Всему начало здесь,в краю моем родном...

Яковлева Маргарита Сергеевна

      Том 1 https://drive.google.com/file           Том 2    https://drive.google.com/file 

       http://libgen.io/covers 

«Ленский дощаник был универсальным судном для перевозки различных грузов и людей. Строилось их много, так как ушедшие вниз по Лене дощаники возвращались назад редко, внизу их продавали как суда или на дрова. Строили дощаники илимские, а позже и усть-кутские судовые плотники и не только на Усть-Кутском плотбище, но и в д.Казарки, где еще в 1680-е годы тоже было устроено плотбище »

 

  Путешествие Преосвященного Вениамина по Якутскому тракту, р. Лене и ее притокам.                                                           1874 г. 

   29 Мая утром прибыли в Усть-Кут, при впадении р. Куты в Лену. Качугская пристань, Киренск и Усть-Кут служат складочными местами в этом крае, в сношениях с краем Якутским. Через Усть-Кут ежегодно провозят до тысячи пудов мамонтовой кости из Якутского края. Когда построена в Усть-Куте первая церковь, из дел церковного архива не видно. Из грамоты Преосвященного Вениамина 1-го 1796 г. видно только, что церковь была и до того времени, но сгорела. Настоящая церковь построена в 1869 году, после нового пожара построенной при Преосвящ. Вениамине церкви. В Усть-Куте Архипастырь был встречен священником в церкви при стечении народа, зашел в дом священника, ревизовал церковные документы и, назначив служение Литургии в обратный путь из Киренска, снова возвратился на лодку. К вечеру прибыли с. Подымахинское, куда приглашен был и Усть-Кутский священник.

   В Подымахинской во имя Казанской Божией Матери церкви, освященной 10 Янв. 1866 г., Преосвященнейший слушал всенощное бдение и выходил на Величание Преподобному Иссакию Долматскому. По окончании всенощной, Владыка, благословил народ, обращался к нему с вопросами по обязанностям приходским и по поводу некоторых заявлений на местного священника. По обревизовании церковных документов, Владыка ночь провел в лодке. 30-го Мая в 8 ч. началась Божественная Литургия, в которой сослужили Архипастырю Архим. Мелетий, свящ. Виктор Подгорбунский и Усть-Кутский священник Георгий Милетинский. Проповедь Владыка говорил на слова дневного евангелия: «вся Мне предана суть Отцом Моим: и никто не знает Сына, токмо Отец ни Отца кто знает, токмо Сын, и ему же аще волить Сын открытии» (Мф. 11, 27-30), и с объяснением догматического учения из дневного начала, убеждал слушателей к познанию воли Божией. После Литургии Архипастырь, по просьбе прихожан, отслужил молебен Казанской Божией Матери на полях, куда были подняты из церкви св. Иконы, — и, после кратковременного посещения дома священника и принятия прошений, изволил отправиться в дальний путь.

   До г. Киренска оставалось еще 260 верст. Отправившись с Подымахинской станции в 15 м. 12-го ч. утра, плыли беспрерывно, и ночью миновали село Марковское, где Владыке желательно было служить, но за поздним приходом служение отложение на обратный путь.

http://внедороги.рф/articles 

 

" По пути священномученика Евгения (Зернова) на Приленской земле". Проект "Возрождение. 2016 год

https://www.google.ru/url 

  

 

 

 Населенные пункты, находившиеся на территории              Подымахинского сельского совета

 

       Название   населенного

                       Пункта

Год    основания

Количество

дворов на 1914гг.

     Дата исчезнования

1

д. Ефремово ( лев. берег)

 

?

8

До войны

2

д. Половинка (Половинная) ( левый  берег)

?

17

1980-е годы

3

в. Ключ Заостровный.

Перекат ( прав.берег)

?

?

До войны

4

Подымахинский Затон ( Затон товарищества Глотовых, Королева, Кушнарева)  - заимка,( прав. берег)

 

?

 

?

 

1964гг.

5

Перевес – выселок ( прав. берег)

 

?

6

1938

6.

с. Подымахино ( Подымахинская)

 

1699г.

65

+

7.

д. Казарки ( Казаркинская-Старые Казарки)  - лев. Берег

1652г.

44

+

8.

Коковани  Затон –заимка ( лев. берег)

 

?

?

1930-е годы

9

д. Борисова ( Борисовская) прав. берег

 

1699г.

45

1967год

10

Выселок Кокуйский ( прав. берег)

 

?

2

 

11.

с. Кокуй  ( Кокуйская, прав. берег)

 

1723г.

25

1970-е годы

12

с. Таюра ( Таюрская, прав. берег)

 

1663г.

