2.1. Формирование современной образовательной среды

Дзыгарь Светлана Юрьевна

   Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционального и практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми в наиболее важных для его развития различных сферах жизни. Стандарт дошкольного образования придает ведущее значение воспитанию личности в каждом ребенке, чему способствует комфортная развивающая предметно-пространственная среда ДОУ.

   Созданная в нашей группе предметно-пространственная среда многогранно влияет на развитие наших воспитанников, способствует их всестороннему развитию и обеспечивает психическое и эмоциональное благополучие.

      В построении предметно-пространственной среды нашей группы использовалась модель личностно-ориентированного взаимодействия взрослого и ребенка. Так как окружение позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия детей, включить их в активную познавательную деятельность. Окружающая среда при этом выступает движущей силой в целостном процессе становления личности ребенка, стимулирует развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей ребенка, его самостоятельности, способности овладевать разными видами деятельности.

     Проявление авторского творчества в оформлении группы помогли создать своеобразную развивающую среду в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт организации игровой среды детского сада

ДзыгарьС.Ю., воспитатель

Согласно концепции доктора психологических наук С.Л. Новоселовой «Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика. Обогащенная развивающая среда предполагает единство социальных и природных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка».

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольных образовательных организаций на сегодняшний день стоит особенно актуально, поскольку введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предъявляет определенные требования к ней.

Так как ведущим видом деятельности и основной формой работы с дошкольниками является игра, педагоги-практики нашего ДОУ проявляют большой интерес к обновлению игрового пространства, поскольку оно является самым приоритетным и наиболее интегрированным во все остальные пространства.

Изучив требования Стандарта дошкольного образования к среде дошкольных образовательных организаций педагогический коллектив нашего детского сада приступил к изменению игровой среды, опираясь на следующее:

  • ориентировка на цели развития и воспитания детей, возрастные и индивидуальные возможности и игровые интересы воспитанников;
  • среда должна обеспечивать свободный выбор ребенком темы, сюжета игры, игрового материала, места и времени игры;
  • игровое пространство должно быть гибким и мобильным, позволяя участникам игры (детям и взрослым) строить, менять, трансформировать его в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития;
  • сомасштабность отдельных элементов игровой среды между собой и с другими элементами, составляющими целостное игровое поле;
  • многофункциональное использование всех помещений детского сада (групповое пространство, раздевалка, спальня);
  • проектировка множества небольших центров, в которых относительно полно представлены различные виды деятельности и имеется все необходимое оборудование.

В процессе организации игрового пространства соответственно вышеперечисленным пунктам педагоги создавали условия для всех видов игр, которые целесообразно, по принципу не жесткого центрирования размещались в групповой комнате, а «лабиринтное» расположение невысокой мебели давало воспитанникам возможность играть, не мешая друг другу, объединяться подгруппами по общности интересов.

Мебель для «лабиринта» оснащена колесиками, что обеспечивает ее трансформируемость и позволяет расширять игровое пространство в соответствии с замыслом детей и развитием сюжета. В каждой возрастной группе педагоги создают оптимальные условия, чтобы каждый ребенок в игре мог проявить свою активную и инициативную позицию. Чтобы игровая среда групп соответствовала требованиям Стандарта дошкольного образования (была вариативной, трансформируемой и полифункциональной), педагогами из подручных материалов были созданы маркеры игрового пространства, представляющие собой многофункциональные игровые конструкции, которые дети могут легко складывать, переносить и видоизменять соответственно своему игровому замыслу. Благодаря своей универсальности и трансформируемости маркеры игрового пространства могут использоваться воспитанниками в самых разнообразных видах игр, от настольных до подвижных.

2

Обычная полоска пластика легко превращается в дорогу с мостом, речку, горки. Под горками дети свободно могут выполнять физические упражнения: пролезать, прокатывать мяч, катать машины.

3

А большой универсальный маркер, состоящий из двух или трех частей, с легкостью может стать кораблем, ракетой, кассой, уголком для отдыха и уединения.

4

5

Также в роли маркера игрового пространства педагоги предлагают к использованию ширмы-передвижки. Они мобильны, многофункциональны, их легко можно перенести в любую часть группы. Оформление ширмы явно не наталкивает детей на какую-то конкретную игровую ситуацию, оно легко меняется по желанию детей. В ширмах предусмотрены кармашки разных размеров, куда можно складывать атрибутику для игр. Так же предусмотрены окна, зеркала, крючки. Дети могут сами подобрать атрибуты к играм, придумать сюжет.

Также отличным помощником в организации игрового пространства служит современная игровая продукция. Это различные игровые мягкие модули и конструкторы нового поколения, например конструктор «Полидрон», с помощью которого воспитанники моделируют игровое пространство в зависимости от своих интересов и игровых потребностей.

6

Ссобрано большое количество разнообразного материала, который воспитанники могут использовать в игре. Подборка осуществлялась с учетом возраста детей, их игровых интересов и направленности. Материалы, используемые детьми в игровой деятельности, собраны по типам и хранятся так, чтобы обеспечить свободный доступ к ним. Контейнеры и стеллажи, где хранятся игровые материалы, помечены для поощрения самостоятельности воспитанников.

Учитывая потребность детей в отдыхе и желании побыть наедине с собой, в группах были созданы «уголки уединения», где один или два ребенка могут играть без вмешательства со стороны других детей и при этом находиться в зоне видимости персонала. Это всевозможные палатки и «мягкие» уютные пуфы и подушки, которые воспитанники также могут переносить в удобное для них место.

7

Новый взгляд на организацию игровой среды детского сада, а также попытка практического ее видоизменения, принесли свои положительные плоды. Увеличилось игровое пространство для деятельности детей. Сама игровая деятельность воспитанников стала более разнообразной. Дети разворачивают индивидуальные, подгрупповые и коллективные игры, в которых в зависимости от своих интересов и желаний, а также эмоционального состояния каждый находит место. У детей расширился круг общения, увеличились их социальные контакты, что способствовало сплочению детей и взрослых, улучшению социального климата в целом.

В результате взаимодействия детей в таком игровом пространстве у них развиваются качества, которые очень важны на пороге завершения дошкольного образования и поступления в школу, одним из которых является «умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, учитывая интересы и чувства других», «умение разрешать конфликты».


Предварительный просмотр: