Публикации


Предварительный просмотр:

Активизация деятельности учащихся через применение технологии «Сторителлинг»  на уроках и во внеурочное время

Кондратьева О.В., учитель английского языка,

вс. кв.кат

Мингазова Е.В., учитель истории и обществознания, вс.кв.кат

МБОУ «СОШ№2» НМР РТ

Аннотация. В данной статье представлен инновационный подход в организации  урочных и внеурочных форм обучения. Данный подход обновляет содержание методов и средств обучения на современном этапе образования.

Ключевые слова: Сторителлинг, форма обучения, методы обучения, алгоритм действий.

Слово дано человеку не для самоудовлетворения,

а для воплощения и передачи той мысли, того чувства,

 той доли истины и вдохновения,

 которым он обладает, — другим людям.

В. Короленко

Сегодня современная школа занимается поиском новых форм обучения и методического обновления урочных и внеурочных занятий, стремится к новизне и нестандартности их проведения, к применению инновационных методов.

Проблемой является то, что ученики не хотят читать длинные параграфы учебника или слушать долгие изложения сухих фактов. Дети все больше находятся под влиянием интернета. Как следствие, книга оказывается вытесненной современными технологиями и интерес к ней постепенно утрачивается. Им интереснее посмотреть короткие ролики в интернете или почитать комиксы.

Перед учителем встает вопрос, что делать, чтобы быстро и легко доносить необходимую информацию до учащихся, как обучать нормам и требованиям, которые приняты в обществе, мотивировать добиваться поставленных целей. Таким спасательным кругом может стать технология «Сторителлинг». Это изучение материала с помощью небольших историй на разные темы. Действительно, рассказывание историй – одно из самых естественных действий в нашей жизни, мы постоянно рассказываем о том, как прошел день, что с нами произошло, что увидели или услышали интересного. И этот инструмент можно использовать в любом тематическом направлении образования.

Вы когда – либо, задумывались, почему мы так быстро и надолго запоминаем сюжеты фильмов книг или телешоу, но при этом чтение лекций или учебника зачастую превращается в настоящую пытку?

Давайте проведем эксперимент: как вам будет интересней узнать о появлении сэндвича?

Пример. Вариант1. Сэндвич-это английская разновидность бутерброда. Состоит из двух или более ломтиков хлеба (булки) и одного или нескольких слоев мясной начинки (или любой другой). Оксфордский словарь датирует первые употребления термина «сэндвич» по отношению к еде 1762 годом.

Вариант 2. Известный британский политик, аристократ Джон Монтегю, IV граф Сэндвич, очень любил проводить время за карточными играми. Однажды, во время очередной игры в криббедж, которая продолжалась уже несколько часов, он не нашел времени перекусить и приказал слуге принести ему еду между двумя ломтиками хлеба. Его друзьям очень понравился вариант приема пищи без отрыва от игры, и они тоже заказали хлеб «по-сэндвичски».

Что мы видим? Конечно, первый вариант больше похож на серьезное объяснение, чем второй. Однако, если через пару дней вас попросить вспомнить определение, скорее всего, это не удастся. А прочитав историю, описанную во втором варианте, вы наверняка запомните. А если бы она была представлена в виде «сухой» выдержки из справочника или скучной презентации, никаких эмоций и тем более запоминающегося эффекта вы бы не испытали. [1]

Немного теории по технологии Сторителлинг.

Сторителлинг - это донесение информации через истории, рассказы, басни, притчи, анекдоты. В дословном переводе на русский - рассказывание историй.

Использование данного инструмента не имеет четких ограничений в выстраивании алгоритмов действий. И данную технологию можно применить в любой сфере социальной деятельности. В том числе, на уроках и во внеурочной деятельности.[2]

Правила, как сделать историю интересной и запоминающейся.

  1. Определите эмоциональную составляющую. Любая история должна вызывать эмоциональный отклик — например, сочувствие, сожаление, радость, праведный гнев, возмущение.

  2. Выделите главную мысль. Например, начните с освещения проблемы и продолжайте повествование, постоянно возвращаясь к ней.

  3. Создайте напряжение. Например, неожиданные сюжетные повороты, — это одна из причин популярности детективов. Поэтому в своей истории можно оставить место для чего-то непредсказуемого и яркого.

  4. Сделайте участников истории похожими на реальных людей. Чем интереснее персонаж в вашей истории, чем ближе он к реальности, тем больше шансов, что историю запомнят и будут пересказывать.

