Рекомендации для педагогов

Егорова Лилия Вячеславовна

Рекомендации для учителей,

обучающих детей с синдромом дефицита

внимания с гиперактивностью

В 75% случаев гиперактивность  наследуется от родителей.

Гиперактивных детей отличают повышенная импульсивность, неуемная подвижность и низкая концентрация внимания. Напряженность – обычное состояние для гиперактивного ребенка. Ее-то они и стараются снять движением.

Взрослым на заметку.

  • Взрослые очень часто акцентируют внимание на негативных поступках, забывая поощрять заслуги ребенка. Для таких детей очень важно доверие. Дайте ему понять, что вы в него верите, чаще подбадривайте, говорите: «У тебя все получится!»
  • Наиболее эффективный способ воздействия на гиперактивного ребенка – лишение внимания. Без него такие дети просто не могут. Если ребенок провинился и сделал это намеренно – попросите его подумать над своим поведение. Отправьте в комнату и на время лишите внимания.
  • Учите его доводить начатое дело до конца, мотивируйте его и поощряйте .
  • Исключить информативную перегруженность.
  • Не стоит давать дополнительную умственную нагрузку.
  • Как только ребенок начал терять внимание – позвольте ему пройтись. Пусть вытрет с доски, раздаст рабочие тетради или сделает другую полезную работу.
  1. Для улучшения организации учебной деятельности ребенка используйте простые средства – планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  2. Оптимальным выбором места для гиперактивного ученика  в классе за партой будет центр помещения напротив стола учителя, классной доски.
  3. Договориться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  4. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
  5. Задания следует разъяснять персонально или писать на доске.
  6. Избегайте повторения слов «нет», «нельзя».
  7. Снижать требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  8. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  9. Поощряйте ребенка. Например, если ребенок хорошо себя вел на перемене, разрешите ему и одноклассникам дополнительно погулять еще несколько минут. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний
  11. Предоставлять ребенку возможность выбора.
  12. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Почаще хвалите его, подчеркивайте успехи. Это помогает  укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повышает самооценку
  13. Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание, чтение).
  14. Делить работу на более короткие, но частые периоды. Используйте физкультминутки.
  15. Нельзя делать резкие замечания, говорить «сядь ровно», «не крутись», «не бегай».
  16. Обеспечьте для ученика с синдромом ДВ возможность быстрого обращения за помощью. Выполняя задание, такие дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите ему правильно организовать работу.
  17. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  18. Оберегайте ребенка от утомления, оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  19. Если ребенок сел рисовать, уберите со стола все лишнее. Гиперактивный ребенок не умеет сам отсекать все, что ему в данный момент мешает.
  20. При каждом подходящем случае давайте ребенку возможность принимать на себя ответственность. Например, ребенок должен убирать за собой посуду после еды. Если он этого не сделал, то пусть продолжит убирать со стола, пока его одноклассники играют.
  21. Придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребенка, такие дети более других нуждаются в похвале.
  22. Обеспечьте для ребенка индивидуальные условия, которые помогут ему быть более организованным. Например, через 20- минутные интервалы разрешайте ему вставать и ходить в конце класса. Некоторые дети с  синдромом дефицита внимания с гиперактивностью лучше концентрируют внимание, одевая наушники. Используйте все, что помогает (если это приемлемо и неопасно).
  23. Следует, по возможности, игнорировать его вызывающие поступки, поощрять  хорошее поведение.
  24. Всегда помните: необходимо договориться, а не стараться сломить.

 

Роль взрослых – подсказать ребенку, как он может использовать свою повышенную активность, направить  ее в нужное  русло.

 

 

Психологическая коррекция

 

  • Повышение самооценки, положительное отношение (не ругать, избегать сравнений)
  • Структурированное систематическое наблюдение (ведение дневников, где ребенок отмечает свое поведение- учится понимать за что его ругают, за что получил плохую отметку, за что похвалили. Этим мы учим его предвосхищать свое поведение, события)
  • Оперативное обусловливание. Отсутствие поощрения, если ребенок ведет себя плохо (поведение, а не оценки по предметам). Поощрение за хорошее поведение должно быть разнообразным. Необходима преемственность и выполнение обещания ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Памятка для педагогов85 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для тревожных детей.

Упражнение «Передай клубочек»

Описание: «Дети садятся по кругу и передают друг другу клубочек.
Тот, кто передают клубочек, говорит комплименты тому ребенку, которому попадает клубочек.
Упражнение «Я могу»

Ведущий: «Взрослый предлагает детям сесть в круг и, поочередно продолжая фразу «Я могу…», говорить о себе что–то хорошее. Если ребенок затрудняется с ответом, остальные дети должны прийти на помощь и подсказать продолжение фразы».

Упражнение «Смелый капитан»

Описание: тревожный ребенок назначается капитаном.

Ведущий: «Представьте себе, что мы на корабле. При словах: «Тихая, спокойная погода, светит солнышко, вы должны изображать хорошую погоду». При словах «Буря!», дети начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Капитан должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!»

Упражнение «Драка»

“Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!”

Литература.

В помощь педагогу по работе с тревожным ребенком.

1.      Постоева Л., Лукина Г. Поможем детям справиться с тревожностью. – журнал №5, №6, 2006 г.

2.      Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для взрослых»: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми, Спб., «Речь», 2002г.,

3. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. - 1998. - №2.

4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психоаналитическая тревога и возрастная динамика. - М.: 1998.

5. Савина Е. Тревожные дети / Школьное воспитание - 1996. - №4

6. Шанина Н.П. Тревожные дети // Дошкольное воспитание.-1996.- №7

7. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии. - 1989. - №4 .

Материал подготовлен педагогом – психологом  Егоровой Л.В.  

МАОУ «Новозаимская СОШ»

ПСИХОЛОГ РЕКОМЕНДУЕТ

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ

Описание: https://clutch.ua/wp-content/uploads/2017/11/d4686f56b956ea889a3c3abc601a17d2.jpg

Памятка для педагогов

    Для умственно отсталых детей свойственна высокая тревожность, которая характеризуется инертностью и «застреванием» детей на негативных аспектах жизни, наличием навязчивых мыслей и действий. Наиболее значимыми для возникновения высокой тревожности у таких детей являются бытовые ситуации жизнедеятельности, а также ситуации взаимодействия со сверстниками. Во многом тревожности у умственно отсталых детей возникает ввиду их сниженного социального интеллекта и непонимания мотивов поведения других людей в отношении них.

Причины возникновения школьной тревожности

-Хроническая или эпизодическая неуспешность.

- Изменение режима дня и возрастание психофизиологических нагрузок.

-Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

-Необходимость осваивать «новую школьную территорию».

-Отсутствие преемственности требований, предъявляемых учителями начальной школы и среднего звена, а также вариативность требований от учителя к учителю.

-Необходимость адаптироваться к новому (или измененному) классному коллективу.

 

Рекомендации по снижению тревожности у умственно отсталых детей:

1. менее эмоционально реагировать на аффективные состояния и вспышки ребенка, ни к воем случае не применять в этот момент наказание, приложить усилия к тому, чтобы оградить возбужденного ребенка от окружающих;

3. при беседе необходимо с особой осторожностью подходить к подбору слов, поскольку тревожность умственно отсталых детей сопровождается навязчивостью в мыслях и действиях, которая ненароком может быть усилена теми или иными лингвистическими оборотами, используемыми в речи;

4. в случаях, если из-за охватившей ребенка тревоги он отказывается идти на контакт с окружающими, не стоит его за это ругать и упорствовать в установлении контакта;

5. с учетом того, что дети с умственной отсталостью испытывают волнения и тревожность даже в самых привычных для детей бытовых ситуациях, приучать братьев и сестер терпеливо помогать им справляться с этими ситуациями, вместе переживая ситуации сотрудничества и успеха;

6. не следует устранять и удалять все то, что может неблагоприятно влиять на их настроение и аффекты, необходимо стремиться к тому, чтобы систематически вырабатывать у них самообладание;

7. следует придерживаться распорядка дня, обеспечить дозированное участие ребенка в игре и спорте.

 

Причины возникновения школьной тревожности      

- Хроническая или эпизодическая неуспешность.

- Изменение режима дня и возрастание психофизиологических нагрузок.

- Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.

- Несоответствие ожиданий родителей демонстрируемым ребенком результатам.

- Необходимость осваивать «новую школьную территорию».

- Увеличение количества школьных дисциплин.

- Увеличение числа учителей.

- Отсутствие преемственности требований, предъявляемых учителями начальной школы и среднего звена, а также вариативность требований от учителя к учителю.

- Смена классного руководителя.

- Необходимость адаптироваться к новому (или измененному) классному коллективу.

- Гиперопека со стороны родителей, их чрезмерное вторжение в школьную жизнь ребенка.

- Трудности переживания подросткового кризиса.

 

Учет роли оценки и самооценки

- Систематически и искренне давайте позитивную оценку действиям и поступкам тревожного ученика как индивидуально, так и в присутствии других детей и взрослых,

- Не критикуйте тревожного ученика в присутствии других. В случае необходимости, обсуждайте с ним индивидуально его конкретный поступок, или конкретную ошибку в работе, не затрагивая его личность и персональные качества.

- Используйте позитивные высказывания: «я верю, что ты способен справится с этой проблемой», «Ты можешь это выучить» и т. п. 

- Возможно, что этот ребенок учится хуже других. Для того, чтобы он имел стимул к развитию и обучению, сравнивайте результаты данного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера или неделю назад.

- Создавайте в классе атмосферу, в которой нет деления учеников на сильных и слабых, поощряйте все добрые начинания (не только связанные с учебой), достигнутые цели и стремление к учёбе.