4. Реализация фасилитативных технологий в работе с семьей и родительской общественностью

Дзыгарь Светлана Юрьевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                     РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

                                                                Подготовила воспитатель:  С.Ю.Дзыгарь

ТЕМА: «Взаимоотношения родителей и детей»

Дата и время проведения: 19.11.2021, 17.00

Цели:

  1. выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями;
  2. выявление психологических особенностей современных детей;
  3. роль семьи в воспитании детей;
  4. разработка принципов воспитания современных детей.

Форма проведения: нетрадиционное

Участники собрания: воспитатель, логопед-дефектолог, инструктор по физической культуре, родители и дети.

Оформление, оборудование и инвентарь:

Презентация на тему: «Взаимоотношения родителей и детей, наша жизнь день за днём в группе», спортивное оборудование.

 «Будь самим собой, ищи собственный путь. Познай себя прежде, чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг их прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить».

Ход собрания

1. Информационная часть.

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы поговорим о роли семьи в воспитании современных детей. Что собой представляют современные дети? Каковы их психологические особенности, отличающие их от детей прошлых поколений? Какое должно быть воспитание? Оно занимает особое место в связи с важностью и серьезностью обсуждаемой темы. Нам необходимо задуматься над вопросом: Каким вы хотите видеть вашего ребенка через несколько лет, какую роль сыграет ваша семья в его становлении?

Современных детей называют по- разному:

"Дети нового тысячелетия" - юные существа, обладающие необычными психическими возможностями;

"Дети Света"- мировоззрение детей отличается от привычного;

во Франции необычных детей называют "тефлоновые Дети", т.к. к ним не прилипают общепринятые стереотипы поведения;

в Америке - " Дети Индиго".

Все дети рождаются невинными и добрыми, каждый ребенок особенный. Профессор, доктор педагогических наук Н.В.Кузьмина (2002) считает: "Здоровый ребенок рождается с множеством творческих потенциалов. В процессе семейного воспитания, обучения потенциалы не только реализуются, но подчас и блокируются или самоблокируются под влиянием страха". Не раз и не два педагоги, психологи, социологи ставили перед собой задачу сопоставить характер, особенности семейных отношений с уровнем моральной воспитанности, и неизменно оказывалось, что между тем и другим существует отчетливая связь.

Педагоги и психологи замечают, что современные дети проявляют повышенную двигательную активность и гиперактивность, поэтому у них часто снижено внимание; современные дети зачастую не хотят выполнять требования взрослых и иногда даже проявляют агрессию. Почему же таких детей становится всё больше?

 Специалисты называют ряд причин:

1. Негативные перемены в обществе (реклама, насилие на TV).

2. Родители в силу своей занятости, недостаточно внимания уделяют своим детям, а затем откупаются вседозволенность из чувства вины перед детьми.

3. Родители и педагоги не всегда используют современные методы работы с детьми, а пользуются уже устаревшими.

Проблемы детей начинаются дома и могут быть там же решены, родители должны понимать, что только от них зависит, какими вырастут их дети.

2. Практическая часть.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ни детский сад, ни школа, ни учреждение дополнительного образования, ни какое другое учебное заведение не даст столько ребёнку, как семья, ведь в семье он проводит большую часть своей жизни.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительный фактор в том, что никто, кроме самых близких и родных не любит ребёнка больше. Но семья может и навредить ребёнку при использовании неправильных методов воспитания.

Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье:

 диктат, опека, "невмешательство" и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в проявлении инициативы одними членами семьи (в основном взрослыми) и подавлении желаний и инициативы других.

Опека в семье - это когда родители всячески пытаются оградить своего ребёнка от разных трудностей, проблем и пытаются удовлетворить все его потребности.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает совместную деятельность, времяпровождение.

При тактике "невмешательства" родители не вникают в проблемы ребёнка, предоставляя ему возможность самому решать свои проблемы.

