Раздел 3. Научно-методическая деятельность

Волостнова Ольга Львовна

2019 г. - Являлась участницей Творческой группы детского сада.

Выступала по теме "Игры и игрушки".

2019 г. - Участвую в опорной площадке "Социальное партнерство ДОУ и семьи"

Выступала по теме «Развитие речи детей  с через использование различных приемов мнемотехники».

2020 г. - Выступала на проблемном семинаре "Современные подходы к организации речевого развития дошкольников" по теме "Семейный клуб - эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи в решении вопросов преемственности со школой".

2020 г. - Принимала участие в работе курсов повышения квалификации для учителей-логопедов по теме: "Проектирование профессиональной деятельности учителя-логопеда в соответствии с профессиональным стандартом "Педагог - дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)". Выступила по теме: "Интеграция научных основ и семейных традиций воспитания для полноценного речевого развития дошкольников с ОНР".

2021 г. - Выступила на ГМО "Учителей-логопедов" по теме: "Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в сопровождении детей с ОВЗ (ТНР)"

2021 г. - Проводила открытый показ НОД в рамках "Школы молодого руководителя".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида»

«Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в сопровождении детей с ОВЗ (ТНР)»

Подготовила учитель-логопед

Волостнова О. Л.

Муром 2021г.


Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в сопровождении детей с ОВЗ (ТНР)

Не знаю как вы, уважаемые коллеги, а мне доставляет огромное удовольствие взаимодействовать с муз руководителем  в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Да и детям это тоже нравиться.

ФГОС ДО говорит о необходимости создания ДОУ благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Для детей с ОВЗ характерными являются:

• неустойчивость внимания, снижение объема, ограниченные возможности его распределения;

 • нарушение восприятия;

• снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания;

 • низкий уровень развития воображения;

• отставание в развитии словесно-логического мышления;

• нарушение мелкой, общей, мимической, артикуляционной моторики;

 • эмоционально-волевая незрелость;

• низкая познавательная активность;

• недостаточная регуляция произвольной деятельности;

 • трудности в общении.

Добиться положительных результатов с такими детьми можно лишь при создании единой коррекционно-образовательной среды в учреждении.

Комплексный подход при коррекции речи обеспечивает интегрированные связи (взаимодействие) между специалистами, работающими с детьми ОВЗ.

И сегодня мы рассмотрим взаимодействие логопеда и муз. руководителя.

Цель взаимодействия: повышение эффективности коррекционного воздействия на развитие  речи  детей с ОВЗ (ТНР)

Задачи взаимодействия:

  • осуществлять преемственность и единство требований в ходе коррекционно-развивающего воздействия на ребенка с ОВЗ;
  • создавать комфортную среду для адаптации и развития детей с ОВЗ;
  • внедрять нетрадиционные приёмы работы, стимулирующие речевое и личностное развитие детей;

Когда начинается наше сотрудничество?  Как только мы получили списки детей.

На различных этапах коррекционной работы оно конечно разное.

Какие это этапы:

1этап – диагностический (обследование уровня развития речевой, слуховых, голосовых, общих моторных функций)

2этап – подготовительный:

- отбор методической литературы, репертуара в соответствии с речевыми возможностями детей,

- работа над постановкой диафрагмального типа дыхания, голосом,  моторикой общей и артикуляционной, развитие слуховых дифференцировок, произносительных навыков,

3этап – основной (формирования коммуникативных умений и навыков): закрепление речевых навыков, развитие интонационной выразительности (разучивание песен, попевок, сценок, муз. играх)

4этап – заключительный (итоговый): проведение праздника правильной речи (сказка, выпускной)

Формы и виды взаимодействия музыкального руководителя с учителями-логопедами.

  • Планирование взаимодействия учителей-логопедов с музыкальным руководителем на учебный год.
  • Совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара.
  • Участие учителей-логопедов в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, открытых занятий.
  • Составление картотек речевых игр, игр со словом и т.д.
  • Использование на музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен, вокально-хоровая работа.

Совместные занятия логопеда и музыкального руководителя занимают важное место в  коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи.

С  одной стороны  они  развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат устраняя нарушение речи, а с другой – формирует произвольное внимание, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала.