  5. Укрепите доверие. Будьте искренними и не бойтесь показать, что не идеальны — это укрепляет доверие. [3]

Структура Сторителлинга имеет разные виды, в зависимости от темы и направления рассказа. Так, используя правила Сторителлинга, можно использовать любой алгоритм действий. (Приложение 1)

Мастер – класс для аудитории.

  1. Составить рассказ по теме «Герой Вов»

  2. Рабочий лист «Расскажи о герое» Алгоритм 4.

  3. Применить на практике правила составления рассказа.

  4. Дополнительный материал: справочная информация о герое Великой Отечественной войны.

  5. Итог: рассказ в технологии Сторителлинга.

Так, в процессе создания историй, ученик овладевает знаниями, приобретает исследовательские навыки, овладевает культурой самообразования и самовыражения. Сторителлинг помогает создать такую атмосферу во время обучения, в которую обучающемуся  хочется возвращаться, потому что он получил удовольствие от процесса.

Список использованной литературы:

  1. Демищенко.Е. Статья: Сторителлинг. Часть 2. Как использовать силу историй на вебинарах .Источник:https://etutorium.ru/blog/kak-ispolzovat-silu-istorij-na-vebinarakh
  2.   Жестков Н. Статья:  Сторителлинг: гениальный пример + 8 секретов. https://in-scale.ru/blog/storitelling-kak-instrument-biznesa/
  3. Зайкова К. Сторителлинг: 5 приёмов для создания запоминающейся истории. Источник. https://netology.ru/blog/02-2021-storytelling-priemy


Приложение 1

Алгоритм 1.

  1. Место и время

  2. Главный персонаж

  3. Конфликтность\драма

  4. Эффект неожиданности\сюрприз

  5. Проблема выбора

  6. Интрига

  7. Выбор

  8. Развязка

  9. Вывод

Алгоритм 2.D:\Desktop\Мастер класс\когда почему кто где как.jpeg

 

Алгоритм 3. Рабочий лист «Карта событий»

  • Тема?

  • Кто?  

  • Где?

  • Когда?

  • Что произошло? Почему?  (Причина?)

  • Последствия?

Алгоритм 4. Рабочий лист «Расскажи о герое»

1.        Имя - род войск или занятия во время Вов – как воевал этот человек.

2.        Что сделал этот человек? Расскажи о его подвиге.

3.         Почему он считается подвигом? Что сложного в этом поступке?

4.        Как ты думаешь, сегодня, многие ли способны на подобный поступок? Почему?

Алгоритм 5.

1. Вступление. Сделать это надо таким образом, чтобы пробудить  у аудитории любопытство. (место событий, время года, эмоции, видеоматериал).

2. Развитие события. Эта часть позволяет глубже проникнуть в проблему или конфликт, о котором узнали из выступления.

3. Заключение. Проблема раскрыта. Мы получаем ответ на вопрос[1].


[1] Смирнова Е.И.,  преподаватель истории,  ОГБПОУ «ККОТСиЛП», г. Кострома. Статья:Применение технологии сторителлинг на уроках истории



Предварительный просмотр:

Мастер-класс: Kahoot –как один способов повышения качества знаний и учебной мотивации обучающихся.

Учитель Мингазова Елена Викторовна ,                                                                     учитель истории и обществознания,                                                                         высшей квалификационной категории ,                                                                     МБОУ «СОШ №2» Нижнекамского                                                                 муниципального района РТ

Kahoot — это сравнительно новый сервис для создания онлайн викторин, тестов и опросов. Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования учебного процесса, повышает его практическую направленность, развивает интеллектуальные, творческие способности учащихся и способствует повышению мотивации учащихся в образовательном процессе.

Мастер-класс: Kahoot –как один способов повышения качества знаний и учебной мотивации обучающихся.

Цель: распространение опыта  о современных формах взаимодействия с обучающимися

Задачи:

  1. Предложить педагогам использование сервиса Kahoot на уроках и во внеурочной деятельности.
  2. Обучить педагогов навыкам разработки классического варианта Kahoot.
  3. Заинтересовать педагогов во  внедрении игровых технологий на занятии с целью решения  проблемы мотивации учащихся.

Этапы мастер – класса:

1.Теоретическая часть

2. Практическая часть

3. Рефлексия 

Kahoot напоминает описанный в Дидакторе Socrative и может эффективно использоваться в дидактических целях. Ученики могут отвечать на созданные учителем тесты с планшетников, ноутбуков, смартфонов, то есть с любого устройства, имеющего доступ к Интернету.

Созданные в Kahoot задания позволяют включить в них фотографии и даже видеофрагменты. Темп выполнения викторин, тестов регулируется путём введения временного предела для каждого вопроса.

