ЕГЭ социальная сфера


Предварительный просмотр:

Если исходить из большого числа социально-психологических исследований, направленных на поиски путей устранения конфликта из внутриличностной сферы, сферы межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношений, то легко прийти к ошибочному выводу, что конфликт играет лишь негативную роль, выполняет лишь деструктивную функцию. В действительности, однако, социальный конфликт, будучи одним из наиболее ярких проявлений противоречия, сам внутренне

противоречив, выполняя не только деструктивную, но и конструктивную функцию.<…>

Проявления деструктивных функций конфликта крайне разнообразны. Внутриличностный конфликт, например, порождаетсостояние психологического дискомфорта, который влечет, в свою очередь, серию различных негативных последствий и в крайних случаях может привести к разрушению личности. На уровне группы конфликт может нарушать систему коммуникаций, взаимосвязей, ослаблять

ценностно-ориентационное единство, снижать групповую сплоченность и в итоге понижать эффективность функционирования группы в целом. Аналогичным образом деструктивные функции конфликта проявляются и в межгрупповых взаимоотношениях. Заметим, что деструктивное влияние конфликта может иметь место на каждом из этапов его эволюции: этапе объективной конфликтной ситуации, этапе ее осознания сторонами, этапе конфликтного поведения, а также на стадии разрешения конфликта. Особенно остро деструктивные воздействия конфликта обнаруживаются обычно на стадии конфликтного поведения, конфликтных действий.

Конструктивные воздействия конфликта также весьма многообразны. Так, общеизвестно, что внутриличностный конфликт не только способен оказывать негативное влияние на личность, но и часто служит мощным источником развития личности, ее совершенствования. В групповых и межгрупповых отношениях конфликт может способствовать предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития. Конфликт, особенно на стадии конфликтного поведения, играет

познавательную роль, роль практической проверки и коррекции имеющихся у сторон образов ситуации. Кроме того, обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт освобождает группу от подтачивающих ее факторов и тем самым способствует ее стабилизации. Общеизвестно также, что внешний конфликт может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом

внешней опасности, внешних проблем. (Л. А. Петровская)

 

С1. В каких четырех сферах возможно, по мнению автора, возникновение конфликта? В чем проявляется противоречивый характер конфликта?

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) сферы:

- внутриличностная сфера;

- сфера межличностных отношений;

- сфера внутригрупповых отношений;

- сфера межгрупповых отношений;

2) объяснение противоречивого характера конфликта, например: социальный

конфликт играет не только деструктивную, но и конструктивную роль в

развитии личности, группы, общества в целом.

Максимальный балл 2

С2. В чем проявляется, по мнению автора, конструктивная роль конфликта в групповых и межгрупповых отношениях? Используя содержание текста, приведите четыре проявления.

В правильном ответе должны быть приведены следующие проявления:

1) может способствовать предотвращению застоя, служит источником

нововведений, развития;

2) играет познавательную роль, роль практической проверки и коррекции

имеющихся у сторон образов ситуации;

3) обнаруживая, обнажая объективные противоречия, существующие между

членами группы (группами), и устраняя их на стадии разрешения, конфликт

освобождает группу от подтачивающих ее факторов и тем самым

способствует ее стабилизации;

4) может выполнять интегративную функцию, сплачивая группу перед лицом

внешней опасности, внешних проблем.

Максимальный балл 2

С3. Приведите пример конфликтной ситуации в группе. На этом примере покажите

деструктивное влияние конфликта на группу на каждом этапе эволюции конфликта

(используя содержание текста, сначала назовите этап конфликта, а затем пример его

влияния).

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) пример групповой конфликтной ситуации, допустим: в совете директоров акционерного общества возник конфликт между несколькими крупнейшими держателями акций;

Может быть приведен другой уместный пример.

2) этапы эволюции конфликта и примеры, допустим:

- этап объективной конфликтной ситуации – разногласия при распределении прибыли компании;

- этап осознания сторонами конфликтной ситуации – ряд акционеров предлагали направить прибыль на модернизацию производства, ряд – на премии руководителям компании;

- этап конфликтного поведения – несколько крупнейших акционеров заявили о выходе из совета директоров;

- стадия разрешения конфликта – стороны пришли к компромиссу.