Музыка способствует улучшению психологического состояния детей:

снижается двигательная расторможенность, неуверенность и скованность, страх перед речью; повышается эмоциональная устойчивость, закрепляется положительная самооценка, положительный настрой.

Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды.

 

Я предлагаю вашему вниманию Координационный план работы специалистов, который показывает взаимосвязь в  их работе.

Педагогические задачи

Логопед

Музыкальный руководитель

Развитие мелкой моторики

Упражнения с различным дидактическим материалом.
Пальчиковые игры.

Игра на детских музыкальных инструментах.
Танцевальные движения.
Театр с использованием кукол бибабо

Развитие мимики

Массаж лица.
Гимнастика мимических мышц.
Произвольное формирование определенных мимических поз.
Связь мимики с интонацией

Развитие выразительности в пении и танце

Развитие речевого дыхания

Скороговорки. Упражнения на поддувание. Дифференциация ротового и носового дыхания. Выработка диафрагмального дыхания.

Использование музыкальных духовых инструментов. Распевки.

Упражнения на дыхание в танце.

Развитие голоса

Звуковая гимнастика. Упражнения на развитие гибкости мягкого неба

Хоровое пение.
Движения с речью под музыку.
Использование характерных ролей.

Развитие фонематического слуха

Чтение стихотворений с выделением фонем. Различение фонем, близких по способу и месту образования и акустическим признакам.

Воспитание акустико-артикуляционного образа звука.

Формирование контроля за речью через акустический контроль.

Использование попевок.

Хоровое и индивидуальное пение. Музыкально-ритмические движения.

Развитие артикуляции

Упражнения с зеркалом.
Артикуляционная гимнастика.
Чистоговорки.
Массаж артикуляционного аппарата( индивидуально)

Разучивание и пение песен. Пение песен со звукоподражанием

Развитие грамматического строя речи

Формирование навыков словообразования и словоизменения.
Преодоление аграмматизма

Разучивание текстов песен. Драматизация.
Музыкальные спектакли, инсценировки.
Кукольный театр.

Развитие словаря

Развитие понимания различных речевых структур и грамматических форм.
Развитие номинатного, предикативного и адъективного словаря.

Пополнение словаря музыкальной терминалогоией.
Обогащение словаря в процессе занятий.

Развитие диалогической речи

Формирование навыков составления диалога

Драматизация.
Кукольный театр и куклы бибабо. Музыкальные спектакли.

Развитие монологической речи

Развитие у ребенка желания говорить.
Воспитание навыков овладения монологической речью.

Разучивание текстов песен

Развитие коммуникативных навыков

Психологические этюды и коммуникативные игры

Участие детей в музыкальных представлениях.

Предлагаю вашему вниманию на слайдах фото занятий, сказки

Мнемотаблицы 

«Лепим пельмешки»

Чтобы легче и быстрее запомнить, я  составила мнемотаблицу , можете ей воспользоваться.

Таким образом, совместная коррекционно-развивающая работа учителя – логопеда и музыкального руководителя

  1. обеспечивается более высокий уровень речевого развития ребёнка с нарушениями речи; развивается высота, сила, тембр голоса, интонационная выразительность;
  2. дети учатся думать, творить, фантазировать, сочинять, развивать коммуникативные умения;
  3. осуществляется  эстетическое воспитание;
  4. вырабатываются универсальные приемы, которые могут использовать специалисты детского сада, направленные на преодоление речевых нарушений, на всестороннее развитие ребенка.

Практическая часть

1. На сегодняшний момент остается актуальной проблемой- развитие внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями

 для слухового восприятия,

развития мелкой моторики,

слуховой памяти и фантазии у детей.
Благодаря такой деятельности осуществляется 
комплексное развитие ребёнка:

1. Ребёнок реализует свои представления  и  образы  в звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается 
положительными эмоциями.
2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, способствует развитию творческой фантазии.
3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения, развивается выдержка и навыки сотворчества.
4. Развивается слух и  слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

Сказка «Мышиная история»

Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
(СТУЧИМ ПАЛЬЧИКАМИ ПО БАРАБАНУ ИЛИ КОРОБКЕ)


И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)


Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
(УДАРЯЕМ ПО ТРЕУГОЛЬНИКУ ИЛИ ПОДВЕШЕННОЙ ЛОЖКЕ)


Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
(ИСПОЛЬЗУЕМ ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ)


И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
(ШУРШИМ ПАКЕТОМ ИЛИ БУМАГОЙ)


Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
(ПРОВОДИМ ПАЛОЧКОЙ ПО РУБЕЛЮ ИЛИ ГОФРИРОВАННОМУ КАРТОНУ)


А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.
(ДУЕМ В БУТЫЛКУ)


Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
(УДАРЯЕМ ПАЛОЧКОЙ ПО МЕТАЛЛОФОНУ ИЛИ БОКАЛАМ)



Предварительный просмотр:

"Интеграция научных основ и семейных традиций воспитания для полноценного речевого развития дошкольников с ОНР".

Мастер-класс

Цель: познакомить участников мастер-класса с разнообразными приёмами работы с детьми и их родителями, применяемых в рамках семейного клуба «Школа раннего развития» МБДОУ «Детский сад №5» г Мурома

Почему «школа»? Потому что и дети, и родители приходят сюда за знаниями и учатся вместе. Вместе играют с пальчиками, танцуют, рисуют, лепят, общаются, учатся взаимодействовать, открывают для себя новые развивающие игры и их возможности, играют с крупой, слушают и разыгрывают сказки…  В общем, что они только не делают! Но, главное, что все делают вместе. Малыши чувствуют себя очень естественно, комфортно и защищено, так как рядом с ними находится самые важные и незаменимые люди – мама или папа.

Задачи:

  1. Внедрение в семейное воспитание научных основ педагогики и психологии.
  2. Использование совместных комплексных игр-занятий для обеспечения полноценного психо-речевого развития детей.
  3. Осуществление консультативно-просветительского взаимодействия с семьями воспитанников с целью повышения психолого-педагогических компетенций родителей.

Первое собрание проходит в форме круглого стола, в ходе которого рассматриваются  вопросы о том, как развивать малышей, чтобы они не отставали в своем развитии, были успешными в будущем. 

1. Основной формой взаимодействия в нашей школе является совместная игровая и продуктивная деятельность, с которой я вас и познакомлю.

            Я приглашаю вас на прогулку в лес.

Наденем на ножки новые сапожки.

Шапку - на головку и завяжем ловко.

На руки - перчатки.

В добрый путь, ребятки.

Шагают ножки по ровненькой дорожке.

А теперь прыг-скок, и попали мы в лесок.

2. Пальчиковый массаж. Чтобы пальчики были ловкими и умелыми мы сделаем пальчикам массаж.

              Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальцы погулять.

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того.

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный,

И стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный,

Избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и. мал,

Очень ловок и удал.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

3. Самомассаж лица. Зимой, на улице прохладно – погреемся немножко.

Носик, носик. Греем носик.

Лобик, лобик. Греем лобик.

Щечка, щечка. Греем щечку.

Не замерзнет наша дочка.

Не замерзнет и сынок.

Наш ребенок-малышок.

4. Дыхательное упражнение. К нам в гости кто-то спешит. Слышите: пых-пых, пых-пых. Повторите за мной: «Пых-пых-пых» и отгадайте загадку:

На пеньке лежит комок.              (Руки закрыты в замочек)

Это маленький зверек.                (Заглядываем внутрь кулачка)

Он колючки раскрывает,             (Разжимаем пальцы)

Очень широко зевает.        (Ладони разводим в противоположные стороны).

Умывает мордочку                       (Делаем умывающие движения руками)

И ерошит челочку.                        (Шевелит пальцами скрещенных ладоней).

Сосчитает все иголки,                  (Считаем)

Быстро прячется под елку!         (Прячем руки за спину).

Педагоги отгадывают загадку, выносится ёжик (нераскрашенный рисунок ежика на ватмане).

5.  Продуктивная деятельность.  Ой, с ёжиком случилась беда. Он побелел, потерял свои краски. Давайте поможем ему вернуть его цвета.

Раскрашиваем ежика различными техниками:

колючки - аппликация из нарезанных полосок ткани,

живот – методом примакивания поролоном,

мордочка – раскрашивание акварельными красками кисточкой,

банку компота - методом печатания, оформление банки тканью с ленточкой (завязать банку).

