Для родителей

Чухарева Ирина Михайловна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Разговор про леворукость» Консультативный материал для родителей

Слайд 2

Почему все люди на земле праворукие, и только часть из них - другие, не такие, как все. Они пишут, едят и выполняют различные действия левой рукой. Так им удобнее, легче, сподручнее… Но , именно поэтому, так волнуются родители, заметив, что их ребенок – левша : Отчего леворукие леворуки ? Как определить, действительно ли ребенок леворук ? Нужно ли переучивать ребенка или стоит довериться природе и дать ему самому возможность развиваться так, как он развивается, и работать той рукой, какой удобнее и легче? Правда ли, что леворукие обладают необыкновенными талантами Действительно ли они «другие», «особенные»? В чем проявляются эти особенности? Вот вопросы, которые волнуют родителей.

Слайд 3

«Леворукость» — это предпочтительное активное использование левой руки, то есть внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений человека.

Слайд 4

Возникновение леворукости : 1. Генетическая предрасположенность : - вероятность рождения леворукого ребенка у праворуких родителей всего 2%, вероятность возрастает до 17%, если один родитель леворукий , и до 46%, если леворуки оба родителя ; 2. Патологическая (компенсаторная) леворукость, как следствие нарушения в развитии мозга. Прослеживается определенная зависимость между отклонениями в протекании беременности и родов (низкая масса тела новорожденного, слишком быстрые или, наоборот, затянувшиеся роды, применение инструментов при родовспоможении, асфиксия новорожденного, травмы и ряд других факторов) и появлением на свет леворуких детей.

Слайд 5

3. Временное предпочтение левой руки. У современных детей леворукость, иногда, оказывается временным, латентным признаком. Он отражает всего лишь факт задержки формирования у ребенка межполушарных взаимодействий и закрепления специализации, временное доминирование левого полушария мозга (правой руки) относительно всех двигательных функций (еда, пользование бытовыми приборами, рисунок, письмо и т.п.). По мере наращивания функционального потенциала левого полушария в таких случаях происходит «волшебное превращение» левши в правшу. 4. Вынужденная леворукость: - бытовые травмы, нарушения нервно-мышечной регуляции в раннем детстве не дающие в полной мере использовать правую руку, могут стать причиной предпочтительного использования левой руки, ее усиленной тренировки. Так левая рука может стать более активной, ребенку становится удобнее ею работать. - леворукость формируется путем подражания деятельности взрослых или сверстников. Возникает «ненасильственное» переучивание. Порой левши в окружении правшей начинают более активно действовать правой рукой. Но бывает и наоборот — праворукие становятся леворукими .

Слайд 6

В последние годы многие исследователи склоняются к тому, что в основе леворукости — комплексное сочетание патологических, генетических и социальных факторов. Леворукие дети — неоднородная группа. Проявление тех или иных нарушений в развитии связано с преобладанием какого-либо фактора в развитии леворукости. Например, у детей с компенсаторной (патологической) леворукостью можно ожидать проявления нарушений речевого развития, у детей с вынужденной леворукостью — снижения адаптивных возможностей, проявления повышенной возбудимости, тревожности, неврозоподобных расстройств. Своеобразие работы головного мозга (?) у левшей провоцирует появления у них аллергий, тиков, энуреза , страхов и бессонницы, эндокринных отклонений и особенностей полового созревания. Если любой ребенок требует к себе внимания в этом смысле, то левша — втрое больше.

Слайд 7

У левшей наблюдаются искажения, своеобразные задержки и диспропорции формирования различных психических функций: речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций и т.п. Кроме того, они являются «группой риска» в плане возникновения логоневрозов (заикания), нарушение поведения (повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, робость, застенчивость, заторможенность), прочие проявления недостаточности аффективно - волевой сферы. Как правило, проблемы остро проявляют себя имения в тот момент, когда начинается углубленная подготовка к учебному процессу. Это не значит, что они появляются в этот период. Просто раньше перед ребенком не вставали задачи такой сложности, как овладение письмом, чтением, счетом, необходимость сосредоточенно «высиживать урок», соответствовать всем школьным правилам. Просто многое было завуалированным, не столь очевидным. Особенно в тех семьях, где особенности и не всегда приятное «своеобразие» поведения ребенка стараются не замечать и всеми возможными способами оправдать.

Слайд 8

Нередко на первых этапах отклоняющегося развития (в 4—6 лет) большинство проблем (поведенческих, коммуникативных или связанных с конкретными трудностями при письме, чтении, арифметике) достаточно быстро нивелируется. Особенно когда речь идет о принципиально здоровых детях, которые не требуют направленного лечения у невропатолога или психиатра и до этого периода никак не проявляли какого-то грубого отставания от сверстников. Среди таких детей около 70% составляют левши. Описывая левшей, нельзя не подчеркнуть и ряд их специфических особенностей в сравнении с правшами. Наряду с отставанием от правшей по целому ряду параметров психического развития левши обнаруживают больший словарный запас, большую общую информированность и эрудицию, более высокие достижения в математике. Дети - левши, как правило, со всеми интеллектуальными заданиями справляются намного лучше своих сверстников. Только не торопите ребенка, дайте ему время «войти» в задачу, выбрать оптимальный вариант ее решения, а уж затем оценивайте его успехи. Ребенок - левша по типу своей мозговой организации имеет право на некоторую замедленность любого двигательного процесса, в том числе речевого. Его мозгу необходимо некоторое время для запуска любой разворачивающейся во времени и пространстве деятельности.

Слайд 9

Среди них много артистически и художественно одаренных. При исследовании креативности мышления (способности к творческим решениям) показатели оказались значимо более высокими у леворуких по сравнению с правшами Считается , что леворукие — люди творческие, эмоциональные. Леворукими были такие известные люди, как математик Пифагор и известный древнегреческий ученый Аристотель, великие художники Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи. Леворукими были Ньютон и Наполеон, Эйнштейн и Чаплин, Черчилль и Пикассо. Билл Гейтс, Джулия Роберте и многие другие . Определение леворукости В каком возрасте нужно определять ведущую руку? Специалисты считают, что целесообразно делать это в 4-5 лет. В возрасте 4-5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук.

Слайд 10

Приведем наиболее типичные тесты . - «Переплетение пальцев рук». Предложите ребенку сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой. - «Поза Наполеона» — складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье .

Слайд 11

- « Одновременные действия обеих рук» — рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, — более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой . - « Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей ». Для оценки скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (касаний ручкой плоскости листа). Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее значение . Силу каждой руки необходимо измерить три раза ручным динамометром и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая по силе неведущую на 2 кг .

Слайд 12

О переучивании Многие изменения возникают, провоцируются или усиливаются в результате неквалифицированного переобучения левшей для выполнения действий правой рукой в дошкольном или раннем школьном возрасте. Использование при различных видах деятельность левой и правой рук — не прихоть человека, не желание его или окружающих. Это, прежде всего, отражение мозговой организации психической деятельности человека, С природными особенностями человека шутить нельзя. Рукость (то есть преимущественная активность правой или левой руки) являете одним из важнейших нейробиологических свойств, весьма индивидуализированных. Ее нельзя изменять по своей усмотрению, так как любое вмешательство, тем более некомпетентное, приводит к непредсказуемым последствиям, которые могут проявиться не сразу, а через несколько лет.

Слайд 13

О переучивании Не надо стараться подогнать ребенка - левшу под общеизвестные правила: пусть он делает все (кроме написания букв, цифр, т.д.) той рукой, какой ему удобнее. А самое лучшее — при рисовании, в игре давайте ему карандаши, игрушки в обе руки, развивая и правую, и левую. Дайте возможность его мозгу самому разобраться в спорных аспектах собственной компетентности. Вопрос о «смене руки» может положительно решаться только в том случае, если ребенка переучивали, и он привык пользоваться правой рукой, но еще не учился в школе, не начинал систематически писать. Или, в крайних случаях, в самые первые школьные дни! Вопросы переучивания могут решаться только совместно с высокопрофессиональным специалистом!

Слайд 14

Психическое развитие левшей - одна из актуальнейших проблем в специальной и возрастной психологии, педагогике, дефектологии. Наиболее планомерно и последовательно этот вопрос рассматривается в нейропсихологии – науке о связи работы мозга и психики, мозга и поведения человека, в рамках которой разработаны методы диагностики, коррекции и абилитации (развитие потенциальных возможностей) ребенка. В частности, - метод замещающего онтогенеза как базовая технология, составляющая основу нейропсихологического сопровождения детей.

Слайд 15

Общаясь с ребенком – левшой помните, что ему нелегко дается все, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой (или с одного вида действий на другой в рамках одного процесса). А ведь на таких переключениях, равно как и на плавном, упорядоченном разворачивании любого действия (восприятия окружающего мира или чтения, игры или письма), базируется все наше поведение. Не надо сердиться и ждать, когда же ребенок сам научится (просто глядя на вас) пользоваться ложкой, иголкой, ножницами, кисточкой, спицами, завязывать шнурки, манипулировать с одеялом и пододеяльником и т.п. Лучше сразу взять его руки в свои, и несколько раз вместе с ним повторить нужное движение. Вы хотите научить ребенка - левшу плавать брассом и кролем (играть в теннис, танцевать)? Прекрасно! Мама «руководит» его руками, папа — ногами. Только потренируйтесь вначале сами, чтоб синхронизировать собственные действия. Особенно сложны для левшей ситуации, в которых необходимы быстрые одновременные действия обеих рук (особенно, если эти движения не синхронны). Часто дети жалуются, что им мешают руки и ноги, если приходиться выполнять какое-либо сложное гимнастическое упражнение или танец.

Слайд 16

Не торопите ребенка, если он не может делать сразу несколько дел, например, что-то рисовать и слушать вас: это ему не под силу. Он может сосредоточиться лишь на чем-то одном. Задача взрослых — буквально заставить тело ребенка запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае его пальцев рук, ног, туловища, головы Стремясь оказать помощь маленьким левшам, старайтесь во время давать им как можно больше упражнений, в которых были бы задействованы обе руки или ноги. Отработайте с ними вместе каждое движение отдельно и лишь постепенно наращивайте темп. То же относится к написанию букв, цифр, рисованию. Не требуйте, чтобы маленький левша срисовал нечто, глядя на образец. Лучше положите сверху кальку и обведите вместе с ним нужный образец несколько раз. Или, наоборот, воспользуйтесь копиркой и покажите ребенку, какой красивый «образ» возник на нижнем листе. Чем младше ребенок, тем более подробной и четкой должна быть инструкция и наглядная демонстрация того, как делать, равно как и обсуждение всех этапов предстоящей работы. Важно понимать разницу между инструкцией: «Делай, как хочешь» и «Делай точно так»; «Брось в стенку мяч» и «Брось мячом в красный кружок (цель!) на стене».

Слайд 17

Советы родителям леворукого ребенка 1. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативное отношение к леворукости . 2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию . 4. Помните , что леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка . 5 . « Пробовать» научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом – бессмысленно. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.

Слайд 18

6. Определить ведущую руку целесообразно в 4—4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас. 7. Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа. 8. При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей». 9 . Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами — эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению. 10. Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий , а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим. 11. Не пренебрегайте такими общепринятыми способами общеукрепляющих мероприятий, как спортивные занятия, подвижные игры, ванны с морской солью и травами, массаж. 12. Определяющим в развитии ребенка – левши является именно направленное нейропсихологическое сопровождение этих детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Разговор про леворукость» Консультативный материал для родителей

Слайд 2

Почему все люди на земле праворукие, и только часть из них - другие, не такие, как все. Они пишут, едят и выполняют различные действия левой рукой. Так им удобнее, легче, сподручнее… Но , именно поэтому, так волнуются родители, заметив, что их ребенок – левша : Отчего леворукие леворуки ? Как определить, действительно ли ребенок леворук ? Нужно ли переучивать ребенка или стоит довериться природе и дать ему самому возможность развиваться так, как он развивается, и работать той рукой, какой удобнее и легче? Правда ли, что леворукие обладают необыкновенными талантами Действительно ли они «другие», «особенные»? В чем проявляются эти особенности? Вот вопросы, которые волнуют родителей.

Слайд 3

«Леворукость» — это предпочтительное активное использование левой руки, то есть внешнее проявление того, что по каким-то причинам правое полушарие мозга взяло на себя (временно или навсегда) главную, ведущую роль в обеспечении произвольных движений человека.

Слайд 4

Возникновение леворукости : 1. Генетическая предрасположенность : - вероятность рождения леворукого ребенка у праворуких родителей всего 2%, вероятность возрастает до 17%, если один родитель леворукий , и до 46%, если леворуки оба родителя ; 2. Патологическая (компенсаторная) леворукость, как следствие нарушения в развитии мозга. Прослеживается определенная зависимость между отклонениями в протекании беременности и родов (низкая масса тела новорожденного, слишком быстрые или, наоборот, затянувшиеся роды, применение инструментов при родовспоможении, асфиксия новорожденного, травмы и ряд других факторов) и появлением на свет леворуких детей.

Слайд 5

3. Временное предпочтение левой руки. У современных детей леворукость, иногда, оказывается временным, латентным признаком. Он отражает всего лишь факт задержки формирования у ребенка межполушарных взаимодействий и закрепления специализации, временное доминирование левого полушария мозга (правой руки) относительно всех двигательных функций (еда, пользование бытовыми приборами, рисунок, письмо и т.п.). По мере наращивания функционального потенциала левого полушария в таких случаях происходит «волшебное превращение» левши в правшу. 4. Вынужденная леворукость: - бытовые травмы, нарушения нервно-мышечной регуляции в раннем детстве не дающие в полной мере использовать правую руку, могут стать причиной предпочтительного использования левой руки, ее усиленной тренировки. Так левая рука может стать более активной, ребенку становится удобнее ею работать. - леворукость формируется путем подражания деятельности взрослых или сверстников. Возникает «ненасильственное» переучивание. Порой левши в окружении правшей начинают более активно действовать правой рукой. Но бывает и наоборот — праворукие становятся леворукими .

Слайд 6

В последние годы многие исследователи склоняются к тому, что в основе леворукости — комплексное сочетание патологических, генетических и социальных факторов. Леворукие дети — неоднородная группа. Проявление тех или иных нарушений в развитии связано с преобладанием какого-либо фактора в развитии леворукости. Например, у детей с компенсаторной (патологической) леворукостью можно ожидать проявления нарушений речевого развития, у детей с вынужденной леворукостью — снижения адаптивных возможностей, проявления повышенной возбудимости, тревожности, неврозоподобных расстройств. Своеобразие работы головного мозга (?) у левшей провоцирует появления у них аллергий, тиков, энуреза , страхов и бессонницы, эндокринных отклонений и особенностей полового созревания. Если любой ребенок требует к себе внимания в этом смысле, то левша — втрое больше.

Слайд 7

У левшей наблюдаются искажения, своеобразные задержки и диспропорции формирования различных психических функций: речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов, эмоций и т.п. Кроме того, они являются «группой риска» в плане возникновения логоневрозов (заикания), нарушение поведения (повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, робость, застенчивость, заторможенность), прочие проявления недостаточности аффективно - волевой сферы. Как правило, проблемы остро проявляют себя имения в тот момент, когда начинается углубленная подготовка к учебному процессу. Это не значит, что они появляются в этот период. Просто раньше перед ребенком не вставали задачи такой сложности, как овладение письмом, чтением, счетом, необходимость сосредоточенно «высиживать урок», соответствовать всем школьным правилам. Просто многое было завуалированным, не столь очевидным. Особенно в тех семьях, где особенности и не всегда приятное «своеобразие» поведения ребенка стараются не замечать и всеми возможными способами оправдать.

Слайд 8

Нередко на первых этапах отклоняющегося развития (в 4—6 лет) большинство проблем (поведенческих, коммуникативных или связанных с конкретными трудностями при письме, чтении, арифметике) достаточно быстро нивелируется. Особенно когда речь идет о принципиально здоровых детях, которые не требуют направленного лечения у невропатолога или психиатра и до этого периода никак не проявляли какого-то грубого отставания от сверстников. Среди таких детей около 70% составляют левши. Описывая левшей, нельзя не подчеркнуть и ряд их специфических особенностей в сравнении с правшами. Наряду с отставанием от правшей по целому ряду параметров психического развития левши обнаруживают больший словарный запас, большую общую информированность и эрудицию, более высокие достижения в математике. Дети - левши, как правило, со всеми интеллектуальными заданиями справляются намного лучше своих сверстников. Только не торопите ребенка, дайте ему время «войти» в задачу, выбрать оптимальный вариант ее решения, а уж затем оценивайте его успехи. Ребенок - левша по типу своей мозговой организации имеет право на некоторую замедленность любого двигательного процесса, в том числе речевого. Его мозгу необходимо некоторое время для запуска любой разворачивающейся во времени и пространстве деятельности.

Слайд 9

Среди них много артистически и художественно одаренных. При исследовании креативности мышления (способности к творческим решениям) показатели оказались значимо более высокими у леворуких по сравнению с правшами Считается , что леворукие — люди творческие, эмоциональные. Леворукими были такие известные люди, как математик Пифагор и известный древнегреческий ученый Аристотель, великие художники Микеланджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи. Леворукими были Ньютон и Наполеон, Эйнштейн и Чаплин, Черчилль и Пикассо. Билл Гейтс, Джулия Роберте и многие другие . Определение леворукости В каком возрасте нужно определять ведущую руку? Специалисты считают, что целесообразно делать это в 4-5 лет. В возрасте 4-5 лет формируется стойкое предпочтение одной из рук.

Слайд 10

Приведем наиболее типичные тесты . - «Переплетение пальцев рук». Предложите ребенку сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой. - «Поза Наполеона» — складывание рук на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье .

Слайд 11

- « Одновременные действия обеих рук» — рисование круга, квадрата, треугольника. Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, — более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой . - « Скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей ». Для оценки скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд или число точек (касаний ручкой плоскости листа). Задание выполняется трижды, затем рассчитывается среднее значение . Силу каждой руки необходимо измерить три раза ручным динамометром и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая по силе неведущую на 2 кг .

Слайд 12

О переучивании Многие изменения возникают, провоцируются или усиливаются в результате неквалифицированного переобучения левшей для выполнения действий правой рукой в дошкольном или раннем школьном возрасте. Использование при различных видах деятельность левой и правой рук — не прихоть человека, не желание его или окружающих. Это, прежде всего, отражение мозговой организации психической деятельности человека, С природными особенностями человека шутить нельзя. Рукость (то есть преимущественная активность правой или левой руки) являете одним из важнейших нейробиологических свойств, весьма индивидуализированных. Ее нельзя изменять по своей усмотрению, так как любое вмешательство, тем более некомпетентное, приводит к непредсказуемым последствиям, которые могут проявиться не сразу, а через несколько лет.

Слайд 13

О переучивании Не надо стараться подогнать ребенка - левшу под общеизвестные правила: пусть он делает все (кроме написания букв, цифр, т.д.) той рукой, какой ему удобнее. А самое лучшее — при рисовании, в игре давайте ему карандаши, игрушки в обе руки, развивая и правую, и левую. Дайте возможность его мозгу самому разобраться в спорных аспектах собственной компетентности. Вопрос о «смене руки» может положительно решаться только в том случае, если ребенка переучивали, и он привык пользоваться правой рукой, но еще не учился в школе, не начинал систематически писать. Или, в крайних случаях, в самые первые школьные дни! Вопросы переучивания могут решаться только совместно с высокопрофессиональным специалистом!

Слайд 14

Психическое развитие левшей - одна из актуальнейших проблем в специальной и возрастной психологии, педагогике, дефектологии. Наиболее планомерно и последовательно этот вопрос рассматривается в нейропсихологии – науке о связи работы мозга и психики, мозга и поведения человека, в рамках которой разработаны методы диагностики, коррекции и абилитации (развитие потенциальных возможностей) ребенка. В частности, - метод замещающего онтогенеза как базовая технология, составляющая основу нейропсихологического сопровождения детей.

Слайд 15

Общаясь с ребенком – левшой помните, что ему нелегко дается все, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой (или с одного вида действий на другой в рамках одного процесса). А ведь на таких переключениях, равно как и на плавном, упорядоченном разворачивании любого действия (восприятия окружающего мира или чтения, игры или письма), базируется все наше поведение. Не надо сердиться и ждать, когда же ребенок сам научится (просто глядя на вас) пользоваться ложкой, иголкой, ножницами, кисточкой, спицами, завязывать шнурки, манипулировать с одеялом и пододеяльником и т.п. Лучше сразу взять его руки в свои, и несколько раз вместе с ним повторить нужное движение. Вы хотите научить ребенка - левшу плавать брассом и кролем (играть в теннис, танцевать)? Прекрасно! Мама «руководит» его руками, папа — ногами. Только потренируйтесь вначале сами, чтоб синхронизировать собственные действия. Особенно сложны для левшей ситуации, в которых необходимы быстрые одновременные действия обеих рук (особенно, если эти движения не синхронны). Часто дети жалуются, что им мешают руки и ноги, если приходиться выполнять какое-либо сложное гимнастическое упражнение или танец.

Слайд 16

Не торопите ребенка, если он не может делать сразу несколько дел, например, что-то рисовать и слушать вас: это ему не под силу. Он может сосредоточиться лишь на чем-то одном. Задача взрослых — буквально заставить тело ребенка запомнить ту или иную операцию, взаиморасположение в каждом случае его пальцев рук, ног, туловища, головы Стремясь оказать помощь маленьким левшам, старайтесь во время давать им как можно больше упражнений, в которых были бы задействованы обе руки или ноги. Отработайте с ними вместе каждое движение отдельно и лишь постепенно наращивайте темп. То же относится к написанию букв, цифр, рисованию. Не требуйте, чтобы маленький левша срисовал нечто, глядя на образец. Лучше положите сверху кальку и обведите вместе с ним нужный образец несколько раз. Или, наоборот, воспользуйтесь копиркой и покажите ребенку, какой красивый «образ» возник на нижнем листе. Чем младше ребенок, тем более подробной и четкой должна быть инструкция и наглядная демонстрация того, как делать, равно как и обсуждение всех этапов предстоящей работы. Важно понимать разницу между инструкцией: «Делай, как хочешь» и «Делай точно так»; «Брось в стенку мяч» и «Брось мячом в красный кружок (цель!) на стене».

Слайд 17

Советы родителям леворукого ребенка 1. Взрослые не должны никогда, ни при каких обстоятельствах показывать леворукому ребенку негативное отношение к леворукости . 2. Старайтесь придерживаться единой тактики отношений с ребенком. Раздоры в семье и несогласованность требований родителей к ребенку всегда осложняют ситуацию . 4. Помните , что леворукость — индивидуальный вариант нормы, поэтому трудности, возникающие у левши, совсем не обязательно связаны с его леворукостью, такие же проблемы могут быть и у праворукого ребенка . 5 . « Пробовать» научить ребенка работать правой рукой, тем более настаивать на этом – бессмысленно. Переучивание может привести к серьезным нарушениям здоровья.

