3 раздел : "Научно-методическая деятельность"

Иванчук Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

УЧАСТИЕ ПЕДАГОГА  В ОБУЧАЮЩИХ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СЕМИНАРАХ, КУРСАХ И ТРЕНИНГАХ        

Дата

Наименование организации

Название программы курсов повышения квалификации

Наименование документа

26-29.04 2020

Московский Международный салон образования -2020

Деловая программа

сертификат

участника вебинара

12.05.

2020

Всероссийский образовательный марафон

«Технология подготовки детей дошкольного возраста к школе в условиях современных реалий и требований ФГОС ДО»

Удостоверение

14-27.05.

2020

Онлайн-конференция

Большой фестиваль дошкольного образования «Воспитатели России»

сертификат

Сентябрь 2020

STEAM практикум

«Как развивать естетственно- научное и техническое творчество у детей , упростить подготовку занятий и праздников в ДОУ»

сертификат участника вебинара

26.12.2020

Онлайн семинар-практикум

Мастер –класс «Рисуют все»

сертификат

2021

ООО «Движение без опасности»

«Твой ход!Пешеход»

Сертификат

22-23.11.2021

Институт раннего вмешательства

«Ранняя помощь детям и их семьям: траектория профессионального роста»

сертификат

        



Предварительный просмотр:

Отчета по работе над темой самообразования  

Иванчук Елены Владимировны (2020-2021 учебный год)

Тема:  Развитие технического творчества и конструктивной деятельности дошкольников 6-7 лет через LEGO- конструирование.

Актуальность: На современном этапе – значительных технических достижений, которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные, технические механизмы и объекты окружают человека повсеместно, все большую популярность в дошкольных образовательных учреждениях в работе с дошкольниками приобретает такой вид продуктивной деятельности, как LEGO-конструирование. Актуальность использования LEGO – педагогики в образовательном процессе с дошкольниками:

  • LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка. 
  • Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.
  • LEGO-конструкторы  на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждениях.  Дети любят играть в свободной деятельности.
  • В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

Также, использование конструкторов LEGO при организации образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к техническому творчеству, что способствует формированию задатков инженерно-технического мышления, а также дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения. Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.

Образовательные области в детском саду не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, а творческое конструирование с социально–коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.

В процессе освоения LEGO-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования так же дошкольники познают основы современной робототехники, что способствует развитию технического творчества и формированию научно-технической ориентации у детей. LEGO-конструирование с основами робототехники объединяет: «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», что дает возможность построения процесса с интеграцией образовательных областей:

- способствуют развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;

- развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);

-является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие);

-позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

-формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

-объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку  возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, проявлять инициативу и самостоятельность.

-сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

Цель: приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству посредством LEGO конструирования.

Задачи:

1. Познавательная: способствовать развитию познавательного интереса к LEGO- конструированию .

2. Образовательная: формировать умения и навыки LEGO-конструирования, содействовать приобретению первоначального опыта по решению конструкторских задач. Знакомить дошкольников с техническими аспектами робототехники.

3. Развивающая: развивать творческую активность, воображение, желание творить и изобретать, инициативу и самостоятельность в принятии оптимальных решений в разнообразных ситуациях. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, оперативную память, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

4. Воспитательная: воспитывать коммуникативные способности, дружеские взаимоотношения, дисциплину, чувство ответственности.

Анализ литературных источников (книги и интернет ресурсы):

1. А. Бедфорд  «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г. 

2. Е.В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.

3. Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный http://robotics.ru/

4. Л. Г. Комарова, Строим из Лего / Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.

5. Л.В.Куцакова, Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005 г.

6. «LEGO конструирование в детском саду» Феншина Е. В. пособие для педагогов – Москва, Сфера, 2011 г.

7. М.С. Ишмаковой  «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.

8. О.В. Дыбина, Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.

9. Программа дополнительного образования «Роботенок» - Дымшакова Ольга Николаевна

(http://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programma-robotjonok.html)

10.Сайт Института новых технологий/ ПервоРобот LEGO WeDo: http://www.intedu.ru/object.php?m1=3&m2=62&id=1002

11. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO» Лусс Т. В. - Москва, Владос, 2003 г.

Постановка и обоснование проблемы  самообразования:

В практике детских садов остро стоит проблема организации работы по активизации познавательного интереса к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков. При её решении педагоги сталкиваются с отсутствие необходимых специальных условий в учреждении, по развитию конструирования и робототехники. При введении ФГОС ДО были выявлены следующие противоречия, а в частности между:

- требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением детского сада конструкторами LEGO, а также отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием LEGO-конструкторов и робототехники;

- необходимостью создания в ДОУ инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников, научно-технического творчества и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;

- возрастающими требованиями к качеству работы педагога и в не полной мере пониманием педагогами влияния LEGO-конструирования и робототехники на развитие личности дошкольников.

Поэтому данные противоречия указывают на необходимость внедрения LEGO-конструирования и технического творчества в образовательный процесс детского сада, что дает возможность создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству посредством LEGO-конструирования  и формированию первоначальных технических навыков.

Этапы реализации самообразования:

Первый этап (организационно-теоритический: сентябрь – октябрь 2020г.) – изучение возможностей внедрения LEGO-конструирования и технического творчества в образовательный процесс с дошкольниками, анализ имеющихся условий, знакомство и выбор приемлемой по техническому обеспечению программы по конструированию и робототехники, повышение квалификации, организация начального материально-технического обеспечения LEGO – центра.

