Диагностика психологической готовности выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ

Егорова Лилия Вячеславовна

    

 

            В психолого-педагогической литературе отсутствует методика диагностики психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов (М.Ю. Чибисова).Методика изучения психологической готовности к сдаче экзаменов предназначена для работы с учащимися выпускных 9-х и 11-х классов. Она имеет ориентировочный характер и позволяет выявить уровень их психологического настроя при подготовке к предстоящим испытаниям и во время проведения таковых.

Вам предстоит сдавать выпускные экзамены. Какие чувства, мысли охватывают вас, когда вы слышите об этом? Очевидно, что многим из вас небезразлично, как вы справитесь с данным испытанием. Известно ли вам, что к экзаменам нужно готовиться не только умственно и физически, но и психологически? Педагогам и психологам,  а также вам самим важно знать, готовы ли вы к сдаче экзаменов психологически.

 

 

Вам предложено рассмотреть 30 утверждений, ответив на которые вы можете узнать уровень собственной психологической подготовки к экзаменам.

        

 

ИНСТРУКЦИЯ

В анкете напротив каждого утверждения, с которым вы согласны или не согласны, в соответствующей ячейке, поставьте галочку. Пожалуйста, работайте последовательно, не пропуская ни одного утверждения".

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЕГЭ,ГИА >

Проверь себя!

АНКЕТА «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ» (модификация методики М.Ю.Чибисовой)

Инструкция: Для успешной сдачи ЕГЭ необходимо оценить и скорректировать те психологические трудности, с которыми может столкнуться каждый выпускник. В этом тебе поможет данная анкета, результаты которой ты обработаешь самостоятельно. Оцени свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями по 5-балльной шкале – обведи цифру, отражающую твое мнение.

УТВЕРЖДЕНИЯ

Полностью не согласен

Скорее не согласен, чем

согласен

Затрудняюсь ответить

Скорее

согласен, чем не

согласен

Абсолютно согласен

1

Я достаточно осведомлен о самой процедуре сдачи ЕГЭ

1

2

3

4

5

2

Думаю, что способен правильно распределить свои силы во время ЕГЭ

1

2

3

4

5

3

ЕГЭ заранее у меня вызывает тревогу

1

2

3

4

5

4

Я не очень хорошо представляю, как проходит ЕГЭ

1

2

3

4

5

5

Полагаю, что смогу оптимально спланировать свое время в течение экзамена

1

2

3

4

5

6

Я не волнуюсь, когда думаю о предстоящих ЕГЭ

1

2

3

4

5

7

Я умею работать с КИМ

1

2

3

4

5

8

Я не знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий

1

2

3

4

5

9

Думаю, что сумею справиться со своей тревогой на экзамене

1

2

3

4

5

10

Я достаточно много знаю про ЕГЭ, чтобы понять его преимущества и недостатки

1

2

3

4

5

11

Я смогу определить конструктивную для себя стратегию деятельности

1

2

3

4

5

12

С моим беспокойством мне будет трудно сдавать ЕГЭ

1

2

3

4

5

13

Я знаю, какие задания нужно выполнять, чтобы получить желаемую оценку

1

2

3

4

5

14

Я сумею успокоиться в напряженной ситуации экзамена

1

2

3

4

5

15

Я чувствую, что сдать ЕГЭ мне по силам

1

2

3

4

5

С П А С И Б О!        Алгоритм подсчета в ОБРАТНОМ порядке

5

4

3

2

1

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Результаты подсчитываются суммированием обведенных тобой баллов. Для этого подсчитай сумму баллов отдельно по каждой из трех СОСТАВЛЯЮЩИХ психологической готовности к ЕГЭ, учитывая, что балл по некоторым утверждениям считается в ОБРАТНОМ порядке

СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Подсчет баллов в ПРЯМОМ порядке