6. Рефлексия.

Если мастер-класс был вам полезен и интересен – выберите яблочко. Если нет – листочек.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида»

Выступление по теме:

«Семейный клуб – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи в решении вопросов преемственности со школой»

Подготовила учитель-логопед

Волостнова О. Л.

2020г.

«Семейный клуб – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи в решении вопросов преемственности со школой»

Одна из главных задач психолого-педагогического сопровождения детей в дошкольном возрасте - это обеспечение готовности ребенка к школе, плавного перехода от одной образовательной ступени к другой, сохраняющий методы и формы обучения и воспитания.

Основная стратегия педагогов при осуществлении преемственности детского сада и школы в соответствии с ФГОС — «научить учиться».

Современные исследования российских психологов и педагогов подтверждают, что для успешной адаптации будущих первоклассников к школе необходимо организовать целенаправленную работу не только с детьми, но и с их родителями.

Одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй по данному направлению - родительский клуб.

В нашем детском саду для родителей детей старшего и подготовительного дошкольного возраста организована работа клуба «Скоро в школу».

Цель работы родительского клуба

Установление сотрудничества, преемственности и согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки дошкольников к школе;

Задачи работы родительского клуба

-Приобщить родителей к участию в подготовке детей к школьному обучению через поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества;

-Подготовить родителей и детей к новой социальной роли - "родители ученика" и "ученик";

-Формировать осознание взрослыми и детьми необходимости целенаправленной подготовки к школе для успешного обучения и адаптации в школе в ближайшем будущем.

-Формирование у родителей активной позиции по отношению к развитию своих детей.

Заседания клуба проходят 1 раз в месяц. Посещают клуб 12-17 родителей с детьми.

 На первом заседании клуба утверждается План работы.

Далее заседания проводятся в форме интерактивных комплексных занятий, объединённых одной тематикой. На занятия приглашаются и учителя.

 Вашему вниманию предлагаем посмотреть видео с такого занятия.

Видео «Занятие в семейном клубе по теме «Овощи»».

Переход между периодом дошкольного детства и началом обучения в школе очень сложен. Преемственность детского сада и школы помогает сделать образовательную среду единым целым.

 

План работы семейного клуба

«Скоро в школу».

Мероприятие

Время проведения

Организационное заседание

Сентябрь

Практические занятия

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Семинар-практикум для родителей

 «Один день из жизни первоклассника»

Январь

Практические занятия

Февраль

Март

Апрель

Литература:

1.От рождения до школы. Основная образовательная программа/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. 2010

2.  Слепцова И. Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание №3, 2007

3. Готов ли ребёнок к школе. / А.А. Венгер, А. Л. Венгер – М. 1994г.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт ДО – 2013г.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №5 комбинированного вида»

Технологическая карта НОД по речевому развитию

для детей с ОНР старше - подготовительного дошкольного возраста

Тема: «Сундучок осени»

https://urok.1sept.ru/articles/652275/presentation/01.jpg

подготовила учитель-логопед

Волостнова Ольга Львовна

г. Муром


Технологическая карта НОД по речевому развитию

для детей с ОНР старше - подготовительного дошкольного возраста

Тема: «Сундучок осени»

Цель: Расширить и активизировать словарный запас по теме «Осень. Овощи-фрукты».

Задачи:

Коррекционно-образовательная:

- закреплять умение отвечать полным ответом;

- уточнять, расширять и активизировать словарь по теме;

Коррекционно-развивающая:

- Развивать зрительное и слуховое внимание,

- развивать мелкую и общую моторики;

- развивать наблюдательность, мышление и воображение;

- развивать речевой выдох.

Коррекционно-воспитательная:

- воспитывать дружелюбное отношение друг к другу

Материал, оборудование: сундучок, кубики с предметными картинками, конверты с разрезными картинками, 4-й лишний картинки

Технологическая карта НОД

этапы

Содержание

время прове-дения

логопед

дети

1. Процесс вовлечения в деятельность

..