Второй этап (накопительно-практический: ноябрь – май 2020-2021г.) - практическое осуществление деятельности по конструированию: организация работы LEGO – центра, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO – центра в образовательном процессе с старшими дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.

Третий этап (заключительный: май 2021г.) – осуществление распространения опыта, осуществление презентации полученных результатов.

Перспективный план работы по самообразованию на 2020-2021 г.

Срок

 

Этап

Содержание работы

Форма отчетности

 

Сентябрь - октябрь

Организационно - теоретический

1. Изучение нормативных документов

2. Изучение опыта работы по введению LEGO-конструирования и технического творчества в образовательный процесс с дошкольниками. Знакомство с программами по конструированию со старшими дошкольниками, статьям и учебно-методической литературой по данной теме.

3. Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

4. Прогнозирование результатов.

Консультация для родителей «Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка», памятка для родителей «Что такое LEGO-конструирование?»

Ноябрь - май

Накопительно - практический

1.Изучение методики LEGO-технологии, конструирования  в Интернете.

2. Вебинар «Применение образовательных конструкторов Lego Education «WeDo» в работе с обучающимися 5-7 лет»

3. Введение конструирования и технического творчества в образовательный процесс со старшими дошкольниками.

4. Подбор необходимого оборудования, материалов, изготовление дидактических игр.

5.Создание предметно-пространственной среды и оборудования для занятий .

6.Формирование технического словаря для детей.

7. Размещение стендовой информации для родителей «Информация о проекте»

8.Мастер-класс для воспитателей,

9. Консультации для педагогов.

Оформление фотовыставки

«Мой перворобот»

10. Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

11. Привлечение родителей к организации LEGO-центра в группе.

Консультация для родителей «Конструктор Лего: как играть, что выбрать?»

Консультация для педагогов «LEGO-конструирование в детском саду».

Открытое мероприятие для родителей с использованием LEGO-конструирования.

Карточки дидактических игр, технологические карты.

Май

Заключительный

1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе.

2. Анализ по осуществлению плана по самообразованию.

3. Обобщение опыта по данной теме через презентацию, выступление, показ.

3. Планирование деятельности и перспектив развития.

1. Презентация «LEGO конструирование в старшем дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей».

2. Публикация собственного опыта педагогической деятельности на сайте учреждения и в социальной сети работников образования

Исходя из этого положения, главными направлениями деятельности  в работе педагога по развитию конструктивной деятельности и развития технического творчества является:

  • изучение психолого-педагогической литературы по LEGO-конструированию и технического творчества (история возникновения LEGO-конструирования и робототехники);
  • актуальность применения конструирования в образовательном процессе с дошкольниками;
  • цели и задачи LEGO-конструирования и технического творчества в обучении детей дошкольного возраста;
  • этапы работы по введению LEGO-конструирования и технического творчества в образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста;
  • группы умений, формируемые конструированием;
  • особенности LEGO-конструирования и технического творчества детей дошкольного возраста;
  • роль родителей в деятельности детей по конструированию;
  • практическая реализация программ по LEGO-конструированию и технического творчества;
  • изучение педагогический опыт других педагогов;
  • внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста.

Данный материал был опубликован в журнале  «Дошколенок. РФ».

Приложение 1.

Консультация для родителей

«Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка»

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Оно направлено на моделирование окружающего пространства в самых существенных чертах и отношениях. Такая специфическая направленность конструирования отличает его от других видов деятельности. Занятия конструктивной деятельностью своеобразно влияют на психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте.

Конструктивная деятельность – это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета, приведение в определённый порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.  

Конструирование является продуктивным видом деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта.

Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное. К техническому типу относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков. В техническом конструировании – дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов.

К художественному типу относится конструирование из бумаги и природного материала. В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. Например, «весёлый клоун», «прекрасный принц».

Создание конструкций из бросового материала может носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от той цели, которую ставит перед собой сам ребёнок, либо взрослый перед ним.

Конструирование отвечает интересам и потребностям дошкольников, учитывает психологические особенности ребёнка дошкольного возраста (наличие развитых форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления).

Наиболее доступным для детей является конструирование из строительного материала. Детали строительных наборов из дерева представляют собой правильные геометрические тела. Это даёт детям возможность получить конструкцию предмета, передавая пропорции частей и симметричное их расположение.

Занятия с ребёнком конструированием:

  • ставит ребёнка в активную позицию, стимулируя его познавательную деятельность; создаёт основу для развития фантазии и воображения;
  • развивает мелкую моторику рук и глазомер, учит соизмерять мышечное усилие и тренировать координацию руки и глаза;
  • конструирование способствует знакомству с сенсорными признаками предметов (цветом, формой, величиной) и помогает научиться оперировать ими;
  • оперирование с деталями конструктора позволяет формировать и совершенствовать определённые типы перцептивных действий, необходимых для использования сенсорных эталонов при анализе свойств реальных предметов: целенаправленные пробы, практическое соизмерение и зрительное соотнесение;
  • на основе практических действий с конструктором осуществляется развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение;
  • строительные игры, которые несут практическую, проблемную направленность активизируют детей, способствуют переносу освоенных умений  на другие ситуации;      
  • благодаря созданию материальных конструкций абстрактные понятия (как величина) могут быть представлены детям в доступной им конкретно-чувственной форме;
  • конструирование способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных соотношений.

