Познавательное развитие

Галеева Елена Бегайдаровна

На странице будут отображены материалы по образовательной области ";Познавательное развитие", включающее Сенсорное развитие Формирование целостной картины мира. Познавательно - исследовательская деятельность Развитие математических представлений Конспект занятия по экспериментальной деятельности на тему: "Тонет ; не тонет"; тематической недели "Маленькие исследователи" Цель: тонут или не тонут; развитие творческого мышления через познавательно- исследовательскую деятельность и познания окружающего мира. Задачи: 1. ОО Познавательное развитие : расширять представления детей о плавающих и тонущих в воде предметах с помощью экспериментальных действий; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материала и способами его использования. 2. ОО Речевое развитие; активизировать речевую деятельность детей, развивать способность рассуждать и делать выводы; отвечать предложениями 3. ОО Физическое развитие стремиться к ритмичному повторению движений стихотворного текста; развивать эмоциональную сферу детей и психологический комфорт. Методические приемы: художественное слово, игровой прием, вопросы, эксперимент, показ, практические действия детей, оценка работ. Материал:коробка, письмо, бумажные кораблики, таз с водой, бутылка с водой, морские камушки, ракушки,пластилин, крышка пластиковая, пенопласт, деревянные палочки, бумага, листья растений Предварительная работа: чтение русской народной сказки Пузырь, соломинка и лапоть (в обработке А. Н. Толстого), изготовление лодочки из бумаги. Ход занятия Вводная часть Речевая игра Здравствуй ; солнце золотое, Здравствуй небо голубое, Здравствуй легкий ветерок, Здравствуй; маленький дружок, Здравствуй ; утро, Здравствуй день, Нам здороваться не лень. Воспитатель обращается к детям. Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла на работу, а на столе лежит коробка. Хотите узнать, что в ней лежит. Давайте ее откроем и посмотрим. Здесь сидят лягушата и письмо от них. (достает письмо, в котором написано, что лягушата приглашают детей в путешествие по реке). Воспитатель: Ребята, слушайте историю. Эта история про лягушек. Стихотворение Н.Матвеевой-;Нерешительные;: По речке не лодка, не плот, А старая бочка плывет! Вскочили на бочку лягушки. Зачем? Для чего? Для просушки! И снова попрыгали с бочки. Зачем? Для чего? Для промочки! Не могут лягушки решить: В воде или в сухости жить? Воспитатель: Ребята, понравилась вам история? (ответы детей) А кто знает, что еще может плыть по речке, куда еще могут запрыгнуть нерешительные лягушки? (ответы детей) Воспитатель: На чем можно совершить путешествие по реке? (ответы детей). Правильно, чтобы отправиться в путешествие по реке, надо построить кораблики. Ребята, я вижу в коробке бумажные кораблики. Наверное, лягушата нам их приготовили. (показывает детям кораблик, изготовленный из бумаги). Воспитатель: Дети, скажите, можно отправиться в плавание на таком кораблике? (ответы детей) Почему нельзя? (ответы детей). Давайте проверим, так ли это. Опустим его на воду и посмотрим, что с ним произойдет. (проводят опыт). Воспитатель: Что произошло с бумажным корабликом? (ответы детей). Он держится на воде и плывет. Давайте оставим его на воде. Обращает внимание детей на предметы, лежащие в коробке. Воспитатель: Ребята, смотрите, в коробке еще много разных предметов. Может, из них нам построить кораблики? (ответы детей). Воспитатель: Как вы думаете, что нужно сделать прежде, чем построить кораблик? (ответы детей). Правильно, нужно узнать, какие предметы могут плавать, а какие тонут Основная часть Воспитатель: Мы сейчас проведем эксперименты. (на столе стоят емкости с водой и предметы, отличающиеся по свойствам). Воспитатель: Как вы думаете, ребята, из каких материалов нельзя построить кораблик? (предположения, ответы детей). Давайте поверим. Все дети поочерёдно опускают в воду различные предметы и материалы: камень, пластилин, крышка, ракушка, ткань, пенопласт, деревянные палочки, листья растений). Эксперимент сопровождается вопросами педагога: ;Почему тонет?; (тяжелый); ;Почему держится на воде, плывет?; (легкий); Пригоден для постройки кораблика? Вывод: все предметы делятся на две группы те, которые тонут, и те, которые не тонут в воде. Воспитатель: Ребята, предметы, которые плавают ; легче воды, а предметы, которые тонут ; тяжелее. Свойства некоторых материалов ;не тонуть; использовали при изготовлении судов, плотов, кораблей, например; (дерево). Воспитатель: Ребята, а могут пригодиться предметы, которые тонут в воде? (ответы детей). Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением якоря, уточняет, что это и для чего используют на корабле. Физкультминутка Ручками похлопаем 1-2-3, Ножками потопаем 1-2-3. Вправо, влево повернулись И друг другу улыбнулись . Вы друг друга не задели И на место тихо сели. Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть пластмассовая бутылка с водой, давайте её опустим в воду. Что с ней произошло? Правильно, она утонула. А теперь давайте выльем воду из неё и опять опустим в воду. Что с ней произошло? (ответы детей). Вывод: бутылка с водой тонет, а пустая, т. е. с воздухом не тонет. Воспитатель: Ребята, мы с вами читали сказку ;Пузырь, соломинка и лапоть;. Почему лапоть предложил переплыть реку на пузыре? (ответы детей). Правильно, пузырь это шарик, наполненный воздухом. Воспитатель берёт шарик надутый и пытается опустить в воду с силой (он выскакивает). Затем опускает второй шарик в воду (шарик без воздуха тонет). Воспитатель показывает детям два шарика. Воспитатель: Ребята, чем отличаются шарики? (ответы детей). Вывод: шарик с воздухом не тонет, а без воздуха тонет. Воспитатель: Воздух легче воды и именно воздух не даёт шарику утонуть. Итог занятия Раздаю детям листы, где нарисованы предметы, которые дети использовали в эксперименте. Предлагаю детям показать стрелочками какой предмет тонет , а какой не тонет После того, как дети графически изобразили результаты деятельности, предлагаю поменяться материалом и проверить друг у друга: если всё выполнено правильно -рисуют зелёный круг, если есть одна-две ошибки - жёлтый круг, если ошибок больше 2 -рисуют красный круг.Образец правильного выполнения висит на магнитной доске.