Слайд 18

6. Определить ведущую руку целесообразно в 4—4,5 года и не менять ее, даже если качество письма и рисования будет не очень удовлетворять вас. 7. Научите леворукого ребенка правильно сидеть за рабочим столом, правильно держать ручку, располагать тетрадь. Помните, свет при работе должен падать справа. 8. При обучении письму используйте «Прописи для леворуких детей». 9 . Не заставляйте леворукого ребенка читать, если он сам отказывается, даже если вы уверены, что он знает все буквы. Складывайте буквы из их элементов, пишите буквы, играйте с буквами — эта работа облегчит ребенку распознавание букв и процесс обучения чтению. 10. Ваш ребенок нуждается в особом внимании и подходе, но не потому, что он леворукий , а потому, что каждый ребенок уникален и неповторим. 11. Не пренебрегайте такими общепринятыми способами общеукрепляющих мероприятий, как спортивные занятия, подвижные игры, ванны с морской солью и травами, массаж. 12. Определяющим в развитии ребенка – левши является именно направленное нейропсихологическое сопровождение этих детей.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Математические игры»

 Для усвоения порядкового, количественного счета интересны следующие игры:

«Путаница». Цифры раскладываются на столе. Когда ребенок закрывает глаза, цифры меняются местами. Ребенок находит изменения и возвращает цифры на свои места.

В игре, «Какой цифры не стало», убирается одна-две цифры. Ребенок не только замечает изменения, но и говорит, где и какая цифра стоит и почему.

«Убираем цифры». Перед ребенком на столе разложены цифры по порядку от 1 до 10. Про каждую цифру загадывается загадка. Ребенок, догадавшись о какой цифре идет речь, убирает ее из числового ряда. Например, Убрать цифру, которая стоит после цифры 6, перед цифрой 4. Которая показывает число на 1 больше 7, сколько раз я хлопну в ладоши, которая встречается в названии сказки о Белоснежке, и т.д.

Игра «Чудесный мешочек» направлена на упражнение детей в счете с помощью различных анализаторов, закрепление представлений о количественных отношениях между числами. В «Чудесном мешочке» находится счетный материал, два-три вида мелких игрушек. Ребенку необходимо отсчитать столько предметов, сколько он услышит хлопков в ладоши.

Игра «Считай -не ошибись» направлена на упражнение в прямом и обратном счете. Перед началом игры играющие договариваются, в каком порядке будут считать. Взрослый называет цифру, ребенок продолжает считать дальше.

Игра «Которой игрушки не стало». Взрослый выставляет несколько разнообразных игрушек. Ребенок запоминает, где какая игрушка стоит. Закрывает глаза, взрослый убирает игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет, какой игрушки не стало. Н-р, спряталась машинка, она стояла третьей справа.

Упражнять детей в умении производить арифметические действия поможет игра «Цепочка примеров».

Для закрепления представлений детей о знакомых им геометрических фигурах и телах рекомендуется осуществлять в следующих играх:

Игра «Чудесный мешочек». В мешочке находятся модели геометрических фигур и тел, ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру или тело, которые он хочет показать. Другой вариант, взрослый дает задание, найти в «мешочке» какую-то конкретную фигуру.

Игра «Посмотри вокруг». Взрослый предлагает найти, назвать предметы круглой, квадратной, прямоугольной формы.

Игра «Геометрическая мозаика». Взрослый предлагает из набора геометрических фигур составить фигуру по образцу или по собственному замыслу.

В процессе обучения ориентировке в пространстве следует использовать игры:

Игра «Путешествие по комнате». Взрослый дает ребенку разные задания. «Дойти до окна, сделай три шага вправо, поверни налево и т.д.» Ребенок выполняет задание, если оно успешно, то взрослый помогает найти спрятанный там фант.

Игра «Расскажи про свой узор». У ребенка картинка «коврик» с узором из геометрических фигур. Ребенок рассказывает, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу- круг, в левом верхнем углу- красный квадрат и т.д.

Игра «Точка-путешественница». Для игры понадобятся квадрат, разделенный на 9 маленьких квадратов и фишка. Точка – в левом нижнем углу, затем она переместилась на клеточку вверх, на клеточку вправо ит.д.

Задачи-шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Их не следует решать как обычные задачи, используя арифметические действия. Для их решения надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Они побуждают детей рассуждать, мыслить, находить ответ, используя уже имеющиеся знания. Например:

Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)

В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки – 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (4)

-В вазе 3 тюльпана и 7 нарциссов. Сколько тюльпанов в вазе? (3)

-Бабушка вязала внукам шарфы и варежки. Всего она связала 3 шарфа и 6 варежек. Сколько внуков у бабушки? (3)

-Сколько орехов в пустом стакане? (Нисколько).



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как приучать детей к опрятности и аккуратности»

в средней группе.

Прививать ребёнку навыки чистоты нужно с первых дней его жизни - малыш воспринимает естественной для себя ту среду, в которой живёт.