50

исчезающая

13

д. Новоселова ( Новоселовская, лев. Берег)

?

10 дворов

конец 1980-х годов

14

д. Пшенникова ( Пшенниковская, лев. берег)

?

6

после войны

15

д. Миронова ( Мироновская, прав. берег)

?

10

до войны

16

Ипатова ( Ипатовская – прав. берег)

 

?

7

до войны

17

Сухова ( Суховскаяская,  лев. берег)

 

?

8

до войны

18

 

д.Осиновый мыс ( прав. берег)

?

4

30-е годы

Из истории исчезающих деревень

    По Усть- Кутской  земле, перенося все тяготы и лишения, прошли отважные землепроходцы:  Пянда, Бугор, Бекетов, Дежнев, Хабаров. Через наш почтовый тракт и водный путь по реке Лене пролегли пути исследователей Севера: Черского, Чекановского, Седова, Челюскина, Обручева, Шишкова, экспедиции братьев Лаптевых, командора- Витуса Беренг, Григория Шелехова, отцов русской истории – профессоров Г.Ф.Миллера, Гмелина, а также декабристов: Кюхельбекера, В. Голицына, А.Веденяпина, А. А. Бестужева (Марлинского), М.И. Муравьева –Апостола; прошел маршрут кругосветного путешествия  писателя И.А.Гончарова.

Диалект ленских деревень

Учебный год: 2008 / 2009

Автор: Балтюк Светлана Алексеевна

Руководитель: Горбунова Тамара Павловна

     Как возникли диалектные слова в наших посёлках?  Скорее всего,  это связано  с историей заселения русскими людьми Ленских берегов.  Из материалов школьного краеведческого музея мы узнали, что   старейшим поселением русских  на берегах Лены являются Казарки.  Первое упоминание о нём в исторических документах относится к 1652 году. Следовательно, более 300 лет живут русские люди на  берегах Лены. Они пахали землю, охотились в тайге, ловили рыбу, строили  дома (из старых  застроек остались дома и амбары на улицах Колхозная  и Береговая в Казарках). Устраивали свой быт, изготовляли орудия труда, сельскохозяйственный инвентарь, предметы обихода, рыболовные и охотничьи снасти и давали всему этому местные названия.  Так появились в речи наших земляков диалектные слова.

    В настоящее время уже исчезли деревни Кокуй, Борисово.  На грани исчезновения находятся Новосёлово и Подымахино.  Молодые уезжают учиться, служить в армии, искать работу в городе.  Население стареет. Численность его  уменьшается.  Старики уходят из жизни, и утрачиваются диалектные слова – интересный яркий неповторимый пласт языковой культуры.   Поэтому мы считаем необходимым собрать те крупицы народного языка, которые  ещё сохранили  люди старшего поколения.

http://project.1september.ru/works/577240.zip

  Краеведческий сайт "Ленский край "  

Сайт создан и разрабатывается краеведом,жителем села Подымахино Нетесовым Валерием Коммунаровичем

   Краеведческий сайт «Ленский край»  создан для тех, кто  интересуется историей некогда многочисленных и многолюдных деревень и сёл Приленья.

Благодаря созданию нового интернет-проекта, пользователи получают максимально широкий доступ к краеведческой информации, имеющейся у участников проекта. Основными источниками информации являются - старые газеты, Памятные книжки и Адрес-календари Иркутской губернии, три тома документального повествования Георгия Борисовича Красноштанова "На ленских пашнях в 17 веке", двухтомник Вадима Николаевича Шерстобоева "Илимская пашня".  

https://yandex.ru/clck/jsredirкр

аеведческий сайт

  

Н.А. Пономарев 

Поездка Преосвященного Епископа Евгения в Киренский уезд в июне–июле месяцах 1913 г.
 
     В книге представлен материал о поездке иркутского викарного епископа Евгения (Зернова) в Киренский уезд Иркутской губернии в июне–июле 1913 г. Путевой дневник, который вел иркутский священник Н.А. Пономарев, и фотографии, сделанные им во время поездки, дают живую картину духовной жизни Восточной Сибири начала XX в., а также свидетельствуют о ярких страницах иркутского периода подвижнической жизни епископа Евгения, впоследствии митрополита, расстрелянного в 1937 г. и причисленного к лику святых в чине священномученика в 2000 г. Архиерейским собором Русской православной церкви. Предназначена всем, кто интересуется историческим прошлым Сибири. 
 