В связи с этим речь детей обогащается новыми терминами, понятиями, которые в других видах деятельности употребляются редко.  В процессе  конструирования дети усваивают  правильное употребление относительных понятий: большой – маленький,  длинный – короткий, высокий – низкий,  широкий – узкий. Также они  упражняются в точном словесном указании направления (над – под, сзади – спереди, вправо – влево и т.д.).

Таким образом, у детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления. Конструирование имеет большое значение для работы мыслительных операций, так как в процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их (расчленять на части и находить основные, от которых зависит расположение других частей; выделять в частях соответствующие их детали и т.д.) и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения.

Создавайте, творите, развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Удачи ВАМ!

                                                                                                 Приложение 2.

                                   Памятка для родителей

         «Конструктор LEGO: как играть, что выбрать?»

Моделирование построек по схемам – весьма увлекательный процесс, и различается по уровню сложности, а достижение финального результата порадует ребенка и научит идти к поставленной цели.

Но никогда при этом не стоит взрослым настаивать на том, чтобы дети собирали конструкции именно по прилагаемой к набору инструкции, пусть у них развивается мышление, проявляется фантазия и импровизация.

В любом случае, ребенок проводит время, играя и обучаясь с удовольствием, а похвалы родителей прибавляют еще и ощущение гордости за достижение поставленной задачи. Экспериментируйте вместе с детьми, отходите от шаблонов, лишь тогда игра будет полноценной и интересной.

Играйте и развивайтесь вместе с детьми!

подробно и с картинками описан весь процесс комбинации деталей, и в этом возрасте родители уже могут начать обучать ребенка компоновать элементы «по чертежам».

Как собирать Лего по инструкции?

1. Рассмотрите внимательно рисунок вместе с ребенком.

2. Выберите детали для первого шага. Здесь пригодится умение анализировать, сравнивать, обобщать.

3. Следуя подсказкам на рисунках, соберите первую деталь будущей игрушки. Продолжайте дальше, не оставляя первое время ребенка одного – подсказывайте, направляйте в правильное русло рассуждения.

4. Освоив принцип сборки простых фигурок и игрушек, можно приступать к более сложным конструкциям.

Детей в возрасте 5-6 лет и старше, безусловно, увлечет лего-конструирование. Для этих целей можно приобретать наборы из различных серий, в зависимости от предпочтений ребенка (Тачки, Бетмен, Бен 10, Агенты, Атлантида, Гарри Поттер, Фабрика Героев, Город, Замок, CREATOR и др.) Помимо знакомых уже ребенку деталей, в отдельных наборах присутствуют и более сложные конструкции, основанные на разнообразных интеллектуальных механизмах. С помощью такого набора Лего можно, например, собрать робота, который при помощи датчиков будет реагировать на свет, прикосновение, температуру, громкий звук и т. п. Можно соорудить машинку на радиоуправлении.

А овладев навыками компьютерного программирования, ребенок сможет «научить» свою модель выполнять простые действия: что-нибудь складывать (например, небольшие мячики в корзинку, ходить по заданному маршруту, подниматься по лестнице и многое другое.

Модификации Лего Дупло дадут возможность ребенку собрать огромное количество увлекательных игрушек. Одной из многочисленных особенностей этих конструкторов, является то, что они могут «расти» вместе с ребенком, расширяя его кругозор, развивая моторику, пространственное и структурированное мышление, коммуникабельность и творческий подход к «решению» поставленных задач.

Приложение 3.

Консультация для педагогов «LEGO-конструирование в детском саду»

В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно -коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Результатом образовательной деятельности ДОУ в настоящее время считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность.

Конструирование – это деятельность, которая отвечает интересам и потребностям дошкольников, учитывает психологические особенности ребёнка дошкольного возраста (наличие развитых форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления).

Конструирование относится к продуктивным видам детской деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.).

 Основное отличие детского конструирования состоит в том, что продукты конструктивной деятельности взрослого наукоёмкие, сложные по своему функциональному назначению, а результаты детского просты и лаконичны как по своей форме, так и по содержанию. Однако в деятельности взрослого и ребёнка есть одна общая характеристика. И в том и в другом случае конструкция имеет практическое назначение, а именно в мире взрослых она обеспечивает жизнедеятельность человека, а в мире ребёнка организует его игру как один из видов его деятельности.

Каждый ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь.

Задачи педагога:

  • Научить детей создавать постройки по индивидуальному и совместному замыслу. Поддержать стремление проявлять изобретательность, экспериментирование.
  • Закреплять  представление  о  строительных  деталях,  их  свойствах.  Развить умение самостоятельно анализировать постройки, конструкции, чертежи, рисунки, схемы.
  • Определять назначение частей предметов, их пространственное расположение.
  • Научить строить по словесной инструкции, по темам, по замыслу, по готовым чертежам, схемам (расчлененным и не расчлененным) .
  • Развить эстетический вкус в процессе оформления сооружений дополнительными материалами.
  • Добиваться единого результата.

Лего — один из самых востребованных в мире современных конструкторов, органично сочетающих в себе игру и конструирование.

