Программа социально-педагогической направленности по формированию духовно-нравственных качеств личности "Тропинка добра"

Плохих Елена Федоровна

Аннотация к рабочей программе

социально-педагогической направленности

«Тропинка добра».

 

Программа адресована воспитанникам дошкольного возраста с 3 до 7 лет. Срок реализации – 1 год. Группа с переменным составом количеством не более 8 человек., формируется на основе свободного выбора детей. Форма занятий – групповая. На год обучения отводится 72 часа, занятия проводятся 2 раза в неделю.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В основу содержания положены духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и Отечеством. Программа содержит опыт ознакомления дошкольников (3–7 лет) с жизнью святых, биографиями выдающихся исторических личностей и героев современности, чья жизнь является достойным примером для подражания.

Цель программы – духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям и к культурному наследию родного края.

Общие задачи программы

Обучающие:

•      формировать представления о нравственности и нравственных чувствах человека (чувство патриотизма); о его нравственном облике (доброта, милосердие, трудолюбие), нравственном поведении (умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками);

•      формировать представления о добродетелях и потребности в следовании положительным нравственным примерам;

•      формировать культуру речи детей, пополняя их словарный запас нравственными понятиями (добро, милосердие, послушание, красота и т.д.):

формировать нравственные представления о выдающихся личностях родного края (исторических личностях и героях современности);

 •     формировать умение прослеживать связь между разными историческими эпохами.

Развивающие:

•      пробуждать интерес к истории и формировать потребность в приобретении новых знаний;

•      развивать любознательность и активность;

•      развивать умение размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (из книг, иллюстраций, видеоматериалов и др.);

•      развивать потребность в познании, желание видеть и чувствовать красоту в поступках людей разных поколений;

•      развивать способности и творческий потенциал каждого ребёнка с учётом его индивидуальных потребностей, связанных с определённой жизненной ситуацией.

Воспитательные:

•      вызывать эмоциональную отзывчивость на поступки людей разных времён и поколений;

•      воспитывать позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе;

•      формировать желание сотрудничать со сверстниками, старшими детьми и взрослыми в разных видах деятельности и разных ситуациях;

•      воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи, прививать чувство благодарности к старшим за создание семейного благополучия;

•      прививать художественный вкус в ходе творческой деятельности, способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру.

Для реализации программы в работе с воспитанниками применяется следующие методы:

 - словесный

 - наглядный

 - практический

Форма организации деятельности на занятии: групповая.

Формы проведения занятий: мини-занятие, предполагающее взаимопроникновение различных видов деятельности: беседа, игра, слушание, чтение и обсуждение литературных произведений, анализ жизненных ситуаций, использование элементов изодеятельности, просмотр и анализ тематических мультфильмов и презентаций, экскурсия.

 

Планируемые результаты освоения программы

•      Усвоение детьми основных нравственных норм (что хорошо, а что плохо); приобретение добрых привычек и поступков.

•      Сформированные у детей представления о знаменитых личностях родного края.

•      Осознание детьми и родителями своей сопричастности к культурному наследию своего народа; осознание себя жителем своего района, города, гражданином своей страны, патриотом.

•      Проявление у детей основных добродетелей: сострадания, послушания, милосердия, уважения к старшим, почитания родителей, ответственности за свои дела и поступки; направленность и открытость к добру.

•      Сформированные умения размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (книги, иллюстрации, видеоматериалы и др.).

•      Развитие у детей потребности в познании, желания видеть и чувствовать красоту в поступках людей разных поколений.

•      Проявление бережного и гуманного отношения к окружающему миру: растениям, животным, человеку.

•      Сформированное уважительное отношение к людям, их достижениям и поступкам; активное стремление к творческому самовыражению.

•      Активное участие детей и родителей в проектной деятельности, праздниках, мероприятиях и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_programma_-na_sayt.docx499.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.

Анализ ситуации в России за последние годы показал:

нравственные ценности в нашем обществе из области сопричастности к общему, коллективному, соборному (в православном понимании) идеалу ответственности человека за человека, из области сопереживания другим людям сместились на переживание прагматических ценностей выгоды, удачи, на проявление практичности и рационализма;

усиливается разобщенность людей, ухудшается нравственность, происходит разрушение семьи, потеря смысла жизни, криминализация сознания, нарастание форм девиантного поведения (наркомания, бродяжничество, алкоголизм, половая распущенность, правонарушения). Все это может привести к нравственной деградации общества.