"...Утром, 21 июня — село Подымахинское. Берег усеян народом, собралось человек 350; с раннего утра, как только показалась наша флотилия, начался праздничный звон. Священником состоит в течение более 13 лет о. Александр Потанин49; псаломщик, вновь назначенный, еще не прибыл. Храм, во имя Казанской Божией Матери, весьма обширный [фото 59]; заботами о. настоятеля содержится опрятно; несколько почернела на иконостасе позолота вследствие удара молнии. После молебна Пресвятой Богородице и св. Иннокентию с акафистом Владыка сказал поучительное слово о вреде пьянства и распущенности и призывал слушателей к жизни, согласной с высокими заветами нашего Спасителя. В местной двухклассной церковно-приходской школе [фото 60] спрашивал учеников по всем предметам; познания нашел вполне удовлетворительными, особенно остался доволен постановкой пения. О. Потанин, очевидно, очень любит школу, и к ее благоустройству прилагает много труда, забот и старания. Учителем состоит М.И. Попов50, уча- щихся 66 чел.; школьное здание прекрасное, светлое и просторное, построенное на частные средства. Между прочим, спрашивая учеников школы, Владыка заметил за партой одного, больше других ростом мальчугана; оказался ученик Киренского городского училища. И ему Владыка предложил вопрос: «Чем отличается имя существительное от прилагательного»? Он смог сказать только: «Прилагательное тем отличается от имени существительного, что отличается по родам»… В доме священника Владыка много беседовал, 68 преподавая наставления по вопросам церковно-приходской жизни. В 2 часа дня отправились из Подымахина; дул сильный низовый ветер.
 
 
 

 

      ИТОГИ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ В УСТЬ-КУТСКИЙ РАЙОН, 2010 ГОД

C 21 июля по 5 августа 2010 года  Областным Центром народного творчества и досуга была проведена этнографическая экспедиция, посвященная исследованию русской традиционной народной культуры Усть-Кутского района Иркутской области.

Цель экспедиции - изучение материальной культуры быта русских старожилов и их потомков на территории исследуемого  района. Особый интерес представляли: старожильческая одежда, предметы быта и орудия труда, тряпичная кукла, технологии забытые и неизвестные, а также пища старожилов.

http://www.pribaikal.ru/1466/gallery/0/401.html

http://yandex.ru/clck/jsredir

 

Л.М.Мельникова.

ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА  РУССКИХ СТАРОЖИЛОВ  УСТЬ-КУТСКОГО РАЙОНА  ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.1913 год

      Издание представляет собой исследование традиционной материальной культуры русских старожилов Усть-Кутского района Иркутской области. Дано описание традиционной одежды, в том числе и промысловой, народной тряпичной куклы, выявляются особенности пищевой культуры сибиряков. Фольклорно-этнографические материалы записаны ведущим научным сотрудником ГУК "Областной центр народного творчества и досуга" Л.М. Мельниковой в экспедиции 2010 года в русские селения Усть-Кутского района: п. Ручей, п. Казарки, с. Верхнемарково, с. Марково, с. Подымахино, с. Омолой.  
 
 
Из книги:
 
д. Казарки. Ведёт летоисчисление с 1652 года. По преданию здесь водилась птица казариха. Основатель – Егорко Назаров. Прежнее название – Казарская. В 1723 году было 3 двора; д. Карпово. Впервые упоминается в 1644 году. Основатель – пашенный крестьянин Ивашко Карпов. Прежнее название
 
д. Подымахино. В 1669 г. основано Ивашкой Тимофеевым Подымахой. В 1723 г. было 4 двора. Называлась прежде деревня Подымахинская;
 
д. Таюра. В 1669 г. значилась деревня Таюрская, названная по имени Фёдора Ерофеева, сына Таюрского. В 1723 г. в деревне было 3 двора пашенных крестьян;
 
 
Выделка кожи
Как правило, для изготовления обуви использовали шкуры домашних животных (корова, лошадь, свинья). Лучшими считались коровьи шкуры (скотские).Они были прочнее. Свиная шкура имела много дырочек и была не прочной.Скотину старались забивать ближе к холодам, так как легче было сохранять мясо.В ходе полевой работы информант Р. С.( Роберт Семенович ) Антипин рассказал о том, как выделывали шкуры домашних животных в п. Казарки Усть-Кутского района:
1. Шкуру снимали и растягивали под чердаком амбара, или другой хозяйственной постройки. Птицы синявки (синички) обклевывали шкуру, снимали оставшийся жир. Шкура в таком виде висела всю зиму, ее вымораживали.
2. После посевной шкуру снимали и замачивали в корыте с закваской для того, чтобы убрать шерсть. Точный рецепт закваски информанты не дали,но хорошо помнят, что использовалось тесто, молоко или кефир. После того, как шкура проквасится, ее вытаскивали из корыта и скребли скребком, удаляя шерсть и оставшийся жир. В с. Подымахино говорят «накваска» и делали ее из заквашенных отрубей. Что еще добавлялось в накваску, информанты не помнят.
3. Шкуру промывали и сушили, затем мяли в кожемялках. Она становилась мягкая.
4. Шкуру обязательно «дубили», используя раствор лиственничной коры. Ее собирали, рубили, заливали кипятком и настаивали до получения темно-коричневого цвета. В корыте с раствором шкуру оставляли на неделю. Она хорошо пропитывалась и становилась темно-коричневая.
5. После дубления шкуру просушивали на ветру, затем опять мяли в кожемялке.
6. Дубленую шкуру необходимо было продымить. Дымили сосновыми шишками. При сгорании шишка дает густой не жаркий дым, которым шкура и пропитывалась.
7. Иногда готовую шкуру могли сразу же промазывать березовым дегтем. Выделанная таким образом кожа не боится паразитов и сырости.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подымахино

УЛИЦА ПАРТИЗАНСКАЯ
 

     Если вы въезжаете в село со стороны Казарок, то на высоком берегу первым вам встретится дом, где были расположены промтоварный и продуктовый магазины. В доме этом, кстати, торгуют с 1912 года, когда здесь разместилась лавка купца Гудаева.

 А рядом жил Николай Прокопьевич Таюрский, уроженец д. Таюры. Родился он в 1915 году и довелось ему участвовать в 1939 году вместе с земляком Иннокентием Глебовичем Таюрским в событиях на Халхин-Голе, где и получил он свою первую награду - орден Славы. Затем была Великая Отечественная война, где Николай Прокопьевич получил два серьезных ранения, получил три ордена Красного Знамени. Демобилизовался он в звании лейтенанта и вернулся в родные места. Сначала работал председателем Подымахинского сельпо, затем - заведующим магазином Каймоновского орса в п. Глубоком. Частым гостем был он в клубе, в школе и ему было что рассказать ребятам. А умер Н П Таюрский в 1982 году.

  В доме №29 по ул. Партизанской с 1950 года располагался сельский Совет, а до этого был он на ул. Школьной, 35. В 1933 году возглавлял сельсовет Василий Максимович Антипин, который погиб в 1943 году.

В годы войны ( с 1942 по 1945 ) председателем была Васса Ивановна Антипина. Хочу назвать и других председателей сельсовета. В 1947 году им руководил Василий Иванович Наумов, в 1948 - Савва Егорович Антипин. Позднее, в 1966-1967 годах, работала у нас председателем Татьяна Николаевна Аксенова, в 1967-1971 - Илья Григорьевич Антипин. Он был участником Великой Отечественной войны. По комсомольской путевке направили его в 1951 году на работу в милицию. Обслуживал он весь нижний подрайон и проработал в органах до 1963 года.

   С 1971 по 1981 годы председателем Подымахинского сельсовета был Иннокентий Иванович Антипин, а до этого, с 1964 года, возглавлял он колхоз им. Жданова, был также секретарем парторганизации. Еще ранее, в 1942-1943 годах, избирался И И Антипин секретарем комсомольской организации колхоза "Ленский", а в 1943 году ушел на фронт. И всегда Иннокентий Иванович, который умер в 1989 году, пользовался уважением. Заместителем же у И.И. Антипина был Гермоген Васильевич Аксенов, который также среди односельчан был уважаемым человеком.

   С 1981 по 1990 годы работу сельсовета направляла Людмила Николаевна Белянцева, затем год - Евгений Георгиевич Протвинев, а в 1992 году главой администрации села стал Александр Анатольевич Мельничук, который и доныне выполняет эти обязанности. Долгое время секретарями сельского Совета работали Лариса Николаевна, Капитолина Егоровна Антипины, Любовь Николаевна Хашиева

  Продолжим путешествие по улице Партизанской. Здесь жил и председатель колхоза "Колос" в годы войны Ананий Трофимович Шишкин. До войны же "Колосом" руководил Григорий Иванович Таюрский, а в 1929 году председателем коммуны в Подымахино был Иван Захарович Наумов. Все они трудились честно, их уважали на селе, а в летнюю страду они работали вместе со всеми на полях.

  В доме №27 по улице Партизанской живет Елена Никитична Антипина, уроженка д. Борисово, труженик тыла. Муж ее, Илья Егорович был когда-то председателем Подымахинского сельпо. А в последнем доме живет ветеран труда Татьяна Николаевна Аксенова ( она тоже в свое время была председателем Подымахинского сельсовета ).

