Программа социально-педагогической направленности по формированию навыков и способов защиты в опасных ситуациях "Островок безопасности"

Плохих Елена Федоровна

Аннотация к рабочей программе социально-педагогической направленности «Островок безопасности»

Группа обучающихся – 3-7 лет

Рабочая программа «Островок безопасности» имеет социально-педагогическую направленность, отвечает требованиям ФГОС ДО и возрастным особенностям детей (дошкольный возраст 3-7 лет), составлена с учетом требований следующих документов:

  • Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 237-ФЗ
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155)
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 (с изменениями от 27 августа 2015 г.)

      Программа является модифицированной, составлена на основе учебно-методического пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста под редакцией Авдеевой Н. Н., Князевой О. Л., Стеркиной Р. Б. (издательство: СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009 г.). 

Содержание курса рассчитано на шесть месяцев с последующим обучением при обновлении состава обучаемых, по одному часу в неделю общим объемом – 24 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю.

Общие сведения об учебной группе:

возраст: 3-7 лет;

вид: группа с переменным составом, формируется на основе свободного выбора детей, количеством не более 8 человек (согласно Уставу);

условия: принимаются все желающие без предварительного отбора.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она предполагает решение важнейшей социально-педагогической задачи – воспитания у ребенка навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.

Цель программы: формирование у детей потребности предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации, выработка навыков правильного их анализа и адекватного поведения.

Задачи программы:

  • ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях, изучение методов и приемов защиты;
  • формирование способности и готовности к самостоятельному применению полученных знаний в окружающей жизни;
  • изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающее полноценное безопасное существование.

Реализация программы осуществляется в процессе разнообразных видов детской деятельности. Сроки реализации программы – 6 месяцев.

Для реализации программы в работе с воспитанниками применяются следующие методы:

 - словесный;

 - наглядный;

 - практический.

Формы проведения занятий: мини-занятие, предполагающее взаимопроникновение различных видов деятельности: беседа, игра, слушание, чтение и обсуждение литературных произведений, анализ жизненных ситуаций, использование элементов изодеятельности, просмотр и анализ тематических мультфильмов и презентаций, экскурсия.

Предполагаемый результат реализации программы

Ребенок дошкольного возраста должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми: должен знать о несовпадении приятной внешности и добрых намерений, об опасных ситуациях контактов с незнакомыми людьми, о ситуациях насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.

Ребенок должен уметь правильно обращаться с некоторыми предметами, которые являются источниками потенциальной опасности. Уметь правильно вести в экстремальных ситуациях.

Ребенок должен знать о взаимосвязях и взаимодействии всех природных объектов, должен быть знаком с проблемами загрязнения окружающей среды, должен понимать угрозу здоровью человека от ухудшения экологической ситуации. Ребенок должен быть научен ответственному и бережному отношению к природе, знать ядовитые растения, отличать съедобные и несъедобные грибы, знать, что можно и что нельзя делать при контактах с животными. У ребенка должно быть желание сохранять и улучшать окружающую среду.

Ребенок должен знать правила поведения на улице, правила дорожного движения, правила поведения в транспорте.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_-izmenennaya_na_24_chasa_-_na_sayt.docx496.59 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

            Техногенная деятельность современного общества, обострение социальных противоречий, рост преступности, экономическая нестабильность, проявление разрушительных сил природы, явившихся следствием непродуманных отношений общества с окружающей средой, создают предпосылки для возникновения множества опасностей, угрожающих жизни и здоровью человека. Преодолеть эти опасности или, по крайней мере, уменьшить, смягчить их воздействие возможно при условии систематического обучения каждого человека стратегии поведения в различных ситуациях, создающих угрозу для его нормальной жизни, труда и отдыха.