Такие негативные явления особенно заметны в молодежной среде. Это ставит перед государством неотложную задачу социально-педагогической коррекции и реабилитации юных членов российского общества.

Таким образом, перед педагогами ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться с дошкольного возраста, когда только начинают закладываться нравственные нормы, правила поведения и формируются моральные привычки.

Все эти проблемы и привели к разработке программы «Тропинка добра». Программа предназначена для детей в возрасте от 3 до 7 лет. 

Срок реализации – 1 год. На год обучения отводится 32 часа, занятия проводятся 1 раз в неделю.

Форма занятий – групповая. Группа с переменным составом количеством не более 8 человек, формируется на основе свободного выбора детей.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В основу содержания положены духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России: человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьёй и Отечеством. Программа содержит опыт ознакомления дошкольников (3–7 лет) с жизнью святых, биографиями выдающихся исторических личностей и героев современности, чья жизнь является достойным примером для подражания.

Данная программа является модифицированной, разработана на основе авторской общей программы «Православная культура», учебно-методического комплекта «Добрый мир» Л.Л.Шевченко,  парциальной программы духовно-нравственного воспитания «С чистым сердцем» Р.Ю.Белоусовой в соответствии  с Федеральным законом «Об образовании».

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных исторически сложившейся культурой нашего народа. В этом находит свое отражение многовековая народная мудрость.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России через стремление познания отечественной культуры, осмысление смысла жизни, возрождение православных обычаев и традиций русского народа. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств, духовно-нравственного и этического сознания дошкольника.

В соответствии с этим целью данной программы является – духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к отечественным духовно-нравственным ценностям и к культурному наследию родного края.

Общие задачи программы

Обучающие:

•        формировать представления о нравственности и нравственных чувствах человека (чувство патриотизма); о его нравственном облике (доброта, милосердие, трудолюбие), нравственном поведении (умение общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками);

•        формировать представления о добродетелях и потребности в следовании положительным нравственным примерам;

•        формировать культуру речи детей, пополняя их словарный запас нравственными понятиями (добро, милосердие, послушание, красота и т.д.):

формировать нравственные представления о выдающихся личностях родного края (исторических личностях и героях современности);

 •        формировать умение прослеживать связь между разными историческими эпохами.

Развивающие:

•        пробуждать интерес к истории и формировать потребность в приобретении новых знаний;

•        развивать любознательность и активность;

•        развивать умение размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (из книг, иллюстраций, видеоматериалов и др.);

•        развивать потребность в познании, желание видеть и чувствовать красоту в поступках людей разных поколений;

•        развивать способности и творческий потенциал каждого ребёнка с учётом его индивидуальных потребностей, связанных с определённой жизненной ситуацией.

Воспитательные:

•        вызывать эмоциональную отзывчивость на поступки людей разных времён и поколений;

•        воспитывать позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе;

•        формировать желание сотрудничать со сверстниками, старшими детьми и взрослыми в разных видах деятельности и разных ситуациях;

•        воспитывать уважительное отношение к членам своей семьи, прививать чувство благодарности к старшим за создание семейного благополучия;

•        прививать художественный вкус в ходе творческой деятельности, способствовать становлению эстетического отношения к окружающему миру.

С учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста при реализации программы используются следующие методы: словесный, наглядный, практический.

Словесный метод – беседы с элементами диалога, рассказы педагога, чтение литературных произведений, выразительное чтение стихотворений детьми, составление ими  рассказов, ответы на вопросы, отгадывание загадок и т.д.

Наглядный метод – рассматривание иллюстраций, репродукций картин, просмотр мультимедийных презентаций, видеофильмов, мультфильмов, рассматривание экспонатов и памятни ков архитектуры во время экскурсий.

Практический метод – изготовление различных поделок, инсценировки, организация тематических выставок, проведение различных игр и т.д.

Перечисленные выше методы используются в разных формах работы с детьми:

  • Чтение художественных произведений духовно-нравственного и исторического содержания.
  • Этическая беседа.
  • Игры различных видов (сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические).
  • Инсценировки произведений духовно-нравственного и исторического содержания.
  • Просмотр презентаций, мультфильмов, видеофильмов.
  • Экскурсии в музеи, посещение храмов.
  • Посещение библиотеки.
  • Различные виды творческой деятельности детей (рисование, лепка, конструирование, пение, выразительное чтение, театральная деятельность).
  • Организация тематических выставок.