Существует 3 стиля семейного воспитания:

- демократический;

- авторитарный;

- попустический.

Демократический стиль - это стиль "согласия"; авторитарный стиль - стиль "подавления"; попустический стиль - ребёнок предоставлен сам себе.

Проведенные исследования позволили выделить несколько групп семей

 Первая группа семей. В семьях первой группы взаимоотношения  между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов. Такие семьи поддерживают тесную связь с педагогами, с учреждением, родительским комитетом,  родители активны в своих позициях и действуют сообща. У детей, воспитывающихся в таких семьях, можно выделить некоторые общие черты:

Общительность,

Коллективизм,

Доброжелательное отношение к окружающим их людям,

Уважение к старшим.

Вторая группа семей. Здесь также присутствует согласованность семейных отношений, но в отличие от 1 группы, отношение к воспитанию более пассивное. Взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием. В таких семьях авторитет родителей невысок. У детей из семей данной группы наряду с определенными положительными качествами можно отметить и отрицательное: лень, упрямство, лицемерие.

Третья группа семей. Наиболее характерная их черта – конфликты. В педагогическом плане такие родители несостоятельны, а дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».

Четвертая группа семей. Это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Их главное правило: «чтоб учился отлично и вел себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости, взаимопонимания. В результате такого воспитания – полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи.

Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка – его взгляды, его отношение к людям – в огромной степени зависят от того, каким подросток видит своих родителей дома, в семье.

Существует ряд принципов, которые нужно соблюдать во взаимоотношениях с современными детьми, чтобы добиться с ними взаимопонимания.

1. Если Вы будете кричать на ребёнка и приказывать ему, то, скорее всего, вы получите обратный эффект: ребёнок не будет выполнять приказ, возможно, даже будет проявлять агрессию.

2. Детям нужна наша любовь, наше понимание.

 Росс Кэмпбелл пишет, что детей можно сравнить с зеркалом. Они отражают любовь, но не начинают любить первыми (до 10 лет), если их одаривать любовью, они ее возвращают. Если им ничего не дается, то им нечего и возвращать.

3. В работе с современными детьми необходимо отказаться от наказаний. Современный метод работы с детьми - сотрудничество.

4. Психологи утверждают: чтобы восстановить контроль над ребёнком, ему необходимо давать время подумать: если ребёнку 4 года - дать 4 минуты, 15 лет-15 минут и т.д., после этого ребёнок психологически готов к беседе с Вами.

Уважаемые родители! Я думаю, что наш сегодняшний разговор должен иметь не только теоретический, но и практический характер. И такой практической стороной нашего собрания может стать обсуждение тех наиболее часто встречающихся конфликтных ситуаций, с которыми мы сталкиваемся в процессе воспитания ребенка, и составление свода правил поведения родителей в этих ситуациях.

            Я думаю, все согласятся, что бесконфликтных семей не существует. Но в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, не принося вреда «противоборствующим сторонам», но, наоборот, содействуют укреплению взаимопонимания. А в других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителя.

           Попробуем сформулировать причины конфликтов:

-непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;

-чрезмерная забота родителей о ребенке, когда родители придерживаются следующего правила: «Дети созданы только для радости. Взрослыми они еще будут»; в результате в семье вырастает маленький, а затем и большой деспот, привыкший только получать и ничего не отдавать взамен;

-разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребенку приходится лавировать между требованиями отца и матери;

отношение детей с товарищами, которые приносят родителям «лишние хлопоты»;

-чрезмерная строгость к ребенку и педагогическая «злопамятность»  - частые напоминания о прошлых «грехах» ребенка.

            Мы должны принимать ребенка таким, каков он есть, не обращая внимания на его промахи, не преувеличивая значения его неудач. Если этого нет в семье – ребенок уходит на улицу к таким же неустроенным, как и он сам.