           Особую значимость данная проблема приобретает для детей-сирот, детей, лишенных родительской поддержки, имеющих негативный социальный опыт, ослабленное физическое и психическое здоровье, низкую нравственную устойчивость. В последнее десятилетие в силу сложившихся неблагоприятных социально-экономических условий и кризисного состояния общества, катастрофически выросли масштабы детской беспризорности, безнадзорности и социального сиротства, что становится проблемой национальной безопасности не только настоящего времени, но и будущего. Чаще всего именно эта категория детей и подростков оказывается в ситуации, опасной для их жизни и здоровья.

          В подобных условиях, ответственность за организацию жизнедеятельности подрастающего поколения ложится на образовательную систему, которая, уделяя этому вопросу особое внимание, должна направить педагогический процесс в учреждении на формирование и закрепление теоретических и практических основ безопасного поведения в различных ситуациях.

            Тенденция увеличения количества детей и подростков, не владеющих способами безопасного поведения в экстремальных ситуациях, неосвоенный реабилитационный потенциал воспитанников, теоретическая неразработанность основных компонентов этого процесса в условиях реабилитационного центра – все это побудило к разработке программы «Островок безопасности».

            Создание программы также вызвано потребностью методического обеспечения курса социализации в системе дошкольного образования и необходимостью решения проблем воспитания детей новыми средствами. В связи с этим, особенно актуальным становится поиск новых подходов к моделированию системы по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников.

            Новизна программы «Островок безопасности» заключается в том, что педагогическая технология, на которой строится образование по основам безопасного поведения в различных ситуациях, предусматривает знакомство детей с программным материалом на основе деятельного подхода, когда новое знание дается не в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, проигрывания ситуаций, сравнения, выявления существенных признаков, поиска самостоятельного решения. Материал дается детям в доступной форме и строится на раскрытии причинно-следственных связей. Темы тесно переплетаются с жизненными ситуациями, что предусматривает получение конкретных знаний и навыков по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а, оказавшись в зоне опасности, быстро находить правильный выход из создавшейся ситуации, не допуская паники.

         Педагогическая целесообразность программы.

         Обучение основам безопасного поведения в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирует систему элементарных знаний о тех предметах и явлениях окружающей жизни, которые таят в себе опасность, обеспечивая тем самым готовность у дошкольника к самосохранению, умению правильно себя вести в различных ситуациях не допуская паники.

Занятия по программе «Островок безопасности» также способствуют воспитанию у дошкольника умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения трудных задач, стремиться к достижению поставленной цели. 

Цель программы: формирование у детей потребности предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации, выработка навыков правильного их анализа и адекватного поведения.

Задачи программы:

  • ознакомление с опасностями, угрожающими человеку в современной повседневной жизни, в опасных и чрезвычайных ситуациях, изучение методов и приемов защиты;
  • формирование способности и готовности к самостоятельному применению полученных знаний в окружающей жизни;
  • изучение и освоение основ здорового образа жизни, обеспечивающее полноценное безопасное существование.

Рабочая программа «Островок безопасности» имеет социально-педагогическую направленность, составлена с учетом требований следующих документов:

  • Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 237-ФЗ
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

      Программа является модифицированной, составлена на основе учебно-методического пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста под редакцией Авдеевой Н. Н., Князевой О. Л., Стеркиной Р. Б. (издательство: СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009 г.).  

            Принципы организации деятельности:

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия «дети – личная безопасность», «дети – пожарная безопасность», «дети – дорожная среда». Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов; правила пожарной безопасности; соблюдение правил личной безопасности.

4. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.

5. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения.

           

 Общие сведения об учебной группе:

возраст: 3-7 лет;

вид: группа с переменным составом, формируется по половозрастному принципу, количеством не более 8 человек (согласно Уставу);

условия: принимаются все желающие без предварительного отбора.

           Сроки реализации образовательной программы

Содержание курса рассчитано на шесть месяцев с последующим обучением при обновлении состава обучаемых, по одному часу в неделю общим объемом – 24 часа.

           Формы и режим занятий

Форма организации деятельности на занятии: групповая.