Лего побуждает работать в равной степени и голову и руки. Конструктор помогает детям воплощать в жизни свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.

 Главной задачей лего - конструирования является процесс, в ходе которого дети учатся подбирать соответствующие детали и, выстраивать конструкции, изменять их.

Детей увлекающихся конструированием отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития ребенка.

В отличие от обычных традиционных наборов для детского конструирования, применяемых в детских садах, ЛЕГО – конструктор способствует не только поддержанию свободной самостоятельной игры детей, но и стимулирует желание к исследованиям, интерес к творчеству. Это универсальные конструкторы, которые в форме познавательной игры позволяют участникам рождать новые замыслы, воплощать в реальность то, что могло бы быть на самом деле; самостоятельно решать поставленную задачу, видеть продукт совей деятельности, создавать пространства, в которых можно с удовольствием играть, изменяя и совершенствуя игровую обстановку.

Особенность конструирования предметов из Lego детьми старшего дошкольного возраста заключается в том, что дети занимаются этой деятельностью с удовольствием, но выполняют конструкции в основном по образцу взрослого и с его помощью. Так как у детей среднего дошкольного возраста еще нет достаточного опыта, нет знаний и умений в выполнении различных предметов из Lego-деталей, разными способами.

Игры и занятия с конструктором развивают  работу обоих полушарий головного мозга, т.к. работать дошкольнику приходится обеими руками. Это помогает развитию творческих задатков. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соединять наглядные символы (при наблюдении приемов поэтапного выполнения поделки) со словесными (объяснение приемов последовательности работы) и осуществлять перевод их значений в практическую деятельность, т.е. самостоятельно выполнять действия.

Пожалуй, самым важным плюсом в Lego является то, что родители играют со своими детьми вместе. Они помогают им освоить новое игровое пространство, первый раз собрать модель по инструкции, и тем самым сближаются со своими детьми. Ребенок даже не должен догадаться, что происходит обучение, для него это все должно быть просто увлекательной игрой! Никакого назидания и поучений!

Когда за окном непогода, льет осенний дождь или мороз рисует узоры, очень важно правильно организовать досуг ребенка дома. С помощью конструктора Lego вечерний досуг будет действительно увлекательным. Такое занятие собирает всю семью, способствуя общению в дружной, теплой атмосфере.

Для чего нужен конструктор? В самую первую очередь - это хороший повод для общения с ребёнком любого возраста. Ведь конструктор далеко не простая игрушка, часто для обращения с конструктором ребёнку требуется приложить определённые усилия, а заинтересованность взрослого и такого авторитетного  человека, как папа делает эту игрушку особенно привлекательной. Папа не должен делать всё за ребёнка, он просто предоставляет своему малышу возможность поэкспериментировать с деталями конструктора и найти какие – то новые возможности для их применения на практике. И всегда следует помнить, что любой конструктор – это лишь малая часть, какой – то большой игры

Известно, что игра с мелкими деталями (в том числе, входящими в наборы ЛЕГО) не только способствует развитию моторной умелости, но и стимулирует развитие активной речи, воображения, конструктивных и творческих способностей.

Лего - конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности «Социально-коммуникативное», «Физическое», «Познание», « Художественно-эстетическое», «Речевое». Активное использование ЛЕГО - конструирования с дошкольниками, как специально организованной деятельности, способствует развитию исследовательской активности детей, приобщению дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Школа молодого воспитателя «Организация режима дня ребенка в домашних условиях» воспитатель : Иванчук Елена Владимировна

Слайд 2

От нарушения режима страдает не только ребенок, но и родители. Вместе со своим малышом вы тратите слишком много энергии, быстрее устаете и ничего не успеваете сделать. Вывод прост: соблюдение режима облегчает жизнь и вам, и вашему ребенку.

Слайд 3

Основное требование к режиму дня Основное требование к режиму — это точность во времени и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими. Нужно установить время, когда ребенок ложится спать, встает, ест, гуляет, выполняет несложные, посильные для него обязанности. Это время мы стараемся соблюдать.

Слайд 4

Режим дня у нас таков состоит он из стихов 8:00- Всем проснутся пора, с добрым утром, вся семья! 8:15 – 8:40 – Чтобы быть весь день в порядке, надо делать нам зарядку! 9:00 – Нас столовая завет, вкусный завтрак всех нас ждет! 10:00 – Лишь заслышим зов игры, быстро выбежим все мы! 11:00 – В игры разные играем! Отдыхаем, загораем, Мы поем рисуем, пляшем, Не грустим в семействе нашем! 12:00 – Все за стол! Узнать пора чем богаты повара! 13:00 -15:00 – К нам приходит тишина – Отдыхает детвора! 16:00 – В это время приглашаем песни петь и танцевать! 17:00 – Ну а если не темно, погуляем заодно! 18:00 – В игры можем поиграть , полепить, порисовать! 19:00- Все семейство за столом, ужинаем вместе, 20:30 - Вот и день почти прошел, ждем «Спокойной ночи!» Сказку на ночь посмотреть любим очень, очень!

Слайд 5

Сон Только во время сна ребенок получает полный отдых. Сон должен быть достаточно продолжительным: сон моего ребенка составляет 12 часов в сутки. Из этого времени необходимо, выделить часа 1,5 или 2 для дневного сна. Ложится не позднее 9 часов вечера.