И в заключение позвольте перечислить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

- Всегда находить время, чтобы уделить время ребёнку, поговорить с ним;

- Интересоваться проблемами ребенка и помогать развивать свои умения и таланты;

- Уважать право ребенка на собственное мнение;

- Относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.

-А сейчас слово предоставляется учителю-логопеду, дефектологу А.И.Иртаковой.

Тема: «Речевое развитие детей 3-4 лет»

      Цель: повышение педагогической культуры родителей.

      Задачи:

  1. Познакомить с особенностями речевого развития детей в 3- года в норме.
  2. Формировать правильное отношение родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка.
  3. Стимулировать интерес родителей к совместной деятельности с детьми.
  4.  Речевые нарушения у детей серьёзная проблема нашего времени. Все родители, поняв, что у ребёнка есть проблемы с развитием речи, стремятся узнать, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников не было нарушений речи. Они могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, внешних и внутренних вредоносных факторов.

 Причины:

 Внутриутробная патология.

Это проблемы, которые возникают во время беременности. Негативные факторы наиболее опасны в первые три месяца. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребёнка, и в частности речевых зон коры головного мозга.

 Наследственная предрасположенность.

По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, дефекты строения твёрдого и мягкого нёба и даже заикание. Если один из родителей начал говорить поздно, подобные проблемы могут возникнуть и у ребёнка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключить такую возможность нельзя.

Неблагоприятные роды и их последствия.

 Заболевания, перенесённые ребёнком в первые годы жизни.

Для нормального речевого развития ребёнка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми. Речь ребёнка задерживается и нарушается в отсутствие эмоционального положительно окружения.

 Характеристика звукопроизношения в норме:

Речевое развитие детей 3-4 лет

Четвертый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?». В этот период обнаруживается наибольшая чуткость ребенка к языку.

Звукопроизношение. Ребенок четвертого года жизни правильно произносит свистящие звуки [с], [з] и [ц]. В этом возрасте он еще не всегда может верно произнести шипящие звуки [ш], [ж], [ч], [щ] и часто заменяет их свистящими [с], [з], [ц]: «каса» (каша), «нозык» (ножик), «клюц» (ключ). Сонорные [р], [р’], [л] малыш может заменять звуком [л’], реже [й]: «лябота» (работа), «лека» (река),  «лямпа» (лампа), «каяндас» (карандаш), «устай» (устал).

Слоговая структура слова. В некоторых словах ребенок опускает или переставляет не только звуки, но и целые слоги, например, он может произнести слово автомобиль как «амабиль», магазин как «гамазин», чемодан как «чедоман» и т.д. Но это относится к словам сложной слоговой структуры, к длинным и новым словам.

Словарный запас. К четырем годам активный словарь ребенка почти удваивается и составляет примерно 2000 слов. В его речи кроме существительных и глаголов все чаще встречаются местоимения (мой, твой, наш), наречия (холодно, вкусно), появляются числительные (один, два). Если раньше ребенок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).

Грамматический строй речи еще формируется, поэтому допустимы неверные употребления окончаний, суффиксов, приставок, согласований слов в предложении («Купи синюю шарик!», «Этот собачонок сидел под стулом», «Я рисоваю»). Произвольное обращение с ударением — тоже вариант нормы: «холодная вода», «болит рука».

Фразовая речь. Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку.

 Советы родителям:

  • Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
  • Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  • Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  • Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  • Слушайте звуки и шумы. Спросите: «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  • Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  • Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  • Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».
  • Разговаривайте с ребенком ПРАВИЛЬНО, произнося звуки родного языка четко, не искаженно. Не говорите с ребенком так, будто бы он еще совсем маленький («не сюсюкайтесь» с ним).
  • По любому вопросу вы всегда можете обратиться к логопеду за советом или рекомендацией

Игры с родителями и детьми

Цель: доставить детям и взрослым радость от взаимодействия друг с другом в двигательно – игровой деятельности.