Форма проведения занятия: мини-занятие, предполагающее взаимопроникновение различных видов деятельности: беседа, игра, слушание, чтение и обсуждение литературных произведений, анализ жизненных ситуаций, использование элементов изодеятельности, просмотр и анализ тематических мультфильмов и презентаций, экскурсия.

            Режим занятий

Продолжительность занятий для дошкольников составляет 20-25 минут (с перерывом – 10 минут, если два занятия проводятся в один день). Продолжительность учебной недели: 5 дней. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с Санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13: продолжительность деятельности зависит от возраста детей и составляет в старшей группе – не более 25 минут.

           Ожидаемые результаты и способы определения их результативности, формы подведения итогов реализации программы

           Ожидаемые результаты

Ребенок дошкольного возраста должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми: должен знать о несовпадении приятной внешности и добрых намерений, об опасных ситуациях контактов с незнакомыми людьми, о ситуациях насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.

Ребенок должен уметь правильно обращаться с некоторыми предметами, которые являются источниками потенциальной опасности. Уметь правильно вести в экстремальных ситуациях.

Ребенок должен знать о взаимосвязях и взаимодействии всех природных объектов, должен быть знаком с проблемами загрязнения окружающей среды, должен понимать угрозу здоровью человека от ухудшения экологической ситуации. Ребенок должен быть научен ответственному и бережному отношению к природе, знать ядовитые растения, отличать съедобные и несъедобные грибы, знать, что можно и что нельзя делать при контактах с животными. У ребенка должно быть желание сохранять и улучшать окружающую среду.

Ребенок должен знать правила поведения на улице, правила дорожного движения, правила поведения в транспорте.

             Способы определения результативности и формы подведения итогов реализации образовательной программы

Мониторинг усвоения программы проводится два раза (до проведения цикла занятий и после).

Цель диагностики в начале учебного периода: определить те знания и   представления, которые имеются у ребёнка; выявить умения и навыки дошкольников по формированию начальных основ безопасности жизнедеятельности. Первичная диагностика проводится в форме устного опроса.

Цель диагностики в конце периода: определить уровень знаний и умения детей быстро и правильно действовать в различных жизненных ситуациях, желание сохранять и укреплять своё здоровье (т.е. результаты проведенной работы). Итоговая диагностическая работа проводится в форме развернутого занятия, в плане которого присутствуют вопросы и практические задания по всем разделам программы.

Содержание программы.

Программа состоит из трех разделов, затрагивающих основные сферы жизни ребёнка.

  1. «Ребёнок и другие люди».

Первый раздел касается взаимодействия с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в детском саду. Ребёнок учится оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно», принимать решение и соответственно реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций.

  1. Ребенок дома.

Сколько опасностей таит в себе наше комфортное жилище? Умение грамотно обращаться с окружающими ребёнка предметами в домашней обстановке приходит не сразу. А тем временем мы, взрослые, стараемся воспитывать в детях привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности. О том, как вести себя на балконе, у открытого окна, предусмотреть возможную опасность в быту поведает ребятам третий раздел программы.

  1. Ребенок и природа.

Всегда ли общение с природой несёт пользу? Что даёт самой природе деятельность человека? В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями), а также – вопросы экологии и загрязнения окружающей среды. Дети учатся бережному отношению к живой природе, пониманию того, что всё в мире взаимосвязано.

           

Учебно-тематический план

Название разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

в том числе

Теория

Практика

1

Ребёнок и другие люди

 

 

12

6

6

Дидактическая игры: «Как избежать неприятностей»,

Беседы: «Кто ты незнакомец», «Однажды на улице»; обсуждение конкретных ситуаций;

 «Разложи по порядку».

2

Ребёнок и природа

5

3

2

Экологическая акция «Сделаем наш дом чище». Беседы по картинкам, плакатам;

наблюдения на участке во время прогулок и во время экскурсий;

дидактические игры: «Как избежать неприятностей в природе», «Кто, где   живёт» (про насекомых), «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы, ягоды).

3

Ребёнок дома

7

4

3

КВН «Знатоки».

Викторина «Мы-пожарные!».