Слайд 6

Дневной сон В режиме дня ребенка дневной сон обязателен, будь мы в отпуске или идем в гости. Это помогает снять нервное напряжение, отдохнуть, расслабиться, накопить силы на вторую половину дня и быть в хорошем настроение.

Слайд 7

Питание Дети должны получать питание 4—5 раз в день. От этого зависит здоровье вашего ребенка. Первая наша еда дается через полчаса после пробуждения ребенка, а последняя — за час до сна. Между приемами пищи установлены промежутки в 3—4 часа, их надо стараться соблюдать. Наиболее сытная еда дается в обед, менее сытная — на ужин.

Слайд 8

Прогулки Как бы точно ни соблюдалось время сна и еды, режим нельзя признать правильным, если в нем не предусмотрено время для прогулки. Чем больше времени дети проводят на открытом воздухе, тем они здоровее. На опыте работы детских садов установлено, что дети дошкольного возраста, приученные к ежедневным прогулкам.

Слайд 9

Причиной отмены прогулки для здорового ребенка могут быть исключительные обстоятельства: проливной дождь, большой мороз с сильным ветром.

Слайд 10

Прогулки Сони в выходные дни обязательно 2 раза в день. Мы предпочитаем активный отдых: в зимний период – это катание на лыжах, снегокатах , игра в снежки, в летний – катание на велосипедах, выезд на природу.

Слайд 11

К концу недели работоспособность ребенка падает, нарастает утомление. Особенно это касается тех детей, кто посещает дошкольное учреждение. Ничего удивительного в этом нет — ведь в детском коллективе малышу приходится «обуздывать» свои желания и эмоции, контролировать двигательную активность. Всё это требует огромной затраты нервной энергии. Не секрет, что дети могут уставать от интенсивного общения со сверстниками. Поэтому отнеситесь с пониманием и уважением к тому обстоятельству, что дома в субботу и воскресенье вашему ребенку требуется разрядка.

Слайд 12

Домашние дела В выходные дни старайтесь уделить максимум времени ребенку, все домашние дела вы можете делать вместе. Превратите свою домашнюю работу в игру для ребенка. Вместе можно пылесосить, гладить, убираться.

Слайд 13

Игры дома Игры в которые можно играть дома не должны нарушать режим дня. В первой половине или середине дня это могут быть более активные игры, а перед сном более спокойные. А ктивные игры – это может быть игры с мячом, в кегли, пение в караоке и др.; спокойные игры – рисование, лепка, чтение книг, настольные игры.

Слайд 14

«Учитесь у ребенка» Итак, в идеале дошкольнику рекомендуется следующий режим дня: максимальная продолжительность непрерывного бодрствования — 5,5–6 часов; сон — 12,5–12 часов (из них 2–2,5 часа приходится на дневной сон); четыре приема пищи с интервалом в 3,5–4 часа. прогулки на свежем воздухе 1-2 раза вдень. Очень важно, чтобы режим дома совпадал с режимом дошкольного учреждения.Родители должгы интересоваться режимом дня в детском саду, белее старшие дети могут сами рассказать, чем они занимаются в детском саду .



Предварительный просмотр:

Классический подход к  предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ.

Подготовил : воспитатель Иванчук Е.В.

Развивающая среда является одним из условий, обеспечивающих качество дошкольного образования. Научно обоснованная организация среды в целом определяет эффективность образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, создает благоприятные условия для развития личности и деятельности детей раннего и дошкольного возраста. 

В психолого-педагогической науке среда рассматривается как фактор психического развития ребенка (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, С. Л. Рубинштейн и др.), социализации личности (П. П. Блонский, Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова и др.). По мнению ряда ученых, среда является основой построения взаимодействия педагога с детьми (Т. Н. Доронова, Н. А. Короткова, Н. А. Реуцкая, Н. Я. Михайленко). 

В научных исследованиях нет единых подходов в определении понятия «среда». Используются различные термины: развивающая предметная среда (С. Л. Новоселова); предметно-развивающая среда (В. А. Петровский); предметнопространственная среда (Т. С. Комарова), предметно-игровая среда (Н. Т. Гринявичене и др.). 

Как указывает С. Л. Новоселова, развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка .

Предметно-игровая среда обеспечивает удовлетворение потребностей детей в игровой деятельности посредством соответствующего наполнения, отвечающего интересам и склонностям детей. Она выступает стимулом к занимательной, эмоционально-окрашенной совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста. По мнению О. А. Комаровой, предметно-пространственная развивающая среда представляет собой организованное пространство, включающее в себя специально подобранные игрушки, игровое оборудование, предметы мебели для осуществления специфических видов деятельности, игры, личностно-ориентированного взаимодействия .