  1. Прыжки через веревку

Цель: перепрыгнуть веревку в паре на заданной высоте.

Оборудование: веревка, 2 стойки.

Описание: Родители берут своего ребенка за руку, подходят к веревке и выполняют прыжок через нее. С каждым разом высота веревки постепенно увеличивается. Кто не смог перепрыгнуть через веревку –выбывает. Упражнение повторяется до тех пор, пока не станет победителя.

2.Поймай мяч

Цель: бросать свой мяч и ловить мяч соперника.

Оборудование: маленькие мячи

Описание: Задание выполняется в паре.  Родители и дети стоят друг против друга. У каждого участника в руках – мяч. Задача – перебросить свой мяч напарнику и поймать его мяч. Выигрывает та пара, которая не уронит мяч.

  1. Падающая веревка

Цель: пробежать в паре под веревкой, которая поднимается и опускается.

Оборудование: веревка

Описание: Выбирается 2 водящих, они растягивают веревку. Родители берут своих детей за руку. Когда веревка начнем подниматься или опускаться, задача участников быстро пробежать в паре и не попасться. Участникам, которым не удалось пробежать, выбывают из игры. Игра закончится, когда останется одна пара- победители.

  1. «Сеть»

Цель: не попасть в сеть

Описание: Выбираем считалочкой водящую пару ребенок-родитель, они должны  не опуская рук друг друга, поймать другие пары. Пойманные пары встают в «сеть» и игра продолжается. Игра повторяется до тех пор, пока не будут пойманы все пары в «сеть».

  1. Угадай, чей голос

Цель: узнать голос своего ребенка

Оборудование: -

Описание: Делим участников на две команды – родители и дети. Родители встают в шеренгу и закрывают глаза.  Водящий говорит такие слова: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя, узнай, и показывает на ребенка, который позовет свою маму. Задача родителей – отгадать, чей ребенок позвал


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Аленушка» г. Курильск






Проект по патриотическому воспитанию

в первой младшей группе

Тема: «Путешествие по острову Итуруп»

                                                                         Подготовила: Дзыгарь С.Ю.

воспитатель 1 категории







                                                            2021 год

Паспорт проекта.

Актуальность проекта: с чего начинается чувство патриотизма - это любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания, идеи воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Воспитание гражданина начинается с любви к малой Родине. Воспитание любви к самому близкому - это основа из основ нравственно - патриотического воспитания, это первая и самая важная ступень. Дошкольник, прежде всего, должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой родины, потом гражданином России и только потом - жителем планеты. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как гражданина. Семья - источник любви, привязанности, уважения, то на чем строится любое цивилизованное общество. Успех патриотического воспитания во многом зависит от родителей, от семьи, от атмосферы, которая царит в семье. Поэтому необходимо объединить усилия детского сада и семьи, чтобы достигнуть успеха. Если в дошкольном возрасте, который является важнейшим периодом становления личности, сформировано чувство патриотизма, то в школьный период становится возможным то, что Сухомлинский В. К. определил, как личное отношение к Родине, "желание, духовный порыву твердить достоинство страны, ее величие, честь, славу, могущество". Задача педагога - сделать детские впечатления осмысленными, научить отбирать из массы наблюдений главное.

Цель проекта: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего отечества.

Задачи проекта:

- Привитие детям чувства любви к своему родному краю, своей малой

Родине, на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

- Формирование чувств привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким.

- Расширение представлений о родном острове, городе.

- Воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России, средствам эстетического воспитания.

Участники проекта: дети первой младшей группы, воспитатели, родители.

Тип проекта: краткосрочный, познавательный, групповой, творческий, информационный.

Продолжительность проекта: 3 недели.

Ожидаемые результаты:

- Формирование чувств гордости родным краем, осознание себя частью окружающего мира.

- Расширение кругозора детей через рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, через общение и игровую деятельность.

- Совместная работа педагогов и родителей при организации работы с ценностями нашей культуры, достопримечательностями нашего острова Итуруп.