При желании учитель может ввести баллы за ответы на поставленные вопросы: за правильные ответы и за скорость. Табло отображается на мониторе учительского компьютера. Для участия в тестировании учащиеся просто должны открыть сервис и ввести PIN-код, который  представляет учитель со своего компьютера. Ученику удобно на своем устройстве выбирать правильный ответ. Варианты представлены геометрическими фигурами.                                                                                              

Использование данного сервиса  может быть хорошим способом оригинального получения обратной связи от учащихся.

Одной из особенностей Kahoot является возможность дублировать и редактировать тесты, что позволяет учителю  сэкономить много времени. Научиться пользоваться сервисом довольно легко.

Варианты Kahoot

1.        Классический вариант Kahoot (Classic Kahoot) – это викторина-соревнования между отдельными учениками класса.

2.        Командный Kahoot (Team Kahoot) – игра в командах.

3.        Слепой Kahoot (Blind Kahoot) позволяет вводить новый материал.

4.        Связанный Kahoot (Connected Kahoot) – это режим игры, когда участвуют группы из разных классов или школ.

5.        Kahoot приведений (Ghost Kahoot) позволяет ученикам еще раз поучаствовать в одной и той же викторине и посоревноваться с самим собой.

6.        Ученик – учитель (Learners to Leaders Kahoot) - создание собственного Kahoot на заданную тему .

Рекомендации по созданию игры. Классический вариант Kahoot (Classic Kahoot)

Этап  I

  1. Открыть любой браузер и в поисковой строке ввести  Kahoot создать, допускается на русском языке.
  2. Находим ссылку https://create.kahoot.it/.Нажимаем.Открывается страница Kahoot.
  3. В правом верхнем углу нажимаем на регистрацию SIGN UP, выбираем  teacher
  4. Первую  строку  в окне заполняем названием школы. Вторая строка –выбираем по стрелке school. Третья строка –имя учителя .Вводим на английском языке. Четвертая строка адрес электронной почты. Пятая строка-пароль. Спускаемся ниже и нажимаем на синий прямоугольник join kahoot.

 Этап  II

  1. Переводим страницу на русский язык.
  2. Выбрать окно свободный основной. Откроется следующие окно –вводим свое имя. Нажать курсором выполнено.
  3. Выбираем  создать kahoot. Открывается новое окно выбираем- Новый  kahoot.
  4. В Окно click to start вводим  вопрос. Можно поставить картинку, видео с вопросом.
  5. Слева выбираем нужное нам время от 5 секунд до 240 секунд.
  6. Ниже в цветные прямоугольники нужно ввести ответы. Пометить галочкой правильный ответ.
  7. Для того, чтобы добавить еще вопросы, в левом углу есть окно «добавит вопрос».
  8. После того как тест будет готов нажимаем на окно «выполнено».
  9. В новом окне делаем название и описание kahoot. Нажимаем окно «продолжить»

Этап  III

  1. Открывается окно Мои Кахутс. Открываем игру. Выбираем классификацию игры «классический» или «командный».
  2. Выходит пин код игры. Просим детей зайти в браузер. В поисковой строке набрать  Кахут играть. Открыть сайт kahoot.it.
  3. В окне ввести  пин код с экрана. Нажать. Затем ввести  свое имя.
  4. Когда все учащиеся появятся на экране. Учитель нажимает на окно «начало » в правом верхнем углу.
  5. Игра началась. Желаем удачи.

Сервисы для создания уроков: Quizizz, Triventy, Plickers, LearningApps.

Библиография:

  1. Информация с сайта https://getkahoot.com
  2. Сайт педагогическая практика. Источник http://didaktor.ru/kahoot-programma-dlya-sozdaniya-viktorin-didakticheskix-igr-i-testov/
  3. Статья «Использование технологии «Геймизация» на уроках иностранного языка в условиях реализации требований ФГОС»//Учитель. 2015. №5. С.86-89


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ                                      ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО

Мингазова Е.В., учитель истории и обществознания                                                                высшей квалификационной категории

Актуальность нашей  педагогической  работы  обусловлена становлением новой системы образования, где главным является личность, способная критически осмысливать обстоятельства и принимать обдуманные решения на основе анализа соответствующей информации.

На смену «знаниевому подходу» приходит подход «компетентности». Современное образование озабочено не столько тем, чтобы «Накормить» ребенка, сколько тем, чтобы научить его «добывать и готовить пищу», привить вкус к учебной деятельности, самообразованию.