  Фельдшерско-акушерский пункт был у нас создан еще до войны, и в 1945 году заведовала им Елена Ивановна Антипина. Здесь же в 1946 году стала работать фельдшером Т Н Аксенова, санитаркой потом пришла сюда Варвара Петровна Корзенникова. Эти наши милые женщины внесли большой вклад в улучшение медицинского обслуживания Подымахино, Казарок, Борисово, Кокуя, Таюры, Новоселово и Половинки.

  Раньше же на месте ФАПа находился гараж, где ставили газогенераторный трактор, на котором вначале работал Артемий Васильевич Антипин, затем - его сын, Виталий Артемьевич. По его стопам пошли сыновья Николай и Михаил, который и сейчас работает на тракторе в совхозе. Так возникла династия.

  В здании по ул. Партизанской, 24 находилось почтовое отделение. Начальниками его в разное время работали Георгий Николаевич Антипин, Алексей Федорович Косыгин, Валентина Федоровна Кравцова и другие. Рядом в доме находилась так называемая почтовая, конный двор. Сюда в 1946-1948 годах Анна Ивановна Деева вместе с подругой Ольгой Константиновной Шишкиной возили почту на лошадях из д. Половинки. А позже в зтом доме жили Тит Николаевич и Лидия Алексеевна Антипины. Он был киномехаником в сельском клубе, где заведующей была Клара Михайловна Антипина, а жена его преподавала в школе.

    Соседние дома - ул. Партизанская, 22 и 21 - занимали клуб и библиотека ( за зданием последней стоял дом попа, который работал учителем в церковно-приходской школе и умер в 1929 году ). Рядом, в доме №20, располагалось правление колхоза "Колос". Во второй его половине была маслобойня. Сейчас в этом доме живет семья Таюрских. С ее представителем - Николаем Дмитриевичем я учился в одном классе. После окончания восьмилетки он уехал в Черемхово учится на токаря, потом окончил Красноярское училище, получил специальность механика-дизелиста, закончил курсы электросварщика. Но, видно, нравились ему речные просторы и Николай стал работать на "Путейском-46". Участок у них был от железнодорожного моста до Маевки ( чуть выше - речка Еловая ). Не хватало Николаю Дмитриевичу знаний, стал учится в школе командного состава в Киренске. И с 1984 года он - капитан-механик, мастер пути. За свои трудовые успехи Н Д Таюрский награжден медалью " 300 лет Российскому флоту", орденом "Знак Почета", он - ветеран труда. С женой вырастили и воспитали они троих детей.

  В доме №19 были школьные мастерские, где ученики ( и я в том числе )  делали табуретки, другие вещи домашнего обихода, а рядом находилось здание  8-летней школы.

  Детей в Подымахино начали учить еще в 1908 году. В 1924 году построили первую четырехклассную школу. В 30-е годы она расширилась и стала называться неполной средней (давала семилетнее образование). Директором ее был Александр Митрофанович Либорман, а с 1937 года - Гриценко. Учителями начальных классов в школе работали Анна Ивановна Антипина, Венедикт Григорьевич Таюрский и другие. В 1964 году произошло обьединение Подымахинской неполной средней школы и начальной школы с. Казарки. Открылся интернат для учеников из деревень Борисово, Новоселово, Таюры и Половинки. Директорами школы, кроме уже названных, в разное время работали Коммунар Андреевич Нетесов, Петр Стаепанович Хростовский, Анна Ивановна Дивак, Татьяна Васильевна Осинцева, Александр Герасимович Амзараков, Галина Ивановна Иванова. Преподавали в ней Нонна Ивановна Аксенова, Лидия Алексеевна Антипина, Георгий Иннокентьевич Косыгин и другие. В школе была хорошо поставлена пионерская работа, о чем не раз писали в газете "Ленский коммунист".

  Рядом со школой когда-то жил дьячок - учитель Григорий Михайлович Наумов с женой Верой Ефимовной. Две их дочери - Полина и Тамара - живут в Усть-Куте. По воспоминаниям старожилов Григорий Михайлович был хорошим учителем. А сейчас в этом доме живет семья Плотниковых, и один из ее членов - Татьяна Николаевна - с 1971 года работает главным бухгалтером в Подымахинском сельсовете.

  Много еще хороших, добрых людей жили и живут по ул. Партизанской. Это, например, Семен Никитич Подымахин, ровесник века, участник Великой Отечественной войны. Сражался он на Ленинградском фронте, в пулеметной роте, домой вернулся инвалидом - без ноги. Работал в колхозе "Колос" и умер в 1963 году.