Занятие-практикум «Спешим на помощь»;

дидактические игры: «Как избежать неприятностей дома», «Кто поможет?»,

«Скорая помощь», «Помогите полиция!». Выставка рисунков по теме:      

«Эта спичка – невеличка!»

«Зеленый огонек»

ИТОГО

24

13

11

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Воспитывая ребенка и прививая ему необходимые навыки безопасного поведения в быту, взрослые ежеминутно должны являть достойный образец в этом отношении.

Как известно, и хороший и плохой примеры заразительны. Поэтому разработана система работы с родителями, в которую вошли следующие мероприятия:

  • беседы о мерах безопасности в частном доме, о поведении в лесу, на природе, у костра;
  • консультации об основных правилах обращения с елочными гирляндами, фейерверками, бенгальскими огнями, свечами, бытовыми приборами;
  • оформление родительских уголков, выставок;
  • участие в спортивном конкурсе «Я - пожарный»;
  • размещение информации на сайте организации;
  • помощь в создании игровой среды.

Календарно-тематический план

Дата

Тема занятия

Всего часов

Содержание деятельности занятия (формы организации деятельности)

Форма аттестации (контроля)

Теоретическая часть

Практическая часть

Раздел I. Ребенок и другие люди

1-2

О несовпадении приятной внешности и добрых намерений. 

2

Рассказать детям об опасности контактов с незнакомыми людьми. На наглядном материале показать, что за хорошей внешностью может скрываться плохой человек.

Развивать внимательность и бдительность.

Понятие «свой», «знакомый», «чужой».

Просмотр сказок и чтение литературных произведений (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке», К.Чуковский «Катауси и Мауси», сказка «Колобок»). Приведение примеров из жизненного опыта.

Рассказ, беседа, просмотр диафильмов

3-4

Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми.

2

Рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, учить детей правильно себя вести в таких ситуациях.

Моделирование ситуаций: «К тебе подходит незнакомец», «Незнакомый взрослый угощает ребёнка сладостями, приглашает пойти с ним» и т. д.

Просмотр скапзок и чтение лит.произв (стихотв. Е. Тамбовцева-Широкова «Находчивый Дима», сказка Ш. Перро «Красная шапочка», сказка «Три поросенка»)

Рассказ, беседа, моделирование ситуаций, чтение произвед.

худ. литературы

5-6

Ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого

2

Обсудить с детьми ситуации насильственных действий со стороны взрослого, научить их соответствующим правилам поведения. Научить детей говорить «нет», кто-то пытается вовлечь его в опасную ситуацию.

Отрабатывание защитного поведения в ходе специальных тренингов.

Просмотр и обсуждение сказок «Петушок-золотой гребешок», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка».

Рассказ, беседа, игровой тренинг

7-8

Если «чужой» приходит в дом.

2

Научить детей правильно себя вести дома, когда они остаются одни 

Разыгрывание различных ситуаций: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми.

Просмотр и обсуждение сказки «Волк и семеро козлят».

Рассказ, беседа, игровой тренинг, просмотр и обсуждение сказки

9-10

Ребенок и другие дети, в том числе подростки 

2

Научить детей говорить «нет» если старший приятель пытается вовлечь его в опасную ситуацию. 

Разыгрывание различных ситуаций, которые могут привести к опасным последствиям.

Обсуждение сказки «Снегурочка»

Рассказ, беседа, игровой тренинг

11-12

Дидактическая игра «Как избежать неприятностей»

2

Закрепление полученных знаний по разделу

Дидактическая игра

Дидактическая игра

Раздел II.  Ребенок и природа

13

Будь природе другом

1

Рассказать о взаимосвязях и взаимодействии всех природных объектов. Развивать понимание того, что планета Земля – наш общий дом. Учить детей ответственному и бережному отношению к природе. Развивать представления о том, какие действия вредят природе, а какие способствуют её восстановлению.

Чтение книжки-пособия «Окошки в твой мир».