Обеспечение проектной деятельности:

- Подбор наглядного и дидактического материала.

- Подбор произведений русского народного творчества.

- Подборка изобразительного материала для продуктивной деятельности.

- Просмотр видео фильма о нашем острове, снятого родителями при помощи дрона.

- Совместная работа детей и родителей при создании книги «Путешествие по нашему острову Итуруп»

Этапы проведения и реализации проекта:

1. Подготовительный:

- Теоретическая подготовка педагога к выполнению проекта.

- Создание предметно- развивающей среды, подготовка наглядного и

дидактического материала.

- Работа с родителями.

2.Организационно- практический:

- Проведение цикла познавательных НОД на темы: «Мама, папа и я – семья», «Добрый вечер, мамочка», «Дом, в котором я живу», «Природа нашего края», «Обитатели Охотского моря»

- Знакомство с деятельностью кружка «Эколята»

- Просмотр видео фильма о острове Итуруп.

- Чтение художественной и познавательной литературы, потешек, закличек, загадок, сказок, стихотворений.

-Творческая деятельность:

Рисование: «Моя рыбка»

Лепка: «Солнышко- колоколнышко».

Аппликация: коллективная работа к Дню Победы.

3.Заключительный этап:

- выявление знаний и навыков детей, полученных в ходе выполнения проекта.

Проблема: отсутствие у детей младшей группы систематизированных знаний о семье, детском саде, родном городе, острове.
Гипотеза: воспитывать у ребенка любовь к родному городу, острову, семье, детскому саду надо начинать с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом, семью большое благо. Все хорошее начинается с родного дома, с матери. Если прививать любовь к родному городу, острову с раннего детства, то со временем он научится гордиться им, любить и беречь его.

Взаимодействие с родителями

1. Создание благополучной атмосферы дома на основе доброжелательности и взаимодействия.

2.Анкетирование на тему: «Знаете ли вы своего ребенка?»

3. Создание интересной и содержательной жизни ребенка в семье.

4. Соблюдение прав ребенка на игру, досуг, труд.

5. «Трудовой десант» с детьми и родителями «Помощь детскому саду»

6. Досуг в семье: выходные дни, семейные праздники.

7. Создание фотокниги «Путешествие по нашему острову Итуруп»

8. Участие детей в дистанционном конкурсе чтецов «Мы о войне стихами говорим»

План реализации проекта:

Этапы

Сроки

Ожидаемый результат

Участники

Подготовительный

Март 2021

Сбор познавательной и художественной литературы, наглядного и дидактического материала.

Воспитатели, родители, дети

Основной

2021

 апрель-май

Построение внутри группы

обогащенной предметно-развивающей среды.

Ознакомление с природой родного края, его достопримечательностями, непосредственная образовательная и игровая деятельность, «Эколята»

Просмотр видео фильма о нашем острове.

Участие детей в дистанционном конкурсе чтецов

«Мы о войне стихами говорим»

Организация выставок

Воспитатели, родители, дети

Итог проекта:

1. Дети с любовью рассказывают о своей семье, о доме в котором они живут.

2. Активизировался словарный запас детей, память.

3. Знают и выполняют правила народных игр «Заинька», «Лохматый пес»,

 «У медведя во бору», «Наседка и цыплята» и другие.

4. Знают потешки, стихотворения А. Барто, сказки, пытаются инсценировать.

5. Любят наблюдать на прогулке и рассказывать о том, что они там видели.

6. Научились узнавать знакомые здания и улицы родного города.

7.Знают название острова и города.

8. С интересом рассматривают фото книгу, рассказывают свои впечатления.

Выводы проекта.

В перспективе работа с детьми моей группы по данному направлению будет продолжаться в следующем учебном году:

- «Моя семья»

- «Малая Родина, остров Итуруп»

- Совместные мероприятия педагога с родителями и детьми