  Там, где сейчас в Подымахино стоят двухквартирные дома, раньше была церковь. Со всех сел и деревень съезжались сюда на праздники. И мы, когда учились в школе, ходили в церковь посмотреть. Здесь было очень красиво, чисто, церковь была огорожена.
  В доме рядом располагались изба-читальня и фельдшерско-акушерский пункт. В избе-читальне проводились комсомольские собрания, занимались ликбезом. С "учениками" работала
Евдокия Яковлевна Красноштанова. Потом в этом доме жил учитель математики Петр Николаевич Челомбитько, которого все ученики уважали за знания, умение научить. И еще один участник войны - Лаврентий Петрович Подымахин - жил по ул. Партизанской. В 1943 году ушел он на фронт, воевал под Сталинградом, Харьковом, был тяжело ранен, контужен. В колхозе "Колос" (потом - колхозе им. Жданова) работал кладовщиком, бригадиром, конюхом, умер в 1969 году. А в его доме живет сейчас дочь ветерана - Александра Лаврентьевна Маркова.
  С пионерок и комсомолок начинала свой путь Галина Ильинична Антипина. В 1941 году училась она в педучилище г. Иркутска, была редактором стенной газеты. Умела еще хорошо играть на балалайке. В 1948 году стала она секретарем комсомольской организации с. Подымахино. В ней тогда было всего девять человек, в основном, учителя, фельдшер. 

 

      В селе Подымахино две улицы. Одна называется Партизанской, другая - Школьной. Начну свой рассказ с того, почему улица Партизанская носит такое название.

  Далекий и холодный край давно служил местом ссылки противников самодержавия. Через Усть-Кут  в Илимскую ссылку был провезен первый русский революционер А Н Радищев, в Киренск - декабристы Голицин, Веденяпин, в Вилюйск - Н Г Чернышевский. На Усть-Кутском сользаводе отбывали каторгу польские повстанцы - участники восстания против царизма в 1863 году. В якутскую ссылку через наше село были провезены первые рабочие-революционеры - Петр Алексеев и Василий Герасимов. В начале XX века в Усть-Куте появились ссыльные социал-демократы, эсеры, анархисты.

  В 1919-20 гг. Приленье и Илимский край были охвачены пламенем гражданской войны. Эта война не обошла стороной и наше село. В Подымахино, по воспоминаниям старожилов, тоже находились белые. Приведу несколько воспоминаний очевидцев тех дней из книги "Тропою Памяти"

 

  Из воспоминаний И А Алексеевского:

 

  "А вот генералы Перхуров и Галкин, поковники с несколькими солдатами (всего человек 40) уехали в д. Михеево. Там они сговорили проводника-тунгуса провести их через хребты до д. Таюра, а там через Киренгу, видно, хотели добраться до Забайкалья. Наше командование собрало совещание - как же их взять? И тут выступил дружинник, крестьянин д. Казарки М Ф Антипин. Он сказал, что белые офицеры смогут добраться до речки Тукулан, где большой луг, есть сено для лошадей и стоят два зимовья. Здесь белые обязательно сделают отдых. Тем более, что вокруг этого луга густой ельник, они не будут опасаться. И вот на трех лошадях и санях по сенной дороге М Ф Антипин со своим маленьким отрядом подьехал к лугу. Двоих Антипин оставил у лошадей,  с остальными пошел на лыжах лесом, в обход луга и зимовьев, оставив четырех человек против первого зимовья, пятерых - против второго зимовья.  в конце луга - четверых. Все эти группы он назвал ротами. Из леса хорошо был слышен разговор белых, видно было, как стояли и жевали сено лошади, у зимовья горели костры и стояли часовые.

  М Ф Антипин вышел на лыжах на луг и пошел к зимовью. Часовые, увидев, доложили генералам. Генералы, видно, приняли его за охотника и приказали пропустить.  Антипин подошел, поздоровался, генералы вышли. Он вручил им мандат на право переговоров и посоветовал лучше добровольно сдаться. Генералы ушли в зимовье, долго советовались, потом вышли и дали согласие на сдачу. Но поставили условие - с оружием дойти до Усть-Кута. Антипин сказал, что они окружены, может пролиться кровь, если их поведут при оружии. И дал команду "первой роте", чтобы дали залповый огонь. Дал приказ "второй роте" - опять залп, потом - третьей. А потом и с конца луга. Генералы, правда, спросили, почему такой малый огонь, на что Антипин ответил: "А зачем? Бережем патроны."

  Генералы опять ушли в зимовье на совет. Вскоре вышли и дали согласие на сдачу оружия, только генералы Перхуров и Галкин, полковник Казаков попросили оставить их личное оружие. Антипин на это дал согласие. Потом по его команде подогнали с дороги лошадей под сданное оружие. Когда Антипин с генералами вышли на дорогу, Перхуров увидел всего несколько человек и спросил: "А где же ваши роты?" Антипин ответил: "А это что? Для мирных переговоров нас достаточно, а остальные у меня в секрете" Генерал покачал головой и сказал: "Да, действительно,партизаны..."