Б. Заходер «Все на свете друг другу нужны».

Рассказы, стихотворения, загадки о природе.

Рассказ, беседа, чтение, обсуждение

14

Ядовитые растения и грибы

1

Познакомить детей со съедобными ягодами и ядовитыми растениями. Учить детей различать грибы (съедобные, несъедобные) по внешнему виду

Рассматривание муляжей, иллюстраций, картинок.

Игра с мячом «Съедобное-несъедобное» Чтение Я. Тайц «По грибы».

Рассказ, беседа, игра, прогулки не природу

15

Контакты с животными

1

Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны. Прививать любовь к животным. Учить различать опасных животных от безопасных.

Чтение произведений.

Использование игрового и дидактического материала.

Прослушивание песни В. Шаинского «Не дразните собак». Самостоятельная продуктивная деятельность «Моё любимое животное».

Рассказ, беседа, работа по сюжетным картинкам

16

Опасные насекомые

1

Познакомить детей с опасными насекомыми.

Игры, загадки, чтение лит.произвелений

Рассказ, беседа, разгадывание загадок, слушание и обсуждение лит.произведений.

17

Опасности на воде.

Меры безопасности на льду

1

Познакомить детей с правилами безопасности на воде, на дьду

Игровые ситуации по теме. Чтение худ.литературы Б. Житков «На льдине», М. Богданов «След человека».

Игры, чтение

Раздел III. Ребенок дома.

18

Опасные предметы в доме

1

Рассказать детям о трех группах опасных предметов, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами. Развивать умение правильного обращения с предметами домашнего быта. Расширять представления учащихся о предметах, которые могут служить источником опасности в доме.

Игры-драматизации.

Рассказ, беседа, игра

19

Использование и хранение опасных предметов

1

Дать детям представление, что существует много предметов (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, спички, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты), которыми надо уметь пользоваться, и что они должны храниться в специально отведённых местах.

Обучающие тренинги

Рассказ, беседа, обучающие тренинги

20

Открытое окно, балкон как источники опасности

1

Расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме; познакомить детей с тем, как может быть опасно самим открывать окна, балконы и выглядывать из них.

Ролевые игры.

Творческое задание.

Рассказ, беседа, ролевые игры, творческое задание

21

Пожароопасные предметы

1

Рассказать детям о пожароопасных предметах

С. Маршак «Кошкин дом», К.Чуковский «Путаница», Г.Цыферов «Жил на свете слоненок».

Рассказ, беседа, чтение худ.литературы, загадки

22

Осторожно, пожар!

1

Умение правильного обращения с огнём,ориентироваться в помещении при возникновении пожара.

Познакомить с историей создания пожарной службы, показать её значимость для людей. Формировать представление о профессии пожарного, воспитывать уважение к их труду. Отравление угарным газом.

Произведения Б.Житкова «Пожар», «Дым», «Пожар в море», Л.Толстого «Пожар», «Пожарные собаки».

Загадки.

Рассказ, беседа, чтение худ. литературы. загадки

23

Это должен знать каждый (нужные телефоны)

1

Научить детей пользоваться телефоном для вызова полиции, скорой помощи, пожарной службы (запомнить номера). Телефон «Службы спасения».  Рассказать детям о работе этих структур. Работа по профилактике ложных вызовов.

Стихотворение С. Михалкова «Дядя Степа-милиционер». Игры по картинкам. Загадки. Рисунки. Беседа с представителями этих структур.

Рассказ, беседа, чтение стихотворения, игры, загадки

24

«Мы-пожарные!»

1

Закрепление теоретических навыков пожарной безопасности

Отработка практических навыков пожарной безопасности

Викторина

практикум

Список литературы:

1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стёркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

3. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014

5. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки; Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2004.

Деркунская В.А., Гусарова Т.Г., Новицкая В.А., Римашевская Л.С. Образовательная область «Безопасность». Как работать по программе «Детство»: Учебно- методическое пособие / науч. ред.: А.Г. Гогоберидзе. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013

Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015