Максимальный балл 3

С4.Согласны ли вы с мыслью автора о том, что внутриличностный конфликт служит

источником развития личности, ее совершенствования? Используя содержание



Предварительный просмотр:

Тема 1. Социальное взаимодействие и общественные отношения

В повседневной жизни люди связаны между собой и обществом множеством невидимых нитей: они взаимодействуют друг с другом по личным, учебным, экономическим, политическим, правовым и другим вопросам.

На основе непосредственных контактов между людьми формируются социальные связи.

Социальная связь – это совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые объединяют людей в социальные общности. Структура социальной связи выглядит следующим образом: субъекты связи (двое и более людей); предмет связи (по поводу чего она осуществляется); механизм регулирования взаимоотношений.

Виды социальных связей

– Социальные контакты – простые, элементарные связи между отдельными индивидами.

– Социальные действия – действия, которые ориентированы на других индивидов и рациональны, т. е. осмыслены и преследуют определенную цель.

– Социальные взаимодействия – систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные действия субъектов, направленные друг на друга.

– Социальные отношения – отношения между людьми (или группами людей), осуществляющиеся в соответствии с законами социальной организации общества.

Контакты между людьми могут быть единичными (например, поездка в автобусе с другими пассажирами) и регулярными (например, ежедневная встреча с соседом по подъезду). Социальные контакты характеризуются, как правило, отсутствием глубины в отношениях между субъектами: партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком. Социальный контакт – это первый шаг к установлению социальных отношений, скорее соучастие, но еще не взаимодействие. Социальные связи возникают в том случае, если контакт вызывает взаимную заинтересованность. Многообразие этих связей составляет структуру социальных отношений.

Социальные действия следуют сразу за контактами в том случае, если индивид желает продолжать социальные связи.

Немецкий социолог, философ, историк М. Вебер предложил следующую классификацию социальных действий.

Типы социального действия

– Целерациональное – действие, предполагающее ясное осознание цели, соотнесенной с рационально осмысленными средствами ее достижения.

– Ценностно-рациональное – действие, ориентированное на определенные ценности (этические, религиозные, эстетические и т. д.), принятые индивидом.

– Традиционное – действие, формируемое на основе подражания определенным образцам поведения, закрепленным в культурной традиции и не подлежащим критике.

– Аффективное – действие, главной характеристикой которого является определенное эмоциональное состояние индивида.

Социальное взаимодействие – это систематические и регулярные социальные действия субъектов, направленные друг на друга (отношения учителя и ученика, начальника и подчинённого, родителей и детей).

Основной характеристикой социальных взаимодействий является глубокая и тесная координация действий партнеров.

Условия возникновения социального взаимодействия: наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга; совершение индивидами каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки; наличие проводников, передающих влияния и воздействия индивидов друг на друга; наличие общей основы для контактов, соприкосновения.

Выделяют следующие типы социального взаимодействия.

• По видам:

– физическое;

– вербальное (словесное);

– жестовое.

• По сферам:

– экономическое (индивиды выступают как собственники и наемные работники, предприниматели);

– профессиональное (индивиды участвуют как водители, банкиры, профессора и т. д.);

– семейно-родственное (люди выступают в роли отцов, матерей, сыновей, бабушек и т. д.);

– демографическое (включает контакты между представителями различных полов, возрастов, национальностей и рас);

– религиозное (подразумевает контакты между представителями разных религий, одной религии, а также верующих и неверующих);

– территориально-поселенческое (столкновения, сотрудничество, конкуренция между местными и пришлыми, городскими и сельскими, временно и постоянно проживающими, эмигрантами, иммигрантами и мигрантами).

Принято различать две основные формы социального взаимодействия – сотрудничество и соперничество.

https://soociety.ru/wp-content/uploads/2018/02/img_5a78871d81c41.png
https://soociety.ru/wp-content/uploads/2018/02/img_5a788721df169.png

Примеры соперничества:

в художественной литературе:

  • Моцарт и Сальери (А. Пушкина цикл пьес “Маленькие трагедии”),
  • Гвардейцы и мушкетеры (А. Дюма “Три мушкетера”),
  • Онегин и Ларин (А. Пушкин “Евгений Онегин”),

в жизни:

  • Ягудин и Плющенко (спорт – фигурное катание),
  • Карпов и Каспаров (спорт – шахматы),
  • СССР И США (за освоением космоса),
  • старший ребенок и младший (семья),
  • мир красоты (подиум).