В современном учреждении дошкольного образования предметно-пространственная развивающая среда должна отвечать требованиям

  1. Безопасность предполагает соответствие всех элементов предметно-пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Одним из требований к отбору материалов и оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Оно должно быть устойчивым и прочным. Материалы, из которых изготовлено игровое оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям.
  2. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию учебной программы дошкольного образования. Насыщенность предполагает оснащение среды средствами обучения и воспитания, игровыми материалами, игровым и спортивным оборудованием и инвентарем; разнообразие материалов и оборудования обеспечивающее игровую, познавательную, творческую и двигательную активность воспитанников, их эмоциональное благополучие. Предметное окружение детей раннего возраста предоставляет возможности для развития движений, моторики, координации, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
  3. Трансформируемость среды предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации (от меняющихся интересов и возможностей детей). Игровое пространство развернутой сюжетно-ролевой игры изменяется в соответствии с сюжетом новой игры-спутника.
  4. Поли-функциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды. Поли-функциональность предполагает использование детьми предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления в разных видах детской деятельности. Так, например, предметы-заместители (детали конструктора, коробки) активно используются ребенком в игровой деятельности, природные материалы (песок, плоды и семена) – в познавательной, игровой и художественной и др.
  5. Вариативность среды предполагает наличие в ней различных пространств и разнообразных игровых материалов и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей. Под вариативностью среды понимается наличие мест и материалов для игры, конструирования, экспериментирования, объектов для наблюдений и исследований; сменяемость игрового материала, в зависимости от расширения круга детских интересов и возможностей; появление в среде новых, «незнакомых» предметов, стимулирующих их игровую, познавательную и творческую активность.
  6. Доступность – возможность свободного доступа детей к играм, игровым материалам и оборудованию, обеспечивающим разнообразные виды детской деятельности. Соответствующее расположение мебели, игрового оборудования, свободные проходы позволяют каждому ребенку беспрепятственно взять материал и организовать совместную со взрослым или самостоятельную деятельность.

При создании среды необходимо руководствоваться и современными требованиями к организации образовательного процесса. Для проведения занятий, игр, наблюдений педагог подбирает и размещает в групповом помещении игрушки, материалы и оборудование для специально организованной и нерегламентированной деятельности детей в соответствии с Перечнем средств воспитания и обучения . Он включает оборудование, игрушки, игровой материал, наглядные пособия, которые отвечают психолого-педагогическим, эстетическим, эргономическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям и нормам. Задача педагога спроектировать развивающую предметную среду в соответствии с данным перечнем и содержанием учебной программы дошкольного образования.

Таким образом, среда должна:

  • обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка;
  • побуждать детей к деятельности;
  • способствовать развитию самостоятельности и творчества;  - обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка.

А для этого она должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся.

Нет чётко определенных требований к наличию в группе тех или иных уголков и центров. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна. Создание современной развивающей среды обеспечивает целостное развитие ребенка как субъекта посильных детям дошкольного возраста видов деятельности.

При этом следует помнить правило: игры, игрушки, пособия не должны находиться на глазах детей бессменно. Условно пособия, оборудование, дидактические игры, материал можно разделить на три категории:

  • «СЕГОДНЯ». Тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях, в других формах взаимодействия с взрослыми. (Символика страны, разнообразие народов, мир животных и растений и т.д.)
  • «ВЧЕРА». Материал исследованный, уже известный, освоенный на личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний.
  • «ЗАВТРА». Содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем.

Таким образом, развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.



Предварительный просмотр:

Отчета по работе над темой самообразования  

Иванчук Елены Владимировны (2019-2020 учебный год)

Если я чем – то на тебя не похож,

Я этим вовсе не оскорбляю тебя,

А, напротив, одаряю.

Антуан де Сент - Экзюпери

Тема:  Основные направления деятельности педагога-психолога в группах компенсирующей направленности для детей с интеллектуальными нарушениями.

Актуальность: В основу современного дошкольного образования положена концепция психологического возраста как этапа детского развития, характеризующегося своей структурой и динамикой. Каждый психологический возраст имеет свою социальную ситуацию развития.

  Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это проявляется в стремлении специалистов и исследователей к поискам вариативных программ, в использовании новых методов обучения и воспитания.

  Ключевой позицией обновления дошкольного специального образования является создание условий для системного развития возможностей проблемного ребёнка в целях обогащения его социального опыта.

 В системном подходе реализуется отношение к ребёнку как системно развивающемуся индивиду.

 Продуктивное взаимодействие ребёнка и взрослого является динамическим мотивообразующим процессом для обоих участников общения и является стержнем коррекционно – развивающего обучения и воспитания.

Общение, игровая, предметная, изобразительная, конструктивная, трудовая деятельности лежат в основе возникновения всех психологических новообразований и становления личности ребёнка в целом.

 У детей с интеллектуальными нарушениями , в раннем и дошкольном возрасте, деятельность формируются с опозданием и с отклонением на всех этапах развития. Ни один из видов детской деятельности не возникает своевременно, чтобы стать опорой для всего психического развития в определённом возрастном периоде (Н.Г.Морозова, 1976; А.А.Катаева, 1978, и др.).Поэтому, такая деятельность не может служить средством коррекционного воздействия на развитие умственно отсталого ребёнка. Сначала на специальных занятиях в ДОУ формируются все виды детской деятельности, а затем переносятся в свободную деятельность детей. В.И.Лубовский, Е.И.Стребелева и другие исследователи доказали, что только в ходе целенаправленного обучения у детей с нарушением интеллекта развиваются все виды детской деятельности.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу коррекции нарушений развития, оптимизация процессов социальной адаптации и индивидуально-личностного развития обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Задачи:

Повысить собственный уровень знаний;

Разработать перспективный план работы с детьми;

Провести диагностику на начало и конец учебного года;

Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей ;

Участвовать в семинарах, вебинарах различной формы и уровня;

Провести мастер-класс для родителей .