  Всех белых привели в Усть-Кут в партизанский штаб. Там было решено отправить Перхурова, Галкина, Казакова и еще трех полковников зимним путем по дороге в Иркутск. Назначен был конвой из пяти человек. Когда отвезли их на 8 км от Усть-Кута, в местности Долгий Луг у Шипичного ручья, где дорога шла по ручью в лес, сопровождающие остановили лошадей и приказали генералам слезть с саней и идти по этой дороге в лес. Когда те пошли к лесу, конвой открыл огонь, так и побили их всех. Обратно в Усть-Кут привезли их мертвых и сказали, что они, мол, хотели сделать побег, сопротивлялись. Мы видели, как их поставили вниз головой у ограды, потом закопали..."

 

  Из воспоминаний Д Я Родина: 

 

  "Знаю, как погиб Карбалай. Он стоял на посту у мангазеи (туда ссыпали общественный хлеб) д. Якурим. Подобрались белые и забрали его, был он еще не старый, но весь какой-то изработанный (вроде был рабочим на сользаводе). Еще захватили Сергея Маркова, Павла Маркова. Сергей-то был совсем еще молодой, несовершеннолетний (родом он был из деревни Ракеево). Так вот, Сергея из-за малолетства белые не расстреляли, а куда-то увезли. А Карбалая и Павла Сергеевича Маркова в Подымахино (там штаб у белых был) и расстреляли. Однако брат Павла Сергеевича откопал его и привез в Якурим. Похоронили П С Маркова в церковной ограде, а Карбалай так и остался закопанным в с. Подымахино: родных у него не было здесь, он ведь был не местным."

 

  Из воспоминаний П Е Субботина и А Д Караулова:

 

  "У белогвардейцев был очень жестокий командир - Рубцов. Однажды он избил партизана так, что рубаха у него присохла к телу. Рубцов приказал снять рубаху и раны посыпать солью. Красные к д. Якурим подошли ночью, завязался бой.Пулемет наш бил в сторону горы, откуда наступали белые. Командир их Калашников попал под пулеметный огонь и был убит. У белых пошла паника и Лаврушин со Скретневым начали отступать. В Подымахино поймали прапорщика Рубцова. С ним разговор был короткий. Расстрелян был у проруби и спущен в нее, куда гоняли лошадей на водопой с конного двора зимой в обеденный перерыв. Он сам-то тоже ленский, жена его, слышали, в Марково или в Таюре учительствовала..."

  К концу декабря 1920 года Советская власть в Приленье была восстановлена до Якутска. А улица Партизанская в селе названа в память о гражданской войне, красных партизанах. В январе 1920 года в уездном городе Киренске состоялся первый уездный сьезд Советов, наметивший пути социалистических преобразований. В 20-30 годы в жизни населения произошли значительные изменения.
 

КОМСОМОЛ НА СЕЛЕ
 

   В 20-30 годы в с. Подымахино была создана комсомольская ячейка из 16 человек. Секретарем партийной организации был Наумов Иван Захарович

Комсомольцы тех дней проводили большую разъяснительную работу среди населения, проверяли семенной фонд, охраняли урожай, занимались подпиской газет, собирали налог с населения, проводили боевые тревоги. На период посевной и уборочной компаний вывешивали красную или черную доски, где отмечали лучших людей и плохих. Рогожное знамя вручалось той бригаде, которая работала плохо, следили за состоянием семян, за скотом. 
  Комсомольские собрания проводили один  раз в месяц в избе-читальне (сейчас стоит этот пятистенный дом с двумя половинами). В одной половине была изба-читальня, в другой - фельдшерско-акушерский пункт. Расположен этот дом по улице Партизанской. Комсомольцы так же занимались подготовкой, а потом постановкой концертов для жителей села Подымахино, ликвидацией неграмотности среди населения. Учителем в школе был
Михей Иннокентьевич Косыгин
 

                                          Антипин Александр Витальевич, председатель ветеранской организации Подымахинского с/поселения



Предварительный просмотр:

C:\Users\Маргарита Сергеевна\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Zakazy-0008.jpg

C:\Users\Маргарита Сергеевна\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Zakazy-0009.jpg

C:\Users\Маргарита Сергеевна\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Zakazy-0010.jpg

C:\Users\Маргарита Сергеевна\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Zakazy-0010.jpg