Когда взаимодействия превращаются в стабильную систему, то они становятся социальными отношениями.

Социальные отношения определяются природой самого общества, воспроизводят его, поддерживают социальный порядок. Социальные отношения складываются между группами людей.

В отличие от социального взаимодействия социальные отношения – это устойчивая система, ограниченная определенными нормами (может, даже и неформальными). В данной системе выделяют следующие элементы:

– субъекты – стороны, между которыми возникают отношения;

– объекты – то, по поводу чего возникают отношения;

– потребности – отношения между субъектами и объектами;

– интересы – отношения субъект-субъект;

– ценности – отношения между идеалами взаимодействующих субъектов.

Социальные отношения функционируют в рамках системы социальных институтов и регулируются механизмом социального контроля.

  1. Конфликты и способы их разрешения.

Учитель: Одной из форм социального взаимодействия является конфликт. 

Конфликт – это? Дайте определение? (Это противоречие, столкновение взглядов, позиций за одинаково значимую ценность.)

Найдите в тексте параграфа определение понятия "социальное конфликт" на странице 164.

Социальный конфликт – это противоборство индивидов, групп, преследующих свои цели при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов.

Причины социальных конфликтов: 

  • физические потребности (пища, материальное благополучие и т.д.);
  • потребности в безопасности;
  • социальные потребности (общение, контакты, взаимодействие);
  • потребности в достижении престижа, знаний, уважения, определенного уровня компетенции;
  • высшие потребности в самовыражении, самоутверждении.

Виды социальных конфликтов: 

  • Личностный конфликт.
  • Межличностный конфликт.
  • Межгрупповой конфликт.
  • Конфликт с внешней средой.

Функции социальных конфликтов.

Вопрос: какую роль играют конфликты в жизни общества (конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные функции в обществе).

К позитивным функциям конфликтов относятся: 

  • Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами;
  • Получение новой информации обоппоненте;
  • Сплочение коллектива организации при противоборстве свнешними трудностями, внешним врагом;
  • Выявление управленческих проблем ворганизации (подразделении).

К негативным функциям конфликтов относятся: 

  • Большие эмоциональные затраты научастие вконфликте;
  • Конфликт всегда сопровождается стрессом;
  • Снижение дисциплины, ухудшение психологического климата вколлективе;
  • Сложное восстановление деловых отношений.

Стадии социального конфликта. 

  1. Предконфликтная ситуация (это период, в который конфликтующие стороны оценивают свои ресурсы, прежде чем решиться на агрессивные действия или отступать.
  2. Непосредственно конфликт (это активная часть конфликта, в ходе которой сторонами предпринимаются действия, направленные изменение поведения противника).
  3. Разрешение конфликта (изменение требований одной из сторон, когда соперник идет на уступки и изменяет цели своего поведения в конфликте).



Предварительный просмотр:

https://www.syl.ru/article/361594/sotsialnyie-institutyi-primeryi-osnovnyie-chertyi-funktsii

Социальные институты

Социальный институт – это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определённые функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

Социальные институты, их виды 

Институты по сферам общества.

Что регулируют

Примеры

Экономические институты

Регулируют производство и распределение товаров и услуг.

Производство,  рынок,

Политические институты

Регулируют общественные отношения, используя властные полномочия.

Государство. Партии, Суд

Социальные институты

Регулируют распределение социальных позиций и общественных ресурсов. Обеспечивают воспроизводство и наследование.

Семья,

социальная защита

Духовные институты

Регулируют и развивают преемственность культурной жизни общества, духовное производство.

Церковь, школа

 Социальные институты — постоянно развивающаяся структура. Возникают новые, отмирают старые. Это процесс называют институционализацией.

Структура социальных институтов

  • Цель и сфера деятельности социального института
  • Функции
  • Социальные роли и статусы
  • Средства и учреждения, выполняющие функции данного института. Санкции.