Если в комнатах постоянно разбросаны вещи и книги, раковина на кухне переполнена грязной посудой, если мама ходит в грязном халате, а мокрые штанишки малыша сушит на батарее вместо того, чтобы постирать их, - бесполезно объяснять подросшему ребёнку, что одежда должна быть чистой, а игрушки нужно убирать на место. Ведь дети стремятся во всём подражать взрослым. Поэтому первое правило, которое следует соблюдать родителям, - будьте сами аккуратны и опрятны.

Как только у ребёнка появляются первые попытки делать что-то самостоятельно, начинайте приучать его к порядку. Как правило, это происходит в конце первого - начале второго года жизни. Стремление к самостоятельности становится особенно выраженным, когда ребёнок начинает ходить и у него появляется возможность не только наблюдать за действиями взрослых, но и участвовать в них. В два года он гордо заявляет о своём праве на самостоятельность хорошо известной всем родителям фразой «Я сам!».

Маленькие дети очень активны и хотят делать то, что делают взрослые. Ранний возраст - самое благодарное время для того, чтобы не перевоспитывать, а воспитывать ребёнка.

Нужно помнить о двух опасностях, которые подстерегают родителей в деле воспитания культурных навыков.

Первая - не предъявлять ребёнку непосильные требования, и вторая - не делать слишком долго за малыша то, что он может сделать сам. К двум годам малыш овладевает простейшими навыками самообслуживания: сравнительно аккуратно пользуется ложкой и чашкой, просится на горшок, с помощью взрослого пытается раздеваться и одеваться. У него появляется желание помогать взрослым. К этому возрасту основные навыки опрятности уже могут быть сформированы, но пока ещё не закреплены. Ребёнок может, заигравшись, забыть вовремя попроситься в туалет, испачкаться во время прогулки. Следует помнить, что смысл культурного поведения для него ещё не ясен. Особенность его психического развития такова, что многое он делает не столько из-за понимания цели того или иного действия или поступка, сколько для взрослого, который предъявляет ему какие-то требования или даёт поручения. Пока он лишь копирует внешний рисунок действия взрослого, а результата не замечает.

Терапевтическая сказка о микробах.

Замечательным воспитательным средством, "приучает" нерях к мылу и воде, являются терапевтические сказки. Вы можете придумать их вместе с ребенком. Например, это могут быть приключения микроба, который жил на немытых руках у одного мальчика.

Гигиена - целая наука. Наука эта практическая. И наша задача - дать детям как можно раньше азы гигиенического воспитания, элементарные навыки по уходу за своим телом. Грязные ногти, нечесаные волосы - первые признаки нечистоплотности. А с неряхами, конечно, не очень-то любят общаться. Нужно также объяснить ребенку, что грязная кожа и одежда могут причинить вред его здоровью.

Если ребенка трудно затянуть в ванну, он с криками моет голову или отказывается мыть руки, попробуйте провести разъяснительную, а заодно и просветительскую работу. Расскажите вашему малышу, что такое «грязь» и почему кожу необходимо удерживать в чистоте. Это может звучать примерно так: «Кожа защищает нас от многих болезней, если ее содержать в чистоте. Когда ты бегаешь, играешь, прыгаешь, тебе становится жарко. И на твоей коже появляются капельки пота. Если его не смывать, то пот соединяется с тонким слоем жира на твоей коже (или кожным салом). Поверхность твоего тела становится хорошим убежищем для. бактерий и микробов, их там просто множество! Некоторые из них - настоящие «злодеи» и наносят вред твоему организму. Они обожают грязь! Как их можно победить? А помнишь сказку Мойдодыр?»

Можете использовать энциклопедии о теле человека или вместе с ребенком рисовать микробов.

Чистота рук!

Если ребенок все время забывает мыть руки после улицы и перед едой, повесьте сигнальную таблицу на двери ванной: «Внимание! Внимание! Всем, кто помыл руки, объявляется благодарность и приз - вкусный обед». Прибегайте к внешним средствам воздействия на ребенка, а не прямых указаний типа: А, ну-ка марш мыть руки! Проверено многими родителями и работает практически безотказно!

Носовой платок.

Приучайте малыша пользоваться одноразовым носовым платком. Никто не спорит, что рукавом гораздо удобнее. Но гигиенично и культурнее - все-таки платком. Носовой платок должен всегда лежать в кармане у ребенка, особенно, если он ведет «светский образ жизни», то есть ходит в детский сад или школу-сад или в школу. Что нужно рассказать детям о носовом платке? Во-первых, это средство личной гигиены, так же, как и зубная щетка, расческа. Делиться им с другом не стоит.

При чихании или кашле нужно обязательно прикрывать рот платком или рукой, чтобы не заразить своими микробами окружающих.