Анализ литературных источников (книги и интернет ресурсы):

1. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития(Олигофренопедагогика): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б. П. Пузанов, Н. П. Коняева, Б. Б. Горскин и др. ; Под ред. Б. П. Пузанова;

2. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО/ Г. И. Колесникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 176с. – (Серия: Профессиональное образование);

3.Дефектология: Словарь-справочник /Авт. -сост. С. С. Степанов; Под ред. Б. П. Пузанова. - М.: Новая школа, 1996. - 80 с. ;

4. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя. ––М.: «БУК-МАСТЕР», 1993. –191 с: ил. ;

5. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, Владос, 1995.;

6. Сборник «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в таблицах и алгоритмах». - МДОУ «Детский сад «Ёлочка» г. Надыма», 2017.;

7. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. Методические рекомендации «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта». – М.: Изд. «Просвещение», 2005.

Содержание работы:

Появление определенных потребностей, мотивов, интересов у ребёнка является предпосылкой развития всех видов деятельности. Например, для возникновения действия с предметами, у ребёнка должна возникнуть потребность в их употреблении, в овладении способами действий с ними.

Но, одной потребности не достаточно для возникновения деятельности, ребёнок должен научиться понимать цель деятельности в доступной ему форме, в доступных пределах, уметь анализировать условия её осуществления. На этом этапе ребёнок должен уже иметь достаточный уровень развития восприятия, наглядно – образного мышления, общей и точной ручной моторики.

  Дети с интеллектуальными нарушениями  раннего и дошкольного возраста характеризуются низким уровнем развития восприятия, поэтому дети не способны самостоятельно ориентироваться в условиях задачи, нуждаются в детальном её разъяснении, чем нормально развивающиеся дошкольники.

 Восприятие не имеет решающего воздействия на определение задачи и побудительных причин действия. Но, там, где основополагающие условия – мотив, цель, задача – уже существуют, развитие деятельности существенно зависит от возможностей восприятия, от уровня сенсорного развития. Одна из основных причин замедленного и несвоевременного перехода от одного вида деятельности к другому – это слабое развитие восприятия, что в свою очередь сказывается на формировании высших психических функций (памяти, мышления, воображения, речи) и личности в целом.

 Исходя из этого, на начальном этапе обучения с умственно отсталыми детьми весь процесс обучения организует взрослый (ставит цель, анализирует условия, средства достижения цели, организует сами действия, осуществляет контроль и оценку их выполнения). Ребёнок является активным участником обучающего процесса.

Он должен научиться принимать поставленную взрослым цель, после анализа взрослым, ориентироваться в условиях задачи, хотеть и уметь овладеть способами действий, а также целенаправленно действовать до получения результата, ориентироваться на оценку не только самого результата, но и способа действий. Очень важно сформировать у ребёнка элементы самооценки, умение контролировать себя в процессе выполнения игровой и практической задачи.

 Наличие этих элементов обучающего процесса является залогом успеха коррекционной работы по развитию каждого вида детской деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта.

 Таким образом, элементы учебной деятельности формируются у детей с интеллектуальными нарушениями раньше, чем виды детской деятельности. На основе развития элементов деятельности организуется работа по становлению ведущей (игровой) деятельности и типичных видов детской деятельности (изобразительной, конструктивной, трудовой).

Исходя из этого положения, главными направлениями деятельности  в работе педагога-психолога ДОУ с детьми с интеллектуальными нарушениями является:

  • Формирование способов усвоения общественного опыта, в том числе и учебных навыков.
  • Учёт индивидуальных особенностей ребёнка.
  • Учёт сензитивных периодов ребёнка на каждом возрастном этапе.
  • Деятельностный подход в организации целостной системы коррекционно-педагогического воздействия.
  • Единство диагностики и коррекции отклонений в развитии.
  • Анализ социальной ситуации развития ребёнка в семье.
  • Развивающий характер обучения с учётом зоны ближайшего развития.
  • Совместная работа родителей или лиц их заменяющих в коррекционно-педагогическом процессе.
  • Формирование и коррекция высших психических функций, в процессе специальных занятий с детьми.
  • Развитие эмпатии ребёнка (умения сопереживать другому), основываясь на эмпатии воспитывать адекватное поведение.
  • Определять базовые достижения ребёнка на каждом возрастном этапе, с целью коррекции и развития ребёнка, раскрытия его потенциальных возможностей.

Данный материал был опубликован на сайте «Педагоги.онлайн».

Приложение 1.

План работы

1 этап. Подготовительный

Содержание работы

Сроки реализации

1

Определение темы самообразования, обоснование ее актуальности, необходимости рассмотрения

Сентябрь 2019

2

Постановка целей, задач работы        

3

Составление плана работы по самообразованию

2 этап. Основной

1

Теоретическая часть:

  • Изучение методической, педагогической, психологической и другой литературы, опыта работы коллег и т.п.
  • Ознакомление с требованиями оформления теоретической части работы.
  • Подбор материала по теме, наработка дидактических и методических пособий

Октябрь - декабрь

2

Практическая часть:

  • Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования для проведения деятельности
  • Составление конспектов занятий, деятельности и т.д., их апробация.

Январь-апрель

4 этап. Завершающий

1

Оформление результатов педагогического наблюдения детей

май

2

Оформление опыта работы:

  • Систематизация теоретической части
  • Систематизация практической части материала
  • Подборка материалов и составление «Приложения» (плана работы по самообразованию, конспектов, результатов продуктивной деятельности детей, фотоматериалов и др.)

