплексной консультативной помощи семьям, несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Основные направления работы:

  • индивидуальное консультирование;
  • консультации по «Телефону доверия»;
  • Интернет-консультирование на сайте учреждения.

Клиентская группа:

  • родители, нуждающиеся в социальной помощи и поддержке;
  • семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Виды консультативной помощи:

Информирование. Специалист может предоставить семье или отдельным ее членам информацию об особенностях функционирования семьи на разных этапах развития, о задачах, стоящих перед семьей в кризисные периоды, о возрастно-психологических особенностях развития личности, а также о возможности получения дополнительной помощи у других специалистов.

Индивидуальное психологическое консультирование (психотерапия). Психологическое консультирование – процесс, ориентированный на научение и личностный рост клиента, в ходе которого последний узнает больше о себе самом, учится связывать эти знания со своими целями так, чтобы достигнуть более полного и гармоничного бытия – в — мире.

Семейное консультирование (психотерапия). В семейном консультировании принимает участие нуклеарная либо расширенная семья. Как правило, этот вид психологической помощи используется в том случае, когда имеющиеся проблемы затрагивают всю систему в целом.

Групповое семейное консультирование (психотерапия). Данный вид психологической помощи предполагает организацию работы двух типов групп: гомогенных (родительских, детских, групп для матерей и др.) и гетерогенных, используемых на определенных этапах работы с семьей и чаще всего принимающих форму совместных занятий родительских и детских групп.