Структура

Понятие социальный институт предполагает:

  • наличие в обществе потребности и её удовлетворение механизмом воспроизводства социальных практик и отношений;
  • эти механизмы, являясь надындивидуальными образованиями, выступают в виде ценностно-нормативных комплексов, регулирующих общественную жизнь в целом либо отдельную её сферу, но во благо целого;

В их структуре заключены :

Каждый социальный институт имеет свою структуру, которая включает:

1.Социально нормы, правила, олицетворяются в требованиях, уставах, инструкциях, законах. 

Социальные нормы - это система требований и правил, установленных обществом или группой относительно своих членов с целью осуществления ими деятельности по определенному образцу. Социальные нормы деперсонализированы, они касаются каждого члена общества. 

2. Наличие специализированных учреждений, заведений (например, тюрьма, церковь как здание). 

3. Специализированный профессиональный субъект социального института (например, в политических институтах - чиновники). 

4. Организация общественного контроля, который происходит через соответствующие санкции. 

Признаки социальных институтов

  • Образцы поведения, установки. Так, например, для института образования свойственно стремление к получению знаний.
  • Культурные символы. Так, для семьи — это обручальные кольца, брачный ритуал; для государства- герб, флаг, гимн; для религии- икона, крест и т.д.
  • Устные и письменные кодексы поведения. Так, для государства – это кодексы ,для бизнеса- лицензии, договоры, для семьи- брачный контракт.
  • Идеология. Для семьи- это взаимопонимание, уважение, любовь,; для бизнеса- свобода торговли, предпринимательства; для религии- православие, ислам.
  • Утилитарные культурные черты. Так, для религии — культовые здания; для здравоохранения – поликлиники, больницы, кабинеты для диагностики; для образования — классы, спортзал, библиотека ; для семьи- дом, мебель.

Основные черты

Историчность. Социальные институты возникают исторически, когда у общества возникает определенная потребность. Тяга к познанию появилась у людей задолго до того, как они стали жить в первых древних цивилизациях. Исследование окружающего мира помогало им выживать. Позже люди стали передавать опыт своим детям, те - делать свои открытия и передавать своему потомству. Так возникло образование.

 Устойчивость. Институты могут отмирать, но до этого они существуют веками, а то и целыми эпохами. Первые люди научились делать из камня оружие, сегодня мы можем обучиться полетам в космос.

Функциональность. Каждый институт выполняет важную общественную функцию. Материальные средства. Наличие материальных объектов необходимо, чтобы выполнялись функции, ради которых был создан институт. Например, для института образования необходимы учебные заведения, книги и другие материалы, чтобы дети могли учиться. –

 Читайте подробнее на SYL.ru: https://www.syl.ru/article/361594/sotsialnyie-institutyi-primeryi-osnovnyie-chertyi-funktsii

Функции социальных институтов

  • Удовлетворение социальных потребностей— это основная функция каждого института.
  • Регулятивная функция— то есть регулирование определённых видов общественных отношений.
  • Закрепление и воспроизводство общественных отношений. У каждого института есть свои нормы, правила, которые позволяют стандартизировать поведение людей. Всё это делает общество более устойчивым.
  • Интегративная функция, то есть сплочение , взаимосвязь членов общества.
  • Транслирующая функция— возможность передачи опыта, знаний новым людям, пришедшим в ту или иную структуру.
  • Социализация — усвоение индивидуумом норм и правил поведения в обществе, способов деятельности.
  • Коммуникативная — это передача информации как внутри института, так и между социальными институтами в результате взаимодействия членов общества.

Установка и воспроизводство отношений в социуме. Каждый институт обязан обозначить стандартное поведение индивида путем внедрения правил, законов и норм.

 Регуляция. Отношения в обществе необходимо регулировать, вырабатывая приемлемые модели поведения и накладывать санкции за нарушение норм.

Интеграция. Деятельность каждого социального института должна объединять индивидов в группы, чтобы они чувствовали взаимоответственности и зависимость друг от друга.

Социализация. Основная цель этой функции - передавать социальный опыт, нормы, роли и ценности. –

Читайте подробнее на SYL.ru: https://www.syl.ru/article/361594/sotsialnyie-institutyi-primeryi-osnovnyie-chertyi-funktsii

Формальные и неформальные социальные институты

Формальные институты  —  в них деятельность регулируется в рамках действующего законодательства (органы власти, партии, суд, семья, школа, армия и др.)

Неформальные институты — их деятельность не установлена формальными актами, то есть законами, приказами, документами.