5 этап. Презентационный (распространение)

Содержание работы

1

Проведение консультации для педагогов «Единство диагностики и коррекции отклонений в развитии. ».

май

2

Подготовка материала к публикации в печатных изданиях

           

Приложение 2.

Игра  на установление психологического контакта детей с нарушениями интеллекта

Часть 1.

Ритуал приветствия

Приветствие сопровождается движениями , дети сидят на ковре в кругу:

-Здравствуй, небо голубое! (Руки поднять вверх).

Здравствуй, солнце золотое! (Руками над головой описать большой круг).

Здравствуй, свежий ветерок! (Руки в стороны).

Здравствуй, маленький цветок! (Плавно опустить руки на ковер).

Здравствуй, милый мой дружок! (Педагог пожимает руку каждому ребенку).

Игровое упражнение «Иди ко мне»

Цель: формирование эмоционального контакта с воспитателем.

Ход игры: Педагог  отходит от детей на несколько шагов и манит к себе одного ребёнка, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой (я) хороший (ая).» Когда ребёнок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой (ая) ко мне хороший (ая) (имя ребёнка) пришёл (пришла).» Игра повторяется с другим ребёнком.

Игровое упражнение «Пришёл Петрушка»

Цель: формировать эмоциональный контакт со взрослыми, вызывать интерес к игрушкам.

Оборудование: Петрушка, погремушки.

Ход игры: Педагог  приносит Петрушку, рассматривая его и привлекая к нему внимание д етей, проговаривая:

-Посмотрите, ребята, кто к нам пришёл?

Это Петрушка к нам в гости зашёл!

Вы посмотрите, какой яркий наряд! (показывает на одежду)

С вами Петрушка играть очень рад!

Петрушка гремит погремушкой, потом раздаёт погремушки всем детям и говорит:

- Я не знаю, как играть?

Кто мне сможет подсказать?

Вы, ребята, подскажите,

Играть в это (показывает на погремушку) научите!

Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками и радуются.

Часть 2. Обоснование выбора методов и приёмов организации и проведения игры на общение, установление психологического контакта с детьми с нарушениями интеллекта; с указанием, в чём заключается подготовка педагога  к проведению данного вида деятельности

Установление психологического контакта – важный компонент социально-коммуникативного развития. Если говорить о детях с нарушениями интеллекта, то для них это важно во много раз сильнее. Из-за различных трудностей (в том числе – речи, таким детям сложно установить контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Поэтому педагогу очень важно создать условия, способствующие установлению контакта, а также создать условия для поддержания состояния психологического комфорта каждого ребёнка, сформировать чувство доверия к окружающим. Педагогу необходимо выделить каждого ребёнка из группы детей и использовать сугубо индивидуальные формы взаимодействия взрослого с ребёнком. Также необходимо уметь применять различные виды деятельности с включением двигательного и тактильного подкрепления, мимики, жестовых реакций и голосового модулирования. Для этого хорошо подходят потешки, прибаутки, дидактические игры, упражнения. При этом необходимо использовать различные виды тактильного контакта (обнимания, поглаживания, похлопывание по спине) в сочетании с ласковым произнесением имени ребёнка и зрительным контактом.

Общение играет особую роль в психическом развитии детей. Для ребёнка с нарушениями интеллекта обучение общению представляет большую значимость. С такими детьми нужно всё время общаться, развивая наблюдательность, подражательность, внимание, память и речь.

Всё это поможет в формировании первоначальных представлений о себе, что будет способствовать появлению адекватных форм взаимодействия ребёнка с близкими и со сверстниками.

Ритуал приветствия. Рефлексия настроения и эмоционального состояния проводится в начале учебного занятия с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. В данном случае рассматриваем рефлексию в начале занятия на установление положительных эмоций и хорошего настроения. Дети садятся на ковре вместе с воспитателем, желательно в круг. Дети, глядя на педагога, будут подражать его движениям рук, а со временем, повторять, проговаривать слова приветствия. Особой подготовки педагогу не требуется.

Игровое упражнение «Иди ко мне» помогает в формировании эмоционального контакта с воспитателем. В ходе игры используются вышеописанные методы установления контакта. Подготовка педагога в этой игре состоит в том, чтобы наиболее точно определить особенность каждого ребёнка и его эмоциональную готовность к отклику на призыв подойти. Кроме того, необходимо правильно определить и занять пространственную дистанцию для комфортного установления первоначального контакта (в период адаптации). Стоит учесть, что ребёнка могут спугнуть громкий голос, резкие движения, пристальный взгляд, излишняя активность, настойчивость и суетливость взрослого. В ходе этой игры можно использовать маленькие комплименты («Какое у тебя красивое платье!», «Какая у тебя яркая рубашка!» и т. д.).

Игровое упражнение «Пришёл Петрушка» помогает формировать эмоциональный контакт со взрослыми, вызывать интерес к игрушкам. В упражнении использован «предмет-контактёр», что способствует эффективному установлению эмоционального контакта. Педагог должен подготовить необходимые атрибуты (Петрушку и погремушки, а в ходе игры используется позиция «равного партнёра», где «предмет-контактёр» просит детей научить его играть погремушкой