Глаза, рот, царапины нужно вытирать только свежим, неиспользованным платком! Через платок можно подцепить не только вирусную инфекцию, но еще и герпес, стоматит, конъюнктивит.

Как часто мыться и умываться? Водные процедуры утром и вечером полезны и для чистоты тела, и для укрепления иммунитета.

Мыть ноги необходимо каждый вечер - это закон! Интимная гигиена и для мальчиков, и для девочек - также ежедневный закон!

Ванну можно принимать раз в неделю.

Необходимые правила

  • Все культурные навыки ребёнок осваивает только в совместной деятельности с взрослым. Взрослый объясняет малышу, зачем нужно соблюдать порядок, задаёт образцы правильных действий, помогает выполнить их, даёт им оценку.
  • Воспитывая у малыша навыки гигиены, объясняйте и показывайте ему последовательность действий. Например, обучая его аккуратно мыть руки, предложите закатать рукава рубашечки, самому намочить руки в воде, намылить их мылом, затем смыть мыло, закрыть кран. Старайтесь, чтобы ваше объяснение было понятно и интересно малышу.

Учите его следить за своим внешним видом, правильно вести себя за столом. Помогите ему пользоваться столовыми приборами, салфеткой, вместе красиво сервируйте стол. После еды предложите малышу убрать за собой чашку, тарелку.

  • Приучайте ухаживать за своими вещами: вешать одежду на вешалку, ставить в нужное место обувь, разбирать и убирать кроватку.
  • Постарайтесь сделать так, чтобы в семье соблюдалось постоянство требований в отношении правил поведения. Ребёнок не научится быть аккуратным, если папа требует от него убирать игрушки на место, а мама позволяет их разбрасывать.
  • Воспитывайте у своего чада эстетическое отношение к порядку, чистоте: побуждайте его радоваться при виде чистой, красивой одежды, аккуратной прически окружающих и самого ребёнка. Обращайте его внимание на опрятность других детей во время прогулки, на картинках в книжках. Прививайте малышу чувство брезгливости от грязной одежды, грязных рук, непричёсанных волос, побуждайте обращаться к взрослому за помощью с тем, чтобы устранить неприятные моменты.
  • Знакомьте с делами взрослых. Пусть он видит, как мама стирает и гладит бельё, чистит одежду, как папа чинит кран и аккуратно убирает на место инструменты. Предложите малышу помочь вам. Пусть он постирает рядом с вами носовой платочек, вытрет полотенцем блюдце, поставит на стол хлебницу. Похвалите его за помощь, подчеркните сходство с взрослыми. Прививайте ребёнку бережное отношение к результатам труда взрослых и своего собственного.
  • Учите сочувствовать близким, заботиться о них. Предложите малышу помочь бабушке убрать со стола посуду, вытереть стол, полить цветы, убрать на место одежду.
  • Помните, что удовольствие делать что-то вместе с вами - самая высокая награда для малыша.
  • Не забывайте хвалить малыша за его самостоятельность, аккуратность, трудолюбие.
  • Ругать ребёнка за неопрятность можно только в том случае, если он что-то сделал намеренно: назло взрослому разбил чашку, перевернул тарелку или порвал книжку и пр. При этом ни в коем случае не оскорбляйте его, порицание должно относиться только к конкретному проступку. Никогда не говорите: «Я тебя не люблю» или «Ты плохой мальчик». Лучше сказать так: «Ты нарочно разбил чашку, и это очень плохо. Жалко, что теперь у нас не будет такой красивой посуды». После нескольких подобных случаев ребёнок поймет последствия плохого поступка.
  • Прививая детям, навыки опрятности и аккуратности, старайтесь почаще использовать игровые приёмы. Например, играя с малышом в такие сюжетные игры, как «Кормление куклы», «Купание куклы», «Уход за бельём», «Парикмахерская», «Гости», можно в интересной для ребёнка форме обыграть многие бытовые действия и правила поведения. В ходе сюжетных игр можно приучать детей бережно обращаться с игрушками, ухаживать за ними.
  • Приучать ребёнка убирать на место игрушки лучше с помощью игровых приёмов.

И последнее. Воспитывая у детей опрятность и аккуратность, избегайте педантизма и мелочного контроля над малышом. Он любознателен, ему всё интересно - и бить ладошкой по воде, наблюдая, как во все стороны летят брызги, и лепить «куличики» из песка, и раскрашивать акварельными красками свои ручки или стол. Не запрещайте маленькому ребёнку радоваться своим открытиям. Если вы не хотите, чтобы он испачкал новый костюмчик или промочил ноги, бегая по лужам, наденьте ему фартучек или резиновые сапожки. Подберите для него «рабочую одежду» и приучайте надевать её на время игр, связанных с возможностью запачкаться. Не возводите опрятность в абсолют, не ставьте в зависимость от неё эмоциональное и познавательное развитие ребёнка.