Подсчет баллов в ОБРАТНОМ порядке

ВСЕГО

Осведомленность и умелость в процедурных вопросах сдачи ЕГЭ

Номера

утверждений

1

7

10

13

Номера

утверждений

4

баллов

Подсчет баллов

Подсчет баллов

Способность        к

самоорганизации        и самоконтролю

Номера

утверждений

2

5

11

14

Номера

утверждений

8

баллов

Подсчет баллов

Подсчет баллов

Экзаменационная тревожность

Номера

утверждений

3

12

Номера

утверждений

6

9

15

баллов

Подсчет баллов

Подсчет баллов

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТЫ «Самооценка психологической готовности к ЕГЭ»

Сумма баллов

Уровень психологической готовности к ЕГЭ

от 1 до 5 баллов

ОЧЕНЬ НИЗКИЙ

от 6 до 10 баллов

НИЗКИЙ

от 11 до 15 баллов

СРЕДНИЙ

от 16 до 20 баллов

ВЫШЕ СРЕДНЕГО

от 21 до 25 баллов

ВЫСОКИЙ

 

индивидуальными особенностями.

Анализируя утверждения теста, используйте принцип «как правило», то есть если данное утверждение характеризует вашу обычную манеру поведения, то вы отвечаете

«да».

Вопросы теста:

  1. У меня часто плохое настроение, я плачу.
  2. При встрече с человеком я избегаю смотреть ему прямо в глаза.
  3. Часто я выгляжу сердитым, подавленным.
  4. Большинство людей, которых я знаю или знал, разочаровали меня.
  5. Я почти не интересуюсь тем, что для многих является очень важным в жизни (спорт, работа, отношение окружающих).
  6. Последнее время я очень редко бываю веселым, практически не смеюсь.
  7. Я часто чувствую слабость, жалуюсь на жизнь своим близким и знакомым.
  8. В настоящее время у меня нет собственной позиции по многим вопросам.
  9. Я говорю, как правило, очень тихо, так что меня с трудом понимают собеседники.
  10. Часто я не знаю, как ответить на тот или иной вопрос собеседника, и просто пожимаю плечами.

Ключ к тесту За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.

1–2 балла. Несмотря на некоторые жизненные затруднения, вы видите жизнь в несколько в розовом свете. Это не так уж плохо, но до определенного предела.

3–6 баллов. Отношение к жизни в целом в норме, но уже чувствуется определенная доля скепсиса, усталость. Не рано ли?

7–10 баллов. Почти все, что с вами происходит, вы воспринимаете негативно. Неужели в вашей жизни совсем нет радостных мгновений?

Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов. Но тем не менее есть смысл задуматься над полученной информацией.



Предварительный просмотр:

АНКЕТА

Утверждение

"Да"

"Нет"

1. Мне с трудом удается сосредоточиться на подготовке к экзамену.

2. Отступление учителя от основной темы урока сильно мешает мне усвоить учебный материал.

3. Меня постоянно тревожит мысль о предстоящих экзаменах.

4. Мои школьные знания по отдельным предметам порой кажутся мне ничтожными.

5. При подготовке к экзаменам у меня обычно "опускаются руки", если долго не получается выполнить какое-либо задание.

6. Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в своих знаниях.

7. Я болезненно реагирую на критические замечания учителя по поводу моей готовности к предстоящим экзаменам.

8. Неожиданный вопрос учителя по теме урока приводит меня в замешательство.

9. Меня сильно беспокоит уровень моей подготовки в классе.

10. Я слабовольный человек, и это негативно сказывается на моей успеваемости.

11. При подготовке к экзаменам я с трудом сосредоточиваюсь на каком-либо задании.

12. Я уверен в своих знаниях, но все равно испытываю страх перед экзаменами.

13. Иногда во время подготовки к экзаменам мне кажется, что я не смогу усвоить весь учебный материал, и это меня пугает.

14. Отвечая на уроке, я обычно сильно смущаюсь.

15. Возможные неудачи на экзаменах очень тревожат меня.

16. Во время выступления или ответа на уроке я начинаю заикаться.

17. Мое эмоциональное состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий.

18. Я часто ссорюсь с товарищами по школе из-за пустяков и потом жалею об этом.

19. Атмосфера в классе и отношение одноклассников ко мне сильно сказываются на моем настроении.

20. После спора или ссоры в школе я долго не могу успокоиться.

21. Обычно у меня не бывает головных болей после длительной и напряженной учебы.

22. Мысли о предстоящих экзаменах не портят мне настроение.  

23. Я не волнуюсь по поводу несделанных заданий или неудачно выполненных тренировочных экзаменационных работ.

24. Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед предстоящими экзаменами.

25. Обычно я в числе первых заканчиваю тренировочную экзаменационную работу и стараюсь не думать о возможных ошибках.

26. Обычно мне не требуется много времени на обдумывание дополнительного вопроса, заданного учителем, экзаменатором.

27. Насмешки одноклассников не влияют на мое отношение к учебе и предстоящим экзаменам.

28. Я всегда хорошо сплю, даже если в школе у меня неприятности.

29. В классе я чувствую себя легко и непринужденно.

30. Мне легко организовать свой распорядок дня, обычно я успеваю сделать все, что запланировано.

1. Мне с трудом удается сосредоточиться на подготовке к экзамену.

2. Отступление учителя от основной темы урока сильно мешает мне усвоить учебный материал.

3. Меня постоянно тревожит мысль о предстоящих экзаменах.

4. Мои школьные знания по отдельным предметам порой кажутся мне ничтожными.

5. При подготовке к экзаменам у меня обычно "опускаются руки", если долго не получается выполнить какое-либо задание.

6. Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в своих знаниях.

7. Я болезненно реагирую на критические замечания учителя по поводу моей готовности к предстоящим экзаменам.

8. Неожиданный вопрос учителя по теме урока приводит меня в замешательство.

9. Меня сильно беспокоит уровень моей подготовки в классе.

10. Я слабовольный человек, и это негативно сказывается на моей успеваемости.

11. При подготовке к экзаменам я с трудом сосредоточиваюсь на каком-либо задании.

12. Я уверен в своих знаниях, но все равно испытываю страх перед экзаменами.

13. Иногда во время подготовки к экзаменам мне кажется, что я не смогу усвоить весь учебный материал, и это меня пугает.

14. Отвечая на уроке, я обычно сильно смущаюсь.

15. Возможные неудачи на экзаменах очень тревожат меня.

16. Во время выступления или ответа на уроке я начинаю заикаться.

17. Мое эмоциональное состояние во многом зависит от успешного выполнения учебных заданий.

18. Я часто ссорюсь с товарищами по школе из-за пустяков и потом жалею об этом.

19. Атмосфера в классе и отношение одноклассников ко мне сильно сказываются на моем настроении.

20. После спора или ссоры в школе я долго не могу успокоиться.

21. Обычно у меня не бывает головных болей после длительной и напряженной учебы.

22. Мысли о предстоящих экзаменах не портят мне настроение.  

23. Я не волнуюсь по поводу несделанных заданий или неудачно выполненных тренировочных экзаменационных работ.

24. Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед предстоящими экзаменами.

25. Обычно я в числе первых заканчиваю тренировочную экзаменационную работу и стараюсь не думать о возможных ошибках.

26. Обычно мне не требуется много времени на обдумывание дополнительного вопроса, заданного учителем, экзаменатором.

27. Насмешки одноклассников не влияют на мое отношение к учебе и предстоящим экзаменам.

28. Я всегда хорошо сплю, даже если в школе у меня неприятности.

29. В классе я чувствую себя легко и непринужденно.

30. Мне легко организовать свой распорядок дня, обычно я успеваю сделать все, что запланировано.

                         

                        Обработка результатов:

        Обработать и получить результат вам поможет ШКОЛЬНЫ ПСИХОЛОГ!

        С заполненной анкетой вам необходимо обратиться к школьному психологу, где вы сможете получить результат пройденного анкетирования – Высокий, Средний, Низкий уровни психологической готовности, а так же получить квалифицированную помощь в психологической подготовке к экзаменам.

ПОМНИТЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ЭКЗАМЕНАМ -  ЗАЛОГ ВАШЕГО УСПЕХА!!!