Дети, какое у вас сегодня настроение? Давайте поприветствуем друг друга:

                         ***

Собрались все мы в круг,

Ты мой друг, и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Вы, конечно, заметили, что к нам пришли гости. Поделимся своими улыбками с гостями и поздороваемся с ними.

Дети, я хочу пригласить вас в сказку. Отгадайте загадку, чтобы понять какую:

Пришла без красок и без кисти

А перекрасила все листья. …

Фонопедическое упражнение «Осень»

Идет осень по лесу, шуршит листвой.

Прикоснется осень рукой к березке,

пожелтеют листья и запоют свою песенку.

Прикоснется к рябинке,

Покраснеют листочки, запоют свою радостную песню.

Заденет осинку,

Красные листья запоют. Взмахнет руками Осень,

Запоет ветер.

Затрепещут, задрожат листья на деревьях,

Полетят на землю разноцветным дождем.

Ответы детей:

Хорошее, веселое, радостное

Примерные ответы детей:

-

Дети отгадывают:

Осень

Дети произносят: «шур…шур…» и скользят ладонями друг о друга

Делают crescendo и diminuendo на звук «А», развернув ладони параллельно друг другу, разводя руки в стороны на усиление звука и приближая ладони друг к другу на затихание; когда ладони сложены вместе, наступает тишина

Делают crescendo и diminuendo на звук «О»

Делают crescendo и diminuendo на звук «Э»

 

звук «У»

Произносят «ш-ш-ш…», подняв руки вверх и легко встряхивая кистями.

Произносят «п…п…», постепенно опуская руки

3 мин

2. Процесс целеполагания планирования деятельности

 А под листьями, посмотрите: сундучок

Осень принесла сундучок, заглянем в него…

А здесь и записка. Осень предлагает вам поиграть, выполнить задания. Готовы?

Да.

1 мин

3.Осуществление деятельности

1. Игра «Собери картинку»

Ребята, Осень для каждого из вас приготовила конвертики, в которых лежат разрезные картинки

 Вам нужно будет их собрать и сказать, что это. Разбирайте конверты.

--Что ты собрал? Тыква – это что?

--А ты что собрал?

--А ты что собрал?

2. Подвижная игра

Игра «Вершки-корешки»  

 Некоторые овощи вырастают в земле, и такие корнеплоды называют корешки. А некоторые овощи вырастают над землёй - это вершки.

Я буду называть овощи, а вы должны вспомнить, как они растут, что люди едят - вершки или корешки. И в соответствии с этим присесть или поднять руки вверх. Будьте внимательны, в некоторых овощах съедобно и то и другое.

Морковь (корешки), помидор (вершки), лук (вершки и корешки)

Картофель (корешки), огурец (вершки).....

3. Упражнение «Что лишнее?»

Морковь, яблоко, огурец, патиссон

Салат, огурец, помидор, кабачок

 Огурец, кабачок, репа, баклажан

Репа, редька, свекла, редис.

4. Упражнение с кубиками.

Составление предложений.  Что ты будешь готовить?

 Логопед бросает сразу два кубика. На одно кубике овощи, фрукты. На другом – посуда.

5. Гимнастика для глаз.

Мы листочек увидали и с листочком поиграли 

Листочки вправо  полетели ,глазки вправо посмотрели ,

Вот Листочки полетели, глазки влево посмотрели ,

Ветер, вверх их поднимал и на землю опускал.

Покружились, покружились и на стульчик опустились.

Дети вынимают из конвертов разрезанную картинку и собирают их

-тыкву, Тыква - это овощ

Яблоко. Яблоко – это фрукт

клюкву, клюква – это ягода лесная.

Дети выполняют движения

Ответы детей:

Яблоко, потому что это фрукт

Помидор, потому что он красный

Репа, потому что она круглая, а все остальное овальное

Свекла, потому, что она сладкая, а все остальное горьковатые на вкус

Примерные ответы детей:

Я приготовлю сок из капусты. Это капустный сок.

Дети выполняют движения: берут листок в руку, надо вытянуть руку вперед перед собой,
сфокусировать на ней взгляд

9 мин

5. Рефлексия.

Я предлагаю вспомнить, в какие игры мы играли. Что больше всего вам понравилось сегодня?

Дети делятся впечатлениями.

2 мин