Осуществление программы предполагает реализацию следующих психолого-педагогических принципов:

  • принцип целенаправленности, предполагающий воспитание и обучение  

     детей в соответствии с целями и задачами ФГОС ДО;

  • принцип        общественной        направленности         воспитания и обучения, обеспечивающий готовность ребёнка к принятию активной жизненной позиции в рамках соблюдения нравственных норм и правил, принятых в обществе;
  • принцип        культуросообразности,        предполагающий, что воспитание должно основываться как на ценностях отечественной культуры, так и на приобщении детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • принцип научности, требующий изложения содержания программы в соответствии с современными достижениями и требованиями науки;
  • принцип личностно ориентированного подхода, предполагающий построение образовательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
  • принцип деятельностного подхода, ставящий в центр внимания совместную деятельность детей и взрослых в реализации вместе выработанных целей и задач, поддержку инициативы детей в различных видах деятельности;
  • принцип последовательности и преемственности в обучении как на уровне дошкольного образования, так   и при переходе на следующий уровень начального общего образования;
  • принцип народности (К.Д. Ушинский), заключающийся в том, что система воспитания построена соответственно интересам народа, развивает и укрепляет в детях ценнейшие психологические черты и моральные качества патриотизм и национальную гордость, любовь к труду. Ребёнок с детства приобщается к истокам народной культуры своей малой роди ны, региона, страны. Для маленького ребёнка более понятными являются близкие, родные, традиционные ценности, поэтому   в программу заложено широкое знакомство детей с фольклором. Мудрые пословицы, загадки, хороводные игры, песенки и потешки, поучительные сказки, былины, музыкальные произведения русских композиторов, родная песня и народная игрушка помогают дошкольникам лучше понять и принять ценности родной культуры.

Реализация программы предполагает тесное сотрудничество с семьями воспитанников. Семью необходимо ориентировать на духовно-нравственное воспитание детей путём приобщения                        к образовательному и воспитательному процессу, через участие в различных видах детской деятельности (досуги, выставки, экскурсии и т.д.)

Формы работы с родителями
  • Родительские собрания на темы духовно-нравственного содержания.
  • Лекторий для родителей.
  • Проведение совместных с родителями мероприятий: экскурсий, праздников, конкурсов.
  • Наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы.

Планируемые результаты освоения программы

•        Усвоение детьми основных нравственных норм (что хорошо, а что плохо); приобретение добрых привычек и поступков.

•        Сформированные у детей представления о знаменитых личностях родного края.

•        Осознание детьми и родителями своей сопричастности к культурному наследию своего народа; осознание себя жителем своего города, гражданином своей страны, патриотом.

•        Проявление у детей основных добродетелей: сострадания, послушания, милосердия, уважения к старшим, почитания родителей, ответственности за свои дела и поступки; направленность и открытость к добру.

•        Сформированные умения размышлять на духовно-нравственные темы на основе изученного материала, высказывать свои суждения о содержании полученной информации (книги, иллюстрации, видеоматериалы и др.).

•        Развитие у детей потребности в познании, желания видеть и чувствовать красоту в поступках людей разных поколений.

•        Проявление бережного и гуманного отношения к окружающему миру: растениям, животным, человеку.

•        Сформированное уважительное отношение к людям, их достижениям и поступкам; активное стремление к творческому самовыражению.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Тема

Количество часов

Раздел 1. СЕМЬЯ (6 часов)

1

Моя семья. Мои близкие, родные, любимые люди

1

2

Мать и дитя

1

3

Образ отца

1

4

Братья и сестры

1

5

Бабушки и дедушки

1

6

Моя родословная

1

Раздел 2. ДОБРО И ЗЛО (22 часа)

7

Добро и зло

1

8

Хорошо ли быть злым?

1

9

Наше настроение

1

10

Учимся справляться с гневом

1

11

Какие бывают поступки

1

12

Добрые дела и поступки. Добрые слова

1

13

Милосердие и сочувствие

1

14

Совесть

1

15

Жадность и щедрость

1

16

Прощение

1

17

Упрямство

1

18

Скромность

1

19

Благодарность

1

20

Храбрость и трусость

1

21

Зависть

1

22

Доброжелательность

1

23

Справедливость

1

24

Хвастовство

1

25

Гордость

1

26

Послушание

1

27

Чувства других людей

1

28

Вера и верность

1

Раздел 3. МАЛАЯ РОДИНА (4 часа)

29

Мой родной край

1

30

Место в котором я живу

1

31

Достопримечательности родного края

1

32

Герои Белгородчины

1

Количество занятий в год

32