И сразу возникает несколько вопросов:

  • Как учить детей без принуждения?
  • Как помочь им раскрыть свои возможности?
  • Как сделать предмет интересным для всех?
  • Как дать стимул к обучению?

Получить практические ответы на поставленные вопросы позволяет образовательная технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Философ, математик, механик 17 века Блез Паскаль говорил: «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим».

В чем актуальность высказывания?

Данное высказывание отражает сущность технологии развития критического мышления.

В основе технологии критического мышления лежат проверенные временем образовательные традиции.

Программу изначально разработали педагоги из США Джинни Стил , Курт Мередит и Чарлз Темпл. Обобщили опыт Э.Аронса и Р. Славина, Д.Мюррея. Технология нашла свое отражение в работах Ж. Пиаже и Л. Выготского.

Классики пришли к выводу: мышление развивается в проблемной ситуации развития, в ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете, формирует свои представления о том, что происходит с этим предметом.

«Конструирование» собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности. Фактически, это ключевой тезис всей технологии критического мышления через чтение и письмо.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Критическое мышление –  это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. В основе развития критического мышления школьников   стоит "Базовая модель" РКМЧП.

Что такое «базовая модель» РКМЧП? В чем ее технологичность?

Базовая модель – «вызов – осмысление содержания – рефлексия» - отражает стадии единого процесса . не всегда можно реализовать все три стадии на уроке. Стадии могут повторяться, длительность стадии не ограничена, рефлексия может длиться урок, возможно фрагментальное  использование технологии.

Перед нами четкий технологический алгоритм урока.

Приемы,  которые можно применять на фазе "вызова" -  Верно — не верно, кластер, инсерт, дерево предсказаний и др.

Задачи стадии «вызова»:

  • сформировать положительную мотивацию;
  • вызвать интерес учащихся к новой теме;
  • сформировать главные цели урока;
  • наметить круг вопросов, которые будут решаться на уроке;
  • активизировать деятельность учащихся, включить их в работу.

Стадия «вызова» выполняет функции :мотивационную (пробуждает интерес к теме, побуждает к работе с новой информацией), информационную (заставляет вспомнить то, что уже известно по заявленной теме), коммуникационную (предполагает бесконфликтный обмен мнениями и предположениями).

Многие приемы стадии вызова предполагают возвращение к ним на стадии рефлексии или размышления, что делает урок цельным.

Следующая стадия - «осмысление». Итак, стадия осмысления — это получение учащимися новой информации и работа с ней.

Функции этой стадии урока: информационная (учащиеся получают новую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется), систематизирующая( все приемы стадии осмысления направлены на то, чтобы учащиеся не просто освоили пласт новой информации, но и смогли систематизировать его, так сказать, "разложить по полочкам" в своей памяти).

Приемы – «Жокеи и лошади», Взаимообучение ,Таблица аргументов, Генераторы и критики,  Идеал, ЗигЗаг,  Бортовой журнал,  Ранжирование  и др.

Работа на стадии осмысления ведется как индивидуальная, так и групповая. Причем важно, чтобы индивидуальный поиск или размышление предваряли групповой этап и обсуждение.

Этап рефлексии предполагает анализ, осмысление пройденного материала. Дети обсуждают и сравнивают ранее известные факты и новую для них информацию, анализируют услышанное. Для достижения лучшего эффекта рекомендуется использование наглядного материала по заданной теме: фотографий, слайдов, образцов. Это способствует закреплению полученных знаний и формированию обсуждаемого образа.

Приемы: Диаманта , Бортовой журнал, ПМИ (Плюс –Минус –Интересно), Перепутанные логические цепочки, Инсерт, Сюжетные таблицы,  Кластер,  Синквейн , Оценочное окно,  Акрослово, Три М.

ТКМЧП не только эффективно используется на уроках , но и во внеурочное время . Активно данную технологию можно использовать как при работе с одаренными детьми, так и с отстающими.

Современный выпускник умеет:

  • формировать собственное мнение;
  • совершать обдуманный выбор между различными мнениями;
  • решать проблемы;
  • аргументировано спорить;
  • ценить совместную работу, в которой возникает общее решение;
  • уметь оценить чужую точку зрения и сознавать, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов.

Технология успешно применяется на любой ступени обучения. Для каждой дисциплины может быть использован свой набор методов и приемов.

Использованная литература:

1.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.-2-е изд.,дораб.-М.:Просвещение,2011.

2.Лебедев И.Е., методист Формирование критического мышления на уроках истории и обществознания. Методическое пособие..НПО «Образовательные технологии», 2002.