C:\Users\Маргарита Сергеевна\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Zakazy-0011.jpg

C:\Users\Маргарита Сергеевна\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Zakazy-0011.jpg

C:\Users\Маргарита Сергеевна\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Zakazy-0012.jpg

C:\Users\Маргарита Сергеевна\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Zakazy-0012.jpg

C:\Users\Маргарита Сергеевна\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Zakazy-0013.jpg

C:\Users\Маргарита Сергеевна\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Zakazy-0013.jpg

C:\Users\Маргарита Сергеевна\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Zakazy-0014.jpg

C:\Users\Маргарита Сергеевна\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Zakazy-0014.jpg



Предварительный просмотр:

ВЕДОМОСТЬ О ПОЖЕРТВОВАНИЯХ НАСЕЛЕНИЯ НИЖНЕ-ИЛИМСКОЙ ВОЛОСТИ НА НУЖДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 г.

Сентябрь 1812 г.

ВЕДОМОСТЬ учинена в Нижнеилимском волостном правлении о пожертвованиях денежных приношениях на предмет нового в государстве ополчения по Нижне Илимской волости с 28 августа по 1 октября месяца 1812 г.

Месяца и числа

Имена приносителей

Деньги, рубли

Куда деньги отосланы и у кого хранятся

Август 28

3 сентября

9 сентября

С. Нижнеилимской волости

С. Нижнеилимской волости

Михаил Косточкин

Мещанин Тугупуло

Деревня Ярской, крестьянин Ефим Перфильев

Деревни Игнатьевской

Петр Черных

Деревни Заусаевой

Григорий Заусаев

Василий Погодаев

Кирсан Погодаев

Деревни Романовой

Сергей Романов

Иван Сидоров

В Карапчанских селениях

Николай Банщиков

Вдова Арина Банщикова

Деревни Бадарминской

Иван Федоров Зарубин

Никифор Зарубин

Алексей Зарубин

Григорий Зарубин

Михаил Зарубин

Деревни Ерновой

Николай Зарубин

Василий Васильев Зарубин

Пер Зарубин

Деревни Воробьевой

Михаил Ступин

Гаврила Ступин

Иван Спиридонов Ступин

25

200

50

50

50

10

25

50

25

10

5

25

1

1

1

1

1

5

5

5

5

4

1

Из числа значащихся  по сей ведомости пожертвованных разными людьми на ополчение новых в государстве войск денег тысяча пятьсот один рубль Волостным головою  Бубновым  собраны полностью и хранятся у него  в правлении все сполна на лицо, а прочие сто рублей семьдесят копеек еще от пожертвователей не получены

                                        ВСЕГО                           1151 Р.70 КОП.

 В списке 92 человека из существующих до сих пор деревень Нижнего Илима и примыкающего Приангарья. Сбор пожертвований шел повсеместно по губернии. Иркутское мещанское общество внесло 5075 руб., жители Подымахинской волости — 343 руб., кудинские буряты —600 руб., верхоленские — 800 руб. и т. д. Больше всего пожертвований поступало из скудных средств простых людей, а богатые купцы ограничивались внесением 5—10 рублей.

В 1812 г. многие иркутяне добровольно шли в рекруты.



Предварительный просмотр:

Священник Потанин Александр Иоаннович

  Потанин Александр Иоаннович (около 1860 – ?). Сын мастерового Леденгского солеваренного завода  Тотемского уезда Вологодской губернии. В 1876 г. поступил почтальоном в штат Иркутской губернской почтовой конторы и 11 лет служил на почтовых станциях в Кяхте, Киренске и Жердовке. В 1886 г. произведен за выслугу лет в коллежские регистраторы. 6 февраля 1887 г. определен штатным псаломщиком церкви Покрова Пресвятой Богородицы с. Оса Балаганского уезда Иркутской губернии (ныне Осинский район Иркутской области). 20 сентября 1887 г. рукоположен в диакона церкви Покрова Пресвятой Богородицы с. ТутураВерхоленского уезда Иркутской губернии (ныне Жигаловский район Иркутской области).

1 октября 1887 г. рукоположен в сан священника церкви Казанской иконы Божией Матери с. Подымахино Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Кутский район Иркутской области). 

6 июля 1898 г. перемещен штатным священником в церковь Казанской иконы Божией Матери с. Седово Верхоленского уезда Иркутской губернии (ныне Качугский район Иркутской области). 25 января 1900 г. переведен штатным священником в церковь Покрова Пресвятой Богородицы с. Нижнеилимск Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Нижнеилимский район Иркутской области).

29 января 1901 г. переведен штатным священником в Подымахинскую Богородице-Казанскую церковь, где служил более 15 лет.

...